Обобщение педагогического опыта по профориентации. "Мир профессий, или Какую дверь открыть", 2009г
Программа работы со старшеклассниками по развитию профессиональной зрелости «Мир профессий, или Какую дверь открыть» Вопрос выбора профиля обучения для старшеклассника есть вопрос выбора будущей профессии и приложения своих сил в определенной сфере общественно – полезной деятельности. Проблема полноценности существования и даже личного счастья непосредственно связана с профессиональным трудом в жизни человека. Именно поэтому создание профильной школы обретает сейчас статус государственной проблемы трудовой занятости.
Выбор направленности обучения приходится на старший школьный возраст (14 – 17 лет). Именно в это время возникают ведущие потребности, происходит дифференциация интересов, совершаются первые профессиональные пробы.
Выбор профессии – один из главных выборов, совершаемых человеком в юном возрасте, так как, выбирая профессию, он выбирает и образ своей дальнейшей жизни. Хотя количество профессий в наши дни измеряется пятизначным числом, учащиеся, как правило, могут назвать в среднем 20 – 26 профессий. Изучение мотивов выбора профессии школьниками показало, что значительную роль в этом играют советы окружающих: 25% детей выбирают профессию под влиянием друга, который более самостоятелен, 17 % - по совету родителей, 9% - под влиянием средств массовой информации. Еще 9% руководствуются малозначительными факторами, например, близостью вуза к дому, и только 40% ( по мнению Павловой Татьяны Львовны) выбирают профессию, ориентируясь на содержание деятельности. Выбирая будущую профессию, старшеклассник, как правило, делает упор на свои склонности, не учитывая при этом собственной адекватности требованиям сферы профессиональной деятельности: а именно психофизиологических возможностей, интеллектуального потенциала, профессионально значимых качеств личности, а может быть та или иная профессия может не подходить к человеку по состоянию здоровья.
Поэтому программа работы со старшеклассниками по развитию профессиональной зрелости «Мир профессий, или какую дверь открыть» помогает учащимся определить направленность своих интересов и склонностей, личностных и деловых качеств, необходимых для овладения определенной сферой профессионального труда; даст нужную информацию о содержании и условиях труда в рамках интересующей профессии, познакомит с правилами принятия решения и планирования своего профессионального пути.
Данная программа отвечает требованиям современной предпрофильной подготовки учащихся, помогает учащимся сделать адекватный выбор будущей профессии, спланировать свой профессиональный путь.
Проф. работа начинается с диагностики.
Активизирующий опросник Пряжникова «Перекресток» внедряется в диагностику одним из первых, так как он является опросником этапа консультаций.
Опросник состоит из 2 частей: с помощью 1 части опросника можно выявить предрасположенность оптанта к определенным сферам и средствам труда.
Данный опросник располагает двадцатью сферами труда, среди которых есть и духовно – эстетическая система, безопасность и правопорядок и т.д.
Следует обратить внимание в данном опроснике на такие сферы как антиобщественная деятельность, тунеядство. Данные сферы помогают выявить предрасположенность личности не только к благоприятным сферам, но и антисоциальным. Эти знания помогут скорректировать воспитательную работу с данным учеником , направить в нужное русло.
Н: (1 оптант). (опросник №1). Норма: живая природа, техника, и т.д., но более комфортно он будет ощущать себя в сфере материальные заготовки. С учетом средств труда, которые у данного испытуемого выявлены как ручные и простые средства труда - максимально ему подойдут такие специальности как мастер по пошиву одежды, монтажник, электрогазосварщик и т.д.
Например, (4 оптант). +8 техника, +6 – душа и тело самого работника, но для него совсем неприемлема такая сфера как СМИ (пресса, телевидение). Переходим на второе приложение с учетом средств труда, которые у него технические, - максимально ему подойдут такие специальности как автомеханик, испытатель различных приборов, наладчик, оператор ЭВМ.
Вторая часть данного опросника направлена на выявление уровня профессионального образования испытуемого и уровня самостоятельности в труде.
Например: тот же 4 оптант – данный человек хотел бы получить начальное профессиональное образование, он сам считает, что оно ему будет достаточно. И в будущем коллективе он будет исполнительным и самостоятельным работником. Ему бы подошла такая деятельность, как дизайн какого – либо технического оборудования.
Важно в этом опроснике, что испытуемые сами должны отвечать на вопросы, сами обрабатывать данные с помощью ключей. Конечно, под руководством психолога. Важно, что дети сами пришли к выводам, увидели результат, пусть даже если он отрицательный.
«Перекресток – 1» средств труда и предметов (сфер) труда.
Предметы труда | Ручные и простые приспособления | Технические | Коммуникативно-артистические | Теоретические | Организационно-лидерские |
1. Живая природа (растения, микроорганизмы, животные) | Биолог (на биостанции) Боец скота Ветеринар Доярка Зоотехник Лаборант-биолог Лесовод (лесник) Коневод Рабочий зеленого хозяйства Рыбовод Садовник Пастух, чабан, оленевод, табунщик… Пчеловод Оператор по искусственному разведению животных Цветовод-декоратор
| Лаборант-биолог Капитан рыболовного судна Механизатор сельского хозяйства (тракторист, водитель, машинист комбайна) Оператор машинного доения Рыбак
| Ветеринар Доярка Дрессировщик зверей и птиц Зоотехник Кинолог (собаковод) Медсестра Фельдшер Эколог
| Агроном Антрополог Биохимик Ботаник Генетик Зоолог Ихтиолог Микробиолог Океанолог Орнитолог Физиолог Эколог Эмбриолог
| Эколог Бригадир сельхозрабочих Инспектор рыбнадзора Лесник Фермер-организатор производства
|
2. Техника (станки, агрегаты, аппаратура, транспорт, вычислительная техника)
| Автослесарь Контролер ОТК Регулировщик радиоаппаратуры и приборов Слесарь-ремонтник Теле -, радио мастер Чертежник-конструктор Электромонтер
| Автомеханик Испытатель различных технических приборов и устройств Наладчик автоматических линий и ЭВМ Наладчик полиграфического оборудования Оператор ЭВМ Оператор АЭС, ГРЭС, ТЭЦ Слесарь-сборщик двигателей Физик-экспериментатор | Бригадир на производстве Контролер ОТК Начальник смены, цеха
| Дизайнер (технический дизайн) Изобретатель Инженер-конструктор Оператор АЭС, ГРЭС, ТЭЦ Программист Проектировщик эргатических систем Физик-теоретик
| Бригадир на производстве Испытатель различных технических устройств (включая космонавтов) Начальник смены, цеха
|
3. Человеческий организм (система здравоохранения и физическая культура)
| Антрополог (в экспедиции) Визажист Косметолог Массажист Медсестра Парикмахер Проститутка Санитар Спортивный тренер | Врач-рентгенолог Врач-стоматолог Зубной техник-протезист Тренер по техническим видам спорта
| Врач-акушер Врач-массажист Врач-отоларинголог Врач-рентгенолог Врач-стоматолог Врач-терапевт Врач-фармацевт Врач-хирург Проститутка Тренер спортивно-оздоровительной секции
| Врач-исследователь (по различным направлениям) Нейропсихолог Психофизиолог-исследователь | Главврач Культорганизатор здравниц и турбаз Руководитель спортивно-оздоровительного учреждения
|
4. Сознание конкретных детей и подростков
| Няня в детских яслях Гувернантка Педагог в музыкальной школе Педагог организатор внеурочной работы Руководитель кружка прикладных ремесел Руководитель кружка художественного творчества Руководитель танцевального кружка
| Руководитель кружка технического творчества
| Артист детского театра Воспитатель детского сада Врач-дефектолог Врач-логопед Врач-педиатр Гувернантка Детский психолог Инспектор по делам несовершеннолетн. Мастер производственного обучения Педагог-психолог Педагог-предметник Профконсультант (в школе, в центре работы с молодежью) Священник Социальный педагог Учитель начальных классов
| Педагог-исследователь Священник
| Директор образовательного учреждения Завуч школы Инспектор органов управления образования Священник
|
5. Неживая природа (космос, воздух, вода, почва, недра земли, экологические системы)
| Ассенизатор Дворник Кладбищенский рабочий Нефтяник (рабочий) Огранщик алмазов Рабочий геологической партии Резчик по камню Шахтер
| Бурильщик скважин Водитель самосвала Мастер орошения Машинист горных выемочных машин Машинист экскаватора Тракторист-бульдозерист Химик-эксплуатационщик
| Бригадир (в сфере добычи полезных ископаемых) Кладбищенский рабочий Начальник карьера, шахты Эколог
| Агрохимик Астроном Геодезист Геолог Гидромелиоратор Картограф Маркшейдер Метеоролог Эколог
| Бригадир Начальник карьера, шахты
|
6. Финансово-экономические системы (банки, бизнес)
| Делопроизводитель Инкассатор Курьер Охранник в банке
| Секретарь-референт, машинистка Оператор кассовых аппаратов
| Бизнесмен Маркетолог Руководитель финансовой службы Секретарь-референт Сотрудник налоговой службы и налоговой полиции Финансовый инспектор
| Бизнесмен Бухгалтер Маркетолог Экономист (тактическое и стратегическое планирование) | Бизнесмен Охранник в банке Руководитель финансовой службы Сотрудник налоговой службы и налоговой полиции Финансовый инспектор
|
7. Сознание конкретных взрослых людей
| Проститутка Психолог (исследования, обработка результатов, проведение тренингов)
| Психофизиолог (исследование психических процессов на аппаратуре)
| Библиотекарь Педагог в колледже и вузе Проститутка Профконсультант (в службе занятости) Психиатр Психоаналитик Психолог-практик Психотерапевт Священник Социолог
| Драматург Композитор Писатель Поэт Психолог Священник Социолог Философ
| Руководитель психологического центра Руководитель учреждения культуры (театра, музея, культурно-досугового центра) Священник
|
8. Собственные душа и тело работника
| Альпинист Артист театра Артист циркаАртист эстрады Каскадер Летчик Манекенщица Музыкант-исполнитель Офицер Охранник Пожарник Проститутка Спасатель Спортсмен Фотомодель
| Артист цирка (номера с использованием техники) Каскадер Летчик Офицер Пожарник Спасатель Спортсмен (технические виды спорта)
| Артист театра Артист цирка Артист эстрады Диктор радио и телевидения Дипломат Манекенщица Общественный деятель Педагог Политик Проститутка Психолог Руководитель, менеджер Священник Спортсмен (командные виды спорта) Тренер Фотомодель
| Драматург Педагог Писатель Политик Поэт Психолог Руководитель, менеджер Священник Философ
| Дипломат Общественный деятель Политик Руководитель, менеджер Священник Тренер
|
9. Строительные объекты (дома, сооружения, дороги. трубопроводы)
| Арматурщик Изолировщик Каменщик Кровельщик Маляр Облицовщик-плиточник Паркетчик Плотник Штукатур Электромонтажник освещения и осветительных сетей | Водитель панелевоза, самосвала Каменщик-монтажник Камнетес-гранитчик Машинист автокрана Машинист башенного крана Проходчик (метрополитен) Столяр Тракторист-бульдозерист Трубоукладчик Электрогазосварщик | Прораб Руководитель строительства Специалист по связи организации с общественностью («паблик рилейшнз») | Архитектор Инженер-гидротехник Инженер-строитель | Прораб Руководитель строительства
|
10. Системы массовой коммуникации, индустрия развлечений (теле-, радиосистемы, преса) | Журналист (в командировках) Корректор Продавец в газетном киоске Ретушер
| Наборщик на наборно-печатающих машинах Оператор фотонаборной техники Переплетчик | Ведущий, комментатор теле-, радиопрограммы Диктор радио и телевидения Журналист Продавец в газетном киоске Фотокорреспондент | Журналист Корректор Редактор | Главный редактор Руководитель теле-, радиовещательной службы
|
11. Материалы и заготовки (полуфабрикаты для различных видов производства)
| Мастер по пошиву одежды и обуви Монтажник радиоаппаратуры и приборов Обвальщик мяса, жиловщик Обработчик морепродуктов Повар Портной Слесарь-инструментальщик Слесарь механосборочных работ Формовщик Электрогазосварщик Электромонтер
| Металлург Оператор по очистке и сушке зерна Оператор по приготовлению и раздаче кормов Оператор кондитерских производств Оператор прокатного стана Оператор станков с числовым программным управлением (ЧПУ) Станочник широкого профиля (токарь, фрезеровщик) Техник и инженер-технолог мясной и птицеперерабатывающей промышленности Швея-мотористка
| Бригадир Руководитель, менеджер Специалист по связям с общественностью («паблик рилейшнз») | Инженер-конструктор (на разных производствах) Инженер-технолог Техник-конструктор Техник-технолог Физик Химик
| Бригадир Руководитель, менеджер
|
12. Научно-образовательные системы
| Архивариус Методист учебного заведения Организатор учебного процесса Лаборант Этнограф
| Лаборант (использующий сложную технику) Программист Физик-экспериментатор Химик-экспериментатор
| Библиотекарь Педагог в колледже и вузе Учитель-предметник Этнограф
| Математик Педагог в колледже и вузе Учитель-предметник Ученый-проектировщик (разработка конкретных методов) Ученый-теоретик Физик Филолог Химик
| Руководитель научно-образовательного учреждения
|
13. Общественно-политические системы (социально-политические общности и классы, национально-этнические группы, общественное сознание)
| Археолог Архивариус Имеджмейкер Лаборант Этнограф
| Статистик (обработка общественно-экономической информации на ЭВМ)
