Вместе с ребенком
В этом разделе будут помещены материалы,
которые помогут малышу немного развлечься,
а родителям узнать способности
и возможности своего малыша.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Нажимай и цвета называй | 228.64 КБ |
Артикуляционная гимнастика в картинках | 2.09 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Рекомендации к проведению упражнений: Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше заниматься 3-4 раза в день по 3-5 минут. Или 2 раза в день (утром и вечером) по 5-7 минут, в зависимости от возраста и усидчивости ребенка. Каждое упражнение выполняется 5-7 раз. Сначала упражнения надо выполнять медленно, перед зеркалом, так как ребёнку необходим зрительный контроль. После того как малыш немного освоится, зеркало можно убрать. Полезно задавать ребёнку наводящие вопросы. Например: что делают губы? что делает язычок? где он находится (вверху или внизу)? Затем темп упражнений можно увеличить и выполнять их под счёт. Но при этом следите за тем, чтобы упражнения выполнялись точно и плавно, иначе занятия не имеют смысла. Занимаясь с детьми 3-4-летнего возраста, следите, чтобы они усвоили основные движения. К детям 4-5 лет требования повышаются: движения должны быть всё более чёткими и плавными, без подёргиваний. В 6-7-летнем возрасте дети выполняют упражнения в быстром темпе и умеют удерживать положение языка некоторое время без изменений. Если во время занятий язычок у ребёнка дрожит, слишком напряжён, отклоняется в сторону и малыш не может удержать нужное положение языка даже короткое время, обязательно обратитесь к логопеду. Возможно, понадобятся помощь врача-логопеда и специальный массаж. Проводить упражнения лучше в эмоциональной форме. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, то не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы. Правильное произношение звуков наряду с богатым словарным запасом и грамматически верной, хорошо развитой, связной речью является одним из основных показателей готовности ребёнка к школьному обучению.
1.Бегемотик рот открыл, Подержал. Потом закрыл. Подразним мы бегемота— Подшутить над ним охота. Учимся широко и спокойно открывать и закрывать рот Повторяем упражнение 3—5 раз. Даем ребенку время для отдыха и расслабления. Предлагаем сглотнуть слюну. Вновь повторяем упражнение 3—4 раза Основной комплекс артикуляционной гимнастики «Бегемотик»
2. Улыбается щенок, Зубки напоказ. Я бы точно так же смог, Вот, смотри. Сейчас Широко разводим уголки губ, обнажив сжатые зубы. Возвращаем губы в спокойное положение. Даем ребенку время для отдыха и расслабления. Предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза «Щенок» («Заборчик»)
3. Хоботок слоненок тянет, Он вот-вот банан достанет. Губки в трубочку сложи И слоненку покажи Вытягиваем губы вперед, как для поцелуя, держим в таком положении 3—5 секунд. Возвращаем губы в спокойное положение. Даем ребенку время для отдыха и расслабления. Предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза. «Слоненок»
4. Хомячок надует щечки, У него зерно в мешочках. Мы надуем щечки тоже, Хомячку сейчас поможем Предлагаем малышу надуть щеки при закрытом рте и подержать в таком положении 3—5 секунд, а потом выдохнуть, расслабиться, сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 р. «Хомячок»
5. Белка щелкает орешки Обстоятельно, без спешки. Упираем язычок Влево - вправо, на бочок При закрытом рте упираем напряженный кончик языка то в левую, то в правую щеку. Выполняем 6—8 раз. Затем даем ребенку время для отдыха и расслабления, предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза «Орешки» («Конфетки»)
6. Устала собачка и дышит устало. И даже за кошкою бегать не стала. Широкий язык отдохнет, полежит, И снова собачка за кошкой бежит Широко открываем рот. Кладем мягкий спокойный язычок на нижнюю губу. Задерживаем на 3—5 секунд. Убираем язычок. Даем ребенку время для отдыха и расслабления, предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3-4 р «Лопатка» («Блинчик»)
7. Котенок любит молоко: Нальешь — и нет ни капли вмиг. Лакает быстро и легко, «Лопаткой» высунув язык Широко открываем рот, делаем 4—5 движений широким языком, как бы лакая молоко. Закрываем рот. Убираем язычок. Даем ребенку время для отдыха и расслабления, предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза «Котенок»
8. Язычка загнем края, Делай так же, как и я. Язычок лежит широкий И, как чашечка, глубокий Широко открываем рот, кладем широкий язык на нижнюю губу, загибаем края языка «чашечкой» и медленно поднимаем ее за верхние зубы. Затем предлагаем ребенку опустить язычок, закрыть рот, расслабиться, сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза. «Чашечка»
9. Выше дуба, выше ели На качелях мы взлетели. А скажите, вы б сумели Язычком «качать качели»? Широко открываем рот. Кладем на нижнюю губу спокойный расслабленный язык, переводим его на верхнюю губу, возвращаем на нижнюю, снова поднимаем на верхнюю. Выполняем 6—8 раз. Убираем язычок, закрываем рот. Даем ребенку время для отдыха и расслабления, предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упр. 3-4 раза «Качели»
10. Язык, как маятник часов, Качаться вновь и вновь готов. Котенок улыбается, Он, как и ты, старается Открываем рот, растягиваем губы в улыбку, вытягиваем язык, напрягаем его, касаемся острым кончиком языка то левого, то правого уголков губ. Следим, чтобы язык двигался по воздуху, а не по нижней губе, чтобы не качалась нижняя челюсть. Выполняем 6—8 раз. Убираем язычок, закрываем рот. Даем ребенку время для отдыха и расслабления, предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упр, 3-4 раза «Часики»
11.У птички клювик очень колкий И тонкий, острый, как иголка. Взгляни-ка рядом на страницу: Мой язычок — как клюв у птицы Широко открываем рот, приподнимаем и вытягиваем вперед тонкий язычок. Фиксируем положение на 3—5 секунд. Убираем язычок, закрываем рот. Даем ребенку время для отдыха и расслабления, предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза «Птичка» («Змейка», «Жало»)
12. Знает это весь народ: Любит мишка вкусный мед. Язычком губу оближет И подсядет к меду ближе Широко открываем рот, острым кончиком языка проводим по верхней губе слева направо и обратно. Следим за тем, чтобы не двигалась нижняя челюсть. Выполняем 6—8 раз. Убираем язычок, закрываем рот. Даем ребенку время для отдыха и расслабления, предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 р. «Сладкое варенье»
13. Выгни язычок, как спинку Выгнул этот рыжий кот. Ну-ка, рассмотри картинку: Он по мостику идет 1.У лыбнуться, открыть рот, кончик языка упереть за нижние зубы, «спинку» выгнуть, а боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Удерживать язык в таком положении под счёт до восьми, потом до десяти. 2. Улыбнуться, открыть рот. Кончиком языка упереться в нижние зубы. На счет «раз»- выгнуть язык горкой, упираясь кончиком языка в нижние зубы. На счет «два» вернуться в исходное положение. Кончик языка при этом не должен отрываться от нижних зубов, рот не закрывается. 3.Открываем рот. Выгнув спинку языка, упираем его кончик в нижние зубы изнутри рта. Удерживаем в таком положении 3—5 секунд. Медленно сближаем и сжимаем зубы, закрываем рот. «Мостик» стоит за закрытыми зубами. Затем предлагаем ребенку выпрямить язычок, расслабиться, сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза «Киска выгибает спинку» («Мостик», «Горка»)
«Месим тесто» (Шлепаем язычком») Улыбнуться, открыть рот, покусать язык зубами та-та-та…; пошлёпать язык губами пя-пя-пя…; закусить язык зубами и продвигать его сквозь зубы с усилием вперед-назад.
«Лошадка» Улыбнуться, открыть рот. Широким язычком пощелкать, громко и энергично, как лошадка скачет. Кончик языка не должен подворачиваться, губы - в улыбке. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижна, «прыгал» только язычок.
«Грибок» улыбнуться , открыть рот, «приклеить» (присосать) язык к нёбу. Следить, чтобы при этом рот был широко открыт. Если не получается сразу «приклеить» язычок к нёбу, предложить ребёнку медленно пощёлкать языком. Пусть малыш почувствует, как язычок «присасывается» к нёбу .
«Маляр» улыбнуться , открыть рот, язык поднять верхи кончиком языка проводить по нёбу от верхних зубов до горла и обратно. Выполнять медленно, под счёт до 8 .
«Дятел» улыбнуться , открыть рот, поднять язык вверх. Кончиком языка с силой «ударять» по бугоркам (альвеолам) за верхними зубами и произносить звуки: «д-д-д...». Выполнять 10-20 секунд сначала медленно, затем всё быстрее и быстрее. Следить, чтобы «работал» только кончик языка, а сам язык не прыгал .
«Чистим зубки» Улыбнуться , приоткрыть рот. Кончиком языка «почистить» нижние, затем верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком вправо - влево. Нижняя челюсть при этом не двигается .
«Парус» Улыбнуться, широко открыть рот, кончик языка поднять и поставить на бугорки (альвеолы) за верхними зубами. Удерживать язык в таком положении на счёт до восьми, потом до десяти. Опустить язык и повторить упражнение 2-3 раза.
Литература 1. Косинова Е.М. Большой логопедический учебник с заданиями и упражнениями для самых маленьких.- М.: Эксмо: ОЛИСС, 2007 2. Косинова Е.М. Уроки логопеда: игры для развития речи/ Елена Косинова.- М.: Эксмо: ОЛИСС, 2011. 3. Крупенчук О.И., Воробьева Т.А. Логопедические упражнения: Артикуляционная гимнастика.- СПб.: Издательский Дом «Литера», 2004. 4. Логопедия. Под ред. Л. С. Волковой. – М.: «Просвещение», 1989 5. Нищева Н. В. Веселая артикуляционная гимнастика