Школьный музей
На протяжении многих лет в школе работает школьный музей.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Сценарий мероприятия «Жизнь, отданная школе»
Цель: формирование уважительного отношения к старшему поколению, учительскому труду; формирование умения брать интервью, выступать перед аудиторией.
Подготовка: за месяц до мероприятия взять интервью у учеников разных лет их воспоминания об учителях, уроках, впечатлениях.
Оформление: средства Медиа, микрофон, стулья полукругом, места для гостей, книга С.Бузмакова «На вздохе»
Форма: гостиная
Звучит песня: «Учительница первая моя”
Ученик:
Учитель-профессия птица,
Труднее её не сыскать.
С какою другою работой сравниться-
Ребячьи сердца зажигать.
Ученик:
Учитель он всегда в дороге,
В заботах, поиска, в тревоге…
И никогда покоя нет.
И сто вопросов на пороге
И нужно верный дать ответ.
Ведущий:
Сегодня у нас в гостях учителя, которые многие годы проработали в нашей школе, а сейчас находятся на заслуженном отдыхе. Все они очень добросовестные и уважаемые люди нашего села. Многие из вас знают их как просто знакомых, соседей, может даже бабушек. Наши гости всю свою жизнь посвятили нашей Берёзовской средней школе, и ушли на пенсию из её стен, оставшись верными своему выбору
Итак, наши гости:
Анна Евгеньевна Смолякова
Галина Николаевна Петракова
Нина Николаевна Ишкова
Нина Владимировна Лешкова
Нина Васильевна Стрелкова
Татьяна Ивановна Дворникова
Татьяна Никитична Кайзер
Ведущий:
Назовите, пожалуйста, Ваш учительский стаж, сколько лет и в какой должности Вы проработали в нашей школе.
-Как получилось, что именно профессию учителя Вы выбрали?
-Первый учебный день. Расскажите о нём.
5 октября на День учителя наши ребята тоже выступали в роли учителей. Прошу вас представиться и ответить на этот же вопрос. Ваш школьный день, чем он запомнился. Хотели бы вы выбрать профессию учителя?
Рассказ учеников о дне учителя. (Ученики 10 и 11 классов, бывшие учителями в день самоуправления, представляются, рассказывают, в каких классах они вели уроки, что было трудно для них в этот день и хотели ли стать учителями в будущем)
Ученик:
В авиации строго считают,
Сколько летчик часов налетал.
Про учителя мало кто знает,
Сколько он у доски простоял!
Сколько ночью тетрадей проверил,
Сколько планов за жизнь написал.
Сколько раз человеку поверил,
И себя за него наказал
Ведущий:
- Что особенно запомнилось из вашей учительской жизни?
- Какой класс, какие дети оставили больший след в жизни?
- А каких учеников Вы любили: тихих, спокойных или наоборот?
(Гости отвечают на вопросы)
Ведущий:
-Наши учителя всегда были вместе с нами и были примером для нас. У каждого из наших гостей есть чему поучиться. О каждом из Вас остались свои воспоминания. Воспоминания об учителях. А сейчас слово нашим учащимся. Они встречались с разными людьми и задавали один и тот же вопрос: «Чем вам запомнился учитель?»
На фоне презентации ученики зачитывают отрывки воспоминаний об учителях.
Г.Н.Петракова
Ученик: Галина Николаевна вела у нас продлёнку. Что только мы не делали: вешались на неё как гроздья. Особенно запомнилась песня, которую мы пели: «с нами старый скворушка до весны прощается» Очень добрые и тёплые воспоминания.
Марина Торопова-Терехова
- Ученик: Галина Николаевна вела у нас продлёнку, где мы под её руководством выполняли домашнее задание, ходили на экскурсии, встречались с интересными людьми нашего села. Тактичная, спокойная и заботливая. Наш наставник и друг.
Татьяна Гребёнкина-Севостьянова
- Ученик: Первая учительница моей дочери Юли. Это педагог от Бога! У меня сохранились тетрадки, где после каждой работы «Умница. Золотце. Солнышко» Замечательный человек и учитель. К каждому могла найти подход. Класс был сложный, но она умела сдружить детей. А ведь дети были из разных семей. Я бы хотела, чтобы и внуков она учила, да жаль не получится.
Татьяна Веселкова.
Н.В.Стрелкова.
- Ученик: Наша классная - вторая мама. Как-то мы заделывали окна. Н.В. напекла нам целый таз калачей, их мы и ели и очень хотелось, как большим мыть полы. Н.В.разрешила. Стали мыть по - очереди - по 2 досточке , так хотелось всем попробовать. Уже и школу закрывать нужно, а мы всё моем. Только теперь понимаешь, что суббота была и дел домашних много, а она с нами.
- Ученик: И очень стыдно - до слёз за то, как обидели мы нашу Нину Васильевну. После выпускного мальчишки не хотели брать её с собой в поход, и мы пошли им на уступки. Проводили Н.В.домой переодеваться, а сами уехали на мотоциклах. А она бежит за нами по МТМ и кричит: Подождите… Страшно стыдно и теперь.
Марина Торопова-Терехова
- Ученик: Нина Васильевна педагог от Бога. Пока все не поймут – из класса не выпустит.
Елена Залогина-Сивак
- Ученик: Добрая, трудолюбивая. Ей хватало терпения объяснить тему, хоть 1000 раз, лишь бы ученики поняли. Для неё были все равны, никогда никого не выделяла. Беляева - Ухина Наталья
- Ученик: В старших классах нас учили замечательные талантливые учительские семьи: Николай Алексеевич и Нина Владимировна Лешковы и Владимир Фёдорович и Нина Васильевна Стрелковы. Нина Васильевна была нашим классным руководителем. С ней мы активно участвовали во всех школьных мероприятиях.
Ученик:
Письмо Кати Стрелковой о бабушке:
«Моя бабушка - Учитель! - с гордостью я говорила и продолжаю говорить до сих пор. Школе она отдала более 35 лет. Я считаю, что очень здорово ходить каждый день на любимую работу и видеть сияющие лица уже родных ребятишек. У бабули всегда загораются глаза, когда она начинает рассказывать о школе, об учениках…
К сожалению, когда я пошла в школу, бабушка уже ушла на пенсию, но ещё до моего первого класса, я часто бывала на её на уроках, и это мне очень нравилось. А ещё больше я любила проверять тетради и иногда бабуля разрешала мне поставить оценку, соответственно ту, которую она скажет, и я с очень важным видом старательно выводила цифру. В детстве я очень любила математику, и эту любовь мне привила моя бабушка. Уходя из школы, я летела к ней, садилась за письменный стол, открывала тетрадь, и говорила: «Давай!» и мы начинали решать. А ещё, когда я оставалась ночевать у бабушки, перед сном она мне обязательно загадывала математические загадки. Я думаю, что моя тяга к математике очень ей льстила.
Я считаю, что моя бабушка была и остаётся прекрасным учителем, потому что к ней до сих пор можно обратиться по любому вопросу и её никогда не забывают её выпускники.
Н.Н.Ишкова
- Ученик: Нина Николаевна была моим классным руководителем. До сих пор я её очень уважаю. Она всегда была очень терпеливой и понимающей. А самые яркие воспоминания - это весёлые чаепития. Самая любимая поездка в город Курган, которую я часто вспоминаю. Никак не ожидала, получить на свадьбу неожиданный подарок от Нины Николаевны. Это были духи, о которых я не забыла спустя 30 лет. Я знаю, что своих учеников Нина Николаевна не забывает никогда.
Кислякова-Исакина Люба
Ученик: На диктантах диктовала почти по слогам, всегда делая паузу там, где запятая. Просто относилась ко всем. Если что задала, то всегда спросит. Но была не строгой.
Беляева-Ухина Наталья
- Ученик: Очень нравилась, как учитель. Хорошо нас понимала и шла нам навстречу. Класс наш был большой и буйный, а она говорила: «Господи, когда ж вы влюбитесь? Станете спокойнее, будете другим увлечены. Когда пришли в 9 класс она и говорит: Ну вот, вы и стали взрослыми. До сих пор вспоминаем случай
Марина Торопова-Терехова
- Ученик: Всегда улыбающаяся, с весёлыми озорными глазами и приятными чертами лица. Не только хороший учитель, но и друг, которому можно доверять, обратиться за помощью и советом. Всегда находила особый подход к каждому из нас. Замечательный человек!
Светлана Терновых.
- Ученик: У нас Н.Н.как-то подменяла нашего учителя. На урок с ней пришла её маленькая дочка, наверное, не с кем было оставить. Мы писали какую-то самостоятельную, а Танюшке понравились мои хвостики, она подошла и стала их плести. Н.Н.пытается её увести, а она опять ко мне. Н.Н.говорит, ты уж Таня потерпи, не знаю, что и делать. Так и плели до конца урока.
Татьяна Лебедева-Кайзер
Сценка:
Конец четверти. Нина Николаевна спрашивает всех по порядку - все невыученные ранее стихи.
Н.Н.: Хорошо, Ахроменко: молодец! 4/5.
Следующий Беляев Александр.
Беляев с места: 2.2
Н.Н.Как 2.2
Беляев: Так. 2.2-Не выучил!
Н.Н.ну что ж, - 2.2
Н.В.Лешкова.
- Ученик: Стала учить нас после очень эмоциональной Н.Г.Сафроновой. И сразу очень резкий контраст: спокойно, тихо и очень интересно вела уроки. И мы, что удивительно тихо себя вели.
Марина Торопова-Терехова
- Ученик: Воспоминания самые наипрекраснейшие. Это моя классная руководительница. И поила и кормила и учила всему, что знала сама. Вторая мама. У неё мы практически жили. Учила биологии и работала воспитателем в интернате. Вместе с Н.В.Стрелковой и В.Ф. они работали с нами: когда света нет, а это бывало часто, сварят дома и несут нас кормить.
Елена Залогина-Сивак
- Ученик: Вежливая, очень спокойная. Доходчиво объясняла тему. Требовала, чтобы отвечали хотя - бы то, что запомнили на уроке.
Беляева-Ухина Наталья
Шевелёва Аня о Нине Владимировне зачитывает свои воспоминания:
Очень добрая и справедливая. На её уроках можно было расслабиться, но всё - равно не упустить, ни одного слова. Можно даже не читать учебник, потому что всё запоминается на урок:, всё-всё, даже жесты рук и мимика лица до сих пор помнится. Нравилось то, что Нина Владимировна знала наши характеры. На уроках было спокойно, никогда не уставали. И очень бы хотелось, чтобы она вернулась в школу. Как бы было хорошо, войти в класс, увидеть миловидное лицо, добрую улыбку. Когда её видишь, сразу на душе становится спокойно, и даже думаешь иногда: «Почему у меня нет такой бабушки?»
А.Е.Смолякова
- Ученик: Очень порядочная и женственная. Идеал для девочки и женщины.
Татьяна Лебедева-Кайзер
- Ученик: Очень скромная и спокойна. Никогда не кричала и никого не наказывала.
Сергей Кайзер
Ученик: Я запомнили её как добрую, сердечную и отзывчивую учительницу. Она прекрасно вела уроки помогала на уроках детям.
Асеева - Ухина Мария
Ученик: Анна Евгеньевна была нашей второй классной мамой. С ней мы проводили несколько часов на продлёнке. Делали домашнюю работу, ходили в лес на прогулку. Она вкладывала в нас всю свою душу и любовь и мы это чувствовали. Всегда была окружена детворой. Самое главное в профессии учителя-это любовь к детям. И такой любовью с нами делилась Анна Евгеньевна.
Лариса Руппель-Лебедева.
Т.И.Дворникова
Ученик: Строгая, но справедливая.
Елена Залогина-Сивак
- Ученик: Татьяна Ивановна была строгая, но справедливая. Думаю, что у неё есть свой чётко разработанный метод воспитания, который помог мне установить гармонию в своей семье. Я стараюсь повторять эти методы. Я благодарна моим учителям за то, что в моей жизни вы были и оставили о себе самые хорошие воспоминания.
Любовь Кислякова-Исакина
- Ученик: Когда мы не выполняли домашнее задание Татьяна Ивановна оставляла нас после уроков и мы учили. Двойку сразу никогда не ставила, а давала шанс выучить и ответить. К каждому имела свой подход.
Екатерина Шейкина.
- Ученик:Вот что написал в своей книге Сергей Бузмаков о Т.И. Дворниковой ( зачитывается отрывок из книги «На вздохе» стр.224)
Т.Н.Кайзер
- Ученик: Наидобрейшей души человек. Никогда голоса не повысит. Объяснит от и до.
Елена Залогина-Сивак
- Ученик: Любовь к литературе и чтению нам привила Т.Н.Кайзер. Спокойная, уравновешенная – хороший пример для нас.
Лариса Руппель-Лебедева.
Ученик: Воспоминания о Т.Н. Кайзер Капустиной М.П.
Учительница первая моя!
Скоро полвека исполнится с тех незабываемых, первых днях, когда я переступила порог школы. Детей - семилеток в 1962 году было много. Первых классов было три. Два в Берёзовке и один
первый "В" был в Сосновке. Нашей первой учительницей была Татьяна Никитична Кайзер (Рогатина). Очень красивая, добрая и в меру строгая. Она с материнской любовью и пониманием относил ась к нам, детям, родители которых были малограмотными. Помочь детям сделать уроки, проверить правильно ли, у них просто не было времени. Но мы сами понимали, что нужно уважать взрослых честно выполнять то, что задавали' на дом. Случалось, что уроки были выполнены неверно, безграмотно, Татьяна Никитича оставляла нас после уроков переписывать и никогда не упрекала,
что столько времени она тратит на нас. В четвёртом классе учила нас Татьяна Никитична считать на счётах, меня же папа научил считать на счётах ещё до школы, поэтому когда я у доски хорошо • отсчитывала любое задание, она с улыбкой говорила: "Ну, настоящий продавец!" Предсказание её не сбылось, я выбрала профессию педагога, но я с благодарностью вспоминаю её красивые , спокойные, ласковые глаза. Много интересного было в детстве, обо всём не расскажешь.
Она готовила с нами мероприятия ко всем праздникам.
Очень мне запомнился праздник 8 Марта. Столько прекрасных стихов и песен было посвящено женщинам-мамам! К Новому году Татьяна Никитична помогала всем готовить новогодние костюмы, некоторые из них так и хранились в учительской.
