использование здоровьесберегающих технологий
Использование здоровьесберегающих технологий в системе коррекции речи дошкольников с ОНР
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_zdorovesberegayushchih_tehnologiy_na_logopedicheskih_zanyatiyah.doc | 44.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование здоровьесберегающих технологий в системе коррекции речи дошкольников с ОНР.
Учитель-логопед Амченкина М.А.
МДОУ ЦРР – детский сад № 21 «Сказка»
г. Серпухов
В современных условиях проблема сохранения и укрепления здоровья детей приобретает глобальный характер. Постоянный рост числа детей с отклонениями в развитии выдвигает диагностико-коррекционное и профилактическое направление деятельности дошкольных образовательных учреждений в ряд наиболее значимых и приоритетных.
Многочисленную группу всех детей дошкольного возраста сегодня составляют дети с отклонениями в речевом развитии. Как правило, они соматически ослаблены, а некоторые имеют хронические заболевания. Среди воспитанников высок процент тех, у кого имеются проблемы с развитием общей и мелкой моторики, нарушением дыхания (поверхностное, ключичное дыхание). Среди воспитанников встречаются гиперактивные или, наоборот, пассивные дети, что обусловлено слабостью нервной системы; парезом мышц, иннервирующих дыхание, органы артикуляции, общую и мелкую моторику. Также у детей наблюдается повышенная истощаемость, дефицит внимания, снижение памяти и работоспособности.
Деятельность учителя-логопеда направлена на коррекцию и компенсацию тяжелых нарушений речи у детей. Логопедическая работа в группе для детей с общим недоразвитием речи предполагает коррекцию не только речевых расстройств, но и личности детей в целом. Поэтому в течении всего учебного года в работу учителя-логопеда необходимо включать здоровьесберегающие технологии. При планировании и проведении логопедических занятий необходимо учитывать возрастные и психофизиологические особенности детей. Логопедические занятия должны проводиться постоянно и последовательно и вызывать позитивные эмоциональные реакции ребёнка.
Соответственно, возникает необходимость проведения комплексной оздоровительно-коррекционной работы с данными детьми, которая включает в себя:
- мышечную релаксацию;
- дыхательную гимнастику;
- артикуляционную гимнастику;
- пальчиковую гимнастику;
- упражнения на развитие высших психических функций (внимания, памяти, мышления);
- проведение физкультминуток;
- проведение упражнений для профилактики нарушений зрения;
- логоритмические занятия.
В нашем дошкольном учреждении все эти направления давно реализуются при проведении логопедических занятий. Хотелось бы поделиться своим опытом работы по некоторым из них.
Для восстановления силы и снятия эмоционального возбуждения у детей, их успокоению во время занятий проводиться мышечная релаксация. Релаксация – комплекс расслабляющих упражнений, снимающих напряжение мышц рук и ног, мышц шеи и артикуляционного аппарата.
У детей на занятиях вызывают особый интерес следующие упражнения:
«Снеговик» Представьте, что каждый из вас только что слепленный снеговик. Тело твердое, как замерзший снег. Пришла весна, пригрело солнце, и снеговик начал таять. Сначала “тает” и повисает голова, затем опускаются плечи, расслабляются руки и т. д. В конце упражнения ребенок мягко падает на пол и изображает лужицу воды. Необходимо расслабиться. Пригрело солнышко, вода в лужице стала испаряться и превратилась в легкое облачко. Дует ветер и гонит облачко по небу.
«Дерево» Исходное положение – сидя на корточках. Спрятать голову в колени, обхватить их руками. Представьте, что вы - семечко, которое постепенно прорастает и превращается в дерево. Медленно поднимитесь на ноги, затем распрямите туловище, вытяните руки вверх. Затем напрягите тело и вытянитесь. Подул ветер – вы раскачиваетесь, как дерево.
«Тряпичная кукла и солдат» Исходное положение – стоя. Полностью выпрямитесь и вытянитесь в струнку как солдат. Застыньте в этой позе, как будто вы одеревенели, и не двигайтесь. Теперь наклонитесь вперед и расставьте руки, чтобы они болтались как тряпки. Станьте такими же мягкими и подвижными, как тряпичная кукла. Слегка согните колени и почувствуйте, как ваши кости становятся мягкими, а суставы подвижными. Теперь снова покажите солдата, вытянутого в струнку и абсолютно прямого и негнущегося, как будто вырезанного из дерева. Дети попеременно бывают то солдатом, то куклой, до тех пор, пока вы не почувствуете, что они уже вполне расслабились.
«Сорви яблоки» Исходное положение – стоя. Представьте себе, что перед каждым из вас растет яблоня с чудесными большими яблоками. Яблоки висят прямо над головой, но без труда достать их не удается. Посмотрите на яблоню, видите, вверху справа висит большое яблоко. Потянитесь правой рукой как можно выше, поднимитесь на цыпочки и сделайте резкий вдох. Теперь срывайте яблоко. Нагнитесь и положите яблоко в небольшую корзину, стоящую на земле. Теперь медленно выдохните. Выпрямитесь и посмотрите налево вверх. Там висят два чудесных яблока. Сначала дотянитесь туда правой рукой, поднимитесь на цыпочки, вдохните и сорвите одно яблоко. Затем подними как можно выше левую руку, и сорвите другое яблоко, которое там висит. Теперь наклонитесь вперед, положите оба яблока в стоящую перед тобой корзину и выдохните. Теперь вы знаете, что вас нужно делать. Используйте обе руки попеременно, чтобы собирать висящие слева и справа от вас прекрасные большие яблоки и складывайте их в корзину.
«Штанга». Штангу с пола поднимаем... Крепко держим... И бросаем! Наши мышцы не
устали и еще послушней стали! Нам становится понятно: расслабление - приятно!
«Любопытная Варвара». Любопытная Варвара смотрит влево... Смотрит вправо... А потом опять вперед - тут немного отдохнет. Шея не напряжена и расслаблена. А Варвара смотрит вверх! Выше всех, все дальше вверх! Возвращается обратно - расслабление - приятно! Шея не напряжена и расслабленна... А теперь посмотрим вниз - мышцы шеи напряглись! Возвращается обратно - расслабление приятно! Шея не напряжена и расслабленна.
Дыхательные упражнения, используемы при проведении логопедических занятий.
«Свеча» Исходное положение – сидя за столом. Представьте, что перед вами стоит большая свеча. Сделайте глубокий вдох на пальчики, изображающие горящую свечу, и постарайтесь одним выдохом задуть свечу. А теперь представьте перед собой 5 маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и задуйте эти свечи маленькими порциями выдоха.
«Дышим носом» Исходное положение – лежа на спине или стоя. Дыхание только через левую, а потом только через правую ноздрю (при этом правую ноздрю закрывают большим пальцем правой руки, остальные пальцы смотрят вверх, левую ноздрю закрывают мизинцем правой руки). Дыхание медленное, глубокое.
«Ныряльщик» Исходное положение – стоя. Сделать глубокий вдох, задержать дыхание, при этом закрыть нос пальцами. Присесть, как бы нырнуть в воду. Досчитать до 5 и вынырнуть – открыть нос и сделать выдох.
«Облако дыхания» Исходное положение – стоя, руки опущены. Делаем медленный вдох через нос, надуваем животик, руки перед грудью. Медленный выдох через рот, одновременно рисую круг симметрично обеими руками. Стараемся распределить воздух на весь круг, повторяем три раза. Теперь нарисуем квадраты и треугольники.
Упражнения для профилактики нарушения зрения у детей при проведении занятий (способствуют снижению статического напряжения мышц глаз):
- Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4-5 раз.
- Крепко зажмурит глаза (считая до 3), открыть их и посмотреть вдаль (считая до 5). Повторить 4-5 раз.
- Посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счет 1-4, потом перенести взор вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
- В среднем темпе проделать 3-4 круговых движений глазными яблоками в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 1-2 раза.
- Выполняется сидя. Откинувшись на спинку стула, прикрыть веки, крепко зажмурить глаза, открыть веки. Повторить 5-6 раз.
- Выполняется сидя. Руки на пояс, повернуть голову вправо, посмотреть на локоть правой руки; повернуть голову влево, посмотреть на локоть левой руки, вернуться в исходное положение. Повторить 5-6 раз.
- Выполняется сидя. Руки вперед, посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх (вдох), следить глазами за руками, не поднимая головы, руки опустить (выдох). Повторить 4-5 раза.
Указанные упражнения выполняются по возможности в середине каждого занятия. Продолжительность одной тренировки в пределах 3-х минут.
Сохранение здоровья детей в процессе обучения – одна из приоритетных задач педагогики. Здоровые дети – это благополучие общества. Роль учителя-логопеда дошкольного образовательного учреждения состоит в организации коррекционно-педагогического процесса, сберегающего здоровье ребёнка дошкольного возраста.
Литература:
- Краузе, Е.Н. Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика. - СПб.: Корона, 2004.
- Каминская, ЛИ., Никифорова, ТВ. -М: Полиграф сервис, 1999.
- 5. Узорова, О.В., Нефедова, Е.А. Физкультурные минутки. - М.: ООО «Издательство Астрель», ООО «Издательство АСТ», ЗАО НПП «Ермак», 2004.
- Мирская Н.Б. «Профилактика нарушений зрения у детей дошкольного и младшего школьного возраста».
- Амосова Т. «Дыхательная гимнастика по Стрельниковой»