Главные вкладки
Обобщение педагогического опыта по профориентации. "Мир профессий, или Какую дверь открыть"
Программа работы со старшеклассниками по развитию профессиональной зрелости «Мир профессий, или Какую дверь открыть» Вопрос выбора профиля обучения для старшеклассника есть вопрос выбора будущей профессии и приложения своих сил в определенной сфере общественно – полезной деятельности. Проблема полноценности существования и даже личного счастья непосредственно связана с профессиональным трудом в жизни человека. Именно поэтому создание профильной школы обретает сейчас статус государственной проблемы трудовой занятости.
Выбор направленности обучения приходится на старший школьный возраст (14 – 17 лет). Именно в это время возникают ведущие потребности, происходит дифференциация интересов, совершаются первые профессиональные пробы.
Выбор профессии – один из главных выборов, совершаемых человеком в юном возрасте, так как, выбирая профессию, он выбирает и образ своей дальнейшей жизни. Хотя количество профессий в наши дни измеряется пятизначным числом, учащиеся, как правило, могут назвать в среднем 20 – 26 профессий. Изучение мотивов выбора профессии школьниками показало, что значительную роль в этом играют советы окружающих: 25% детей выбирают профессию под влиянием друга, который более самостоятелен, 17 % - по совету родителей, 9% - под влиянием средств массовой информации. Еще 9% руководствуются малозначительными факторами, например, близостью вуза к дому, и только 40% ( по мнению Павловой Татьяны Львовны) выбирают профессию, ориентируясь на содержание деятельности. Выбирая будущую профессию, старшеклассник, как правило, делает упор на свои склонности, не учитывая при этом собственной адекватности требованиям сферы профессиональной деятельности: а именно психофизиологических возможностей, интеллектуального потенциала, профессионально значимых качеств личности, а может быть та или иная профессия может не подходить к человеку по состоянию здоровья.
Поэтому программа работы со старшеклассниками по развитию профессиональной зрелости «Мир профессий, или какую дверь открыть» помогает учащимся определить направленность своих интересов и склонностей, личностных и деловых качеств, необходимых для овладения определенной сферой профессионального труда; даст нужную информацию о содержании и условиях труда в рамках интересующей профессии, познакомит с правилами принятия решения и планирования своего профессионального пути.
Данная программа отвечает требованиям современной предпрофильной подготовки учащихся, помогает учащимся сделать адекватный выбор будущей профессии, спланировать свой профессиональный путь.
Проф. работа начинается с диагностики. Активизирующий опросник Пряжникова «Перекресток» внедряется в диагностику одним из первых, так как он является опросником этапа консультаций. Опросник состоит из 2 частей: с помощью 1 части опросника можно выявить предрасположенность оптанта к определенным сферам и средствам труда. Данный опросник располагает двадцатью сферами труда, среди которых есть и духовно – эстетическая система, безопасность и правопорядок. Следует обратить внимание в данном опроснике на такие сферы как антиобщественная деятельность, тунеядство. Данные сферы помогают выявить предрасположенность личности не только к благоприятным сферам, но и антисоциальным. Эти знания помогут скорректировать воспитательную работу с данным учеником , направить в нужное русло.
Н: (1 оптант). (опросник №1). Норма: живая природа, техника, и т.д., но более комфортно он будет ощущать себя в сфере материальные заготовки. С учетом средств труда, которые у данного испытуемого выявлены как ручные и простые средства труда - максимально ему подойдут такие специальности как мастер по пошиву одежды, монтажник, электрогазосварщик и т.д.
Например, (4 оптант). +8 техника, +6 – душа и тело самого работника, но для него совсем неприемлема такая сфера как СМИ (пресса, телевидение). Переходим на второе приложение с учетом средств труда, которые у него технические, - максимально ему подойдут такие специальности как автомеханик, испытатель различных приборов, наладчик.
Вторая часть данного опросника направлена на выявление уровня профессионального образования испытуемого и уровня самостоятельности в труде. Например: тот же 4 оптант – данный человек хотел бы получить начальное профессиональное образование, он сам считает, что оно ему будет достаточно. И в будущем коллективе он будет исполнительным и самостоятельным работником. Ему бы подошла такая деятельность, как дизайн какого – либо технического оборудования. Важно в этом опроснике, что испытуемые сами должны отвечать на вопросы, сами обрабатывать данные с помощью ключей. Конечно, под руководством психолога. Важно, что дети сами пришли к выводам, увидели результат, пусть даже если он отрицательный.
Нормы
«Предметы (сферы) труда»:
Предметы (сферы) труда | Нормы для девушек | Нормы для мальчиков-мужчин |
1. Живая природа | +1, +6 | -5, +1 |
2. Техника | -6, +1 | +4, +7 |
3. Человеческий организм | +2, +7 | -3, +1 |
4. Сознание конкретных людей | 0, +8 | -5, +1 |
5. Неживая природа | +4, +8 | -1, +4 |
6. Финансовые системы | -1, +4 | +2, +8 |
7. Сознание взрослых людей | +1, +7 | +1, +6 |
8. Душа и тело самого работника | +1, +5 | -1, +3 |
9. Строительные объекты | -3, +3 | -1, +3 |
10. СМИ (пресса, телевидение…) | 0, +5 | -1, +3 |
11. Материалы и заготовки | -4, +2 | -3, +3 |
12. Наука и образование | -2, +2 | -6, -1 |
13. Общественные системы | -1, +4 | -1, +3 |
14. Транспортные системы | +1, +6 | +1, +7 |
15. Материальное производство | -9, -4 | +5, +9 |
16. Антиобщественная деятельность | (-7, -3) | (-8, -4) |
17. Духовно-эстетические системы | -1, +6 | -5, +1 |
18. Безопасность и правопорядок | 0, +5 | -1, +3 |
19. Торговля, сервис | +1, +5 | 0, +3 |
20. Тунеядство | (-6, -3) | (-5, -2) |
Нормы:
«Внешние и внутренние средства труда»:
Внешние и внутренние средства труда | Нормы для девушек | Нормы для мальчиков-мужчин |
1. Ручные и простые средства труда | -4, +1 | -1, +4 |
2. Технические | -4, +1 | +4, +9 |
3. Коммуникативно-артистические | +4, +9 | +2, +9 |
4. Теоретические | +5, +7 | +1, +4 |
5. Организационные | +5, +7 | 0, +4 |
Проанализировав сферы и средства труда, можно прийти к выводу:
| Оптант1 | Оптант2 | Оптант3 | Оптант4 | Оптант5 | Оптант6 | Оптант7 | Оптант8 | Оптант9 | Оптант10 | Оптант11 | Оптант12 | Оптант13 | Оптант14 | Оптант15 | Оптант16 |
1. Живая природа | Н
| Н | Н | Н | +8 | +6 | +9 | +4 | +4 | -1 | +1 | +4 | -11 | +8 | +5 | +7 |
2 Техника | Н
| +8 | +7 | +8 | +1 | Н | Н | 0 | +9 | +1 | 0 | +11 | +2 | 0 | +14 | +5 |
3. Человеческий организм. | Н
| -6 | Н | +2 | Н | Н | -4 | +8 | -5 | +5 | -1 | +3 | 0 | -1 | +2 | Н |
4. Сознание конкретных людей | Н
| Н | Н | Н | +8 | -1 | Н | +4 | -4 | 0 | -7 | -7 | +2 | -1 | -1 | Н |
5. Неживая природа | Н
| -5 | -7 | Н | Н | -7 | -3 | +5 | -2 | -9 | -8 | +1 | -3 | +2 | +7 | Н |
6. Финансовые системы | Н
| -7 | Н | Н | Н | +2 | Н | -1 | +7 | +3 | +5 | +3 | +2 | +6 | +5 | Н |
7. Сознание взрослых людей | -3
| -2 | -7 | -5 | -4 | -11 | Н | +5 | +4 | +1 | -7 | 0 | -8 | +3 | +1 | -3 |
8. Душа и тело самого работника | -2
| -3 | +2 | +6 | +4 | Н | Н | -4 | +1 | +4 | -3 | -8 | -5 | +2 | +6 | Н |
9. Строительные объекты | Н
| Н | Н | Н | +2 | -1 | Н | +9 | -4 | +4 | +4 | +2 | 0 | 0 | +8 | +3 |
10. СМИ (пресса, телевидение…) | Н
| -9 | +2 | -10 | -5 | -1 | -7 | -4 | -1 | -4 | +7 | -1 | -10 | -1 | +2 | Н |
11. Материалы и заготовки | +1
| Н | Н | +2 | -3 | Н | +2 | +5 | -1 | +12 | -2 | +8 | -3 | +2 | +12 | +2 |
12. Наука и образование | Н
| -5 | -8 | +5 | Н | -1 | -4 | -3 | -4 | +1 | -10 | -3 | -6 | -9 | -2 | Н |
13. Общественные системы | Н
| -9 | -11 | Н | -4 | Н | +3 | 0 | -5 | -1 | -8 | -4 | -11 | +12 | +4 | Н |
14. Транспортные системы | Н
| +4 | +7 | +7 | Н | -4 | -8 | -3 | +9 | +5 | -1 | -2 | +7 | +1 | +10 | Н |
15. Материальное производство | Н
| +1 | Н | +1 | Н | +10 | -1 | +2 | +9 | -8 | +7 | -2 | 0 | -2 | +9 | Н |
16.Антиобществен-ная деятельность | Н
| Н | Н | -1 | -2 | Н | Н | -15 | -6 | -5 | +9 | +7 | -5 | -3 | -8 | Н |
17. Духовно – эстетические системы | Н
| -6 | -4 | -4 | -5 | Н | -7 | -4 | -4 | -8 | -11 | +1 | -6 | 0 | +4 | Н |
18. Безопасность и правопорядок | -2 | +2
| Н | Н | Н | -1 | Н | -1 | -8 | -2 | -10 | +4 | -4 | +5 | +2 | -1 |
19. Торговля, сервис | -2
| Н | Н | Н | -7 | Н | -3 | -2 | +4 | -1 | +1 | -3 | +11 | +3 | +5 | +1 |
20. Тунеядство | -2
| -4 | Н | Н | -4 | +8 | -2 | +7 | +4 | +1 | +9 | +5 | -11 | -6 | -3 | -2 |
Н - норма
+2- выше нормы, а значит, повышение интереса в этой сфере.
Проанализировав сферы и средства труда, можно прийти к выводу:
| Оптант1 | Оптант2 | Оптант3 | Оптант4 | Оптант5 | Оптант6 | Оптант7 | Оптант8 | Оптант9 | Оптант10 | Оптант11 | Оптант12 | Оптант13 | Оптант14 | Оптант15 | Оптант16 |
1. Живая природа | Н
| Н | Н | Н | +8 | +6 | +9 | +4 | +4 | -1 | +1 | +4 | -11 | +8 | +5 | +7 |
2 Техника | Н
| +8 | +7 | +8 | +1 | Н | Н | 0 | +9 | +1 | 0 | +11 | +2 | 0 | +14 | +5 |
3. Человеческий организм. | Н
| -6 | Н | +2 | Н | Н | -4 | +8 | -5 | +5 | -1 | +3 | 0 | -1 | +2 | Н |
4. Сознание конкретных людей | Н
| Н | Н | Н | +8 | -1 | Н | +4 | -4 | 0 | -7 | -7 | +2 | -1 | -1 | Н |
5. Неживая природа | Н
| -5 | -7 | Н | Н | -7 | -3 | +5 | -2 | -9 | -8 | +1 | -3 | +2 | +7 | Н |
6. Финансовые системы | Н
| -7 | Н | Н | Н | +2 | Н | -1 | +7 | +3 | +5 | +3 | +2 | +6 | +5 | Н |
7. Сознание взрослых людей | -3
| -2 | -7 | -5 | -4 | -11 | Н | +5 | +4 | +1 | -7 | 0 | -8 | +3 | +1 | -3 |
8. Душа и тело самого работника | -2
| -3 | +2 | +6 | +4 | Н | Н | -4 | +1 | +4 | -3 | -8 | -5 | +2 | +6 | Н |
9. Строительные объекты | Н
| Н | Н | Н | +2 | -1 | Н | +9 | -4 | +4 | +4 | +2 | 0 | 0 | +8 | +3 |
10. СМИ (пресса, телевидение…) | Н
| -9 | +2 | -10 | -5 | -1 | -7 | -4 | -1 | -4 | +7 | -1 | -10 | -1 | +2 | Н |
11. Материалы и заготовки | +1
| Н | Н | +2 | -3 | Н | +2 | +5 | -1 | +12 | -2 | +8 | -3 | +2 | +12 | +2 |
12. Наука и образование | Н
| -5 | -8 | +5 | Н | -1 | -4 | -3 | -4 | +1 | -10 | -3 | -6 | -9 | -2 | Н |
13. Общественные системы | Н
| -9 | -11 | Н | -4 | Н | +3 | 0 | -5 | -1 | -8 | -4 | -11 | +12 | +4 | Н |
14. Транспортные системы | Н
| +4 | +7 | +7 | Н | -4 | -8 | -3 | +9 | +5 | -1 | -2 | +7 | +1 | +10 | Н |
15. Материальное производство | Н
| +1 | Н | +1 | Н | +10 | -1 | +2 | +9 | -8 | +7 | -2 | 0 | -2 | +9 | Н |
16.Антиобществен-ная деятельность | Н
| Н | Н | -1 | -2 | Н | Н | -15 | -6 | -5 | +9 | +7 | -5 | -3 | -8 | Н |
17. Духовно – эстетические системы | Н
| -6 | -4 | -4 | -5 | Н | -7 | -4 | -4 | -8 | -11 | +1 | -6 | 0 | +4 | Н |
18. Безопасность и правопорядок | -2 | +2
| Н | Н | Н | -1 | Н | -1 | -8 | -2 | -10 | +4 | -4 | +5 | +2 | -1 |
19. Торговля, сервис | -2
| Н | Н | Н | -7 | Н | -3 | -2 | +4 | -1 | +1 | -3 | +11 | +3 | +5 | +1 |
20. Тунеядство | -2
| -4 | Н | Н | -4 | +8 | -2 | +7 | +4 | +1 | +9 | +5 | -11 | -6 | -3 | -2 |
Н - норма
+2- выше нормы, а значит, повышение интереса в этой сфере.