В настоящее время Татьяна Никитична живёт в селе Берёзовка, она уже не молодая, МНОГО пришлось пережить ей за свою жизнь, но при встрече с ней хочется поделиться всем сокровенным, она разделит с тобой горе и радость, найдёт нужные слова, чтобы утешить или что-то посоветовать. Мы как-то были на юбилеи школы, а Татьяна Никитична по состоянию здоровья не смогла присоединиться к празднованию. Мы, её ученики, решили навестить её, она очень разволновалась. Накрыла нам стол и за душевными разговорами просидели у неё до вечера, вспоминая интересное из школьной жизни и просто о своей новой уже взрослой жизни.
Мне хочется пожелать ей здоровья, пони мания со стороны родных, уважения от всех учащихся, которых она учила, я не сомневаюсь, что к моим пожеланиям присоединятся все её ученики. Пусть долго живёт и не стареет наша первая учительница - Кайзер Татьяна Никитична.
М. Капустина (Батищева)
Ведущий:
По просьбе Марии Павловны для Татьяны Никитичны и всех учителей это стихотворение:
Ученик:
Не смейте забывать учителей!
Они о нас тревожатся и помнят.
И в тишине задумавшихся комнат
Ждут наших возвращений и вестей.
Им не хватает этих встреч нечастых,
И сколько бы ни миновало лет,
Слагается учительское счастье
Из наших огорчений и побед.
Ведущий:
- Сколько раз Вы пожалели о выборе профессии? Или если жалели, то, в каких случаях?
Рассказы учителей.
Ведущий:
-А после уроков нужно было спешить домой к семье, хозяйству, домашним заботам.
Особая память у учительских детей. Кому как не им доставалось в первую очередь за проказы и невыученный урок. О любой их промашке становилось сразу известно родителям.
Письмо Лены Петраковой зачитывает ведущий:
«Моя мама учительница и я этим очень гордилась в детстве и горжусь сейчас. Мне с раннего детства волей-неволей приходилось участвовать в учительском процессе- сначала, когда некуда деть и я сидела на уроках «тихо-тихо» и страшно деловая, потом начались бесконечные зайчики-лисички-грибочки, которые надо было нарисовать,- разукрасить - вырезать, чтобы деткам, которые придут к маме на урок было интересно, понятно и т.д… А тетради, которые проверялись до ночи до ночи… Помню вечерами, мы все сидим телевизор смотрим, а мама всё время что-то пишет, , пишет. А это были ПЛАНЫ, прямо порой ненавистное для меня слово, так как хотелось с мамой поиграть-пообщаться, а не с планами-тетрадями-педсоветами.
Надо сказать, и ревность ко всем её ученикам тоже была. Как не заглянешь в класс на перемене - сидит мама и возле неё куча детей, сидят-висят, что-то спрашивают и не «подступишься». Но сейчас очень приятно слышать, с какой теплотой о ней отзываются, присылают поздравительные открытки и заходят в гости.
Во взрослом возрасте я преклоняюсь перед профессией Учителя, такой очень сложной и благородной. Я желаю все учителям и моей мамочке здоровья, удачи в профессии, радости в жизни!
Письмо Ольги Овчинниковой (Ишковой) читает её сын - Овчинников Алексей (внук Н.Н. Ишковой):
Моя мама – Учитель!
Быть ребёнком учителя - это всё-таки первое - гордость, второе – обида. Гордость. Я всегда гордилась и горжусь, что моя мама учитель русского языка и литературы. Её уважали и любили мои одноклассники, ученики старшеклассники за знание своего предмета, за то, что никогда не кричала на своих учеников, интересно учила. Её всегда слушались. На уроках было тихо и интересно. Я никогда не слышала, чтобы о ней отзывались плохо и с обидой ни мои сверстники, ни старшие ученики, и это конечно было гордостью за маму.
Обида – была за то, что, мне пришлось учиться у своей мамы с 5 класса. Она была ещё и классным руководителем. Оценку «5» получить было невозможно. Звать надо было по имени-отчеству, сидеть на уроках вообще не шевелясь. В школе тебя не хвалят, не поощряют, как других учеников, вообще стараются не замечать, внимания никакого, так как в классе оно предназначено другим детям.
Домашние задания выполнять самому без помощи мамы, так как она сама каждый день, и причём ещё в выходные сидит со стопами тетрадей, планами и ей всегда некогда..
Время на ребёнка нет и дома – то бежать на педсовет. То факультатив, вечером ещё вечерняя школа. И мамы дома нет. Одни только наказы: убрать, помыть посуду, выполнить уроки.
Так обидно было : всё в доме сделаешь, а уроки все выполнишь, а тебе «5» не поставят, потому, что мама учит..
Вот поэтому, наверное, учительские дети вырастают с детства самостоятельными, ответственными, потому что спрашивают с них вдвойне: в школе и дома один и тот же человек. От него не увильнёшь нигде….
Ученик: А вот что рассказала о своей бабушке внучка Н.В. Лешковой Юля:
-Моя бабушка учитель и это замечательно! Учитель-это профессия достойная уважения. Она играет важную роль в воспитании ребёнка, особенно учитель биологии, дающий знания о самом человеке и о жизни в самых разных её проявлениях. Мы горды тем, что именно наша бабушка и мама работала учителем. Конечно, вырасти в семье учителей очень почётно. Это наложило отпечаток на всю семью
Профессия учителя – это достойное звание достойного человека, каким является Лешкова Нина Владимировна, наша бабушка и мама.
Это мы можем сказать не только как близкие, но и как ученики, ведь на протяжение обучения в БСШ Анны и Лены бабушка была и их учителем.
Поэтому я с гордостью могу сказать: Моя бабушка – Учитель!
Ведущий:
-Уважаемые учителя! Если бы вам пришлось выбирать профессию заново, каким бы был ваш выбор?
- Сколько раз Вы пожалели о выборе профессии? Или если жалели, то, в каких случаях?
В исполнении И.Панкратьева песня «Некогда стареть учителям»
Ведущий:
- Дорогие наши гости! Что бы вы хотели пожелать на прощанье нашим ребятам?
-А чтобы вы, ребята, пожелали нашим гостям?
Ведущий:
- Когда-то, добрые и внимательные глаза моих учителей помогали мне. Сегодня многих из тех, память о которых дорога уже нет. Именно их пример помог мне и многим моим коллегам сделать выбор жизненного пути. Мне очень повезло. Работу учителя я начинала в родной школе. Именно эти учителя и многие другие были и моими учителями и наставниками.
Я надеюсь, что то, что Вы старались дать нам и другим вашим ученикам, не пропало даром.
Ученик:
Учитель!
Даже через много лет,
Зажженный вами не погаснет свет,
И сердце, знаю, будет молодым,
Пока огонь священный в дружбе с ним.
Моя душа от всяческих невзгод
Врачующее пламя сбережет,
Оно еще поможет мне в пути
Хитрейшие загадки превзойти,
Оно еще поможет и не раз,
Учитель мой,
В делах продолжить вас -
Ведь ноши нет приятней у меня,
Чем это пламя, жар огня...
Учитель!
Даже через много лет,
Зажженный вами не погаснет свет.
Ведущий:
Жизнь человека-это короткий миг во времени. Мы очень хотели, чтобы Вы услышали те слова, которые сказаны о Вас. Слова, которые порой стесняемся сказать. И которые так нужны. Всех наших гостей и ребят, которые помогли провести эту встречу сердечно благодарю за помощь.
Предварительный просмотр:
Музейный урок памяти «Земляки на фронтах Великой Отечественной войны»
Цели:
- воспитывать у учащихся любовь к Родине, гордость за ратные и трудовые подвиги соотечественников, уважение к живущим рядом ветеранам войны и труда;
- способствовать формированию у учащихся представлений об истории семьи как неотъемлемой части истории народа, гордость за ратные подвиги своих родственников, их достижения в труде и боях Великой Отечественной войны.
Оформление:
- Урок проходит в школьном музее.
- Выставка книг, посвященных Великой Отечественной войне.
- Выставка, посвящённая родственникам, воевавшим или трудившимся в годы Великой Отечественной войны.
- Выставка фотографий, писем, орденов, газетных заметок.
Оборудование:
- музыкальный центр и аудиокассеты;
- медиаустановка
- Презентации 1,2
Подготовительная работа
- Учащимися были собраны и оформлены рассказы для Книги Памяти школы о своих родственниках и оформлена выставка.
- На урок приглашены участники ВОВ Коробкин Григорий Никитович и Пикцайкин Семён Степанович.
- Члены НОУ «Следопыт», ученики 9 класса, приготовили разработку мероприятия, обобщив материалы школьного музея.
- На уроке используется презентация рассказа члена НОУ «Следопыт» Хохловой И. «Любимая фотография» (победитель краеведческой конференции в номинации рассказ - 2010) и реферат «Земляки на фронтах Великой Отечественной».
Ход урока:
Ученик:
Отгремела война...
Отпылали пожарищ зарницы,
И над крышами хат-
Журавлиный простор голубой.
Только память одна,
Словно книги листая страницы,
Нас уводит с собой.
Звучит мелодия песни «Священная война»
Слайд 1.(Презентация 1)
Учитель:
Наш сегодняшний урок посвящён событиям, память о которых хранится в пожелтевших фотографиях, наградах тех, кого, быть может, уже нет рядом с нами, но кому мы обязаны своей жизнью. Это солдаты Великой Отечественной войны. В нашем селе их осталось всего двое. И они наши дорогие гости. Это Коробкин Григорий Никитович и Пикцайкин Семён Степанович. О них и тех и других земляках – берёзовцах наш сегодняшний рассказ.
Ученик:
22 июня 1941 года фашистская Германия напала на Советский Союз. Вот как рассказывает летопись села об этом дне: «Был праздник. В клубе концерт. Все наряженные. А тут из райцентра прискакал вестовой и сообщил о войне. Сразу растерялись и на душе тревога: беда»- так вспоминала о событии жительница села Юдина А.Д.
Слайд 2.Ученик:
Одним из первых встретил войну Дымов Григорий Николаевич. В тяжелых боях приходилось отступать. Немцы постоянно бомбили отходившие войска. Нашему земляку удалось из самозарядной винтовки сбить самолёт. За что награждён орденом Славы.
Слайд 3.Ученик:
Как вспоминал Овчинников Степан Филипович: «Когда отступали, техники почти не было. У фашистов много танков, а у нас 45 лошадей». Самый трудный год войны -1942.Чтобы приостановить отступление И.В.Сталин издал приказ, который вошёл в
историю под названием «Ни шагу назад». По этому приказу те, кто отступил без приказа командира, приравнивались к врагам и предателям. Их семь также считалась семьёй врага народа.
Слайды 4,5.Ученик:
Ценой огромных усилий к 1943 году удалось переломить ситуацию, и советские войска перешли в наступление. Многие из односельчан впервые оказались далеко от дома. Солдат Ефимов Павел Иванович в июле 1943года писал на родину (зачитывает солдатский треугольник): «Побывал на Украине, похлебал украинского борща, посмотрел, как цветёт яблоня и вишня, не то, что у нас берёза с осиной. Местность красивая. Украина понравилась, но наш посёлок лучше». Письмо Павла Ивановича хранится в школьном музее. Там же и последняя весть о нём - похоронное извещение. 31 января 1944 года проявив героизм и мужество, наш земляк погиб в Белоруссии.
Слайды 6,7.Ученик:
Берёзовцы участвовали в боях под Москвой, Сталинградом, Ленинградом, Курском, Киевом, Харьковом, форсировали Днепр. Героически сражались на разных фронтах. Танкист Харин Георгий Николаевич три раза горел в танке. В последнем бою был тяжело ранен - потерял ногу. После выздоровления был демобилизован. Награждён орденом Боевого Красного Знамени.
Учитель:
А теперь слово нашим гостям. Расскажите, пожалуйста, о своём боевом пути. Какие трудности пришлось испытать на дорогах войны.
Рассказ фронтовиков.
Слайд 9. Ученик:
После освобождения своей страны войска освобождали европейские страны. Медали, которые вы видите, говорят сами за себя. (Показывает на выставке награды). Это медали за освобождение Вены, Праги, Будапешта, Бухареста. Участвовал в штурме Берлина Калугин Кирилл Прокопьевич. Чердаков Александр Николаевич вспоминал, что самым страшным было освобождать концлагерь Мальтхаузен.
Слайды 10,11. Ученик:
Вместе с другими, солдатами становились и учителя. Гостеев Леонтий Васильевич служил в топоразведке. Два раза ранен. Контужен. Награждён боевыми орденами и медалями. В память о себе оставил книгу воспоминаний, которую вы тоже видите в
нашем музее. Другой разведчик - Гусятников Алексей Иосифович прошёл всю войну и дошёл до Кёнигсберга. Много раз брал «языков». За мужество и героизм награждён 4 боевыми орденами. Но больше всего ценил медаль «За отвагу», которую называли солдатским орденом
Слайды13,14. Ученик:
Но не всем посчастливилось вернуться в родные места.205 человек остались на поле брани. Самым страшным известием была похоронка. Она не оставляла надежды. Если семья получала документ на пропавшего без вести, власти относились к ней, как к семье возможного предателя. Ни пенсии, ни льгот она не получала. Таких извещений
91. Давно отгремели бои, но до наших дней тысячи не похороненных солдат лежат в полях и лесах России.
Учитель: Им, ушедшим и не вернувшимся солдатам войны, посвятим минуту молчанья.
МИНУТА МОЛЧАНЬЯ (метроном)
Слайды16-21. Звучит песня «День Победы»
Ученик:
9 мая 1965 года на центральной площади села был воздвигнут памятник. Силами учащихся и жителей села разбит парк. На митинге, посвящённом открытию памятника, присутствовало 90 фронтовиков
В 1969 году на этом месте поставлен другой памятник.
В 1988 году на месте памятника открыт мемориал.
Ежегодно в день Победы мы с вами собираемся у мемориала на митинг. Есть ли на памятных плитах фамилии ваших родственников?
Ученик: Каждый из вас, готовился к сегодняшнему дню, собирал материал о своём родственнике для школьной Книги Памяти. Одну страничку, посвящённую своему прадеду Хохлову Анатолию Яковлевичу, откроет член НОУ «Следопыт», победитель районного конкурса рассказчиков, Хохлова Ира.
