Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта
-
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта | 211.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Публичное представление
собственного инновационного педагогического опыта
учителя химии и биологии первой квалификационной категории
МБОУ «Тат-Пишленская СОШ» Рузаевского муниципального района
Попковой Натальи Сергеевны.
Тема инновационного педагогического опыта:
«Повышение учебной мотивации, формирование самостоятельности, самоконтроля, интереса к предмету в процессе учебно-познавательной деятельности на уроках химии и биологии».
Общий педагогический стаж 23 года. В данной школе работаю с 2015 года учителем химии и биологии. Стаж педагогической работы в данном учебном заведении 7 лет. В 2018 году прошла аттестацию на первую квалификационную категорию.
Со знанием должно быть обязательно связано умение.
Печальное явление, когда голова ученика наполнена большим
или меньшим количеством знаний, но он не научился их применять,
так что о нем приходится сказать, что хотя он кое-что знает, но ничего не умеет.
А. Дистервег
Современная школа изменяется. В современных условиях для детей учитель не является единственным источником информации. Одна из проблем образования в наши дни: подготовить человека, умеющего находить и извлекать необходимую информацию в условиях её изобилия, постигать её в виде новых знаний.
Современная школа - это школа, где дети умеют и хотят учиться; где учителя - преданные своему делу профессионалы, заинтересованные в успешности своих учеников, коммуникабельные, способные быстро реагировать на изменения в науке и обществе. В условиях высоких технологий, быстрого внедрения научно-технического процесса в повседневную жизнь школа должна стать центром науки, взаимодействия учащихся и общества. Учитель может изменить школу, сделать её современной, овладевая новыми технологиями обучения и воспитания.
Я считаю, что цель современной школы – не в том, чтобы ученик знал больше, а в том, чтобы он умел самостоятельно узнавать, добывать нужные ему знания, умел использовать их не только в учебной деятельности, но и в различных жизненных ситуациях.
Актуальность
Эта тема для инновационного педагогического опыта была выбрана мной, потому что вопросы активизации познавательной деятельности учащихся относятся к числу наиболее значительных проблем современной педагогической науки и практики.
Реализация принципа активности в обучении имеет большое значение, т.к. обучение и развитие носят действенный характер, и от качества учения как деятельности зависит результат обучения, развития и воспитания учащихся.
Активные методы обучения способствуют - развитию мотивации к обучению и наилучших стороны ученика, обучению учащихся самостоятельно добывать знания, развитию интереса к предмету, стимулированию процесса развития у учащихся коммуникативных навыков, учебно-информационных и учебно-организационных умений.
Я считаю, что нельзя научить того, кто сам не желает этого. Поэтому проблема активации обучения является ключевой в современной педагогике и методике обучения. Учитель не только передаёт знания, но и формирует личность школьника через организацию его активной деятельности. Поэтому активация связана с изменением позиции учителя.
На мой взгляд, чем активнее протекают у ученика познавательные процессы (ощущение, восприятие, представление, запоминание, воображение, мышление), тем выше эффективность его обучения. И поэтому активация обучения школьников решает такие основные задачи, как: оживление познавательного интереса учащихся к урокам; положительного эмоционального отношения к изучаемому материалу; воспитание чувства долга и ответственности за учение; повышение качества знаний учащихся, в умственном развитии и формирование у них научного мировоззрения, в воспитании активности как положительной черты характера личности.
Способности ребёнка нельзя разбудить, пока учение будет нерадостным, нужно привлечь детей к занятиям, вызвать у них интерес и любовь к учению. Сегодня нужен человек не только потребляющий знания, но и умеющий их добывать и применять. Различные ситуации наших дней требуют от нас расширение кругозора, интереса. Особый вид интереса - интерес к познаниям, или познавательная активность. Его область - познавательная деятельность, в ходе которой происходит овладение содержанием учебных предметов и необходимыми умениями и навыками, при помощи которых ученик получает образование.
В современном образовании проблема мотивации - одна из самых насущных проблем, без решения которой невозможно эффективное взаимодействие педагога с учащимися. Заинтересованность учащихся в получении новых знаний несомненно и является гарантией их активного участия в образовательном процессе. Сегодня часто можно столкнуться с понижением уровня мотивации к обучению. И изучение химии, к примеру, не становится исключением. Более того, знакомство с этим предметом как раз приходится на тот возраст, когда общение со сверстниками преобладает над мотивами к обучению.
Каждому учителю важно, чтобы изучение преподаваемого им предмета вызывало интерес у школьников, чтобы каждый урок являлся событием, где можно получить новые, необходимые в повседневной жизни знания, а не потраченным впустую временем. Высокий уровень мотивации необходим учащимся для получения хороших результатов в обучении и может он быть достигнут, если использовать различные методы обучения, затрагивающие интеллектуальную и эмоциональную сферу личности ученика.
В последние годы наблюдается сокращение количества учебных часов, выделяемых на изучение химии и биологии, при почти полном сохранении подлежащих изучению объёмов материала. Это привело к усилению теоретического аспекта школьного курса химии и биологии. Поэтому считаю проблему поиска путей повышения познавательной активности обучающихся на уроках химии актуальной.
Основная идея
Ученики сегодня – это уже не чистый лист, на который наносятся знания. Учитель для них не вездесущий мастер, а единомышленник по учебному процессу. Учитель обеспечивает условия комфортного образовательного процесса, в которых проявляется потребность и готовность ученика к самообразованию и самовоспитанию, создаёт систему воздействия на детский коллектив, на отдельную личность ребёнка.
Моя задача научить своих учеников инициативности и самостоятельности в приобретении новых знаний, поиске информации; умению преодолевать трудности на пути приобретения знаний; ориентироваться на рынке труда; быть востребованными и успешными.
Какие бы новые тенденции, рождённые требованиями времени, ни приходили в школу, как бы не менялись программы и учебники, одной из главных развивающих, общеобразовательных и воспитательных задач всегда было и остаётся развитие мышления учащихся. И познавательная активность - это важнейший мотив учения школьников, который проявляется в интересе и внимании учащихся на уроках, в их эмоциональных реакциях, в вопросах к учителю, в чтении дополнительной литературы и т.д.
Прогрессивный поиск новых средств привёл меня к пониманию того, что нужны коллективные, групповые, индивидуальные, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие формы и методы обучения.
Методически правильное проведение уроков позволяет мне решать целый ряд учебно-воспитательных задач, в частности, способствует улучшению качества усвоения учащимися программных знаний, развитию у учащихся умения познавать окружающий мир и самого себя, использовать знания и умения в реальной жизненной практике, повышению адаптивных возможностей личности в социальной среде за счет формирования гибкого нестандартного мышления и субъективной самооценки, формированию положительных свойства личности.
В своём педагогическом опыте придерживаюсь следующих ключевых моментов: принцип развивающего обучения; эффективное взаимодействие учителя с учеником; создание наилучших условий для развития мотивации творческой, эмоциональной, экспериментальной деятельности обучающихся; создание благоприятного эмоционального фона; доступность и посильность учебного материала.
Ведущая педагогическая идея: активизация познавательной и творческой деятельности учащихся на уроках химии и биологии через внедрение различных методов и средств обучения, сотрудничество педагога и учеников на основе взаимного уважения и доверия, развитие и саморазвитие каждого ученика на основе его индивидуальных способностей через включение его в творческую деятельность.
Над данным опытом работаю в данном учебном заведении первый год.
Теоретическая база
Проблема формирования познавательной активности появилась давно и в наши дни является одной из самых актуальных. Уровень познавательной активности школьника определяет эффективность решения обучающей, развивающей и воспитывающей задач обучения.
Активизация познавательной деятельности учащихся.
Обучение — педагогический процесс, в результате которого учащиеся под руководством учителя овладевают знаниями, умениями и навыками, общими и специальными.
Обучение - это напряженная, сложная деятельность, при которой необходимо большое усилие ума, воли, воображения, памяти. Отражая все существенные свойства педагогического процесса (усиливает составляющие его процессы;
создает возможности для проникновения методов обучения и воспитания;
ведет к слиянию педагогического и ученического коллективов в единый общешкольный коллектив), обучение в то же время имеет и специфические качественные отличиях.
Будучи сложным и многогранным процессом отражения в сознании учащегося реальной действительности, обучение есть не что иное, как специфический процесс познания, управляемый учителем. Именно направляющая роль педагога обеспечивает полноценное усвоение учащимися знаний, умений и навыков, развитие их умственных сил и творческих способностей.
Познавательная активность играет в педагогическом процессе главную роль. И. В. Метельский определяет познавательный интерес следующим образом: «Интерес – это активная познавательная направленность, связанная с положительным эмоционально окрашенным отношением к изучению предмета с радостью познания, преодолению трудностей, созданием успеха, с самовыражением развивающейся личности».
Г.И. Щукина, специально занимавшаяся исследованием познавательной активности в педагогике, определяет его следующим образом: «познавательный интерес выступает перед нами как избирательная направленность личности, обращенная к области познания, к ее предметной стороне и самому процессу овладения знаниями».
Познавательную активность психологи и педагоги изучают с различных сторон, но любое исследование рассматривает как её, как часть общей проблемы воспитания и развития. Сегодня проблема интереса всё шире исследуется в контексте разнообразной деятельности учащихся, что позволяет творчески работающим учителям, воспитателям успешно формировать и развивать интересы учащихся, обогащая личность, воспитывать активное отношение к жизни.
Познавательная деятельность – это активное изучение человеком окружающей действительности, в процессе которого он приобретает знания, познает законы существования окружающего мира и учится не только взаимодействовать с ним, но и целенаправленно воздействовать на него. Познавательная деятельность представляет один из главнейших путей овладения знаниями, составляя основу его высших психических процессов. К тому же она играет значительную роль в развитии личности человека, делая возможным его обучение, формирование навыков и усвоение нового опыта.
Также - это единство чувственного восприятия, теоретического мышления и практической деятельности. Она осуществляется во всех видах деятельности и социальных взаимоотношений учащихся (производительный и общественно полезный труд, ценностно-ориентационная и художественно-эстетическая деятельность, общение), а также путем выполнения различных предметно-практических действий в учебном процессе (экспериментирование, конструирование, решение исследовательских задач и т.п.). Но только в процессе обучения познание приобретает четкое оформление в особой, присущей только человеку, учебно-познавательной деятельности.
Познавательная активность – избирательная направленность личности на предметы и явления окружающей действительности. Эта направленность характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям. Систематически укрепляясь и развиваясь, познавательная активность становится основой положительного отношения к учению. Познавательная активность носит поисковый характер. Под её влиянием у человека постоянно возникают вопросы, ответы на которые он сам постоянно и активно ищет. При этом поисковая деятельность школьника совершается с увлечением, он испытывает эмоциональный подъем, радость от удачи. Познавательная активность положительно влияет не только на процесс и результат деятельности, но и на протекание психических процессов - мышления, воображения, памяти, внимания, которые под влиянием познавательного интереса приобретают особую активность и направленность.
Познавательная активность - это один из важнейших для нас мотивов учения школьников. Под влиянием познавательной активности учебная работа даже у слабых учеников протекает более продуктивно. Познавательная активность при правильной педагогической организации деятельности учащихся и систематической и целенаправленной воспитательной деятельности может и должна стать устойчивой чертой личности школьника и оказывает сильное влияние на его развитие. Познавательная активность выступает перед нами и как сильное средство обучения. Классическая педагогика прошлого утверждала – ”Смертельный грех учителя – быть скучным”.
Обучение, как и всякий другой процесс, связано с движением, которое в процессе обучения идет от решения одной учебной задачей к другой, продвигая учащегося по пути познания: от незнания к знанию, то неполного знания к более полному и точному. Обучение не сводится к механической «передаче» знаний, умений и навыков, т.к. обучение является двусторонним процессом, в котором тесно взаимодействуют педагоги и учащиеся: преподавание и учение.
Отношение учащихся к процессу обучения обычно характеризуется активностью. Активность (учения, освоения, содержания и т.п.) определяет степень (интенсивность, прочность) «соприкосновения» обучаемого с предметом его деятельности.
В структуре активности авторы выделяются следующие компоненты:
готовность выполнять учебные задания;
стремление к самостоятельной деятельности;
сознательность выполнения заданий;
систематичность обучения;
стремление повысить свой личный уровень и другие.
С активностью непосредственно сопрягается еще одна важная сторона мотивации учения учащихся - это самостоятельность, которая связана с определением объекта, средств деятельности, её осуществления самим учащимся без помощи взрослых и учителей. Познавательная активность и самостоятельность неотделимы друг от друга: более активные ученики, как правило, и более самостоятельные; недостаточная собственная активность учащегося ставит его в зависимость от других и лишает самостоятельности.
Активизацией традиционно называют управление активностью учащихся.
Это текущий процесс побуждения учащихся к энергичному, целенаправленному учению, преодоление пассивной и стереотипной деятельности, спада и застоя в умственной работе.
Главная цель активизации - формирование активности обучающихся, повышение качества учебно-воспитательного процесса через разнообразие форм, методов, средств обучения, выбор таких их сочетаний, которые в возникших ситуациях стимулируют активность и самостоятельность обучающихся.
В педагогической практике используются различные пути активизации познавательной деятельности, основные среди них - разнообразие форм, методов, средств обучения, выбор таких их сочетаний, которые в возникших ситуациях стимулируют активность и самостоятельность учащихся.
Наибольший активизирующий эффект на занятиях дают ситуации, в которых учащиеся сами должны:
⎯ отстаивать свое мнение;
⎯ принимать участие в дискуссиях и обсуждениях;
⎯ ставить вопросы своим товарищам и преподавателям;
⎯ рецензировать ответы товарищей;
⎯ оценивать ответы и письменные работы товарищей;
⎯ объяснять более слабым учащимся непонятный материал;
⎯ самостоятельно выбирать посильное задание;
⎯ находить несколько вариантов возможного решения познавательной задачи (проблемы);
⎯ создавать ситуации самопроверки, анализа личных познавательных и практических действий;
⎯ решать познавательные задачи путем комплексного применения известных им способов решения.
Можно утверждать, что новые технологии самостоятельного обучения имеют в виду, прежде всего повышение активности учащихся: истина, добытая путем собственного напряжения усилий, имеет огромную познавательную ценность.
Отсюда можно сделать вывод, что успех обучения в конечном итоге. определяется отношением учащихся к учению, их стремлению к познанию, осознанным и самостоятельным приобретение знаний, умений и навыков, их активностью.
Современные требования к высшей школе определяют необходимость создания единой комплексной программы совершенствования методов обучения. В этих условиях особое внимание обращается на методы, активизирующие познавательный процесс.
Истина, добытая путем собственного напряжения усилий, имеет огромную познавательную ценность. Отсюда следует, что новые технологии самостоятельного обучения имеют в виду, прежде всего повышение активности учащихся.
Можно сделать вывод, что успех обучения в конечном итоге определяется отношением учащихся к учению, их стремлению к познанию, осознанным и самостоятельным приобретение знаний, умений и навыков, их активностью.
Уровни познавательной активности
Г.И. Щукина выделяет репродуктивно-подражательную, поисково-исполнительскую и творческую активность, тем самым предлагая методическое основание для активизации познавательной деятельности учащихся. Здесь разделение уровней познавательной активности соответствует из классификаций методов обучения. В первом идёт речь о репродуктивно-подражательной активности, где собственная активность ученика в учебной деятельности недостаточна; во втором - о поисково-исполнительской, при которой ученик уже самостоятельно пытается найти пути решения учебной задачи; и, наконец, в третьем - о творческой активности учащихся, когда и учебная задача, и способы ее решения предлагаются самим учеником. В самих названиях для учителя как бы даны рекомендации по поводу тех или иных методов обучения, которые обеспечивают достижение соответствующего уровня познавательной активности.
Т.И. Шамова также выделяет три уровня познавательной активности, но определяет их не по методам обучения, а по образцу действия: воспроизводящая, интерпретирующая и творческая активность. Находясь на первом уровне познавательней активности, учащийся должен научиться воспроизводить при необходимости полученные знания или умения. Название интерпретирующего уровня говорит само за себя; уже имея некоторые знания, необходимо научиться трактовать их в новых учебных условиях, отталкиваясь от привычных образцов. Творческий уровень ПА характерен для учащихся, которые не только усваивают связи между предметами и явлениями, но и пытаются найти для этой цели новый способ.
И в той, и в другой классификации речь идет об учащемся, который постоянно демонстрирует активность (разного уровня) в овладении знаниями. Учащиеся имеют различную степень включенности в процесс дознания. Нельзя игнорировать позицию того школьника, который пассивно принимает знания (в социологии - это одностороннее принятие), и того, чья активность время от времени включается в познавательный процесс в зависимости от учебной ситуации. Вот почему предлагается еще один подход к познавательной активности, где выделяется нулевой уровень активности, характеризующийся не отказом от учебной деятельности, а скорее, индифферентным к ней отношением; ситуативно-активный как переходная ступень от нулевой к стабильной, исполнительской активности в учебном процессе; и творческий, где максимально может раскрыться субъективная позиция школьника.
Показателями познавательной активности можно назвать стабильность, прилежание, осознанность учения, творческие проявления, поведение в нестандартных учебных ситуациях, самостоятельность при решении учебных задач и т.д. Степень включенности в учебный процесс и проявления активности учащегося - это динамический, изменяющийся показатель. В силах учителя, воспитателя и педагога помочь учащемуся перейти с нулевого уровня на ситуативно-активный, а с него на активно-исполнительский. И во многом от педагога зависит, дойдет ли воспитанник до творческого уровня или предпочтет отсидеться на «Камчатке».
Проанализировав все выше сказанное, можно дать краткую характеристику каждому уровню познавательной активности.
Нулевой уровень – учащийся пассивен, слабо реагирует на требования учителя, не проявляет желания к самостоятельной работе, предпочитает режим давления со стороны педагога.
Низкий уровень – воспроизводящая активность. Характеризуется стремлением учащегося понять, запомнить и воспроизвести знания, овладеть способом его применения по образцу. Этот уровень отличается неустойчивостью волевых усилий школьника, отсутствием у учащихся интереса к углублению знаний, отсутствием вопросов типа: «Почему?»
Средний уровень – интерпретирующая активность. Характеризуется стремлением учащегося к выявлению смысла изучаемого содержания, стремлением познать связи между явлениями и процессами, овладеть способами применения знаний в измененных условиях. Характерный показатель: большая устойчивость волевых усилий, которая проявляется в том, что учащийся стремится довести начатое дело до конца, при затруднении не отказывается от выполнения задания, а ищет пути решения.
Высокий уровень – творческий. Характеризуется интересом и стремлением не только проникнуть глубоко в сущность явлений и их взаимосвязей, но и найти для этой цели новый способ. Характерная особенность – проявление высоких волевых качеств учащегося, упорство и настойчивость в достижении цели, широкие и стойкие познавательные интересы. Данный уровень активности обеспечивается возбуждением высокой степени рассогласования между тем, что учащийся знал, что уже встречалось в его опыте и новой информацией, новым явлением. Активность, как качество деятельности личности, является неотъемлемым условием и показателем реализации любого принципа обучения. Любая активность связана с индивидуальными целями и намерениями, потребностями человека: Общественные ценности не могут быть навязаны, они должны быть согласованы с индивидуальными ценностями ученика, ставшими содержанием его внутреннего мира, источником субъектной активности.
Принципы активизации познавательной деятельности учащихся
При выборе тех или иных методов обучения необходимо прежде всего стремится к продуктивному результату. Учитель имеет все возможности, чтобы разбудить в ребенке те скрытые «сокровища», которыми он обладает. У него есть возможность развить возможности детей, чтобы они в дальнейшем в полной мере реализовали себя в современном мире. При этом от учащегося требуется не только понять, запомнить и воспроизвести полученные знания, но и уметь ими оперировать, применять их в практической деятельности, развивать, ведь степень продуктивности обучения во многом зависит от уровня активности учебно-познавательной деятельности учащегося.
Прежде всего, в качестве основополагающего принципа следует рассматривать принцип проблемности. Путем последовательно усложняющихся задач или вопросов создать в мышлении учащегося такую проблемную ситуацию, для выхода из которой ему не хватает имеющихся знаний, и он вынужден сам активно формировать новые знания с помощью преподавателя и с участием других слушателей, основываясь на своем или чужом опыте, логике. Таким образом, учащийся получает новые знания не в готовых формулировках преподавателя, а в результате собственной активной познавательной деятельности. Особенность применения этого принципа в том, что оно должно быть направлено на решение соответствующих специфических дидактических задач: разрушение неверных стереотипов, формирование естественнонаучного мышления и т.д.
Одной из главных задач обучения является формирование и совершенствование умений и навыков, в том числе умения применять новые знания.
Следующим принципом является обеспечение максимально возможной адекватности учебно-познавательной деятельности характеру практических задач. Практический курс всегда являлся составной частью профессиональной подготовки учащихся. Суть данного принципа заключается в том, чтобы организация учебно-познавательной деятельности учащихся по своему характеру максимально приближалась к реальной деятельности. Это и должно обеспечить в сочетании с принципом проблемного обучения переход от теоретического осмысления новых знаний к их практическому осмыслению.
Не менее важным при организации учебно-познавательной деятельности учащихся является принцип взаимообучения. Следует иметь в виду, что учащиеся в процессе обучения могут обучать друг друга, обмениваясь знаниями. Для успешного самообразования необходимы не только теоретическая база, но и умение анализировать и обобщать изучаемые явления, факты, информацию; умение творчески подходить к использованию этих знаний; способность делать выводы из своих и чужих ошибок; уметь актуализировать и развивать свои знания и умения.
Еще одним важным принципом активизации учебно-познавательной деятельности является принцип исследования изучаемых проблем и явлений. Очень важно, чтобы учебно-познавательная деятельность учащихся носила творческий, поисковый характер и по возможности включала в себя элементы анализа и обобщения. Процесс изучения того или иного явления или проблемы должны по всем признакам носить исследовательский характер.
Для любого учебного процесса важным является принцип индивидуализации - это организация учебно-познавательной деятельности с учетом индивидуальных особенностей и возможностей учащегося. Для обучения этот принцип имеет исключительное значение, т.к. существует очень много психофизических особенностей:
⎯ состав аудитории (комплектование групп),
⎯ адаптация к учебному процессу,
⎯ способность к восприятию нового и т.п.
Все это требует применять такие формы и методы обучения, которые по возможности учитывали бы индивидуальные особенности каждого учащегося, т.е. реализовать принцип индивидуализации учебного процесса.
Не менее важным в учебном процессе является механизм самоконтроля и саморегулирования, т.е. реализация принципа самообучения. Данный принцип позволяет индивидуализировать учебно-познавательную деятельность каждого учащегося на основе их личного активного стремления к пополнению и совершенствованию собственных знаний и умений, изучая самостоятельно дополнительную литературу, получая консультации.
Активность как самостоятельной, так и коллективной деятельности учащихся возможна лишь при наличии стимулов. Поэтому в числе принципов активизации особое место отводится мотивации учебно-познавательной деятельности. Главным в начале активной деятельности должно быть желание учащегося решить проблему, познать что-либо, доказать, оспорить.
Принципы активизации учебно-познавательной деятельности учащихся, также как и выбор методов обучения, должны определятся с учетом особенностей учебного процесса. Помимо принципов и методов, существуют также и факторы, которые побуждают учащихся к активности, их можно назвать еще и как мотивы или стимулы преподавателя, что бы активизировать деятельность учащихся.
Факторы, побуждающие учащихся к активности
В числе основных факторов, побуждающих учащихся к активности, авторы выделяют:
⎯ творческий характер учебно-познавательной деятельности. Исследовательский характер учебно-познавательной деятельности позволяет пробудить у учащихся творческий интерес, а это в свою очередь побуждает их к активному самостоятельному и коллективному поиску новых знаний.
⎯ состязательность.
Состязательность особенно проявляет себя на занятиях, проводимых в игровой форме.
⎯ игровой характер проведения занятий.
Он включает в себя и фактор профессионального интереса, и фактор состязательности, но независимо от этого представляет собой эффективный мотивационный процесс мыслительной активности учащегося. Хорошо организованное игровое занятие должно содержать «пружину» для саморазвития. Любая игра побуждает её участника к действию.
⎯ эмоциональное воздействие.
Эмоциональное воздействие вышеназванных факторов на учащегося оказывает и игра, и состязательность, и творческий характер, и профессиональный интерес. Эмоциональное воздействие также существует, как самостоятельный фактор и является методом, который пробуждает желание активно включится в коллективный процесс учения, заинтересованность, приводящая в движение.
Особое значение для успешной реализации принципа активности в обучении имеют самостоятельные работы творческого характера, такие как программированные задания, химические эксперименты, моделирование и т.д.
Физиологической основой познавательной активности является рассогласование между наличной ситуацией и прошлым опытом. Особое значение на этапе включения учащегося в активную познавательную деятельность имеет ориентировочно-исследовательский рефлекс, представляющий собой реакцию организма на необычные изменения во внешней среде. Исследовательский рефлекс приводит кору больших полушарий в деятельное состояние. Возбуждение исследовательского рефлекса - необходимое условие познавательной деятельности.
Приемы активизации познавательной деятельности
В процессе приобретения учащимися знаний, умений и навыков важное место занимает их познавательная активность, умение преподавателя активно руководить ею. Со стороны преподавателя учебный процесс может быть управляемым пассивно и активно. Пассивно управляемым процессом считается такой его способ организации, где основное внимание уделяется формам передачи новой информации, а процесс приобретения знаний для учащихся остается стихийным. В этом случае на первое место выступает репродуктивный путь приобретения знаний. Активно управляемый процесс направлен на обеспечение глубоких и прочных знаний всех учащихся, на усиление обратной связи. Здесь предполагается учет индивидуальных особенностей учащихся, моделирование учебного процесса, его прогнозирование, четкое планирование, активное управление обучением и развитием каждого учащегося.
В процессе обучения учащийся также может проявить пассивную и активную познавательную деятельность.
Существуют разные подходы к понятию познавательной активности учащихся. Б.П. Есипов считает, что активизация познавательной деятельности - сознательное, целенаправленное выполнение умственной или физической работы, необходимой для овладения знаниями, умениями, навыками. Г.М. Лебедев указывает, что "познавательная активность - это инициативное, действенное отношение учащихся к усвоению знаний, а также проявление интереса, самостоятельности и волевых усилий в обучении". В перовом случае идет речь о самостоятельной деятельности преподавателя и учащихся, а во втором - о деятельности учащихся. Во втором случае в понятие познавательной активности автор включает интерес, самостоятельность и волевые усилия учащихся.
В обучении активную роль играют учебные проблемы, сущность которых состоит в преодолении практических и теоретических препятствий в сознании таких ситуаций в процессе учебной деятельности, которые приводят учащихся к индивидуальной поисково-исследовательской деятельности.
Таким образом, можно выделить несколько приемов активизации познавательной деятельности:
⎯ метод проблемного обучения составляет органическую часть системы проблемного обучения. Основой метода проблемного обучения является создание ситуаций, формировка проблем, подведение учащихся к проблеме. Проблемная ситуация включает эмоциональную, поисковую и волевую сторону. Ее задача - направить деятельность учащихся на максимальное овладение изучаемым материалом, обеспечить мотивационную сторону деятельности, вызвать интерес к ней.
⎯ метод алгоритмизированного обучения. Деятельность человека всегда можно рассматривать как определенную последовательность его действий и операций, т. е. она может быть представлена в виде некоторого алгоритма с начальными и конечными действиями [19].
Для построения алгоритма решений той или иной проблемы нужно знать наиболее рациональный способ ее решения. Рациональным способом решения владеют самые способные учащиеся. Поэтому для описания алгоритма решения проблемы учитывается путь его получения этими учащимися. Для остальных учащихся такой алгоритм будет служить образцом деятельности.
⎯ метод эвристического обучения. Основной целью эвристики является поиск и сопровождение способов и правил, по которым человек приходит к открытию определенных законов, закономерностей решения проблем.
Метод исследовательского обучения. Если эвристическое обучение рассматривает способы подхода к решению проблем, то исследовательский метод - правила правдоподобных истинных результатов, последующую их проверку, отыскание границ их применения.
В процессе творческой деятельности эти методы действуют в органическом единстве.
⎯ Важнейшим методом исследования познавательного интереса учащихся является наблюдение, смыкающиеся с педагогическим экспериментом в тех случаях, когда точно вычислена задача, когда наблюдение нацелено на выявление и запечатления всех условий, приемов, факторов, процессов, связанных именно с этой поставленной задачей. Наблюдение за протекающим процессом деятельности учащегося либо на уроке, в естественных, либо в экспериментальных условиях дает убедительный материал о становлении и характерных особенностях познавательного интереса.
Для наблюдения необходимо иметь ввиду те показатели, по которым можно определить проявление познавательного интереса.
Методы активизации познавательной деятельности учащихся
Степень активности учащихся является реакцией, методы, и приемы работы преподавателя являются показателем его педагогического мастерства.
Активными методами обучения следует называть те, которые максимально повышают уровень познавательной активности школьников, побуждают их к старательному учению.
В педагогической практике и в методической литературе традиционно принято делить методы обучения по источнику знаний:
⎯ словесные (рассказ, лекция, беседа, чтение),
⎯ наглядные (демонстрация натуральных, экранных и других наглядных пособий, опытов)
⎯ практические (лабораторные и практические работы).
Каждый из них может быть и более активным и менее активным, пассивным.
Новизна
Без знаний химии и биологии, невозможно формирование полноценной научной картины мира, а соответственно, невозможно полноценное образование и формирование современного интеллектуального человека. Изучение курса учебных дисциплин химии и биологии в учебном заведении обеспечивает личностное, социальное, общекультурное, интеллектуальное и коммуникативное развитие личности. Обучение учебных предметов химии и биологии способствует развитию исследовательских компетенций, мышления (анализу и синтезу, сравнению и обобщению, выдвижению и подтверждению или опровержению гипотез и т. д.). Во время обучения на занятиях формируется основы самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. Изучение учебных дисциплин химии и биологии развивает самостоятельность, трудолюбие, добросовестность и интерес к знаниям в целом.
Таким образом, на занятиях по химии и биологии, кроме получения обучающимися теоретических знаний, происходит формирование умений для повседневной жизни, развивается совокупность способов действий, обеспечивающих способность студента к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Современная ситуация привела к тому, что в обществе происходит интенсивный процесс изменения социальных ориентиров. Современный процесс обучения находится на стадии динамического обновления, постоянно происходит совершенствование содержания, организационных форм, а также инновационных технологий обучения. В настоящее время обучающиеся должны обладать не только определенной суммой знаний, умений и навыков, но и иметь богатый внутренний потенциал, способствующий самообразованию в процессе учебной деятельности. Основной задачей стоящей перед преподавателем является создание психолого-педагогических условий для развития мотивации, интереса к изучению учебных дисциплин химии и биологии.
Технология опыта.
В условиях реализации требований ФГОС наиболее актуальными становятся технологии:
- технология личностно - ориентированного обучения;
- технология проблемного обучения;
- технология дифференцированного обучения;
- технология критического мышления;
- информационно – коммуникационные технологии;
- игровые технологии;
- проектная технология;
- технология педагогических мастерских.
1. Технология личностно – ориентированного обучения.
Данная технология предполагает, что ученик главная действующая фигура всего образовательного процесса, специальное создание учебного текста, дидактического и методического материала к его использованию, форм контроля за индивидуальным развитием ученика.
Один из приемов технологии личностно-ориентированного обучения, который использую в своей педагогической деятельности - групповая работа. Этот вид деятельности помогает развитию коммуникативных способностей учащихся и способствует повышению мотивации к учению. Учение превращается из индивидуальной деятельности каждого учащегося в совместный труд.
2.Технология проблемного обучения.
Проблемное обучение – это обучение, при котором учитель создаёт проблемные ситуации и организует деятельность учащихся по решению учебных проблем, обеспечивает оптимальное сочетание их самостоятельной поисковой деятельности с усвоением готовых понятий науки.
Очень важно для учителя любой изучаемый материал увязать с жизнью, показать его значимость. Подбирая материал к уроку, я стараюсь обдумывать моменты, показывающие, почему это очень важно знать. Широко использую проблемные вопросы, проблемные ситуации. Изучая тему «Семя», спрашиваю у ребят: «Почему ваши мамы, бабушки семена хранят в мешочках из ткани?», «Почему для посева мы используем крупные, плотные семена?». Тема «Корень» - «Почему песчаная насыпь у дороги, где растут деревья, не осыпается?». Тема «Алюминий»- опираясь на положение алюминия в электрохимическом ряду напряжений металлов, учащиеся относят его к активным металлам. – «Почему алюминиевой посуды в быту находит применение?», в процессе беседы ребята выясняют, что алюминий покрыт оксидной плёнкой.
3.Технология дифференцированного обучения.
Дифференцированный процесс обучения – это активное применение различных форм, методов обучения и организации учебной деятельности на основе результатов психолого-педагогической диагностики учебных возможностей, склонностей, способностей учащихся.
В своей работе я использую следующие приемы дифференциации:
- групповые формы проведения урока;
- подбор разных по сложности заданий на уроках;
- использование карточек с различными видами помощи: алгоритм решения, образец оформления записи, план, таблицы;
- подбор разных по сложности домашних заданий.
Элементы уровневой дифференциации начинаю вводить на уроках химии в 8 классе. Даю возможность детям заранее знать, к чему они должны быть готовы, какие знания должны усвоить очень четко. Провожу тематические зачеты провожу по основным темам курса химии 8 класса. В ходе изучения биологии учащимся предлагаются различные по содержанию лабораторные и практические работы. В некоторых даются готовые результаты исследований, а задача учащихся состоит в том, чтобы их объяснить. Часть работ предполагает выполнение опытов, где школьники могут получить или собрать результаты для последующего их объяснения.
4.Технология критического мышления.
Одна из основных целей данной технологии - научить ребёнка самостоятельно мыслить и представлять информацию, чтобы другие узнали о том, что нового он узнал для себя. На уроках и во внеурочной деятельности применяю некоторые приемы развития критического мышления:
- «Верные и неверные утверждения»;
- «Составление синквейнов»;
- «Ключевые слова»;
- «Эссе»;
- «Кластер;
- «Верно – неверно».
5. Информационно – коммуникационные технологии.
Необходимость применения средств ИКТ в работе учителей диктуется потребностью в наглядной демонстрации учебного материала, процессов и явлений. Это способом передачи знаний, который соответствует качественно новому содержанию обучения и развития ребенка. Этот способ позволяет ребенку с интересом учиться, находить источники информации, воспитывает самостоятельность и ответственность при получении новых знаний.
Основными направлениями моей работы при использовании ИКТ являются:
- использование мультимедийных презентаций, позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае применяются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в долговременную память учащихся. В моей работе мне помогают мои учащиеся, ведь презентация – это и вариант домашнего задания;
- использование готовых электронных продуктов, что позволяет активизировать деятельность учителя и ученика, позволяет повысить качество обучения предмету; отразить существенные стороны химических и биологических объектов, зримо воплотив в жизнь принцип наглядности;
- использование ресурсов сети Интернет. Это огромный потенциал образовательных услуг (электронная почта, поисковые системы, электронные конференции) и становится составной частью современного образования;
- химические, биологические видеоопыты;
- документальные фильмы по химии и биологии.
6. Игровые технологии.
Игровые технологии - одна из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и занимательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению учебных предметов. За время работы с детьми в моем арсенале методов активизации учебного процесса нашли свое место самые различные игровые технологии (викторины, поле-чудес, звездный час, ролевые игры, что? где? когда? (черный ящик), конкурс химических анаграмм), которые я применяю на разных этапах урока: проверка домашнего задания, актуализация знаний, изучение нового материала, закрепление пройденного материала.
На этапе проверки домашнего задания я часто использую игру «Найди меня». Например, на уроке химии при проверке домашнего задания по теме «Оксиды» учащимся раздаются карточки с формулами различных веществ. Им необходимо отобрать из них только карточки с формулами оксидов и назвать их. На уроке биологии в 7 класса, проверяя домашнее задание по теме «Класс Пресмыкающиеся или Рептилии», я раздаю учащимся карточки с животными. Им необходимо выбрать только представителей данного класса, назвать их и дать общую характеристику».
На этапе актуализации знаний для того, чтобы учащиеся самостоятельно сформулировали тему урока предлагаю им различные шарады, ребусы, кроссворды, анаграммы, загадки. Далее часто использую прием «Корзина идей». Например, при изучении темы «Корень. Типы корневых систем» в 6 классе после объявления темы урока каждый ученик в течении 2-3 минут записывает в тетради все, что ему известно по данной теме. После этого обсуждение проходит в парах или в небольших группах. Учащиеся обмениваются информацией. Далее каждая группа высказывает свое мнение по теме, приводит свои знания или высказывает идеи. Причем ответы не должны повторяться. Все высказывания попадают в «корзину» и осмысливаются и анализируются в ходе урока. Постепенно из "корзины" должны исчезнуть все неправильные или некорректные утверждения, а остаться только верные. На этапе рефлексии можно обратиться к содержанию «корзины» и сделать вывод.
На этапе закрепления изученного материала предлагаю своим ученикам поиграть в игру «Пятнашка». В набор игры входит квадратная коробка, заполненная 15 кубиками, на каждом из которых изображена часть химической формулы. Задача всей игры заключается в том, чтобы путем перемещения кубиков необходимо получить последовательный ряд правильно составленных химических формул.
7. Метод проектов.
Метод проектов ориентирован на постановку проблемы и самостоятельную деятельность учащихся, которую они выполняют в течение определённого периода времени (проводятся чаще на темы, которые не охвачены по программе). Развитие творческой активности школьника в значительной степени зависит от самостоятельности его поисковой деятельности. На мой взгляд, знания, приобретенные в результате собственного поиска, становятся средством приобретения творческого опыта школьника, основой для получения новых знаний. Я думаю, что познавательная самостоятельность - качество социально активной личности, нужное условие творческого подхода к труду в любой отрасли производства. Развитие познавательной самостоятельности требует не только усвоение знаний и способов действия, но и воспитания глубокой внутренней потребности в познании, формирования на этой основе социально значимых мотивов учения, образования.
В своей работе я стараюсь использовать проекты различной тематики. Это могут быть исследовательские, информационные, поисковые, творческие, роле-игровые проекты (по характеру доминирующей деятельности учащихся); индивидуальные, парные, групповые проекты (по количеству участников); краткосрочные (на определенном этапе урока), короткие (от недели до месяца), долгосрочные. Чаще всего выполняемые проекты имеют комплексный характер, сочетая в себе несколько видов.
8. Технология педагогических мастерских.
Педагогическая мастерская — это форма обучения детей и взрослых, которая создает условия для восхождения каждого участника к новому знанию и новому опыту путем самостоятельного или коллективного открытия.
Здесь используется педагогика отношений, всестороннее воспитание, обучение без жёстких программ и учебников, метод проектов и методы погружения, безоценочная творческая деятельность учащихся.
Актуальность технологии заключаются в том, что она может быть использована не только в случае изучения нового материала, но и при повторении и закреплении ранее изученного. Исходя из своего опыта, я сделала вывод, что данная форма урока направлена как на всестороннее развитие учащихся в процессе обучения, так и на развитие самого педагога.
В своей педагогической деятельности использую следующие методы и приемы работы на мастерских для организации поисковой и творческой деятельности учащихся:
- метод сравнения версий;
- метод смысловых ассоциаций (что связывает картинки, морской бой и т.д.)
- метод «ключевых слов»;
- метод самостоятельного конструирования определений понятий;
- метод конструирования вопросов.
Для реализации технологии «педагогическая мастерская» мной, например, была выбрана тема «Лишайники». Это урок, на котором ребята впервые знакомятся с данными живыми объектами. Природа лишайников очень своеобразна и специфична, они являются уникальными объектами для изучения. Однако полная картина о строении, жизнедеятельности и многих процессах, протекающих у лишайников, приобретается учащимися на основании уже имеющихся знаний по строению и особенностям грибов и водорослей. Для ребят тема не будет раскрыта, они сами её определяют, выстраивая ассоциации к «кодовым словам»: «Сфинкс-Пионер». Собственно весь урок выстраивается вокруг этих понятий, постепенно раскрывая их смысл и значение.
Древняя мудрость гласит: можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя. Да, можно усадить учащихся за парты, добиться идеальной дисциплины. Однако без пробуждения интереса к учению, без внутренней мотивации освоения знаний не произойдет, это будет лишь видимость учебной деятельности. У каждого учителя свои секреты мотивации учебной деятельности учащихся. Учебная мотивация всегда индивидуальна: каждый ребенок имеет свою систему мотивов, побуждающих его учиться и придающих смысл учению. Известно, что неформальное освоение высших интеллектуальных умений возможно только при познавательной мотивации. Тем не менее, даже при преобладании познавательней мотивации у ребенка все равно будут присутствовать и другие мотивы - широкие социальные, достижения успеха, избегания наказания и другие. Учителю приходится ориентироваться на весь этот широкий спектр мотивов.
Результативность опыта.
Результаты работы по теме: «Повышение учебной мотивации, формирование самостоятельности, самоконтроля, интереса к предмету в процессе учебно-познавательной деятельности на уроках химии и биологии»:
- Создание дидактический материал по развивающему обучению, дидактический материал проблемного характера, разработки уроков, контрольных работ, практических работ;
- Осуществление внедрения наряду с традиционными формами организации учебного процесса, нетрадиционных, а также современных образовательных технологий;
- Внеклассная работа по химии (практикую в рамках школьной недели ЕМЦ мероприятие «Час занимательного эксперимента», конкурс рефератов, рисунков, презентаций, сочинений, рассказов, сказок, стихов; организация секции школьного научного общества учащихся «Первооткрыватели»; исследовательская деятельность);
- Представление опыта работы на ШМО педагога на различных конкурсах районного уровня;
- Необходимость постоянного повышения профессиональной компетенции самого педагога, в т.ч прохождение курсов повышения квалификации.
Полученный педагогический опыт считаю актуальным, так как данная работа развивает творческие и мыслительные способности учащихся, сохраняет интерес к предмету. В итоге, на данном этапе эффективность моей работы в этом направлении я могу пока представить следующими показателями:
1) улучшение качества знаний учащихся по химии и биологии;
2) повышение мотивации учащихся к изучению химии и биологии, в результате чего в школе ученики выбирают химико-биологический профиль;
3) успешная сдача ЕГЭ учащимися и поступление в ВУЗы, где предметы химия и биология являются профилирующими (2019-2020 учебный год – 1 учащийся, 2020-2021 учебный год - 2 учащихся, 2021-2022 учебный год - 2 учащихся).
По критерию «Качество знаний обучающихся по итогам внутреннего мониторинга учебных достижений» обучающиеся показывают стабильные положительные результаты по предметам.
Классы | Динамика Предмет химия | |||||
2020 | 2021 | 2022 | ||||
Качество знаний, % | Средний балл | Качество знаний, % | Средний балл | Качество знаний, % | Средний балл | |
8 | 22 | 3,0 | 54 | 3,7 | 29 | 3,3 |
9 | 34 | 3,3 | 24 | 3,3 | 54 | 3,9 |
10 | 57 | 3,6 | 67 | 3,8 | 50 | 3,6 |
11 | 66 | 4,0 | 72 | 4,1 | 78 | 4,3 |
По итогам внешнего мониторинга, проводимым МКУ «Информационно-методический центр» Рузаевского муниципального района обучающиеся 11 класса показали следующий результат по химии: качество знаний 75 %, обученность 100 %.
Также мои ученики принимают участие во Всероссийской предметной олимпиаде:
№ п/п | ФИО учащегося | Класс | Уровень | Результат |
Всероссийская олимпиада школьников по биологии | ||||
2020-2021 уч.год | ||||
1 | Биксаляева Диана | 10 | муниципальный | призер |
2021-2022 уч.год |
2 | Биксаляева Диана | 11 | муниципальный | призер |
Позитивные результаты внеурочной деятельности обучающихся:
№ п\ п | ФИО учащегос я | Клас с | Конкурс | Уровень | Результат |
1 | Багаутдинова Арина | 9 | Муниципальный конкурс творческих краеведческих работ «Мой край родной». Номинация «Исследовательская работа», 2019 | Муниципальный | Грамота, III место |
2 | Нарваткина Майя | 8 | IV Муниципальная научно-практическая конференция школьников «Молодежь и наука- шаг в будущее». Секция «Лаборатория знаний», 2019 | Муниципальный | Грамота, призёр |
3 | Нарваткин Владимир | 8 | VIIIРеспубликанский конкурс проектно-исследовательских работ «Природа и мы». Секция «Юный помощник природы» (плакат), 2020 | Республиканский | Грамота, призёр |
4 | Рахмукова Алия | 8 | III Муниципальная конференция «ЗДОРОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ-СИЛЬНАЯ РОССИЯ», 2020 | Муниципальный | Грамота, III место |
5 | Нарваткин Владимир | 9 | Общероссийский конкурс детских тематических рисунков «Разноцветные капли-2021». Номинация Минприроды России «На страже воды. Образ супергероя водных ресерсов», 2021 | Общероссийский | Диплом, победитель |
6 | Золуков Мансур, Аникина Яна, Тужилкина Арина, Гундина Камилла | 6 | Муниципальный экологический квест «В содружестве с природой», 2022 | Муниципальный | Грамота, I место |
7 | Кузикова Самира | 10 | Региональный этап Всероссийской акции «Здоровое питание школьника» движения «Сделаем вместе!», 2022 | Республиканский | Диплом, победитель |
8 | Рахмукова Алия | 10 | Региональный этап Всероссийской акции «Здоровое питание школьника» движения «Сделаем вместе!», 2022 | Республиканский | Диплом, победитель |
Часто предметы химия и биология выбираются учащимися при сдачи выпускных экзаменов.
Результаты итоговой аттестации:
2019-2020 учебный год
Качество знаний по ЕГЭ биология – 55 баллов (количество сдававших - 1)
Качество знаний по ЕГЭ химия – 49 баллов (количество сдававших - 1)
2020-2021 учебный год
Качество знаний по ЕГЭ биология – 63 балла (количество сдававших - 1)
2021-2022 учебный год
Качество знаний по ЕГЭ биология – 76 баллов (количество сдававших - 1)
Качество знаний по ЕГЭ химия – 88 баллов (количество сдававших - 1)
Охотно делюсь опытом работы со своими коллегами:
Урок по химии в 8 классе на тему «Кислоты: состав, классификация» на муниципальном этапе «Учитель года - 2020»;
Мастер класс: «Волшебная химия цвета» на муниципальном этапе «Учитель года - 2020»;
Выступление на методическом семинаре с докладом на тему: «Развитие познавательной активности учащихся в преподавании химии через применение проблемного обучения» на муниципальном этапе «Учитель года - 2020»;
Публикация статьи «Индивидуально-дифференцированная работа на уроках химии и биологии» в сборнике статей «Модернизация содержания и технологий по формированию предметных, метапредметных и личностных результатов в рамках учебного предмета «Биология» с учетом требований ФГОС»: сборник статей / сост.: Т. А. Синичкина. – Саранск: ЦНППМ «Педагог 13.ру», 2020;
В рамках распространения и обмена опытом работы систематически выступаю с докладами. На заседании методического объединения учителей химии, биологии и экологии Рузаевского муниципального района представляла доклад «Использование современных педагогических технологий в преподавании химии и биологии». На совещании директоров образовательных учреждений г. Рузаевка и Рузаевского муниципального района на базе центра образования «Точка роста» в МБОУ «Тат-Пишленская СОШ», руководителем которого являюсь, показывала мастер-класс «Использование и внедрение новейших технологий в учебную и внеурочную деятельность». Систематически участвую в заседаниях методического объединения учителей естествено-математических наук, руководителем которого являюсь, и делюсь опытом своей работы. В 2021-2022 учебном году выступала на заседаниях методического объединения учителей естественнонаучного цикла МБОУ «Тат-Пишленская СОШ» с докладом «Использование современных методов обучения для повышения качества обучения школьников» и на педагогическом совете МБОУ «Тат-Пишленская СОШ» с докладом на тему «Работа педагогов по привлечению обучающихся средней и старшей школы к работе в проектной деятельности».
Результатом в направлении общественно-педагогической активности считаю следующее. Ежегодно являюсь членом жюри по проверке олимпиадных работ муниципального этапа Всероссийской предметной олимпиады по биологии. Также являюсь активным участником интернет сообществ. В частности, систематически размещаю материалы, грамоты и другие документы на страницах интернет сообществ инфоурок.ru, рrodlenka.org, nsportal.ru.
Являюсь куратором всероссийского движения «Сделаем вместе». В 2022г. Кузикова Самира и Рахмукова Алия, ученицы 10 класса, стали победителями регионального этапа Всероссийской акции «Здоровое питание школьника» движения «Сделаем вместе!».
Моя работа как учителя химии и биологии получила свою оценку. За межаттестационный период я получила следующие награды и поощрения:
Благодарность от Естественно-технологического факультета ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева» за большой вклад в дело популяризации экологического образования школьников, развитие у них ответственности за сохранение биологического разнообразия, по обеспечению экологической безопасности и ответственного отношения к здоровью собственному и окружающих, 2019г.
Грамота Главы администрации Татарско-Пишленского сельского поселения Рузаевского муниципального района за многолетний, плодотворный, кропотливый труд в деле обучения и воспитания подрастающего поколения, за большой вклад в социально-экономическое развитие села, 2019г.
Диплом победитель конкурса на премию Главы Рузаевского муниципального района среди педагогов образовательных учреждений в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование», 2020г.
Грамота победителя в номинации «Научный подход в обучении» муниципального конкурса профессионального мастерства «Учитель года - 2020» Рузаевского муниципального района, 2020г.
Благодарность Регионального координатора Движения «Сделаем Вместе!» за активное участие в акции «Здоровый образ жизни-основа национальных целей развития», 2021г.
Благодарность Председателя Рузаевской районной организации Профсоюза работников народного образования и науки РФ, 2022г.
Грамота Начальника управления образования администрации Рузаевского муниципального района за подготовку призёра муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по биологии в 2021̸2022 учебном году, 2021г.
Я – учитель. Мне всегда хотелось быть сильным учителем, оставляющим добрую память в сердцах своих учеников. Работа педагога - одна из самых уважаемых и одновременно трудных профессий. Для детей учитель является значимой фигурой, обязанной обучать не только школьным премудростям, но и жизненным. Хороший наставник может найти подход к каждому ребёнку, увлечь своим предметом, научить уважать своих одноклассников. Учитель должен иметь высокую степень доброты, терпения, сдержанности. Он должен как актер, перевоплощаться; как пилот, вести самолёт, какое бы ни было у него настроение. И это не легко. Но я выбрала эту профессию, значит, мне надо уметь владеть собой.
«Современные дети – немыслящие, бездушные, не имеющие своей точки зрения», – доносится отовсюду. А я скажу уверенно, что дети мыслят, их всё также тревожат извечные вопросы о добре и зле, справедливости, дружбе, предательстве. Я согласна с тем, что ученики сегодня – это уже не чистый лист, на который наносятся знания, они сегодня другие, и роль учителя тоже должна быть другой. Учитель для них не вездесущий оракул, а партнёр по учебному процессу. Учитель может изменить школу, сделать её современной, овладевая новыми технологиями обучения и воспитания.
Роль учителя в жизни современного человека нельзя переоценивать. Сейчас модно получать второе, третье высшее образование. Многие изучают иностранные языки, повышают квалификацию, надеясь найти более престижную и высокооплачиваемую работу.
Любящий свою профессию учитель способен направить интересы ребёнка в нужное русло, привить необходимые навыки для строительства счастливой жизни. При этом и сам преподаватель должен всё время пополнять свои знания, обновлять хранящуюся в голове информацию. Наука ведь не стоит на месте. А если не совершенствоваться, то школьники предпочтут такому учителю интернет.
Мой девиз по жизни слова Аристотеля: «В чём смысл жизни? Служить другим и делать добро».
Список литературы:
1. Мижериков В.А., Юзефавичус Т.А. Введение в педагогическую деятельность : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям (ОПД. Ф. 02. - Педагогика) / В. А. Мижериков, Т. А. Юзефавичус; под ред. П. И. Пидкасистого. - М.: Пед. о-во России, 2005. – 348 с.
2. Кочкарова М.К. О способах формирования интереса к процессу познания //Химия в школе. 2002. №7. С.25.
3. В. Н. Кругликов, Е. В. Платонов, Ю. А. Шаранов. Деловые игры и другие методы активизации познавательной деятельности / В. Н. Кругликов, Е. В. Платонов, Ю. А. Шаранов; Санкт-Петербургская акмеологическая акад. (ин-т). - Санкт-Петербург: П-2, 2006. - 189 с.
4. Шамова Т.И. Активизация учения школьников.- М.: Педагогика, 1982.-209 с.
5. Кочкарова М.К. О способах формирования интереса к процессу познания //Химия в школе. 2002. №7. С.25.
6. Осипова Т.А. Любознательность – путь к познанию. // Химия в школе. 2001. №2. С.31.
7. Алексеев М.Ю., Золотова С.И. Применение новых технологий в образовании. Троицк, 2005.- 62 с.
8. Горбунова А.И. Методы и приемы активизации мыслительной деятельности учащихся // Современная педагогика. 1999. № 3. С.27.
9. Шамова Т.И. Активизация учения школьников.- М.: Академия, 1982. -356 с.
10. Смолкин А.М. Методы активного обучения. - М.: Высш. шк., 1991. – 175 с.
11. Спирин Л.Ф. Основы педагогического анализа. Ярославль; Кострома: Костром. пед. ин-т, 1985. - 85 с.
12. Аристова Л.П. Активность учения школьника. М.: Флинта – Наука, 1986. -150 с.
13. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний.- М.: Изд-во МГУ, 1984. - 344 с.
14. Организация познавательной деятельности учащихся. / Под ред. В.Д Семенов. Свердловск: УрГУ, 1979. - 134 с.
15. Теоретические основы активизации творческой познавательной деятельности учащихся // Теория и практика образования: история и современность. Липецк: ЛГПУ, 2001. Выпуск 8. - 185 с.
16. Замов Л.В. Наглядность и активизация учащихся в обучении. М.: Просвещение, 1997. - 238 с.
17. Пашнев Б.К. Психодиагностика: практикум школьного психолога/Б.К. Пашнев.- - Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. – 316с.
18. Большая Советская Энциклопедия. — 1954. — Т. 30., - 406 с.
19. Степанова Г.В. Педагогические мастерские: Поиск, практика, творчество. - М.: ЦГЛ, 2006. – 157 с.
20. Белова Н.И., Мухина И.А. Педагогические мастерские: Теория и практика. СПб, ТВПинк, 1998. – 318 с.
С публикациями о представленном инновационном педагогическом опыте можно познакомиться на сайте: