Проектная деятельность
Ребятам нравится участвовать в разработке проектов, начиная от самых простых, углубляют знания по изученным разделам программы по всем предметам. В папки мне удется собрать только письменные варианты проектов.Результатами многие проектов являются поделки и рисунки, объемные модели.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
рекомендации по проекту | 15.6 КБ |
Проектная технология. Немного теории | 26.38 КБ |
Паспорт социального проекта Открытка солдату | 47.5 КБ |
Паспорт социального проекта Покормите птиц зимой | 48.5 КБ |
Паспорт социального проекта Коробка доброты | 58 КБ |
Предварительный просмотр:
Рекомендации по проекту
Творческими работами проекта могут быть: рисунок, открытка, поделка, скульптура, игрушка, макет, рассказ, считалка, загадка, концерт, спектакль, викторина, газета, книга, модель, костюм, фотоальбом, доклад, электронная презентация, и т.д. И да же какая-то полезная социальная деятельность (посадка растений, поздравление ветеранов и прочее)
Содержание проекта:
- Идея (цель) проекта
Актуальность темы (почему данная тема взята для исследования?)
Предмет исследования
Формулировка проблемы
Выдвижение гипотезы (предположения)
- Разработка плана проекта
Что я буду создавать(узнавать), где я буду это искать
- Описание проекта (Описание этапов работы)
Лучше с фотографиями или схемами - рисунками
Проверка гипотезы может осуществляться следующими способами:
- Наблюдение, опыты;
- Исследование разных источников информации;
МБОУ средняя школа №3 г. Лысково Проект «название» Выполнил: ученик 3 «Б» класса ФИ Учитель: Е.С.Моталина Мини-рисунок изделия г.Лысково, 2015г. |
- Творческая деятельность
- Вывод: соотнесение полученных результатов с исходной гипотезой, формулирование выводов.
- Самооценка проекта
Оформление работы:
Титульный лист
Каждый этап работы на новом листе, оформлен красочно рукой ребенка (рукописный вариант) или в печатном варианте (схемы можно от руки)
Рекомендации по проекту
Творческими работами проекта могут быть: рисунок, открытка, поделка, скульптура, игрушка, макет, рассказ, считалка, загадка, концерт, спектакль, викторина, газета, книга, модель, костюм, фотоальбом, доклад, электронная презентация, и т.д. И да же какая-то полезная социальная деятельность (посадка растений, поздравление ветеранов и прочее)
Содержание проекта:
- Идея (цель) проекта
Актуальность темы (почему данная тема взята для исследования?)
Предмет исследования
Формулировка проблемы
Выдвижение гипотезы (предположения)
- Разработка плана проекта
Что я буду создавать(узнавать), где я буду это искать
- Описание проекта (Описание этапов работы)
Лучше с фотографиями или схемами - рисунками
Проверка гипотезы может осуществляться следующими способами:
- Наблюдение, опыты;
- Исследование разных источников информации;
МБОУ средняя школа №3 г. Лысково Проект «название» Выполнил: ученик 3 «Б» класса ФИ Учитель: Е.С.Моталина Мини-рисунок изделия г.Лысково, 2015г. |
- Творческая деятельность
- Вывод: соотнесение полученных результатов с исходной гипотезой, формулирование выводов.
- Самооценка проекта
Оформление работы:
Титульный лист
Каждый этап работы на новом листе, оформлен красочно рукой ребенка (рукописный вариант) или в печатном варианте (схемы можно от руки)
Предварительный просмотр:
Проектная технология
Проектная технология не является принципиально новой в мировой педагогике. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов Дж. Дьюи, У. Килпатрика. Под руководством русского педагога С. Т. Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные технологии в практике преподавания.
Проект – слово иноязычное, происходит оно от латинского project us. Буквальный перевод – «брошенный вперед».
Целевое назначение:
1. Развивать такие личностные качества школьников, как самостоятельность, инициативность, способность к творчеству.
2. Развивать у учащихся «командный дух»; вдохновлять детей на коммуникабельность и умение сотрудничать.
3. Обеспечить механизм развития критического мышления ребенка, умение искать путь решения поставленной задачи.
4. Развивать у учащихся исследовательские умения (выявление проблем, сбор информации и т.д.) наблюдение, умение строить гипотезы, обобщать, развивать аналитическое мышление.
5. Формировать познавательный интерес.
6. Реализовать творческий потенциал в исследовательской и предметно-продуктивной деятельности.
В основу проектной технологии положена идея о направленности учебно–познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Чрезвычайно важно показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Для этого необходима проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания, новые знания, которые еще предстоит приобрести.
Суть проектной технологии состоит в том, что учащиеся в процессе работы создают проект, ученик в учебной работе постигает реальные процессы, проживает конкретные ситуации, приобщается к проникновению вглубь явлений, конструированию новых процессов, объектов и т.д. При реализации проектной технологии создается конкретный продукт, являющийся результатом совместного труда и размышлений учащихся, который им приносит удовлетворение от осознания того, что они пережили ситуацию успеха.
Учитель является консультантом, мотивирующим и направляющим исследовательскую, аналитическую, проектную, творческую деятельность учащегося. Ученик самостоятельно выбирает эффективный маршрут решения предметной, метапредметной, личностной проблемы из многих вариантов, используя разнообразные источники информации, материалы, формы, способы деятельности.
Проектная технология – это взаимосвязанная деятельность учителя и обучающихся. Если ученик пытается извлечь информацию, переработать ее, то учитель призван указать возможный источник или самому становиться источником информации. Если ученик старается приобретать знания и навыки для дальнейшего их использования в своей практике, то учитель координирует этот процесс, поощряет учащегося и осуществляет постоянную обратную связь. Ребенок пытается приобрести навыки коммуникативной деятельности, а учитель предлагает дискуссии, не навязывая при этом учащимся своего собственного мнения.
Проектная технология всегда ориентирована на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Эта технология органично сочетается с групповыми методами. Проектная технология всегда предполагает решение какой-то проблемы. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности, разнообразных методов, средств обучения и воспитания, а с другой, предполагает необходимость интегрирования знаний, умений применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Результаты выполненных проектов должны быть "осязаемыми", т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к использованию (на уроке, в школе, в реальной жизни). Проектная технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.
Исходные теоретические позиции проектного обучения:
в центре внимания - ученик, содействие развитию его творческих способностей;
образовательный процесс строится не в логике учебного предмета, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для ученика, что повышает его мотивацию в учении;
индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого ученика на свой уровень развития;
комплексный подход к разработке учебных проектов способствует сбалансированному развитию основных физиологических и психических функций ученика;
глубокое, осознанное усвоение базовых знаний обеспечивается за счет универсального их использования в разных ситуациях.
Проектная технология предполагает:
наличие проблемы, требующей интегрированных знаний и исследовательского поиска ее решения;
практическую, теоретическую, познавательную значимость предполагаемых результатов;
самостоятельную деятельность ученика;
структурирование содержательной части проекта с указанием поэтапных результатов;
использование исследовательских методов, т.е. определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования, выдвижения гипотезы их решения. Обсуждение методов исследования, оформление конечных результатов. Анализ полученных данных, подведение итогов, корректировка, выводы.
Этапы работы над проектом.
Стадии | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. Разработка проектного задания |
|
|
1.1. Выбор темы проекта | Учитель отбирает возможные темы и предлагает их учащимся. | Учащиеся обсуждают и принимают общее решение по теме. |
| Учитель предлагает учащимся совместно отобрать тему проекта. | Группа учащихся совместно с учителем отбирает темы и предлагает классу для обсуждения |
| Учитель участвует в обсуждении тем, предложенных учащимися. | Учащиеся самостоятельно подбирают темы и предлагают классу для обсуждения. |
1.2. Выделение подтем в теме проекта | Учитель предварительно вычленяет подтемы и предлагает учащимся для выбора | Каждый ученик выбирает себе подтему или предлагает новую. |
| Учитель принимает участие в обсуждении с учащимися подтем проекта | Учащиеся активно обсуждают и предлагают варианты подтем. Каждый ученик выбирает одну из них для себя (т.е. выбирает себе роль). |
1.3. Формирование творческих групп | Учитель проводит организационную работу по объединению школьников, выбравших себе конкретные подтемы и виды деятельности | Учащиеся уже определили свои роли и группируются в соответствии с ними в малые команды |
1.4. Подготовка материалов к исследовательской работе: формулировка вопросов, на которые нужно ответить, задание для команд, отбор литературы | Если проект объемный, то учитель заранее разрабатывает задания, вопросы для поисковой деятельности и литературу | Отдельные учащиеся старших и средних классов принимают участие в разработке заданий. Вопросы для поиска ответа вырабатываться могут в командах с последующим обсуждением классом. |
1.5. Определение форм выражения итогов проектной деятельности | Учитель принимает участие в обсуждении | Учащиеся в группах, а затем в классе обсуждают формы представления результата исследовательской деятельности: видеофильм, альбом, натуральные объекты, литературная гостиная и т.д. |
2. Разработка проекта | Учитель консультирует, координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность. | Учащиеся осуществляют поисковую деятельность |
3. Оформление результатов | Учитель консультирует, координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность. | Учащиеся вначале по группам, а потом во взаимодействии с другими группами оформляют результаты в соответствии с принятыми правилами. |
4. Презентация | Учитель организует экспертизу (например, приглашает в качестве экспертов старших школьников или параллельный класс, родителей и др). | Докладывают о результатах своей работы |
5. Рефлексия | Оценивает свою деятельность по педагогическому руководству деятельностью детей, учитывает их оценки | Осуществляют рефлексию процесса, себя в нем с учетом оценки других. Желательна групповая рефлексия |
Наиболее полной классификацией проектов в отечественной педагогике является классификация, предложенная в учебном пособии Е.С. Полат и М.Ю. Бухаркиной. В данной классификации по нескольким критериям выделяются следующие разновидности проектов:
1. По содержанию:
Монопредметные (выполняются на материале конкретного предмета);
Межпредметные (интегрируется смежная тематика нескольких предметов);
Надпредметные (выполняются на основе изучения сведений, не входящих в школьную программу).
2. По методу, доминирующему в проекте:
Творческие, исследовательские (характеризующиеся наличием четко поставленной цели и обоснованной структуры);
Приключенческие, игровые (основным компонентом содержания становится ролевая игра);
Информационные, практико – ориентированные (их особенность состоит в выработке результата, имеющего практическое значение, например, подготовка газеты или видеофильма).
3. По характеру координирования проекта:
с явной координацией
со скрытой координацией
4. По включенности проектов в учебные планы:
текущие (на самообразование и проектную деятельность выносится из учебного курса часть содержания обучения);
итоговые (по результатам выполнения оценивается освоение учащимися определенного учебного материала)
5. По продолжительности выполнения проекта:
мини – проекты (несколько недель);
средней продолжительности (несколько месяцев);
долгосрочные (в течение года)
6. По количеству участников проекта:
коллективные
индивидуальные
групповые.
Основные требования к проекту
1. Работа над проектом всегда направлена на разрешение конкретной, причем социально-значимой проблемы - исследовательской, информационной, практической. В идеальном случае проблема ставится перед проектной группой внешним заказчиком.
2. Планирование действий по разрешению проблемы - иными словами, выполнение работы всегда начинается с проектирования самого проекта, в частности - с определения вида продукта и формы презентации. Однако некоторые проекты (творческие, ролевые) не могут быть сразу четко спланированы от начала до конца.
3. Исследовательская работа учащихся как обязательное условие каждого проекта. Отличительная черта проектной деятельности - поиск информации, которая затем обрабатывается, осмысливается и представляется участниками проектной группы.
4. Результатом работы над проектом, иначе говоря, его выходом, является продукт, который создается участниками проектной группы входе решения поставленной проблемы.
5. Осуществление проекта требует на завершающем этапе презентации продукта и защиты самого проекта.
Таким образом, проект- это "пять П": проблема - проектирование (планирование) - поиск информации - продукт - презентация. Шестое "П" проекта - это его портфолио, т. е. папка, в которой собраны все рабочие материалы, в том числе черновики, дневные планы, отчеты и др.
