Научно-методическая деятельность.
Методические материалы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word_4.docx | 35.01 КБ |
plan_raboty_po_teme_samoobrazovaniya.doc | 90.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Работаю в школе с 1990 года, в данной школе с 2003 года. Закончила в 1997 году ИПИ по специальности русский язык и литература с присвоением квалификации: учитель русского языка и литературы.
Преподаю русский язык и литературу в общеобразовательной школе ЦО «Возрождение». Считаю, что важным условием качественного образования является методологическое, организационно-методическое, нормативно-правовое и материально-техническое оснащение учебного процесса. Главная цель школы – подготовка каждого ребенка к жизни в обществе, к практической деятельности, которая может быть плодотворной лишь тогда, когда ее реализует человек, осознающей свою роль в окружающем мире. ( Из закона «Об образовании»). Учителю русского языка и литературы удостоена особая роль – он формирует человека с точки зрения грамотности, литературного образования и воспитания человека будущего. В своей работе опираюсь на «Обязательный минимум содержания основного образования по русскому языку и литературе для средней общеобразовательной школы».
Я работаю в кабинете, оснащенном:
- комплектом ученической мебели;
- магнитно-меловой доской;
- компьютером , мультимедиа, что позволяет использовать различные программы и мультимедийные пособия (Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, изд. КиМ, 2005г и другие).
- необходимыми демонстрационными, иллюстративными материалами;
- набором пособий, справочников, хрестоматий ;
-набором учебно-методической литературы для учителя.
Обучение русскому языку веду по программе Т.А.Ладыженской и М.Т.Баранова (Программы для общеобразоват. школ Русский язык. 5-9 кл., издательство «Глобус» 2008г). Данная программа ориентирована на языковое развитие учащихся, помогает овладеть речевой деятельностью: формирует умения и навыки грамотного письма, рационального чтения, восприятия звучащей речи, учит свободно говорить и писать на родном языке, пользоваться им в жизни как основным средством общения. Важным моментом является то, что теория приближена к практике. В программе приведены в систему умения по связной речи. Речевая направленность курса усилена и в языковых разделах: формирует умение говорить на лингвистические темы, понимать лингвистический текст; учит читать и говорить, соблюдая интонацию; ведется работа над орфоэпически грамотной речью. В учебниках по данной программе есть материал об ученых-лингвистах, словарные диктанты, различные виды словарей. Это предоставляет мне возможность делать выбор в организации познавательной деятельности и формировать интерес к предмету, позволяя научить детей рассуждать, вести дискуссию, самостоятельно добывать знания.
В работе учитываю особенности предметного содержания преподаваемого учебного материала, определяемыми нормативными документами, регламентирующими содержание образования. Все рабочие программы, составленные мною, соответствуют требованиям, предъявляемым к их содержанию и оформлению. В настоящее время я работаю с учащимися, обучающимися по различным нормативным документам:
Закон РФ от 10 июля 1992 года №3266-1 (ред. от 02.02.2011) «Об образовании»;
Приказ Министерства образования РФ от 05 марта 2004 года №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования http://www.school.edu.ru/dok_edu.asp http://www.ed.gov.ru/ob-edu/noc/rub/standart/ http://mon.gov.ru/work/obr/dok/obs/1483/ http://mon.gov.ru/work/obr/dok/obs/1487/
Примерные программы начального, основного и среднего (полного) общего образования (Письмо департамента государственной политики в образовании Минобрнауки РФ от 07.07. 2005 № 03 – 1263 « О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана») http://www.ed.gov.ru/ob-edu/noc/rub/standart/ http://mon.gov.ru/work/obr/dok/
Использую методические пособия :
Русский язык:
1. Богданова Г.А. Уроки русского языка в 6 классе.-М.: Просвещение, 2003.
2. Богданова Г.А. Уроки русского языка в 9 классе.-М.: Просвещение, 2005.
3. Егорова Н.В. Поурочные разработки. 9 класс М.: ВАКО, 2005.
4. Проверочные материалы по русскому языку для 5-8 классов ср. школы М.: Просвещение, 1991
5. Проверочные материалы по русскому языку для 5-8 классов ср. школы М.: Просвещение, 1991
6. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь. 9 класс. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
7. Русский язык. Т.Н. Волынец, И.Э. Ратникова, Е.А. Тихомирова. Подготовка к тестированию .