-2 – ниже нормы, а значит, понижение интереса в этой сфере.
Такая работа, на мой взгляд, очень помогает классному руководителю увидеть положительные и отрицательные сдвиги в развитии ученика и своевременно корректировать отрицательные моменты, такие как тунеядство( +8, оптант 6),(+9, оптант 11), направить деятельность детей в нужное русло.
Работа по программе построена таким образом, что профориентация учеников осуществляется не только через внеклассные мероприятия, но и через уроки, элективные курсы в 10 –х классах: ТПК, «Физика в разных профессиях».
Очень понравился учащимся десятых классов тренинг «Розовые и черные очки», цель которого состояла в исследовании двойственного характера профессиональной деятельности. Не секрет, что многие ребята видят в профессии, которая их привлекает, только преимущества, а теневых сторон не замечают. Этот тренинг помог детям увидеть не только положительные моменты профессии, но и отрицательные.
Что видится детям через «розовые очки»:
внешняя доброжелательность,
любезность, высокая зарплата,
достижение благосостояния за короткий срок,
ощущение стабильности.
Что увидели через «черные очки»:
общение «масок»,
изоляция в новом окружении,
отсутствие поддержки,
«подрезание крыльев»,
ограничение, регламентирование,
низкая зарплата.
Выбирая будущую профессию, старшеклассник , как правило, делает упор на свои
интересы, склонности, не учитывая при этом собственной адекватности требованиям
той или иной сферы профессиональной деятельности: наличия психологических
возможностей, интеллектуального потенциала, профессионально значимых качеств
личности. Иногда профессия просто не подходит по состоянию здоровья. Поэтому
активизирующий тренинг «6 рек» помогает учащимся сопоставить свои психологические особенности характера с типом той или иной профессии.
Активизирующий тренинг " Шесть рек" (проводит психолог)
Тест "Порожистая река" (проводит психолог)
Результаты:
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Оптант1 | 18 | 12 | 10 | 12 | 8 | 6 |
Оптант 2 | 9 | 6 | 14 | 6 | 8 | 9 |
Оптант3 | 9 | 15 | 14 | 8 | 10 | 15 |
Оптант4 | 12 | 9 | 12 | 8 | 12 | 6 |
Оптант5 | 15 | 6 | 8 | 4 | 10 | 3 |
Оптант6 | 15 | 12 | 10 | 8 | 6 | 9 |
Оптант7 | 12 | 15 | 12 | 14 | 6 | 3 |
Оптант8 | 18 | 12 | 12 | 10 | 8 | 12 |
Оптант9 | 12 | 12 | 16 | 12 | 10 | 6 |
Соотношение показателей акцентуации с выбором предпочтительной сферы труда у детей представляет существенный интерес. Дети какого типа характера выбирают ту или иную профессию. Это очень хорошо представлено в таблицах.
