Педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья
Одной из важных задач педагогики является оптимальное развитие потенциальных возможностей детей с ограниченными возможностями здоровья, их эмоционально-волевой сфер, познавательной и речевой деятельности, подготовка к самостоятельной жизни и включение в социальную среду полноправными членами общества.
Под влиянием целенаправленной педагогической работы, включающей специально разработанное содержание и технологии, с использованием разнообразных корригирующих средств, дети с ОВЗ дают заметное продвижение (А.К. Аксенова, Г.А. Волкова, В.В. Воронкова, И.А. Грошенков, Г.М. Дульнев, А.А. Дмитриев, Р.Е. Левина, Е.М. Мастюкова, В.М. Мозговой, В.Г. Петрова, Б.И. Пинский, Е.А. Стребелева, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, С.Н. Шаховская, Б.И. Шостак, А.В. Ястребова и др.) и это, является приоритетной задачей коррекционной педагогики.
У всех детей с ограниченными возможностями здоровья в той или иной степени имеются различные нарушения, которые проявляются в многообразных формах, в различной степени и по-разному поддаются педагогическому воздействию, что обусловлено различными первичными нарушениями.
Таким образом, в этой связи особую актуальность приобретает организация и педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья , а также разработка и создание специальных условий, обеспечивающих исправление, ослабление, сглаживание проблем, ограничивающих их жизнедеятельность.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Программа коррекции гиперактивности
у детей младшего школьного возраста
Автор-составитель:
Калякина Ирина Александровна,
заместитель директора по ВР,
педагог дополнительного образования
МБУ ДО ГЦВР «Досуг»
Психолого-педагогический анализ ситуации
Проблема гиперактивности и дефицита внимания у учащихся младших классов приобрела особую актуальность в последнее время. Это связано с постоянным ростом числа детей с нарушениями внимания, двигательной расторможенностью, проблемами в поведении, которые негативно сказываются на процессе обучения детей.
Особую остроту эта проблема приобретает в отношении детей с интеллектуальными нарушениями, у которых названные нарушения могут значительно осложнить проявление интеллектуальной недостаточности [8].
Пояснительная записка
Актуальность, цель программы
В настоящее время происходят прогрессивные изменения реформирования системы образования. На этом фоне развитию эмоциональной сферы ребёнка уделяется не всегда достаточное внимание в отличие от его интеллектуального развития. Л.С. Выготский, А.В. Запорожец справедливо отмечали, что согласованное функционирование этих двух систем, их единство может обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности [4]. Педагоги-классики: Л.С. Выготский, П.П. Блонский, А.С. Макаренко, С.И. Шацкий, В.А. Сухомлинский подчёркивали важность воспитания у детей произвольного поведения. Проявление гиперактивности затрудняет личностное развитие ребёнка и препятствует повышению уровня учебно-воспитательного процесса, поэтому проблема гиперактивности детей младшего школьного возраста приобрела особую актуальность в последнее время. Невозможно обойти вниманием детей с интеллектуальным недоразвитием. К основным первичным нарушениями добавляются, как правило, вторичные нарушения. Гиперактивные дети нарушают правила, так как не способны их усвоить и применить в повседневной жизни. Они нетерпеливы, неусидчивы и импульсивны. Окружающие устают от их суеты и бесконечной двигательной возбудимости. Эта категория детей в большей степени беспокоит окружающих [1]. Интеллектуальная недостаточность и проявления гиперактивности негативно сказываются на состоянии ребёнка, осложняют социальную адаптацию, увеличивают риск формирования асоциальных форм поведения. Такой ребёнок не способен самостоятельно справляться с физиологическими проблемами. Внимание к обозначенной проблеме вызвано не только тем, что число детей с нейродинамическими нарушениями с каждым годом растёт, но и стремлением помочь педагогам и психологам справиться хотя бы с некоторой частью трудностей, связанных с поведенческими особенностями детей с интеллектуальным недоразвитием младшего школьного возраста. Все эти факторы способствовали созданию данной программы, что является весьма актуальным для работы с данным контингентом детей.
Цель программы: психологическая коррекция эмоциональной сферы и поведения ребёнка, направленная на повышение социальной компетентности.
Задачи:
1. Тренировка функций внимания;
2. Тренировка необходимых двигательных навыков, обучение выразительным движениям;
3. Развитие двигательной координации;
4. Обучение снятию мышечного и эмоционального напряжения;
5. Формирование моральных представлений;
6. Регуляция поведения;
7. Обучение конструктивным навыкам взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
Целевая аудитория: гиперактивные дети младшего школьного возраста с интеллектуальным недоразвитием.
Условия реализации:
- включение игровых приёмов;
- частые переключения с одного вида деятельности на другой;
- избегать эмоционально бедных ситуаций, то когда ничего не происходит;
- следует избегать ограничений активности и сильной регламентации поведения детей;
- организация щадящего режима;
- получение соответствующей медикаментозной поддержки;
- регулярное отслеживание результатов лечения и коррекционной работы;
- коррекционная работа должна проводиться комплексно, когда специалисты различных направлений сотрудничают на основе совместно согласованного плана действий с учётом индивидуальности каждого гиперактивного ребёнка, выполняя свои функции [приложение 2].
Этапы
I этап – выявление степени и особенностей проявления гиперактивности [приложение 3]:
- первичная беседа с воспитателями, учителями, (родственниками);
- анкетирование;
- анализ документации (классного журнала, тетрадей, рисунков);
- рекомендации учителю, воспитателю по взаимодействию с гиперактивным ребёнком[1], [презентация].
II этап – индивидуальные занятия:
- тренировка функций внимания;
- развитие двигательных навыков, координации, обучение выразительным движениям, снятие мышечного и эмоционального напряжения;
- формирование контроля над своими действиями, развитие волевых механизмов поведения.
(Схема: развиваем одну слабую функцию, затем присоединяем ещё одну и развивает параллельно две, затем три слабые функции).
III этап – групповые занятия:
- обучаем взаимодействию с одним ребёнком;
- обучаем взаимодействию со взрослыми и сверстниками (от 2 – 4 человек и более);
На II и III этапах используются этюды, психогимнастика, упражнения и игры [2,3,4,6,7,9], [приложение 4].
IV этап – закрепление полученных навыков: проводится работа классным руководителем, воспитателями, социальным педагогом, педагогом дополнительного образования.
V этап – оценка эффективности психокоррекции.
Средства коррекции: этюды, психогимнастика, упражнения, игры [2,3,4,6,7,9].
Количество занятий: индивидуально, зависит от достижения ребёнком устойчивых положительных результатов.
Продолжительность занятия: 15-25 минут.
Ожидаемые результаты – частичное улучшение в снижении степени гиперактивности:
- улучшение качеств функций внимания;
- снижение неконтролируемой двигательной активности;
- ослабление эмоционального напряжения;
- снижение частоты проявления поведенческих нарушений;
- ребёнок обучается решению проблем, новым навыкам поведения;
- проявление способности лучше справляться с физиологическими проблемами;
- повышение реабилитационного потенциала гиперактивного ребёнка;
- оптимизация поведения в целом;
- повышение социального статуса.
Список литературы.
1. Гиперактивные дети: коррекция психомоторного развития: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /П. Альтхерр, Л.Берг. А Вёльфль и др.; под ред. М. Пассольта; Пер. с нем. В.Т. Алтухова; Науч. ред. рус. текста Н.М. Назарова. – М.: Издательский центр “Академия”. 2004. – 160 с.
2. Козлова С.А. Мой мир: Приобщение ребёнка к социальному миру./ С.А. Козлова. Коррекционно-развивающие занятия с дошкольниками./ Л.И.Л.И. Катаева. – М.: “ЛИНКА – ПРЕСС”, 2000 г. – 224 с.
3. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. – СПб.: ООО Издательство “Речь”. 2000 – 190 с.
4. Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. Пособие для практических работников дошкольных учреждений. – М.: АРКТИ, 2000 – 48 с.
5. Методические рекомендации и инструктивные материалы по организации, коррекционно-развивающего обучения в образовательных учреждениях Ростовской области (Сборник подготовлен специалистами отдела специального коррекционного образования МО и ПОРО и научно-методического отдела ОПП и МСЦ; выпуск; № 4, 2000 г.)
6. Овчарова р.В. Справочная книга школьного психолога – 2-е изд., дораб. – М. “Просвещение” Учебная литература, 1996 – 352 с.
7. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. – М.: ТЦ “Сфера”, 1999 – 240 с.
8. Психологическая наука современному учителю: теория и практика. // Материалы научно-практического семинара – “ЗАО” Ростиздат”, Ростов-на-Дону, 2010 – 225 с.
9.Чистякова М.И. Психогимнастика /Под реакцией М.И. Буянова – 2-е. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995 – 160 с.
Предварительный просмотр:
Приложение 2
ФУНКЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ
Детский невролог, детский психиатр
- уточнение диагноза;
- проводит соответствующее лечение гиперактивного ребёнка с интеллектуальным недоразвитием;
- контроль над ходом лечения;
- проводит разъяснительную работу с учителями, воспитателями (родственниками).
Педагог-психолог
С целью выбора правильного подхода, выявления степени проявления признака гиперактивности проводит:
- первичную беседу с воспитателями, учителями, (родственниками);
- анкетирование;
- анализ документации (классного журнала, тетрадей, рисунков);
- осуществляет наблюдение, по результатам, которых при необходимости направляет к неврологу, психиатру с целью проведения соответствующего медицинского освидетельствования.
После уточнения диагноза педагог-психолог осуществляет:
- психологическую коррекцию эмоциональной сферы, поведения;
- консультирование учителей, воспитателей, родственников;
занятия для педагогического коллектива с целью повышения психологической культуры по данной проблеме (тренинги, семинары, лекции и т.д.);
- разработку рекомендаций;
- контроль динамики развития ребёнка.
Учитель, классный руководитель, педагог дополнительного образования
- выполняет рекомендации врача и педагога-психолога;
- оказывает моральную поддержку и осуществляет соответствующее поощрение положительных результатов;
- осуществляет обучение;
- способствует реализации потенциала ребёнка.
Воспитатель
- обеспечивает благоприятный психологический климат в группе;
- следит за соблюдением режима;
- совместно со специалистами разрабатывает стратегию и тактику взаимодействия с гиперактивным ребёнком;
- выполняет рекомендации специалистов;
- отслеживает эффективность проводимого лечения.
Социальный педагог
- помогает педагогам нормализовать обстановку в классе (группе) взаимоотношения с учителями, воспитателями, детьми. Осуществляет профилактику конфликтности, обучая способам избегания новых конфликтных ситуаций;
- помогает выработать новые навыки взаимодействия, найти оптимальные решения возникающих проблем;
- обучает педагогический коллектив управлять деструктивным поведением ребёнка;
- проводит социометрию с целью определения статуса гиперактивного ребёнка и в случае необходимости корректирует межличностные отношения в классе (группе).
Предварительный просмотр:
Приложение 3
Анкета для учителей по Коннерсу (1973),
переработанная Скродцким (1995)
Имя ученика (ученицы) _________________________________________________________
Дата____________ детский дом (школа)______________________ класс_______________
Имя учителя (учительницы) ________________________________ телефон_____________
1. Как долго Вы знаете этого ученика (ученицу)? ___________________________________
Какие предметы Вы преподаёте ему (ей)__________________________________________
2. В каких ситуациях проявляются особые трудности с поведением?___________________
_____________________________________________________________________________
3. Каковы оценки успеваемости?
Укажите, пожалуйста, основные предметы и оценки (если ставятся оценки).____________
_____________________________________________________________________________
4. Отметьте, пожалуйста, крестиком признак, который, по Вашему мнению, характеризует поведение ученика (ученицы). Укажите степень его проявления.
Оценка поведения
Характеристика поведения | Признак не характерен | Признак проявляется в степени | В каких ситуациях проявляется признак | ||
лёгкой | довольно сильной | очень сильной | |||
1. Невнимателен, легко отвлекаем 2. не доводит начатое дело до конца, низкая устойчивость внимания 3. Дневные фантазии 4. Постоянно суетится, беспокойный, чрезмерно активный 5. Что-то бормочет про себя, постоянно издаёт звуки, всё время говорит 6. Возбудим, импульсивен 7. Приступы ярости, непредсказуемость поведения 8. Быстрая и явная смена настроений 9. Легко может расплакаться и часто плачет 10. Настаивает на немедленном исполнении своих желаний, быстро приходит в состояние фрустрации 11. Производит впечатление удручённости, упрямства, недовольства 12. Часто лжёт 13. Мешает детям, дразнит их, сердит 14. Изолируется от других детей 15.Не находит признания у других детей 16.Легко поддаётся влиянию других 17. Не может играть по правилам 18. Не способен работать в группе 19. Поведение, отличающееся от поведения одноклассников 20. Требует к себе чрезмерного внимания со стороны педагога | 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 | 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 | 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 | 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 |
Какие меры Вы уже опробовали? ________________________________________________
На что учащийся отреагировал?__________________________________________________
В каких ситуациях ребёнок кажется незаметным? ___________________________________
Какими положительными качествами и проявлениями в поведении, на Ваш взгляд, обладает ребёнок? _____________________________________________________________
Анкета для определения гиперактивности (по Д. Коннерсу)
Имя _________________________________________________________________________
Возраст ____________________ Дата_____________________________________________
Наблюдаемые признаки | Степень проявления признака | |||
отсутствует (0) | низкая (1) | довольно высокая (2) | очень высокая (3) | |
1. Двигательное беспокойство (постоянно находится в движении) 2.Раздражительность, импульсивность 3. Вмешательство в занятия других детей 4. Частая и быстрая переключаемость внимания 5. Постоянное ёрзание на месте 6. Невнимательность, отвлекаемость 7. Нетерпеливость и быстрое разочарование 8. Плаксивость 9. Быстрая и резкая смена настроения 10.Склонность к проявлениям ярости, взрывное, непредсказуемое поведение Общая сумма | о |
В качестве первичной диагностической ориентировки оправдал себя перечень симптомов, разработанный Джимми Коннерсом. Эту анкету могут заполнять как родственники, так и преподаватели при условии, что этому предшествует четырёхнедельный период наблюдений. Если в сумме набирается более 15 очков, то это даёт основание предполагать наличие у ребёнка гиперкинетического синдрома.
Предварительный просмотр:
Приложение 1
Тематический план занятий
Этапы, тема | Цель, задачи | Кол-во часов | Структура занятия |
I этап Занятие 1 Занятие 2 Занятие 3 Занятие 4 Занятие 5 Занятие 6 Занятие 7 Занятие 8 Занятие 9 Занятие 10 Занятие 11 Занятие 12 Занятие 13 Занятие 14 Занятие 15 Занятие 16 Занятие 17 Занятие 18 Занятие 19 II этап Занятие 1 Занятие 2 Занятие 3 Занятие 4 Занятие 5 Занятие 6 Занятие 7 Занятие 8 | Развитие умения концентрировать внимание на деталях, расслабление, упражнять детей в умении передавать своё настроение через цвета. Стимулирование внимания, обучение быстро и точно реагировать на звуковые сигналы; релаксация; упражнять детей в умении передавать своё настроение через цвета. Развитие внимание, связанное с координацией слухового и двигательного анализаторов; расслабление; развитие умения передавать своё настроение через цвет. Способствовать развитию внимания, расслабление; развитие умения передавать своё настроение через цвет. Способствовать развитию наблюдательности; релаксация; развитие активного внимания, умения передавать своё настроение через цвет. Развивать основные свойства внимания, способствовать развитию наблюдательности; расслабление мышц, развитие умения передавать своё настроение через цвет. Развитие наблюдательности, способность контролировать свои действия, тренировка отдельных групп мышц. Развитие умения передавать своё настроение. Развитие наблюдательности, расслабление мышц, развитие умения передавать своё настроение. Развитие основных свойств внимания; психомышечная тренировка. Развитие умения передавать своё настроение через цвет. Развитие активного внимания, двигательного контроля, обучение ребёнка подчиняться правилам. Развитие умения передавать своё настроение через цвет. Развитие переключения внимания и объёма, развитие наблюдательности; расслабление; развитие умения передавать своё настроение. Развитие умения контролировать свои действия, активного внимания, мышления; расслабление, развитие умения передавать своё настроение через цвет. Развитие мышечного контроля, обучение саморегуляции, приёмам саморасслабления, развитие умения передавать своё настроение через цвет. Психомышечная тренировка с фиксацией внимания на дыхании, развитие координации движений, мышечный контроль, развитие умения передавать своё настроение через цвет. Учить ребёнка владеть своим телом, обучение приёмам саморасслабления. умения передавать своё настроение через цвет. Научить ребёнка контролировать свои действия, расслабление мышц, развитие умения передавать своё настроение. Развитие внимания, координации и умения владеть своим телом; обучение навыкам расслабления, умению передавать своё настроение через цвет. Развитие пространственной ориентации, умения слушать и давать чёткие инструкции; преодоление двигательного автоматизма; расслабление; развитие умения передавать своё настроение через цвет. Развитие мышечного контроля, обучение приёмам саморасслабления, преодоление двигательного автоматизма, умение передавать своё настроение через цвет. Развитие наблюдательности и произвольности, расслабление, умение передавать своё настроение. Развитие распределения внимания, слухового восприятия, расслабление, умение передавать своё настроение чрез цвет. Развитие быстроты реакции, отработка навыков невербального взаимодействия, расслабление, развивать умение передавать своё настроение через цвет. Развитие умения концентрировать внимание на деталях, развитие волевого внимания, расслабление, умение передавать своё настроение через цвет. Развитие образной памяти, воображения, способности к сознательной мобилизации усилий для достижения цели; развитие мышечного контроля, умения владеть собой, контроль поведения. Развитие умения контролировать свои действия, регулировать импульсивность. Развитие внимания, памяти в зрительной модальности, логического мышления, коммуникативных навыков, преодоление двигательного автоматизма. Развитие мышечного контроля; преодоление двигательного автоматизма. | 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 | 1. Изображение своего настроения. 2. Упражнение на расслабление и концентрацию. 3. Игра «Что нового?» 4. Игра «Что слышно?» 5. Итог занятия «Настроение в цвете». 1. Изображение своего настроения. 2.Упражнение на релаксацию. 3.Игра «Будь внимателен!» 4.