Преимущества персональных проектов:
- план работы над проектом может быть выстроен и отслежен с максимальной точностью;
- у учащегося формируется чувство ответственности, поскольку выполнение проекта зависит только от него;
- учащийся приобретает опыт на всех без исключения этапах выполнения проекта - от рождения замысла до итоговой рефлексии;
- формирование у учащегося важнейших обще учебных умений и навыков (исследовательских, презентационных, оценочных) оказывается вполне управляемым процессом.
Преимущества групповых проектов:
- в проектной группе формируются навыки сотрудничества;
- проект может быть выполнен наиболее глубоко и разносторонне;
- на каждом этапе работы над проектом, как правило, есть свой ситуативный лидер: лидер-генератор идей, лидер-исследователь, лидер-оформитель продукта, лидер-режиссер презентации; каждый учащийся, в зависимости от своих сильных сторон, активно включается в работу на определенном этапе;
- в рамках проектной группы могут быть образованы подгруппы, предлагающие различные пути решения проблемы, идеи, гипотезы, точки зрения; элемент соревнования между ними, как правило, повышает мотивацию участников и положительно влияет на качество выполнения проекта.
Критериями оценки является достижение и цели проекта, и достижение надпредметных целей (что представляется более важным), которые обеспечивают проектное обучение.
Результатом или продуктом любого проекта могут быть разные формы: доклады, сообщения, выступления на конференциях или конкурсах, создание газет или информационных бюллетеней, написание рефератов или отчетов. В последнее время наиболее востребованными и интересными формами считаются презентация. Презентации ярко, красочно, наглядно демонстрируют результаты творческой деятельности учащегося или группы школьников, кроме того, приобщают учеников к новым информационных технологиям.
Виды презентации проектов:
- научный доклад;
- деловая игра;
- демонстрация видеофильма;
- экскурсия;
- телепередача;
- научная конференция;
- инсценировка;
- театрализация;
- игры с залом;
- защита на Ученом Совете;
- диалог исторических или литературных персонажей;
- спортивная игра;
- спектакль;
- путешествие;
- реклама;
- пресс-конференция.
Критерии оценки проекта должны быть понятны, их должно быть не более 7-10. Оцениваться, прежде всего, должно качество работы в целом, а не только презентация.
Результат.
Если цели проекта достигнуты, то мы можем рассчитывать на получение качественно нового результата, выраженного в развитии познавательных способностей ученика и его самостоятельности в учебно-познавательной деятельности.
Метод проектов предоставляет учителю широчайшие возможности для изменения традиционных подходов к содержанию, формам и методам учебной деятельности, выводя на качественный уровень всю систему организации процесса обучения.
Специфика проектов в начальной школе.
Требования к проектированию самые простые, и главное из них - исходи из ребенка. Все темы, предлагаемые в качестве проектных, должны быть посильны пониманию ребенка. Чем меньше ребенок - тем проще проект. Маленькие дети способны выполнять только очень незамысловатые проекты и рассчитывать свою работу на день и даже только на несколько часов. Отсюда вывод: проекты в младшей школе отличаются несложностью, простотой. Ученик должен отчетливо представлять не только задачу, стоящую перед ним, но и, в основном, пути ее решения.
Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить, - вот основной тезис современного понимания проектной технологии, который и привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями.
Литература:
1. Кукушин В.С., Болдырева-Вараксина А.В. Педагогика начального образования. - М., 2005.
2. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. / Под ред. Е.С. Полат. - М., 2000
3. Пахомова Н.Ю. Проектное обучение - что это? // Методист, №1, 2004. - с. 42.
4. Проектная деятельность в начальной школе: — Москва, Учитель, 2014 г.- 132 с.
5.Новые педагогические и информационные образовательные технологии в системе образования / под ред. Е. С. Полат. – М., 1999.
6. Гаврилин, А. Организация работы по проектам // Школьная педагогика. – 2004. – № 3.
7. Меняева, И. Н. О методике проектов // Педагогическая мастерская. – 2004. – № 4.
8. Пахомова, Н. Ю. Учебные проекты: его возможности // Учитель. – 2000. – № 1
Предварительный просмотр:
Паспорт проекта «Открытка солдату»
Полное название проекта | Социальный проект «Открытка солдату» |
Автор – составитель, руководитель проекта | Моталина Е.С. – учитель начальных классов, первая квалификационная категория. |
Адрес организации, телефон | Нижегородская область, г. Лысково, ул. Чехова, д. 21, 8(83149)5-87-65 |
Форма проведения | Изготовленных открыток «С днем Защитника Отечества» и передача в фонд гуманитарной помощи участникам СВО. |
Общее количество участников | 23 человек |
География участников | Учащиеся 3 «Б» класса, Средней школы № 3 г.Лысково |
Срок реализации | январь 2023 г. |
Партнёры | Родители (законные представители), педагог, социальный педагог. |
Краткое содержание проекта | Проект предполагает беседу о защитниках Родины – участниках СВО, о необходимости их поздравить в День Защитника Отечества для поднятия боевого духа и выражения своей благодарности; изготовление открыток и передачи ее в фонд гуманитарной помощи участникам СВО. |
Цель проекта | Духовно-нравственное и патриотическое воспитание, повышение социальной активности и гражданской ответственности в осуществление благотворительной деятельности. |
Задачи проекта |
|
Этапы работы над проектом | 1.Подготовительный этап:
2.Основной этап:
3.Итоговый этап: Сбор изготовленных открыток и передача в фонд гуманитарной помощи участникам СВО. |
Ожидаемые результаты |
|
Готовый продукт проекта | Открытки с Днем Защитника Отечества. |
Предварительный просмотр:
Паспорт проекта «Покормите птиц зимой»
Полное название проекта | Социальный проект «Покормите птиц зимой» |
Автор – составитель, руководитель проекта | Моталина Е.С. – учитель начальных классов, первая квалификационная категория. |
Адрес организации, телефон | Нижегородская область, г. Лысково, ул. Чехова, д. 21, 8(83149)5-87-65 |
Форма проведения | Изготовление кормушек и систематическая подкармка птиц зимой |
Общее количество участников | 23 человек |
География участников | Учащиеся 2 «Б» класса, Средней школы № 3 г.Лысково и их родители |
Срок реализации | Ноябрь 2022г. – февраль 2023 г. |
Партнёры | Родители (законные представители), педагог, социальный педагог. |
Краткое содержание проекта | Проект предполагает составили памятку “Как подкармливать птиц”, пропаганду идеи защиты птиц среди учащихся школы, изготовление и установку птичьих кормушек около дома и систематическую подкормку птиц в зимний период. |
Цель проекта | Формирование активной гражданской позиции школьников и их экологической культуры через участие в социально-значимой деятельности. |
Задачи проекта |
|
Этапы работы над проектом | 1.Подготовительный этап:
2.Основной этап:
3.Итоговый этап: Установка птичьих кормушек около дома и систематическая подкормку птиц в зимний период. |
Ожидаемые результаты |
|
Готовый продукт проекта | Кормушки. |
Предварительный просмотр:
Паспорт проекта «Коробка доброты»
Полное название проекта | Социальный проект «Коробка доброты» |
Автор – составитель, руководитель проекта | Моталина Е.С. – учитель начальных классов, первая квалификационная категория. |
Адрес организации, телефон | Нижегородская область, г. Лысково, ул. Чехова, д. 21, 8(83149)5-87-65 |
Форма проведения | Сбор игрушек, настольных игр, книг и канцтоваров для детей Чернухинской школы-интерната |
Общее количество участников | 26 человек |
География участников | Учащиеся 1 «Б» класса, Средней школы № 3 г.Лысково |
Срок реализации | Сентябрь- октябрь 2020 г. |
Партнёры | Родители (законные представители), педагог, социальный педагог, МКОУ «Чернухинская коррекционная школа-интернат» |
Краткое содержание проекта | Проект предполагает беседу о толерантном отношении людей в обществе, чувства взаимопомощи, сбор игрушек, настольных игр, книг и канцтоваров в «Коробку доброты» и её передачу детям Чернухинской школы-интерната |
Цель проекта | Воспитание толерантного отношения друг к другу, чувства взаимопомощи |
Задачи проекта |
|
Этапы работы над проектом | 1.Подготовительный этап:
2.Основной этап:
3.Итоговый этап: Сбор собранных предметов в «Коробку доброты» и её передача детям Чернухинской школы-интерната. |
Ожидаемые результаты |
|
Готовый продукт проекта | «Коробка доброты». |