Пожарная безопасность

Никулина Анна Ивановна

 

imageОгонь - одно из самых больших чудес природы, с которым человек познакомился на заре своего существования. Огонь защищал человека от животных, использовался для приготовления пищи, орудий труда. Дарил ему тепло, свет. Люди научились добывать и сохранять огонь. Освоение огня оказало решающее влияние на развитие человечества. Именно огонь окончательно разорвал связь человека со стадной жизнью. Огонь заложил основу человеческого хозяйства. Важным шагом в развитии первобытных людей стало использование огня для плавки металла. Применение пара для механической работы. От паровой машины до «огня» атомных реакторов. В настоящее время трудно назвать область человеческой деятельности, где бы не использовался огонь либо прямо, либо через посредство его производного теплоносителя. Огонь стал не только другом человека. Вырвавшись из-под контроля человека, огонь превращается в его недруга - пожар. Пожар - это неконтролируемый процесс горения, сопровождающийся уничтожением материальных ценностей и создающий опасность для жизни людей. Наиболее страшным злом огня являются гибель и травмирование людей, экологические последствия. Основными причинами пожаров являются: - неосторожное обращение с огнем (курение, открытый огонь, др.); - неисправность или неправильная эксплуатация электрооборудования, электробытовых приборов, печей и дымоходов, а также газовых и керосиновых приборов; - детская шалость с огнем Пожар может возникнуть и от костра, разожженного вблизи строений, причем чаще всего от искр, которые разносит ветер.6 Бывают случаи загораний на балконах и лоджиях жилых домов, где жильцы хранят домашние вещи, мебель, различную утварь. Причиной загорания является непогашенный огонь от спичек, сигарет, брошенных жильцами вышерасположенных этажей. Не менее распространенной причиной пожаров является неисправность или нарушение правил эксплуатации электрических приборов, электросети. Например, если в одну розетку включить несколько бытовых приборов одновременно, возникает перегрузка, провода могут нагреваться, а изоляция воспламеняться. Водонагревательные приборы уже через 15-20 минут после выкипания воды вызывают загорания почти любой опорной поверхности, а при использовании электрических чайников с нагревательными элементами мощно- стью 600 Вт, воспламенение происходит через 3 минуты после выкипания воды. Короткое замыкание в электропроводке произойдет, если она прибита гвоздями к стене, плинтусу, пр., и имеет повреждение изоляции. Соприкосно- вение занавесей (портьер) и электронагревательных приборов также приводит к воспламенению. За последнее время участились случаи пожаров вследствие несоблюдения правил эксплуатации телевизоров, газовых и керосиновых приборов. Шалость детей с огнем приводит не только к пожарам, но и нередко заканчивается трагическими последствиями. Ребенок, оставшись один в квартире или доме, может взять спички, поджечь бумагу, включить в розетку нагревательный прибор или даже устроить костер, подражая взрослым, пытаться курить. С развитием техники, с появлением в быту новых веществ и материалов возможность возникновения пожаров в н.в. неизмеримо возросла. В каждом доме обилие электрических и бытовых приборов, используется газовое и печное отопление. Однако эти наши помощники могут легко превратиться в источники бед при неосторожном с ним обращении.

imageimageimageimageimageimageimageimageimageimageimage

Скачать:


Предварительный просмотр:

Викторина

для детей среднего дошкольного возраста на тему:

«Пожарным можешь ты не быть»

Задачи:

1. Продолжать знакомить детей с профессией пожарного

2. Показать роль огня в жизни человека: как положительную, так и

отрицательную.

3. Закрепить знания детей по правилам пожарной безопасности.

4. Развивать память, сообразительность, находчивость.

5. Воспитывать у детей такие качества, как мужество,

самоотверженность, скромность.

6. Воспитывать интерес к играм соревновательного характера.

Оборудование: телефон, ведра, обручи, макет (дом) стен, фигурки животных,

плакаты и рисунки по противопожарной безопасности.

