Рабочие программы по предмету

Бадмаева Элеонора Жаргаловна

Предварительный просмотр:

МОУ «Дыренская средняя общеобразовательная школа»

МО «Курумканский район»

Рассмотрено на заседании МО    Согласовано зам.директора по УВР      Утверждено приказом директора

(протокол №1 от 30.08.2010 г)     подпись_____/Э.Ж.Бадмаева/              школы(приказ №____от _____2010 г)

                                                                                                                           подпись______/В.Д.Очиров/

Программа элективного курса

«Химия в твоей будущей профессии»

9 класс

Автор: учитель химии

МОУ «Дыренская СОШ»

Бадмаева Э.Ж.

с.Алла, 2010 г.

Пояснительная записка

Данный курс по выбору предназначен для учащихся 9 классов, он является  предметно-ориентированным и рассчитан на 34 часа.

Содержание данного курса  не представлено в базовом курсе химии

Цель курса: целенаправленная профильная ориентация путем углубления и расширения знаний учащихся по химии в ходе реализации проектного метода работы и организации учебно-деятельностного пространства.

Задачи курса: показать связь химии с жизнью и важнейшими сферами деятельности человека; ориентировать учащихся 9-го класса на выбор профиля дальнейшего образования путем формирования у них познавательного интереса к изучению химии; формировать исследовательские умения (видеть и решать проблемы, ставить цели, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятий, классифицировать, наблюдать, анализировать, делать выводы и умозаключения, презентовать свою работу), а также умение применять теоретические знания на практике.

Формы работы:

•уроки-беседы;

•уроки-семинары;

•индивидуальная и групповая работа;

•эксперимент;

•работа с компьютером

Проекты могут быть как групповыми, так и индивидуальными. Выбор и защита темы проекта происходят в течение первого месяца. Учитель помогает учащимся определить глубину и объем проработки материала исследования.

Основные этапы работы по программе курса

1.Введение в модуль «Химия в твоей будущей профессии» (знакомство с профессиями и областями деятельности, в основе которых лежит наука химия (медицина, пищевая промышленность, парикмахерские услуги, легкая промышленность, химическая промышленность и др., анкетирование)).

2.Изучение блока, вызвавшего наибольший интерес (знакомство с понятиями выбранной области знаний).

3.Постановка проблемы для изучения.

4.Осуществление проектной деятельности:

подготовка (определение источников информации, способов представления результатов, распределение обязанностей между членами команды);

исследование (сбор информации, решение промежуточных задач, овлдадение методикой исследования. Основные формы работы: познавательная беседа, наблюдение, опрос, работа в информационном пространстве, эксперимент);

получение результатов (представление отчета в виде письменной реферативно-исследовательской работы, устная демонстрация материалов – презентаций, буклетов и другой печатной продукции, публикации в прессе, выступление на НПК);

оценка результатов и процесса (рефлексия)

Структура проекта, который выносится на защиту:

•основные этапы работы;

•проблема, цель, гипотеза, задачи, методы, объект и предмет исследования;

•результаты теоретической работы (информационное исследование);

•результаты эксперимента (практическое исследование);

•вывод (отражает социальную значимость проекта);

•список литературы.

Проект должен быть оформлен в печатном и электронном виде. Для доклада на защите участники готовят компьютерную презентацию.

Критерии оценки проекта:

•актуальность;

•соответствие задач поставленной цели;

•соответствие цели и результата;

•полнота теоретической части, глубина проработки проблемы;

•степень владения методикой эксперимента;

•грамотный выбор исследовательских методов;

•социальная значимость исследования;

•качество защиты.

Планируемые результаты обучения

После  овладения учебным материалом элективного курса обучающиеся должны знать:

•об основных профессиях, связанных с изучением химии;

•основные понятия химии;

•структуру проекта, этапы работы по проектной методике

Обучающиеся должны уметь:

• видеть и решать проблемы, ставить цели;

•задавать вопросы, выдвигать гипотезы;

•давать определения понятий;

•классифицировать, наблюдать, анализировать, делать выводы и умозаключения;

•презентовать свою работу

• применять теоретические знания на практике.

Тематическое планирование

Тема занятия

Содержание

Кол-во часов

Форма проведения урока

1.Введение в модуль «Химия в твоей будущей профессии»

Цели и задачи курса «Химия в твоей будущей профессии»

Знакомство с профессиями и областями деятельности: медицина, пищевая промышленность, парикмахерские услуги, легкая промышленность, химическая промышленность и др.,

4 ч

Уроки с применением компьютерных презентаций, показ фильмов

2.Анкетирование, формирование групп по интересам

Выявление блока, который вызвал наибольший интерес у учащихся, формирование групп  

1 ч

Урок-анкетирование

3.Основные понятия химии в разных областях

Знакомство с понятиями выбранной области знаний

4 ч

Урок-лекция,

урок-семинар

4.Постановка проблемы для изучения

Объекты изучения химии

Планирование работы над проектами

1 ч

Урок-семинар

5.Подготовка к проекту

Темы проектных работ

Цель проектной работы

3 ч

Урок-семинар

6.Планирование проекта

Определение источника информации, способы представления результатов, распределение обязанностей, если проект групповой

3 ч

Урок-семинар, консультации

7.Исследование

Сбор информации по проекту, решение промежуточных задач, овладение методикой исследования

90  ч

Урок-беседа, наблюдение, опрос, работа в информационном пространстве, эксперимент, индивидуальные консультации

8.Получение результатов

Анализ информации, формулирование выводов

4 ч

Индивидуальные консультации

9.Результаты проекта

Защита проекта (отчет в виде реферативно-исследовательской работы, презентация, буклеты, брошюры, публикация, участие в НПК)

2 ч

Представление результатов проекта

10.Оценка результатов и процесса

Рефлексия по итогам выполненных работ

2 ч

11.Анкетирование по выбору профиля

1 ч

Анкетирование учащихся, родителей

Итого:

34 часа

Итоговая анкета «Ваша будущая профессия»

   Предназначена для выявления представлений учащихся о характере и особенностях выбираемой профессии. Данные анкетирования позволяют определить полноту представлений учащихся о будущей профессии, выявить внутренние противоречия в представлениях о будущей профессии.

Выберите один из вариантов ответов.

1. Мне хотелось бы работать________________________________________

а)в помещении, б)на открытом воздухе;   в)в необычных условиях (в горах, на море, в лесу, под землей, на высоте);  г) с чередованием условий.

2. Я предпочел(ла) бы, чтобы режим рабочего дня был ________________

а)четким, систематическим (начало и конец работы не меняется);  б)посменным;   в)свободным, гибким;  г)ненормированным.

3. Мне удобнее работать _________________________________________

а)сидя (за столом, пультом);   б)стоя (у станка, за прилавком);  в)в разъездах;   г)чередуя постоянное место с разъездами.

4. Мне хотелось бы, чтобы работа была связана с ____________________

а)простейшими механизмами, ручными операциями;  б)машинами и механизмами с ручным управлением;   в)автоматическим оборудованием, функциональными орудиями (речь, средства воздействия на эмоции человека, функциональные возможности организма).

5. Мне хотелось бы всю работу выполнять __________________________

а)в одиночку;   б)самостоятельно, но чтобы вокруг были люди; в)в коллективе;  г)с людьми, общаясь и управляя ими.

6) Мне  больше нравится работа, в которой необходимы________________

а)точные, мелкие движения;   б)координация движений;   в)быстрота движений;   г)большая сила.

7) В моей будущей работе важны__________________________________

а)устойчивость внимания;   б)наблюдательность;   в)память на числа, даты, события;   г)воображение.

8) Успех в моей будущей работе зависит от _________________________

а) технической сообразительности;  б)способности мысленно представить невидимые процессы;   в) самоконтроля и самообладания;   г)эмоциональности, умения входить в контакт с другими людьми.

9) Будущую работу мне хотелось бы выполнять ______________________

а)по заданному плану;  б)по плану, но получать в процессе новую информацию; по плану, но иметь возможность изменять его; г)оперативно.

10) В своей работе лучше отвечать ________________________________

а)только за себя;  б)за группу;  в)за работу механизмов;   г)за ценности.

11) Мне нравится работа, в которой необходимо_____________________

а)распознавать, определять свойства предметов;  б)преобразовывать, обрабатывать предметы;   в)придумывать новые образцы продукции;   г)оказывать влияние на людей.

12) Мне нравится_______________________________________________

А)оценивать продукцию;  б)обслуживать людей;   в)находить новые варианты решения задач;   г)организовывать  производственные процессы, деятельность.

13) Мне хотелось бы, чтобы будущая профессия была связана с ________

а)с руководством людьми;   б)воспитанием и обучением детей;  в)преодолением стихийных сил природы;  г)комфортным, спокойным положением.

14) Мне хотелось бы, чтобы результаты будущей работы были _________

а)мало заметны;   б)известны трудовому коллективу;   в)известны всей стране;   г)всемирно признаны.

15) Мне хотелось бы, чтобы от результатов моей работы  ______________

А)зависела только моя заработная плата;  б)зависело выполненгие производственного задания;  в)зависели жизнь и здоровье людей;  г)зависел мир на Земле.

16) После окончания работы _____________________________________

а)хотелось бы отключиться от нее, заниматься своими делами;  б)интересно было бы продолжать думать о ней дома;  в)продолжать бы ею заниматься;  г)не вспоминал бы о работе до следующего дня.

17) Хотелось бы, чтобы работа была _______________________________

а)рядом с домом;  б)интересная, а далеко или близко – неважно;  в)не связана с командировками;  г)подальше от дома.

Литература

1.Браун Т., Лемей Г., Химия в центре наук. 1,2 ч. – М, Мир, 1985г

2.Балаев И.И., Домашний эксперимент по химии. –М, Просвещение, 1977

3.Джинова В.П., Вездесущая химия, М., Книга, 1981

4.Колтун М., Мир химии. Научно-художественная литература. – Детская лит-ра, 1988

5.Кузнецов В.И. Принципы активной педагогики. М, Академия, 2001

6.Поллер З., Химия на пути в третье тысячелетие.  – М, Мир, 1982

7.Шоган В.В. Технология личностно-ориентированного урока. Ростов н/Д, Учитель, 2003

8.Химия: проектная деятельность учащихся /Автор Н.В.Ширшина/- Волгоград, Учитель, 2007

 9. Белоногова Г.У. Химия в твоей будущей профессии //Курсы по выбору, выбор за вами, М. Центрхимпресс, 2007

10.Тяглова Е.В. Исследовательская деятельность учащихся по химии: методология, методика, практика, М. Глобус, 2007


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр: