Главные вкладки
Информация для родителей
16 - 20 декабря
Тема недели. Одежда, обувь, головные уборы
Родителям рекомендуется:
- Объяснить ребенку, почему человек меняет одежду (обувь, головные уборы) в зависимости от времени года. При этом следует рассмотреть, ощупать осеннюю (зимнюю) одежду (обувь, головные уборы), определить их назначение
- Обратить внимание на материал, из которого они изготовлены, качество, отличительные признаки в сравнении
- Во время прогулок понаблюдать за тем, как одеты люди осенью (зимой), и рассказать ему о том, что одежду можно не только покупать, но и шить в ателье, чтобы впоследствии ознакомить детей с профессиями швеи, закройщицы, портнихи
- Можно посетить магазины, где продают одежду (обувь, головные уборы), ткани для пошива одежды. Ответить на вопросы: где продают одежду, ткани? Кто работает в магазине? Где шьют одежду? Кто работает в ателье? на швейной фабрике? Что делают с одеждой в ателье? В магазине?
- Рассмотреть национальную одежду разных народов, отметить отличительные особенности.
- Называть детали одежды - воротник, карман, пуговицы, рукава…
- Игра «Чья, чей, чьи, чье?» (употребление притяжательных местоимений) Это чья шапка? Это чьи перчатки? Это чей шарф? Это чье пальто? Это чьи сапоги?
- Игра «Один – много» шарф – шарфы, перчатка – перчатки носок – носки…
- Игра «Большой – маленький» шапка – шапочка, носки – носочки, валенки - валеночки…
- Игра «Подбери признак» - куртка (какая?), сапоги (какие?), шарф (какой)..
- Игра «Сначала – потом» Сначала мы надеваем шубу, а потом – варежки; сначала мы надеваем сапоги, а потом - куртку…
- Игра «Подбери слова»: Что шьют? Что вяжут? Что надевают? Что обувают? Что штопают? Что завязывают?
- Игра «Узнай по описанию»: Взрослый описывает один из предметов одежды (обуви) кого-нибудь из членов семьи, а ребенок называет, что это и кому принадлежит. Затем, наоборот - описывает ребенок, а взрослый угадывает.
- Игра «Из чего какой?»: из ситца – ситцевый, из льна - , из шелка -, из шерсти - , из меха - , из пуха -, из резины -…(по возможности ознакомить ребенка с разными материалами)
- Игра «Узнай материал на ощупь»: Взрослый предлагает ребенку с закрытыми глазами на ощупь определить материал, из которого сделан предмет.
- Составление предложений с предлогами.
Перчатки лежат на столе. Я взял перчатки со стола. Пальто висит в шкафу. Я достал пальто из шкафа. Туфли стоят под кроватью. Я достал туфли из-под кровати. И т.п
23 - 28 декабря
Лексическая тема. Новый год
Ввести в активный словарь:
Существительные: Новый год, праздник, елка, украшения, игрушки, гирлянда, мишура, серпантин, шары, макушка, пика, веселье, подарки, маскарад, хоровод, поздравления, Дед Мороз, Снегурочка.
Прилагательные: новогодний, веселый, елочные, яркий, серебристый, украшенная, маскарадный.
Глаголы: украшать, наряжать, готовится, веселиться, получать (подарки), поздравлять, праздновать.
- Повторите с ребенком названия зимних месяцев. Признаки зимы.
- Один – много: (именительный падеж множественного числа): шар – шары (праздник — … елка — … гирлянда — … игрушка — … хоровод — …);
- «Есть – нет» (родительный падеж единственного числа): шар – нет чего? - шара (праздник, елка, гирлянда, игрушка, хоровод …)
- Посчитай: один подарок, два …, три …, четыре …, пять …; одна елка, две … , три …, четыре …, пять… . одно лукошко, два …, три…, четыре…, пять …
- Попросите ребенка нарисовать в тетради любимую елочную игрушку или украшенную елочку.
- Поиграйте в игру «Какой? Какая?»
Какая елочка? (маленькая, зеленая, настоящая, лесная, колючая, пушистая) Дед Мороз какой? (большой, добрый, веселый)
Снегурочка какая? (веселая, нарядная, красивая)
- Составление рассказа по опорным картинкам
Наступила зима. Выпал снег. Из леса привезли елку. Дети нарядили елку. На праздник пришел Дед Мороз со Снегурочкой. Дед Мороз принес в мешке подарки. Детям было весело.
- Совместно с ребенком изготовить несколько елочных игрушек.
- Выложить фигурку из спичек по образцу
Елочка зеленая выросла в лесу. Елочку на праздник я домой несу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
log_ugolok.docx | 100.85 КБ |
raspisanie_zanyatiy.docx | 69.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Общее недоразвитие речи (ОНР) рассматривается как системное нарушение речевой деятельности, сложные речевые расстройства, при которых у ребенка нарушено формирование всех компонентов речевой системы, касающихся и звуковой, и смысловой сторон, при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Речевая недостаточность при ОНР неоднородна: от полного отсутствия речи до развернутой фразовой речи с элементами недоразвития отдельных языковых компонентов. Специалисты выделяют четыре уровня речевого развития при ОНР.
II уровень речевого развития. Речевая активность ребенка возрастает. Ребенок уже использует не только глаголы и существительные, но и другие части речи (прилагательные хороший, плохой, большой, маленький, красный, наречия хорошо, плохо, вкусно, далеко, близко, союзы и, а, но), однако глаголы и существительные по-прежнему составляют основную часть лексики и словарный запас по-прежнему значительно ниже нормы. Если в речи ребенка с первым уровнем речевого развития преобладают двусложные слова, то ребенок со вторым уровнем может использовать трех- и даже четырехсложные слова (асина — машина, ибуяська — Чебурашка), при этом нарушая их звуконаполняемость и слоговую структуру. В речи присутствуют простые предложения из двух, трех, четырех слов (Азя тоита гае. — Ваза стоит на столе.). Отмечаются грубые ошибки в использовании грамматических конструкций: пропуск предлогов (ябоки тое — яблоки на столе), отсутствие согласования прилагательных с существительными (касий сяпка — красная шапка), смешение падежных форм (ем оська — ем ложкой). Понимание обращенной речи значительно развивается, хотя по-прежнему нельзя сказать, что ребенок понимает все, о чем ему говорят. Фонетическая (звуковая) сторона речи тоже по-прежнему характеризуется многочисленными искажениями звуков.