Звучит музыка. Входят команды.

Ведущий: Здравствуйте дорогие друзья! У нас сегодня викторина; Пожарным

можешь ты не быть. Встречаются две команды

Спасатель: «Огненная корона».

Оценивать выполнение заданий будет жюри.

Ведущий: Пожарное дело для крепких парней

Пожарное дело

Спасение людей

Пожарное дело

отвага и честь

Пожарное дело

Так было, так есть.

Слово «Пожар» вам приходилось слышать. некоторым из вас приходилось

наблюдать его или видеть последствия разбушевавшейся стихии. Но огонь-31

также и давний друг человека, с его помощью совершается много полезных

дел. Он, верно, служит людям в повседневном быту и на производстве.

Команда «Спасатель»

А без доброго огня

Обойтись нельзя и дня

он надежно дружит с нами:

Гонит холод, гонит мрак.

Он приветливое пламя

Поднимает, будто благ.

Вам огонь хороший нужен

И за то ему почет

Что ребятам греет ужин

Режет сталь

И хлеб печет.

I.Конкурс «Отгадай загадку».

1. Выпал на пол уголек.

Деревянный пол зажег,

Не смотри. Не жди, не стой.

А заней его…(водой).

2. Если младшие сестрички

Зажигают дома спички,

Что ты должен предпринять?

Сразу спички те…(отнять)

3. Если где хранится мусор

Или просто старый хлам.

Надо будет потрудится

Навести порядок там

Между, лопату взяли

Быстрее все…(убрали)

4. Шипит и злится32

Воды боится

С языком, а не лает

Без зубов, а кусается…(огонь)

5. Что бывает, если птички

Зажигают дома спички?(пожар)

6. Летала мошка-

Осиновая ножка,

На стог сена

Все сено съело (спичка)

7. То назад, то вперед,

Ходит уродит пароход,

Остановишь- горе

Продырявит море (утюг)

8. Все есть- не наедается

А пьет- умирает (огонь)

Молодцы, с заданием справились.

Ведущая: Но случается, что огонь из верного друга превращается в

беспощадного недруга, уничтожающего в считанные минуты то, что

создавалось долгими годами упорного труда.

1. Команда «Огненная корона»

Голубой дрожит листок

Вот ломая, прутья клетки,

Хищный делает бросок!...

Да, огонь бывает разный-

Бледно-рыжий, ярко-красный

Синий или золотой,

Очень добрый

Очень злой33

Злой огонь- огонь пожара

Злой огонь- огонь войны,

От безжалостного жара

Дни темны,

Жители земного шара

Граждане любой страны

Злой огонь

Гасить должны!

2. Конкурс «Вызов пожарных»

Что вы будете делать если увидите огонь? (ответы команд).

Дети становятся в колонку. По одному подбегают к телефону поднимают

трубку, вызывают «01», бежит обратно.

Знать обязан каждый гражданин-

Телефон пожарных «01»

Если что-то загорелось,

На себя возьмите смелость:

Срочно «01» звоните,

Точно адрес назовите

Что горит, давно ли, где,

Несколько минут промчится-

К вам пожарная примчится-

И поможет вам в биде.

Ведущий: Что отличает пожарную машину от других машин? (ответы

команд).

Почему пожарная имеет красный цвет? (красный цвет- это цвет тревоги,

напоминает об опасности).

3. Конкурс «Осторожно огонь»

Горит дом. Нужно его потушить.34

ребенок бежит с ведром «воды» перепрыгивает через «стену» пролезает в

«окно» (обруч) тушит дом. Возвращается, передает ведро следующему.

Ведущий: Молодцы!

Все мы силы приложили

И пожар мы потушили

Было трудно, тяжело

Но умение и ловкость

Нас от бетсвия спасло.

4. Конкурс «Опасная сказка»

Из каких произведений взяты следующие строки?

1. Море пламенем горит,

Эй. пожарные бегите!

