публикация Рабочая программа для 9 класса по геометрии

Саляева Роза Ризовна

Данная программа  разработана по  действующему  учебнику  А.В.Погорелова.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                             Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2»

г. Тарко-Сале, Пуровский район

Утверждено на заседании МС школы                                                      «Утверждаю»

протокол №____от_____________ 2013г                                                Директор МОУ «ТССОШ№2» Руководитель МС_________Л.Д.Лазарева                                                                         _______________Л.В.Дюшко

Рабочая программа учебного курса

геометрии

для 9 а,б,в  классов

количество часов в неделю – 2,  в год –  68 часов

Учитель математики:

Саляева Р.Р.

2013-2014 учебный год

1.Пояснительная записка

Тематическое планирование составлено:

- на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования,

- примерной программы по математике основного общего образования,

-федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2011-2012 учебный год,

- с учетом требований к оснащению общеобразовательного процесса в соответствии с содержанием наполнения учебных предметов компонента государственного стандарта общего образования.

Геометрия – один из важнейших компонентов математического образования. Она необходима для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, эстетического воспитания учащихся.  

   Настоящая программа включает материал, создающий основу математической грамотности, необходимой как тем, кто станет учеными, инженерами, изобретателями, экономистами и будет решать принципиальные задачи, связанные с математикой, так и тем, для кого математика не станет сферой непосредственной профессиональной деятельности.

   Геометрия является одним из опорных предметов основной школы: она обеспечивает изучение других дисциплин. В первую очередь это относится к предметам естественно-научного цикла, в частности к физике. Развитие логического мышления учащихся при обучении геометрии способствует усвоению предметов гуманитарного цикла. Практические умения и навыки геометрического характера необходимы для трудовой деятельности и профессиональной подготовки школьников.

Цели курса:

  • овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения практической деятельности изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
  • интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений;
  • формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
  • воспитание культуры личности, отношения к математике как части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно технического прогресса;

Согласно федеральному базисному учебному плану на изучение математики в 9 классе отводится не менее 170 часов из расчета 5 ч в неделю, при этом разделение часов на изучение алгебры и геометрии следующее:

3 часа в неделю алгебры, итого 102 часа; 2 часа в неделю геометрии, итого 68 часов.

Количество учебных часов:

В год – 68 часов (2 часа в неделю)

В том числе: контрольных работ-6.

Формы промежуточной и итоговой аттестации: промежуточная аттестация проводится в форме тестов, контрольных, самостоятельных, работ и математических диктантов (по 10 - 15 минут) в конце логически законченных блоков учебного материала. Итоговая аттестация предусмотрена в виде итоговой контрольной работы.

Уровень обучения – базовый. Курс призван помочь ученику оценить как свой потенциал с точки зрения перспективы дальнейшего обучения в классах профильного обучения, так и повысить уровень его общей математической культуры.

2.Содержание программы

Изучение учебного материала по геометрии в 9 классе строится по следующим разделам:

                    Подобие фигур.

Понятие о гомотетии и подобии фигур. Подобие треугольников. Признаки подобия треугольников. Подобие прямоугольных треугольников. Центральные и вписанные углы и их свойства.

О с н о в н а я  ц е л ь – усвоить признаки подобия треугольников и отработать навыки их применения.

В результате изучения темы  ученик должен уметь:

  • формулировать определение подобных треугольников;
  • формулировать и доказывать теоремы о признаках подобия треугольников;
  • формировать умение доказывать подобие треугольников с использованием соответствующих признаков и вычислять элементы подобных треугольников;
  • формулировать определения понятий, связанных с окружностью, секущей и касательной к окружности, углов, связанных с окружностью.

Решение треугольников.

Теорема синусов. Теорема косинусов. Решение треугольников.

О с н о в н а я  ц е л ь – познакомить учащихся с основными алгоритмами решения произвольных треугольников.

