Материалы для родителей

Каждому родителю очень важно образование собственных детей.  Этому вопросу уделяется массу времени, средств и сил. И правильно, ведь это будущее наших детей. Здесь родители смогут найти все ответы на существующие вопросы относительно образования, и не только. Самое приятное то, что на этом ресурсе информация излагается для родителей, учителей, учеников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon detskiy_pasport.doc397 КБ
Microsoft Office document icon pamyatki_dlya_roditeley.doc45.5 КБ
Microsoft Office document icon testy.doc117.5 КБ
Microsoft Office document icon polezno_dlya_zdorovya.doc31 КБ
Microsoft Office document icon podgotovka_k_ege.doc93.5 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕТСКИЙ ПАСПОРТ

ФОТОГРАФИЯ ВАШЕГО РЕБЕНКА

ДАТА СНИМКА:

День_____ Месяц _____________Год ________

ВОЗРАСТ РЕБЕНКА _______________

РЕКОМЕНДУЕТСЯ:

■Заполненный паспорт хранить дома.

■Обновлять информацию и фото не реже 1 раза в год.

■Передать паспорт в полицию при

возникновении чрезвычайной

ситуации (пропаже ребенка).

Волгоградская региональная общественная организация

«ВолгоСпас - Поиск пропавших детей»

КООРДИНАТОР ВОЛОНТЕРОВ 

8-905-397-94-56

АДРЕС САЙТА: poiskdetei.ru

ВКонтакте: //http://vk.com/poiskdeteivolgograd

СУ СКР по Волгоградской области, горячая линия «РЕБЕНОК В ОПАСНОСТИ»:

(8442) 23-66-83

ТЕЛЕФОН ДОВЕРИЯ: 8-800-2000-122

БЮРО НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ:

(8442) 30-44-29

ТЕЛЕФОНЫ ЭКСТРЕННЫХ СЛУЖБ ДЛЯ СОТОВЫХ ОПЕРАТОРОВ БИЛАЙН

 БИЛАЙН              

МЕГАФОН

    МТС или    

    СМАРТС

МЧС / ПОЖАРНЫЕ

001

010

010

ПОЛИЦИЯ

002

020

020

СКОРАЯ ПОМОЩЬ

003

030

030

ЕДИНАЯ СЛУЖБА СПАСЕНИЯ

112 или 911

 Уполномоченный по правам ребенка в Волгоградской области: Болдырева Нина Николаевна

Тел: (8442) 30-70-09, 30-73-22, 30-72-47

ПЕРСОНАЛЬНАЯ И МЕДИЦИНСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ

 Ф.И.О. ______________________________________________

______________________________________________

Прозвище (как назвали в семье, как называют друзья)_________________________________________

Адрес_________________________________________

______________________________________________

________________________________________________

Дата рождения ____/_____________/________г. Пол_________________

Вес_________ Размер одежды________

Рост___________ Размер обуви______________

Телосложение _________________________

Группа крови ________________________________________

Какие лекарства принимает постоянно ________________________________________________

________________________________________________

Хронические заболевания, аллергические реакции

________________________________________________________________________________________________

Привычки (кем хочет стать, на чем любит кататься, где любит гулять, чем увлекается)

________________________________________________________________________________________________

________________________________________________Чего боится ребенок ______________________________________________

______________________________________________

Контакт лучшего друга, подруги___________________

________________________________________________

________________________________________________

Данные отца_____________________________________

________________________________________________

Телефон _____________________________

Данные матери__________________________________

________________________________________________

Телефон________________________________________


ФИЗИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ вашего ребенка

Отметьте нужное. Опишите цвет и форму.

Дополните другими индивидуальными особенностями

МОЙ РЕБЕНОК НОСИТ:

очки, контактные линзы, брейсы на зубы, пирсинг, сережки и др.:__________________________________

___________________________________________________

___________________________________________________

___________________________________________________

МОЙ РЕБЕНОК ИМЕЕТ:

брейсы для ног, протезы, татуировки, др._________

_________________________________________________

___________________________________________________

___________________________________________________

___________________________________________________

ОТМЕТЬТЕ ОСОБЕННОСТИ:

цвет глаз, волосы (прямые, вьющиеся, их цвет), родимые пятна, шрамы, ожоги и др.___________

___________________________________________________

________________________________________________________ _____________________________________________

__________________________________________________

_________________________________________________

_________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ЕСЛИ ПРОПАЛ РЕБЕНОК!

ПАМЯТКА ПО БЕЗОПАСНОСТИ:

1.Говорите о безопасности в доверительной манере. Не пугайте ребенка, когда говорите о правилах безопасного поведения.

2.Развивайте у ребенка привычку говорить открыто о том, что его беспокоит или пугает. Не шутите над страхами ребенка.

3.Приучайте ребенка к тому, что его тело является его собственностью, и никто не имеет права трогать его. Если какие-то прикосновения вызывают у него дискомфорт, ребенок должен рассказать Вам об этом.

4.Объясните ребенку кто такой «опасный незнакомец». Это человек, который может выглядеть как любой другой человек, но пытается обмануть ребенка или заставить его сделать плохие вещи. «Опасный незнакомец» может предложить ребенку пойти с ним (посмотреть щенка, попугая и т.д.), обещать конфеты или деньги, попросить проводить куда-то. О таком случае ребенок должен сразу рассказать родителям. А родители должны сообщить в правоохранительные органы!

5.Если посторонний человек просит у ребенка помощи, ребенок должен позвать на помощь знакомых взрослых.

6.Если ребенок чувствует угрозу, исходящую от постороннего человека, он должен незамедлительно убежать или громко крикнуть «НЕТ». Если ребенка насильно ведут куда-то за руку, он должен кричать: «ЭТО НЕ МОЙ ПАПА, ЭТО НЕ МОЯ МАМА»!

7.Придумайте секретное слово опасности. Если ребенок произносит его Вам в телефонном разговоре – значит, у него неприятности, и он нуждается в помощи.

8.Никогда не маркируйте одежду или вещи метками с именем ребенка. Злоумышленник может воспользоваться информацией.

9.Научите ребенка тому, что в случае потери в людном месте он всегда может обратиться за помощью к полицейскому, врачу скорой помощи и другим людям в форме. Ребенок не должен стесняться или боятся просить помощи.

10.Выучите с ребенком наизусть Ваш адрес.

11.Если Ваш ребенок уходит из дома один, обязательно научите его говорить о том, куда он идет и сообщать о том, что он пришел туда, куда отправился.

12.В случае если к Вам в гости пришли друзья ребенка, сообщите их родителям о том, что дети находятся у Вас. Если дети находятся у Вас до вечера, договоритесь с родителями о том, заберут ли они ребенка сами или Вы проводите его до дома.

13.В случае если на улице Вы увидите одинокого ребенка, обязательно предложите ему свою помощь. Спросите, не потерялся ли он.

14.Все это лучше делать в игровой манере. Ребенок значительно быстрее усвоит информацию, данную ему в виде сказки или истории.

РЕКОМЕНДАЦИИ:

1.Незамедлительно напишите заявление в полицию. Обязательно требуйте регистрации заявления, приложите к нему свежую фотографию ребенка. Требуйте немедленной передачи заявления следователю, узнайте номер его телефона. Помните: заявление должны принять незамедлительно!

2.Обратитесь к помощи волонтерских организаций. Привлеките как можно большее количество людей к поиску.

3.Начните обзванивать знакомых и близких, опрашивать друзей ребенка. Особенно тех, кто видел его перед пропажей. Внимательно осмотрите личные вещи ребенка: дневник, записки, компьютер и все, что может содержать информацию.

4.Позвоните в бюро регистрации несчастных случаев, в справочную скорой помощи, обзвоните городские больницы, ГИБДД.

5.Обратитесь в местные СМИ. Попросите оказать содействие в распространении информации о пропавшем ребенке.

6.Расскажите следователю всю информацию о ребенке. Не скрывайте от полицейских информацию о подозрительных друзьях, плохих привычках, а так же конфликтах с Вами или в школе.

7.Составьте свою ориентировку на ребенка с большой фотографией его лица, описанием особых примет, одежды, номерами телефонов для обратной связи.

8.Осмотрите места сбора молодежи в районе, стройки, заброшенные строения, чердаки и подвалы. Расклейте ориентировки.

9.Чем активнее будут поиски, тем больше шансов у пропавшего ребенка вернуться домой целым и невредимым.



Предварительный просмотр:

Памятки

 

 

1. Приемы психологической  защиты.

 

1.   Переключение . Начинайте думать о чем-нибудь для вас актуальном и полезном, приятном. Через некоторое время  неприятное  переживание ослабнет.

2.   Сравнение. Сравните свое состояние  с состоянием и положением других людей и вы найдете, что у многих оно тяжелее, чем у вас. Это ослабит ваше переживание.

3.   Накопление радости. Вспоминайте события, вызвавшие у вас  даже маленькую радость.

4.   Мобилизация юмора. Смех- противодействие стрессу.

5.   Интеллектуальная  переработка «Нет худа без добра»

6.   Разрядка (физическая  работа, любимые занятия)

      7.   Быстрое  общее  мышечное  расслабление

2. Профилактика Наркомании.

Наркомания – это болезнь, вызванная систематическим употреблением наркотиков и проявляющаяся психической и физической зависимостью от этих веществ.

ПОЧЕМУ ДЕТИ И ПОДРОСТКИ НАЧИНАЮТ УПОТРЕБЛЯТЬ НАРКОТИКИ?

Если вы разберетесь в причинах, по которым начинают употреблять наркотики, вам будет гораздо легче разговаривать с вашим ребенком на эту тему.

Вот что чаще всего говорят сами дети и подростки по этому поводу:

«Начал употреблять...

• чтобы выразить свое сопротивление чему-либо или чтобы шокировать учителей, родителей, приятелей;

• чтобы почувствовать себя своим среди    друзей;

• потому что мне нравится рисковать;

• потому что это увлекательно;

• потому что я этого просто хочу;

• это часть времяпрепровождения (употреблять наркотики можно на дискотеке или на вечеринке);

• потому что при этом я чувствую себя    совсем взрослым;

• это способ уйти от проблем в школе, с друзьями, с родителями;

• потому что мне просто скучно;

• потому что это делают все, с кем я общаюсь;

• за один раз ведь ничего не случится!»

Какие дети подвержены употреблению наркотиков?

Самый простой ответ - ВСЕ. Любой ребенок может попасть под соблазн попробовать наркотики независимо от того, в каком районе он живет, в какой класс ходит, насколько он умен.

Предложение «попробовать это» может произойти где угодно - на вечеринке или школьном дворе - и исходить от кого угодно - незнакомца подозрительной внешности или лучшей подруги.

Если ЭТО произошло…

ЕСЛИ ВЫ ПОДОЗРЕВАЕТЕ, ЧТО ВАШ РЕБЕНОК УПОТРЕБЛЯЕТ НАРКОТИКИ:

- разберитесь в ситуации, не паникуйте!

- не угрожайте и не наказывайте его!

- проявите внимание и заботу!

Семь возможных симптомов, позволяющих думать о злоупотреблении наркотиками или токсическими веществами:

  1. Прогулы в школе, снижение успеваемости;
  2. Изменение внешнего облика: неряшливость, неопрятность, бледность, похудание, землистый цвет лица, гнойничковые поражения кожи;
  3. Внезапные колебания настроения, изменение отношения к окружающим, раздражительность, замкнутость, агрессивность;
  4. Избегание контактов в семье, уход в себя;
  5. Стремление уйти от дел, требующих ответственности, умственного напряжения;
  6. Несвойственное ранее для человека поведение, цинизм;

Снижение реакции на внешние стимулы, поверхностность и сужение круга интересов, переоценка социальных ценностей

Помогите уберечь Вашего ребенка от употребления наркотиков!

Если Вы не поговорите со своим ребенком о наркотиках, это сделает кто-то другой…

Существуют различные пути влияния на отношение детей к наркотикам.

Главное, ребенок должен знать, что Вы всегда открыты для разговора с ним, Вы всегда готовы его выслушать и утешить.

Будьте тверды и убедительны, заботливы, но неодобрительны!

Не теряйте головы! Сделать можно многое. Очень многое.

Важно не кто виноват, а как Вы можете помочь Вашему ребенку!

3. Памятка по профилактике гриппа и ОРВИ.

Что нужно знать о гриппе?

Грипп – это высоко контагиозная вирусная инфекция, распространенная повсеместно. Характерные клинические проявления гриппа: внезапное острое начало заболевания, сопровождающееся резким повышением температуры тела (выше 38˚С), ознобом,  головной болью, болью в мышцах, общей слабостью, кашлем. Болезнь может протекать легко, однако могут наблюдаться тяжелые формы течения вплоть до смертельных исходов.

Чем опасен грипп?

Грипп крайне опасен своими осложнениями:

- Легочные осложнения (пневмония, бронхит). Именно пневмония является причиной большинства смертельных исходов от гриппа.

-  Осложнения со стороны верхних дыхательных путей и ЛОР органов (отит, синусит, ринит, трахеит).

-  Осложнения со стороны сердечно-сосудистой системы (миокардит, перикардит).

- Осложнения со стороны нервной системы (менингит, менингоэнцефалит, энцефалит, невралгии, полирадикулоневриты).

Грипп часто сопровождается обострением имеющихся хронических заболеваний.

Как защитить себя от гриппа?

Основной мерой специфической профилактики гриппа является вакцинация.

Вакцинация рекомендуется всем группам населения, но особенно показана контингентам из групп риска: детям начиная  с 6 месяцев, людям преклонного возраста, страдающим хроническими заболеваниями, медицинским работникам, учителям, студентам, работникам сферы обслуживания, транспорта. Вакцинация проводится не позднее, чем за 2-3 недели до начала эпидемического подъема заболеваемости.

В период эпидемического подъема заболеваемости рекомендуется принимать меры неспецифической профилактики:

-  Избегать  контактов с  лицами, имеющими признаки заболевания;

-  Сократить время пребывания в местах массового скопления людей и в общественном транспорте;

-  Носить медицинскую маску (марлевую повязку);

- Регулярно и тщательно мыть руки с мылом или протирать их специальным средством для обработки рук;

- Осуществлять влажную уборку, проветривание и увлажнение воздуха в помещении;

- Вести здоровый образ жизни (полноценный сон, сбалансированное питание, физическая активность).

В целях повышения устойчивости организма к респираторным вирусам, в том числе, к вирусам гриппа, как мера неспецифической профилактики, используются (по рекомендации врача) различные препараты и средства, повышающие иммунитет.

Что делать, если Вы заболели гриппом?

Следует остаться дома и немедленно обратиться к врачу. Самолечение при гриппе недопустимо. Именно врач должен поставить диагноз и назначить необходимое  лечение, соответствующее Вашему состоянию и возрасту. Необходимо строго выполнять все рекомендации лечащего врача: своевременно принимать лекарства и соблюдать постельный режим во время болезни, так как при заболевании увеличивается нагрузка на сердечно-сосудистую, иммунную и другие системы организма. Рекомендуется обильное питье - горячий чай, клюквенный или брусничный морс, щелочные минеральные воды. Для предупреждения распространения инфекции, больного следует изолировать от здоровых лиц (желательно выделить отдельную комнату). Помещение, где находится больной,  необходимо  регулярно проветривать, предметы обихода, а также полы протирать дезинфицирующими средствами. Общение с больным, по возможности, следует ограничить. При уходе за больным гриппом следует использовать медицинскую маску (марлевую повязку).

Энтеровирусная инфекция - это группа острых инфекционных болезней, вызываемые кишечными вирусами (энтеровирусами), характеризующихся лихорадкой и полиморфизмом клинических симптомов, обусловленных поражением ЦНС, сердечно-сосудистой системы, ЖКТ, мышечной системы, легких, печени, почек и др. органов.

 

Профилактика

Специфическая профилактика энтеровирусных инфекций до сих пор не разработана. Однако заболеваемость снижается в местах, где источники пресной воды санитарно благоустроены, за качеством продаваемых населению продуктов ведется контроль, а также в семьях, где все соблюдают правила личной гигиены.

Неспецифическая профилактика болезней, вызываемых энтеровирусами, заключается в закапывании взрослым и детям лейкоцитарного интерферона или введении внутривенно иммуноглобулина.

Снизить риск возникновения энтеровирусных инфекций также можно, проветривая и дезинфицируя помещения. Детей можно оградить от энтеровирусных инфекций, не допуская их контакта с людьми, зараженными этими инфекциями.


4. ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«ПРИНЦИПЫ ОБЩЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ С ДЕТЬМИ»

1) Я хочу, чтобы меня любили. Поэтому я буду открыт любящим детским сердцам.

2) Я люблю, когда меня принимают таким, каков я на самом деле. Поэтому я буду стремиться сопереживать ребенку и ценить его.

3) Я – единственный, кто может прожить мою жизнь Поэтому я не должен стремиться к тому, чтобы полностью управлять жизнью ребенка.

4) Я часто забываю о сложных лабиринтах детства, поэтому я позволю детям помочь мне найти выходы из тупиковых ситуаций.

5) Я знаю многое об окружающем мире. Поэтому я буду стараться, чтобы мой ребенок тоже нашел себя в этом мире.

6) Я не могу сделать так, чтобы страх, боль и разочарования исчезли из жизни. Поэтому я буду стремиться смягчить удары судьбы для своего ребенка.

7) Я чувствую страх, когда я беззащитен. Поэтому я буду прикасаться к внутреннему миру ребенка с добротой, лаской и нежностью.



Предварительный просмотр:

Тесты для родителей

1. Стресс-тест

 

 

Вопросы

Почти никогда (1балл)

Редко

(2 балла)

Часто

(3 балла)

Почти никогда

(4 балла)

1.Меня  редко раздражают мелочи

 

 

 

 

2.Я нервничаю, когда приходится кого-то ждать

 

 

 

 

3. Когда я попадаю в неловкое  положение, то краснею

 

 

 

 

4. Когда я сержусь,  то могу кого-нибудь обидеть

 

 

 

 

5.Не переношу критики, выхожу из себя

 

 

 

 

6.Если в транспорте меня толкнут, то отвечаю тем же или же говорю что-нибудь грубое

 

 

 

 

7.Все свое свободное время чем-нибудь занят

 

 

 

 

8. На встречу всегда заранее или опаздываю

 

 

 

 

9. Не умею выслушивать, вставляю реплики.

 

 

 

 

10. Страдаю отсутствием аппетита

 

 

 

 

11.Беспричинно бываю беспокоен

 

 

 

 

12.По утрам чувствую себя плохо

 

 

 

 

13.Чувстувую себя уставшим, плохо сплю, не могу  отключиться

 

 

 

 

14. И после  продолжительного сна не чувствую себя  нормально

 

 

 

 

15.Думаю, что сердце у меня не в порядке

 

 

 

 

16. У меня боли в спине и в шее

 

 

 

 

17.Я  барабаню пальцами по столу, а когда  сижу, покачиваю ногой

 

 

 

 

18. Мечтаю о признании, хочу, чтобы меня  хвалили за то, что я делаю

 

 

 

 

19.Думаю, что лучше многих

 

 

 

 

20. Не соблюдаю диету, все постоянно колеблется

 

 

 

 

 

Шкала оценки

 

30 баллов и меньше- Вы живете  спокойно и разумно, успеваете справиться с  проблемами, которые возникают. Вы  не страдаете не  ложным честолюбием, ни чрезмерной скромностью. Эти люди часто видят  себя в розовом свете.

 

31-45 баллов- Ваша  жизнь наполнена деятельностью и напряжением, страдаете от стресса как в положительном  смысле  этого слова (т.е. у  вас есть стремление чего- нибудь  достигать),  так и в отрицательном смысле. По всей  видимости, Вы не измените  образа жизни, но оставьте немного времени  и для себя.

46- 60 баллов- Ваша жизнь- беспрестанная  борьба Вы честолюбивы т мечтаете о карьере. Для вас  важно мнение  других, и это  держит вас в состоянии стресса. Если  будете продолжать в том же духе, то многого добьетесь, но вряд ли  это доставит вам радость. Избегайте лишних  споров, усмиряйте свой  гнев, вызванный мелочами. Не пытайтесь добиваться всегда максимального результата. Время от времени давайте  себе полную передышку.

 

61 балл и выше- Вы живете, как водитель машины, который одновременно жмет на газ и на тормоз. Поменяйте образ жизни. Стресс, которому Вы подвержены, угрожает и здоровью,  и вашему будущему.

 

2. Тест «Оптимист ли вы?»

Школьный психолог предлагает родителям выбрать один из ответов на каждый вопрос теста:

1. Ваши сны:

а) драматичны, страшны;

б) туманны, неясны;

в) приятны.

2. О чем вы думаете утром, только что проснувшись:

а) о том, какая будет погода;

б) о работе, которую вы любите;

в) о работе, которая вам не нравится;

г) о любимом человеке;

д) о человеке, который вам неприятен?

3. Как вы обычно завтракаете:

а) выделяете необходимое время, сервируете стол;

б) во время завтрака ворчите, что не выспались;

в) любите поговорить;

г) часто опаздываете и потому спешите.

4. Когда вы читаете газету, то на чем прежде всего останавливаете внимание:

а) на политических и экономических новостях;

б) на материалах о спорте;

в) на статьях о культуре.

5. Как вы реагируете, прочитав о каком-то ЧП, преступлении, скандале:

а) вам безразлично;

6) беспокоитесь, чтобы такое же не случилось и с вами;

в) возмущаетесь, что органы правосудия не могут навести порядок;

г) понимаете, что и такие вещи бывают на свете.

6. Как вы ведете себя при первой встрече с незнакомым человеком:

а) сразу же доверяете ему;

б) ждете, когда он о чем-то спросит вас;

в) с интересом наблюдаете за ним;

г) следите за ним, но не делаете каких-либо выводов.

7. Что вы делаете, если замечаете, что кто-то разглядывает вас (в театре, кино, на улице…):

а) прежде всего вам кажется, что в вас есть что-то смешное;

б) вам это приятно;

в) смотрите на себя в какую-нибудь витрину, зеркало;

г) не обращаете внимания, вам все равно.

8. Вы ищете какой-то адрес в незнакомом городе:

а) предпочитаете взять такси;

б) будете расспрашивать прохожих;

в) попытаетесь найти сами;

г) все время будете бояться, что не сможете найти.

9. С какими мыслями вы начинаете рабочий день:

а) надеетесь, что он будет успешным;

б) ждете, чтобы рабочее время быстрее прошло;

в) на работе вам приятно повидаться, поговорить с коллегами;

г) надеетесь, что в этот день вас не подстерегают какие-то проблемы, неприятности.

10. Вы проигрываете в какую-нибудь игру:

а) это вас расстраивает – видимо, думаете вы, «для меня это плохой день»;

б) будете играть и дальше, пока не начнете выигрывать;

в) считаете, что игра есть игра – кто-то ведь должен проигрывать, так почему не вы;

г) пытаетесь придумать способ выиграть.

11. Когда вы сидите за столом и вам подают большую порцию чего-то особенно вкусного, вы:

а) поглощаете еду с аппетитом;

б) боитесь, как бы вам не поправиться;

в) съедаете все, но с угрызениями совести;

г) боитесь, что «даст сбой» ваш желудок.

12. Когда вы ссоритесь с кем-то, кто вам симпатичен, то:

а) боитесь, как бы не поругаться с ним окончательно;

б) относитесь к этому спокойно, считая, что и в этом есть свой смысл;

в) считаете, что наверняка вы быстро помиритесь и все будет в порядке;

г) считаете чересчур «гладкие» отношения скучными.

13. В ванной, глядя на свою фигуру, вы думаете:

а) «в общем, впечатление хорошее, хотя для совершенства нет пределов»;

б) «предстоит сбросить лишний вес, но для этого надо столько трудиться!»;

в) «фигура как фигура, как у всех, ничего особенного»;

г) сразу же решаете, что надо заняться гимнастикой.

14. Непосредственны ли вы в любви:

а) полностью отдаетесь увлечению, даже кратковременному;

б) ловите себя на мысли: «А приятно ли проявление моих чувств партнеру?»;

в) вас все время что-то угнетает, вы постоянно настороже, встревожены, обеспокоены;

г) ни о чем не беспокоитесь, чувствуете себя хорошо.

15. Вы прошли медицинский осмотр и пока ждете результатов:

а) боитесь, как бы у вас не нашли чего-то серьезного;

6) знаете, что врач вам все равно не скажет правду;

в) думаете, что раз у вас ничего нет, то чего же вам бояться;

г) думаете, что каждому лучше вовремя узнать всю правду.

16. Как вы себя ведете, общаясь с людьми:

а) держитесь приветливо или прохладно – в зависимости от обстоятельств;

б) часто чувствуете себя неловко, не знаете, как себя вести с незнакомыми людьми;

в) внимательно оцениваете, что скажут другие о вашем поведении;

г) нередко вам кажется, что вы выше других.

17. Вам предстоит длительное путешествие. Как вы готовитесь к нему:

а) тщательно планируете;

б) не сомневаетесь, что наверняка произойдет какой-нибудь сбой;

в) считаете, что все утрясется как-то само собой, поэтому к поездке особенно не готовитесь;

г) до самого отъезда находитесь в сильном возбуждении и только потом успокаиваетесь.

18. Какой из перечисленных цветов вы предпочитаете:

а) красный;

б) серый;

в) зеленый;

г) синий.

19. Когда вы принимаете решение, на что рассчитываете:

а) на везение, счастье, удачу;

б) только на самого себя;

в) вы в состоянии объективно оценить свои шансы;

г) обращаете внимание на предзнаменования (встречу с черной кошкой и т. д.);

д) считаете: у каждого своя судьба.

20. У вас есть возможность выбора. Что вы предпочтете:

а) получить небольшое наследство;

б) достичь стабильных успехов в профессии;

в) создать что-то значительное в искусстве, науке;

г) встретить большую любовь, познакомиться с хорошим другом.

Теперь по таблице, приведенной ниже, подсчитайте очки:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

а)

1

2

5

2

3

5

1

1

5

2

5

1

5

3

2

5

2

3

2

3

б)

4

5

2

1

1

1

5

5

2

1

2

2

2

2

1

2

1

1

5

1

в)

3

2

3

4

2

3

2

3

3

5

3

5

3

1

4

3

4

2

3

5

г)

5

4

1

4

4

3

4

2

2

3

1

4

2

5

3

4

2

4

1

4

д)

1

24–35 очков.

Вы неизлечимый, болезненный пессимист. Вам надо что-то делать!

36–47 очков.

Хотя у вас время от времени и появляются какие-то проблески оптимизма, пессимизм чаще всего берет вверх. Постарайтесь порадостнее смотреть на мир, сделайте что-то приятное самому себе.

48–60 очков.

У вас очень трезвый взгляд на мир, но вы не можете отказаться и от пессимистических настроений.

61–75 очков.

У вас четкие, реалистические взгляды на жизнь, обычно в любой ситуации вы сохраняете оптимизм.

76–90 очков.

Вы оптимист от рождения. И вы правы! Но это ваше качество в известной мере мешает вам исправлять свои ошибки. А жаль!

91–100 очков.

Это уже не оптимизм, а необузданное легкомыслие.

3. Тест-игра для родителей «Общение детей и родителей».

Уважаемые папы и мамы! Внимательно посмотрите на предлагаемые мимические лица и ответьте на следующие вопросы:

1. С каким выражением лица вы чаще всего общаетесь со своим ребенком?

2. С каким выражением лица чаще всего общается с вами ваш ребенок?

3. Каким, по вашему мнению, должно быть выражение лица вашего ребенка во время общения с вами?

4. АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ УЧАЩИХСЯ 9-11 КЛАССОВ

  1. Ваши Ф.И.О._________________________________________________

  1. Кем работаете?_______________________________________________

  1. В каком классе учится Ваш старший ребенок?_____________________

  1. Какие кружки, секции, факультативы и т.п. посещает Ваш ребенок?

          (напишите)___________________________________________________

  1. Участвовал ли Ваш ребенок в конкурсах, олимпиадах, соревнованиях и т.п. (нужное подчеркните)?

      а) да;    б) нет;   в) затрудняюсь ответить.

6.  Если «да», то в каких (напишите)?________________________________

________________________________________________________________

7. Интересуется ли Ваш ребенок какой-либо будущей профессией?

     а) да;    б) нет;   в) затрудняюсь ответить.

8. Если «да», то какой?____________________________________________

________________________________________________________________

9. Что собирается делать Ваш ребенок после окончания 9 класса(11 класса)?

   а) учиться в 10 классе (для девятиклассников); б) поступать в техникум (колледж, ПТУ и т.д.);  в) поступать в ВУЗ (для выпускников); г) работать.

10. Вы согласны с его выбором (нужное подчеркнуть)?

   а) да, согласен;  б) нет, не согласен;  в) затрудняюсь ответить.

11. Какая профессия, с Вашей точки зрения, подходит Вашему ребенку (напишите; если несколько профессий, то укажите какие)?____________________

12. Считаете ли Вы, что Ваш ребенок уже в школе должен изучать специальные предметы, необходимые для будущей профессии (нужное подчеркнуть)?

   а) да;   б) нет;   в) затрудняюсь ответить.

13. Ведете ли Вы учет творческих, спортивных, трудовых достижений Вашего ребенка (так называемое «портфолио (портфель достижений)» - дневник, карту, папку достижений)? Нужное подчеркнуть.

        а) да;  б) нет; в) не задумывался, что это необходимо.

14) Как вы считаете, готова ли система образования к осуществлению в настоящее время профильного (специального) обучения? Нужное подчеркнуть.

        а) да;   б) нет;   в) затрудняюсь ответить.

15. Если «нет», то что, по Вашему мнению, необходимо сделать для введения профильного обучения в школе, где учится Ваш ребенок? Напишите подробно, для нас Ваше мнение очень важно.

________________________________________________________________________



Предварительный просмотр:

  1. физкультминутка «Морское путешествие»

Текст

Описание движений

1

Рыбки плавали, ныряли

В чистой светленькой воде.

То сойдутся-разойдутся,

То зароются в песке.

Движения руками выполнять соответственно тексту.

2

Море волнуется раз,

Море волнуется два,

Море волнуется три –

Морская фигура замри.

Ноги на ширине плеч, покачиваем руками справа - налево, изображая волны.

Руки поднимаем вверх и, изображая «фонарики», опускаем вниз.

3

Кто это? Что это?

Как угадать?

Кто это? Что это?

Как разгадать?

Повороты вправо-влево с вытянутыми руками.

Руки подняты вверх. Выполнять покачивающие движения вправо-влево.

4

Это рыбацкая лодка.

Ноги на ширине плеч. Руки в стороны, кисти подняты вверх. В таком положении выполняем покачивания из стороны в сторону.

5

Это морская звезда.

Руки поднимаем вверх, сжимая и разжимая пальцы, опускаем руки вниз.

6

Это, конечно улитка.

Руки в стороны, выполняем круговые движения.

7

Всех разгадаю вас я.

Руки разводим в стороны.



Предварительный просмотр:

УВАЖАЕМЫЕ  РОДИТЕЛИ!

 

Психологическая поддержка – это один из важнейших факторов, определяющих успешность Вашего ребенка в сдаче единого государственного экзамена. Как же поддержать выпускника?

Поддерживать ребенка – значит верить в него.  Взрослые имеют немало возможностей, чтобы продемонстрировать ребенку свое удовлетворение от его достижений или усилий. Другой путь – научить подростка справляться с различными задачами, создав у него установку: «Ты сможешь это сделать».

Существуют слова, которые поддерживают детей, например: «Зная тебя, я уверен, что ты все сделаешь хорошо», «Ты знаешь это очень хорошо». Поддерживать можно посредством прикосновений, совместных действий, физического соучастия, выражение лица.

Итак, чтобы поддержать ребенка, необходимо:

       Опираться на сильные стороны ребенка.

       Избегать подчеркивания промахов ребенка.

       Проявлять веру в ребенка, сочувствие к нему, уверенность в его силах.

       Создать дома обстановку дружелюбия и уважения, уметь и хотеть демонстрировать любовь и уважение к ребенку.

Будьте одновременно тверды и добры, но не выступайте в роли судьи. Поддерживайте своего ребенка, демонстрируйте, что понимаете его переживания. Не повышайте тревожность ребенка накануне экзаменов - это может отрицательно сказаться на результате тестирования. Ребенку всегда передается волнение родителей, и если взрослые в ответственный момент могут справиться со своими эмоциями, то ребенок в силу возрастных особенностей может эмоционально "сорваться".

Подбадривайте детей, хвалите их за то, что они делают хорошо. Повышайте их уверенность в себе, так как чем больше ребенок боится неудачи, тем более вероятности допущения ошибок.

Наблюдайте за самочувствием ребенка, никто, кроме Вас, не сможет вовремя заметить и предотвратить ухудшение состояние ребенка, связанное с переутомлением. Контролируйте режим подготовки ребенка, не допускайте перегрузок, объясните ему, что он обязательно должен чередовать занятия с отдыхом. Обеспечьте дома удобное место для занятий, проследите, чтобы никто из домашних не мешал. Обратите внимание на питание ребенка: во время интенсивного умственного напряжения ему необходима питательная и разнообразная пища и сбалансированный комплекс витаминов. Такие продукты, как рыба, творог, орехи, курага и т.д. стимулируют работу головного мозга.

Помогите детям распределить темы подготовки по дням. Ознакомьте ребенка с методикой подготовки к экзаменам. Не имеет смысла зазубривать весь фактический материал, достаточно просмотреть ключевые моменты и уловить смысл и логику материала. Очень полезно делать краткие схематические выписки и таблицы, упорядочивая изучаемый материал по плану. Если он не умеет, покажите ему, как это делается на практике. Основные формулы и определения можно выписать на листочках и повесить над письменным столом, над кроватью, в столовой и т.д.

Подготовьте различные варианты тестовых заданий по предмету (сейчас существует множество различных сборников тестовых заданий). Большое значение имеет тренаж ребенка именно по тестированию, ведь эта форма отличается от привычных для него письменных и устных экзаменов. Заранее во время тренировки по тестовым заданиям приучайте ребенка ориентироваться во времени и уметь его распределять. Тогда у ребенка будет навык умения концентрироваться на протяжении всего тестирования, что придаст ему спокойствие и снимет излишнюю тревожность. Если ребенок не носит часов, обязательно дайте ему часы на экзамен.

Накануне экзамена обеспечьте ребенку полноценный отдых, он должен отдохнуть и как следует выспаться.

 

Посоветуйте детям во время экзамена обратить внимание на следующее:

  • пробежать глазами весь тест, чтобы увидеть, какого типа задания в нем содержатся, это поможет настроиться на работу;
  • внимательно прочитать вопрос до конца и понять его смысл (характерная ошибка во время тестирования - не дочитав до конца, по первым словам уже предполагают, ответ и торопятся его вписать);
  • если не знаешь ответа на вопрос или не уверен, пропусти его и отметь, чтобы потом к нему вернуться;

И помните: самое главное - это снизить напряжение и тревожность ребенка и обеспечить подходящие условия для занятий. 

ПАМЯТКА для родителей

Первое. Результаты ЕГЭ будут в силе не полтора года, как было раньше, а четыре. То есть с сертификатом образца 2014 года и всеми последующими будет возможно поступать в ВУЗы четыре раза.

Второе. Введены категории льготников, имеющие право однократно пройти подготовительные курсы за государственный счет. 
Представители данных категорий имеют право на льготное зачисление в ВУЗы на прохождение программы по подготовке бакалавра или специалиста в случае успешной сдачи  экзаменов. Это значит, что льготник имеет больше шансов поступить, нежели обычный ученик, заработавший идентичное  число баллов в сертификате ЕГЭ.

Третье. Действующими остаются льготы для:

  • участников всероссийских олимпиад, занявших призовые места;
  • состава учеников сборных команд России, принимающих участие в олимпиадах по общеобразовательным дисциплинам международного масштаба.

Вышеуказанные льготники зачисляются в ВУЗы вне конкурсов и без вступительных экзаменов.      

 Четвертое. В пределах выделенных государством мест право на обучение за счет государства получают дети-инвалиды, инвалиды I и II групп, инвалиды с детства, люди, получившие инвалидность в следствие военной травмы или во время прохождения военной службы, которые допускаются к обучению после объективных выводов медико-социальной экспертизы.

Еще, не стоит забывать, что остается набор неизменимых правил. Они будут действовать и в 2014 году.

  1. Задания по истории, литературе и информатике несколько усложнены, а также добавлено историческое сочинение.
  2. Первоочередными будут результаты по профильными предметам при зачислении ученика в студенты ВУЗа.
  3. Ученики, распространяющие ответы по заданиям тестирования во Всемирной сети, не допускаются до повторного прохождения ЕГЭ.
  4. Правила приема ЕГЭ ужесточены.
  5. Каждый ВУЗ будет обязан пройти регистрацию в федеральной информационной базе, а также указать сведения о специальностях, по которым осуществляется прием, наличии вступительных испытаний, условиями зачисления инвалидов.
  6. Все ВУЗы на своих веб-ресурсах обязаны разместить данные, в которых содержится информация о количестве мест по каждой специальности, с указанием процента бюджетных.
  7. До 1 февраля ВУЗам необходимо на своих информационных порталах разместить сведения о наборе по имеющимся специальностям, а также информацию о дополнительных вступительных испытаниях.
  8. Кампанию по приему документов необходимо начать не позднее 20 июня. Последним приемным днем будет 25 июля для учеников, поступающих по результатам ЕГЭ.
  9. Законом предусмотрено наличие мест с бюджетным обеспечением в частных вышах.
  10. Во время прохождения государственного тестирования запрещено пользоваться мобильными телефонами и другими электронными приборами.

В законе «Об Образовании» можно ознакомиться с правилами прохождения ЕГЭ в 2014 году.


КРИТЕРИИ ПРОВЕРКИ И ОЦЕНИВАНИЯ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫХ РАБОТ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.

Обществознание включает разделы различных аспектов жизни: философии, экономики, юриспруденции, истории и политологии.

I. Баллы ЕГЭ 2014 по обществознанию

Время выполнения ЕГЭ по обществознанию составляет 210 минут.
Минимальное количество баллов: 39 тестовых балла ( 15первичных)
Максимальное количество первичных баллов – 60, что соответствует 100 тестовым.

II. Тестовый и первичный балл. В чем разница?

За каждое выполненное на ЕГЭ задание по обществознанию вы получаете первичные баллы, которые потом переводят в тестовые. В сертификате о сдаче ЕГЭ будут указывать тестовые баллы, которые и буду учитывать при вашем поступлении в вуз. Процедуру перевода баллов из первичных (за каждое задание) в тестовые – называют шкалированием. Для перевода баллов использую специальные таблицы. В одном столбце указан первичный балл и в столбце напротив – тестовый.

III. Структура ЕГЭ по обществознанию

Задания ЕГЭ по обществознанию состоят из трех частей. Задания каждой части экзамена по обществознанию отличаются уровнем сложности. Часть А: вопросы А1-А20 требуют выбора одного правильного ответа из четырех, которые будут предложены. Это задания базового уровня сложности. На выполнение заданий этой части должно уходить порядка 1-4 минут. Часть В: задания В1-В7 требуют установить соответствие или выбрать несколько верных вариантов ответов. Это задания повышенного уровня сложности. На выполнение заданий этой части должно уходить от 3 до 10 минут. Часть С: задания С1-С8 требуют развернутого ответа на вопросы. Задание С9 состоит в написании небольшого эссе на предложенную тему. Это задания высокого уровня сложности. На выполнение заданий части С уходит от 3 до 35 минут.

IV. Считаем баллы по обществознанию ЕГЭ-2014:

А1-А20 = 20 первичных баллов (44 тестовых баллов);
А1-А20 + В1-В8=20+13 = 33 первичных балла (57 тестовых баллов);
А1-А20+В1-В8+С1-С8=33+27= 60 первичных баллов (100 тестовых).

V. Проверка и оценивание части С - ЭССЕ.

Обязательные признаки вашего эссе:  1. Наличие конкретной темы или вопроса.

2. Личностный характер восприятия проблемы и ее осмысления.

3. Небольшой объем.             4. Свободная композиция.             5. Непринужденность повествования

6. Парадоксальность, т.е. возможность удивить читателя неожиданностью суждений и аргументов.

7. Внутреннее смысловое единство.

8. Открытость, т.е. в данном случае автор эссе не должен ставить перед собой всесторонне и подробно раскрыть все аспекты поднятой проблемы, в этом смысле ученическое мини-сочинение остается незавершенным, в нем не может быть полного, исчерпывающего анализа.

Вот, что содержится в критериях оценивания:

Содержание верного ответа и указания к его оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл).

При оценивании ответа необходимо выделить следующие элементы:

1. Представление собственной точки зрения (позиции, отношения) при раскрытии проблемы.

2. Раскрытие проблемы на теоретическом уровне (в связях и с обоснованиями) или на бытовом уровне, с корректным использованием или без использования обществоведческих понятий в контексте ответа.

3. Аргументация своей позиции с опорой на факты общественной жизни и собственный опыт.

Для того чтобы получить за это задание максимальную оценку, надо не только знать, что такое эссе, но и постоянно тренироваться в их написании.


Рекомендации для родителей:

1. Меньше критикуйте ребенка, подбадривайте его, не акцентируйте внимание на «беспрецедентной важности» предстоящих экзаменов, перестаньте нарочито успокаивать и старайтесь не повышать и без того тревожное состояние школьника, ведь ему легко передается волнение родителей;

2. Не ведите разговоры о необходимом количестве баллов ЕГЭ – Ваш ребенок и так прекрасно осведомлен о правилах проведения экзамена;

3.Психологи настоятельно рекомендуют прекратить предэкзаменационную подготовку за несколько часов до сна накануне экзамена – мозг должен отдохнуть и структурировать полученную информацию.

4. Имеет смысл обратить особое внимание на самочувствие ребенка, чтобы вовремя предотвратить его переутомление и ухудшение состояния здоровья. Но делайте это как можно незаметнее и тактичнее. Запомните: такие продукты, как орехи, рыба, творог и курага заметно стимулируют работу головного мозга;

5. Если волнение очень велико, а до экзамена остались считанные дни, обязательно обратитесь за помощью к профессиональному психологу или школьному педагогу-психологу.

6. Говоря о шпаргалках, хочется заметить, что предосудительное кроется в их использовании на экзамене, а не в их написании. Хорошо, если ребенок понимает, что шпаргалка не заменяет знаний. Если ученик самостоятельно пишет шпаргалку, то его предметные знания автоматически систематизируются и закрепляются в сознании. Для некоторых детей само наличие шпаргалки в кармане (без их обязательного использования) уже создает психологическую уверенность в благополучном исходе экзамена.

        Рекомендации по подготовке к заданию С9 в ЕГЭ по обществознанию

Эссе — прозаическое произведение небольшого объёма и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее на определенную или исчерпывающую трактовку предмета. Как правило эссе предполагает новое, субъективно окрашенное слово о чем-либо.

 Требования, предъявляемые к эссе:

  • Эссе должно восприниматься как единое целое, идея должна быть ясной и понятной;
  • Эссе не должно содержать лишнего, должно включать только ту информацию, которая необходима для раскрытия позиции, идеи;
  • Эссе должно быть логичным, четким по структуре;
  • Эссе должно показывать, что автор знает и осмысленно использует теоретические понятия, термины, обобщения, мировоззренческие идеи;
  • Эссе должно содержать убедительную аргументацию по заявленной проблеме, позиции.

Структура эссе:

  • Начало (актуализация заявленной темы эссе) - 20%
  • Тезис. Три аргументированных доказательства (опровержения) тезиса, выражающих личное мнение (позицию) и имеющих в своей основе научный подход. Переформулировка тезиса (при опровержении) - 60%
  • Вывод, содержащий заключительное суждение (умозаключение) - 20%

Пояснения:

  • Тезис — суждение, которое надо доказать.
  • Вывод — мнение, основанное на анализе фактов.
  • Оценочные суждения — мнения, основанные на убеждениях, верованиях, взглядах.

В качестве одного из возможных вариантов подготовки учащихся к написанию эссе можно предложить коллекционирование клише, наиболее часто используемых в сочинениях-рассуждениях. Для удобства накопления и последующего использования можно воспользоваться:

Вступление

Основная часть

Заключение

Для меня эта фраза является ключом к пониманию...

Во-первых, ...
Во-вторых, ...
В-третьих, ...

Таким образом, ...

Выбор данной темы продиктован следующими соображениями...

Рассмотрим несколько подходов...
Например, ...

Подведем общих итог рассуждению...

Поразительный простор для мысли открывает это короткое высказывание...

Проиллюстрируем это положение следующим примером...

Итак, ...

Никогда не думал, что меня заденет за живое идея о том, что...

Для полемического эссе:
С одной стороны, ...
С другой стороны, ...

Именно поэтому я не могу согласиться с автором высказывания...

Алгоритм написания эссе:

  • внимательно прочитайте все темы (высказывания), предлагаемые для написания эссе;
  • выберите ту, которая будет отвечать следующим требованиям: а) интересна Вам; б) Вы понимаете смысл этого высказывания; в) по данной теме Вам есть что сказать (Вы знаете термины, можете привести примеры, имеете личный опыт и т.д.);
  • продумайте, в чем может заключаться актуальность заявленной темы;
  • определите главную мысль высказывания (о чем оно?), для этого воспользуйтесь приемом перифраза (скажите то же самое, но своими словами);
  • набросайте аргументы «за» и/или «против» данного высказывания (если Вы наберете аргументы и «за», и «против» афоризма, взятого в качестве темы, Ваше эссе может носить полемический характер);
  • для каждого аргумента подберите примеры, факты, ситуации из жизни, личного опыта и т.д.;
  • просмотрите подобранные иллюстрации (примеры): использовали ли Вы в них свои знания по предмету (термины, факты общественной жизни, знания законодательства и т.д.);
  • продумайте, какие литературные приемы Вы будете использовать, чтобы сделать язык Вашего эссе более интересным, живым (сравнения, аналогии, эпитеты и т.д.);
  • придумайте вступление к рассуждению (в нем можно написать, почему Вы выбрали это высказывание, сразу определить свою позицию, задать свой вопрос автору и т.д.);
  • изложите свою точку зрения, сформулируйте общий вывод работы.

Редактирование предполагает проверку работы по следующим направлениям:

  • структура (проверьте, есть ли логическая связь между частями эссе);
  • искренность тона (избегайте слишком эмоциональных, экспрессивных определений);
  • единство стиля (в работе не следует перескакивать с научного стиля на публицистический, разговорный и наоборот);
  • объем эссе (работа должна быть краткой, сокращайте все лишнее);
  • привлекательность работы, ее индивидуальность (есть ли в работе что-то особенное).



Алгоритм написания эссе

1.      Введение. 
В этой части работы нужно кратко, чётко раскрыть актуальность проблемы, а так же очертить рамки исследования ( освещать проблему целиком или какой-нибудь её аспект) Или перефразируйте своими словами высказывание. (Смысл высказывания в том, что)
2.      Основная часть 
Выдвигается тезис, который доказывается. Все рассуждения должные либо подтверждать, либо опровергать его. ( тезис это само высказывание) 
Записываются термины, употребляемые в работе. ( лучше их "вклинивать" в свои рассуждения)Также, можно начать с Я согласен(а)/Я не согласен(а)
 
3.      Работа с тезисом должна быть простроена по схеме: 
1. Высказывается позиция (Я считаю что...) или риторический вопрос ( А не задумывались ли вы над тем...?) 
2. Указание причины (потому что...) приводятся факты, возможна ссылка на определение. 
3. Аргументация (это можно подтвердить следующими примерами...) 
4. Установление взаимосвязей  (в связи с этим...) 
4.      Вывод - заключительная часть
Содержит краткое изложение мысли, в нём могут содержаться рекомендации по дальнейшему применению высказанных учеником положений, если они имеют характер проекта. 

Эссе по обществознанию – это сочинение-рассуждение на заданную тему. Темой эссе является одна из выбранных экзаменуемым цитат. Цитаты принадлежат известным людям и расположены в соответствии с тем, с какой наукой они связаны: философия, социальная психология, экономика, социология, политология. Что следует знать при написании эссе?

1. Прежде всего следует внимательно прочесть инструкцию к разделу С 9.

2. Выбор темы. При выборе темы следует исходить из того, материал какой темы вам наиболее знаком, насколько вы владеете терминологией данной науки, насколько убедительны вы можете быть в аргументации своих утверждений.

3. Объем работы. К объему эссе по обществознанию не предъявляется строгих требований. Но общепринятой практикой является выполнение заданий С1-С8 на одной стороне бланка №2, а С9 – на другой, при полном использовании его площади. Поэтому при подготовке к экзамену следует сразу привыкать к работе на стандартном листе формата А4.

4. Начните работу с написания цитаты, имени цитируемого, науки и номера задания (С9.3 – экономика. «Деньги рождают деньги» (Т.Фуллер)). Это позволит вам во время работы не обращаться постоянно к бланку заданий, да и проверяющему будет легче анализировать ваш труд.

5. Интерпретация цитаты. Прежде всего следует объяснить, как вы понимаете высказанную в цитате мысль. Одна и та же цитата может пониматься разными людьми по-разному или хотя бы толковаться с различными нюансами. Это позволит вам и проверяющему четко представлять, в каком ключе последует дальнейшее рассуждение. Интерпретация цитаты займет два-три предложения. Упомяните, кем являлся цитируемый, если это вам известно.

6. Далее следует выразить свое отношение к высказанной и интерпретируемой вами мысли. Вы можете с нею согласиться или не согласиться либо согласиться частично. От вашей оценки будет зависеть, доказывать, опровергать или частично доказывать и частично опровергать вы будете цитируемого. Разумеется, следует пояснить выбранную вами позицию. Эта часть работы также займет несколько предложений.

7. Основная часть работы – ваше рассуждение с использованием знаний по курсу. При этом рекомендуется использовать 5-6 терминов строго по выбранной тематике, в нашем примере – экономических. Термины и понятия следует употреблять к месту, а не как попало, механически, пару из них можно расшифровать, демонстрируя свой словарный запас. Напомним еще раз: рассуждение и терминология должны соответствовать выбранной тематике.

8. Аргументация. Рассуждение должно подкрепляться аргументами. В качестве аргументов могут применяться истинные, логически правильные умозаключения, примеры, ссылки на авторитетное мнение. Чаще всего в эссе школьников используются примеры. Лучше, если это будут факты из научной практики, публицистики, художественной литературы. Менее предпочтительны бытовые примеры. Лучше всего привести 2-3 примера из области науки, новостного характера или художественной литературы, один из бытовой практики. Если ваши примеры-аргументы описаны подробно, достаточно и двух. Аргументация может органично вплетаться в текст вашего рассуждения по теме, а может стать и самостоятельной частью работы, занимая отдельный абзац.

9. Работа заканчивается подведением итогов, выводом, в котором автор подтверждает свое понимание высказанной мысли. После этого работу можно считать законченной.

10. Проверьте свою работу на предмет поиска ошибок, соответствия теме, наличию уместных понятий и терминов, аргументов. Разумеется, текст должен быть понятным, грамотным, почерк разборчивым. Желательно хотя бы предварительные наметки эссе сделать в черновике.