8. Настольная книга учителя русского языка. «Астрель», М., 2003г. Справочно – методическое пособие.
Литература:
1. Золотарева И.В. Универсальные поурочные разработки по литературе в 6 классе.-М.: ВАКО, 2005.
2. Золотарева И.В. Универсальные поурочные разработки по литературе в 7 классе.-М.: ВАКО, 2005.
3. Литература: 7 класс.: Метод.советы/В.Я.Коровина. – 4-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2001.
4. Литература: 9 класс.: Метод.советы/В.Я.Коровина, И.С. Збарский – 2-е изд., – М.: Просвещение, 2003
5. Золотарева И.В. Универсальные поурочные разработки по литературе. 9 класс.4-е изд., перераб. и доп. - М.: ВАКО, 2007.
6. Современные открытые уроки по литературе,8-9 класс, Ростов-на-Дону, «Феникс»,2003г, А.А. Пустошкина, Е.А. Филатова.
В целях повышения уровня обучения и воспитания учащихся регулярно анализирую свою педагогическую деятельность, выделяю её сильные и слабые стороны, ставлю новые педагогические задачи.
При отборе теоретического и практического материала для урока учитываю дидактические задачи, цели урока, индивидуальные и психологические особенности учащихся.
Используются и другие методические материалы, в том числе справочники, словари.
Рабочие программы по литературе 5,7, 9 класса составлены в соответствии с программой В.Я. Коровиной, рекомендованной к использованию в методической литературе (Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной 5-9 класы, М.: Просвещение, 2011г) По литературе 11 класса – в соответствии с программой для общеобразовательных учреждений 5-11 классы, М.,Дрофа,2005г. Под редакцией Т.Ф.Курдюмовой Допущено Министерством образования и науки РФ.
Данные программы способствует развитию у учащихся способности эстетического восприятия и оценки явлений литературы, художественно воплощенных в ней явлений жизни; воспитания высокого эстетического вкуса и гражданской идейно-нравственной позиции учащихся.
Материалы учебников, методические рекомендации к ним, дидактические материалы, дополнительная литература по предмету обеспечивают компетентностный рост программного обеспечения. Основная цель моей педагогической деятельности – воспитать самостоятельно мыслящую личность, способную адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, сформировать у учащихся умение и желание самосовершенствования и самообразования.
Мной также определены задачи, позволяющие достичь поставленной цели:
- эффективное построение учебного процесса,
- применение современных технических средств обучения,
- применение современных педагогических технологий, учитывающих особенности психофизиологического профиля и образовательные потребности учащихся;
- привлечение школьников к участию в различного рода конкурсах и олимпиадах.
Как учитель русского языка считаю, что главная задача моей педагогической деятельности - не только дать определённую сумму знаний (расширить словарный запас учащихся, показать неисчерпаемые богатства русской речи, но и, что не менее важно и ценно, показать их практическую ценность и необходимость в дальнейшей жизни. Другими словами, покидая школу, дети должны уметь грамотно говорить, обладать презентационными и ораторскими навыками, уметь активно владеть богатством устной и письменной речи, мыслить, иметь желание к дальнейшему развитию собственных творческих способностей.
Важнейшим средством достижения современного качества образования является использование современных педагогических технологий.
Совершенствуя учебный процесс, в своей работе ищу новые приемы обучения и использую их в сочетании с традиционными. Стараюсь, чтобы каждый урок был результативным, а достичь этого можно только при условии привития учащимся стремления к активной творческой деятельности. По тому, насколько самостоятелен ученик в решении поставленных перед ним задач, сужу о прочности его знаний. Каждый свой урок стремлюсь проводить, учитывая индивидуальные особенности и уровень подготовленности учащихся, ищу новые формы обучения, позволяющие увлечь детей «влюбить» их в свой предмет. Владение современными образовательными технологиями помогает мне избежать стереотипности и монотонности процесса обучения, что способствует развитию у учащихся любознательности, самостоятельности, активности, творчества.
Использование в работе технологии критического мышления:
Анализируя различные технологии, которые можно уместно и удачно использовать на уроках русского языка и литературы, мой выбор остановился на использовании технологии критического мышления, так как вижу следующие преимущества:
- Критическое мышление позволяет проанализировать воспринятое, убедиться в его достоверности и правильности, учесть вскрытые достоинства и недостатки, вскрыть возможные ошибки, дать оценку.
Критическое мышление позволяет ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения.
-Критическое мышление представляет собой совокупность разных приемов и техник, ориентированных на поддержание интереса учащихся к процессу обучения, пробуждение исследовательской и творческой активности.
-Эта технология представляет ученику условия для осмысления материала и помогает ему обобщить приобретенные знания.
- Стадия вызова позволяет: актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме или проблеме; вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать ученика к учебной деятельности; побудить ученика к активной работе на уроке и дома.
-Стадия осмысления позволяет ученику получить новую информацию; осмыслить ее; соотнести с уже имеющимися знаниями.
- На фазе рефлексии не только учитель получает обратную связь, но и сами учащиеся закрепляют новые знания, перестраивают свои представления, включив в них новые понятия. Именно в этой фазе заключается учение, которое долго служит человеку. Рефлексивный анализ направлен на прояснение смысла нового материала, построение дальнейшего маршрута обучения.
Задачи, стоящие перед учителем-словесником при применении технологии критического мышления, предполагают работу с текстом, с художественным словом, с книгой. Для того чтобы успешно действовать в изменяющемся мире, ученики должны уметь просеивать информацию и сами принимать решения о том, что для него сегодня важно, а что нет. Дети должны научиться критически и продуктивно оценивать тот информационный поток, который буквально сдавливает их со всех сторон. Критическое мышление – это и есть способность анализировать информацию с позиции логики и личностно-психологического подхода с тем, чтобы применять полученные результаты. Это способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые, продуманные решения. Плюсом данной технологии также является то, что формируется позитивный опыт из всего, что происходит с человеком, также самостоятельное, ответственное мышление, убедительные доводы позволяют принимать продуманные решения.
В процессе этой деятельности успешно применяю и другие современные педагогические технологии (групповые технологии, проблемное обучение, использование информационно-коммуникационных технологий, технологию игровых методов, интегрированные уроки обучения). (Представляю один из уроков в приложении. )
Для реализации поставленных дидактических задач пользуюсь различными формами и методами.
В работе использую следующие методы:
- практический (выполнение упражнений учебника);
- репродуктивный (анализ языковых единиц, построение предложений по моделям, подбор синонимов, однокоренных слов);
-объяснительно- иллюстративный (сообщение, чтение учебника);
- эвристический (устное словесное рисование, творческий пересказ);
- исследовательский (анализ языковых единиц разных уровней);
- метод устного изложения знаний и активизация познавательной деятельности учащихся (объяснение, рассказ, лекция, иллюстрирование);
- методы закрепления изучаемого материала (беседа, работа с учебником, языковой разбор);
-метод самостоятельной работы учащихся по осмыслению и усвоению нового материала (выполнение аналитически-синтетических упражнений, преобразование языкового материала);
- метод проверки и оценки знаний учащихся, навыков учащихся (диктант, лабораторная работа, контрольная работа, тестовая работа).
- метод работы по применению знаний на практике;
- метод выработки умений и навыков (трансформация текста, конструирование, моделирование, подбор синонимов, изложения, сочинения, монологическое высказывание);
- наглядные (иллюстрирование, демонстрация);
-проблемное изложение изучаемого материала (создание проблемной ситуации, решение частной лексической, грамматической задачи).
Предварительный просмотр:
ПЛАН РАБОТЫ
над методической проблемой (темой по самообразованию)
Ключевая цель методической работы: непрерывное совершенствование уровня педагогического мастерства педагогов, их эрудиции и компетентности в области определенной науки (учебного предмета) и методики его преподавания.
Индивидуальная тема: Приемы работы с текстом при подготовке к итоговой аттестации.
Когда начата работа над темой: 2011-2012 учебный год
Когда предполагается закончить работу над темой: 2013-2014учебный год.
Цель: исследование приемов развития речи учащихся при анализе текста.
Задачи самообразования:
- Подобрать и изучить теоретический материал по теме «Работа с текстом на уроках русского языка и литературы»
- Обобщить знания по технологии критического мышления , применяемые на уроках литературы и русского языка .
- Разработать систему использования приемов работы с текстом.
- Распространить полученный опыт на ШМО, РМО или педконференции.
Объект исследования: развитие речи учащихся через анализ текста.
Предмет исследования: анализ текста как средство развития речи.
Гипотеза: если на уроках русского языка и литературы регулярно проводить работу с текстом, можно подготовить к ГИА и ЕГЭ, привить навык работы с текстом (анализ).
Основные вопросы, намеченные для изучения:
- виды приемов работы с текстом на уроках русского языка
- виды приемов работы с текстом на уроках литературы;
- систематическое использование теории критического мышления на уроках русского языка;
- применение стандартных знаний и умений работы с текстом каждого ученика в нестандартных ситуациях;
- посещение уроков по развитие речи других педагогов;
- разработка нестандартных уроков.
Этапы проработки материала.
Этапы | Содержание работы | Сроки | Форма представления |
Диагностический | Анализ затруднений. Постановка проблемы. Изучение литературы по проблеме, имеющегося опыта. Систематизировать материалы журнала «Русский язык в школе» за последние 3 года по данной теме. | 2011-2012 уч.г | Собеседования с коллегами, руководителем МО, методистом школы |
Прогностический | Определение цели и задач работы над темой. Разработка системы мер, направленных на решение проблемы. Прогнозирование результатов. | 2011-2012 уч.г | Выступление на МО |
Практический | Формирование методического комплекса. Обновить дидактические средства обучения с учетом темы: (таблицы, схемы, карточки, логико-структурные схемы и т.д.) Отслеживание процесса, текущих и промежуточных результатов. (провести входную диагностику ЗУН учащихся с учетом темы по самообразованию (работа с текстом) Внеурочная работа по предмету (открытый урок на декаде по литературе) Корректировка работы. | 2012-2013 уч.г | Открытые уроки, выступления на МО, конференциях |
Обобщающий | Изучение опыта работы учителей региона по подобной теме: публикации в периодической печати, через сайты и т.д.) Изучение методической, психолого-педагогической литературы по теме : 1.Выготский Л.C. Избранные психологические исследования: Мышление и речь. 2. Леонтьев А.А. Признаки связности и цельности текста В книге «Психолингвистическая и лингвистическая природа текста и особенности его восприятия» Подведение итогов. Оформление результатов работы по теме. Представление материалов. | 2013-2014 уч.г | Творческий отчет |
Внедренческий | Использование опыта самим педагогом в процессе дальнейшей работы. Распространение опыта. | 2013-2015уч.г | Аттестация |
Банк данных литературы по теме
«Работа с текстом»
№ п/п | Название | Автор | Издательство | Год выпуска |
Методика преподавания литературы, в двух частях | Богданова О.Ю. | «Владос» | 2004 | |
Анализ художественного текста, | Ефимова Л.И | Покровск | 2003 | |
Лингвистические знания – основа умений и навыков, | Злобина Т.А. | «Просвещение» | 1985. | |
Нетрадиционные уроки по русскому языку 5-6 классы | Крамаренко Н.О. | Волгоград, издательство «Учитель» | 2003 | |
Творческая лаборатория учителя | Львова Ю.Л. | «Просвещение» | 1985. | |
Русский язык: Изложения и сочинения | Шипицына Г.М. | «Дрофа» | 2007. | |
Изложения и сочинения с заданиями и ответами, | Шипицына Г.М. | Просвещение, | 1997. | |
Работа с текстом на уроках русского языка и литературы в 9 классе общеобразовательной школы | Степанова Л.С. | РЯШ, | 2004г., №1 | |
Тайна текста | Антонова Е.С | РЯШ, | 2000г., №5 | |
Раздумья по поводу комплексного анализа текста | Никитина Е.И | РЯШ | 2004,№9 | |
Русский язык. Материалы для подготовки к итоговой аттестации | Т.Ю.Угроватова | Просвещение | 2007 | |
Русский язык .Работа с текстом при подготовке к экзаменам 9 класс | Т.М.Пахнова | «Экзамен» | 2010г | |
Принципы и приёмы анализа литературного произведения | Есин А.Б | Просвещение | 1999. | |
Художественный текст на уроках русского языка | Пахнова Т.М. | РЯШ. | 1993, №3. – С.31-38. | |
Текст как основа создания на уроках русского языка развивающей речевой среды | Пахнова Т.М. | РЯШ. | 2000, №4. – С.10-18. | |
Текст как объект лингвистического исследования. –. | Гальперин И.Р | Просвещение | 2001 | |
| Текст в системе обучения русскому языку в школе | Ипполитова Н.А. | Просвещение | |
| | | | |
| | | Размещение: | |
| | | | |