В помощь учителю математики

Дьяченко Наталья Дмитриевна

На этой страничке собран материал для учителей математики

Скачать:


Предварительный просмотр:

5-й класс. Урок-путешествие. Тема урока "Действия с десятичными дробями"

Цели урока:

Дидактическая 

  • повторить правила сложения, вычитания, умножения, деления десятичных дробей;
  • уметь выполнять действия с десятичными дробями;
  • уметь решать уравнения.

Воспитательная 

  • воспитывать дружеские отношения в классе;
  • умение работать в парах, развивать интерес к математике.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент (2 мин).

Проконтролировать, чтобы за каждой партой сидело по одному сильному ученику. Объявить тему урока и его задачи.

Учитель: Сегодня у нас урок – путешествия в страну десятичной дроби и мы с вами отправимся в полет, и у нас будет много приключений.

2. Устная работа (8 мин).

Учитель: Сначала проверим готовность к полету. Мы проверим это умение в устном счете. Вам нужно стараться отвечать правильно и быстро, от этого зависит, полетим мы в путешествие или нет.

Вопросы учащимся

1) Сформулируйте правила сложения, умножения, деления десятичных дробей?

2) Повторить распределительное свойство.

1. Прочитайте

1,1; 5,678; https://festival.1september.ru/articles/528593/Image1372.gif; 6,7 ;https://festival.1september.ru/articles/528593/Image1373.gif; 0,001;https://festival.1september.ru/articles/528593/Image1374.gif; 12,003.

2. Вычислите

0,2 • 43 0,54 + 3,06 3,5 • 0,2

+ 0,4 : 0,2 +1,1

: 0,3 : 9 : 2

• 0,2 =6 -1,99 =0,01 + 0,1 = 1

3. Упрости 4,5a + 5,6a 4.

Представьте в виде десятичной дроби 2,4y – 0,2y 20%; 40%; 56%:  x + 1,1x + 6,4x

Учитель: Теперь мы к полету готовы. Но нам надо узнать, на каком самолете мы должны совершить полет (По таблице нужно ответить на вопросы)

ТУ -354

2,4

2,567

2,44

4,6

0,4

3,05

1,99

5

5,8

0,0001

1,51

1,36

3,03

4,8888

0,08

3,1

0,75

0,32

2,3456

2,4

2,001

2,57

3,7

5,67

0,5

4. Назовите, дробь больше 2,4 ,но меньше 3,1.

5. Округлите дробь 2,567 до сотых.

3) Самую маленькую дробь, находящуюся в промежутке от 1 до 5.

4) Дробь, в которой одна цифра повторяется несколько раз.

5) Найдите произведение чисел 0,08 и 0,5.

Т -3,05; У- 2,57; 3- 0,32; 5 – 4,8888 ; 4 – 0,4.

Учитель: Теперь мы с вами летим в самолете ТУ-354.

В самолетах обычно слушают музыку, читают газеты, разгадывают кроссворды. Итак, мы будем лететь, играть в “математическое лото”. Кто быстрее решит и зачеркнет все числа в лото тот победит? Можно решать устно.

50% от 2,2

https://festival.1september.ru/articles/528593/Image1375.gif

7,86x –2,86x,

если x = 0,4

28,53 • 0,8+1,47• 0,8

0,8•5,6•5

1,1

0,1

2

24

22,4

3. Работа в тетрадях (5 мин).

Учитель: Ужасно, но наш самолет терпит крушение. Пилот у нас очень хороший, поэтому он с трудом, но сажает самолет на остров. На этом острове встречаются аборигены и путешественники. Аборигены - это ребята первого варианта, а путешественники – это ребята второго варианта. Внимание кризисная ситуация, аборигены ходят уничтожить наших путешественников. Чтобы этого не произошло, путешественникам надо доказать, что они умеют выполнять действия с дробями.

Работа в парах. Ребята первого варианта контролируют выполнения заданий второго варианта.

Вычислите

  1. (2,36 • 1,5 +24,9) • 45
  2. (61,5 – 5,16) : 30 +5,05

4. Самостоятельная работа (10 мин).

Учитель: Аборигенам путешественники понравились. И они не только стали враждовать с ними, но и рассказали о своей цивилизации.

Путешественники и аборигены познакомились, обменялись знаниями и подружились. Для закрепления своего союза они решили сыграть в дружеский футбольный матч. Гол – это правильно решенное уравнение

1) (x – 5,6): 12 =3,7

2) 12x + 14x + 4,2 =12

3) ( x + 2,1) • 4 = 15,2

4) (9,1 – x ) – 2,8 = 2,9

5) 4,6x + 3,8x – 1,6 = 0,5

5. Физминутка (2 мин).

Учитель: Потом были танцы у костра. (Под музыку повторяют движения за учителем)

6. Работа у доске (3 мин).

Учитель: После матча, чтобы еще более закрепить дружбу, проводится банкет. Но чтобы устроить банкет, чтобы всем всего хватило, местные жители должны решить задачу.

Задача

Запас мяса - 42 килограмма ;на стол приготовили https://festival.1september.ru/articles/528593/Image1376.gifэтого количества. Женщины собрали 9,2 килограммов абрикосов, а дети насобирали бананов в 1,5 раза больше. Сколько мяса и сколько фруктов на столе?

Условие задачи записываем на доске и решаем с комментированием.

7. Задачи на смекалку (3 мин).

Учитель: На стол накрыли. Хорошо поужинали, при этом никого не обидели. Особо смелые перепрыгивали через костер. Для того, чтобы перепрыгнуть надо решить задание на смекалку.

  1. Кирпич весит 2 кг и еще полкирпича. Сколько весит кирпич? (3 кг)
  2. Пара лошадей пробежала 40 км. Сколько километров пробежала каждая лошадь? (40 км)
  3. У семи братьев по одной сестре. Сколько всего детей? (8)
  4. К Айболиту на прием пришли звери. Все, кроме 2, собаки. Все, кроме 2, кошки. Все, кроме 2, зайцы. Сколько животных пришло к Айболиту? (3)
  5. Зайцы пилят бревно. Они сделали 12 распилов. Сколько получилось чурбаков? (13)

8. Решение задачи (5 мин).

Учитель: Поели, поплясали, даже через костер попрыгали, пора бы и спать ложиться. Но у аборигенов свои обычаи. Пустят путешественников спать в хижину только после того, как они найдут объем жилища и площадь его потолка. Размеры у хижины такие: высота –2,5 м; длина - 6,25 м; а ширина – 5 м.

9. Подведение итогов (2 мин).

Учитель: Ну, вот и наступило утро. За путешественниками прилетел вертолёт. Но в аэропорту их ждали журналисты, которые стали спрашивать, что же произошло за время полета и что повторили за время этого путешествия?

Учитель комментирует оценки за урок.

10. Домашняя работа нарисовать путешествие в страну “Дроби”.



Предварительный просмотр:

Рассмотрено на МС

протокол № 1

«____» ___________2011г.

Согласовано:

Зам.директора по УВР

___________Е.Е.Мининзон

«____»___________2011г.

Утверждаю:

Директор МОУ ООШ № 48

__________О.А.Котлова

«____»____________2011г.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа № 48»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО МАТЕМАТИКЕ

6 класс

Учитель: Баскакова Татьяна Игоревна

г. Архангельск

2011-2012г.

Раздел I. Пояснительная записка.

Настоящая программа по математике для  6 класса образовательной школы создана на основе нормативных документов:

  • Стандарт среднего (полного) образования по математике. Базовый уровень. Базисный учебный план 2004г.
  • Обязательный минимум основного общего образования по математике.
  • Требования к уровню подготовки выпускников по математике.
  • Примерная программа основного общего образования по математике.
  • Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по математике.
  • При создании рабочей  программы по математике 6 класс использована Программа. Планирование учебного материала. Математика. 5-6 классы/авт.-сост. В.И. Жохов. – М.:Мнемозина,2010. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения математики, которые определены стандартом.

Изучение математики в 6 классе направлено на достижение следующих целей:

  • овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
  • интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
  • формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
  • воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.

В ходе преподавания математики в 6 классе, работы над формированием у учащихся перечисленных в программе знаний и умений, следует обратить внимание на то, чтобы они овладевали умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобретали опыт:

  • работы с математическими моделями, приемами их построения и исследования;
  • методами исследования реального мира, умения действовать в нестандартных ситуациях;
  • решения разнообразных классов задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска пути и способов решения;
  • исследовательской деятельности, развития идей, проведения экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач;
  • ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи;
  • использования различных языков математики (словесного, символического, графического), свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
  • проведения доказательных рассуждений, аргументации, выдвижения гипотез и их обоснования;
  • поиска, систематизации, анализа и классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.

Тематическое планирование конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и дает примерное поурочное  распределение учебных часов.

Согласно федеральному базисному учебному плану на изучение математики в 6 классах отводится 170 часов из расчета 5ч в неделю.

В рабочей программе предусмотрено 16 контрольных работ:

  1. Диагностическая контрольная работа
  2. Делимость чисел
  3. Сравнение, сложение, вычитание дробей с разными знаменателями
  4. Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями
  5. Умножение обыкновенных дробей
  6. Деление обыкновенных дробей
  7. Деление и умножение обыкновенных дробей
  8. Отношения и пропорции
  9. Отношения и пропорции
  10. Положительные и отрицательные числа
  11. Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел
  12. Умножение и деление рациональных чисел. Свойства действий с рациональными числами
  13. Решение уравнений
  14. Решение уравнений
  15. Координаты на плоскости
  16. Итоговая контрольная работа

Требования к математической подготовке.

 В результате изучения курса математики учащиеся должны:

  •       Правильно употреблять термины, связанные с различными видами чисел и способами их записи: цельное, дробное, десятичная дробь, переход от одной формы записи к другой (например, проценты в виде десятичной дроби; выделение целой части из неправильной дроби); решать три основные задачи на дроби;
  •       Сравнивать числа, упорядочивать наборы чисел, понимать связь отношений «больше», «меньше» с расположением точек на координатной прямой; находить среднее арифметическое нескольких чисел;
  •       Выполнять арифметические действия с натуральными числами и десятичными дробями; округлять десятичные дроби;
  •       Распознавать на чертежах и моделях геометрические фигуры (отрезки, углы, треугольники, многоугольники, окружность, круг); изображать указанные геометрические фигуры; владеть практическими навыками использования геометрических инструментов для построения и измерения отрезков и углов;
  •       Владеть навыками вычисления по формулам, знать основные единицы измерения и уметь перейти от одних единиц измерения к другим в соответствии с условиями задачи;
  •       Находить числовые значения буквенных выражений.

Основные развивающие и воспитательные цели

 Развитие:

  •       Ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
  •       Математической речи;
  •       Сенсорной сферы; двигательной моторики;
  •       Внимания; памяти;
  •       Навыков само и взаимопроверки.

Формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов.

Воспитание:

  •       Культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса;
  •       Волевых качеств;
  •       Коммуникабельности;
  •       Ответственности.

НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

УЧАЩИХСЯ ПО МАТЕМАТИКЕ

ОЦЕНКА УСТНОГО ОТВЕТА

Отметка «5»

  • ответ полный и правильный на основании изученного материала;
  • материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком;
  • ответ самостоятельный.

Отметка «4»

  • ответ полный и правильный на основании изученного материала;
  • материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.

Отметка «3»

  • ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный, несвязный.

Отметка «2»

- при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя.

Отметка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.

Отметка «1»

  • отсутствие ответа;
  • полное незнание или непонимание материала.

Отметка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, т.е. сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять полученные знания.

Нормы оценки знаний умений и навыков учащихся при проверке

письменных контрольных, самостоятельных и практических работ

Оценка "5"

    Оценка "5" ставится:

а) работа выполнена полностью и без ошибок;

б) количество недочетов в такой работе не должно превышать двух.

Оценка "4"

Оценка "4" ставится:

а) работа выполнена полностью, но содержит не более 3-4 недочетов;

б) из всех предложенных заданий не выполнено одно задание;

в) содержит одну грубую ошибку.

Оценка "3"

 Оценка "3" ставится: 

а) выполнено верно половина из всех предложенных заданий

б) работа содержит не более 5-7 недочетов.

Оценка "2"

 Оценка "2" ставится во всех остальных случая

Грубые ошибки.

   К грубым ошибкам относятся ошибки, которые обнаруживают незнание учащимися формул, правил, основных свойств, теорем и неумение их применять, незнание приемов решения задач, рассматриваемых в учебных пособиях, а также вычислительные ошибки, если он не являются опиской.

Негрубые ошибки.

   К негрубым ошибкам относятся:  

-     потеря корня или сохранение в ответе постороннего корня;

-      отбрасывание без объяснения одного из корня и равнозначные им.

К недочетам относятся:

        -   нерациональное решение, описки, недостаточность;   
-   отсутствие пояснений, обоснований в решениях.

   Если одна и та же ошибка (один и тот же недочет) встречаются несколько раз, то это рассматривается как одна ошибка (один недочет).

 Зачеркивание в работе (желательно, чтобы они были аккуратными) свидетельствует о поисках решения, что считать ошибкой не следует.

Раздел II. Учебно-тематический план.

Тематическое планирование к учебнику «Математика,6»,

авт. Н. Я.   Виленкина, В.И. Жохова и др.

6 класс  (5 ч в неделю, всего 170 ч)

1. Делимость чисел (20 ч)

Делители и кратные числа. Общий делитель и общее кратное. Признаки делимости на 2, 3, 5, 9, 10. Простые и составные числа. Разложение натурального числа на простые множители.

Основная цель — завершить изучение натуральных чисел, подготовить основу для освоения действий с обыкновенными дробями.

В данной теме завершается изучение вопросов, связанных с натуральными числами. Основное внимание должно быть уделено знакомству с понятиями «делитель» и «кратное», которые находят применение при сокращении обыкновенных дробей и при их приведении к общему знаменателю. Упражнения полезно выполнять с опорой на таблицу умножения — прямым подбором.

Определенное внимание уделяется знакомству с признаками делимости, понятиям простого и составного чисел. При их изучении целесообразно формировать умения проводить простейшие умозаключения, обосновывая свои действия ссылками на определение, правило.

Учащиеся должны уметь разложить число на множители. Например, они должны понимать, что 36 = 6· 6 = 4· 9 = 2 ·18 и т. п. Умения разложить число на простые множители не обязательно добиваться от всех учащихся.

2. Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями (22 ч)

Основное свойство дроби. Сокращение дробей. Приведение дробей к общему знаменателю. Понятие о наименьшем общем знаменателе нескольких дробей. Сравнение дробей. Сложение и вычитание дробей. Решение текстовых задач.

Основная цель — выработать прочные навыки преобразования дробей, сложения и вычитания дробей.

Одним из важнейших результатов обучения является усвоение основного свойства дроби, применяемого для преобразования дробей: сокращения, приведения к новому знаменателю. Умение приводить дроби к общему знаменателю используется для сравнения дробей.

При рассмотрении действий с дробями используются правила сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями, понятие смешанного числа. Важно обратить внимание на случай вычитания дроби из целого числа.

3. Умножение и деление обыкновенных дробей (32 ч)

Умножение и деление обыкновенных дробей. Основные задачи на дроби.

Основная цель — выработать прочные навыки арифметических действий с обыкновенными дробями и решения основных задач на дроби.

В этой теме завершается работа над формированием навыков арифметических действий с обыкновенными дробями. Навыки должны быть достаточно прочными, чтобы учащиеся не испытывали затруднений в вычислениях с рациональными числами, чтобы алгоритмы действий с обыкновенными дробями могли стать в дальнейшем опорой для формирования умений выполнять действия с алгебраическими дробями.

Расширение аппарата действий с дробями позволяет решать текстовые задачи, в которых требуется найти дробь от числа или число по данному значению его дроби.

4. Отношения и пропорции (19 ч)

Пропорция. Основное свойство пропорции. Решение задач с помощью пропорции. Понятия о прямой и обратной пропорциональности величин. Задачи на пропорции. Масштаб. Формулы длины окружности и площади круга. Шар.

Основная цель — сформировать понятия пропорции, прямой и обратной пропорциональности величин.

Необходимо, чтобы учащиеся усвоили основное свойство пропорции, так как оно находит применение на уроках математики, химии, физики. В частности, достаточное внимание должно быть уделено решению с помощью пропорции задач на проценты.

Понятия о прямой и обратной пропорциональности величин можно сформировать как обобщение нескольких конкретных примеров, подчеркнув при этом практическую значимость этих понятий, возможность их применения для упрощения решения соответствующих задач.

В данной теме даются представления о длине окружности и площади круга. Соответствующие формулы к обязательному материалу не относятся. Рассмотрение геометрических фигур завершается знакомством с шаром.

5. Положительные и отрицательные числа (13 ч)

Положительные и отрицательные числа. Противоположные числа. Модуль числа и его геометрический смысл. Сравнение чисел. Целые числа. Изображение чисел на координатной прямой. Координата точки.

Основная цель — расширить представления учащихся о числе путем введения отрицательных чисел.

Целесообразность введения отрицательных чисел показывается на содержательных примерах. Учащиеся должны научиться изображать положительные и отрицательные числа на координатной прямой. В дальнейшем она будет служить наглядной основой для правил сравнения чисел, сложения и вычитания чисел.

Специальное внимание должно быть уделено усвоению вводимого здесь понятия модуля числа, прочное знание которого необходимо для формирования умения сравнивать отрицательные числа, а в дальнейшем и для овладения алгоритмами арифметических действий с положительными и отрицательными числами.

6. Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел (11 ч)

Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел.

Основная цель — выработать прочные навыки сложения и вычитания положительных и отрицательных чисел.

Действия с отрицательными числами вводятся на основе представлений об изменении величин: сложение и вычитание чисел иллюстрируется соответствующими перемещениями точек координатной прямой. При изучении данной темы отрабатываются алгоритмы сложения и вычитания при выполнении действий с целыми и дробными числами.

7. Умножение и деление положительных и отрицательных чисел (12 ч)

Умножение и деление положительных и отрицательных чисел. Понятие о рациональном числе. десятичное приближение обыкновенной дроби. Применение законов арифметических действий для рационализации вычислений.

Основная цель — выработать прочные навыки арифметических действий с положительными и отрицательными числами.

Навыки умножения и деления положительных и отрицательных чисел отрабатываются сначала при выполнении отдельных действий, а затем в сочетании с навыками сложения и вычитания при вычислении значений числовых выражений.

При изучении данной темы учащиеся должны усвоить, что для обращения обыкновенной дроби в десятичную достаточно разделить (если это возможно) числитель на знаменатель. В каждом конкретном случае они должны знать, в какую дробь обращается данная обыкновенная дробь — в десятичную или периодическую. Учащиеся должны знать представление в виде десятичной дроби таких дробей, как

 

8. Решение уравнений (15 ч)

Простейшие преобразования выражений: раскрытие скобок, приведение подобных слагаемых. Решение линейных уравнений. Примеры решения текстовых задач с помощью линейных уравнений.

Основная цель — подготовить учащихся к выполнению преобразований выражений, решению уравнений.

Преобразования буквенных выражений путем раскрытия скобок и приведения подобных слагаемых отрабатываются в той степени, в которой они необходимы для решения несложных уравнений.

Введение арифметических действий над отрицательными числами позволяет ознакомить учащихся с общими приемами решения линейных уравнений с одной переменной.

9. Координаты на плоскости (13 ч)

Построение перпендикуляра к прямой и параллельных прямых с помощью чертежного треугольника и линейки. Прямоугольная система координат на плоскости, абсцисса и ордината точки. Примеры графиков, диаграмм.

Основная цель — познакомить учащихся с прямоугольной системой координат на плоскости.

Учащиеся должны научиться распознавать и изображать перпендикулярные и параллельные прямые. Основное внимание следует уделить отработке навыков их построения с помощью линейки и чертежного треугольника, не требуя воспроизведения точных определений.

Основным результатом знакомства учащихся с координатной плоскостью должны стать знания порядка записи координат точек плоскости и их названий, умения построить координатные оси, отметить точку по заданным координатам, определить координаты точки, отмеченной на координатной плоскости.

Формированию вычислительных и графических умений способствует построение столбчатых диаграмм. При выполнении соответствующих упражнений найдут применение изученные ранее сведения о масштабе и округлении чисел.

10. Повторение. Решение задач (13 ч)

Раздел III. Содержание тем учебного курса.

1.        ДЕЛИМОСТЬ ЧИСЕЛ (20ч)

Делители и кратные.

Признаки делимости на 10, 5 и 2.

Признаки делимости на 3 и на 9.  

Простые и составные числа.

Разложение на простые множители.

Наибольший общий делитель. Взаимно простые числа.  

Наименьшее общее кратное.

Знать и понимать:

  • Делители и кратные числа.
  • Признаки делимости на 2,3,5,10.
  • Простые и составные числа.
  • Разложение числа на простые множители.
  • Наибольший общий делитель.
  • Наименьшее общее кратное.

Уметь: 

  • Находить делители и кратные числа.
  • Находить наибольший общий делитель двух или трех чисел.
  • Находить наименьшее общее кратное двух или трех чисел.

Раскладывать число на простые множители        

2.        СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ ДРОБЕЙ С РАЗНЫМИ ЗНАМЕНАТЕЛЯМИ  (22ч)

Основное свойство дроби.

Сокращение дробей.

Приведение дробей к  общему знаменателю.

Сравнение дробей с разными знаменателями.

Сложение, вычитание дробей с разными знаменателями.

Сложение и вычитание смешанных чисел.

Знать и понимать:

  • Обыкновенные дроби.
  • Сократимая дробь.
  • Несократимая дробь.
  • Основное свойство дроби.
  • Сокращение дробей.
  • Сравнение дробей.
  • Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями.

Уметь: 

  • Сокращать дроби.
  • Приводить дроби к общему знаменателю.
  • Складывать и вычитать обыкновенные дроби с разными знаменателями.

Сравнивать дроби, упорядочивать наборы дробей.          

3.         УМНОЖЕНИЕ И ДЕЛЕНИЕ ОБЫКНОВЕННЫХ ДРОБЕЙ (32ч)

Умножение дробей.

Нахождение дроби от числа.

Применение распределительного свойства умножения.  

Взаимно обратные числа.

Деление.

Нахождение числа по его дроби.

Дробные выражения.

Знать и понимать:

  • Умножение дробей.
  • Нахождение части числа.
  • Распределительное свойство умножения
  • Взаимно обратные числа.
  • Нахождение числа по его части.

Уметь: 

  • Умножать обыкновенные дроби.
  • Находить часть числа.
  • Находить число обратное данному.
  • Выполнять деление обыкновенных дробей.
  • Находить число по его дроби.
  • Находить значения дробных выражений

4.        ОТНОШЕНИЯ И ПРОПОРЦИИ   (19ч)

Отношения

Пропорции.

Прямая и обратная пропорциональные зависимости.  

Знать и понимать:

  • Отношения.
  • Пропорции.
  • Основное свойство пропорции.
  • Пропорциональные и обратно пропорциональные величины.

Уметь: 

  • Составлять и решать пропорции.

Решать задачи с помощью пропорций на прямую и обратную пропорциональные зависимости

Масштаб.

Длина окружности, площадь круга.

Шар.

Знать и понимать:

  • Формула длины окружности.
  • Формула площади круга.
  • Масштаб. Шар.

Уметь: 

  • Решать задачи по формулам.

Решать задачи с использованием масштаба.

5.        ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ И ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ ЧИСЛА   (13ч)

Координаты на прямой.

Противоположные числа.

Модуль числа.

Сравнение чисел.

Изменение величин.

Знать и понимать:

  • Противоположные числа.
  • Координаты на прямой.
  • Модуль числа.

Уметь: 

  • Находить для числа противоположное ему число.
  • Находить модуль числа.

Сравнивать рациональные числа.

6.        СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ И ОТРИЦАТЕЛЬНЫХ ЧИСЕЛ  (11ч)

Сложение чисел с помощью координатной прямой.

Сложение отрицательных чисел.

Сложение чисел с разными знаками.

Вычитание.

Знать и понимать:

  • Правило сложения отрицательных чисел.
  • Правило сложения двух чисел с разными знаками.
  • Вычитание рациональных чисел
  • Сложение чисел с помощью координатной прямой.

Уметь: 

  • Складывать числа с помощью координатной плоскости.
  • Складывать и вычитать рациональные числа.

7.         УМНОЖЕНИЕ И ДЕЛЕНИЕ   ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ И   ОТРИЦАТЕЛЬНЫХ ЧИСЕЛ    (12ч)

Умножение.

Деление.

Рациональные числа.

Знать и понимать:

  • Понятие рациональных чисел.

Уметь: 

  • Выполнять умножение и деление рациональных чисел

Свойства действий с рациональными числами.

Уметь: 

  • Применять свойства действий с рациональными числами для преобразования выражений

8.        РЕШЕНИЕ УРАВНЕНИЙ   (15ч)

Раскрытие скобок.

Коэффициент.

Подобные слагаемые.

Решение уравнений.

Знать и понимать:

  • Подобные слагаемые.
  • Коэффициент выражения.
  • Правила раскрытия скобок.

Уметь: 

  • Раскрывать скобки.
  • Приводить подобные слагаемые
  • Применять свойства уравнения для нахождения его решения.

9.        КООРДИНАТЫ НА ПЛОСКОСТИ   (13ч)

Параллельные прямые.

Координатная плоскость.

Столбчатые диаграммы.

Графики.

Знать и понимать:

  • Перпендикулярные прямые.
  • Параллельные прямые.
  • Координатная плоскость.
  • Координаты точки.
  • Столбчатая диаграмма.
  • График зависимости.

Уметь: 

  • Изображать координатную плоскость.
  • Строить точку по заданным координатам.
  • Находить координаты изображенной в координатной плоскости точки.
  • Строить столбчатые диаграммы.
  • Находить значения величин по графикам зависимостей.

10        ПОВТОРЕНИЕ   (13ч)

Действия с обыкновенными дробями.

Действия с обыкновенными дробями.

Сложение и вычитание чисел с разными знаками.

Умножение и деление чисел с разными знаками.

Решение уравнений.

Координаты на плоскости. Графики.

Календарно-тематическое планирование уроков

урока

 Название темы

К-во

часов

Дата

Домашнее задание

ДЕЛИМОСТЬ ЧИСЕЛ (20 ч)

Цель: завершить изучение натуральных чисел, подготовить основу для освоения действий с обыкновенными дробями

1

Делители и кратные.

1

П1, 17 (а; б), № 30 (а; б).

2

Делители и кратные.

1

№ 24, 26, 28 (г).

3

Делители и кратные

1

№ 27 (в; г), 29, 30 (в).

4

Признаки делимости на 10, 5 и 2.

1

п. 2; № 52, № 57 (а; в).

5

Признаки делимости на 10, 5 и 2.

1

п 2; № 57, № 55, № 56 (а),

№ 59(б).

6

Признаки делимости на 10, 5 и 2.

1

п.2; № 55, № 56 (б), № 57 (г).

7

Признаки делимости на 3 и на 9.

1

п. 3 (1); № 86, № 91 (а; б), № 92.

    8

Признаки делимости на 3 и на 9.  

1

п. 3; № 87, № 90, № 91 (в; г).

9

Простые и составные числа.

1

п. 4; № 115, № 116, № 117.

10

Простые и составные числа.

1

п. 2 и 3; № 118, 119, 120.

11

Разложение на простые множители

1

п. 5; № 141 (а), № 142 (а; в),

 № 143, № 140 (устно).

12

Разложение на простые множители.

1

п.5; № 141(б), № 142 (б),

 № 144(а).

13

Диагностическая контрольная работа

1

14

Наибольший общий делитель. Взаимно простые числа.  

1

п. 6; № 169 (а), 170 (а), 173, 177.

15

Наибольший общий делитель. Взаимно простые числа.  

1

п. 6; № 169 (б); № 170 (б; в),

№ 175, 178 (б).

16

Наибольший общий делитель. Взаимно простые числа.  

1

№ 170 (г), 171, 172, 174, 178 (а).

17

Наименьшее общее кратное

1

п.7; № 202(а),№ 203(а),

№ 206(а; в).

18

Наименьшее общее кратное

1

п. 7; № 202 (б; в), № 204, № 207, № 210 (а).

19

Наименьшее общее кратное.

1

№ 203(б), 206(б; г), № 209,

№ 170(б; в).

20

Контрольная  работа №1: по теме «Делимость чисел».

1

СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ ДРОБЕЙ С РАЗНЫМИ ЗНАМЕНАТЕЛЯМИ ( 22ч)      

Цель:  выработать прочные навыки преобразования дробей, сложения и вычитания дробей.

21

Основное свойство дроби.

1

п. 8; № 237, № 239 (а); № 241 (а).

22

Основное свойство дроби.

1

п. 8; № 238, № 239 (б),

№ 240 (а; б; в), № 241 (б).

23

Сокращение дробей.

1

п. 9; № 268 (а; б), № 271 (а; в),

№ 274 (а).

24

Сокращение дробей.

1

№ 268 (в), № 269, № 271 (б; г),

№ 273

25

Сокращение дробей

1

№ 270, № 272, № 274 (б), № 259.

26

Приведение дробей к общему знаменателю.

1

п. 10; № 297 (а; б), № 300 (а; б), № 303 (а).

27

Приведение дробей к  общему знаменателю.

1

№ 297 (в; г), № 300 (в; г), № 302.

28

Приведение дробей к  общему знаменателю.

1

№ 299, 300 (д; ж), № 301.

    29

Сравнение, сложение, вычитание дробей с разными знаменателями.

1

п. 11; № 359 (а; б; в), № 360 (а; д), № 361, № 373 (в).

    30

Сравнение, сложение, вычитание дробей с разными знаменателями.

1

№ 359 (г; д; е), № 360 (б; е), № 363, № 371.

31

Сравнение, сложение, вычитание дробей с разными знаменателями.

1

№ 359 (ж; з), № 360 (в; г; з), № 369 (б), № 364, № 373 (г).

32

Сравнение, сложение, вычитание дробей с разными знаменателями.

1

№ 360 (ж; и; k); № 368 (а), № 366, № 372.

33

Сравнение, сложение, вычитание дробей с разными знаменателями.

1

№ 360 (м; н),№ 368 (в), № 374 (б), № 367, № 373 (а).

34

Сравнение, сложение, вычитание дробей с разными знаменателями.

1

№ 360(л; о; п),№ 368(б), №374 (а), № 362, № 370, № 369 (а).

35

Контрольная работа №2 по теме  «Сравнение, сложение, вычитание дробей с разными знаменателями»

1

 Прочитать исторический материал на стр. 68 учебника.

36

Сложение и вычитание смешанных чисел.

1

п. 12 (1), № 414 (а; б; ж; з), № 421, № 425 (а).

37

Сложение и вычитание смешанных чисел.

1

п.12, № 414(в; г),№ 415(а; б; е; ж), № 418, № 426 (б).

38

Сложение и вычитание смешанных чисел.

1

№ 414 (д; е), № 415 (в; г; з),

№ 417 (а; б), № 419, № 426 (а).

39

Сложение и вычитание смешанных чисел.

1

п. 12; № 415 (д; и), № 417 (в; г), № 420, № 426 (б).

40

Сложение и вычитание смешанных чисел.

1

№ 416 (а), № 422 (а), № 424.

41

Сложение и вычитание смешанных чисел.

1

№ 416 (б; в), № 422 (б), № 423,

№ 381 (а).

42

Контрольная работа №3 по теме  «Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями».

повторить «Основное свойство дроби» и «Сокращение дробей»

УМНОЖЕНИЕ И ДЕЛЕНИЕ ОБЫКНОВЕННЫХ ДРОБЕЙ  (32ч )

Цель: выработать прочные навыки арифметических действий с обыкновенными дробями и решения основных задач на дроби.

43

Умножение дробей.

1

п. 13 (1; 2); № 472 (ж; з; а; б),

№ 474, № 478 (а; б), № 479.

44

Умножение дробей.

1

п. 13; № 472 (в; и; k; л), № 473 (а), № 476, № 478 (в), № 482 (а).

45

Умножение дробей.

1

№ 472 (м; н; о; п), № 473 (б),

№ 477, № 482 (б).

46

Умножение дробей.

1

№ 478 (г; ж; з), № 481, № 483,

№ 471.

47

Нахождение дроби от числа.

1

п. 14; № 527, № 528, № 534 (в),

№ 532

48

Нахождение дроби от числа.

1

№ 524, 526, 534 (б)

49

Нахождение дроби от числа.

1

№ 527, № 528, , № 532

    50

Нахождение дроби от числа.

1

№ 525, № 529,№ 534 (в)

51

Нахождение дроби от числа.

1

№ 531, № 535 (б).

52

Применение распределительного свойства умножения.

1

п. 15; № 567 (а; б; г), № 568 (а; б), № 573.

53

Применение распределительного свойства умножения.

1

№ 567 (в; д; е), № 568 (в; г),

№ 569 (а), № 571.

54

Применение распределительного свойства умножения.

1

№ 568 (д), № 569 (б; в), № 574,

№ 576 (а).

55

Применение распределительного свойства умножения.

1

№ 569 (г), № 570, № 575.

56

Применение распределительного свойства умножения.

1

№ 568 (е), № 572, № 576 (б),

№ 558.

57

Контрольная работа №4 по теме «Умножение обыкновенных дробей».

1

58

Взаимно обратные числа.

1

п. 16, № 591 (а); № 592 (а; в),

№ 595 (а).

59

Взаимно обратные числа.

1

№ 591 (б), № 593, № 592 (б; г),

№ 585.

60

Деление.

1

п. 17; № 633 (а; б; в), № 634 (а), № 645 (а), № 646 (а; б).

61

Деление.

1

№ 633 (г; ж; и), № 634 (б), № 637, № 645 (б), № 646 (в).

62

Деление.

1

№ 633 (д; з), № 634 (в), № 635 (а), № 639, № 644.

63

Деление.

1

№ 633 (е; k), № 634 (г), № 635 (б), № 636 (а), № 638.

64

Деление.

1

№ 635 (в; г), № 636 (б), № 640; 641, 646 (г).

65

Контрольная работа №5 по теме «Деление обыкновенных дробей».

1

Повторить правило деления дроби на дробь и правило умножения обыкновенных дробей

66

Нахождение числа по его дроби.

1

п. 18; № 680, 683, 678 (3; 4).

67

Нахождение числа по его дроби.

1

№ 681, 679(2), 684, 691(а).

68

Нахождение числа по его дроби.

1

№ 682, 686, 691 (б).

69

Нахождение числа по его дроби.

1

№ 685, 689, 691 (в).

70

Нахождение числа по его дроби.

1

№ 687, № 688, № 691 (г).

71

Дробные выражения.

1

п. 19; № 716 (б; в; е), № 720

72

Дробные выражения.

1

№ 716 (г; д; а), № 717, № 711,

№ 713.

73

Дробные выражения.

1

№ 716 (ж), № 718, № 715 (1),

 № 749.

74

Контрольная работа №6 по теме «Деление и умножение обыкновенных дробей».

1

ОТНОШЕНИЯ И ПРОПОРЦИИ (19ч)

Цель:  сформировать понятия пропорции, прямой и обратной пропорциональности величин.

75

Отношения.

1

п. 20; № 751, № 759 (а; в),

№ 746 (устно).

76

Отношения

1

№ 753, 752, 756,  759 (г).

77

Отношения.

1

№ 754, 759 (б), № 758 (б).

78

Пропорции.

1

п. 21 , № 776, 778, 781 (а).

79

Пропорции.

1

п. 21; № 780, 781 (б), № 804, 805.

80

Пропорции.

1

№ 777, № 779 (т), № 802.

81

Пропорции

1

№ 803 (в; г), 807, 819 (а).

82

Прямая и обратная пропорциональные зависимости.  

1

п. 22 № 811, № 813, № 819 (б).

83

Прямая и обратная пропорциональные зависимости.  

1

п. 22; № 812, 836, 808 (а), 806.

84

Прямая и обратная пропорциональные зависимости.  

1

№ 815, 816,.

85

Прямая и обратная пропорциональные зависимости.  

1

817, 1575

86

Контрольная работа №7 по теме «Отношения и пропорции»

1

87

Масштаб.

1

п. 23; № 840,843, 846(б), 873(а; б).

88

Масштаб.

1

№ 841, 844, 845,864 (1), 873 (в; г).

89

Длина окружности, площадь круга.

1

п. 24; № 867, 868, 869, 863.

90

Длина окружности, площадь круга.

1

п. 24; № 856, 870, 871.

    91

Шар.

1

п. 25; № 861, 887, 888, 890 (а).

92

Шар

1

№ 886; № 880 (3-й, 4-й, 5-й столбцы); № 949 (а); № 1581; 1583.

93

Контрольная работа №8 по теме «Отношения и пропорции».

1

ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ И ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ ЧИСЛА  (13ч)

Цель:  расширить представления учащихся о числе путем введения отрицательных чисел.

94

Координаты на прямой. 

1

п. 26; № 918, 919, 920, 917 (3).

95

Координаты на прямой.

1

№ 914 (в; г), № 922, 923, 917 (4).

     96

Координаты на прямой.

1

№ 921, 924, 925.

97

Противоположные числа.

1

п.27; № 943, 945 (а, б),947,948 (а).

98

Противоположные числа.

1

№ 944, 946, 948 (б), 949 (б).

99

Модуль числа.

1

п. 28; № 967, 968 (а – г), 970, 969.

100

Модуль числа.

1

№ 968 (д–з), № 972, 973

101

Сравнение чисел.

1

п. 29; № 995 (а; б; в), 998, 999.

102

Сравнение чисел.

1

№ 995 (г; д; е), 996, 997 (а).

103

Сравнение чисел.

1

№ 997 (б), 1000, 991.

104

Изменение величин.

1

п. 30; № 1015, 1017, 1019 (а).

105

Изменение величин.

1

№ 1016, 1018, 1019 (б).

106

Контрольная работа № 9 по теме « Положительные и отрицательные числа».

1

прочитать исторический материал на с. 171 уч.

СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ И ОТРИЦАТЕЛЬНЫХ ЧИСЕЛ ( 11ч)

Цель: выработать прочные навыки сложения и вычитания положительных и отрицательных чисел.

107

Сложение чисел с помощью координатной прямой.

1

п.31;№1039(а;б;г;е),1041,1042 (а).

108

Сложение чисел с помощью координатной прямой.

1

№ 1039 (в; д; ж; з), № 1040,

№ 1042 (б), № 1038 (устно).

109

Сложение отрицательных чисел.

1

п. 32, № 1056 (а – е), № 1055 (2), № 1060 (а).

110

Сложение отрицательных чисел.

1

№ 1056 (ж – м), № 1057 (б),

№ 1059, 1060 (б, в).

111

Сложение чисел с разными знаками.

1

п. 33, № 1081 (а – г), № 1083 (а), № 1085.

112

Сложение чисел с разными знаками.

1

№ 1081(д–л),№1083(б;в), № 1084.

113

Сложение чисел с разными знаками.

1

№ 1081 (м – р), № 1082, № 1086.

114

Вычитание.

1

п. 34 № 1109 (а – е), № 1113 (а; б),

115

Вычитание.

1

п. 34; № 1109 (ж – к),  1111,

1113 (в; г), 1115.

116

Вычитание.

1

№ 1109 (л – р), № 1112,

1113 (д; е),  1110.

117

Контрольная работа №10 по теме «Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел».

1

Прочитать исторический материал на с. 190.

УМНОЖЕНИЕ И ДЕЛЕНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ И ОТРИЦАТЕЛЬНЫХ ЧИСЕЛ (12ч)

Цель:  выработать прочные навыки арифметических действий с положительными и отрицательными числами.

118

Умножение.

1

п.35; № 1143 (а–г), №1144 (а;б; в), № 1148.

   119

Умножение.

1

№ 1143 (д – з), № 1144 (г; д; е),

 № 1145 (а – в), № 1147.

110

Умножение.

1

№ 1143 (и – м), № 1145 (г – е),

№ 1146.

121

Деление.

1

п. 36; № 1172 (а –г), №1174 (а; б), № 1176.

122

Деление.

1

№ 1172 (д – з), № 1174 (в; г),

№ 1173 (а; б), № 1177 (а).

123

Деление.

1

№ 1172 (и – м), № 1174 (д; е),

№ 1173(в;г;д;е),№1175,№1177 (б).

124

Рациональные числа.

1

п. 37; № 1196 (а), № 1197 (а),

№ 1199, № 1200 (а).

125

Рациональные числа.

1

№ 1196 (б; в), № 1198,

№ 1197 (б), № 1200 (б).

126

Свойства действий с рациональными числами.

1

п. 38; № 1226 (а; б; в), № 1230,

№ 1233 (а).

127

Свойства действий с рациональными числами.

1

п. 38; № 1226(г;д),№1227 (а; б; в), № 1228 (а; б), № 1231

128

Свойства действий с рациональными числами.

1

№ 1226 (е), № 1228 (в; г),

№ 1229 (а – г), № 1294, 1298

129

Контрольная работа №11 по теме « Умножение и деление рациональных чисел. Свойства действий с рациональными числами».

1

.

РЕШЕНИЕ УРАВНЕНИЙ (13ч)

Цель: подготовить учащихся к выполнению преобразований выражений, решению уравнений.

130

Раскрытие скобок.

1

п. 39; № 1254 (а – в), №1255(а; б), № 1258 (а; б), № 1259 (а).

131

Раскрытие скобок.

1

№ 1254 (г – е), № 1255 (в; д),

№ 1256 (а; б), № 1258 (в).

132

Раскрытие скобок.

1

№ 1255 (г; е), № 1256 (в – д),

№ 1257 (а; б), № 1259 (б).

133

Раскрытие скобок.

1

134

Коэффициент.

1

п. 40; № 1275 (а – д), № 1277 (а), № 1278, № 1280.

135

Коэффициент.

1

№ 1275 (е – к), № 1276 (б),

№ 1277 (а), № 1279.

136

Подобные слагаемые.

1

п. 41;№1304(а; б),№ 1305 (а; б; г), № 1306 (а – г), № 1311.

137

Подобные слагаемые.

1

№ 1304(в;г),№1305(в;д; е), №1313

 №1306 (в;г;к;л),№ 1307(а;б;д; е),.

138

Подобные слагаемые.

1

№ 1304 (д; е), № 1306 (е; ж; м), № 1307(в;ж),№1308(а; б), № 1309.

139

Контрольная работа №12 по теме «Решение уравнений».

1

140

Решение уравнений.

1

п. 42; № 1342 (а; б; в), № 1346,

№ 1349.

141

Решение уравнений.

1

№ 1341 (а; б; г), № 1342 (ж; з; и), № 1343.

142

Решение уравнений.

1

№ 1341 (в; д; е), № 1342 (к; л; м), № 1344, № 1350.

143

Решение уравнений.

1

№ 1348 (а), № 1358, № 1414.

144

Контрольная работа №13 по теме «Решение уравнений».

1

Прочитать исторический материал на с. 235–236 учебника. Принести чертежные треугольники и транспортиры.

КООРДИНАТЫ НА ПЛОСКОСТИ(13ч)

Цель: познакомить учащихся с прямоугольной системой координат на плоскости.

145

Перпендикулярные прямые.

1

п. 43;  № 1365 (а), № 1367,

№ 1369 (а – в), № 1360.

146

Перпендикулярные прямые.

1

№ 1365 (б; в), № 1366, № 1368,

 № 1369 (г).

147

Параллельные прямые.

1

п. 44, № 1384 (рис. 112, а; б),

№ 1386, № 1388, № 1389 (а).

148

Параллельные прямые.

    1

№ 1384 (в), № 1385, № 1387,

№ 1389 (б).

149

Координатная плоскость.

1

п. 45;№ 1419, № 1422, № 1424 (а);

150

Координатная плоскость.

1

№ 1417, №1418,№1421,№1424 (б)

151

Координатная плоскость.

1

№ 1420, № 1423, № 1415 (1)

152

Столбчатые диаграммы.

1

п. 46, № 1437 (а), № 1438,

№ 1440 (а; в)

153

Столбчатые диаграммы.

1

№ 1437 (б), № 1439, № 1440 (б; г).

154

Графики.

1

п. 41 № 1451, № 1462, № 1465.

155

Графики.

1

п. 47 № 1464, № 1466, № 1468 (а), № 1456 (а).

156

Графики.

1

№ 1463, № 1467, № 1468 (б),

№ 1456 (б).

157

Контрольная работа №14 по теме «Координаты на плоскости».

1

начертить на координатной плоскости изображение различных животных и фигур и записать их координаты.

ИТОГОВОЕ. РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ.(13ч)

Цель: повторить материал за курс 5-6 классов. Подготовиться к итоговой контрольной работе

158

Действия с дробями.

1

№1560(а,б,в), №1562(а,б)

159

Действия с дробями.

1

№1560(г,е,), №1562(в), № 1563а

160

Сложение и вычитание чисел с разными знаками.

1

№1563(д,е,ж,з)

161

Сложение и вычитание чисел с разными знаками.

1

№1568

162

Умножение и деление чисел с разными знаками.

1

№1585

163

Умножение и деление чисел с разными знаками.

1

№1589

164

Решение уравнений.

1

№1567(а,г,в)

165

Решение уравнений.

1

№1582

166

Координаты на плоскости.

1

№1571, №1573, №1572

167

Итоговая контрольная работа

1

168

Повторение. Решение задач.

1

№1587

169

Повторение. Решение задач.

1

№1591

170

Повторение. Решение задач.

1

Всего:

170

Раздел IV. Требования к уровню подготовки учащихся за курс математики 6 класса.

В результате изучения математики ученик должен

знать/понимать

  • существо понятия алгоритма; приводить примеры алгоритмов;
  • как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;
  • как математический язык может описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;
  • как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;
  • каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия; примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики;

Арифметика

уметь

  • выполнять устно арифметические действия: сложение и вычитание двузначных чисел и десятичных дробей с двумя знаками, умножение однозначных чисел, арифметические операции с обыкновенными дробями с однозначным знаменателем и числителем;
  • переходить от одной формы записи чисел к другой, представлять десятичную дробь в виде обыкновенной и в простейших случаях обыкновенную в виде десятичной, проценты — в виде дроби и дробь – в виде процентов
  • выполнять арифметические действия с рациональными числами, сравнивать рациональные числа; находить значения числовых выражений;
  • округлять целые числа и десятичные дроби, находить приближения чисел с недостатком и с избытком, выполнять оценку числовых выражений;
  • пользоваться основными единицами длины, массы, времени, скорости, площади, объема; выражать более крупные единицы через более мелкие и наоборот;
  • решать текстовые задачи, включая задачи, связанные с отношением и с пропорциональностью величин, дробями и процентами;
  • решать линейные уравнения.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • решения несложных практических расчетных задач, в том числе c использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера;
  • устной прикидки и оценки результата вычислений; проверки результата вычисления, с использованием различных приемов.

Алгебра

уметь

  • составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач; осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления, выражать из формул одну переменную через остальные;
  • решать линейные уравнения;
  • изображать числа точками на координатной прямой;
  • определять координаты точки плоскости, строить точки с заданными координатами;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • выполнения расчетов по формулам, для составления формул, выражающих зависимости между реальными величинами; для нахождения нужной формулы в справочных материалах;

Геометрия

уметь

  • распознавать изученные геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
  • изображать изученные геометрические фигуры;
  • распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).

Элементы логики, комбинаторики, статистики и теории вероятностей

уметь

  • извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках; составлять таблицы, строить диаграммы;
  • решать комбинаторные задачи путем систематического перебора возможных вариантов и с использованием правила умножения;
  • вычислять средние значения результатов измерений;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • распознавания логически некорректных рассуждений;
  • анализа реальных числовых данных, представленных в виде диаграмм, графиков, таблиц;
  • решения практических задач в повседневной и профессиональной деятельности с использованием действий с числами, процентов, длин, площадей, объемов, времени, скорости;
  • решения учебных и практических задач, требующих систематического перебора вариантов.

Раздел V.  УМК

  1. Программа. Планирование учебного материала. Математика. 5-6 классы/авт.-сост. В.И. Жохов. – М.:Мнемозина,2010. 
  2. Учебник:  «Математика 6 класс» Н.Я.Виленкин, В.И.Жохов, А.С Чесноков, С.И.Шварцбурд, изд. М.: Мнемозина,2011г

Литература для учителя

  1. Жохов В.И., Преподавание математики в 5 и 6 классах.-М.Мнемозина, 2004-2007.
  2. Чесноков А.С., Нешков К.И. Дидактические материалы по математике для 5 класса.-М.Просвещение, 1990-2000.
  3. Шарыгин И.Ф., Шевкин К.И. Математика. Задачи на смекалку. Учебное пособие для 5-6 классов общеобразовательных учреждений. – М.Просвещение, 1995-1996.
  4. Кривоногов В.В. Нестандартные задания по математике: 5-11 классы.-М.Издательство «Первое сентября» 2003.
  5. Абдрашитов Б.М. Учитесь мыслить нестандартно»: книга для учащихся.М.Просвещение: АО «Учебная литература» 1996.
  6. Диск. Математика поурочные планы. 5-6 классы по учебникам Н.Я. Виленкина и др.

 

Литература для учащихся

 

  1. Чесноков А.С., Нешков К.И. Дидактические материалы по математике для 6 класса.-М.Просвещение, 1990-2000.
  2. Шарыгин И.Ф., Шевкин К.И. Математика. Задачи на смекалку. Учебное пособие для 5-6 классов общеобразовательных учреждений. – М.Просвещение, 1995-1996.
  3. Кривоногов В.В. Нестандартные задания по математике: 5-11 классы.-М.Издательство «Первое сентября» 2003.
  4. Абдрашитов Б.М. Учитесь мыслить нестандартно»: книга для учащихся.М.Просвещение: АО «Учебная литература» 1996.
  5. Вычисляем без ошибок. Работы с самопроверкой для учащихся 5-6 классов/ С.С. Минаева-М.:Издательство «Экзамен»
  6. Н.Я.Виленкин и др. «Математика 5 класс» Учебник для общеобразовательных учреждений. – Москва: Мнемозина, 2008;



Подписи к слайдам:

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1 города Суздаля»
Факультативное занятие в 6 классе по теме:
Учитель математики: Плотникова Т.В.
Запомните
Определение:
Размещением называется расположение “предметов” на некоторых “местах” при условии, что каждое место занято в точности одним предметом и все предметы различны.
В размещении учитывается порядок следования предметов. Так, например, наборы (2,1,3) и (3,2,1) являются различными
Запомните
Формула:
Количество размещений из n по m, обозначается
и вычисляется по формуле:
Сколько двузначных чисел можно составить из цифр 1,2,3,4?
Задача:
В данной задаче: n=4, m=2. Значит, надо вычислить:
12
Решим задачу деревом переборов:
Получили такой же ответ:
12
Решите самостоятельно задачу:
Сколько трёхзначных чисел можно составить из цифр 4,5,6,7,8?
60
Завучу школы из 8 предметов: алгебра, геометрия, информатика, физика, химия, ОБЖ, литература, физическая культура необходимо составить расписание на один день из 5 уроков. Сколькими способами можно это сделать?
*
Задача:
6720
*
Решите самостоятельно задачу:
Учащиеся 6 классов изучают 10 предметов. Сколькими способами можно составить расписание уроков на один день так, чтобы 5 уроков были различными?
30240
*
В седьмом классе вы будете изучать 14 предметов. Сколькими способами можно составить расписание занятий на субботу, если в этот день недели должно быть 5 различных уроков?
Решите самостоятельно задачу:
240240
*
Решите самостоятельно задачу:
Сколькими способами можно составить трехцветный полосатый флаг, если имеются 5 различных цветов ткани?
60
Сколькими способами можно составить трехцветный полосатый флаг, если имеются 5 различных цветов ткани, но один из цветов обязательно должен быть синим?
12
*
В цехе работают 8 токарей. Сколькими способами можно поручить трем из них изготовить три различные детали по одной на каждого?
Решите самостоятельно задачу:
336
Сколько существует двузначных чисел, в которых цифра десятков и цифра единиц различны и нечетны?
Задача:
Всего цифр десять:0,1,2,3,4,5,6,7,8,9, из пять нечётных:1,3,5,7,9. Значит, в этой задаче n=5(из пяти нечётных цифр составляются числа) и m=2(т.к. числа двузначные).
20
*
Сколько трехбуквенных словосочетаний можно составить из букв слова «эскиз»?
Решите самостоятельно задачу:
60
*
Партия состоит из 25 человек. Требуется выбрать председателя, заместителя, секретаря и казначея. Сколькими способами можно это сделать, если каждый член партии может занимать лишь один пост?
Задача:
303600
Из команды в 10 человек нужно выбрать капитана и его заместителя. Сколькими способами это можно сделать?
Решите самостоятельно задачу:
90
*
Сколькими способами можно обозначить вершины четырёхугольника, если даны буквы A, B, C, D, E, F?
Решите самостоятельно задачу:
360

*
В конкурсе участвуют 20 человек. Сколькими способами можно присудить первую, вторую и третью премии?
Задача:
6840
*
Задача:
Набирая номер телефона, абонент забыл две последние цифры и, помня лишь, что эти цифры различны, стал набирать их наудачу. Сколько вариантов ему надо перебрать, чтобы набрать нужный номер?
90
*
.
Задача:
Сколькими способами можно опустить 5 писем в 11 почтовых ящиков, если в каждый ящик опускают не более одного письма?
55440
*
Задача:
Лифт, в котором находится 9 пассажиров, может останавливаться на десяти этажах. Пассажиры выходят группами в два, три и четыре человека. Сколькими способами это может произойти?
720
*
Задача:
Сколько сигналов можно подать 5 различными флажками, поднимая их в любом количестве и в произвольном порядке?
325
*
У нас есть 9 книг из серии «Занимательная математика». Сколькими способами можно подарить 3 из них?В городе проводится первенство по футболу. Сколько в нем состоится матчей, если участвуют 12 команд?
*
Запомните
Определение:
Размещениями с повторениями из n элементов по m, называются соединения длиной n, составленные из m элементов данного множества.
Формула:
*
Задача:
Сколькими способами можно разложить 12 различных деталей по трем ящикам?
*
Сколько пятизначных чисел можно составить из 9 цифр?
Задача:
*
Сколькими способами можно разделить 6 различных конфет между тремя детьми?
Задача:
729
*
Серия и номер паспорта советского образца состоят из 2-х букв и 6-и цифр. Сколько может быть паспортов с различными сериями и номерами, если римские цифры серии зафиксировать?
Задача:
Серия и номер паспорта советского образца состоят из 2-х букв и 6-и цифр. Сколько может быть паспортов с различными сериями и номерами, если римские цифры серии зафиксированы и буквы и цифры не могут повторяться?
*
Задача:
Автомобильные номера состоят из трех букв (всего используется 30 букв) и четырех цифр (используются все 10 цифр). Сколько автомобилей можно занумеровать таким образом, чтобы никакие два автомобиля не имели одинакового номера?
303·104 = 27 · 107


Предварительный просмотр:

Анкета «Я и мой класс в числах»

1. Из скольки букв состоит твоё полное имя?

2. Из скольки букв состоит твоя фамилия?

3. Число и месяц рождения.

4. Год рождения.

5. Сколько сейчас  полных лет.

6. Номер дома и квартиры.

7. Номер кабинета нашего класса.

8. Сколько человек в классе?

9. Сколько в классе девочек?

10. Сколько в классе мальчиков?

11. Кого/ чего в классе только 1? (учитель, пианино, доска, компьютер, имя Ангелина и т.д.)

12. Кого/ чего в классе только 2? (2 имени Алёша, Вика, 2 глобуса и т.д.)

13. Кого/ чего в классе только 3? (3 окна, 3 ряда парт, 3 части доски и т.д.)

14. Кого/ чего в классе только 4?(4 команды в классе и т.д.)

15. Кого/ чего в классе только 5?(5 цветов на полочке, 5 дней учимся и т.д.)