публикация Рабочая программа для 9 класса по геометрии
Данная программа разработана по действующему учебнику А.В.Погорелова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по геометрии для 9 класса | 154 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2»
г. Тарко-Сале, Пуровский район
Утверждено на заседании МС школы «Утверждаю»
протокол №____от_____________ 2013г Директор МОУ «ТССОШ№2» Руководитель МС_________Л.Д.Лазарева _______________Л.В.Дюшко
Рабочая программа учебного курса
геометрии
для 9 а,б,в классов
количество часов в неделю – 2, в год – 68 часов
Учитель математики:
Саляева Р.Р.
2013-2014 учебный год
1.Пояснительная записка
Тематическое планирование составлено:
- на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования,
- примерной программы по математике основного общего образования,
-федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2011-2012 учебный год,
- с учетом требований к оснащению общеобразовательного процесса в соответствии с содержанием наполнения учебных предметов компонента государственного стандарта общего образования.
Геометрия – один из важнейших компонентов математического образования. Она необходима для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, эстетического воспитания учащихся.
Настоящая программа включает материал, создающий основу математической грамотности, необходимой как тем, кто станет учеными, инженерами, изобретателями, экономистами и будет решать принципиальные задачи, связанные с математикой, так и тем, для кого математика не станет сферой непосредственной профессиональной деятельности.
Геометрия является одним из опорных предметов основной школы: она обеспечивает изучение других дисциплин. В первую очередь это относится к предметам естественно-научного цикла, в частности к физике. Развитие логического мышления учащихся при обучении геометрии способствует усвоению предметов гуманитарного цикла. Практические умения и навыки геометрического характера необходимы для трудовой деятельности и профессиональной подготовки школьников.
Цели курса:
- овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения практической деятельности изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
- интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений;
- формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
- воспитание культуры личности, отношения к математике как части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно технического прогресса;
Согласно федеральному базисному учебному плану на изучение математики в 9 классе отводится не менее 170 часов из расчета 5 ч в неделю, при этом разделение часов на изучение алгебры и геометрии следующее:
3 часа в неделю алгебры, итого 102 часа; 2 часа в неделю геометрии, итого 68 часов.
Количество учебных часов:
В год – 68 часов (2 часа в неделю)
В том числе: контрольных работ-6.
Формы промежуточной и итоговой аттестации: промежуточная аттестация проводится в форме тестов, контрольных, самостоятельных, работ и математических диктантов (по 10 - 15 минут) в конце логически законченных блоков учебного материала. Итоговая аттестация предусмотрена в виде итоговой контрольной работы.
Уровень обучения – базовый. Курс призван помочь ученику оценить как свой потенциал с точки зрения перспективы дальнейшего обучения в классах профильного обучения, так и повысить уровень его общей математической культуры.
2.Содержание программы
Изучение учебного материала по геометрии в 9 классе строится по следующим разделам:
Подобие фигур.
Понятие о гомотетии и подобии фигур. Подобие треугольников. Признаки подобия треугольников. Подобие прямоугольных треугольников. Центральные и вписанные углы и их свойства.
О с н о в н а я ц е л ь – усвоить признаки подобия треугольников и отработать навыки их применения.
В результате изучения темы ученик должен уметь:
- формулировать определение подобных треугольников;
- формулировать и доказывать теоремы о признаках подобия треугольников;
- формировать умение доказывать подобие треугольников с использованием соответствующих признаков и вычислять элементы подобных треугольников;
- формулировать определения понятий, связанных с окружностью, секущей и касательной к окружности, углов, связанных с окружностью.
Решение треугольников.
Теорема синусов. Теорема косинусов. Решение треугольников.
О с н о в н а я ц е л ь – познакомить учащихся с основными алгоритмами решения произвольных треугольников.
В результате изучения темы ученик должен уметь:
- формулировать и доказывать теоремы синусов и косинусов;
- формировать умение применять теоремы синусов и косинусов для вычисления неизвестных элементов.
Многоугольники.
Ломаная. Выпуклые многоугольники. Сумма углов выпуклого многоугольника. Правильные многоугольники. Окружность, вписанная в правильный многоугольник. Окружность, описанная около правильного многоугольника. Длина окружности. Длина дуги окружности. Радианная мера угла.
О с н о в н а я ц е л ь – расширить и систематизировать сведения о многоугольниках и окружностях.
В результате изучения темы ученик должен уметь:
- распознавать многоугольники, формулировать определение и приводить примеры многоугольников;
- формулировать и доказывать теорему о сумме углов выпуклого многоугольника.
Площади фигур.
Площадь и её свойства. Площади прямоугольника, треугольника, параллелограмма, трапеции. Площади круга и его частей.
О с н о в н а я ц е л ь – сформировать у учащихся общее представление о площади и умение вычислять площади фигур.
В результате изучения темы ученик должен иметь:
- общее представление о площади и уметь вычислять площади плоских фигур в ходе решения задач.
Элементы стереометрии.
Аксиомы стереометрии. Параллельность и перпендикулярность прямых и плоскостей в пространстве. Многогранники. Тела вращения.
О с н о в н а я ц е л ь – дать начальное представление о телах и поверхностях в пространстве, о расположении прямых и плоскостей в пространстве.
В результате изучения темы ученик должен иметь:
- представление о телах и поверхностях в пространстве, о расположении прямых и плоскостей в пространстве.
Обобщающее повторение курса планиметрии.
О с н о в н а я ц е л ь – обобщить знания и умения учащихся.
.
3.Требования к уровню математической подготовки учащихся
В результате изучения геометрии ученик должен
знать/понимать:
- существо понятия математического доказательства; приводить примеры доказательств;
- существо понятия алгоритма; приводить примеры алгоритмов;
- каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия; примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики;
- смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации.
уметь:
- пользоваться геометрическим языком для описания предметов окружающего мира;
- распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
- изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразования фигур;
- распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела, изображать их;
- проводить операции над векторами, вычислять длину и координаты вектора, угол между векторами;
- вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов); в том числе определять значения тригонометрических функций по заданным значениям углов; находить значения тригонометрических функций по значению одной из них, находить стороны, углы и площади треугольников, длины ломаных, дуг окружности, площадей основных геометрических фигур и фигур,составленных из них;
- решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический и тригонометрический аппарат, соображения симметрии;
- проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;
- решать простейшие планиметрические задачи в пространстве;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- описания реальных ситуаций на языке геометрии;
- расчетов, включающих простейшие тригонометрические формулы;
- решения геометрических задач с использованием тригонометрии;
- решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин
- ( используя при необходимости справочники и технические средства );
построение геометрическими инструментами ( линейка, угольник, циркуль, транспортир).
4.Распределение учебного времени по темам
Содержание материала | Кол-во уроков | |
§11 Подобие фигур | 14ч | |
1 | Преобразование подобия. Свойства преобразования подобия. | 2 |
2 | Подобие фигур. Признак подобия треугольников по двум углам | 2 |
3 | Признак подобия треугольников по двум сторонам и углу между ними. Признак подобия треугольников по трем сторонам | 2 |
4 | Подобие прямоугольных треугольников. | 2 |
5 | Контрольная работа №1 | 1 |
6 | Углы, вписанные в окружность | 2 |
7 | Пропорциональность отрезков хорд и секущих окружности. | 2 |
8 | Контрольная работа №2 | 1 |
§12 Решение треугольников | 9ч | |
9 | Теорема косинусов. | 2 |
10 | Теорема синусов. Соотношение между углами треугольника и противолежащими сторонами. | 3 |
11 | Решение треугольников. | 3 |
12 | Контрольная работа №3 | 1 |
§13 Многоугольники | 15ч | |
13 | Ломаная. Выпуклые многоугольники. Правильные многоугольники. | 3 |
14 | Формулы для радиусов вписанных и описанных окружностей правильных многоугольников. | 3 |
15 | Построение некоторых правильных многоугольников. | 1 |
16 | Подобие правильных выпуклых многоугольников. | 3 |
17 | Длина окружности. | 2 |
18 | Радианная мера угла. | 2 |
19 | Контрольная работа №4 | 1 |
§14 Площади фигур | 17ч | |
20 | Понятие площади. Площадь прямоугольника. | 3 |
21 | Площадь параллелограмма. | 2 |
22 | Площадь треугольника. Формула Герона для площади треугольника. | 2 |
23 | Площадь трапеции. | 2 |
24 | Контрольная работа №5 | 1 |
25 | Формулы для радиусов вписанной и описанной окружностей треугольника. | 2 |
26 | Площади подобных фигур. | 2 |
27 | Площадь круга. | 2 |
28 | Контрольная работа №6 | |
§15 Элементы стереометрии | 7ч | |
29 | Аксиомы стереометрии | 1 |
30 | Параллельность прямых и плоскостей в пространстве. Перпендикулярность прямых и плоскостей в пространстве | 3 |
31 | Многогранники. Тела вращения | 3 |
Повторение курса геометрии (планиметрии) | 6ч | |
32 | Повторение. Треугольники. | 1 |
33 | Повторение. Четырехугольники. | 1 |
34 | Повторение. Многоугольники | 1 |
35 | Повторение. Декартовы координаты на плоскости | 1 |
36 | Повторение. Векторы на плоскости | 1 |
37 | Повторение. Окружность. Круг | 1 |
5.Календарно – тематическое планирование
(прилагается )
6. Средства контроля
Виды контроля | 1 ч | 2 ч | 3 ч | 4ч | год |
Контрольная работа №1 Подобие фигур. | 1 | ||||
Контрольная работа №2 Окружность. | 1 |
| |||
Контрольная работа №3 Решение треугольников. | 1 |
| |||
Контрольная работа №4 Многоугольники. | 1 | ||||
Контрольная работа №5 Площади фигур. | 1 |
| |||
Контрольная работа №6 Площади фигур. | 1 | ||||
Итого | 2 | 1 | 2 | 1 | 6 |
7. Учебное и учебно-методическое обеспечение
Для учителя:
1. ПогореловА. В. Геометрия: учеб. для 7—9 кл. — М.: Просвещение, 2009.
2. Бурмистрова Т.А. Программа общеобразовательных учреждений. Геометрия. 7-9 классы./ Бурмистрова Т.А. – М. «Просвещение», 2008г.
3. Гусев В. А. Геометрия: дидакт. материалы для 9 кл. / В. А. Гусев, А. И. Медяник. — М.: Просвещение, 2004.
4. Дудницын Ю. П. Геометрия: рабочая тетрадь для 9 кл. —М.: Просвещение, 2008.
5. Дудницын Ю. П. Контрольные работы по геометрии для 7— 9 кл. / Ю. П. Дудницын, В. Л. Кронгауз. — М.: Просвещение, 2008.
6. Ершова А.Б.. Самостоятельные и контрольные работы для 9 класса по алгебре и геометрии. А. Б. Ершова, В. В. Голободько, А. С. Ершова М:Просвещение,2006.
7. Жохов В. И. Геометрия, 7—9: кн. для учителя / В. И. Жохов, Г. Д. Карташева, Л. Б. Крайнева. — М.: Просвещение, 2010.
8. Мищенко Т.М. Тематические тесты. 9 класс./ Т.М. Мищенко. - М.: Просвещение, 2010.
9. Геометрия 9 класс. Тесты.-АСТ-Пресс,2008.
Для учащихся:
1. Геометрия. Рабочая тетрадь для 9 класса /Л.С.Атанасян – М.:Просвещение,-2010
2. Дидактические материалы по геометрии для 9 класса / Б.Г. Зив.- М.: Просвещение, 2007;
3. Дидактический материал. Геометрия. Разрезные карточки для тестового контроля. 9 класс / Т.В.Коломиец. – Волгоград: Учитель, 2007