III уровень речевого развития при общем недоразвитии речи характеризуется наличием развернутой фразовой речи с некоторыми элементами недоразвития языковых компонентов. Дети используют распространенные предложения, а не только короткие фразы, состоящие из двух—трех слов. Лексика таких детей включает практически все части речи: существительные, глаголы, прилагательные, наречия, предлоги, союзы. Наблюдается неточное употребление многих слов (куська — чашка, стакан; таны — брюки, шорты). Появляются первые навыки словообразования (стоик — столик, пишой — пришел), но дети не могут образовывать прилагательные от существительных (сок из яблок — яблокиный, крыша из соломы — соломовая), образовывать глаголы с тонкими оттенками действий приставочным способом (красил — покрасил, выкрасил, докрасил, раскрасил). Недостатки произношения выражаются в смешении, замене и искажении звуков, причем замены могут быть нестойкими, то есть в некоторых словах ребенок будет произносить звук правильно, а в некоторых будет искажать. Ребенок может повторять в отраженной речи достаточно длинные слова (водопроводчик, велосипедист, милиционер), но искажает их в речи (Мисанел едет а моцикле. Воповотик тинитвоповот.). Понимание речи у детей с этим диагнозом приближается к норме, то есть ребенок понимает практически все, о чем ему говорят.
Как правило, детей с общим недоразвитием речи направляют в логопедические группы на один—три года. В группе с ребенком проводят коррекционно-развивающие занятия логопед, психолог. При необходимости назначается лечение у невролога. Но в любом случае родители должны понимать, что переложить свои проблемы, проблемы своего ребенка на плечи специалистов они не могут. Домашние занятия с ребенком с использованием рекомендаций специалистов крайне необходимы.
И вот учебный год в детском саду начался. Ваш сын или ваша дочь успешно адаптировались в новой группе. Специалисты начали занятия с детьми. Вас регулярно будут приглашать на консультации и логопед, и психолог. Обязательно посещайте консультации для того, чтобы знать, как продвигается развитие вашего ребенка, чем в данный момент с ним занимаются, как вы можете организовать домашние игры с малышом, с тем, чтобы закрепить навыки, сформированные специалистами. Некоторые родители считают, что заниматься с ребенком должны исключительно специалисты, которые «получают за это деньги». Но ведь это ваш ребенок и ваши проблемы прежде всего, и именно вы в первую очередь заинтересованы в том, чтобы ребенок был здоров и развивался соответственно возрасту, а потом успешно учился в школе. Займите активную позицию! Знайте, что ничего не может быть важнее для вас, чем здоровье и благополучие вашего ребенка. Играйте и общайтесь с ребенком ежедневно, даже если вы работаете и у вас для этого остается мало времени. Иногда достаточно пообщаться с малышом по дороге в детский сад или из детского сада домой. На прогулке можно поговорить о том, что делал ребенок в детском саду, что ему было особенно интересным; можно вместе понаблюдать за изменениями в природе и погоде; можно рассмотреть транспорт, который едет по улице; выучить небольшое стихотворение и т. п. А когда вы будете готовить ужин, посадите ребенка рядом с собой, дайте ему бумагу и краски. Пусть он рисует то, что только что видел на улице, и рассказывает вам о том, что рисует. Мои сыновья очень любили такие минуты, а я теперь вспоминаю о них с необыкновенной теплотой и сожалением, что мои мальчики так быстро выросли и у нас уже нет возможности так часто и так близко общаться. Поверьте мне, вы будете вспоминать минуты, когда ваши дети были крохами, как самые счастливые моменты вашей жизни.
Еженедельно логопед будет давать вам письменные рекомендации по организации домашних занятий с ребенком, в которых описаны игры, упражнения, приведены тексты стихотворений и рассказов, рекомендуемых для заучивания или прочтения с ребенком. Эти рекомендации необходимы вам, если вы хотите, чтобы речь вашего ребенка развивалась правильно и чтобы в дальнейшем ваш сын или ваша дочь были успешными в учебе, а потом и во взрослой жизни.
Играйте с ребенком, будьте терпеливыми, верьте, что вам удастся с помощью специалистов решить проблемы в развитии речи вашего сына или вашей дочери. Успехов и здоровья вам и вашим детям!
Составлено по книге:Нищева Н. В. Если ребенок плохо говорит...— СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011
Рекомендации родителям по организации учебного процесса в домашних условиях.
Выставного Ю.В., учитель-логопед МДОУ ДС КВ 12, ст.Выселки, Краснодарский край.
Психологическая готовность к школьному обучению предполагает многокомпонентное образование. Многое могут сделать для ребенка в этом отношении родители - первые и самые важные его воспитатели.
Ребенок дошкольного возраста обладает поистине огромными возможностями развития и способностями познавать. В нем заложен инстинкт познания и исследования мира. Помогите ребенку развить и реализовать свои возможности. Не жалейте затраченного времени. Оно многократно окупится. Ваш ребенок переступит порог школы с уверенностью, учение будет для него не тяжелой обязанностью, а радостью, и у вас не будет оснований расстраиваться по поводу его успеваемости.
Чтобы ваши усилия были эффективными, воспользуйтесь следующими советами.
1. Не допускайте, чтобы ребенок скучал во время занятия. Если ребенку весело учиться, он учится лучше. Интерес - лучшая из мотиваций, он делает детей по-настоящему творческими личностями и дает им возможность испытывать удовлетворение от интеллектуальных занятий!
2. Повторяйте упражнения. Развитие умственных способностей ребенка определяется временем и практикой. Если какое-то упражнение не получается, сделайте перерыв, вернитесь к нему позднее или предложите ребенку более легкий вариант.
3. Не проявляйте излишней тревоги по поводу недостаточных успехов и недостаточного продвижения вперед или даже некоторого регресса.
4. Будьте терпеливы, не спешите, не давайте ребенку задания, превышающие его интеллектуальные возможности.
5. В занятиях с ребенком нужна мера. Не заставляйте ребенка делать упражнение, если он вертится, устал, расстроен; займитесь чем-то другим. Постарайтесь определить пределы выносливости ребенка и увеличивайте длительность занятий каждый раз на очень небольшое время. Предоставьте ребенку возможность иногда заниматься тем делом, которое ему нравится.
6. Дети дошкольного возраста плохо воспринимают строго регламентированные, повторяющиеся, монотонные занятия. Поэтому, при проведении занятий лучше выбирать игровую форму.
7. Развивайте в ребенке навыки общения, дух сотрудничества и коллективизма; научите ребенка дружить с другими детьми, делить с ними успехи и неудачи: все это ему пригодится в социально сложной атмосфере общеобразовательной школы.
8. Избегайте неодобрительной оценки, находите слова поддержки, чаще хвалите ребенка за его терпение, настойчивость и т.д. Никогда не подчеркивайте его слабости в сравнении с другими детьми. Формируйте у него уверенность в своих силах.
А самое главное, постарайтесь не воспринимать занятия с ребенком как тяжелый труд, радуйтесь и получайте удовольствие от процесса общения, никогда не теряйте чувство юмора. Помните, что у вас появилась прекрасная возможность подружиться с ребенком. Итак, успехов вам и больше веры в себя и возможности своего ребенка!
Желаем успеха!
Учимся рассказывать.
Развивая связную монологическую речь, важно научить ребенка пересказывать короткие литературные тексты (сказки и рассказы). Он пересказывает знакомые сказки с несложным сюжетом ("Репка", "Колобок", "Курочка Ряба"). При этом вырабатывается умение слушать литературное произведение, отвечать на вопросы взрослых, включать в рассказ взрослого отдельные слова и предложения, как бы помогая ему. Так малыш подводится к самостоятельному воспроизведению литературного произведения.