В результате изучения темы  ученик должен уметь:

  • формулировать и доказывать теоремы синусов и косинусов;
  • формировать умение применять теоремы синусов и косинусов для вычисления неизвестных элементов.

Многоугольники.

Ломаная. Выпуклые многоугольники. Сумма углов выпуклого многоугольника. Правильные многоугольники. Окружность, вписанная в правильный многоугольник. Окружность, описанная около правильного многоугольника. Длина окружности. Длина дуги окружности. Радианная мера угла.

О с н о в н а я  ц е л ь – расширить и систематизировать сведения о многоугольниках и окружностях.

В результате изучения темы  ученик должен уметь:

  • распознавать многоугольники, формулировать определение и приводить примеры многоугольников;
  • формулировать и доказывать теорему о сумме углов выпуклого многоугольника.

Площади фигур.

Площадь и её свойства. Площади прямоугольника, треугольника, параллелограмма, трапеции. Площади круга и его частей.

О с н о в н а я  ц е л ь  сформировать у учащихся общее представление о площади и умение вычислять площади фигур.

В результате изучения темы  ученик должен иметь:

  • общее представление о площади и  уметь вычислять площади плоских фигур в ходе решения задач.  

Элементы стереометрии.

Аксиомы стереометрии. Параллельность и перпендикулярность прямых и плоскостей в пространстве. Многогранники. Тела вращения.

О с н о в н а я  ц е л ь – дать начальное представление о телах и поверхностях в пространстве, о расположении прямых и плоскостей в пространстве.

В результате изучения темы  ученик должен иметь:

  • представление о телах и поверхностях в пространстве, о расположении прямых и плоскостей в пространстве.

Обобщающее повторение курса планиметрии.

О с н о в н а я  ц е л ь – обобщить знания и умения учащихся.

.

3.Требования к уровню математической подготовки  учащихся

В результате изучения геометрии ученик должен

знать/понимать:

  • существо понятия математического доказательства; приводить примеры доказательств;
  • существо понятия алгоритма; приводить примеры алгоритмов;
  • каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия; примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики;
  • смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации.

уметь:

  • пользоваться геометрическим языком для описания предметов окружающего мира;
  • распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
  • изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразования фигур;
  • распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела, изображать их;
  • проводить операции над векторами, вычислять длину и координаты вектора, угол между векторами;
  • вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов); в том числе определять значения тригонометрических функций по заданным значениям углов; находить значения тригонометрических функций по значению одной из них, находить стороны, углы и площади треугольников, длины ломаных, дуг окружности, площадей основных геометрических фигур и фигур,составленных из них;
  • решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический и тригонометрический аппарат, соображения симметрии;
  • проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;
  • решать простейшие планиметрические задачи в пространстве;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • описания реальных ситуаций на языке геометрии;
  • расчетов, включающих простейшие тригонометрические формулы;
  • решения геометрических задач с использованием тригонометрии;
  • решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин
  •  ( используя при необходимости справочники и технические средства );

построение геометрическими инструментами ( линейка, угольник, циркуль, транспортир).

4.Распределение учебного времени по темам

Содержание материала

Кол-во   уроков

§11 Подобие фигур

14ч

1

Преобразование подобия. Свойства преобразования подобия.

2

2

Подобие фигур. Признак подобия треугольников по двум углам

2

3

Признак подобия треугольников по двум сторонам  и углу между ними. Признак подобия треугольников по трем сторонам

2

4

Подобие прямоугольных треугольников.  

2

5

Контрольная работа №1

1

6

Углы, вписанные в окружность

2

7

Пропорциональность отрезков хорд и секущих окружности.

2

8

Контрольная работа №2

1

§12 Решение треугольников

9

 Теорема косинусов.

2

10

Теорема синусов. Соотношение между углами треугольника и противолежащими сторонами.

3

11

Решение треугольников.

3

12

Контрольная работа №3  

1

§13 Многоугольники

15ч

13

Ломаная. Выпуклые многоугольники. Правильные многоугольники.

3

14

Формулы для радиусов вписанных и описанных окружностей правильных многоугольников.

3

15

Построение некоторых правильных многоугольников.

1

16

Подобие правильных выпуклых многоугольников.

3

17

Длина окружности.

2

18

Радианная мера угла.

2

19

Контрольная работа №4  

1

§14 Площади фигур

17ч

20

 Понятие площади. Площадь прямоугольника.

3

21

Площадь параллелограмма.

2

22

Площадь треугольника. Формула Герона для площади треугольника.

2

23

Площадь трапеции.

2

24

Контрольная работа №5

1

25

Формулы для радиусов вписанной и описанной окружностей треугольника.

2

26

Площади подобных фигур.

2

27

Площадь круга.

2

28

Контрольная работа №6

§15 Элементы стереометрии

29

Аксиомы стереометрии

1

30

Параллельность прямых и плоскостей в пространстве. Перпендикулярность прямых и плоскостей в пространстве

3

31

Многогранники. Тела вращения

3

Повторение курса геометрии  (планиметрии) 

32

Повторение. Треугольники.

1

33

Повторение. Четырехугольники.

1

34

Повторение. Многоугольники

1

35

Повторение. Декартовы координаты на плоскости

1

36

Повторение.  Векторы на плоскости

1

37

Повторение. Окружность. Круг

1

5.Календарно – тематическое планирование

(прилагается )

6.  Средства контроля

Виды контроля

     1 ч

      2 ч

     3 ч

     4ч

     год

Контрольная работа №1  Подобие  фигур.

   1

Контрольная работа №2  Окружность.

    1

   

Контрольная работа №3 Решение  треугольников.

1

 

Контрольная работа №4 Многоугольники.

  1

Контрольная работа №5  Площади  фигур.

  1

 

Контрольная работа №6  Площади  фигур.

  1

Итого

   2

   1

   2

   1

   6

7. Учебное и учебно-методическое обеспечение

Для учителя:  

1.   ПогореловА. В. Геометрия: учеб. для 7—9 кл. — М.: Просвещение, 2009.

2.   Бурмистрова Т.А. Программа  общеобразовательных учреждений. Геометрия. 7-9 классы./ Бурмистрова Т.А. – М. «Просвещение», 2008г.    

3.  Гусев В. А. Геометрия: дидакт. материалы для 9 кл. / В. А. Гусев, А. И. Медяник. — М.: Просвещение, 2004.

4.  Дудницын Ю. П. Геометрия: рабочая тетрадь для 9 кл. —М.: Просвещение, 2008.

5.   Дудницын Ю. П. Контрольные работы по геометрии для 7— 9 кл. / Ю. П. Дудницын, В. Л. Кронгауз. — М.: Просвещение, 2008.

6.  Ершова А.Б.. Самостоятельные и контрольные работы для 9 класса по алгебре и геометрии. А. Б. Ершова, В. В. Голободько, А. С. Ершова М:Просвещение,2006. 

7.    Жохов В. И. Геометрия, 7—9: кн. для учителя / В. И. Жохов, Г. Д. Карташева, Л. Б. Крайнева. — М.: Просвещение, 2010.

8. Мищенко Т.М. Тематические тесты. 9 класс./ Т.М. Мищенко. - М.: Просвещение, 2010.  

9. Геометрия 9 класс. Тесты.-АСТ-Пресс,2008.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             

Для учащихся:

1. Геометрия. Рабочая тетрадь для 9 класса  /Л.С.Атанасян – М.:Просвещение,-2010

2. Дидактические материалы по геометрии для 9 класса / Б.Г. Зив.-    М.: Просвещение, 2007;

3. Дидактический материал. Геометрия. Разрезные карточки для тестового   контроля. 9 класс / Т.В.Коломиец. – Волгоград: Учитель, 2007