| Диктор радио и телевидения Дипломат Ведущий общественно-политической программы на радио и телевидении Общественный деятель Переводчик Политик Публицист Социолог Экскурсовод Этнограф
| Археолог Дипломат Имиджмейкер Историк Культуролог Политолог Публицист Социолог Специалист по связи организации с общественностью («паблик рилейшнз») Филолог Экономист Этнограф
| Общественный деятель Руководители страны на государственном и федеральном уровнях
|
14. Транспортные системы (пассажиро-, и грузоперевозки)
| Бортпроводник Грузчик Кондуктор в городском транспорте Контролер билетов Проводник ж/д составов Стюардесса
| Водитель автобуса Водитель автокара, автопогрузчика Водитель такси Водитель трамвая Водитель троллейбуса Инженер-механик Капитан судна Летчик-пилот Машинист автокрана Машинист метро Машинист поезда Моторист-рулевой (на речном и морском транспорте) | Водитель такси Диспетчер транспортных систем Капитан судна Проводник ж/д составов Стюардесса
| Диспетчер транспортных систем Штурман (в авиации, на морском и речном флоте)
| Бригадир поезда (состава) Капитан судна Командир летного экипажа Начальник ж/д станции Руководитель транспортного предприятия
|
15. Организационно-производственные системы (производство товаров, техники, оборудования)
| Контролер ОТК Макетчик Мастер по пошиву одежды и обуви Монтажник аппаратуры и приборов Слесарь механосборочных работ Слесарь-сборщик двигателей
| Оператор автоматических линий (в разных видах производства) Оператор прокатного стана Инженер-технолог Оператор станков с ЧПУ Станочник широкого профиля Техник-технолог Формовщик Швея-мотористка | Бригадир Контролер ОТК Маркетолог Менеджер по персоналу Начальник участка, цеха. смены Руководитель предприятия Специалист по связи организации с общественностью («паблик рилейшнз»)
| Инженер-конструктор Консультант по управлению Программист Проектировщик эрганомических систе (инженерный психолог) Руководитель предприятия Специалист по связи организации с общественностью («паблик рилейшнз»)
| Бригадир Начальник участка, цеха. смены Руководитель предприятия Экономист (тактическое и стратегическое планирование развития организации)
|
16. Антиобщественная деятельность
| Вор-домушник Вор-карманник Бандит Вымогатель Карточный шулер Киллер Мелкое хулиганство Наперсточник Насильник Рэкетир Торговец наркотиками Торговец людьми и их органами Проститутка, сутенер | Грабитель банков Компьютерные преступления Угонщик автомобилей
| Авторитет уголовного мира Вымогатель Карточный шулер Наперсточник Насильник Работник СМИ, поддерживающий антиобщественных деятелей Торговец наркотиками Проф. проститутка Проф. сутенер. | Предатель национальных интересов страны Теоретик национализма Теоретик общественной пассивности Теоретик экстремизма Теоретик антиобщественной деятельности
| Авторитет уголовного мира Работник СМИ, поддерживающий антиобщественных деятелей Руководители-расхитители Склочник, скандалист (дезорганизует работу)
|
17. Духовно-эстетические системы
| Гравер Дирижер Камнетес-гранитчик Кладбищенский рабочий Мастер народных промыслов Монах (в монастыре) Музыкант-исполнитель Настройщик музыкальных инструментов Резчик по дереву и кости Художник-реставратор Скульптор Художник Эстрадный и цирковой артист
| Дизайнер Столяр-краснодеревщик Огранщик алмазов Художник-декоратор Ювелир
| Драматический артист Музыкант-исполнитель Педагог Продюсер Психолог Режиссер в театре и кино Священник Цирковой артист Экскурсовод Эстрадный артист (включая комиков) Этнограф
| Архитектор Библиотекарь Драматург Искусствовед Композитор Педагог Писатель Поэт Психолог Режиссер в театре и кино Священник Скульптор Философ Художник Этнограф
| Продюсер Режиссер в театре и кино Руководитель бюро ритуальных услуг Руководитель культурно-просветительного учреждения Священник
|
18. Системы безопасности и поддержания порядка
| Инспектор ГАИ Пожарник Служба спасения Солдат (род войск - общевойсковой)
| Инспектор ГАИ Матрос (ВМФ) Офицер армии и флота Пожарник Служба спасения Солдат (технические рода войск)
| Адвокат Инспектор ГАИ Офицер армии и флота Офицер службы безопасности Прокурор Следователь Сотрудник налоговой службы и налоговой полиции Судья Участковый милиционер Эколог (охрана окружающей среды) | Адвокат Военный теоретик Правовед Прокурор Судья Философ (философия права) Эколог (охрана окружающей среды) Юрист-консультант
| Армейские офицеры Офицеры службы безопасности Руководитель юридической службы Сотрудник налоговой службы и налоговой полиции
|
19. Торговля и сервис (включая почту и связь)
| Банщик Бармен Визажист Горничная в гостинице Домашняя прислуга Киоскер Косметолог Оператор кассовых аппаратов Официант Парикмахер Повар Портной Почтальон Приемщица вещей (в прачечной и т.п.) Продавец непродовольственных товаров Продавец продовольственных товаров Проститутка Работник почты Сантехник Швейцар
| Водитель такси Мастер по ремонту одежды и обуви Оператор кассовых аппаратов (кассир) Телефонист | Банщик Бармен Визажист Горничная в гостинице Домашняя прислуга Киоскер Косметолог Маклер Официант Парикмахер Портной Приемщица вещей (в прачечной и т.п.) Продавец непродовольственных товаров Продавец продовольственных товаров Проститутка Работник справочных служб Сантехник Швейцар
| Маркетолог Рекламный агент Специалист по связям организации с общественностью («паблик рилейшнз») | Руководитель торгового предприятия или службы сервиса
|
20. Тунеядство
| Алкоголик Бродяга, бомж-попрошайка («профессиональный нищий») Наркоман Симулятор заболеваний (с целью увильнуть от работы) «Цыганский» образ жизни Экономическая проститутка (выгодное замужество)
| Телевизионный «наркоман (ка)» | Демагог «Богатый наследник» Бродяга, бомж-попрошайка («профессиональный нищий») Карьерная проститутка (продажа своей совести и тела в целях построения карьеры) Работник СМИ, пропагандирующий иждивенческие настроения Симулятор заболеваний (с целью увильнуть от работы) «Цыганский» образ жизни «Член тусовки» (бессмысленное проведение времени) Экономическая проститутка (выгодное замужество)
| Демагог Образованный, но слабовольный человек (способный «обосновать» свою бездеятельность) «Цыганский» образ жизни «Член тусовки» (лень, поддерживаемая «общественным мнением»)
| Работник СМИ, пропагандирующий иждивенческие настроения Руководитель, не способный реализовать свои возможности Склочник, скандалист (дезорганизует работу) |
Уровни проф. образования и уровни самостоятельности в труде:
Уровни самостоятельности в труде. | 1. Без специального образования или окончание краткосрочных курсов (подсобник, лаборант)
| 2. Начальное профессиональное образование (рабочий, рядовой работник)
| 3. Среднее профессиональное образование (техник)
| 4. Высшее профессиональное образование (инженер, магистр)
| 5. Ученая степень и звание (ученый, доктор, академик) |
1. Неконструктивная конфликтность – «склочник», «хулиган»
| Подсобник-«хулиган» | Рядовой работник-«хулиган»Рядовой работник | Техник-«хулиган» | Магистр-«хулиган» | Академик-«хулиган» |
2. Пассивный и безответственный - «лентяй»
| Подсобник – «лентяй»
| Рядовой работник – «лентяй»
| Техник – «лентяй»
| Магистр – «лентяй» | Академик – «лентяй»
|
3. Исполнитель, работающий в группе – «свой парень»,
| Подсобник – «свой парень»
| Рядовой работник – «свой парень»
| Техник – «свой парень» | Магистр – «свой парень» | Академик – «свой парень» |
4. Исполнитель, работающий – «запрограммированный робот»
| Подсобник – «робот»
| Рядовой работник – «робот» | Техник – «робот»
| Магистр – «робот»
| Академик – «робот»
|
5. Самостоятельный, инициативный ответственный работник (сам планирует работу и сам себя контролирует) – «нормальный работник»
| Подсобник – «нормальный работник»
| Рядовой работник – «нормальный специалист» | Техник – «нормальный специалист»
| Магистр – «нормальный специалист
| Академик – «нормальный специалист»
|
6. Творческий работник – «талант»
| Подсобник – «талант»
| Рядовой работник – «талант»
| Техник – «талант»
| Магистр – «талант»
| Академик – «талант»
|
7. Уникальный специалист – «гений»
| Подсобник – «гений»
| Рядовой работник – «гений» | Техник – «гений»
| Магистр – «гений»
| Академик – «гений» |
Нормы
«Предметы (сферы) труда»:
Предметы (сферы) труда | Нормы для девушек | Нормы для мальчиков-мужчин |
1. Живая природа | +1, +6 | -5, +1 |
2. Техника | -6, +1 | +4, +7 |
3. Человеческий организм | +2, +7 | -3, +1 |
4. Сознание конкретных людей | 0, +8 | -5, +1 |
5. Неживая природа | +4, +8 | -1, +4 |