Ребенок четвертого года жизни почти дословно запоминает тексты народных сказок, усваивает последовательность действий.
Учить малышей пересказу хорошо помогает так называемый отраженный пересказ. Ребенок включается в рассказ взрослого, повторяя слово или целое предложение. "Жили-были дед и..." - "Баба" - "Была у них..." - "Курочка Ряба". Затем можно переходить к пересказу по вопросам: "Кого встретил колобок?" - "Зайчика" - "Какую песенку он ему спел?..
После того как малыш овладел пересказом сказки, можно предложить ему пересказать маленькие рассказы с несложной фабулой. Хороший образец - лаконичные рассказы Л.Н.Толстого для детей.
А как помогают овладеть умением пересказывать разные зрелища - кукольный театр, мультфильмы! Они эмоционально настраивают ребенка, развивают желание передать свои впечатления в рассказе.
Подводятся дети и к рассказыванию по картине. Они учатся правильно отвечать на вопросы взрослого, а в дальнейшем начинают свободно и полно высказываться по содержанию картины.
Очень любят малыши рассматривать игрушки. Именно это скорее другого побуждает их к высказыванию. Сначала взрослый предлагает ребенку внимательно рассмотреть игрушку. Первые вопросы направлены на характерные особенности внешнего вида предмета (форма, цвет, величина). Более старшим детям (пятого года жизни) можно предложить сравнить две игрушки. Взрослый учит детей, например, описывать и сравнивать кукол, называя наиболее характерные их признаки, и следит, чтобы дети высказывались законченными предложениями. Прежде, чем сравнивать, малышу придется внимательно рассмотреть обеих кукол: как они одеты, какие у них волосы, глаза, а затем уже отметить, чем они похожи и чем различаются.
Овладел малыш описанием отдельных игрушек - переходите к составлению небольших сюжетных рассказов. Предложите ему несколько игрушек, позволяющих наметить простую сюжетную линию: девочка, корзинка, грибок; девочка, елочка, ежик и т.п. Пусть ребенок подумает, что могло произойти с девочкой в лесу, кого она встретила, что принесла домой в корзинке. Взрослый может для образца придумать свой рассказ, а затем предложить ребенку придумать рассказ самому. И не беда, если ребенок сначала просто повторит за вами ваш рассказ - он упражняется в рассказывании. Постепенно уводите детей от подражания, предлагайте придумать самостоятельный рассказ.
Дети пятого года жизни уже могут рассказать о некоторых событиях из личного опыта. Взрослый побуждает ребенка вспомнить, как ходили в гости, на праздник елки, что он видел интересного на прогулке в лесу.
Перед ребенком четко ставится задача: "Расскажи, что ты видел на празднике". Здесь можно использовать образец: "Сначала послушай, что я видел на празднике елки, а потом ты будешь рассказывать". Рассказ взрослого должен быть близок детскому опыту, четко построен, иметь ясный конец; язык рассказа должен быть живым и эмоциональным. Постепенно дети отучаются от копирования образца и подходят к самостоятельному творческому рассказыванию, обучение которому начинается уже после 5 лет.
Желаю удачи!
Единый логопедический РЕЖИМ в МДОУ
Основные требования логопедического режима:
- Правильная, выразительная речь учителя-логопеда, воспитателя, помощника воспитателя, всех членов педагогического коллектива должна быть образцом для дошкольника.
- Каждому педагогу группы необходимо знать речевые возможности ребёнка в конкретный период, познакомить с ними сотрудников группы должен учитель-логопед.
- Всем педагогам необходимо добиваться от детей правильного произношения новых слов, терминов. Вводить их в активный словарь можно только, руководствуясь рекомендациями учителя-логопеда.
- Каждый педагог обязан всегда и везде обязательно исправлять ошибки в речи детей, но делать это надо спокойно, тактично. В играх не целесообразно привлекать всех детей к исправлению речевых недостатков конкретного ребёнка. На занятиях, напротив, стоит фиксировать внимание на ошибках, предлагать детям найти ошибку и исправить её.
- В исправлении недостатков речи должны участвовать все специалисты ДОУ, проводящие занятия с данным воспитанником.
- Необходимо следить, чтобы ребёнок аккуратно, без пропусков посещал занятия в логопедической группе. Необоснованные пропуски занятий прерывают коррекцию, и зачастую приходится начинать работу сначала.
- В присутствии ребёнка никогда не следует высказывать сомнений по поводу реальности исправления его речи. Всегда нужно внушать веру в успех.
- От детей надо требовать, чтобы они говорили так, как учит учитель-логопед.
- Каждый небольшой сдвиг в улучшении речи ребёнка надо поощрять.
- Воспитателю, музыкальному руководителю, педагогу–психологу, родителям необходимо посещать индивидуальные и групповые логопедические занятия, консультироваться с учителем-логопедом по вопросам исправления речи детей.
- Речь дошкольников должна быть литературно правильной, без вульгаризмов. Нужно следить, чтобы ребёнок говорил по правилам орфоэпии.
- На вопросы педагогов дети должны научиться давать полные, развёрнутые ответы. Нужно помогать детям оформлять собственные высказывания, задавая точные вопросы, побуждать дошкольников к речи.
Взаимосвязь всех звеньев коррекционного процесса: учитель-логопед – ребёнок – воспитатель и все специалисты ДОУ – родители позволяет качественней и быстрее исправить речевые недостатки – автоматизировать звуки, сформировать необходимые лексико-грамматические конструкции, накапливать словарный запас и способствовать развитию связной речи.
В гостях у шипящих звуков
Для родителей часто остается загадкой, почему один ребенок в 5 лет произносит все звуки, а их ребенок не выговаривает половину звуков родного языка или «застрял» на каком-то одном звуке. Предлагаю разобраться в этом далеко не самом простом вопросе. В большинстве случаев имеющиеся трудности вполне могут быть преодолены силами самих родителей. Важно лишь правильно понять причину затруднений и целенаправленно работать над их преодолением. В этот раз мы отправимся в гости к шипящим звукам.
К шипящим относят звуки: «Ш», «Ж», «Ч», «Щ». Это известно всем из курса школьной программы. Какие же трудности испытывает ребенок, сталкиваясь с этими звуками?
Очень показательным, с точки зрения логопедии, является рассказ Виктора Драгунского «Заколдованная буква» из цикла «Денискины рассказы».
Дети случайно заметили разницу в произношении слова шишки и пытались выяснить, кто из них прав. Дениска в спор не вступал, но по дороге домой долго размышлял о нем: «Я шел и домой и всё время думал: чего они так спорили, раз оба неправы? Ведь это очень простое слово?» В итоге он решил проверить свое умозаключение: «Я остановился на лестнице и внятно сказал: «Никакие не сыски и не хыхки, а коротко и ясно: Фыфки! Вот и всё!»
Советую вам, уважаемые родители, перечитать этот рассказ. Очень смешно! Да, конечно, если это только не ваши дети так произносят слова. В этом рассказе показано, какими звуками дети могут заменять в речи звук «Ш». Остается только выяснить, как исправить эти замены. Но не спешите…
Послушайте, как ваш ребенок произносит это «простое» слово шишки. Слушайте внимательно, а еще лучше, если вы приглядитесь к его речевому аппарату: губам, языку, щекам. Возможно, вы услышите и другие замены: «титки», «сиськи», «щищки».
В других случаях вы можете заметить, что кончик языка просовывается между резцами (межзубное произношение) и звук приобретает характерный оттенок шепелявости, не свойственный русской речи. Еще более неприятный и необычный для слуха оттенок придает звуку «хлюпающее» произношение. Иногда, при этом можно заметить раздувание щек.
В последних двух случаях произношение звуков проявляется в искаженном звучании, а не в их замене другими звуками.
Существуют, как правило, две причины неправильного произношения звуков:
· Выраженные дефекты в строении речевых органов ребенка (неправильное строение челюстей и зубов, короткая подъязычная связка).
· Недостаточная подвижность речевых органов (чаще всего речь идет о слабости (парезах) мышц языка и отдельных мышечных групп языка: его кончика, боковых краев или спинки).
В этих случаях родители с самого начала должны понимать, что овладение правильным произношением звуков у ребенка будет протекать в усложненных условиях. Родителям важно знать, что такие нарушения в произношении звуков не пройдут «с возрастом», а потребуют специальной логопедической помощи. За этой помощью лучше обратиться в возможно более ранние сроки.
А теперь рассмотрим те случаи, когда ребенок заменяет звук «Ш» более простыми по артикуляции звуками: «Ф», «Х», «С», «СЬ», «ШЬ», «Т».
Одной из частых причин таких замен являются затруднения в слуховой дифференциации звуков речи (то есть в их различении). Эти затруднения выражаются в том, что ребенок не улавливает различия в звучании сходных звуков: ш – ф, ш - с, ш - сь, ш - х, ш - т.
Если ребенок не улавливает никакого различия в звучании «С» и «Ш», т.е. если эти звуки кажутся ему одинаковыми, то у него нет и стимула к совершенствованию своего звукопроизношения. Он не чувствует надобности в овладении более сложной (по сравнению со звуком «С») артикуляцией звука «Ш», поскольку произношение «сыски» вместо «шишки» кажется ему правильным и полностью его устраивает. Значит, основной причиной звуковых замен здесь являются затруднения в слуховой дифференциации звуков. По состоянию же артикуляционных органов ребенок вполне мог бы в положенный срок овладеть правильным произношением звука. Эта форма трудностей в звукопроизношении коварна тем, что с началом школьного обучения, имеющиеся в устной речи ребенка звуковые замены, неизбежно начинают отражаться и на письме. Ребенок как говорит, так и пишет сыски вместо шишки. Однотипные ошибки возникают и при чтении.
В тех случаях, когда один звук речи заменяется другим из-за не различения ребенком этих звуков на слух, специальная помощь должна заключаться в развитии у ребенка способности к такому различению. Большую помощь при этом могут оказать ребенку и сами родители. Необходимо любыми способами довести до сознания ребенка разницу в звучании звуков. Здесь очень полезен прием специального подчеркивания, даже утрирования имеющихся различий.
Легче всего это сделать путем отождествления речевых звуков со звуками окружающей природы. Например, звук [С] – свист вытекающей из крана воды, звук [Х] – греем замерзшие руки, звук [Ф]- воздух выходит из воздушного шарика, [Т] – стучат колеса вагона, звук [Ш] - шум листьев дерева во время сильного ветра или шипение змеи.
В ходе игры взрослый достаточно громко произносит то звук [с], то [ш]. Каждый раз он спрашивает у ребенка: «Что это лес шумит или водичка из крана бежит?» После того, как ребенок уловит различие в звучании заменяемого им в речи звука, нужно закрепить это навык путем специальных упражнений. Все эти упражнения рассчитаны на то, чтобы внимание было постоянно привлечено к нужной паре звуков.
Упражнения
1. Упражнение «Фишечный диктант»
Инструкция:
«Я буду говорить слова. Если ты услышишь в слове звук [ш], то поставишь на стол фишку (положишь карандаш, пуговицу…).
(В данном случае ребенок заменяет звук «Ш» на звук «С»).
Взрослый последовательно произносит каждое слово, несколько выделяя при этом звуки «Ш» и «С»
Примерные слова: шапка, шуба, сумка, стол, школа, шарф, сом, суп,
стул, шаль, шляпа, сандалии, самолет, шаги, шахматы.
Взрослый: «Посчитай, сколько у тебя фишек. А теперь давай проверим,
правильно ли ты услышал».
Взрослый повторяет слова, начиная с первого, а ребенок подтверждает:
услышал ли он заданный звук или нет. Фишка отодвигается в сторону, если звук услышан верно.
В конце упражнения ребенок делает вывод: пропустил он звуки (если фишек при проверке не хватило) или поставил лишние фишки (если ставил там, где нет заданного звука).
2. Упражнение «Хлопни в ладошки»
Упражнение очень похоже на первое, но вместо фишек, ребенок хлопает в ладошки на заданный звук. Здесь выполнение задания происходит сразу.
Взрослый либо хвалит малыша, либо просит быть внимательнее.
3. Упражнение «Покажи букву»
Хорошо выполнять это упражнение, если ребенок знает буквы. Если ребенок ещё с буквами незнаком, то покажите ему букву Ш , а потом поиграйте в игру. Упражнение выполняется аналогично второму.
4. Упражнение «Мяч не трогать иль поймать – постарайся отгадать»
Взрослый предлагает ребенку ловить мяч, если услышит в слове звук «Ш», либо прятать руки за спину, если звука не окажется. Когда ребенок поймает мяч, полезно проконтролировать сознательность его выбора и спросить, т.е. ребенок должен сказать, что он услышал в слове песенку леса (змеи).
5. Упражнение «Собираем пуговки»
Взрослый предлагает ребенку пуговки и объясняет, что он в специальный «звуковой сундучок» будет собирать слова со звуком «Ш». Взрослый
называет слова, а ребенок опускает в сумочку пуговки. Упражнение проводится аналогично первому.
6. Упражнение «Собери картинки»
Взрослый показывает картинки и называет их, выделяя голосом звуки «Ш» и «С». Ребенок получает картинку, если услышит в слове звук «Ш».
Во всех этих упражнениях слова произносит взрослый, а ребенок только на слух определяет: есть в них заданный звук или нет. Когда ребенок научиться произносить звук «Ш», развитие фонематического слуха необходимо продолжить. Упражнения при этом усложняются, потому что ребенок не только учиться слушать взрослого, но и самого себя.
Желаю Вам успехов! С уважением к Вам учитель-логопед Бентюкова Е.В.
Дорогие родители, бабушки и дедушки!
Я обращаюсь к вам как к коллегам в стремлении понимать, наилучшим образом воспитывать и развивать детей раннего возраста.
ВЫ самые близкие ребёнку люди, желающие ему добра.
Вы лучше, чем кто-либо понимаете его.
Вы главные эксперты в их развитии.
Хотя у всех детей присутствуют врождённые биологические речевые характеристики, каждый ребёнок обладает уникальными индивидуальными особенностями. Некоторые маленькие дети могут оставаться сравнительно молчаливыми до второго года жизни, а затем внезапно начать пользоваться короткими предложениями. Другим детям доставляет удовольствие уже с раннего возраста играть со словами, создавать свои новые слова для их собственного обозначения предметов. Все те милые звуки, которые издают дети, (а также слышат в сказках, песенках, речи взрослых) являются материалом, на котором впоследствии строится грамотность. Именно на самых ранних этапах жизни ребёнка закладываются основы, которые и определят, какой язык ребёнок выучит, и насколько этот язык будет использоваться для мыслительной деятельности и коммуникации.
Начнём с Вас! Даже если вы молчаливы от природы-всё равно говорите с малышом. Ребёнок легче понимает обращённую к нему речь, если она объясняет то, что происходит с ним и вокруг него. Поэтому сопровождайте свои действия.
Встреча взглядов. Озвучивайте любую ситуацию - но только если Вы видите, что ребёнок слышит и видит Вас. Не говорите в пустоту, смотрите ему в глаза. Это особенно важно, если ребёнок чрезмерно активен, постоянно двигается, если Ваш малыш ещё только лепечет или говорит мало слов. Старайтесь, чтобы он видел Вашу артикуляцию.
Говорите чётко. Говорите просто, чётко, внятно проговаривая каждое слово, каждую фразу. Известно, что дети очень чутки к интонации, поэтому каждое слово, на которое падает логическое ударение, старайтесь произносить как можно более выразительно.
То-же, но по-разному. Повторяйте по многу раз одно и то же слово, да и фразу, меняя порядок слов. «Папа пришёл. Пришёл папа». «Мячик упал. Упал мячик. Вот и упал.» Это позволяет ребёнку легче услышать и понимать: фразы делятся на слова. Если Вы хотите, чтобы ребёнок усвоил какое-нибудь слово, старайтесь употреблять его в разных контекстах и не единожды.
Очень важно: хорошее настроение. Старайтесь произносить новое слово в эмоционально благоприятной ситуации. Психологи заметили: в таких условиях ребёнок обучается и впитывает новую информацию в десять раз лучше, чем в нейтральных или неблагоприятных.
Все чувства - в союзе с речью. Очень важно, чтобы ребёнок, постигая, узнавая что-то новое, имел возможность не только видеть новый предмет, но и трогать, нюхать, щупать его, то есть-изучать различными способами. Если Вы видите, что ребёнок что-то трогает, с чем-то играет, сразу же назовите этот предмет несколько раз - коротко чётко, выразительно.
В основе речи - стремление к общению. Как бы несовершенно Ваш ребёнок ни говорил, принимайте и поддерживайте его желание вступить с Вами в контакт. Даже если он вообще ещё не говорит, чаще вовлекайте его в невербальный диалог, «приветствуя и одобряя» любой ответ (жест, выразительный взгляд). Поддерживайте его стремление общаться!
Стремитесь к разнообразию. Если лепет малыша однообразен, старайтесь обогатить его, предлагая ему цепочки слов с другими согласными: дя-дя-дя, ба-ба-ба, бя-бя-бя; с другими гласными: ба-бо-бу-бы-бе-би. Комбинируйте разные слоги и старайтесь, чтобы малыш захотел их повторить.
Уважайте его попытки говорить. В те моменты, когда ребёнок говорит, лепечет один или с Вами, выключайте музыку и старайтесь дать ему возможность слышать Вас и себя. Речь развивается на основе подражания и самоподражания-поэтому ему необходимо слышать себя.
Учите в игре. Играя, учите подражать (две собачки лают, две киски мяукают, переклички: ау-ау). Специально создавайте такие игровые ситуации, где ребёнку понадобиться звукоподражание, либо надо будет произнести какие-то слова для того, чтобы игра состоялась. Обратите внимание: побуждаете не Вы, а ситуация.
Не предупреждайте его желания. Некоторые родители пытаются угадать желания своего ребёнка, часто предупреждая их в тот самый момент, когда они только появляются. В этом случае у малыша нет необходимости произносить что-либо, достаточно просто посмотреть, протянуть руку. В такой ситуации есть опасность задержать ребёнка на стадии жестового общения. И хотя жест-это тоже общение, не стоит задерживаться на этом уровне.
Расширяйте словарь малыша. Ребёнок владеет словом на двух уровнях: понимает его - это пассивный словарь; говорит - это активный. Активный словарь может быть совсем мал. Но если Вы пополняете ресурс понимания, это обязательно приведёт к так называемому лексическому взрыву. И в дальнейшем он перенесёт в активный словарь то, чему Вы научили его, разглядывая вместе с ним картинки, читая книжки и комментируя свои действия. Старайтесь ввести в пассивный словарь названия вещей, которые его окружают,(игрушки, кухонная утварь, предметы быта), имена родственников и близких людей. Научите ребёнка показывать, где ручки, ножки (у куклы, у Вас). Чаще спрашивайте: «Где стол?», «Где киса?» и т. д.
Ведите дневник. Фиксируйте его речевые достижения, записывайте, сколько слов он уже понимает, какие слова произносит, в каких ситуациях - так Вы сможете день за днём судить о его успехах.
Развивайте фонематический слух. Развивайте фонематический слух, побуждая различать слова, отличающиеся одним звуком (крыша-крыса, нос-нож, уточка-удочка и т. д.).
Не пренебрегайте звукоподражаниями. Для детей, которые поздно начинают говорить, очень полезно использовать слова типа: бух-бух, ням-ням, ав-ав, дай и другие слова, состоящие из одного или двух одинаковых слогов. Эти слова основаны на звукоподражаниях, легки для усвоения и облегчают ребёнку начальные стадии вхождения в речевую стихию. Потом они уйдут сами собой, станут ненужными, но пока не пренебрегайте ими, сейчас они нужны Вашему ребёнку.
Читайте, читайте, читайте,… Читайте короткие стихи, сказки. Перечитывайте их много раз – не бойтесь, что это надоест ребёнку. Дети гораздо лучше воспринимают тексты, которые они уже много раз слышали. Если это возможно, постарайтесь разыграть стихотворение – покажите его в лицах и с предметами; а предметы эти дайте ребёнку потрогать, поиграть с ними. Дождитесь, пока ребёнок хорошо запомнит стихотворение, уловит его ритм, а затем пробуйте не договаривать последнее слово каждой строки, предоставляя это делать малышу. Пойте простые песенки, помогая ему воспринимать ритм и воспроизводить его.
