Для родителей

Сорокина Надежда Александровна

В обучении всегда существует треугольник УЧИТЕЛЬ - УЧЕНИКИ - РОДИТЕЛИ. Мои ученики - самые лучшие! Родители моих учеников - верные наши помощники как в учебе, так и в жизни класса. Спасибо вам за это! 

Скачать:


Предварительный просмотр:

АДАПТАЦИОННЫЙ  ПЕРИОД  в 1  классе

Особенности адаптации детей к школе

Первый год обучения в школе — чрезвычайно сложный, переломный период в жизни ребенка. На смену беззаботным играм приходят ежедневные учебные занятия. Они требуют от ребенка напряженного умственного труда, активизации внимания, сосредоточенной работы на уроках и относительно неподвижного положения тела, удержания правильной рабочей позы.

Некоторые первоклассники, даже с высоким уровнем развития, с трудом переносят нагрузку, у многих первоклассников, и особенно шестилеток, еще не сформировалась способность подчиняться школьному режиму, усваивать школьные нормы поведения, признавать школьные обязанности.

В ответ на новые повышенные требования у первоклассника могут появиться жалобы на усталость, головные боли, возникнуть раздражительность, плаксивость, нарушение сна. Снижаются аппетит детей и масса тела. Случаются и трудности психологического характера, такие как, например, чувство страха, отрицательное отношение к учебе, учителю, неправильное представление о своих способностях и возможностях.

В это время остро встает вопрос, как помочь ребенку без ущерба для здоровья перейти от игровой к новой очень сложной учебной деятельности.

Известно, что успешность школьного обучения определяется, с одной стороны, индивидуальными особенностями учащихся, с другой — спецификой учебного материала. Главную трудность "предметной" адаптации для начинающего школьника представляет освоение содержания обучения — грамоты и математических представлений.

На первый взгляд содержание обучения в первом классе во многом совпадает с дошкольной подготовкой. Фактически знания, которые получают школьники на уроках в начале обучения, большей частью усвоены еще в детском саду. В то же время известно: первое полугодие в школе самое трудное. Все дело в том, что в основе усвоения знаний в условиях школьного обучения лежат иные механизмы. Это значит, что в дошкольный период знания усваиваются большей частью непроизвольно, занятия строятся в занимательной форме, в привычных для детей видах деятельности. В процессе же школьного обучения главное — научить детей осознавать учебную задачу. Достижение такой цели требует от учащихся определенных усилий и развития целого ряда важных учебных качеств.

По степени адаптированности детей можно условно разделить на три группы.

Первая группа детей адаптируется в течение 1-й четверти. Эти дети относительно быстро вливаются в коллектив, осваиваются в школе, приобретают новых друзей. У них почти всегда хорошее настроение, они спокойны, доброжелательны, добросовестны и без видимого напряжения выполняют все требования учителя. Иногда у них все же отмечаются сложности либо в контактах с детьми, либо в отношениях с учителем, так как им еще трудно выполнять все требования правил поведения. Но к концу октября трудности этих детей, как правило, преодолеваются, ребенок полностью осваивается и с новым статусом ученика, и с новыми требованиями, и с новым режимом.

Вторая группа детей имеет более длительный период адаптации, период несоответствия их поведения требованиям школы затягивается. Дети не могут принять новую ситуацию обучения, общения с учителем, детьми. Такие школьники могут играть на уроках, выяснять отношения с товарищем, они не реагируют на замечания учителя или реагируют слезами, обидами. Как правило, эти дети испытывают трудности и в усвоении учебной программы, лишь к концу первого полугодия реакции этих детей становятся адекватными требованиям школы, учителя.

Третья группа — дети, у которых социально-психологическая адаптация связана со значительными трудностями. У них отмечаются негативные формы поведения, резкое проявление отрицательных эмоций, они с большим трудом усваивают учебные программы. Именно на таких детей чаще всего жалуются учителя: они "мешают" работать в классе.

Выше отмечалось, что сроки адаптации первоклассников могут быть различными. Обычно устойчивая приспособляемость к школе достигается в первом учебном полугодии. Однако нередки случаи, когда этот процесс продолжается на протяжении всего первого года. Это может иметь разные причины: индивидуальные особенности развития, те или иные отклонения в состоянии здоровья, травма или тяжелое инфекционное заболевание на протяжении последнего перед учебой года.

Такие дети труднее приспосабливаются к требованиям школы. Они быстро утомляются, у них низкая работоспособность, плохая успеваемость. Нередко выявляются ухудшения в состоянии здоровья: головные боли, нарушения сна,  повышенная раздражительность и плаксивость.

Однако постепенно в процессе обучения ребенок догоняет своих сверстников. Но на это уходят месяцы, а иногда и весь первый год обучения. Поэтому задача взрослых — создать такие условия, в которых описанные трудности не будут неблагоприятно отражаться на здоровье и успеваемости ребенка, вызывая нежелание учиться.

По материалам статьи

Г.С. Коротаевой «Как ребенок привыкает к школе».

Адаптационный период

в учебнике математики для 1 класса

Период адаптации ребенка к школе может длиться от 2-3 недель до полугода, это зависит от многих факторов:

  • индивидуальные особенности ребенка,
  • характер взаимоотношений с окружающими,
  • тип учебного заведения (а значит, и уровень сложности образовательной программы),
  • степень подготовленности ребенка к школе.

Мы заложили в учебнике адаптационный период в течение 1-й четверти. Много ли это?

Вычисления в пределах 10 появляются только во второй четверти. Оправдано ли такое затягивание материала, с которым многие дети знакомы еще до школы?

Это вопрос дискуссионный, интересный.

Сложение и вычитание чисел в пределах 10 традиционно вводится с первых же дней обучения в первом классе. Отступление от этой традиции должно иметь СЕРЬЕЗНЫЕ ОСНОВАНИЯ.

Давайте вспомним:

1) Массовый переход на обучение шестилеток вызвал очень негативную реакцию учителей — это оказались совсем другие дети!

2) Следующий шаг был компромиссом — в школу идут дети, которым должно быть 6,5 лет на момент поступления в школу.

3) Компромисс компромиссом, но изменились ли учебники для этих детей? — Нет!

4) Проблема неравномерности развития детей в этом возрасте и необходимости учета индивидуальных особенности развития общеизвестна, и о ней уже не принято говорить, как это часто бывает с проблемами, не имеющих решения.

Когда мы обсуждали план учебника 1-го класса, перед нами не стоял вопрос: «Нужны ли развивающие задания?». Однако мой соавтор меня спросил: «А вы уверены, что это должно быть включено в курс математики?»

Именно этот вопрос и является дискуссионным.

Для шестилеток развивающие задания необходимы!!!

По-хорошему нужно было бы ввести урок развития (игры и задачи) в расписание. Но этого нет и, по-видимому, не будет.

И мы решили закрыть эту брешь в учебнике математики. В течение 1-й четверти мы занимаемся общим развитием детей, которое необходимо им и для успешного освоения чтения, и для обучения письму, и для последующего освоения курса математики.

Оправдано ли это? Думаю, что да. Так как помогает сделать дальнейшее обучение более эффективным. При этом решается несколько проблем, актуальных для учителя, работающего в 1 классе.

Проблема 1. Адаптация детей к школе

Решается в учебнике снижением учебной нагрузки в течение первой четверти. Я хочу привести в качестве авторитетного мнения слова Т. М. Андриановой (заслуженный учитель РФ, автор «Букваря» УМК «Планета знаний»): «В течение первой четверти должна быть слабая нагрузка на учеников». Это поможет избежать многих проблем, о которых говорилось выше.

Признаки успешной адаптации

  • Удовлетворенность ребенка процессом обучения. Ему должно нравиться в школе, нравиться выполнение заданий.
  • Насколько легко ребенок справляется с программой. Очень важно на первых порах вселить в школьника уверенность в успех, не давать ему поддаваться унынию ("У меня ничего не получится!"), иначе бороться с апатией вы будете очень долго.
  • Степень самостоятельности ребенка при выполнении заданий.
  • удовлетворенность межличностными отношениями — с одноклассниками и учителем. Это самый важный признак того, что ребенок полностью освоился в школьной среде.

Успешность адаптации зависит от многих факторов, но мы рассмотрим только те, на которые можно влиять средствами учебника.

Задачи адаптационного периода

Как решается в учебнике

  • Привыкание детей к новому образу жизни, ритму, режиму, нагрузке.
  • Слабая нагрузка в течение 1-й четверти
  • Актуализация знаний детей, полученных в период дошкольной подготовки.
  • Коррекция уровня развития слабо подготовленных детей.
  • Форма, цвет, размер (сравнение, упорядочивание).
  • Устный счет от 1 до 5 (до 10).
  • Твердое знание цифр: соотнесение графического образа с числом предметов.
  • Задания на развитие мелкой моторики.
  • Пропись цифр.
  • Названия геометрических фигур.
  • Развитие логического мышления.
  • Задания на развитие логического мышления:

— закономерности (с. 14 №4),

— заполнение таблиц (с. 14 №5),

— сравнение и упорядочивание (с. 17 №5),

— логические игры (с. 14 №7, с. 29 №7).

  • Развитие пространственных представлений.
  • Система графических упражнений (копирование, рисование симметричных фигур, задания на конструирование).
  • Использование наглядных опор (например, рисунки для интерпретации идеи последовательного строения натурального ряда — с. 21 №6, с. 22 №1 и 8, с. 26 №1, с. 29 №8, с. 31 №5 и 7 и т. д.).
  • Расширенный объем знаний по геометрии.

Проблема 2. Готовность к усвоению школьной программы

Готовность к усвоению школьной программы напрямую зависит от уровня развития пространственных представлений первоклассников. В течение адаптационного периода (а именно о нем пока идет речь) в учебнике предлагается система заданий, направленных на развитие пространственных представлений первоклассников.

Пространственные представления — это база, на которой надстраиваются все высшие психические функции: мышление, внимание, память.

Формирование пространственных представлений начинается в младенчестве.

  • ощущение своего тела;  положения его в пространстве;
  • чувство ритма;
  • ощущения «близко-далеко» — могу ли дотянуться;
  • координация в пространстве;
  • различение «право-лево» — то, с чем чаще всего сталкиваются учителя начальной школы;
  • ощущение времени — «долго-коротко», последовательность событий;
  • координация во времени.

Эта часть нейропсихологии бурно развивается в последние 20 лет. Получены удивительные результаты, сделаны очень серьезные выводы.

Выводы кажутся фантастическими, особенно первый. Но давайте подумаем.

Чтение связано с движением слева направо. При чтении незнакомого слова ребенок должен правильно воспринимать последовательность букв.

То же самое относится и к письму. Кроме того, при письме важно соблюдать наклон букв (параллельность линий) и пропорции букв (соотношение длины и ширины), одинаковое расстояние между словами, величину абзаца.

Что касается счета, то здесь также важно правильное представление о положении чисел в числовом ряду, о последовательности чисел (следующее число больше предыдущего). Сложение (увеличение числа) связано с движением слева направо по числовому ряду, вычитание (уменьшение) — с движением справа налево.

 Все учителя сталкиваются с тем, что дети зеркалят буквы и цифры. Это напрямую связано с неразличением левого и правого направлений и свидетельствует о несформированности пространственных представлений у ребенка.

Особое значение приобретает проблема развития пространственных представлений при работе с левшами, амбидекстерами (детьми одинаково хорошо владеющими правой и левой рукой), детей с семейным левшевством (у которых есть родственники левши). У этих детей, как правило, вызывают большие трудности задания, связанные с пространством. Например, ребенок не может правильно поставить абзац (отметить начальную точку письма в прописях). Это не упрямство, не дебильность. Такой ученик не воспринимает расстояние от сгиба тетради до начала письма. Проблемы есть типичные, есть очень индивидуальные. И таких детей появляется все больше.

Необходимо отметить, что для формирования пространственных представлений нужны не только развивающие задания, но и ВРЕМЯ, так как формирование пространственных представлений зависит не только от количества заданий, но и от времени, необходимого для созревания мозговых структур, налаживания механизмов умственной деятельности. Причем для левшей требуется гораздо больше времени, чем для остальных.

Проблема 3. Разный уровень дошкольной подготовки

Что касается степени подготовленности первоклассников, то она настолько разная, что говорить о единых требованиях очень трудно. Причины не только в качестве дошкольной подготовки, но и в индивидуальных особенностях развития, в частности тех, о которых говорилось выше.

Длительный адаптационный период рассчитан на дифференцированную работу с первоклассниками. В учебнике много заданий и для слабых, и для сильных учащихся. Цель — скорректировать уровень подготовленности ребят. При этом важно помнить, что материалы учебника не рассчитаны на то, что все предлагаемые задания должны быть выполнены. Учитель имеет возможность выбрать задания, наиболее подходящие для класса в целом (использовать больше заданий из инвариантной части урока, или, наоборот, из вариативной части), а также для отдельных учащихся, как слабых, так и сильных.

В итоге материалы учебника:

  • предоставляют время, необходимое для безболезненной адаптации к школе;
  • предоставляют время и систему заданий, необходимое для формирования пространственных представлений первоклассников;
  • обеспечивают общее развитие учеников с любым уровнем способностей (подготовленности).



Предварительный просмотр:

Почему-то многие считают, что отец обязательно должен уделять внимание воспитанию мальчиков, а девочкам достаточно одной мамы, которая научит всем житейским премудростям. Роль отца в жизни девочки принижается. Это неверно в корне, потому, что дочь тоже нуждается в его внимании. Отсутствие в жизни девочки отца в будущем может привести к большим проблемам в ее взрослой жизни. Об этом неустанно твердят психологи.

Папа является главным мужчиной в жизни девочки до тех пор, пока она не влюбится впервые. А произойти это может когда девочке будет всего года четыре. И чем больше ее «избранник» будет похож на отца, тем сильнее будет влюбленность. Для девочки особенно важны хорошие отношения с отцом с самого раннего возраста. Именно из этих отношений складывается модель поведения женщины в будущем, тогда когда она будет строить свои взаимоотношения с представителями противоположного пола.

Счастье для любого мужчины – иметь любимую и любящую дочь.

Иногда мужчины с разочарованием относятся к рождению дочери и не хотят, а в последующем и не могут выстроить с ней хорошие отношения, не понимают, как важна роль отца в жизни девочки. Этих мужчин искренне жаль. Ведь они упустили уникальный шанс быть нужным и любимым человеком для дочери до конца своей жизни. Они никогда не смогут испытать искреннюю заботу и дочернюю любовь.

Пока дочка еще маленькая и беспомощная именно папа заботится о ней, опекает и оберегает ее от жизненных проблем. А когда дочь взрослеет, а родители, увы, стареют, роли меняются. Теперь уже дочь заботится о папе, именно она всегда приходит на помощь в трудную минуту, именно она вкусно накормит и постирает белье, а иногда просто посидит и поговорит со своим любимым папой. Такая неподдельная забота и любовь поистине бесценна.

Особенность отношений между отцом и дочерью еще заключаются и в том, что отец, в силу того, что он мужчина и у него есть свои дела (рыбалка, командировки, работа, отдых с друзьями) может смело на какое-то время переложить заботу о дочери на плечи жены. И при этом он не будет чувствовать за собой вину. Именно в этом заключается свобода отношений. Ведь дочь все равно будет любить своего папу, впрочем, как и он ее.

Отцовская любовь очень важна для девочки.

Мама для девочки является главным человеком. Именно мама научит свою дочь быть настоящей женщиной. Мама всегда подскажет, как лучше одеваться, научит готовить и общаться с людьми. Но только папа сможет дать дочери бесценный опыт и понимание того, для чего ей нужно стать женщиной. Если папа относится к своей дочери с пеленок как к принцессе, то и в своей взрослой жизни она будет требовать от мужчин того же. И никогда не позволит «вытирать о себя ноги». И что примечательно, любой мужчина будет ее уважать и принимать именно эту модель поведения.

Не устаю повторять о том, как важна роль отца в жизни девочки. Благодаря отцу дочь сможет стать уверенной в себе и поистине счастливой женщиной. А надо для этого совсем немного: просто искренне любить свою дочку. Поверьте, любая, даже самая маленькая девочка оценит и почувствует отцовскую любовь, и именно она поможет ей идти по жизни с высоко поднятой головой.

Строгий папа. Как это влияет на дочь.

Психологи единодушно считают, что строгость по отношению к дочери со стороны отца не всегда бывает уместной. Излишняя строгость может оттолкнуть дочь от отца и обидеть ее. Строгость мамы девочка воспринимает иначе. Если мама чего-то требует, то дочь в глубине души все же понимает, что она права. А вот если отец излишне строг, то дочь попросту может начать его бояться и тем самым отдаляться. Ведь для девочки папа — это, прежде всего, друг.

Если отец в строгости воспитывает свою дочь, то он надеется, что она вырастет хорошим человеком. Но эта строгость со стороны отца может в будущем отразиться не лучшим образом. Девушки, с которыми в детстве отец был излишне строг, обычно вырастают неуверенными в себе людьми. Ведь они с раннего детства знают, как сложно завоевать любовь и доверие. А папину похвалу воспринимают, как большую награду или приз. Точно так же они будут себя вести и во взрослой жизни в отношениях с мужчинами.

Конечно, мужчинам очень сложно бывает вникнуть в суть женских проблем. Они не могут понять, что женщину легко обидеть неосторожным словом или даже взглядом. И порой папы самоустраняются от проблем подросшей дочери и считают, что решать все неурядицы и проблемы должна мама. А отец попросту должен заботиться о материальном благополучии семьи.

Некоторые папы выбирают иной путь воспитания дочерей. Поскольку им не понятна сущность женской натуры, они, пусть и ненамеренно стараются вырастить из дочери «сына». Девочка – сорванец, лазающая по деревьям и играющая с мальчишками в футбол намного проще для понимания отца. Этот путь в воспитании не самый худший. Самое главное, чтобы отец искренне любил дочь, а их отношения не были бы натянутыми и фальшивыми.

Роль отца в жизни взрослой девушки.

Мужчинам трудно определить роль отца в жизни девочки, когда она становится взрослой. Время, когда дочь вырастает и уже не нуждается в постоянной опеке, для отца становится очень тяжелым. Он осознает, что у дочери появились другие интересы, что она хочет встречаться с парнями, но не может этого принять. Любой хороший отец считает, что его дочка еще недостаточно взрослая. Ведь совсем недавно ее принесли из родильного дома таким маленьким и беспомощным человечком. А тут вдруг ее домой провожает какой – то непонятный молодой человек. Именно тогда родитель начинает испытывать отцовскую ревность. И любой парень рядом с его дочерью воспринимается в штыки. Угодить папе в вопросе выбора партнера просто становиться нереально. И тогда дочь старается не расстраивать отца и скрывает от него свои отношения. Так, когда-то самые близкие люди отдаляются друг от друга и их отношения становятся натянутыми.

Роль отца повзрослевшей дочери не должна сводиться к тому, чтобы лезть в ее личную жизнь. Это вполне естественно, что из маленькой девочки выросла красивая девушка, которая нравится мужчинам и хочет с ними строить новые отношения. Гораздо лучше будет, если перешагнув через свое самолюбие, отец просто улыбнется молодому человеку дочери и радушно пригласит его в гости. Поверьте, хорошие отношения между отцом и парнем девушки сделают семью еще более дружной и сплоченной. А отец своим примером обязательно покажет, к какому бережному и нежному отношению привыкла его дочь, и чего она ждет от своего избранника. Ведь часто девушки вступают в брак с мужчиной, похожим на отца.

А в случае если у дочери не сложатся длительные и надежные отношения, и молодые люди решат расстаться, то поддержите ее. Пусть она учится на своих собственных ошибках. Впредь любимая дочь уже сможет более трезво оценить партнера и выбрать для себя поистине надежного любящего и заботливого мужчину. Так, когда-то маленькая девочка, о которой раньше надо было заботиться, научится принимать собственные решения.

Каких бы взглядов на воспитание не придерживались папы, каждый отец наверняка хочет, чтобы его дочери сложились гармоничные отношения с представителями противоположного пола, она была счастлива, в том числе и личной жизни.

Поэтому всем папам нужно помнить, что роль отца в жизни девочки очень важна. С самого раннего детства, необходимо окружить свою дочь заботой, быть защитой и поддержкой для нее. Вы и только вы, на своем примере должны показать дочери, что честные, заботливые и любящие мужчины есть и они достойны ее уважения и внимания. И вы увидите, что рано или поздно ваша дочь это поймет и выберет в мужья именно такого, а если и не такого, то очень похожего на вас! Радости и счастья вам и вашим детям!



Предварительный просмотр:

Правила чтения для учащихся.

Если хочешь научиться хорошо читать, старайся читать не менее 10 – 15 минут в день.

Старайся не читать лёжа, выбери удобную позу для чтения.

Во время чтения убери отвлекающие предметы, выключи телевизор. Если ты этого не сделаешь,

 твой труд будет напрасен.

Читай вслух и не торопись. Если будешь обращать внимание на время, скоро забудешь смысл

читаемого текста.

Если тебя книга увлекла и тебе хочется почитать подольше, сделай перерыв, используй его  для

физкультурной паузы.

Обращай внимание на поступки героев, анализируй их поступки, делай для себя выводы.

Учись у героев книг хорошим манерам и хорошим поступкам.

Если ты решил прервать чтение до следующего раза, положи в книгу закладку. Эта книга, возможно,

 будет интересна не только тебе, но и другим людям. Они должны её взять в руки чистой и опрятной.

Делись с друзьями информацией об интересной и захватывающей книге.

Если тебе встретились интересные фразы в книге, не поленись их выписать в отдельную тетрадь.

 Возможно, когда-нибудь ты вернёшься к этим словам, выполняя задание учителя.

Книжкина просьба

1. Пожалуйста, не трогай меня грязными руками. Мне будет стыдно, если меня возьмёт потом другой

читатель.

2. Не черти меня ручкой или карандашом – так не красиво.

3. Перелистывая меня, не слюнявь пальцы. Перелистывать надо за правый верхний угол страницы.

4. Не клади в меня ничего толстого, иначе разорвёшь корешок.

5. Если ты кончил читать и боишься потерять место, где остановился, то не делай знака ногтём или карандашом,

а вложи в меня закладку.

6. Помоги мне остаться свежей и чистой, а я всегда буду твоим лучшим другом.

Похвальное слово о книге. 

Чтение – вот лучшее учение. Следовать за мыслями великого человека – есть наука самая занимательная.

 (А. С. Пушкин)

Много есть на свете хороших книг, но эти книги хороши только для тех людей, которые умеют их читать.

 (Д. И. Писарев)

…Книги собирают жемчужины человеческой мысли и передают их потомству. (Айбек)

Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками…Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием: в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса! (И. С. Тургенев)



Предварительный просмотр:

Полезные советы родителям школьников.

Правило 1. Нагрузка.

Никогда не отправляйте ребенка одновременно в первый класс и какую-то секцию или кружок. Само начало школьной жизни считается тяжелым стрессом для 6–7-летних детей. Если малыш не будет иметь возможности гулять, отдыхать, делать уроки без спешки, у него могут возникнуть проблемы со здоровьем, может начаться невроз. Поэтому, если занятия музыкой и спортом кажутся вам необходимой частью воспитания вашего ребенка, начните водить его туда за год до начала учебы или со второго класса.

Правило 2. Выполнение домашних уроков. 

Помните, что ребенок может концентрировать внимание не более 10–15 минут. Поэтому, когда вы будете делать с ним уроки, через каждые 10–15 минут необходимо прерываться и обязательно давать малышу физическую разрядку. Можете просто попросить его попрыгать на месте 10 раз, побегать или потанцевать под музыку несколько минут. Начинать выполнение домашних заданий лучше с письма. Можно чередовать письменные задания с устными. Общая длительность занятий не должна превышать одного часа. 

Правило 3. Компьютер.

Компьютер, телевизор и любые занятия, требующие большой зрительной нагрузки, должны продолжаться не более часа в день — так считают врачи-офтальмологи и невропатологи во всех странах мира.

Правило 4. Похвала.

Больше всего на свете в течение первого года учебы ваш малыш нуждается в поддержке. Он не только формирует свои отношения с одноклассниками и учителями, но и впервые понимает, что с ним самим кто-то хочет дружить, а кто-то — нет. Именно в это время у малыша складывается свой собственный взгляд на себя. И если вы хотите, чтобы из него вырос спокойный и уверенный в себе человек, обязательно хвалите его. Поддерживайте, не ругайте за двойки и грязь в тетради. Все это мелочи по сравнению с тем, что от бесконечных упреков и наказаний ваш ребенок потеряет веру в себя.

Правило 5. Пробуждение ребенка.

Не нужно будить ребенка, он может испытывать чувство неприязни к матери, которая вечно тормошит его, стаскивая одеяло. Он заранее может вздрагивать, когда она входит в комнату. "Вставай, опоздаешь". Гораздо лучше научить его пользоваться будильником. Лучше купить будильник и, преподнося его, как - то обыграть ситуацию: "Этот будильник будет только твоим, он поможет тебе вовремя вставать и всегда успевать". Если ребенок встает с трудом, не нужно дразнить его "лежебокой", не вступать в спор по поводу "последних минуток". Можно решить вопрос по-другому: поставить стрелку на пять минут раньше: " Да, я понимаю, вставать сегодня почему-то не хочется. Полежи еще пять минут". Эти слова создают атмосферу теплоты и добра, в противоположность крикам. Можно включить погромче радио. Когда ребенка утром торопят, то часто он делает все еще медленнее. Это его естественная реакция, его мощное оружие в борьбе с распорядком, который его не устраивает. Не надо лишний раз торопить, лучше сказать точное время и указать, когда он должен закончить то, что делает: " Через 10 минут тебе надо выходить в школу". "Уже 7 часов, через 30 минут садимся за стол".

Правило 6. Выход в школу.

Если ребенок забыл положить в сумку учебник, завтрак, очки; лучше протянуть их молча, чем пускаться в напряженное рассуждение о его забывчивости и безответственности. "Вот твои очки" - лучше, чем "Неужели я доживу до того времени, когда ты научишься сам класть очки".Не ругать и не читать нотаций перед школой. На прощание лучше сказать: "Пусть все сегодня будет хорошо", чем "Смотри, веди себя хорошо, не балуйся". Ребенку приятнее услышать доверительную фразу: "Увидимся в два часа", чем "После школы нигде не шляйся, сразу домой".

Правило 7. Возвращение из школы.

Не задавать вопросы, на которые дети дают привычные ответы.

- Как дела в школе?
- Нормально.
- А что сегодня делали?
- А ничего.
Что получил? И т.д. Вспомните себя, как порой раздражал этот вопрос, особенно когда оценки не соответствовали ожиданию со стороны родителей ("им нужны мои оценки, а не я"). Понаблюдайте за ребенком, какие эмоции "написаны" у него на лице. ("День был трудный? Ты, наверное, еле дождался конца. Ты рад, что пришел домой?"). "Папа пришел". Пусть отдохнет, почитает газеты, не надо обрушивать на него все жалобы и просьбы. Пусть когда вечером, за ужином, вся семья в сборе, можно поговорить, но за едой лучше о хорошем, по душам. Это сближает семью.

Правило 8. Пора спать.

Дошкольников и младших школьников лучше укладывать спать самим родителям (мать и отец). Если перед сном доверительно поговорить с ним, внимательно выслушать, успокоить страхи, показать, что ты понимаешь ребенка, тогда он научится раскрывать душу и освободится от страхов, тревоги, спокойно заснет.

Не надо вступать в спор, если ребенок сообщает, что забыл умыться и попить.

Восемь способов сохранить здоровье школьника

Каникулы закончились! После десятидневного релакса ученикам снова придется вставать на уроки ни свет ни заря, по полдня сидеть за партами и допоздна корпеть над домашними заданиями. А это не так-то просто. Тем более что день сейчас очень короткий, а погода - холодная и промозглая. Ребята практически не видят естественного света и мало гуляют.

Как же помочь ребенку выдержать неподъемную учебную нагрузку и при этом сохранить здоровье?

1. Соблюдать режим дня

Справляться с учебными нагрузками гораздо легче, если ребенок будет вставать, есть, гулять, делать уроки и отправляться в кровать примерно в одно и то же время. Младшие школьники не должны ложиться спать позже 21 - 22 часов. Старшеклассникам тоже надо хорошо высыпаться, поэтому настаивайте, чтобы подростки ложились не позднее 23 часов.

2. Чередовать нагрузки

Почти полдня ребенок проводит в сидячем, малоподвижном положении. Кровь из-за этого циркулирует плохо, а в мозг попадает мало кислорода. От усталости и переутомления спасет чередование умственных и физических нагрузок. Запишите школяра в спортивную секцию, которая ему по душе. Обычно детям больше всего нравятся плавание и спортивные игры.

3. Пить витамины

Осенью надо особенно заботиться о здоровье. Ведь организм еще не до конца привык к низким температурам, и ребенок может с легкостью подхватить простуду. А частые болезни, как известно, изматывают организм и усиливают усталость. Посоветуйтесь с врачом и подберите для ребенка комплекс витаминов.

4. Правильно питаться

Чтобы ученик лучше справлялся с нагрузками, питание должно быть разнообразным, полноценным, богатым витаминами и микроэлементами. Полезны для нормальной работы головного мозга мясо, рыба, яйца, творог, кефир, бананы и морепродукты. Не разрешайте малышу уплетать много сладкого. Переизбыток вредных простых углеводов, вопреки распространенному мнению, только мешает школьнику быть бодрым и активным. А вот кусочек черного шоколада не навредит.

5. Говорить о хорошем

Ноябрь, конечно, не самый приятный месяц в году, но ведь совсем скоро Новый год и двухнедельные каникулы. В выходные начните всей семьей готовиться к праздникам, обсудите, какие подарки он хотел бы выбрать для своих друзей, одноклассников, родственников. Вместе попробуйте их смастерить своими руками. Бодрое предпраздничное настроение, предвкушение веселья и сюрпризов - лучшая защита от усталости и депрессии.

6. Выключить телевизор и компьютер

Эти технические средства утомляют глаза, портят осанку и забирают время, которое ребенок мог бы потратить на прогулку или занятия спортом. Первоклашкам не стоит разрешать сидеть перед телевизором или играть на компьютере больше часа в день. Со старшеклассниками все намного сложнее. Для них монитор и процессор - рабочие инструменты, которые помогают в написании реферата, доклада, контрольной. Если подросток просто вынужден заниматься за компьютером часами, убедите его делать перерывы и выполнять зарядку для глаз и комплекс упражнений для спины.

7. Заваривать травяные сборы

Иногда дети, перегруженные знаниями и огромным количеством новой, сложной информации, не могут уснуть по ночам. После школы или перед сном давайте ученику успокаивающий травяной чай (предварительно проконсультируйтесь с врачом). Он поможет школьнику расслабиться и снять эмоциональное напряжение.

8. Не требовать слишком многого!

Выдающимися математиками и физиками становятся далеко не все. Не упрекайте чадо, что его оценки гораздо хуже, чем у Васи Иванова, или что он снова схватил трояк за контрольную. Если постоянно внушать ребенку комплекс неполноценности, психоэмоциональная нагрузка только возрастет. Дайте сыну или дочке возможность проявить себя в чем-то другом - например, в рисовании, музыке или фотографии.



Предварительный просмотр:

СПИСОК  КНИГ  ДЛЯ  ЧТЕНИЯ  ЛЕТОМ  (  1  КЛАСС  )

1. Стихи для детей о временах года Ф.Тютчева, А.Плещеева,, С.Маршака, А.Фета,  С.Есенина, А.Пушкина, И.Никитина, А.Майкова (1 – 2 стихотворения каждого автора).

2. В. Чаплина . Рассказы.

3.М. Пришвин    « Первая охота».    Рассказы.

4. Е.Чарушин «Про Томку».

5. В.Бианки «Лесные домишки», «Синичкин календарь».

6. Стихи детям о детях В.Берестова, Э.Мошковской,С. Михалкова,        Е.Благининой, В.Берестова, И.Токмаковой, Б.Заходера (1 – 2 стихотворения каждого автора).

7. А. Гайдар   «Чук и Гек».

8. Н.Носов   «Веселая семейка», «Фантазеры», «Заплатка», «Затейники».

9. Л. Пантелеев  «Честное слово».

10. Б. Заходер    «Русачок», «Серая звездочка».

11. Е. Пермяк «Смородинка», «Две пословицы».

12. М.Зощенко «Самое главное».

13. Э.Успенский «Крокодил Гена и его друзья», «Про Веру и Анфису».

14. Д. Мамин-Сибиряк    « Аленушкины сказки».

15. А. Пушкин   «Сказка о рыбаке и рыбке».  

16. А. Пушкин    «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».

17. П. Бажов. Сказки и сказы.

18. Л. Толстой   «Золотой ключик или приключения Буратино».

19. Г. Х. Андерсен «Гадкий утенок», «Дюймовочка», «Стойкий оловянный солдатик».

20. Бр. Гримм  «Горшок каши», «Семеро храбрецов».

21. Р. Киплинг  «Слонёнок».

22.Дж. Харрис « Братец Лис и Братец Кролик».

( Определить: жанр, тему произведения.)



Предварительный просмотр:

Памятка для родителей

  1. Учебный проект - специально организованный педагогом и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий по решению значимой для учащегося проблемы, завершающихся созданием творческого продукта.
  2. На всех этапах родители выступают как помощники в определении темы и проблемы проекта, в подборе материалов, оформлении продукта и портфолио проектной деятельности (дневника выполнения проекта).
  3. Темы проектов детей должны быть тесно связаны с предметным содержанием.
  4. Проблема проекта должна быть в области познавательных интересов ребенка и находиться в зоне ближайшего развития.
  5. При оценке успешности ребенка в проекте необходимо понимать, что самой значимой оценкой для него является общественное признание состоятельности. Положительной оценки достоин любой уровень достигнутых результатов.
  6. В проектной деятельности ребенка важно повысить его уверенность в достижении цели, сохранить индивидуальность.



Предварительный просмотр:

Анкета "Как распознать одаренность" Л.Г. Кузнецова, Л.П. Сверч

Инструкция: Уважаемые родители!  За каждое совпадение с утверждением поставьте один балл.

Спортивный талант

Если ребенок…

  •  энергичен и все время хочет двигаться
  •  почти всегда берет верх в потасовках или выигрывает в какой-нибудь спортивной игре;
  • неизвестно, когда он успел, научиться ловко управляется с коньками и лыжами, мячами и клюшками;
  • лучше многих других сверстников физически развит и координирован в движениях, двигается легко, пластично, грациозно;
  • предпочитает игры, соревнования, беготню;
  • кажется, что он всерьез никогда не устает;
  • неважно, интересуется ли он всеми видами спорта или каким-нибудь одним, но у него есть свой герой-спортсмен, которому он подражает.

Технические способности

Если ребенок…

  • ребенок интересуется самыми разнообразными механизмами и машинами;
  • любит конструировать модели, приборы, радиоаппаратуру;
  • сам "докапывается" до причин неисправностей и капризов механизмов или аппаратуры, любит загадочные поломки;
  • может починить испорченные приборы и механизмы, использовать старые детали для создания новых игрушек;
  • любит и умеет рисовать ("видит") чертежи и эскизы механизмов;
  • интересуется специальной технической литературой.

Литературное дарование

Если ребенок…

  • рассказывая о чем-либо, умеет придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль;
  • любит фантазировать на тему действительного события, причем придает событию что-то новое и необычное;
  • выбирает в своих устных или письменных рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональные состояния и чувства героев сюжета;
  • изображает персонажи своих фантазий живыми и интересными;
  • любит, уединившись, писать рассказы, стихи, не боится начать писать роман о собственной жизни.

Музыкальный талант

Если ребенок…

  • ребенок любит музыку и музыкальные записи, всегда стремиться туда, где можно послушать музыку;
  • очень быстро и легко отзывается на ритм и мелодию, внимательно вслушивается в них, легко их запоминает;
  • если поет или играет на музыкальном инструменте, вкладывает в исполнение много чувства и энергии, а также свое настроение;
  • сочиняет свои собственные мелодии;
  • научился или учиться играть на каком-либо музыкальном инструменте.

Художественные способности вашего ребенка могут проявиться

Если ребенок…

  • не находя слов или захлебываясь ими, прибегает к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства или настроение;
  • в своих рисунках и картинах отражает все разнообразие предметов, людей, животных, ситуации;
  • серьезно относиться к произведениям искусства;
  • когда имеет свободное время, охотно лепит, рисует, чертит, комбинирует материалы и краски;
  • стремиться создать какое-либо произведение, имеющее очевидное прикладное значение-украшение для дома, одежды;
  • не робеет, высказывая собственное мнение даже о классических произведениях

Способности к научной работе

Если ребенок…

  • обладает явно выраженной способностью к пониманию абстрактных понятий, к обобщениям;
  • умеет четко выразить словами чужую и собственную мысль или наблюдение;
  • любит читать научно-популярные издания, взрослые статьи и книги;
  • часто пытается найти собственное объяснение причин и смысла самых разнообразных событий;
  • с удовольствием проводит время за созданием собственных проектов, схем, конструкции
  • не унывает и ненадолго остывает к работе,  если его изобретение или проект не поддержаны или осмеяны.

Артистический талант

Если ребенок…

  • часто, когда ему не хватает слов, выражает свои чувства мимикой, жестами и движениями;
  • стремиться вызвать эмоциональные реакции у других,
  • меняет тональность и выражение голоса, непроизвольно подражая человеку, о котором рассказывает;
  • с большим желанием выступает пере аудиторией;
  • с удивляющей вас легкостью "передразнивает" чьи-то привычки, позы, выражения;
  • пластичен и открыт всему;
  • любит и понимает значение красивой и характерной одежды.

Незаурядный интеллект

Если ребенок…

  • хорошо рассуждает, ясно мыслит и понимает недосказанное, улавливает причины поступков людей;
  • обладает хорошей памятью;
  • легко и быстро схватывает новый школьный материал;
  • задает очень много продуманных вопросов;
  • любит читать книги, причем по своей собственной программе;
  • обгоняет сверстников по учебе,
  • гораздо лучше и шире информирован, чем сверстников;
  • обладает чувством собственного достоинства и здравого смысла;
  • очень восприимчив и наблюдателен.



Предварительный просмотр:

ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ

Дисциплина в школе поддерживается на основе уважения человеческого достоинства учащихся, педагогов и других работников школы. Применение методов психического и физического насилия по отношению к окружающим не допускается.

Учащиеся обязаны выполнять Устав школы, добросовестно учиться, бережно относиться к имуществу, уважать честь и достоинство других учащихся и работников школы и выполнять правила внутреннего распорядка:

  • Соблюдать расписание уроков, не опаздывать и не пропускать занятия без уважительной причины; 
  • Соблюдать чистоту в школе и школьном дворе; 
  • Беречь школьное здание, оборудование, имущество; 
  • Экономно расходовать электроэнергию и воду; 
  • Бережно относиться к результатам труда других людей и оказывать посильную помощь в уборке школьных помещений во время дежурства по классу, по школе; 
  • Соблюдать порядок и чистоту в столовой, раздевалке, туалете; 
  • Уделять должное внимание своему здоровью и здоровью окружающих; 
  • Принимать активное участие в коллективных творческих делах класса и школы; 
  • Соблюдать законы жизнедеятельности классного коллектива и школьного самоуправления; 

Придерживаться делового стиля одежды.

Учащимся запрещается:

  • Приносить, передавать и использовать наркотические и токсические вещества; 
  • Использовать любые вещества, ведущие к взрывам и возгораниям; 
  • Применять физическую силу для выяснения отношений или вымогательства; 
  • Совершать любые действия, влекущие за собой опасность для окружающих, для собственной жизни и здоровья; 
  • Употреблять грубые выражения по отношению к другим учащимся и ко всем работникам школы. 

Меры дисциплинарного воздействия.

Меры дисциплинарного воздействия определяются Положением о поощрениях и взысканиях.

Внешний вид учащихся

  • Учащийся обязан являться в школу опрятно (чисто, аккуратно, не пестро) одетым, обязан иметь и переодевать в школе сменную обувь. Уличная и сменная обувь должна быть чистой. 
  • Учащийся в школе должен быть аккуратно и не вызывающе причесан, иметь чистый носовой платок, расческу. 
  • Учащийся должен следить за чистотой тела, рук, зубов, носа, не разрешается произносить бранные и нецензурные слова и выражения. 
  • При разговоре со старшими учащийся должен встать. Руки в карманах держать нельзя. Переход в свободный режим общения допускается с разрешения взрослого. 
  • В торжественных случаях одежда учащихся должна соответствовать моменту, мальчики и юноши должны быть в светлых рубашках, темных костюмах, темных полуботинках, для юношей старше 14 лет обязателен галстук. Девочки и девушки должны быть в темных строгого покроя костюмах и светлых блузках, яркие и вызывающего вида украшения и косметика запрещены. Обувь – туфли на небольшом каблуке, в тон костюму. 

На уроках физической культуры, хореографии, технологии, ОБЖ одежда и обувь учащихся регламентируются специальными приказами директора.

В школе категорически запрещено курение.

За нарушение п.п. 1-6 учащиеся могут быть направлены домой для приведения себя в порядок, за нарушение п. 7 учащиеся вызываются в учебную часть для принятия решения:

  • Уведомление родителей; 
  • Вызов родителей в школу; 
  • Вызов на административное совещание; 

То же с родителями;

Вызов на педагогический совет;

То же с родителями;

Вызов на совет школы для принятия решения о пресечении вредного для окружающих поведения;

То же с родителями.

Приход учащихся в школу

При входе в школу учащиеся здороваются с дежурным администратором, учителем, товарищами, вытирают ноги, раздеваются самостоятельно в отведенных для данного класса местах в раздевалке, сменную обувь учащиеся хранят в специальных сумках-мешках в раздевалке вместе с верхней одеждой.

В раздевалке учащиеся ведут себя тихо, раздеваются быстро, не задерживаясь, игры и возня в раздевалке запрещены, посещение раздевалки в течение учебного дня допускается только в присутствии учителя.

Внешний вид учащихся оценивает при выходе из раздевалки дежурный учитель или администратор и предъявляет к учащимся требования в соответствии с настоящими правилами.

Опоздавшие учащиеся регистрируются дежурным администратором или учителем, получают запись об опоздании в дневник.

Учащимся категорически запрещено приносить в школу вещи, не имеющие отношения к занятиям.

За нарушение п.п. 1-2 классный руководитель применяет к учащимся следующие меры воздействия:

Уведомление родителей;

Вызов родителей в школу.

За неоднократное нарушение п. 4 учебная часть применяет к учащимся:

Вызов на административное совещание;

То же с родителями;

Вызов на педагогический совет;

То же с родителями.

За нарушение п. 5 учащиеся вызываются в учебную часть для принятия решения:

Уведомление родителей;

Вызов родителей в школу;

Вызов на административное совещание;

То же с родителями;

Вызов на педагогический совет;

То же с родителями;

Вызов на совет школы для принятия решения о пресечении вредного для окружающих поведения;

То же с родителями.

Требования к учащимся на уроке

Учащиеся после звонка должны немедленно занять свои места за учебными столами и приготовить все необходимое к уроку.

При входе учителя учащиеся встают.

Перед началом урока дежурные подают учителю список учащихся, отсутствующих на данном уроке.

Опоздавшие ученики допускаются на урок с разрешения заместителя директора по учебно-воспитательной работе.

Учитель начинает урок только при наличии всего необходимого для нормальной учебной работы – мел, чистая доска, тряпка тщательно вымыта и отжата. Класс должен быть чисто убран и проветрен. Дежурные по классу обеспечивают такую готовность учебного помещения к каждому уроку.

На учебном столе у учащегося не должно быть ничего лишнего. Перечень необходимого на каждом уроке и в определенные моменты урока (например, на самостоятельной работе) определяется учителем.

При вызове для ответа учащийся должен встать и выйти к доске. Дневник он обязан передать учителю для выставления оценки.

В некоторых случаях возможен ответ ученика с места, как стоя, так и сидя. Порядок ответа с места определяется учителем.

Учащиеся, желающие отвечать или спросить что-либо у учителя, обязаны поднять руку. Каким-либо другим способом пытаться обратить на себя внимание учителя нельзя.

Отвечая, учащийся стоит у доски лицом к классу или при ответе с места лицом к учителю. Отвечая, учащийся говорит громко, внятно, не спеша. Пишет на доске аккуратно, разборчиво. При ответе с использованием плаката, карты, схемы и т. п. стоит вполоборота к классу, показывая указкой то, что необходимо, правой или левой рукой, в зависимости от расположения наглядного материала.

Во время урока, сидя за учебным столом, учащийся обязан следить за осанкой, постановкой ног, наклоном головы. Учащийся обязан выполнять распоряжение учителя относительно правильной осанки.

Учащиеся по окончании урока встают и по распоряжению учителя выходят из класса спокойно.

Подсказки и списывание на уроках категорически воспрещаются.

Нарушения настоящих правил учащимися во время урока фиксируются учителем в дневнике нарушителя.

За нарушение п.п. 1-5, 7-11, 14 классный руководитель применяет к учащимся следующие меры воздействия:

Уведомление родителей;

Вызов родителей в школу.

За неоднократное нарушение п.п. 6, 12, 13 учебная часть применяет к учащимся:

Вызов на административное совещание;

То же с родителями;

Вызов на педагогический совет;

То же с родителями.

Требования к учащимся по содержанию учебных принадлежностей, соблюдению культуры учебного труда

Учебники и книги должны быть аккуратно обернуты.

Тетради учащегося должны быть чистыми, опрятными, хорошо подписанными, с полями.

Письменные принадлежности у ученика должны быть следующими: Ручка, хорошо очиненный карандаш, необходимые приборы для выполнения заданий по геометрии, черчению.

Не разрешается начинать новую рабочую тетрадь, если не закончена старая, что удостоверяется подписью учителя по соответствующему предмету.

Требуется обязательное соблюдение полей, запись числа и пропуск строчки перед каждой письменной работой, если страница не новая.

Ученик при письме должен отделять один смысловой отрывок от другого красной строкой.

Тетради хранятся учащимися в специальной папке.

Учащийся обязан иметь все необходимые учебные принадлежности на каждом уроке, забывать или по каким-либо другим причинам не приносить необходимые на уроке принадлежности -–учебник, книгу, ручку и т. п. (п.3) запрещается.

Учащийся должен выполнять все работы четким разборчивым почерком с наклоном вправо. Выполнение работ на ПК разрешается по указанию учителя.

Дневники учащихся должны быть в обложке, без украшений и изображений. Дневник заполняется учащимся в соответствии с инструкцией, проверяется классным руководителей еженедельно, выдается на еженедельном классном собрании, подписывается родителями. Дневник предоставляется учащимся по первому требованию любого работника школы.

Не разрешается стирать написанное в тетрадях, дневниках, вырывать листы.