6. Финансовые системы | -1, +4 | +2, +8 |
7. Сознание взрослых людей | +1, +7 | +1, +6 |
8. Душа и тело самого работника | +1, +5 | -1, +3 |
9. Строительные объекты | -3, +3 | -1, +3 |
10. СМИ (пресса, телевидение…) | 0, +5 | -1, +3 |
11. Материалы и заготовки | -4, +2 | -3, +3 |
12. Наука и образование | -2, +2 | -6, -1 |
13. Общественные системы | -1, +4 | -1, +3 |
14. Транспортные системы | +1, +6 | +1, +7 |
15. Материальное производство | -9, -4 | +5, +9 |
16. Антиобщественная деятельность | (-7, -3) | (-8, -4) |
17. Духовно-эстетические системы | -1, +6 | -5, +1 |
18. Безопасность и правопорядок | 0, +5 | -1, +3 |
19. Торговля, сервис | +1, +5 | 0, +3 |
20. Тунеядство | (-6, -3) | (-5, -2) |
Нормы:
«Внешние и внутренние средства труда»:
Внешние и внутренние средства труда | Нормы для девушек | Нормы для мальчиков-мужчин |
1. Ручные и простые средства труда | -4, +1 | -1, +4 |
2. Технические | -4, +1 | +4, +9 |
3. Коммуникативно-артистические | +4, +9 | +2, +9 |
4. Теоретические | +5, +7 | +1, +4 |
5. Организационные | +5, +7 | 0, +4 |
Проанализировав сферы и средства труда, можно прийти к выводу:
| Оптант1 | Оптант2 | Оптант3 | Оптант4 | Оптант5 | Оптант6 | Оптант7 | Оптант8 | Оптант9 | Оптант10 | Оптант11 | Оптант12 | Оптант13 | Оптант14 | Оптант15 | Оптант16 |
1. Живая природа | Н
| Н | Н | Н | +8 | +6 | +9 | +4 | +4 | -1 | +1 | +4 | -11 | +8 | +5 | +7 |
2 Техника | Н
| +8 | +7 | +8 | +1 | Н | Н | 0 | +9 | +1 | 0 | +11 | +2 | 0 | +14 | +5 |
3. Человеческий организм. | Н
| -6 | Н | +2 | Н | Н | -4 | +8 | -5 | +5 | -1 | +3 | 0 | -1 | +2 | Н |
4. Сознание конкретных людей | Н
| Н | Н | Н | +8 | -1 | Н | +4 | -4 | 0 | -7 | -7 | +2 | -1 | -1 | Н |
5. Неживая природа | Н
| -5 | -7 | Н | Н | -7 | -3 | +5 | -2 | -9 | -8 | +1 | -3 | +2 | +7 | Н |
6. Финансовые системы | Н
| -7 | Н | Н | Н | +2 | Н | -1 | +7 | +3 | +5 | +3 | +2 | +6 | +5 | Н |
7. Сознание взрослых людей | -3
| -2 | -7 | -5 | -4 | -11 | Н | +5 | +4 | +1 | -7 | 0 | -8 | +3 | +1 | -3 |
8. Душа и тело самого работника | -2
| -3 | +2 | +6 | +4 | Н | Н | -4 | +1 | +4 | -3 | -8 | -5 | +2 | +6 | Н |
9. Строительные объекты | Н
| Н | Н | Н | +2 | -1 | Н | +9 | -4 | +4 | +4 | +2 | 0 | 0 | +8 | +3 |
10. СМИ (пресса, телевидение…) | Н
| -9 | +2 | -10 | -5 | -1 | -7 | -4 | -1 | -4 | +7 | -1 | -10 | -1 | +2 | Н |
11. Материалы и заготовки | +1
| Н | Н | +2 | -3 | Н | +2 | +5 | -1 | +12 | -2 | +8 | -3 | +2 | +12 | +2 |
12. Наука и образование | Н
| -5 | -8 | +5 | Н | -1 | -4 | -3 | -4 | +1 | -10 | -3 | -6 | -9 | -2 | Н |
13. Общественные системы | Н
| -9 | -11 | Н | -4 | Н | +3 | 0 | -5 | -1 | -8 | -4 | -11 | +12 | +4 | Н |
14. Транспортные системы | Н
| +4 | +7 | +7 | Н | -4 | -8 | -3 | +9 | +5 | -1 | -2 | +7 | +1 | +10 | Н |
15. Материальное производство | Н
| +1 | Н | +1 | Н | +10 | -1 | +2 | +9 | -8 | +7 | -2 | 0 | -2 | +9 | Н |
16.Антиобществен-ная деятельность | Н
| Н | Н | -1 | -2 | Н | Н | -15 | -6 | -5 | +9 | +7 | -5 | -3 | -8 | Н |
17. Духовно – эстетические системы | Н
| -6 | -4 | -4 | -5 | Н | -7 | -4 | -4 | -8 | -11 | +1 | -6 | 0 | +4 | Н |
18. Безопасность и правопорядок | -2 | +2
| Н | Н | Н | -1 | Н | -1 | -8 | -2 | -10 | +4 | -4 | +5 | +2 | -1 |
19. Торговля, сервис | -2
| Н | Н | Н | -7 | Н | -3 | -2 | +4 | -1 | +1 | -3 | +11 | +3 | +5 | +1 |
20. Тунеядство | -2
| -4 | Н | Н | -4 | +8 | -2 | +7 | +4 | +1 | +9 | +5 | -11 | -6 | -3 | -2 |
Н - норма
+2- выше нормы, а значит, повышение интереса в этой сфере.
Проанализировав сферы и средства труда, можно прийти к выводу:
| Оптант1 | Оптант2 | Оптант3 | Оптант4 | Оптант5 | Оптант6 | Оптант7 | Оптант8 | Оптант9 | Оптант10 | Оптант11 | Оптант12 | Оптант13 | Оптант14 | Оптант15 | Оптант16 |
1. Живая природа | Н
| Н | Н | Н | +8 | +6 | +9 | +4 | +4 | -1 | +1 | +4 | -11 | +8 | +5 | +7 |
2 Техника | Н
| +8 | +7 | +8 | +1 | Н | Н | 0 | +9 | +1 | 0 | +11 | +2 | 0 | +14 | +5 |
3. Человеческий организм. | Н
| -6 | Н | +2 | Н | Н | -4 | +8 | -5 | +5 | -1 | +3 | 0 | -1 | +2 | Н |
4. Сознание конкретных людей | Н
| Н | Н | Н | +8 | -1 | Н | +4 | -4 | 0 | -7 | -7 | +2 | -1 | -1 | Н |
5. Неживая природа | Н
| -5 | -7 | Н | Н | -7 | -3 | +5 | -2 | -9 | -8 | +1 | -3 | +2 | +7 | Н |
6. Финансовые системы | Н