Игра «Слушай хлопки!» 5. Итог занятия «Настроение в цвете». 1. Изображение своего настроения. 2. Упражнение на расслабление и концентрацию. 3. Игра «Четыре стихии». 4. Упражнение «Найди отличие». 5. Итог занятия «Настроение в цвете». 1. Изображение своего настроения. 2. Упражнение на расслабление «Винт». 3. Упражнение «лабиринт». 4. Игра «Слушай и исполняй». 5. Итог занятия «Настроение в цвете». 1. Изображение своего настроения. 2.Упражнение на мышечную релаксацию «Штанга». 3. «Корректурная проба» (вариант «Хрюши»). 4. Игра «Слушай хлопки!». 5. Итог занятия «Настроение в цвете». 1. Изображение своего настроения. 2.Упражнение «Сосулька». 3. «Соедини части – узнаешь целое». 4. «Корректурная проба» (вариант «Девочки»). 5. Итог занятия «Настроение в цвете». 1. Изображение своего настроения. 2. Этюд «Шалтай-болтай». 3. «Исправь ошибки» 4. «Снеговики». 5. Итог занятия «Настроение в цвете». 1. Изображение своего настроения. 2. Этюд «Насос и мяч». 3.Игра «Сделай также». 4. «Матрёшки». 5. Итог занятия «Настроение в цвете». 1. Изображение своего настроения. 2. Этюд «Качели». 3. «Корректурная проба» вариант «Бурёнки». 4. Игра «Сосчитай». 5. Итог занятия «Настроение в цвете». 1. Изображение своего настроения. 2. Упражнение «Петрушка прыгает». 3. Упражнение «Сова». 4. Игра «Скажи, что не нарисовано?». 5. Итог занятия «Настроение в цвете». 1. Изображение своего настроения. 2. Упражнение «Спать хочется». 3. Отыскивание чисел. 4.»Корректурная проба» (вариант «Человечки»). 5. Итог занятия «Настроение в цвете». 1. Изображение своего настроения. 2. Этюд «Спящий котёнок». 3. Игра «Соедини части – узнаешь целое». 4. Игра «Говори!» 5. Итог занятия «Настроение в цвете». 1. Изображение своего настроения. 2. Этюд «Кукушонок кланяется». Игра «Археология». Игра «клубочек». Итог занятия «Настроение в цвете». 1. Изображение своего настроения. 2. Игры с песком. 3. Игра «Шариковые бои» 4. Игра «Маленький зверёк». 5. Итог занятия «Настроение в цвете». 1. Изображение своего настроения. 2. Этюд «В уши повала вода». 3. Игра «Разговор с телом». 4. Игра «Прижми палец». 5. Итог занятия «Настроение в цвете». 1. Изображение своего настроения. 2. Упражнение на расслабление. 3. Игра «Разговор с руками». 4. Игра «Пропеллер». 5. Итог занятия «Настроение в цвете». 1. Изображение своего настроения. 2. Упражнение на расслабление. 3. Игра «Послушай тишину». 4. Игра «Запретный номер». 5. Итог занятия «Настроение в цвете». 1. «Настроение в цвете». 2. Упражнение на расслабление. 3. Занимательные картинки «Архитектор и строители. 4. Игра «Стоп». 5. Итог занятия «Настроение в цвете». 1. «Настроение в цвете». 2.Упражнение «Шалтай – Болтай». 3. Игра «Маленькая птичка». 4. Игра «Флажок». 5. Итог занятия «Настроение в цвете». 1. «Настроение в цвете». 2.Упражнение на мышечную релаксацию (с элементами изотерапии). 3.Игра «Канон». 4. «Запоминай порядок». 5. Итог занятия «Настроение в цвете». 1. «Настроение в цвете». 2. Упражнение на релаксацию. 3. Игра «Броуновское движение». 4. «Весёлая игра с колокольчиками». 5. Итог занятия «Настроение в цвете». 1. «Настроение в цвете». 2.Упражнение на мышечную релаксацию (с элементами изотерапии). 3.Игра «бездомный заяц». 4. «Собери урожай фруктов». 5. Этюд «На берегу моря». 6. Итог занятия «Настроение в цвете». 1. «Настроение в цвете». 2. Упражнение на снятие напряжения. 3. «Пишущая машинка». 4. Игра «Что нового?». 5. Игра «Зеваки». 6. «Конкурс лентяев». 7. Итог занятия. 1. «Настроение в цвете». 2. Упражнение на релаксацию. 3. Этюд «Канон для малышей». 4. «Слушай хлопки» (вариант 2). 5. Игра «Сделай так». 6. Игра «Колпак мой треугольник». 7. Итог занятия. 1. «Моё настроение». 2.Упражнение на мышечную релаксацию. 3. Игра «Маленький зверёк». 4. Игра «Скульптура». 5.Игра «Говори!» 6. Игра «Пылесос и пылинки» 7. Итог занятия. 1. «Моё настроение». 2.Упражнение на мышеч. релаксацию. 3. Игра «Послушай тишину». 4. Занимательные картинки: «Парные картинки». 5. Игра «Пустой угол». 6. Элементы музотерапии. 7. Итог занятия. 1. «Моё «настроение». 2. Упражнение на мышечную релаксацию. 3. Игра «Маленькая птичка». 4. Игра «Стоп!» 5. Игра «Замри!» 6. Игра «Черепаха». 7.Итог занятия. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Рекомендации воспитателю
Упорядочить режим дня и недели. Установить чёткие правила поведения для всех членов группы.
Воздержаться от брани (для воспитателя это означает: думать, прежде чем сказать; действовать, вместо того чтобы говорить). Не обращать внимания на небольшие прегрешения ребёнка.
Избегать бесполезных дискуссий. Договориться с ребёнком о том, что необходимо делать. И неотступно выполнять это. Заранее условиться о мерах поощрения и наказания.
Наказание применять непосредственно после произошедшего и так, чтобы ребёнку было понятно, чем оно вызвано, но лучше, если ребёнок ощутит естественные последствия своего неправильного поведения.
Хвалить! Отмечать хорошие поступки, даже если они незначительны. Похвала не должна содержать в себе скрытого порицания: «Чудесно! Если ты хочешь, значит, ты можешь!»
Упражнять ребёнка в самоконтроле, для чего служит проговаривание вслух или так называемое «внутреннее проговаривание» своих действий.
Давать возможность много двигаться и играть. Педагоги должны участвовать в играх!
Рекомендации учителю
Строго, но доброжелательно руководить ребёнком. Проявлять необходимую снисходительность там, где это возможно. Если ребёнок чувствует, что к нему относятся хорошо, знают о его трудностях и хотят помочь. То он преодолевает многие безрадостные для себя ситуации.
Проявлять постоянно внимание к ребёнку и хвалить его. Эксперименты доказывают, что все дети при похвалах улучшают свои показатели, а при отсутствии похвалы их результаты ухудшаются. Гиперактивные дети к похвале особенно чувствительны и нуждаются в регулярном поощрении.
Исключать лишние раздражители. Если посадить ребёнка как можно ближе к учителю, рядом со спокойным одноклассником и следить за тем, чтобы в данный момент на его парте было только самое необходимое, то он лучше будет справляться с работой. Если он при этом сотрёт за целый день ластик или израсходует целый карандаш, участвуя на занятиях, то порицать его за это не следует.
Использовать прямой телесный и зрительный контакт. Учитель, который во время урока часто поглядывает на ученика или, проходя мимо, останавливается около него. Кладя ему руку на плечо, оказывает ему тем самым поддержку и помогает добиваться лучших результатов.
Разбивать задания на короткие этапы, структурируя учебный процесс. При выполнении коротких заданий, не требующих длительного умственного напряжения, ребёнок сможет лучше показать на что он способен.
Снижать боязнь ребёнка справляться с заданием, как можно чаще приходя ему на помощь.
Разрешить ребёнку двигаться, например: стирать с доски, раздавать одноклассникам тетради. (Черчиллю в детстве разрешалось во время урока обежать вокруг школы).
Терпеливо относится к медлительности, и учитывать эту особенность. Например, сокращать задания, выполняемые в классе и на самоподготовке; несколько раз чётко пересчитывать вслух условия задачи (математика), чтобы дети, испытывающие трудности в чтении, поняли её условия.
Ни один ребёнок не стремиться к неудачам, наказаниям, неприятию со стороны других. Ни один ребёнок не хочет быть плохим. Также необходимо помнить, насколько тяжело страдают от своего нарушения сами дети.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность с каждым годом увеличивается количество детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), которые нуждаются в специализированной помощи, индивидуальной программе, особом режиме; Сопровождение детей с ОВЗ необходимо, так как это не единовременная поддержка, это система комплексной деятельности, направленная на коррекцию и успешное развитие ребёнка; система психолого-педагогического сопровождения способствует полноценному развитию детей, их социализации в обществе и подготовке к дальнейшему обучению.
Основные нормативно-правовые документы для детей с ОВЗ Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ; Концепция Федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 №1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
Основные нормативно-правовые документы для детей с ОВЗ Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 №1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ»; Письмо Минобрнауки России от 16 февраля 2015 №ВК-333 / 07 «Об организации работы по введению ФГОС образования обучающихся с ОВЗ»; Приказ Министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 25.07.2014 № 490 «Об организации работы по подготовке к переходу на федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования детей с ограниченными возможностями здоровья».
Основные нормативно-правовые документы для детей с ОВЗ Областной Закон «Об образовании в Ростовской области» от 14 ноября 2013 года N 26-зс (с изменениями на: 29.12.2016); Постановление Правительства РФ от 26.12.2017 N 1642 (ред. от 29.03.2019) "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" (с изм . и доп., вступ. в силу с 12.04.2019); Приказ Минобрнауки России от 14.10.2013 №1145 «Об утверждении образца свидетельства об обучении и порядка его выдачи лицам с ОВЗ (с различными формами отсталости), не имеющим основного общего образования и обучавшимся по адаптированным основным общеобразовательным программам.
Цель: реализация системы психолого-педагогического сопровождения будет способствовать обеспечению условий для оптимального развития детей с ОВЗ, их дальнейшей интеграции в социум. Задачи: предупредить возникновения проблем развития ребенка; оказать помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации: учебные трудности, проблемы с выбором образовательного и профессионального маршрута, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями; обеспечить психолого-педагогическое сопровождение образовательных программ; развивать психолого-педагогическую компетентность (психологическую культуру) обучающихся, родителей, педагогов.
Субъекты психолого-педагогического сопровождения индивидуальной образовательной деятельности детей ОВЗ: медицинские работники и другие специалисты; классный руководитель; педагог-психолог; социальный педагог; педагоги (учитель, воспитатель, педагог дополнительного образования, тьютор и т д.); родители и родственники ребёнка.
Объект психолого-педагогического сопровождения: дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) - (физические лица, имеющие недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтверждённые заключением психолого-медико-педагогической комиссии и препятствующие получению образования без создания специальных условий).
Категории детей с ОВЗ: глухие; слабослышащие и позднооглохшие; слепые; слабовидящие: с тяжелыми нарушениями речи; с нарушениями опорно-двигательного аппарата; с задержкой психического развития; с умственной отсталостью; с расстройствами аутистического спектра.
Алгоритм системы психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ сбор информации о различных сторонах жизни и динамики развития учащегося с использованием методов педагогического и психологического мониторинга (он показывает перспективы его дальнейшего развития, над чем нужно работать); повышение компетентности всех участников образовательного процесса; выбор технологий обучения, воспитания и развития ребёнка с ОВЗ; сотрудничество всех участников сопровождения; определение основных направлений коррекционно-развивающей работы, составление адаптированных индивидуальных коррекционно-развивающих программ;
Алгоритм системы комплексного психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ взаимодействие с семьями детей с ОВЗ для обеспечения полноценного развития (информирование, консультирование, просвещение и т.д.); оценка эффективности совместной деятельности участников сопровождения в рамках разработанной модели; разработка дальнейшей стратегии психолого-педагогического сопровождения.
Особенности конкретного ребёнка с ОВЗ влияют на содержание и формы психолого-педагогического сопровождения его индивидуальной образовательной деятельности Требования к условиям реализации основной образовательной программы на основе федеральных образовательных стандартов начального общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (проекты РПГУ им. А.И. Герцена)
Служба сопровождения: это объединение специалистов разного профиля, осуществляющих процесс сопровождения. Команда объединяет учителей, учителей-дефектологов, педагогов - психологов, социальных педагогов, представителей родительского актива и т.д.; групповой командой организуется работа с педагогами и родителями с целью вовлечения их в реализацию единой развивающей программы, изучения ожиданий относительно дальнейшего продвижения детей и гармонизации внутрисемейных межличностных отношений.
Система психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ может способствовать решению следующих проблем: помощь в разрешении трудностей в обучении; профессиональной подготовке и ориентации; во взаимоотношениях с окружающими (учителями, сверстниками, родителями); коррекция нарушений психических процессов и эмоционально-волевой сферы, в этой работе особое место занимает коррекция мышления и эмоционального состояния ребёнка.
Организационная структура службы сопровождения ребенка с ОВЗ в общеобразовательном учреждении Психолого-медико-педагогический консилиум ( ПМПк ) - регулирует процесс сопровождения и обеспечивает комплексность процесса сопровождения. Процесс сопровождения – комплекс последовательно реализуемых специалистами сопровождения действий, позволяющих субъекту сопровождения определиться с принятием решения и нести ответственность за реализацию решения.
Принципы психолого-педагогического сопровождения учащихся с ограниченными возможностями здоровья: 1) системность – реализуется в процессе оказания психолого-педагогической помощи в разных направлениях: детям, учителям, родителям (оказывается в реальной ситуации обучения ребенка, выявляет имеющиеся сложности, потенциальные возможности ребёнка, его сильные стороны, определяющие обходные пути в обучении и с учётом всех составляющих определяется, моделируется система психолого-педагогического сопровождения); 2) комплексность – проявляется в том, что педагогом, психологом, родителями оказывается ребенку комплексная помощь, охватывающая все сферы его деятельности (познавательную, эмоционально-волевую, двигательную; оптимизируются социальные связи и отношения), помогающая отследить успешность обучения и наладить межличностные связи;
3) интегративность – предусматривает интеграцию различных методов (психотерапевтических и психолого-педагогических), методик, подходов, дидактических и психотерапевтических приемов (охватывает не только образовательную среду, но и микросоциальную); 4) приоритет особых потребностей ребенка – выявление причин учебных затруднений ребенка, знание и учёт его особых потребностей для использования их в качестве обходных путей (нуждаются в специальных условиях организации образовательного процесса); 5) непрерывность – отражает необходимость ранней диагностики его возможностей и способностей, осуществления психолого-педагогического сопровождения на протяжении всего периода обучения, т.е. на всех ступенях образования.
Индивидуальное сопровождение учащихся с ограниченными возможностями здоровья С игнал о проблеме Сигнал о проблеме со стороны учащегося , учителя, воспитателя, родителя Проблема выявлена специалистами Специалисты сопровождения начинают работу по сбору информации для детального анализа проблемы учащегося с ОВЗ и составления программы сопровождения Разработка программы индивидуального сопровождения Индивидуальное сопровождение осуществляют специалисты во взаимодействии с педагогами, родителями и т.д. Консультативное сопровождение (осуществляет учитель, классный руководитель во взаимодействии со специалистами) Отслеживание результативности и анализ эффективности сопровождения, при необходимости корректировка программы
Этапы психолого-педагогического сопровождения 1) Мотивационный этап – обеспечение внешних благоприятных условий для осуществления процесса сопровождения и мотивация предстоящей деятельности. 2) Ориентировочный этап – определение смысла и содержания предстоящей работы, выработка общего подхода, определение ролей и профессиональных позиций относительно ребёнка, распределение функциональных обязанностей между участниками сопровождения. 3) Содержательно-операционный этап – разрабатываются коррекционные программы на диагностической основе применительно к конкретному ребенку по реализации конкретных задач. 4) Оценочный этап – включает итоговую педагогическую и психологическую диагностику, анализ результатов всеми специалистами команды, рефлексию. Подведение итогов может послужить основой для дальнейшей работы.
Направления работы технологии психолого-педагогического сопровождения: постановка проблемы; коллегиальное обсуждение проблемы сопровождения; определение конкретных действий каждым специалистом; рефлексивность деятельности педагогов.
Основные направления психолого - педагогического сопровождения в условиях интегрированного обучения: диагностика; коррекционно-развивающая работа; создание специальной коррекционно-развивающей среды; разработка коррекционной программы; помощь родителям; научное обоснование коррекционных технологий.
Ожидаемые результаты Формирование универсальных учебных действий; Универсальные учебные действия (УУД) – это базовый элемент умения учиться; совокупность способов действий обучающегося и навыков учебной работы, обеспечивающих его возможностью самостоятельно развиваться и совершенствоваться в направлении желаемого социального опыта на протяжении всей жизни. Формирование базовых учебных действий учащихся; Базовые учебные действия (БУД) – это элементарные и необходимые единицы учебной деятельности, формирование которых обеспечивает овладение содержанием образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), их подготовку к самостоятельной жизни.
Ожидаемые результаты Реализация системы психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья позволит создать необходимые условия для обеспечения их оптимального развития, что будет в дальнейшем способствовать их успешной интеграции в социум.
Прежде всего, человека нужно готовить к тому, чтобы он присоединился к людям. Р. Штайнер
Автор-составитель: заместитель директора по воспитательной работе, педагог дополнительного образования Калякина Ирина Александровна