Очень интересна ролевая игра «Девочка (мальчик) на побегушках». Целью этого задания было обнаружение разрыва между желаемым типом профессионального поведения в деловой сфере и тем, что может происходить реально. Дети легко обнаруживали ограничения привычного поведения. Задача состояла в том, чтобы отказаться от выполнения поручения, не связанного с должностными обязанностями, ( сбегать в магазин за кофе для руководителя – состоится встреча) отказаться таким образом, чтобы не испортить отношений с начальством или сотрудниками. Но не все ребята выдерживали эту игру до конца. Одни участники игры сразу были готовы сбегать за цветами, тортом. Другие пытались использовать эту ситуацию для того, чтобы выторговать для себя какие-нибудь привилегии. Третьи просили другому предложить эту работу. Работа психолога состояла в том, чтобы побудить детей рассмотреть общую стратегию – вместе выработать нормы поведения в таких случаях(доплата курьеру, очередность выполнения, поочередное дежурство).
По мнению детей, такие занятия помогают узнать много нового о себе, смоделировать свой будущий профессиональный путь, не ошибиться в выборе профессии.
Процесс самоопределения детей может носить благоприятный характер только при осуществлении профориентационной поддержки, которая содействует процессу ценностного выбора. Эта поддержка включает в себя:
-изучение социальных факторов и их динамики, влияющих на профессиональный выбор;
- обучение учащихся старших классов осуществлению самопознания своих индивидуальных особенностей;
- ориентацию на личностные, интеллектуальные и профессиональные качества, которые будут необходимы в жизни.
Профориентационная поддержка помогает детям оценить собственные профессиональные умения. Ролевая игра по профориентации, имитирующая реальные жизненные ситуации, поможет эмоционально пережить и осознать свои интеллектуальные, коммуникативные и личностные ресурсы. Это ведет к формированию готовности детей активно отвечать на социально – экономический вызов. Еще Стендаль утверждал, что «корабль жизни поддается всем ветрам и бурям, если не имеет трудового балласта».
Результаты:
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Оптант1 | 18 | 12 | 10 | 12 | 8 | 6 |
Оптант 2 | 9 | 6 | 14 | 6 | 8 | 9 |
Оптант3 | 9 | 15 | 14 | 8 | 10 | 15 |
Оптант4 | 12 | 9 | 12 | 8 | 12 | 6 |
Оптант5 | 15 | 6 | 8 | 4 | 10 | 3 |
Оптант6 | 15 | 12 | 10 | 8 | 6 | 9 |
Оптант7 | 12 | 15 | 12 | 14 | 6 | 3 |
Оптант8 | 18 | 12 | 12 | 10 | 8 | 12 |
Оптант9 | 12 | 12 | 16 | 12 | 10 | 6 |
Соотношение показателей акцентуации с выбором предпочтительной сферы труда у детей представляет существенный интерес. Дети какого типа характера выбирают ту или иную профессию.
Очень интересна ролевая игра «Девочка (мальчик) на побегушках». Целью этого задания было обнаружение разрыва между желаемым типом профессионального поведения в деловой сфере и тем, что может происходить реально. Дети легко обнаруживали ограничения привычного поведения. Задача состояла в том, чтобы отказаться от выполнения поручения, не связанного с должностными обязанностями, ( сбегать в магазин за кофе для руководителя – состоится встреча) отказаться таким образом, чтобы не испортить отношений с начальством или сотрудниками. Но не все ребята выдерживали эту игру до конца. Одни участники игры сразу были готовы сбегать за цветами, тортом. Другие пытались использовать эту ситуацию для того, чтобы выторговать для себя какие-нибудь привилегии. Третьи просили другому предложить эту работу. Работа психолога состояла в том, чтобы побудить детей рассмотреть общую стратегию – вместе выработать нормы поведения в таких случаях(доплата курьеру, очередность выполнения, поочередное дежурство).
По мнению детей, такие занятия помогают узнать много нового о себе, смоделировать свой будущий профессиональный путь, не ошибиться в выборе профессии.
Процесс самоопределения детей может носить благоприятный характер только при осуществлении профориентационной поддержки, которая содействует процессу ценностного выбора. Эта поддержка включает в себя:
-изучение социальных факторов и их динамики, влияющих на профессиональный выбор;
- обучение учащихся старших классов осуществлению самопознания своих индивидуальных особенностей;
- ориентацию на личностные, интеллектуальные и профессиональные качества, которые будут необходимы в жизни.
Профориентационная поддержка помогает детям оценить собственные профессиональные умения. Ролевая игра по профориентации, имитирующая реальные жизненные ситуации, поможет эмоционально пережить и осознать свои интеллектуальные, коммуникативные и личностные ресурсы. Это ведет к формированию готовности детей активно отвечать на социально – экономический вызов. Еще Стендаль утверждал, что «корабль жизни поддается всем ветрам и бурям, если не имеет трудового балласта».