Проект "Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческого воображения дошкольников старшего возраста"

Юмашева Антонина Михайловна

«Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческого воображения дошкольников старшего возраста»

Автор  проекта:
Юмашева Антонина Михайловна
воспитатель
МБДОУ «Детский сад  № 5 «Сказка»
г. Рассказово, Тамбовской области

Место реализации - МБДОУ "Детский сад № 5 № "Сказка"   

Форма организации - групповой

Характер контактов  -  открытый

Тип проекта - творческо-исследовательский

Продолжительность - долгосрочный

Форма представления - презентация

Цель: создать педагогические условия для развития творческого воображения через использование техник нетрадиционного рисования.

Задачи:

Образовательные:

- развивать умение использовать нетрадиционные техники рисования для создания неповторимого художественного образа.

Развивающие:

- развивать творческую активность, способность мыслить креативно в любой жизненной ситуации, находить решения в нестандартных ситуациях.

Воспитательные:

- воспитывать положительное отношение ребенка к сотрудничеству с взрослым, с детьми, к собственной деятельности, ее результату.

Актуальность

В настоящее время преобразования в обществе  диктуют   необходимость формирования   творчески   активной   личности, обладающей    способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы.

Школьное обучение требует уже достаточно сформированного уровня воображения. К первому классу ребенок должен уметь ориентироваться в ситуациях, в которых происходят различные преобразования предметов, образов, знаков, и быть готовым к предвосхищению возможных изменений, школьные предметы не могут усваиваться полностью без деятельности воображения.

В концепции ФГОС ДО в качестве целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования записано: «…ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в различных видах деятельности».

Огромное значение в развитии творческого воображения детей имеет нетрадиционное рисование.  Опыт моей работы показывает, что именно нетрадиционные техники рисования в большей степени способствуют развитию у детей творчества и воображения.

Образовательные области

Речевое развитие

Социально –коммуникативное развитие

Познавательное развитие 

Физическое развитие

Художественно-эстетическое развитие

Формы работы с детьми

•          НОД

•          Свободная деятельность в художественно-творческом Центре

•          Экскурсии в городской музей, на выставку местного художника А.Мурашова

•          Выставки  рисунков в ДОУ

•          Занятие в кружке «Капелька»

Формы  взаимодействия с воспитателями и специалистами:

интегрированные занятия, тренинги,

«Круглый стол», 

просмотр и обсуждение открытых занятий, деловая игра, 

семинары-практикумы,

консультации, консультации – практикумы,

педсоветы, анкетирование, диагностика.

Формы работы с родителями

Индивидуальные и групповые, консультации.
Информационная среда.
Детско-родительские гостиные.
Участие в выставках-конкурсах.
Ящик доверия. Открытые занятия для родителей. Совместная работа детей с родителями. Обеспечивание информационными ресурсами каждого родителя (испытывающего трудности)

Ожидаемые результаты.

Раскрытие творческого потенциала, повышение уровня духовности.

Развитие творческого воображения, фантазии.

Умение  изображать нетрадиционныими средствами свои собственные впечатления.

Создание прекрасного своими руками.

Умение применять теоретические знания в практической деятельности.

Умение пользоваться  нетрадиционным  материалом самостоятельно.

ЭТАПЫ

Подготовительный

Изучение проблемы развития детского изобразительного творчества в ДОУ.

Анализ методической литературы с использованием нетрадиционных техник , их влияние на развитие творческого воображения.

Оценка ресурсной базы для реализации проекта.

Основной

Тестирование. Диагностика особенностей развития креативности , творческих способностей, воображения и уровня сформированности технических навыков.

Разработка и внедрение индивидуальных образовательных маршрутов.

 Обеспечение интегративного сотрудничества с педагогами ДОУ.

Разработка и утверждение программы кружка
«Капелька».

Внедрение планов по работе с семьей.

Реконструкция предметно-развивающей среды в студии, создание «творческого поля» в ДОУ.

Заключительный

Тестирование.

Диагностика выявления роста творческого развития каждого ребёнка.

Анализ сформированности творческих      компетенций дошкольников.

Открытые занятия для родителей.

Участие в творческих конкурсах.

Презентации детских работ.

Оформление выставок.

Размещение  детских работ в собственном блоге  на сайте «Страна Мастеров».

Презентация проекта.

Нетрадиционные художественно-графические техники.

ž  «Печатаем цветы и травы», «Банка с вареньем» - техника печати, оттиск -   (данная техника позволила  заменить рисование основных элементов - отпечатанными).

ž  «Забавные кляксы» - кляксография (делает процесс изучения  свойств  и возможностей красок более увлекательным и доступным).

ž  «Белым на черном фоне» - процарапывание по пластилину (упрощает процесс выполнения).

ž  «Перчатки и котятки» , «Гусеница» – (декоративное рисование на отпечатке своих ладошек).

ž  «Жираф заболел», «Мы рисуем, что хотим» , «Зонт волшебника» – (оригинальная композиция , самостоятельный выбор техник.

ž  «Снегирь» – торцевание на пластилине (позволяет  добиться объема и пушистости)

ž  «Первые листья», «Осень»– монотипия  - (одна из самых простых художественных техник)

ž  «Космос «, «Заяц зимой» - набрызг  - (усиливает выразительный образ.)

ž   «Паучок», «Яблоневый цвет» - бумагопластика, (моделирование из бумаги).

ž  «Дерево в инее», «Лебеди» -  рисование свечой – (выразительный образ).

Результаты тестирования

Вывод: Таким образом, проведенное диагностическое задание и его анализ выявили, что после проведенных различных упражнений обнаружены более высокие показатели, оригинальных изображений. У детей повысился уровень творческого воображения, у них повысился интерес к рисованию.

 

Теоретическая основа  реализации проекта.

 

 Лыкова И.А. «Изобразительное творчество в детском саду» М: ТЦ Сфера 2008

Лыкова И.А. «Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет»

Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду младшая группа»

Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду средняя группа»

Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду старшая группа»

Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду подготовит. группа»

Копцева Т.А. «Природа и художник» М: ТЦ 2001

Курочкина Н.А. «О портретной живописи – детям» СПб: 2008

Курочкина Н.А. «Знакомство с натюрмортом»  СПб 2004

Чумичева Р.М. «Дошкольникам о живописи»  М: 1992

Комарова Т.С. «Цвет в детском изобразительном творчестве»  М: 2002

Грибовская А,А, «Коллективное творчество дошкольников М: 2005

Грибовская А,А, «Ознакомление дошкольников с графикой и живописью» М: 2004

Компанцева Л.В. «Поэтический образ природы в детском рисунке» М: просвещение 1985

Казакова Р.Г. «Рисование с детьми дошкольного возраста»М: ТЦ 2005

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon Проект Куда летят облака1.73 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческого воображения и фантазии детей старшего дошкольного возраста Автор проекта: Юмашева Антонина Михайловна воспитатель МБДОУ «Детский сад № 5 «Сказка» г. Рассказово

Слайд 2

Место реализации - детский сад № 5 Форма организации - групповой Характер контактов - открытый Тип проекта - творческо-исследовательский Продолжительность - долгосрочный Форма представления - презентация Творческое название проекта « Куда летят облака, кто встретиться им, куда позовут и с кем познакомят тебя…»

Слайд 3

Цель : создать педагогические условия для развития творческого воображения через использование техник нетрадиционного рисования

Слайд 4

Цель Развитие у дошкольников творческого воображения и активизации творческого потенциала через нетрадиционные техники рисования

Слайд 5

Образовательные: - научить различным техническим навыкам и умениям работы с нетрадиционными техниками рисования; - развивать умение использовать нетрадиционные техники рисования для создания неповторимого художественного образа. Развивающие: - развивать творческую активность, способность мыслить креативно в любой жизненной ситуации, находить решения в нестандартных ситуациях. Воспитательные: - воспитывать положительное отношение ребенка к сотрудничеству с взрослым, с детьми, к собственной деятельности, ее результату. - способствовать возникновению у него ощущения, что продукт его деятельности интересен другим и ему самому. - способствовать накоплению сенсорного опыта и обогащению чувственных впечатлений. Задачи

Слайд 6

В настоящее время преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. Школьное обучение требует уже достаточно сформированного уровня воображения. К первому классу ребенок должен уметь ориентироваться в ситуациях, в которых происходят различные преобразования предметов, образов, знаков, и быть готовым к предвосхищению возможных изменений, школьные предметы не могут усваиваться полностью без деятельности воображения. Воображение выступает предпосылкой эффективного усвоения детьми новых знаний. «Чтобы научиться думать, надо сначала научиться придумывать», – заметил Джанни Родари, известный итальянский детский писатель. "Воображение! Без этого качества нельзя быть ни поэтом, ни философом, ни умным человеком, ни мыслящим существом, ни просто человеком" (Дени Дидро). В концепции ФГОС ДО в качестве целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования: «…ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в различных видах деятельности». Воображение в значительной степени определяет эффективность учебно-воспитательной деятельности в ДОУ. Огромное значение в развитии творческого воображения детей имеет нетрадиционное рисование. Опыт моей работы показывает, что именно нетрадиционные техники рисования в большей степени способствуют развитию у детей творчества и воображения. Актуальность

Слайд 7

Образовательные области Речевое развитие Социально –коммуникативное развитие Познавательное развитие Физическое развитие Художественно-эстетическое развитие

Слайд 8

Формы работы с детьми НОД Свободная деятельность в художественно-творческом Центре Экскурсии в городской музей, на выставку местного художника А.Мурашова Выставки рисунков в ДОУ Занятие в кружке «Капелька»

Слайд 9

Формы взаимодействия с воспитателями и специалистами: интегрированные занятия, тренинги, «Круглый стол», просмотр и обсуждение открытых занятий, деловая игра, семинары-практикумы, консультации, консультации – практикумы, педсоветы, анкетирование, диагностика.

Слайд 10

ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ Индивидуальные и групповые, консультации. Информационная среда. Детско-родительские гостиные. Участие в выставках-конкурсах. Ящик доверия. Открытые занятия для родителей. Совместная работа детей с родителями. Обеспечивание информационными ресурсами каждого родителя (испытывающего трудности)

Слайд 11

воображение Раскрытие творческого потенциала, повышение уровня духовности. Умение изображать нетрадиционныими средствами свои собственные впечатления. Создание прекрасного своими руками. Ожидаемые результаты. Умение пользоваться нетрадиционным материалом. Умение применять теоретические знания в практической деятельности.

Слайд 12

Изучение проблемы развития детского изобразительного творчества в ДОУ. Анализ методической литературы с использованием нетрадиционных техник , их влияние на развитие творческого воображения. Оценка ресурсной базы для реализации проекта. Подготовительный

Слайд 13

Тестирование. Диагностика особенностей развития креативности , творческих способностей, воображения и уровня сформированности технических навыков. Разработка и внедрение индивидуальных образовательных маршрутов. Обеспечение интегративного сотрудничества с педагогами ДОУ. Разработка и утверждение программы кружка «Капелдька». Внедрение планов по работе с семьей. Реконструкция предметно-развивающей среды в студии, создание «творческого поля» в ДОУ. Основной

Слайд 14

Тестирование. Диагностика выявления роста творческого развития каждого ребёнка. Анализ сформированности творческих компетенций дошкольников. Открытые занятия для родителей. Участие в творческих конкурсах. Презентации детских работ. Оформление выставок. Размещение детских работ в собственном блоге на сайте «Страна Мастеров». Презентация проекта. Заключительный

Слайд 15

Нетрадиционные художественно-графические техники. «Печатаем цветы и травы», «Банка с вареньем» - техника печати, оттиск - (данная техника позволила заменить рисование основных элементов - отпечатанными). «Забавные кляксы» - кляксография (делает процесс изучения свойств и возможностей красок более увлекательным и доступным). «Белым на черном фоне» - процарапывание по пластилину (упрощает процесс выполнения). «Перчатки и котятки» , «Гусеница» – (декоративное рисование на отпечатке своих ладошек). «Жираф заболел», «Мы рисуем, что хотим» , «Зонт волшебника» – (оригинальная композиция , самостоятельный выбор техник. «Снегирь» – торцевание на пластилине (позволяет добиться объема и пушистости) «Первые листья», «Осень»– монотипия - (одна из самых простых художественных техник) «Космос «, «Заяц зимой» - набрызг - (усиливает выразительный образ.) «Паучок», «Яблоневый цвет» - бумагопластика, (моделирование из бумаги). «Дерево в инее», «Лебеди» - рисование свечой – (выразительный образ).

Слайд 16

Творческие характеристики (ОПРОСНИК КРЕАТИВНОСТИ РЕНЗУЛЛИ). 1. Чрезвычайно любознателен в самых разных областях: постоянно задает вопросы о чем-либо и обо всем. 2. Выдвигает большое количество различных идей или решений проблем; часто предлагает необычные, нестандартные, оригинальные ответы. 3. Свободен и независим в выражении своего мнения, иногда горяч в споре; упорный и настойчивый. 4. Способен рисковать; предприимчив и решителен. 5. Предпочитает задания, связанные с « игрой ума » ; фантазирует, обладает воображением ( « интересно, что произойдет, если... » ); манипулирует идеями (изменяет, тщательно разрабатывает их); любит заниматься применением, улучшением и изменением правил и объектов. 6. Обладает тонким чувством юмора и видит смешное в ситуациях, которые не кажутся смешными другим. 7. Осознает свою импульсивность и принимает это в себе, более открыт восприятию необычного в себе (свободное проявление « типично женских » интересов для мальчиков; девочки более независимы и настойчивы, чем их сверстницы); проявляет эмоциональную чувствительность. 8. Обладает чувством прекрасного; уделяет внимание эстетическим характеристикам вещей и явлений. 9. Имеет собственное мнение и способен его отстаивать; не боится быть непохожим на других; индивидуалист, не интересуется деталями; спокойно относится к творческому беспорядку. 10. Критикует конструктивно; не склонен полагаться на авторитетные мнения без их критической оценки.

Слайд 17

Результаты тестирования Вывод: Таким образом, проведенное диагностическое задание и его анализ выявили, что после проведенных различных упражнений обнаружены более высокие показатели, оригинальных изображений. У детей повысился уровень творческого воображения, у них повысился интерес к рисованию.

Слайд 18

Вывод : НАБЛЮДАЕТСЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНАЯ ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ И СПЕЦИАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ .

Слайд 19

Результаты исследования использования нетрадиционных техник как средств, направленных на развитие творческого воображения. Таким образом, выявлено, что высокий уровень развития творческого воображения детей повысился на 20 %

Слайд 20

ВЫВОД: Результативность моей деятельности оценивается ежегодно родителями в анкетировании. По данным сводных анкет удовлетворенность родителей уровнем решения эстетических задач повысилась на 10 %. Удовлетворенность родителей

Слайд 21

Информационные ресурсы. Теоретическая основа реализации проекта. Лыкова И.А. «Изобразительное творчество в детском саду» М: ТЦ Сфера 2008 Лыкова И.А. «Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет» Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду младшая группа» Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду средняя группа» Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду старшая группа» Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду подготовит. группа» Копцева Т.А. «Природа и художник» М: ТЦ 2001 Курочкина Н.А. «О портретной живописи – детям» СПб: 2008 Курочкина Н.А. «Знакомство с натюрмортом» СПб 2004 Чумичева Р.М. «Дошкольникам о живописи» М: 1992 Комарова Т.С. «Цвет в детском изобразительном творчестве» М: 2002 Грибовская А,А, «Коллективное творчество дошкольников М: 2005 Грибовская А,А, «Ознакомление дошкольников с графикой и живописью» М: 2004 Компанцева Л.В. «Поэтический образ природы в детском рисунке» М: просвещение 1985 Казакова Р.Г. «Рисование с детьми дошкольного возраста»М: ТЦ 2005

Слайд 22

ИКТ подготовки к занятиям: графический редактор Point Создание презентации в Power Point Поиск информации Размещение материалов, участие в блоге, в форумах Использование ИКТ

Слайд 23

Интернет - ресурсы http://pedsovet.org/ http://www.it-n.ru http://ipklabdo.lanta-net.ru/ http://www.detskiysad.ru http://festival.1september.ru/ http://www.ivalex.vistcom.ru/ http://ru.wikipedia.org/ http://doshvozrast.ru w w w.posobie.ru

Слайд 24

Спасибо за внимание