Рассказ Хохловой Иры «Любимая фотография» (Презентация 2)
Я смотрю на фотографию моего прадеда. Смотрю и улыбаюсь. У него добрые глаза и ласковая улыбка. Он смотрит на меня и как бы спрашивает: «Как живёшь, Ира?» И я
задаю ему свои вопросы, и он на них отвечает. Именно от него я узнала, что фамилия моя не Хохлова, а …
Но всё по порядку. Шушара Анатолий Яковлевич родился 23 февраля 1917 года в Брянской области, Новозыбсковском районе с. Рогово. Там он закончил 4 класса. Родители умерли. Оставшись сиротой, с дальними родственниками приехал в Сосновку. Было ему 12 лет. Разговаривал не так как в Сибири. За это прозвали хохол. А когда вырос и получал документы, записали Хохловым. Семья родственников была большой, еды не хватало и пришлось идти в работники в Шарчино. Приходилось делать всё, что скажет хозяин. Парнем он был крепким, здоровым, поэтому 1936 году призвали в армию в Морфлот полуостров Рыбачий. Прослужив 5 лет, должен был вскоре демобилизоваться, но началась Великая Отечественная война. Воевал 4 года
в морской пехоте. Фашисты называли морских десантников «черная смерть» и очень боялись. Анатолию Яковлевичу довелось участвовать в освобождении городов Мурманск, Алинхошара, Пецама. День Победы застал его в Норвегии. Награждён медалями «За освобождение Советского Заполярья», «За освобождение Пецама», «За победу над Германией» и многими другими.
После войны вернулся домой, женился на моей прабабушке Федосье Тихоновне. Жили честно и дружно. Работал в МТС бригадиром тракторной бригады. Нужно было обрабатывать землю, работы было много. В бригаде жили почти круглый год. Приезжали домой только когда баня. Зимой перерабатывали зерно.
Война и осколочные ранения отразились на его здоровье, и не смотря на то, что было трудно он не поддавался и всю работу выполнял добросовестно. В последнее годы работал на водокачке.
У деда Толи один сын и два внука. Он очень любил внуков, как и они его. Во всём они обращались только к нему. Целыми днями внуки и дедушка могли провозиться с техникой, ремонтировать велосипеды, мотоциклы.
Об этом и многом другом мне рассказал мой прадед.
Я родилась через 11 лет после его смерти, но, даже никогда не видя, его я его знаю и ЛЮБЛЮ!
Учитель:
Каждому из вас при подготовке к уроку нужно было стать исследователем прошлого, историком своей семьи. Попробуйте ответить на вопрос: Что изменилось в вашем отношении к войне, родственникам, старшему поколению, семейной истории?
Рефлексия.
Ученик:
Война…Далёкая и злая,
Протянула щупальца в года,
Мы не знали, мы её не знали
Но и не забудем никогда.
Учитель: Каждый ваш рассказ-это та маленькая частичка нашего долга перед теми, кто защитил наш сегодняшний день. Я благодарю наших гостей, всех вас ребята, за ту большую работу, которую вы провели.
Предварительный просмотр:
1
Музейный урок памяти «Русский парень - Алексей Прилуцких»
Цели:
- воспитание гражданственности, патриотизма на примере подвига
выпускника школы Прилуцких А.М.;
- создание условий для самореализации личности, реализации её творческих потенциалов;
- формирование нравственных качеств личности;
- развитие коммуникабельности, умения выступать перед аудиторией,
Оборудование: стенд «Живу, пока вы помните..», медиаустановка, презентация урока (Приложение 1), слайд-фильм (Приложение 2)
Подготовительная работа: в ходе поисковой работы членами научно-исследовательского объединения «Следопыт», собран материал о погибшем в Чеченской республике выпускнике школы А.М.Прилуцких, написан реферат, разработан план проведения музейного урока, создан слайд-фильм.
Ход урока:
Учитель: Сегодня 26 января для нашей школы печальная памятная дата - день гибели нашего выпускника Алексея Михайловича Прилуцких.
Слайд1.
Ученик: Каждый из нас подходя к школе, видит памятную доску, на которой имя Алексея Михайловича. А каким он был? Чем запомнился одноклассникам, друзьям, родным, учителям? Об этом и многом другом мы сегодня расскажем.
Ученик: Так случилось, что в каждом поколении в истории нашей страны своя война. В наше время - это Чеченская война. Для кого - то она стала местом службы, а для кого - то местом гибели. Самым первым из нашего села, был самый лучший - Прилуцких Алексей Михайлович.
Слайд 2.
Ученик: Почему – то с раннего детства Алёша хотел быть военным и именно пограничником. Он читал много военной литературы, очень любил стихи об Армии.
А теперь давайте предоставим слово тем, кто учил Алексея.
2
Рассказывают об Алексее Михайловиче его учителя Стрелкова Н.В., Ноздрачева Г.Н.
Ученик: Но лучше, чем учителя, Алексея знали его друзья.
Слайд3
Рассказ однокласснцы Глыбочко С.В.
Рассказ друга Алексея Михайловича Монич М.А.
Ученик: Когда мы собирали материал об Алексее, столкнулись с удивительным - у всех буквально загорались глаза, они восхищались этим молодым человеком.
Ученик: После окончания школы Алексей не изменил своей мечте и поехал поступать в Алма - Атинское высшее пограничное училище им. Дзержинского. Сдал все вступительные экзамены на «хорошо» и «отлично», но так получилось, что его не зачислили. Лёша очень переживал, но приехав с Алма-Аты, он сказал: «Ничего, что я сейчас не поступил, когда-нибудь, я обязательно поступлю в это училище!»
Ученик: И он этого добился. Я хочу зачитать вам отрывок из письма, написанного в школу: «Хочу пожелать готовить себя к службе. Заключается это в развитии логического мышления, моральных качеств и физического развития» Ученик: Нам удалось связаться с друзьями по училищу, которые сказали нам следующее:
«Он настоящий. Таких редко встретишь» - Морозов А.Н.
«Только хорошие слова о нём. И не, потому что погиб»- Беляев А.Н.
Слайд 4,5,6
После окончания училища служил на Дальнем Востоке в Бухте Провидения и начальником заставы на мысе Шмидта. Чтобы облегчить солдатскую жизнь построили баню, а чтобы на столе была домашняя еда, развели кур, свиней.
Слайд 7.
Ученик: В марте 1995 года вместе с 19-ю солдатами направили проходить службу в горячую точку, в Таджикистан, на 6-ю погранзаставу. Эта застава была высоко в горах, а через реку-Афганистан. Стреляли день и ночь. По 3-4 дня не было пищи, некоторые ребята не выдерживали психологически, в таких ситуациях, Алексей Михайлович подбадривал их, как мог, заставлял читать книги, чтобы хоть как – то отвлечь ребят. Пищу добывали сами (стреляли дичь), которая водилась в небольшом лесу. В одном из боёв был контужен, но об этом родные узнали уже после гибели сына.
3
Ученик: Где бы ни служил, и как бы трудно не приходилось – никогда не жаловался. Лишь в последнем письме, написанном за 3 дня до гибели, написал: Последнее, он написал за три дня до своей гибели. В нём он за все годы написал маме (зачитывает отрывок из письма):
-Мама, если бы ты знала, как я хочу домой, как я хочу вас всех увидеть и обнять таких хороших, родных и дорогих мне людей. Война - это политика, нас не спрашивают, где и с кем воевать, нас посылают. Мне сейчас очень тяжело, но я до конца остаюсь преданным и честным своей работе, к вам мои родные Вам не будет стыдно за меня. Мама, впервые в жизни я говорю, что мне тяжело. Мне тяжело за своих ребят, ведь я за них в ответе каждую минут, каждую секунду. А тут не знаешь, куда спрятать голову, руки, ноги. Но я постараюсь сделать всё, чтобы они остались живы».
Учитель: Да. Он сдержал своё слово, всех солдат - ребятишек, которым по 19 - 20 лет, он спас. Спас ценой своей жизни…. Его гибель потрясла всех. Но все эти годы мы не знали, как точно это произошло. Несколько дней назад в ходе поисковой работы, нам удалось это выяснить. И сегодня пришло время восстановить историческую справедливость.
«26 января 1996 года в 16 часов 30 минут бронетранспортер возвращался с поста передового боевого охранения. Группу пограничников, в составе 11 солдат, возглавлял капитан Алексей Прилуцких.
Боевики в этот день, устроив засаду, ждали колонну грузовиков, которая из опорного пункта вышла в Назрань за топливом, продуктами питания, но с возвращением задержалась из-за того, что в пограничный отряд не завезли вовремя хлеб. Погода была им на руку. Туман стоял стеной. И тут появился БТР. Бандиты его приняли за головную машину тыловой колонны, и обрушили на бронетранспортер всю мощь удара. Алексей Прилуцких сидел на краю командирского люка, когда боевики выстрелили по БТРу из трех РПГ. Одновременно бандиты открыли пулеметный огонь. Все три гранаты попали в машину. Бронетранспортер мощным взрывом снесло с дороги. Одна из гранат попала в командирский люк. Кумулятивной струёй Алексею практически оторвало левую ногу, кисть руки и выжгло бок. Все пограничники, находившиеся на броне, получили осколочные и пулевые ранения. Внутри БТРа детонировал боезапас, его осколками механик был ранен в голову…
4
До сих пор никто не может понять, как, получив смертельные травмы, капитан Прилуцких не потерял сознания. Алексей совершил невероятное чудо. Он
организовал оборону, руководил боем и погрузкой раненых в БТР, а, потом, оставив троих бойцов прикрывать отход, дал команду механику-водителю: «Заводи!»
И тут произошло второе чудо одного боя. БТР завелся. Восемьсот метров, отделявшие засаду от передней линии окопов опорного пункта, он преодолел минуты за полторы. Жизнь еще теплилась в капитане Прилуцких, когда он упал в руки старшего лейтенанта Сергея Махорина, выбежавшего встречать искалеченный БРТ. Последними словами Алексея стала фраза: «Торопитесь.… Там еще трое…» Сергей Махорин с резервом манёвренной группы помчались к месту засады. Бандиты, заметив идущее к пограничникам подкрепление, исчезли. Прикрывавшие отход товарищей бойцы ММГ получили серьезные ранения, но остались живы. Бандитов, организовавших засаду, найти, к сожалению, не удалось. Их следы привели пограничников в Нестеровскую, но проводить оперативные мероприятия в станице запретили.
Слайд 8.
Ученик:
На Руси не за карьеру
Не за славу и корысть
Шли под пули офицеры,
Уходили офицеры,
Чтобы Родину сберечь,
За Отечество и веру
Шли под сабли и картечь.
Ученик:
Капитан Алексей Прилуцких посмертно был награжден орденом «За личное мужество». Командование чукотского отряда ходатайствовало о присвоении заставе «Мыс Шмидта» его имени. Но в 1996-м году руководство страны оставалось озабочено несколько другими проблемами, и менее всего думало о достойной оценке подвига офицера-пограничника» - это воспоминания подполковника Сергея Махорина, на руках у которого умер Алексей.
5
Учитель: Сегодня на телеэкране показывают разных отцов - командиров. Но мы хотим, чтобы все знали, что есть и такие, как наш земляк, Алексей Михайлович Прилуцких, настоящий русский офицер.
Слайд-фильм «Русский парень Алексей Прилуцких» (Приложение 2)
Ученик:
Помяни нас, Россия, в февральскую стужу,
Перед тем как сойдешься за праздничный стол.
Вспомни тех, кто присяги тебе не нарушил,
Кто берег тебя вечно и в вечность ушел.
Помяни нас, Россия, в извечной печали,
Златорусую косу свою расплетя.
Мы оставшимся помнить и жить завещали,
Жить, как прожили мы - для тебя!
Рефлексия
- Что особенно запомнилось в ходе музейного урока?
- Какие чувства вызвал рассказ ребят из НОУ «Следопыт»?
Благодарим всех членов НОУ «Следопыт» за проделанную работу.
Предварительный просмотр:
Музейный урок «Моя родословная»
Цели:
развитие познавательных интересов учащихся;
воспитание интереса к семейным традициям, истории своей семьи, истории происхождения некоторых фамилий и имен;
привитие интереса к историческому прошлому Российского государства, традициям и обычаям родного края;
воспитание любви к родителям и членам семьи, чувства гордости за свою семью.
Оформление: выставка родословных работ, выставка семейных реликвий,презентация.
Ход урока:
Звучит песня в исполнении Л. Лещенко «Родительский дом»
Учитель:
Добрый день. Сегодня у нас не обычный урок. На нём присутствуете не только вы, ребята, но и ваши родственники. Да и как может быть иначе. Сегодня речь идёт о самом дорогом для каждого – о семье. На протяжении этого месяца вы все вместе провели большую работу: составили свои родословные. Скажите, кто вам в этом помог? Как узнавали данные о своих родных?
Ответы учеников. ( Кто-то расспрашивал, кто-то звонил в другие города и сёла)
Учитель:
Итак, мы начали с вами изучение замечательной науки – генеалогии. Это наука о родословной человека. Свои родословные вы начинали с себя. У каждого есть своё имя. Чтобы понять важность имени в жизни человека, можно просто обратиться к прямому смыслу этого слова – имя, имею, имение. У древних славян существовал обычай, когда ребенку давали самые непритязательные имена, допустим Косой или Рыжий, однако при посвящении во взрослую жизнь человек сам должен был добыть себе имя в бою, состязании, труде или иных занятиях. Где и получал свое настоящее имя.
А знаете ли вы о происхождении вашего имени? Что оно означает?
В старину имена выбирали часто не родители, а священник по Святцам. Давайте попробуем выбрать себе имя из того списка, который приходится на ваш день рождения.
(Раздаются листы со списком имён, в соответствии с днём рождения по Святцам. Дети называют понравившиеся имена)
Учитель:
Мы не появились на свет сами по себе. Все мы – ветви, листья, корни огромного дерева – родословного. Все мы живём в семьях, любим и гордимся своими близкими. Нет человека, который бы появился на свете сам по себе, у каждого есть родители. У них, в свою очередь, тоже есть родители. Но мы забываем, что наши родственники это не только мамы и папы, бабушки и дедушки, дяди и тёти. Это так же наши близкие и далёкие предки, люди, которые жили много лет назад и, без которых не было бы нас с вами. Часто мы не знаем своих предков дальше бабушек и дедушек, однако все мы являемся плодами нашего родословия, и поэтому было бы интересно, а может быть, и важно понять наши корни. Расскажите нам о своих родословных, как далеко вам удалось продвинуться? Какие интересные имена и фамилии встречаются в вашем роду?
Экскурсия «Моя родословная» (Рассказы детей о родословных)
Учитель:
Каждый из вас принадлежит к какому-то роду. У каждого есть фамилия. В Древнем Риме римская фамилия обозначала «совокупность принадлежащих одному человеку рабов». Слово «фамилия» означает: семья, семейство, общесемейное имя. На заре нашей государственности фамилий как таковых не было, их заменяли имена и прозвища. А что означают ваши фамилии? Как они появились и что означают?
(Рассказы о фамилиях)
- Когда вы работали над родословными, то обязательно знакомились с историей отдельных людей. Расскажите нам об их жизни, какими вы себе их представляете.
Лебедева Таня: Я хочу рассказать о своём прадеде Гаврилове Семёне Андреевиче. Он призван в армию в ноябре 1936 года в стрелковую дивизию пограничных войск на Дальний Восток. Служил до 1941 года. 27 июня 1941года женился. Потом был мобилизован в стрелковый полк командиром отделения станковых пулемётов. Готовил молодых бойцов для отправки на Западный фронт. Участвовал в боевых действиях против Японии. Был награждён медалями «За победу над Германией», «За победу над Японией», благодарностью от Сталина, медалью «За храбрость» от Жукова.
В мирное время построил дом, занимался внуками и правнуками. Всего их 27 человек. Любил рыбалку. Воспитал 8 детей. Прожил долгую и честную жизнь. И сейчас остаётся добрым примером для всех, кто его знал. Земная жизнь его закончилась в 2002 году в возрасте 89 лет.
Симбирских Андрей: Я расскажу про моего прадеда. Терновых Григория Семёновича.
Он родился в 1927 году в селе Мезенцево. Воевать с фашистской Германией ему не пришлось. Взят на войну уже в 1945 и отправлен на Дальний Восток в Порт-Артурскую дивизию. Был ранен-раздроблена стопа. Был снайпером. Награждён медалью за победу над Японией.
После войны вернулся домой, женился. Работал в совхозе бригадиром. Был спокойным и добрым человеком.Я им горжусь.
Суковатцин Денис: Мой прадед - Суковатцын Николай Арсентьевич , участник Великой Отечественной войны. Он родился в в 1922 году. Воевал под Кёнигсбергом. От этого города шла прямая дорога на Берлин. Задача их фронта во чтобы-то ни стало, взять эту дорогу. Во время одного из боёв его засыпало землёй при взрыве снаряда. Товарищи помогли-откопали его, контуженного, со сломанной рукой. После госпиталя был отправлен на войну с Японией. Имел награды, грамоту от Сталина. Умер в 1993 году. В нашей семье помнят о Николае Арсентьевиче и гордятся им.
Назаров Саша: Я хочу рассказать о моём дедушке – Романе Дмитриевиче Назарове. Родился он в октябре 1929 года в многодетной семье. Кроме родителей ещё 4 брата и две сестры. Работать, как и все дети того времени, начал рано. Отец его ушёл на фронт и не вернулся. После окончания войны дедушка, окончил курсы шофёров и 30 лет водил автомобили. Вначале работал на ЗИС-105, потом на бензовозе и молоковозе. В 1951 году встретил мою бабушку – Екатерину Павловну. Они поженились и прожили вместе 48 лет, воспитали 3 детей. Перед пенсией дедушка стал работать в конюшне. Всю жизнь он не сидел без дела. За добросовестный труд награждён многими грамотами и медалью «Труженик тыла».Держали с бабушкой хозяйство, большой огород, содержали в абсолютном порядке усадьбу. Да и детей нужно было растить и внукам помогать. Умер он в 1999 году. Мы с ним не встретились. О дедушке я знаю по рассказам близких. Мы помним о дедушке и бабушке и ухаживаем за их могилами.
Макаренко Настя: Моя прабабушка Шумарина Антонина Емельяновна родилась в 1940 году в селе Сосновка. В семье кроме нее было ещё три сестры. В то время дети часто умирали. И ни одна из её сестёр тоже не выжила. После окончания школы пошла работать на ферму дояркой. И проработала здесь всю жизнь. Вместе с прадедушкой Лебедевым Александром Арсентьевичем, вырастили двух дочерей. Жили они очень дружно, никогда не ссорились. Очень добрые, всегда помогают детям и внукам. Большим горем для всех нас стала смерть прадедушки. Мы стараемся помогать бабушке, поддерживаем её. Она печёт замечательные пирожки с маком, блины. Она очень хороший человек и я её очень люблю. А ещё работая над родословной, я узнала, что имя её не баба Нина, как зовут все, а Антонина.
Гусятников Максим: Я расскажу о моём папе – Гусятникове Александре Александровиче. Он коренной житель села Берёзовка. Родился он в 1980 году. В детский сад не ходил – недалеко жили дедушка и бабушка, и родители водили его к ним. Учился в нашей школе. Как и все ходил на секции, участвовал в школьных делах. Первая его учительница – Петракова Г.Н., была для всех второй мамой. В 5 классе классный руководитель – Ишкова Н.Н.. Особенно запомнились чаепития, проводимые с нею. Третий классный руководитель – Артамонова А.А.. Самое яркое воспоминание – Осенний бал, который они готовили для школы. Успехи в школе были не особенные – хромали русский и немецкий язык. После 9 классов поступил в Тюменцевское училище на тракториста. С весны по осень работал в совхоз «Свет Октября». А осенью опять училище. Трудовой стаж отца начинается в 16 лет. Зимой 1998 года призвали в ряды Вооруженных Сил. Попал в Подмосковье, в Коломну, где 6 месяцев учился на механика – водителя артиллерийских войск. После учёбы, распределён в Нижний Новгород в самоходный артиллерийский полк. Где прослужил с мая по сентябрь 1998 года. 12 сентября 1999года их полк перебросили в Чеченскую республику в город Моздок. Он служил в полку быстрого реагирования, поэтому Чечню исколесил вдоль и поперёк. Самое страшное, по воспоминаниям отца, когда погибают боевые товарищи. Однажды, при взрыве САУ осколки весом в 60 килограмм, разлетались на километр. Отца спасло только то, что он в это время был в окопе. (САУ-это танк для уничтожения удалённых целей, радиус поражения – 400 метров.) Отец был на САУ заряжающим. Самым опасным местом, было Айгунское ущелье, которое запомнилось на всю жизнь. В Чечне прослужил 10 месяцев. После возвращения домой познакомился с мамой, которая приехала после института в Берёзовку и работала в школе учителем немецкого языка. Они поженились. А через год после службы пришла награда- медаль Суворова. В настоящее время работает в Каменском ЛТК лесником, воспитывает двоих сыновей. Я горжусь своим отцом, не каждый в наша дни знает, что такое война.
Шарафиева Алина:
Я хочу рассказать о своей прабабушке. Зовут её Панова Мария Ефимовна. Она родилась 1
января 1922года в Павловске. По тем временам считалось, жили зажиточно, так как имели
корову. Когда образовался колхоз, у их семьи потребовали корову сдать в колхоз. Но её
отец отказался, сославшись на то, что в колхозе нечем кормить скотину, а дома выкормим.
За эти слова он поплатился. Его двух его братьев и старшего сына арестовали и увезли в
неизвестном направлении. С тех пор их никто не видел.
Без коровы им пришлось туго, нечего было есть. Мария со своим братом Иваном ходили
по деревням и просили милостыню. Это были тридцатые годы. Их маму тоже арестовали и
сослали в Магадан. А Марию с братом забрала тётка. Но у тётки была своя большая семья,
и ей пришлось отдать их в детский дом. Связь с ними тётка постоянно поддерживала. В
детском доме ей и брату дали разные фамилии (она Панова, он Четыркин). После
детского дома бабушка Мария Ефимовна училась в городе Барнауле на телеграфистку. Её
мама после ссылки разыскала её и брата, и стала жить с Марией.
В 1942 году Мария Ефимовна вышла замуж за Таболина Константина Фёдоровича и они
остались жить в городе Барнауле. У них родились две дочери. С 1943 года работала
телеграфисткой. Во время Великой Отечественной войны обучала связисток азбуке
Морзе. В 1953 году их семья переехала на станцию Ребриха там она тоже работала телеграфисткой по 1955 год. В Ребрихе бабушка второй раз выходит замуж и у неё рождаются
ещё две дочери. С 1955 по 1963 год ей приходилось ездить на работу в Кулунду. С детьми оставалась её мама. В 1963 году бабушку ставят заведующей столовой на станции Ребриха. В 1971 она уже начальник ОРСа хлебозавода. На протяжении всей жизни они были неразлучны с братом Иваном. Куда брат туда и Мария. Ив 1975 году она вместе со всей семьёй переезжает в город Астрахань. Там работает няней в детском саду. На пенсии помогала воспитывать внуков, их у неё девять. Бабушка красиво вязала и вышивала крестиком. Умерла 26 ноября 2006 года и похоронена в городе Астрахань.
И ещё мне хочется рассказать о моих дедушке и бабушке с папиной стороны. Это Шарафиевы Рашат Фарахутдинович и Елена Ермолаевна.
Моя бабушка Елена Еремеевна родилась 7 декабря 1926 года в посёлке Вознесенка. Потом её семья переехала в село Новые - Ключи (Батрак). Тогда были коммуны, а школа находилась за семь километров в селе Берёзовке. Она рассказывала, что учиться ей очень хотелось. Жили они бедно, одежды и обуви почти не было, но она всё равно бегала в школу. Рано утром уходила и к вечеру приходила домой. Всё время пешком. Бабушка закончила всего четыре класса. Любила читать. Потом она работала в бригаде, где сеяли пшеницу, убирали молотили. Ездили на быках. Долгое время бабушка Лена работала дояркой. Они тогда всё делали вручную. В 1959 году на целину из Татарстана приехал работать мой дедушка Рашат. Работал он трактористом, комбайнёром. Они познакомились с бабушкой и поженились. Дедушка очень хорошо рисовал, мог что-нибудь смастерить своими руками. Однажды сделал диван, который односельчане не могли отличить от магазинного. К сожалению, я не застала дедушку. Он очень рано умер. Баба Лена рассказывала о трудностях в послевоенные годы, о голоде. Но, несмотря на трудности, все жили дружно и весело. Бабушка очень хорошо пела. Я считаю её героической женщиной. Практически одна воспитала четверых детей. И наперекор судьбе бабушка прожила долго и счастливо. Она была добрая, весёлая и заботливая. Очень любила своих детей, внуков и правнуков. Я её тоже очень любила. У бабушки много наград. Мы их бережно храним.
Чепурных Дима: Я хочу рассказать о моей бабушке – Чепурных Елене Васильевне.
Она родилась в селе Мезенцево. В детстве была драчливой девчонкой, но училась на отлично: учёба -5, поведение – 2. И за её проказы бабушке часто доставалось.В Мезенцево была только начальная школа. Поэтому 7 классов заканчивала в Тюменцево. Ходили пешком, напрямую через поля. После окончания школы уехала в Барнаул. Семь лет работала токарем на военном заводе. Потом переехала в Берёзовку. Здесь встретилась с моим дедушкой – Чепурных Алексеем Тимофеевичем. В 1960 году они поженились. Жили дружно. Родились дети: дочь и сын, мой папа. Бабушка работала в детском саду, а потом долгое время кладовщиком в совхозе «Свет Октября». Человеком она была требовательным, принципиальным. За добросовестный труд награждена медалями, грамотами. Её портрет висел на районной Доске Почёта. А ещё она хорошо вязала, выбивала на машинке, любила гостей.
Вечером 5 мая 2002 года в мой день рождения бабушки не стало. Наверное, она хотела, чтобы я всегда её помнил. Самые последние слова её, тоже были обо мне: «Всего хорошего ему…»
Рыжков Кирилл: Мой прадедушка Калугин Кирилл Павлович.
Родился в 1910г. в селе Куликово Ребрихинского района в крестьянской семье. Окончил 2 класса, и начал работать, вначале в колхозе на разных работах, потом трактористом.
В 1941 году призвали в армию, и отправили на Дальний Восток - там в любой момент могла напасть Япония. В 1942году, когда обстановка на фронте усложнилась, его перебросили на Белорусский фронт. Воевал в сапёрном батальоне. Дошёл до Берлина. А из Берлина уже после окончания войны отправили к Праге - добивали остатки фашистов и брали в плен генерала Власова, предавшего Родину и воевавшего на стороне врага. После войны вернулся домой, работал трактористом. Был добрым, трудолюбивым человеком. Я горжусь своим прадедушкой.
Меня назвали в честь него Кириллом. И я об этом помню.
Учитель:
В каждой семье хранятся вещи, которые дороги. Реликвия (от латинского глагола relinquere — «оставаться») — свято хранимая, почитаемая вещь, связанная с историческими или религиозными событиями прошлого.
Это может быть старые фотографии, письма, грамоты, а может быть и предметы, принадлежавшие нам или нашим близким.
Расскажите о своих семейных реликвиях.
(Рассказы детей о реликвиях. Особенно много рассказала Шарафиева Алина – документы и фотографии дедушки и бабушки, крестильный костюм Алины; Чепурных Дима - бабушкина гитара, вышивки, сливочник, привезённый в 1908 году из Орловской губернии; Хохлова Вика – прабабушкин рушник ; Суковатцын Денис - мамины пластинки со сказками; Симбирских Андрей – бабушкина самодельная вилка)
- Много мы узнали сегодня из ваших рассказов. Ответьте, пожалуйста, на вопрос: что дала вам эта работа? Какие трудности испытали при её выполнении.
- Я благодарна всем за то, что вы сделали. И важно помнить, что ваши родные, это не просто дедушки и бабушки, а достойные люди, благодаря которым, наша страна выстояла в Великой Отечественной войне. Благодаря ним, много сделано и построено. И благодаря ним, мы есть на этом свете.
Приложение 1.
Святцы. Православные имена для 6 класса.
Лебедева Таня -12 февраля - Мина, Пелагия, Хрисия
Богомяков Данил - 18 апреля – Агафопод, Алексей, Георгий, Дидим, Зинон, Иов.
Рыжков Кирилл -24 апреля – Антип, Варсонофий, Иаков, Ефим, Иван, Николай, Пётр, Прохор, Фармуфий, Харитон
Чепурных Дмитрий – 5 мая – Варфоломей, Виталий, Всеволод, Дмитрий, Евстафий, Климент, Лука, Неарх, Феодор.
Назаров Александр – 5 декабря – Авенир, Агава, Агапий, Агапион, Алексий, Архипп, Василий, Владимир, Герасим, Илия, Иоанн, Иосаф, Каллист, Иосаф, Михаил,Павел, Савва, Прокопий,Тивуртий, Фаддей, Филимон, Феодор.
Хохлова Вика – 17 июля – Александра, Анастасия, Мария, Марфа, Титиана (Татьяна), Феодотия.
Шарафиева Алина – 19 августа – Дария, Евдокия, Мария, Нонна, Христина.
Гусятников Максим – 2 сентября – Иоанн Златоуст
Суковатцин Фархат – 23 сентября - Андрей, Апеллес, Василий, Гаврил, Глеб, Евгений, Иоанн, Исмаил, Кассиан, Лука, Климент, Константин, Симеон,Павел, Пётр
Симбирских Андрей -26 сентября –Александ, Валериан, Гордиан, Зотик, Иерофей, Илия, Лукиан, Кронит, Серапион, Стефан, Стратоник,Николай