Пальцы помогаю речи. Обратите особое внимание на развитие мелкой моторики-точных движений пальцев рук. Она, эта моторика, тесно связана с развитием речи. Лепка, рисование, пальчиковый театр, игры с мелкими предметами - всё это поможет речи, а в будущем и письму.
Будьте терпеливы, снисходительны и … осторожны. Если Ваш малыш неверно произносит какой-либо звук, никогда не смейтесь, не повторяйте за ним неправильное произношение слова. Тут же повторяйте слово - правильно, стараясь перехватить взгляд ребёнка. Возможно, он сможет повторить за Вами. Он обязательно повторит за Вами, когда придёт время. Он учится и на своих собственных ошибках, постоянно сравнивая своё произношение с Вашим. Но не слишком фиксируйте внимание на неправильном произношении – это может вызвать обратную реакцию.
Только Вы! Помните: только Вы и Ваша вера в его силы и способности могут помочь ему развиваться гармонично. Не забывайте активно радоваться его успехам, чаще хвалите своего малыша!
Но не переусердствуйте! Не употребляйте слишком много длинных фраз. И не перегружайте ребёнка, предъявляя ему сразу большое количество заведомо незнакомых слов. У ребёнка, испытывающего немалое давление со стороны взрослых, страх допустить ошибку может пересиливать желание говорить и, следовательно, лишить его любого шанса на успех и радости познания. В этом случае требуется много одобрений, отсутствие всякой критики и прежде всего, несложная игра, в которой малыш может преуспеть.
Учитель-логопед МДОУ «Пингвин»
Рожкова Лариса Викторовна
Как произносится звук [с] в норме.
Звук [с] - согласный, глухой, твердый. Парный ему по твердости-мягкости - звук [c'] ("сь"). Парный по звонкости-глухости - звук [з].
При произнесении звука [с] органы артикуляции занимают следующее положение:
- - губы слегка растянуты в улыбке, так что обнажаются верхние и нижние резцы;
- - зубы сближены, образуя щель 1-2 мм;
- - кончик языка широкий, находится в нижней части нижних передних зубов;
- - боковые края языка приподняты и плотно смыкаются с верхними боковыми зубами;
- - спинка языка в своей передней части образует узкую щель с верхними альвеолами для выхода струи воздуха;
- - воздушная струя сильная, проходит посередине языка и при поднесении тыльной стороны ладони ко рту ощущается как холодная;
- - мягкое небо плотно прижато к задней стенке глотки, не давая воздуху уходить в нос;
- - голосовые связки разомкнуты, не образуют голос.
Внимание! Любое отклонение от данной артикуляции, не приводящее к искажению звука на слух, считается вариантом нормы.
Желаем удачи!
Этап автоматизации звука.
Цель данного этапа - добиться правильного произношения звука во фразовой речи, то есть в свободной, обычной.
Здесь перед Вами стоит задача – постепенно, последовательно ввести поставленный звук в слоги, слова, предложения (стихи, рассказы) и в самостоятельную речь ребенка. К новому материалу можно переходить только в том случае, если усвоен предыдущий.
При автоматизации звука в слогах мы соединяем закрепляемый согласный с гласными а, ы, о, у сначала в прямых слогах: са, сы, со, су, затем в обратные: ас, ыс, ос, ус, далее в слоги, где звук находится между гласными:аса, асы, асо, асу, ыса, и, наконец, в слоги со стечением согласных (берутся те согласные звуки, которые не нарушены у ребенка): сто, ста, спа, сма, сны, ско.
Автоматизация звука в словах – это выработка нового навыка, требующая длительной систематической тренировки. Поэтому на каждое положение звука в слове – в начале, середине, конце – подбирается по 20–30 картинок (можно схематично нарисовать самим). Подбор картинок соответствует принципу подбора слогов, то есть берутся картинки, в названия которых входят в той же последовательности отработанные слоги (прямые, обратные, со стечением согласных). За одно занятие дается 10–16 слов, при этом каждое проговаривается 4–5 раз с выделением автоматизируемого звука (он произносится более длительно).
Автоматизация звука в предложениях проводится на базе отработанных слов, в той же последовательности.
Желаем успехов!
К группе шипящих звуков относят звуки ш, ж, ч, щ.
Звук Ш.
Звук ш согласный, глухой, твердый. Парного ему мягкого звука в русском языке нет.
При произнесении звука ш в норме органы речи принимают следующее положение:
- губы несколько выдвинуты вперед;
- кончик языка поднят к небу (к альвеолам), но не касается его, образуя щель;
- боковые края языка прижимаются изнутри к верхним коренным зубам или твердому небу, не пропуская по бокам струю выдыхаемого воздуха. Таким образом, язык принимает форму ковшика или чашечки.
- голосовые связки разомкнуты, струя выдыхаемого воздуха свободно проходит между ними;
- воздушная струя выдыхается равномерно посередине языка, она сильная, широкая, теплая, легко ощущается тыльной стороной руки, поднесенной ко рту.
- Любое отступление от правильного артикуляционного уклада ведет к искажению звука. При постановке звука основной нашей задачей является создание у ребенка правильной артикуляции данного звука.
Артикуляция звука ж отличается от артикуляции звука ш наличием голоса.
Артикуляция звуков щ и ч отличается от артикуляции звука ш дополнительным подъемом средней части языка к небу. Кроме того, звук ч является смычно-щелевым, т. е. при его артикуляции вначале происходит смыкание передней части спинки языка с альвеолами, а затем между ними образуется щель.
Таким образом, для шипящих звуков ш, ж, щ, ч основной является артикуляция звука ш, и значит, он будет базовым для этой группы. То есть работа по исправлению шипящих звуков начинается обязательно со звука ш. Если звук ш произносится правильно, то, добавив голос, мы получим звук ж; добавив подъем средней части языка, получим щ; добавив подъем средней части языка и смычку перед щелью, получим ч. Поэтому и нарушения звуков ж, щ, ч бывают теми же, что у ш.
Желаю удачи!
Логопедические игры на кухне. (Скотникова Е.С., логопед, г.Асбест, Свердловская обл) . Не секрет, что значительную часть времени вы проводите на кухне. Постарайтесь использовать его для общения с ребенком. Например, вы заняты приготовлением ужина, а ваш малыш крутится возле вас. Предложите ему перебрать горох, рис, гречку или даже пшено – тем самым малыш окажет вам посильную помощь, а заодно потренирует свои пальчики. Ведь развитие пальчиков тесно связано с развитием речи. Не выбрасывайте скорлупу вареных яиц, она послужит прекрасным материалом для детских аппликаций. Раскрошите скорлупу на кусочки, которые ребенок мог бы легко брать пальчиками, раскрасьте ее любыми доступными красителями. Сначала нанесите на картон тонкий слой пластилина, она будет фоном, а затем выкладывайте рисунок или узор из кусочков яичной скорлупы. Увлекательными могут быть игры с соленым тестом. Поделки из него хранятся очень долго, ими даже можно играть. Рецепт приготовления прост: два стакана муки, один стакан соли, один стакан воды (ее можно подкрасить), две столовые ложки растительного масла – все смешать, чуть подогреть и получится мягкий комок. Лепите на здоровье! Наверное, в каждом доме есть старая пряжа, нитки, вата, поролон, пух, пуговицы, бисер… найдите им достойное применение! Из ваты и ниток, пуговиц и бусинок попробуйте сделать портрет зайчика или вашей кошки Мурки. Аппликации из пуха хорошо передают изображение снега, зверей, птиц. Детали могут закрепляться на фоне без клея, нужно лишь правильно выбрать фон. Им может служить любой материал, имеющий шероховатую поверхность: бархатная, наждачная бумага и т.д. Предложите ребенку сделать панно из пуговиц. Если малышу трудно их пришивать, то их можно укрепить на тонком слое пластилина (как яичную скорлупу). Помешивая ложкой в стакане, закрывая крышкой кастрюлю, предложите отвернувшемуся ребенку отгадать, какие предметы могут издавать такие звуки. Вместе с ребенком попробуйте приготовить ужин (в названии блюд должен быть звук [С]: салат, сырники, морс, суп. Не путайте твердые и мягкие согласные звуки! И если ребенок скажет «селедка», то похвалите его, но интонацией дайте почувствовать разницу между звучанием твердого и мягкого звука. По этому же принципу придумайте меню с названием блюд, где встречаются другие звуки. Предложите ребенку убрать или помыть посуду, в названии которой есть звук [Ч] – чашки, чайник, а затем со звуком [Л] – ложки, вилки, салатник и т.д. Покажите ребенку свои покупки. Пусть он перечислит те из них, в названии которых есть звук [Р]. Если ребенок затрудняется ответить, предложите наводящие вопросы: Кар-р-р-тофель или капусту? Ар-р-р-буз или дыню? Пер-р-р-сики или бананы? Лук или огур-р-р-цы? Помидор-р-ры или баклажаны? Желаем успехов! |
Как произносится звук [з] в норме. Звук [з] - согласный, звонкий, твердый. Парный ему по мягкости - звук [з'] ("зь"), Парный по глухости - звук [с]. При произнесении звука [з] органы артикуляции занимают следующее положение:
струи воздуха;
Внимание! Любое отклонение от данной артикуляции, не приводящее к искажению звука на слух, считается вариантом нормы. Желаем удачи! |
Как произносится звук Ж в норме?
К группе шипящих звуков относят звуки ш, ж, ч, щ.
Звук ж согласный, звонкий, твердый. Парного ему мягкого звука в русском языке нет.
При произнесении звука ж в норме органы речи принимают следующее положение:
- губы несколько выдвинуты вперед;
- кончик языка поднят к небу (к альвеолам), но не касается его, образуя щель;
- боковые края языка прижимаются изнутри к верхним коренным зубам или твердому небу, не пропуская по бокам струю выдыхаемого воздуха. Таким образом, язык принимает форму ковшика или чашечки.
- голосовые связки сомкнуты и колеблются под напором струи выдыхаемого воздуха;
- воздушная струя выдыхается равномерно посередине языка, она сильная, широкая, теплая, легко ощущается тыльной стороной руки, поднесенной ко рту.
Любое отступление от правильного артикуляционного уклада ведет к искажению звука. При постановке звука основной нашей задачей является создание у ребенка правильной артикуляции данного звука.
Желаю удачи!
ЭТО ВАЖНО ПОМНИТЬ
Как нельзя разговаривать с малышом - как правильно говорить с ребенком?
В любом возрасте дети активно подражают речи взрослого, поэтому, если вы будете говорить неправильно, ваш малыш будет усваивать неправильную речь. Чтобы этого не произошло, важно помнить про два «золотых нельзя»:
Нельзя искажать слова, подражать детскому произношению и «сюсюкать».
ПРАВИЛЬНО: Разговаривая с малышом, следите, чтобы ваша речь была четкой и выразительной, грамотной, простой, ясной. Нельзя допускать, чтобы ребенок обозначал окружающие предметы звукопроизношениями.
Например: ребенка спрашивают: «Кто это?» - показывая на собаку, а он отвечает «гав-гав».
ПРАВИЛЬНО: Если ребенок плохо говорит, или не говорит пока, то можно воспользоваться следующей схемой:
→ не спрашивайте и не настаивайте, чтобы ребенок произнес слово;
→ попросите ребенка показать на тот предмет, который вы называете;
→ объясните «как звучит» или «как говорит»;
КАК СФОРМИРОВАТЬ ГРАМОТНУЮ РЕЧЬ
Обязательно исправляйте ошибки в речи малыша, но делайте это тактично. Если вы посмеетесь над ребенком, то обидите его, и ребенок может потерять к вам доверие.
Для развития речевых способностей ребенка очень важна игровая деятельность, через которую малыш познает окружающую его реальность. Обращайте внимание ребенка на различные объекты, которые издают звуки (животные, птицы, транспорт и так далее).
Включайте ребенка не только в игру, но и в реальное взаимодействие со всеми членами семьи. Обязательно давайте ребенку полезные поручения. Благодарите ребенка за помощь.
Для развития речи очень важно не только развивать произносительные навыки, но и совершенствовать умение ребенка понимать смысл речи не только в определенной ситуации, но и вне нее. По дороге или придя домой, обсуждайте с малышом то, как прошел его день в детском саду, как прошла ваша совместная прогулка. Поиграв с ребенком, вспоминайте самые интересные моменты. Помните о том, что слушая вашу речь, ребенок впитывает информацию об окружающем мире. Поэтому стилем вашего общения с ребенком должно стать не просто обозначение какого-то явления или предмета, а детальное его описание. Например, ребенку недостаточно просто сказать «Вон летит ворона». Ему нужны «комментарии» к этой вороне. Примерно вот так: «Посмотри, вон над тем домом летит ворона. Она черная и умеет громко каркать». Пользуйтесь наглядным материалом! Детям трудно воспринимать слова, оторванные от изображения.
И главное: поддерживайте все начинания малыша, хвалите его даже за незначительные успехи. Не требуйте от него правильного произношения слова сразу.
Нарушение фонематического слуха. Как его преодолеть?
Фонематический слух – это способность человека к анализу и синтезу речевых звуков, т.е. слух, обеспечивающий восприятие фонем любого языка.
Совсем маленькие дети ещё не способны управлять своим слухом и не могут отличить правильное произношение от неправильного, но ребёнок растёт, развивается, а вместе с ним и развивается его фонематический слух, при условии что ребёнок находится в благоприятной речевой среде – с ним разговаривают взрослые, читают ему сказки, учат стихи. И постепенно ребёнок овладевает правильным произношением. К 4 годам ребёнок должен уже выговаривать правильно все звуки, кроме [л], [р]. А к 5 годам правильное произношение всех звуков родного языка и не допускается смешение фонем (с-ш, ж-ш, к-т, р-л и т.п.)
При нарушении фонематического слуха мы наблюдаем неправильное произношение у детей от 4 лет и старше. Кроме того, дети с нарушением фонематического слуха, занимаясь с логопедом, тратят больше времени на процесс автоматизации (введении звука в речь), такого ребёнка часто приходится подолгу исправлять родителям. Надо сказать и о том, что логопед, занимаясь постановкой звука, обязательно проводит работу над развитием фонематического слуха. В дальнейшем, когда ребёнок идёт в школу, у него могут возникнуть некоторые проблемы при обучении грамоте или чтении. Нарушение фонематического слуха проявляется в том, что ребёнок при чтении путает названия букв, пропускает буквы в словах и не замечает этого. А в письме замена букв звонких на глухие - оглушение и наоборот озвончение ( бочка-почка , зайка-сайка, дом-том), замена твёрдых на мягкие и наоборот ( дядя-дада, дверь-двер, любовь-лубов). Весь процесс обучения грамоте основывается на умении ребёнка анализировать каждый звук в слове, отличать его от других звуков.
Есть специальные упражнения, которые помогают развивать фонематический слух и концентрировать слуховое внимание ребёнка.
Игра “Поймай звук”. Взрослый называет звуки , а ребёнок должен хлопнуть в ладоши когда услышит заданный звук [Ш].
А К Л Н Ш С П Ш Щ Ч В З Ц Ш Затем в словах: ШКОЛА НОЖ НОС КАША СТУЛ БАБУШКА ЖИРАФ
Игра “Исправь меня”. Называем слово правильно и неправильно , а ребёнок хлопает в ладоши когда слово сказано верно.
МАШИНА ЯБЛОКО КОНФЕТА / МАФЫНА ЯБОКО КОФЕТА/ МАСЫНА ЯБЪЯКА КАСЕТА/ МАШИНА ЯБЛОКО КОНФЕТА
- Назови слова на заданный звук: [К] в начале слова: КОНЬ, КАСТРЮЛЯ, КАРТОФЕЛЬ
[К] в середине слова: МАРКА, САМОКАТ, ЦУКАТЫ
[К] в конце слова: ПАУК, РАК, ЧУДАК
Желаем успехов!
Звук л - согласный, звонкий, твердый.
Звук ль - согласный, звонкий, мягкий.
Во время правильного произнесения звука л органы речи принимают следующее положение:
- губы раскрыты, занимают нейтральное положение или принимают положение последующего гласного звука;
- зубы незначительно разомкнуты;
- язык - узкий кончик языка поднимается и упирается в верхние резцы или их десны, средняя часть языка опущена, боковые края тоже опущены;
- между боковыми краями языка и коренными зубами остается щель, через которую выходит воздушная струя.
- голосовые связки напряжены и вибрируют, давая голос.
Мягкий звук ль отличается от твердого л следующим:
- губы растянуты в стороны, как при улыбке;
- язык - кончик языка поднят несколько выше и упирается в альвеолы ("бугорки") за передними верхними зубами, средняя и задняя части языка подняты и продвинуты вперед, что и дает смягчение.
Звук р - согласный, твердый, дрожащий.
Звук рь - согласный, мягкий, дрожащий.
Правильная артикуляция звука р заключается в следующем:
- губы - полураскрыты или же занимают положение, необходимое для произнесения последующего звука (чаще гласного);
- зубы - разомкнуты;
- язык - широкий кончик языка поднят вверх к бугоркам за зубами (альвеолам), напряжен, спинка языка приподнята, между нею и нёбом свободно проходит воздух, боковые края языка плотно прилегают к верхним коренным зубам;
- голосовые связки - вибрируют, давая голос;
- воздушная струя - очень мощная, при выдохе проходит через ротовую полость, попадает на напряженный кончик языка и колеблет его.
Мягкий звук рь отличается по артикуляции от парного твердого звука р дополнительным подъемом средней части спинки языка к нёбу и некоторым продвижением его вперед.
1999-2014 © Logoped.Ru
Предварительный просмотр:
Режим работы учителя-логопеда МБДОУ д/с №75
Постниковой Валентины Юрьевны:
ГРУППА №4 для детей с ТНР
На 2024 – 2025 год
Понедельник: 13. 00 – 17. 00
Вторник, среда, четверг, пятница: 8.00 – 12.00;
Продолжительность индивидуальных занятий:
I период обучения 10 - 15 минут, II, III периоды – 15 - 20 минут;
Продолжительность фронтальных занятий:
I период обучения 25 минут, II, III периоды – 25−30 минут;
понедельник | вторник, среда, четверг | пятница |
15.40 −17.00 Индивидуальные логопедические занятия по коррекции звукопроизношения | 9.00 −9.20/25 I подгрупповое логопедическое занятие 9.30—9.50/9.55 II подгрупповое логопедическое занятие 10.00 −12.00 Индивидуальные логопедические занятия по коррекции звукопроизношения | 9.00−10.50 Индивидуальные логопедические занятия по коррекции звукопроизношения |
Режим работы учителя-логопеда МБДОУ д/с №75
Постниковой Валентины Юрьевны:
ГРУППА №4 для детей с ТНР
На 2024 – 2025 год
Понедельник: 13. 00 – 17. 00
Вторник, среда, четверг, пятница:8.00 – 12.00;
Продолжительность индивидуальных занятий:
I период обучения 10 - 15 минут, II, III периоды – 15 - 20 минут;
Продолжительность фронтальных занятий:
I период обучения 20 минут, II, III периоды – 20−25 минут;
понедельник | вторник, среда, четверг | пятница |
15.40 −17.00 Индивидуальные логопедические занятия по коррекции звукопроизношения 15.40 Вероника. М 15. 55 Аня. И 16.10 Гриша. Б 16.25 Руслан. А 16.40 Ксения. Д
| 9.00 −9.25/30 I подгрупповое логопедическое занятие 9.30/35—9.55/10.00 II подгрупповое логопедическое занятие 10.00 −12.00 Индивидуальные логопедические занятия по коррекции звукопроизношения Вторник 10.00 Алексей. Д 10.20 Руслан. Д 10.40 Амина. А. 11.00 Давуд. Г 11.20 Даша. Д 11.40 Артем. Н Среда 10.00 Дима. Е 10.20 Аня. И 10.40 Гриша. Б 11.00 Руслан. А 11.20 Чимитма. Ц 11.40 Вероника. М Четверг 10.00 Алексей. Д 10.20 Руслан. Д 10.40 Амина. А 11.00 Давуд. Г 11.20 Тася. К 11.40 Чимитма. Ц | 9.00−10.50 Индивидуальные логопедические занятия по коррекции звукопроизношения 9.00 Тася. К 9.20 Артем. Н 9.40 Дима . Е 10.00 Даша.Д 10.20 Ксения. Д 10.40 |
Время может изменяться, т.к дети болеют или пропускают по домашним причинам |