| -7 | Н | Н | Н | +2 | Н | -1 | +7 | +3 | +5 | +3 | +2 | +6 | +5 | Н |
7. Сознание взрослых людей | -3
| -2 | -7 | -5 | -4 | -11 | Н | +5 | +4 | +1 | -7 | 0 | -8 | +3 | +1 | -3 |
8. Душа и тело самого работника | -2
| -3 | +2 | +6 | +4 | Н | Н | -4 | +1 | +4 | -3 | -8 | -5 | +2 | +6 | Н |
9. Строительные объекты | Н
| Н | Н | Н | +2 | -1 | Н | +9 | -4 | +4 | +4 | +2 | 0 | 0 | +8 | +3 |
10. СМИ (пресса, телевидение…) | Н
| -9 | +2 | -10 | -5 | -1 | -7 | -4 | -1 | -4 | +7 | -1 | -10 | -1 | +2 | Н |
11. Материалы и заготовки | +1
| Н | Н | +2 | -3 | Н | +2 | +5 | -1 | +12 | -2 | +8 | -3 | +2 | +12 | +2 |
12. Наука и образование | Н
| -5 | -8 | +5 | Н | -1 | -4 | -3 | -4 | +1 | -10 | -3 | -6 | -9 | -2 | Н |
13. Общественные системы | Н
| -9 | -11 | Н | -4 | Н | +3 | 0 | -5 | -1 | -8 | -4 | -11 | +12 | +4 | Н |
14. Транспортные системы | Н
| +4 | +7 | +7 | Н | -4 | -8 | -3 | +9 | +5 | -1 | -2 | +7 | +1 | +10 | Н |
15. Материальное производство | Н
| +1 | Н | +1 | Н | +10 | -1 | +2 | +9 | -8 | +7 | -2 | 0 | -2 | +9 | Н |
16.Антиобществен-ная деятельность | Н
| Н | Н | -1 | -2 | Н | Н | -15 | -6 | -5 | +9 | +7 | -5 | -3 | -8 | Н |
17. Духовно – эстетические системы | Н
| -6 | -4 | -4 | -5 | Н | -7 | -4 | -4 | -8 | -11 | +1 | -6 | 0 | +4 | Н |
18. Безопасность и правопорядок | -2 | +2
| Н | Н | Н | -1 | Н | -1 | -8 | -2 | -10 | +4 | -4 | +5 | +2 | -1 |
19. Торговля, сервис | -2
| Н | Н | Н | -7 | Н | -3 | -2 | +4 | -1 | +1 | -3 | +11 | +3 | +5 | +1 |
20. Тунеядство | -2
| -4 | Н | Н | -4 | +8 | -2 | +7 | +4 | +1 | +9 | +5 | -11 | -6 | -3 | -2 |
Н - норма
+2- выше нормы, а значит, повышение интереса в этой сфере.
-2 – ниже нормы, а значит, понижение интереса в этой сфере.
Такая работа, на мой взгляд, очень помогает классному руководителю увидеть положительные и отрицательные сдвиги в развитии ученика и своевременно корректировать отрицательные моменты, такие как тунеядство( +8, оптант 6),(+9, оптант 11), направить деятельность детей в нужное русло.
Работа по программе построена таким образом, что профориентация учеников осуществляется не только через внеклассные мероприятия, но и через уроки, элективные курсы в 10 –х классах: ТПК, «Физика в разных профессиях».
Очень понравился учащимся десятых классов тренинг «Розовые и черные очки», цель которого состояла в исследовании двойственного характера профессиональной деятельности. Не секрет, что многие ребята видят в профессии, которая их привлекает, только преимущества, а теневых сторон не замечают. Этот тренинг помог детям увидеть не только положительные моменты профессии, но и отрицательные.
Что видится детям через «розовые очки»:
внешняя доброжелательность,
любезность, высокая зарплата,
достижение благосостояния за короткий срок,
ощущение стабильности.
Что увидели через «черные очки»:
общение «масок»,
изоляция в новом окружении,
отсутствие поддержки,
«подрезание крыльев»,
ограничение, регламентирование,
низкая зарплата.
Выбирая будущую профессию, старшеклассник , как правило, делает упор на свои
интересы, склонности, не учитывая при этом собственной адекватности требованиям
той или иной сферы профессиональной деятельности: наличия психологических
возможностей, интеллектуального потенциала, профессионально значимых качеств
личности. Иногда профессия просто не подходит по состоянию здоровья. Поэтому
активизирующий тренинг «6 рек» помогает учащимся сопоставить свои психологические особенности характера с типом той или иной профессии.
Активизирующий тренинг " Шесть рек" (проводит психолог)
Тест "Порожистая река" (проводит психолог)
Результаты:
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Оптант1 | 18 | 12 | 10 | 12 | 8 | 6 |
Оптант 2 | 9 | 6 | 14 | 6 | 8 | 9 |
Оптант3 | 9 | 15 | 14 | 8 | 10 | 15 |
Оптант4 | 12 | 9 | 12 | 8 | 12 | 6 |
Оптант5 | 15 | 6 | 8 | 4 | 10 | 3 |
Оптант6 | 15 | 12 | 10 | 8 | 6 | 9 |
Оптант7 | 12 | 15 | 12 | 14 | 6 | 3 |
Оптант8 | 18 | 12 | 12 | 10 | 8 | 12 |
Оптант9 | 12 | 12 | 16 | 12 | 10 | 6 |
Соотношение показателей акцентуации с выбором предпочтительной сферы труда у детей представляет существенный интерес. Дети какого типа характера выбирают ту или иную профессию. Это очень хорошо представлено в таблицах.
Очень интересна ролевая игра «Девочка (мальчик) на побегушках». Целью этого задания было обнаружение разрыва между желаемым типом профессионального поведения в деловой сфере и тем, что может происходить реально. Дети легко обнаруживали ограничения привычного поведения. Задача состояла в том, чтобы отказаться от выполнения поручения, не связанного с должностными обязанностями, ( сбегать в магазин за кофе для руководителя – состоится встреча) отказаться таким образом, чтобы не испортить отношений с начальством или сотрудниками. Но не все ребята выдерживали эту игру до конца. Одни участники игры сразу были готовы сбегать за цветами, тортом. Другие пытались использовать эту ситуацию для того, чтобы выторговать для себя какие-нибудь привилегии. Третьи просили другому предложить эту работу. Работа психолога состояла в том, чтобы побудить детей рассмотреть общую стратегию – вместе выработать нормы поведения в таких случаях(доплата курьеру, очередность выполнения, поочередное дежурство).
По мнению детей, такие занятия помогают узнать много нового о себе, смоделировать свой будущий профессиональный путь, не ошибиться в выборе профессии.
Процесс самоопределения детей может носить благоприятный характер только при осуществлении профориентационной поддержки, которая содействует процессу ценностного выбора. Эта поддержка включает в себя:
-изучение социальных факторов и их динамики, влияющих на профессиональный выбор;
- обучение учащихся старших классов осуществлению самопознания своих индивидуальных особенностей;
- ориентацию на личностные, интеллектуальные и профессиональные качества, которые будут необходимы в жизни.
Профориентационная поддержка помогает детям оценить собственные профессиональные умения. Ролевая игра по профориентации, имитирующая реальные жизненные ситуации, поможет эмоционально пережить и осознать свои интеллектуальные, коммуникативные и личностные ресурсы. Это ведет к формированию готовности детей активно отвечать на социально – экономический вызов. Еще Стендаль утверждал, что «корабль жизни поддается всем ветрам и бурям, если не имеет трудового балласта».
Результаты:
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Оптант1 | 18 | 12 | 10 | 12 | 8 | 6 |
Оптант 2 | 9 | 6 | 14 | 6 | 8 | 9 |
Оптант3 | 9 | 15 | 14 | 8 | 10 | 15 |
Оптант4 | 12 | 9 | 12 | 8 | 12 | 6 |
Оптант5 | 15 | 6 | 8 | 4 | 10 | 3 |
Оптант6 | 15 | 12 | 10 | 8 | 6 | 9 |
Оптант7 | 12 | 15 | 12 | 14 | 6 | 3 |
Оптант8 | 18 | 12 | 12 | 10 | 8 | 12 |
Оптант9 | 12 | 12 | 16 | 12 | 10 | 6 |
Соотношение показателей акцентуации с выбором предпочтительной сферы труда у детей представляет существенный интерес. Дети какого типа характера выбирают ту или иную профессию. Это очень хорошо представлено в таблицах.
Очень интересна ролевая игра «Девочка (мальчик) на побегушках». Целью этого задания было обнаружение разрыва между желаемым типом профессионального поведения в деловой сфере и тем, что может происходить реально. Дети легко обнаруживали ограничения привычного поведения. Задача состояла в том, чтобы отказаться от выполнения поручения, не связанного с должностными обязанностями, ( сбегать в магазин за кофе для руководителя – состоится встреча) отказаться таким образом, чтобы не испортить отношений с начальством или сотрудниками. Но не все ребята выдерживали эту игру до конца. Одни участники игры сразу были готовы сбегать за цветами, тортом. Другие пытались использовать эту ситуацию для того, чтобы выторговать для себя какие-нибудь привилегии. Третьи просили другому предложить эту работу. Работа психолога состояла в том, чтобы побудить детей рассмотреть общую стратегию – вместе выработать нормы поведения в таких случаях(доплата курьеру, очередность выполнения, поочередное дежурство).
По мнению детей, такие занятия помогают узнать много нового о себе, смоделировать свой будущий профессиональный путь, не ошибиться в выборе профессии.
Процесс самоопределения детей может носить благоприятный характер только при осуществлении профориентационной поддержки, которая содействует процессу ценностного выбора. Эта поддержка включает в себя:
-изучение социальных факторов и их динамики, влияющих на профессиональный выбор;
- обучение учащихся старших классов осуществлению самопознания своих индивидуальных особенностей;
- ориентацию на личностные, интеллектуальные и профессиональные качества, которые будут необходимы в жизни.
Профориентационная поддержка помогает детям оценить собственные профессиональные умения. Ролевая игра по профориентации, имитирующая реальные жизненные ситуации, поможет эмоционально пережить и осознать свои интеллектуальные, коммуникативные и личностные ресурсы. Это ведет к формированию готовности детей активно отвечать на социально – экономический вызов. Еще Стендаль утверждал, что «корабль жизни поддается всем ветрам и бурям, если не имеет трудового балласта».