Помогите, помогите!

(К. Чуковский «Путаница»)

 2. И вдруг заголосили:

«Пожар. Горим Горим!»

С треском, щелканьем и громом

Озирается кругом

Может красным рукавом.

(С. Маршак «Кошкин дом»)

 3. Что за дым над головой?

Что за гром над мостовой?

Дом пылает за углом.

Что за мрак стоит кругом?

Ставит лесници команда,

От огня спасает дом.

(С. Михалков «Дядя Степа»)

5. Конкурс «01 спешит на помощь».35

Ваша задача спасти животных.

ребенок бежит змейкой между кеглей к обручу с фигурками животных, берет

одну возвращается.

Ведущий: Ребята, скажите почему профессия пожарного героичная? (ответы

детей). А вы знаете, какие награды получают при тушении пожара? (ответы

детей).

Героев награждают медалями «За отвагу», «За спасение погибших»; орденом

«Мужества», «За услуги перед Отечеством».

Ведущий: Часто возникают пожары по вине детей. Огонь большую опасность

представляет собой костры, которые разводят ребята вблизи строений или

строительных площадок. Увлеклись игрой, дети забывают потушить костер, и

тогда раздуваемые ветром искры разлетаются на большее расстояние очень

опасна шалость с легковоспламеняющимися и горючими жидкостями. Какими?

(бензин, ацетон, лак). подобное грозит взрывами, а значит тяжелыми ожогами и

увечьями. Очень хорошо, что многие из вас помогают своим родителям в

домашних делах. И здесь надо помнить о пожарной безопасности.

6. Конкурс «Правила пожарной без запинки знайте Правила, пожарные

строго соблюдайте».

Команды по очереди рассказывают правила пожарной безопасности.

Представляется слово жюри. Подводятся итоги, награждаются победители.

Ведущий: Всем, друзья, вы расскажите.

Чем пожарные живут

Они днем и ночью тоже

Ваши жизни берегут


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

 

Конспект  непосредственно образовательной деятельности

по социально - коммуникативному развитию

в старшей группе детского сада на тему:

«С огнем не шутят»

Подготовила воспитатель: Никулина А.И.

2023 год.

Цели:

Формирование основ безопасного поведения, способности предвидеть опасные ситуации, по возможности избегать их, при необходимости действовать, способствовать сохранению и укреплению здоровья.

Задачи:

     Систематизировать знания детей об огне, с непосредственным источником  опасности в быту.

     Познакомить с правилами противопожарной безопасности и с необходимыми действиями в случае  возникновения пожара.

   Учить детей быстро принимать правильное решение в экстремальных ситуациях.

   Закрепить знания о том, к чему может привести неосторожное обращение с огнем.

    Учить детей рассказывать о том, какую пользу приносит огонь человеку и как человек научился управлять огнем.

   Способствовать развитию речи, двигательной активности и изобразительным навыкам дошкольников.

     Воспитывать чувство ответственности и уважительное отношение к профессии  пожарного.

Интеграция образовательных областей:

« Социально- коммуникативное развитие»

« Речевое развитие»

« Физическое развитие»

« Художественно- эстетическое развитие»

Предварительная работа:

Экскурсия в пожарную часть, дидактическая игра « Кому что нужно», чтение художественной литературы:

рассказа  Л.Н. Толстого « Пожарные собаки», стихотворение

С.Я. Маршак  « Рассказ о неизвестном герое» .

Заучивание стихотворения  М.  Лазарева « Если вдруг произошла с тобой беда».

Оборудование:

Мультимедийное оборудование,   компьютерная презентация на тему: «Огонь-  друг, огонь – враг», два мольберта с ватманскими листами, маркеры,  цветные карандаши, фломастеры -для конкурса « Кто быстрее нарисует  огнь?»  Игровое  оборудование: игрушечный  телефон для игры « Сигнал тревоги», набор картинок для игры « Что нужно пожарным?»,   мяч для игры « Лови – бросай,  сразу  отвечай», красные  и голубые ленточки для подвижной игры « Огонь – вода», знаки-  светофоры ( красные и зеленые) для игры «Разрешается – запрещается» ( по количеству  детей).

