урок по технологии в 5 классе по теме "Лоскутное шитьё"

Моисеева Ирина Павловна

В разработке урока

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока; "Лоскутное шитье"

Цель урока: 

Познакомить обучающихся с одним из видов декоративно-прикладного творчества – лоскутным шитьем.

Задачи:

  • Обучающая: научить составлять схемы и эскизы из полосок в технике лоскутного шитья.
  • Развивающая: развитие мышления (мыслительных операций — анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать); мелкой моторики; самостоятельности, инициативы.
  • Воспитывающая: воспитание бережливости; познавательной потребности, формирование эстетического вкуса на основе ДПИ.

Методы и приемы обучения:

  • просмотр презентации;
  • устное изложение нового материала;
  • беседа;
  • демонстрация наглядных пособий;
  • показ трудовых приемов.

Наглядно-иллюстрированный материал:

  • образцы тканей и изделий, электронная презентация “Стеганое одеяло “Космос” с мастер-классом;
  • технологические карточки “Последовательность выполнения схемы и эскиза блока “Елочка”, “Изба”, “Колодец”;
  • образцы схем и эскизов блоков “Елочка”, “Изба”, “Колодец”.

Средства обучения:

  • проектор и экран;
  • альбом и цветная бумага мелованная,
  • простой карандаш и линейка,
  • ножницы и клей-карандаш.

Межпредметные связи: черчение, геометрия, искусство.

Объект работы: цветная бумага, альбом

Ход 2-го урока:

  1. Повторение практического задания (2 мин)
  2. Практическая работа (25 мин.)
  3. Составление композиции из блоков на ватмане формат А0 (11 мин.)
  4. Подведение итогов урока (5 мин.)

Домашнее задание (2 мин)

Учитель: 

Ребята, мы продолжаем с вами урок  в форме игры. У нас вами есть три группы.

Для оценивания выполнения заданий нам нужно пригласить 3 эксперта. Я хочу пригласить гостей поучаствовать в нашей игре.

Слайд 1.                                               Условия игры

  1. В выполнении заданий принимает участие вся команда.
  2. Команды придерживаются строгого регламента.
  3. За каждое правильно выполненное задания члены команды получают по баллу.
  4. За нарушение дисциплины и техники безопасности с команды снимаются баллы.
  5. При выполнении задания допускается взаимопомощь.

1 задание     За 10 минут командам необходимо разгадать кроссворд и назвать тему сегодняшнего урока, которая является ключевым словом в данном задании. За каждое отгаданное слово команда получает по баллу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

13

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

9

 

 

 

 

 

14

 

 

 

 

 

4

 

 

7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

12

 

 

 

 

 

 

3

 

5

 

 

8

 

10

11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Приспособление для хранения игл.
  2. Инструмент для раскроя ткани.
  3. Ряд однородных повторяющихся стежков.
  4. Графическое изображение будущего изделия, выполненное от руки.
  5. Уменьшение размеров ткани под действием тепла и влаги.
  6. Нить идущая поперек ткани.
  7. однолетние травянистое растение дающие волокно того же названия.
  8. Нить идущая вдоль ткани.
  9. легкая ткань полотняного переплетения для легких платьев, сарафанов, халатов.
  10. Волокно животного происхождения
  11. Инструмент для ручной работы с тканью.
  12. Оборудование для влажно-тепловой обработки.
  13. Материал, который изготовляют на ткацком станке путем переплетения нитей.
  14. Маленький чудесный помощник для безопасной работы с иглой.

Слайд 2 (название урока).И так мы с вами разгадали кроссворд и определили тему урока,  Тема урока ………..(молодцы)

2 задание.

В течение 2 минут дать определение понятия «лоскутное шитье».

Слайд 3. Ответ: Лоскутное шитье – это искусство соединения небольших разноцветных кусочков ткани (лоскутов) в единое целое путем сшивания.

3 задание.

