Педагогические находки и идеи
Педагогические находки и идеи (из опыта работы)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Педагогические находки и идеи | 33.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогические находки и идеи
Важным условием обновления содержания школьного химического образования, становления старшеклассника как самостоятельного субъекта своего образования является компетентность учителя:
-умение осуществлять отбор педагогических технологий и использовать их целиком или отдельные элементы;
-умение осуществлять выбор учебно-методического комплекта, направленный на развитие ученика, удовлетворение его образовательных потребностей и индивидуальных возможностей;
-умение учителя выстраивать систему контрольно-оценочной деятельности, как со своей стороны, так и со стороны учащегося.
Качество ресурсного обеспечения
В МБОУ «Дыренская СОШ» имеется оборудованный химический кабинет с рационально размещенным комплектом учебного оборудования, мебелью и приспособлениями, обеспечивающими эффективное преподавание предмета. Учебное оборудование представлено наглядными пособиями: 1.Химические реактивы, химическая посуда, лабораторные принадлежности, приборы; 2.Модели объектов; 3. Печатные пособия; 4. Экран, мультимедийный проектор, компьютер с флеш-модемом для выхода в Интернет, Wi-Fi. Кабинет оснащен вытяжным шкафом, осуществлена подводка воды ко всем столам учащихся, в кабинете и лаборантской имеются раковины. Благодаря внебюджетным поступлениям кабинет полностью оснащен новой мебелью.
В современном мире инновационное поведение учащихся подразумевает развитие востребованных сегодня и в будущем творческих способностей, умения применять получаемые в процессе базового образования знания на практике, инициативности и ответственности» (А. Фурсенко). Актуальность педагогического опыта определяется необходимостью разрешения противоречия между тенденциями инновационного образовательного процесса и традиционными технологиями обучения и воспитания учащихся.
Это противоречие определяет главную задачу: развитие совокупности творческих и нравственных качеств школьников, включающих мотивационные, инструментальные и когнитивные компетенции. Содержание образования не должно ограничиваться предметной областью, а должно включать систему метапредметных способов деятельности и новые компетентности. Технологии обучения и воспитания ориентированы на субъект-субъектные отношения, активное включение учащихся в процесс целеполагания, экспертизу собственных результатов. Результат образования не ограничивается только знаниями, умениями и навыками по предмету, а проявляется в сформированности творческих и нравственных умений как качеств креативной личности.
Практическая необходимость и значимость педагогического опыта, на мой взгляд, заключается в ответах на следующие вопросы:
1)Почему у детей пропадает интерес к учебе?
2)Какой заказ должна выполнять современная школа с учетом требований информационного общества?
3)Как меняется в настоящее время парадигма образования?
4)Как организовать деятельность учеников по использованию в учебном процессе информационных технологий?
5)Может ли образование быть индивидуализированным, функциональным и эффективным?
6)Как учесть в обучении послешкольные жизненные планы учащихся?
7)Как разработать дидактическую систему урока индивидуализированного обучения?
Объект исследования: учебная деятельность учащихся с использованием проектной технологии и ИКТ.
Предмет исследования: персонификация образования и связанная с ней реализация идеи свободы и духовного развития человека, приобретения им опыта самовыражения, в том числе эмоционального опыта осознания собственной индивидуальной ценности и ценности других мировоззренческих систем.
Гипотеза: Внедрение новых технологий, ориентированных на формирование основных механизмов мыслительной деятельности даст нам ученика способного мыслить ярко, неординарно, сокращая процесс рассуждения, т.е. свернуто, имеющего хорошо развитые аналитико-синтетические способности, т.е. обратимый мыслительный процесс, обладающего гибкостью мышления, способностью к пространственным представлениям, высоким уровнем обобщения и логизации, развитым продуктивным мышлением, проявляющего умственную самостоятельность.
Задачи:
•Формировать навыки самостоятельной работы с учебным материалом и другими источниками;
•Формировать умения и навыки критического мышления в условиях работы с большими объемами информации;
•Формировать навыки самообразования, развитие способности к академической мобильности обучающихся,
•Развивать умение формулировать проблему, определять задачу и разрабатывать пути ее решения;
•Формировать навыки работы в команде по разработке минипроектов;
•Формировать навыки самоконтроля.