Словарная работа:

Пожарные,  языки пламени,  задымление,  пена,  огнетушитель, ожог.

                                                 

                                                   

Ход занятия.

Воспитатель:  Дети! Я сейчас вам загадаю загадку , а вы постарайтесь отгадать:

                               Весёлый шалунишка - оранжевый мальчишка,
                              Лишь вечер настает - концерт в печи дает.
                              Разбегался мальчонка, трещат дровишки звонко.
                              Оранжевые пряди так хочется погладить...
                              Проказника не тронь - зовется он …

Дети: Огонь!

Воспитатель:  Верно,  это – огонь ! ( Показывает символ огня).

А сейчас я вам расскажу сказку  про  огонь.  Подходите , сюда поближе к экрану.  ( Воспитатель обращает внимание детей на экран)

                         « Огонь – друг, огонь- враг».

  Жил- был Огонь.  Он был веселый и горячий. Гулял  огонь  где  хотел- по лесам,  домам,  деревьям. Никого огонь не щадил на своем пути и был злейшим врагом всего живого.

 Как вы думаете, почему?

Дети: Он сжигал все подряд.

Воспитатель:  И вот однажды повстречался на его пути человек и сказал:

 « Давай , Огонь, померяемся силой». Огонь отвечает: « Куда тебе, Человек, со мной силой мериться». А Человек настаивал на своем, Огонь и согласился.

Вот начался у них бой. Человек заманил Огонь к реке и прыгнул в воду. Схватил Человек мокрой рукой  языки пламени и хотел затушить, Взмолился Огонь: « Не туши меня, Человек,  верой и правдой  служить тебя буду». Пожалел его человек , заставил служить себе. Вот и стал Огонь служить Человеку и стал его другом.

А сейчас я вам ребята предлагаю нарисовать такой  огонь, с которым подружился человек.

                   Конкурс  рисунков  « Кто быстрее нарисует огонь?»

          Для этого конкурса каждый из вас выберет карандаш,  восковой мелок,  фломастер, маркер нужного цвета и  постарается нарисовать большой костёр на  ватманском листе. Но это надо сделать очень- очень быстро. Вот какой красивый огонь у вас получился.

 (Звучит музыка и вбегает ребенок в костюме огонька)

Огонёк: Я - огонёк ! Я- друг ребят!

               Но, когда со мной шалят
Становлюсь тогда врагом-

И сжигаю всё кругом!

Воспитатель: Здравствуй,  мальчик Огонёк!

Огонёк: Здравствуйте!     Дети , скажите, зачем человеку огонь?

 ( Воспитатель обращает внимание детей на экран, на котором изображен костер, газовая плита , свеча , факел. )

Дети: Огонь нужен человеку, чтобы приготовить еду.

           Огонь зажигает  газовую плиту.

           Огнем можно согреться, если разжечь печь или костер.

           Огонь освещает, например , если зажечь факел или свечу.

Ребенок 1: Знают все- человек без огня

Не живет ни единого дня!

При огне, как при солнце светло,

При огне и зимою тепло!

Посмотрите, ребята вокруг,

Нам огонь- повседневный наш друг!

Ребенок 2:  Нам без доброго огня

                     Обойтись нельзя и дня

                     Всем огонь хороший нужен

                     И за то ему почет,

                     Что ребятам греет ужин,
                    Режет сталь и хлеб печет.

Воспитатель: Без огня люди  никогда бы не смогли ездить по земле, путешествовать по морям. В моторе автомобиля тоже работает огонь – сгорает бензин и приводит машину в движение. Полыхает огонь и на заводах в печах, плавит металл, в других варит стекло, из которых выдувают  красивые стеклянные изделия. Космическая ракета взлетает ввысь , оставляет хвост пламени- это сгорает ракетное топливо ( На экране слайды с изображением автомобиля , паровоза, парохода,  металлургического завода,  кузницы, стеклодувы, полет ракеты в космос).

Огонек: Видите, как я необходим людям! ( У мальчика горделивая поза)

Воспитатель:    Да Огонек ! Ты очень нужен людям !

  Но когда огонь попадает в руки маленьких детей, он показывает свой характер, стремиться убежать от них и гулять по дому , по лесу, по полю.

Из доброго слуги огонь превращается в огнедышащего дракона. Тогда может произойти беда.

Скажите , отчего может  возникнуть пожар?

Дети: От спички, непотушенного окурка, зажигалки, от не выключенных газовой плиты и утюга.

. Огонек:  Да ! Спички -это не игрушка!

                          Могут целый дом спалить,

                          Если взрослых не послушать,

                          Больше негде будет жить.

Обещайте мне сейчас же , что играть со мной не будете?!

Воспитатель: Обещаем, обещаем! Послушай, Огонек, наших детей.

Ребенок: Спичками играть не будем,

               Зажигалку не возьмем,

И себя мы не погубим.

И квартиру не сожжем!

Воспитатель: Чем кроме огня ещё опасен пожар?

Дети : Пожар опасен дымом. Им можно задохнуться.

 Огонек: Ребята,  мой братишка-  Дымок,  я его очень люблю и  с ним никогда, никогда не расстанусь.

Воспитатель: Мы это знаем, Огонек!

Огонек: Откуда вы это знаете?

Воспитатель:  Наши дети знают это из пословиц и поговорок.

Дети:1. Нет дыма без огня.

           2.Где огонь, там и дым.

           3.С огнем не шутят.

           4. Ни огня без дыма, ни дыма без огня.

           5. Огонь без дыма не живёт.

Огонек: Молодцы много поговорок знаете! А давайте поиграем  в игру                                     Подвижная игра «Огонь- вода!»

( Огонек раздает детям  красные ленточки, а воспитатель- голубые)

Воспитатель:  Дети с красной ленточкой – это огонь, а с голубой – вода.  Дети с голубой ленточкой должны собрать все красные, то есть потушить огонь. 

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    Игра « Не ошибись!».

Я буду называть предметы ,а вы, если этот предмет горит , будете поднимать руки вверх и изображать языки пламени,  а если не горит ,  то  руки можно опустить.

Слова: бумага, гвоздь, шторы, столовая ложка, тетрадь, одежда, стол, мебель, сухая трава, листья , бензин, краска.

Воспитатель:  Молодцы!  Садитесь.     Для  вас, ребятки,  ещё  одна  загадка:

                                        В брезентовой куртке и каске,
                                        Забыв про кольчужную бронь.

                                        Решительно и без опаски
                                        Бросается рыцарь в огонь! 

Как называется люди, которые тушат огонь, , спасают людей и дома от пожара?

Дети: Это пожарные!

 

 Огонек:  Ой ! Это – мои самые главные  враги! Я их очень сильно боюсь,  Поэтому мне пора возвращаться  к моему братишке Дымку. До свидания !  

( Огонек убегает!)

Воспитатель:  Дети! А  знаете ,  почему огонек убежал? Он боится, что мы его потушим. Внимательно посмотрите на эти предметы  и подумайте , для чего  они нужны?

Дети: Эти предметы нужны для того, чтобы тушить пожары.

Игра «  Что нужно пожарным?»

Воспитатель: Найдите лишний   предмет,  с помощью которого нельзя потушить огонь. (  Ведро с песком, ведро  с водой, одеяло, огнетушитель,  спички)

Дети: Это спички , они служат причиной пожара, а не помогают его тушить.

Воспитатель:  А вот ещё загадка:

                           Мчится огненной  стрелой

                           Мчится вдаль машина

                           И зальет пожар любой

                           Смелая дружина.

Дети: Пожарная машина.

Воспитатель: Правильно- пожарная машина.  На ней можно быстро примчаться на пожар. Что нужно сделать, пожарные приехали? Да, правильно,  случае возникновения пожара нужно позвонить по телефону «01» и попросить о помощи. Вот  для вас опять  игра

                                         « Сигнал тревоги»

( Дети на игрушечном телефоне набирают цифры « 01» и выполняют задание)

     Задание детям:

  1. Набери номер « 01»
  2. Услышав ответ – назови свое  имя.
  3. Сообщи, что  случилось.
  4. Скажи точный домашний  адрес- улицу, номер дома и квартиры.
  5. Не клади трубку, пока об этом не попросят.

Воспитатель:  А теперь встаньте, Мы поиграем с мячом.

                         

                             Игра  «  Лови- бросай, сразу отвечай»

  1. Для чего пожарной машине нужна сирена? ( Чтобы все услышали и уступили дорогу)
  2. Почему пожарная машина красного цвета? ( Чтобы её было заметно на дорогах: красный цвет- цвет огня).
  3. Зачем пожарной машине раздвижная лестница? ( Чтобы подниматься на  высокие этажи)
  4.  Как называются длинные шланги, которыми тушат пожар? (Рукава)
  5. Чем тушат бензин? ( Пеной)
  6. Где пожарные берут воду, если она закончилась в машине? ( В колодцах, в реке)
  7. Какими должны быть пожарные?( Сильными, смелыми, закаленными, ловкими , мужественными, находчивыми, решительными)
  8. Почему пожарные должны быть сильными, смелыми? ( Они выносят людей из огня, работают в огне, в дыму)
  9. Зачем пожарные  надевают  противогаз? (Чтобы можно было дышать  при задымлении).

Воспитатель:  Всем людям нужно обязательно знать  правила, как  себя вести во  время пожара. Мы их закрепим в  игре                              

                                       « Разрешается - запрещается»        

Возьмите в руки светофорчики и показывайте красный кружок, если это делать нельзя, и зеленый  кружок, если это делать можно:

1.В случае пожара вызвать пожарных по телефону «01»;

2.Бросать горящие спички;

3.Кричать и звать  на помощь взрослых;

4.Оставаться в помещении, где начался пожар;

5.Открывать все окна и двери во время пожара;

6.Закрывать нос, рот, голову  мокрым полотенцем;

7.Прятаться в угол, под шкаф, под  кровать;

8.Оставлять без присмотра включенные электроприборы;

9.Двигаться ползком или пригнувшись к выходу;

10.Обливать водой стены и пол во время пожара;

11.Пользоваться лифтом;

12.Не бояться,  слушаться  во  всём пожарных;

13.Тушить водой горящие электроприборы;

14.Обращаться к соседям за помощью;

15.По  возможности пытаться тушить пожар;

16.Включать газ, электроприборы, свет.

Воспитатель:  Молодцы,   все правила назвали . Садитесь.

Огонь оставляет за собой страшный след: вместо леса , дома –пепел, зола, обгорелые головешки. А как страдает человек от пожара?

Дети: Получает ожоги, задыхается от дыма.

Воспитатель: Очень важно оказать медицинскую помощь пострадавшим от пожара людям.

Дети вы должны запомнить , что пожар – это не случайность, а результат неправильного поведения. Сегодня вы узнали , что огонь может быть для нас и другом,  и врагом. Но всё-таки от огня больше пользы, чем вреда.  Как вы думаете почему?

Дети:  Огонь делает нашу жизнь теплее и уютнее.

 Огонь нужен для работы транспорта.

Огонь нужен  для пекарей, чтобы печь хлеб.

На огне готовят пищу.

Воспитатель: я хотела бы, чтобы вы все были очень осторожны с огнем, внимательны и помнили об опасности, всегда соблюдали правила пожарной безопасности  и  беда обойдет вас стороной.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр: