Размышления о современном образовании
Здесь будут представлены мои статьи, не подходящие под разделы Портала работников образования. Это рассуждения, идеи, мысли, связанные с профессией учителя.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chto_takoe_kachestvo_zhizni.docx | 16.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Размышления на тему «качественного образования»
Что такое качество жизни? Наверное, каждый человек понимает это по-своему. И как нет одинаковых людей, так нет одинаковых мнений по этому вопросу. Но большинство исследователей согласны в одном, что качество жизни общества определяется качеством жизни отдельных людей.
В настоящее время наиболее активно обсуждается экономический аспект данного понятия. Мне же хотелось бы затронуть его духовную составляющую.
Можно быть очень богатым человеком и вести насыщенную и интересную в материальном плане жизнь: много путешествовать, получать впечатления от культур разных народов, занимать активную жизненную позицию, добиваться своих целей. И все-таки качество этой жизни не будет высоким, если в ней нет этакого духовного стержня, если вся жизнь посвящена погоне за преходящим: деньги, слава, впечатления, создание материальных ценностей.
Н.В. Гоголь считал идеальным человеком Александра Сергеевича Пушкина, считал, что его жизнь – тот идеал, к которому все мы должны стремиться. Конечно, он имел в виду его духовную жизнь, ту богатую жизнь ума и сердца, которая отражалась в его произведениях. Пушкин был космополитом, понятным любому народу и любой культуре, и в то же время он был глубоко русским человеком. Его патриотизм основан на глубоком знании русской истории, культуры и глубоком проникновении в особенности русской души. Собственно, сам поэт был носителем и русской культуры, и русской души, и он же оставил заметный след в русской истории.
Пушкин был необычайно образованным человеком своего времени. И качество этого образования – не просто сумма знаний, но и огромный ресурс ума и творчества, фундамент, на котором развивались в дальнейшем и его талант поэта и писателя, и его духовный рост, и его необычайно интересная и насыщенная событиями жизнь.
Так что же такое качество образования?
Можно быть очень образованным человеком, и все ж таки не уметь или не хотеть применять свои знания на практике – быть этаким образованным Обломовым. Можно быть и образованным, и деятельным, и иметь огромный вес в обществе, и при этом быть разрушителем, а не созидателем. (Взять, к примеру, Гитлера). Все-таки качество жизни зависит не от объема полученных знаний, не от способностей и возможностей их применения, а от того, в чем суть данного образования, на что оно направлено – на созидание, на любовь к людям, на пропаганду вечных ценностей или на удовлетворение собственных потребностей, на уничтожение созданного другими людьми.
Качественное образование может стать фундаментом действительно качественной жизни, но лишь при одном условии – если оно воспитывает в человеке любовь к ближним, творческие способности, трудолюбие, уважение к природе и к созданному другими людьми, а также национальную гордость, основанную на знании своего родного языка, истории и культуры.