Вспомнить историю лоскутного шитья. Зародилась лоскутная пластика в Англии, а затем постепенно распространилась в Европе, Америке, Австрии и на Руси. Причиной появления своеобразного лоскутного шитья явилась бедность. Именно она вынуждала женщин из остатков старой одежды делать новую, а также создавать различные изделия окружающего быта.

В России лоскутное шитьё стало активно развиваться с середины XIX века, когда широкое распространение получили хлопчатобумажные ткани фабричного производства. Лоскутное шитьё зародилось и развивалось в крестьянской среде.

Предметы деревенского быта были полезны и красивы (коврики – кругляшки, дорожки, сотканные из полосок ткани) наполняли быт и радовали глаз.

Среди городского населения изделия из лоскутов долгое время считались признаками бедности. И лишь в 70-е годы XX века, когда в моду вошёл фольклорный стиль, вновь возник интерес к лоскутному шитью.

2 ученица:

Шитьё из лоскута называют ещё “лоскутная мозаика”, – изделия собранные из цветных лоскутиков. Они отличаются художественным вкусом, цельностью композиции, декоративностью.

Лоскутные мозаики – покрывала, одеяла, занавески, панно, салфетки, коврики, дорожки украшают и сейчас многие интерьеры жилого дома, выставки декоративно-прикладного творчества.

Любимые занятия искусных мастериц – украшение интерьера кухни, дачного домика, изготовление женской и даже мужской одежды.

Необходимо отметить, что мастерицы экономно самые маленькие отходы тканей, зачастую создают изделия высокого художественного уровня. В современной жизни люди упрямо стремятся сохранить прошлое.

Древние ремёсла расцветают благодаря труду и творчеству юных мастеров. Их секреты бережно хранятся, передаются из поколения в поколение – и ниточка, связывающая нас с далёкими

Вопросы;

Слайды 4,5,6,7

2. Практическая работа.

4 задание

Слайд 8

Для выполнения этого задания вам потребуется вспомнить уроки рисования. Время выполнения задания  5 минут.

Каждой команде предложен цветовой спектр, с помощью его вам предстоит определить

  • Область холодных цветов
  • Область теплых цветов
  • Область родственных цветов.

Ответы: Слайды 9

5 задание

Учитель     Слайд 10

Для того чтобы выполнить тот или иной эскиз надо знать технику лоскутного шитья.

Техника лоскутного шитья – совокупность приемов и технологическая последовательность соединения лоскутов определенных форм в орнаменты и полотна.

Мы с вами познакомимся с техники лоскутного шитья: «полоска»,  «квадрат», которые содержат множество приемов. Для того чтобы приступить к изготовлению того или иного эскиза изделия мы должны:

Слайд  11

  1. Изготовление шаблонов.
  2.  Выкраивание лоскутных деталей.
  3.  Соединение лоскутных деталей в соответствии с выбранной техникой лоскутного шитья.

Слайд 12,13

Сегодня мы познакомимся с техникой «полоска»и техникой «квадрат», а именно с приемами : «Елочка», «Колодец», «Шахматка».

И так первое задание

Чтобы понять, выполненная в технике «лоскутная геометрия» - «шахматка» (в дальнейшем «шахматка») и закрепить знания по основам цветовой грамоте, мы с вами воспользуемся возможностями графического редактора Paint. (демонстрация образцов готовых изделий) СЛАЙД  12,13
А возможностей этой программы много. С его помощью можно выполнить схемы вышивки, вязания, рисунок орнамента, создать шаблоны мозаичных форм, составить план разбивки цветника на пришкольном участке, найти оптимальное цветовое решение. 
Сегодня на уроке мы познакомимся,   научимся создавать в ней блоки (шаблоны) из которых состоит «шахматка»
Пред ВАМИ СТОЯТ НОУТБУКИ, и у каждого  распечатке последовательности составления эскиза «Шахматка».(Используя проектор, рассказываю,  как запустить программу  и работать в ней)

Учитель:
Как работать с редактором Paint  вы знакомились на уроках информатики. И так преступаем к работе.
 Но прежде физкульминутка.

Физминутка для учащихся – 3 минуты (упражнения для глаз, рук)

Подготовка к практической работе

Учитель:
С помощью программы Paint создайте основу прихватки «шахматка» состоящую из 9-ти квадратов (шаблонов). Для этого у вас на столах лежит алгоритм работы 
(Приложение 2). Следите за соблюдением последовательности выполнения.
На выполнение работы отводится 20 минут
После создания основы состоящей из 9-ти квадратов , учащиеся выполняют задание 2, приложения 1

Задание 6
Учитель
Залейте  основу в виде «шахматки» 1 КОМАНДА  используя только теплые цвета, ВТОРАЯ потом только холодные (меню Палитра) 
(Выполнение предложенного задания помогает учащимся закрепить знания по цветовой грамоте, сформировать представления о последовательном соединение деталей лоскутного блока). Работы учащихся, можно рассмотреть через  проектор. -  5 минут.

ПРОВЕРКА ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ.(Молодцы с задание все справились.) Убрали ноутбуки в сторону, для выполнения следующего заключительного.

Задание 7.

СЛАЙД 16.

Выполнить задания по инструкциям: раздаю блок-схемы и эскизы.

  • Составить блок-схему из полосок на выбор “Елочка”, “Колодец”, “Изба”.
  • Составить эскиз из цветной бумаги по выбранной схеме.

Самостоятельная работа учащихся и текущее инструктирование

  • Контроль организации работы, самостоятельности.
  • Соблюдение требований культуры поведения.

Соблюдение правил техники безопасности

 «Елочка»

Сборку рисунка следует вести от угла основы. Цифрами на схемах обозначена последовательность сборки рисунка.

Угловой квадрат делают контрастным по отношению к цвету и тону полосок. Темный квадрат — светлые полоски, светлый квадрат — темные полоски. Каждый следующий слой полосок темнее предыдущего. В центре квадрата — рисунок или цветок.

Принцип соединения полосок такой же, как и в «Диагональной раскладке»

 «Колодец»

  • Наметить на основе диагонали.
  • Выкроить по шаблону центральный квадрат, сторона которого равна двойной ширине полоски, приколоть булавками к основе так, чтобы его углы были расположены точно по диагоналям основы.
  • Выбрать направление сборки (в данном случае по часовой стрелке).
  • Подготовленные полоски тканей темных и светлых тонов нашить по сторонам квадрата последовательно, следуя нумерации на рисунке. .

Целевые обходы

  • Проверка своевременного начала работы и организации рабочего места учащихся.
  • Проверка правильности выполнения составления блоков.
  • Проверка соблюдения технологической последовательности выполнения работы.
  • Контроль качества выполнения операции, своевременное предупреждение ошибок.
  • Проверка соблюдения учащимся правил техники безопасности.
  • Проверка применяемых способов самоконтроля.
  • Прием и оценка практических работ учащихся.

III. Выступление экспертов

IV. Оценка работы учащихся

V. Домашнее задание

Слайд 17

  1. Подготовиться к практической работе: принести лоскуты ткани (4 расцветки), швейные принадлежности.

VI. Рефлексия урока

Синквейн

 (5 предложений отражающих тему)  

Вопросы для подведения итогов:

VII. Уборка рабочих мест.

1.Схема и эскиз блока  “Колодец”

2.Схема и эскиз блока “Изба”

3. Схема и эскиз блока “Елочка”

Синквейн .

Урок

Активный , интересный

Воспитывает, развивает, учит.

Даёт возможность показать себя.

Творение.

Урок

Значемый,решаемый

Думаем, выбираем, действуем

Помогаем составлять эскизы

Идея .

Урок

Выполнимый  Творческий

Конструируем, вырезаем, клеим.

Урок  позволяет чего-то достичь.

Деятельность.

Урок .

Архитектурный. Строительный

Отображает, знакомит, настраивает

Проект-основа строительства.

Задача.