Теоретическая база опыта
В построении схемы работы я опиралась на понятие субъектного опыта, введенного И. С. Якиманской, принципы личностно ориентированной технологии образования, основанные на мультисенсорном подходе, описанные А. А. Плигиным, принципы демократизации, дифференциации, гуманизма. Личностно-ориентированный подход к обучению исходит из того, что содержание знаний должно быть ценным для ребенка, а для этого необходимо представлять его с использованием деятельностно-творческого и личностного компонентов. Совместной учебно-познавательной, творческой или игровой деятельностью учащихся, имеющей общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата, является проектная деятельность. Непременное условие проектной деятельности – наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности. Для осуществления проектного обучения организую предпрофильные курсы для учащихся 9 класса. Разработала программу элективного курса «Химия в твоей будущей профессии». Этот метод наиболее соответствует особенностям подросткового возраста, так как учащиеся под моим контролем занимаются экспериментальной и информационно-исследовательской деятельностью и в результате выпускают продукт – практико-информационное исследование, обладающее объективной или субъективной новизной, практической значимостью, затем публично его предъявляют (в виде защиты на НПК, публикаций, выпуска социально значимых буклетов, презентаций и т.п.). Включение учащихся в проектную деятельность в подростковом возрасте также актуально, поскольку учебная деятельность перестает быть ведущей, ведущей становится социальная деятельность. Использование этого метода позволяет помимо ознакомления со способами деятельности, увидеть возможные риски, продемонстрировать им практическую направленность курса химии. Помимо того, учащиеся приобретают возможность получить достойную оценку своего труда. В результате использования проектной методики повышается уровень активности школьников и качество их знаний, интеграция между предметами различных образовательных областей, профессиональное самоопределение учащихся. Вот уже более 10 лет учащиеся старшего звена нашей школы стабильно выбирают химико-биологический, а последний год физико-химический профиль.
Могу с уверенностью сказать, что у моих учеников высокая мотивация. С введением ГИА в новой форме мои ученики в качестве выборного ежегодно сдают химию. При выполнении проектов я помогаю им в поиске нужной информации, сама также являюсь источником информации, координирую весь процесс, поддерживаю непрерывную обратную связь, выбираю виды деятельности, которые интересны ребенку, но содержащие задачи, для полного решения которых у него недостаточно средств. Далее важно создать условия для того, чтобы с появившимися затруднениями ребенок обратился к педагогу, в роли которых могут выступать и другие учителя, и родители. Важна взаимосвязь с родителями, чтобы они также помогали решать возникшие проблемы при выполнении проектов. Необходимые условия для организации работы по проектному методу:
•вводные занятия – лекции, знакомящие учащихся с ролью химии в различных профессиях и областях знаний;
•свободный доступ к ресурсам библиотеки, к работе на компьютере и выходу в Интернет.
Основные требования проектного метода:
•самостоятельность учащихся;
•связь с реальным миром;
•активизация разных форм самовыражения;
•принятие во внимание мнения других при выполнении действий.
В результате работы по программе элективного курса в 9 классе учащимися выполнены
проекты по следующим темам: «Качество пищевых продуктов», «Влияние минеральных удобрений на экосистему озера Алла», «Изучение лечебных свойств и исследование минеральной воды «Кука»», «Неорганические вещества в медицине» и другие.
Очевидно, что проектный метод работы лежит в основе организации учебно-деятельностного пространства школьников, а значит способствует их полноценному личностному развитию. И трудно не согласиться с Б.Шоу, который сказал «Единственный путь, ведущий к знанию, - это деятельность»
В старшем звене при выполнении проектов учащиеся ставят конкретную цель работы, отвечая на вопрос «Зачем нужно работать над данной проблемой?». На этом этапе формируется мотивация деятельности, без которой вся работа и ее результат не станут личностно значимыми, не будут способствовать развитию ребенка. На этапе обучения целеполаганию предлагаю учащимся ответить на вопросы:
? Что нового вы хотите узнать, чтобы расширить рамки изучаемого предмета при работе над данным проектом? Если школьник выбрал проект по теме, которая для него трудна, то он ставит цель: преодолеть эту трудность. Если же тема проекта из дополнительного материала для изучения, расширяющего рамки школьного курса, то она поможет подготовиться к участию в олимпиадах, интеллектуальных конкурсах различного уровня.
? Чему вы хотите научиться в ходе работы над проектом? Какие навыки хотите сформировать? Можно научиться, например, делать анализ воды, почвы, или проводить синтез органических веществ, или решать задачи определенного типа.
? Как вы хотите представить результаты своей практической деятельности? Этот вопрос заставляет учащегося задуматься над необходимостью представления результатов своего труда на уроке или НПК, в виде статьи в школьной газете «Драйв», плаката, публикации (Publisher), презентации (PowerPoint). Учащиеся 10-11 классов выполняли проекты по таким темам, как «Нефть и продукты ее переработки», «Экологические проблемы питьевой воды», «Живой источник Луглэ», «Определение содержания нитратов во фруктах и овощах», «Химия и питание» и др.
По окончании старшего звена мои учащиеся также стабильно выбирают химию в качестве выборного ЕГЭ.
Применение игровых форм в образовательном процессе является мощным развивающим и мотивационным потенциалом. В отличие от деловых игр, где моделируется конкретная профессиональная ситуация, деятельностные игры моделируют реальные или вымышленные ситуации, требующие от учащихся практического применения полученных ранее предметных и надпредметных умений. ФГОС нового поколения законодательно закрепил то, о чем говорилось много лет: обучая предмету, учителя должны работать прежде всего на развитие мыслительной деятельности, а предметные знания станут следствием такой работы. Поэтому стараюсь строить учебный процесс так, чтобы у учащихся была возможность мыслить, додумываться до того, чего раньше не знали. Такую возможность предоставляю учащимся при применении в своей практике различных заданий, включающих сведения из различных предметных областей, которые требуют обращения к социальному опыту. В учебном процессе и во внеурочной деятельности применяю такие задания, которые заставляют учеников не припоминать заученное, а мыслить, постигать суть.
Веду также информационную работу не только с учащимися, но и с родителями. Обращаю их внимание на сравнительную доступность бюджетного обучения в ВУЗе естественно-научным специальностям по сравнению с юридическими и экономическими, на востребованность специалистов химического профиля в различных областях, на важность хорошей естественно-научной подготовки, в т.ч. и химической подготовки, для получения нехимических специальностей. Оптимальным результатом работы, несомненно, является решение родительского собрания о выборе естественно-научного профиля в старшем звене и выделение дополнительных часов из школьного компонента для элективных курсов по химии. Для учащихся 11 класса я разработала программу элективного курса «Окислительно-восстановительные реакции». Эта тема находит отражение во многих заданиях ЕГЭ по химии. Наличие элективного курса не исключает необходимости самостоятельной работы учащихся. Тесты и задания, выполненные в ее ходе, вопросы, возникшие при этом, также обсуждаются на занятиях курса, я выступаю лишь в роли консультанта. Своих лучших учеников привлекаю в качестве помощников, тьюторов при организации взаимообучения и взаимоконтроля в учебном процессе и при организации работы со «слабыми» учащимися. Необходимо подчеркнуть, что работа по подготовке учащихся к ГИА и ЕГЭ ведется дифференцированно. Мною разработан банк тестовых заданий по разным темам для учащихся 8-11 классов, который я успешно применяю на уроках. И, наконец, своих учащихся готовлю по трем правилам:
- правило первого круга: отмечай верное и пропускай сложное;
- правило второго круга: проверяй сделанное, отбрасывай неверное, используй «три шпаргалки» и законы химии;
- правило третьего круга: проверяй сделанное и угадывай ненайденное.
В современном постиндустриальном обществе по утверждению американского ученого А.Тоффлера, основной тенденцией в образовании является адаптация человека к будущему: человек должен научиться «распознаванию образов будущего», сформировать у себя «привычку предчувствия будущего». В той мере, в какой учащийся способен осуществлять учебное проектирование, в такой же мере он сможет затем проектировать, прогнозировать и планировать собственную жизнь в обществе, контуры которого сегодня просматриваются весьма смутно. И именно проектирование становится самостоятельным и очень важным видом деятельности.
Мною использована следующая литература:
1.Назарова Т.С. Педагогическая технология. Новый этап эволюции//Педагогика, 1997
2.Безрукова В.С. Проектная педагогика, Екатеринбург, 1996, №3
3.Болотов В.А., Исаев Е.И., Слободчиков В.И., Шайденко Н.А. Проектирование профессионального педагогического образования//Педагогика, 1997, №4
4.Сидоренко В.Ф. Генезис проектной культуры//Вопросы философии, 1984, №10
5.Лыгин С.А., Белая Е.А., Осинцева Н.В. Организация проектной деятельности учащихся, Химия в школе, 2009, №5
6.Нечитайлова Е.В. Как организовать проектную деятельность учащихся, Химия в школе, 2010, №7
Организация проектной деятельности учащихся невозможна без использования ИКТ.
Основная задача внедрения информационно-коммуникационных технологий в процесс обучения химии – это овладение учащимися компьютером в качестве средства познания процессов и явлений, происходящих в природе и используемых в практической деятельности.
Использование ИКТ позволяет визуализировать эти процессы; предоставляет возможность многократного повторения и продвижения в обучении со скоростью, благоприятной для каждого ребенка в достижении понимания того или иного учебного материала; обеспечивает также возможность приобщения к современным методам работы с информацией, интеллектуализацию учебной деятельности. Использование разных видов деятельности, позволяет учащимся самостоятельно добывать необходимую информацию, мыслить, рассуждать, анализировать, делать выводы. ИКТ создает ситуацию успеха для каждого ученика.
На уроках по химии и при подготовке к урокам учащиеся применяют следующие формы использования ИКТ:
•создание презентаций по темам, изучаемым по базовому и профильному курсу химии 8 – 11 классов:
созданы презентации по темам - «Основные классы неорганических соединений», «Кислоты», «Основания», «Азот», «Природные источники углеводородов», «Карбоновые кислоты», «Химия и повседневная жизнь человека», «Решение расчетных задач по теме: «Приготовление растворов заданной концентрации»;
•использование готовых мультимедийных пособий на уроках по химии: «Уроки химии Кирилла и Мефодия» - виртуальная школа; электронные пособия - «Неорганическая химия», «Органическая химия», «Химия элементов», «Общая химия», дидактический и раздаточный материал 10 – 11 классы;
•использование Интернет-ресурсов:
Газета «Химия» и сайт для учителя «Я иду на урок химии»
Основы химии: образовательный сайт для школьников и студентов
Мир химии
Chem Net: портал фундаментального химического образования
Коллекция «Естественно-научные эксперименты»: химия
Химия для всех: иллюстрированные материалы по общей, органической и неорганической химии
Школьная химия
Электронная библиотека по химии и технике
проведение виртуального химического эксперимента;
моделирование химических процессов и явлений;
решение расчетных и экспериментальных задач;
осуществление тренировки в процессе усвоения учебного материала, подготовки к ЕГЭ.
Урок-презентация:
Активная роль на таком уроке принадлежит учителю. Основа урока – это изложение материала, иллюстрируемое рисунками, простыми и анимационными схемами, анимационными и видео фильмами, объединенными вместе при помощи программы PowerPoint. К поиску материалов привлекаю учеников. В ходе урока такая презентация может демонстрироваться как с помощью мультимедиапроектора, так и на отдельных компьютерах.
Виртуальный эксперимент:
Ученики, работая с CD «Виртуальная химия», моделируют процессы и явления, изменяя параметры, влияющие на поведение объекта. Работа происходит в индивидуальном режиме
Урок-исследование:
Это форма урока, при которой активная роль принадлежит учащимся. Основная цель такого урока: формирование навыков поиска информации в Интернет, ее анализа, структурирования, поведения итогов.
Электронная лабораторная работа:
Эта форма урока предполагает самостоятельную, возможно коллективную работу учащихся по организации эмпирических наблюдений, научному анализу результатов и оформлению их в лабораторном электронном журнале.
Тематический проект:
Коллективная работа учащихся по созданию проектов, посвященных отдельной теме или объекту. Электронная викторина.
Организация соревновательной деятельности учащихся во время урока и во внеучебное время средствами компьютерных технологий. Такая форма позволяет мотивировать детей на получение расширенных знаний по предмету. Коммуникация учащихся осуществляется, как правило, посредством компьютерных технологий.
Электронное тестирование:
Это самоанализ и самооценка ученика. Для электронного тестирования учеников я использую готовые электронные тесты. В прошедшем учебном году удалось обучить моих коллег работе с данным программным продуктом. В результате примерно половина учителей школы стала эффективно использовать такую форму организации контроля знаний.
Организация индивидуального обучения:
Это комплекс доступных электронных материалов по школьной программе, которыми можно воспользоваться в начавшей создаваться медиатеке школы. Очень удачно реализуется в процессе индивидуальных домашних заданий.
Творчество – высшая форма деятельности ученика. Поэтому, одной из основных форм организации уроков с ИКТ, я ставлю создание учащимися собственных web-страниц, которые должны содержать разработки таблиц, схем, графиков, задач по изучаемому на уроках теоретическому материалу. Учащиеся имеют возможность выбрать любую тему по программе 8 – 11 классов и создать мини-презентацию по изученному на уроках химии материалу. Материалы и слайды этой мини-презентации учащиеся используют при своем ответе на уроке по данной теме. Поэтому они не боятся отвечать на уроках, имея такие «шпаргалки».
Например, при изучении тем: «Кислоты», «Основания», «Соли», «Оксиды», «Металлы», «Неметаллы», учащиеся составляют мини-презентации, слайды которых содержат таблицы и схемы по вопросам:
определение для класса неорганического соединения, примеры формул и названий веществ этого класса;
классификация оксидов, оснований, кислот, солей по различным признакам;
физические свойства веществ данного класса неорганических соединений (с картинками, фотографиями этих веществ);
химические свойства веществ, с уравнениями реакций;
значение веществ, относящихся к тому или иному классу соединений, в жизни человека (с картинками, фотографиями);
нахождение веществ в природе;
получение веществ в лаборатории и в промышленности;
интересное и необычное о данных веществах (это тот материал, который нашёл сам учащийся и который его заинтересовал в дополнительной научной литературе, о веществе, и о чём ничего не было сказано во время урока).
То есть при создании учащимися таких мини-презентаций к различным урокам, они закрепляют изученный на уроке теоретический материал, систематизируют, обобщают и анализируют его, дополняют новыми фактами, о которых не шла речь на уроке; идёт углубление теоретических основ материала, повышается уровень информационной культуры, интерес к изучению химии. И как следствие, повышается качество знаний учащихся.
Использование ИКТ на уроках химии позволяет:
•сделать урок более интересным, наглядным;
•индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения за счет возможности изучения с индивидуальной скоростью усвоения материала;
•вовлечь учащихся в активную познавательную и исследовательскую деятельность;
•способствует стремлению учащихся реализовывать себя, проявлять свои возможности;
•работать в интерактивном режиме;
•визуализировать учебную информацию;
•визуализировать микромир, в том числе скрытый в реальном мире;
•осуществлять контроль, самоконтроль и самокоррекцию;
•проводить лабораторные и практические работы в условиях имитации.
В настоящее время имею первую квалификационную категорию. Старюсь повышать свой методический уровень, такую возможность дают курсы повышения квалификации. Изучаю опыт работы других педагогов своей школы, а также использую интернет-ресурсы, где размещен опыт педагогов других регионов:
http://barsic.spbu.ru/lab/lab.html
http://www.mmlab.ru/products/chemlab/chemlab.shtml
http://torrents-ru.com/showthread.php?t=14794
Одним из самых трудных и всегда востребованных аспектов деятельности педагога не только химии является планирование своей работы. Для педагога очень важна технология проектирования педагогической деятельности. Учесть надо многое. В тематическом планировании обязательно прослеживается деятельность учителя и ученика, учтены дополнительные средства, повышающие мотивацию обучения. Дидактические задания к уроку должны быть разноуровневыми, контрольные работы многовариативными.
Для педагога необходимо создание грамотно выстроенной дидактической системы. Одной из форм построения такой системы является создание УМК по предмету. В течение ряда лет я продолжаю создавать свой УМК, а именно работаю над созданием банка тестовых заданий по химии для учащихся 8-11 классов. Мною разработаны различные тестовые задания, КИМы для подготовки к ГИА, ЕГЭ, олимпиадам. Также в своей работе пользуюсь альтернативными УМК, включающими в себя традиционные учебники, электронные учебники, методические пособия, дидактические материалы. Использование компьютерных технологий позволяет педагогу создать свое портфолио, как составную часть информационного пространства школы. Каждый творчески работающий учитель понимает, что не существует универсальных образовательных ресурсов, и лучше, чем «свое», созданное самостоятельно под свой стиль работы, ему не найти. А еще лучше – созданное не просто одним учителем, а в сотворчестве с учениками и коллегами, ведь процесс учения и познания наиболее плодотворен именно через продуктивную деятельность.
Все авторские учебно-методические, аналитические, и информационные материалы и являются основой формирования единой информационной образовательной среды, над формированием которой я работаю вот уже несколько лет.
И самое главное, я стремлюсь идти в ногу со временем, строить свою педагогическую деятельность так, чтобы мой урок отвечал не только современным требования, но и запросам образовательной среды, в частности, запросам моих учеников.
Основным индикаторами результатов собственной педагогической деятельности можно назвать следующие:
- количество учащихся с высоким уровнем мотивации и познавательного интереса
- процент родителей, поддерживающих учебную работу
- уровень поисковой активности учащихся на уроках;
- потребность учащихся в самооценке собственных достижений;
- процент учащихся, принимающих участие в Олимпиадах, конференциях разного уровня (школьные – Всероссийские);
- количество призовых и лауреатских мест на олимпиадах и конференциях различного уровня.