Методические статьи

Попкова Елена Геннадьевна

Педагогические технологии: организация индивидуальной и коллективной деятельности на уроках химии

Образование через всю жизнь

Тьюторские технологии  в работе классного руководителя – механизм успешной социализации ученика.

Скачать:


Предварительный просмотр:



Предварительный просмотр:



Предварительный просмотр:

ПОПКОВА ЕЛЕНА ГЕННАДЬЕВНА

Тьюторские технологии  в работе классного руководителя –

механизм успешной социализации ученика.

Цель: представление  тьюторских  практик, моделей, приемов из опыта  моей работы.  

        Какой должна стать школа, чтобы быть успешной, каким должен быть учитель, чтобы быть успешным, каким должен быть ученик, чтобы быть успешным? Ответ  не простой. Какая ответственность лежит перед  педагогами, которые должны заложить в маленьком человечке доброту, надежду, любовь, научить азам школьной премудрости…

  Мы стараемся научить детей всматриваться в окружающее, видеть в нем новое, интересное. И очень важно не утрачивать с возрастом эти способности.  Для осуществления данной цели во многом помогает подростку педагог с тьюторской позицией, который  помогает ученикам  анализировать, рефлексировать и конструировать свою деятельность с целью понимания им  своих достижений, осознания своих затруднений, формулировки задач и корректировки действий.

Задача школы – помочь каждому ученику найти путевку в свою судьбу, «нащупать» свою собственную уникальную и особенную жизнь. Работа тьютора направлена именно на помощь детям в «нащупывании» своей уникальной судьбы.

В концепция духовно нравственного развития и воспитания личности гражданина России, которая является  методологической основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования, говорится:

 «Педагогическая поддержка самоопределения личности, развития её способностей, таланта, передача ей системных научных знаний, умений, навыков и компетенций, необходимых для успешной социализации, сами по себе не создают достаточных условий для свободного развития и социальной зрелости личности. Знания наук и незнание добра, острый ум и глухое сердце таят угрозу для человека, ограничивают и деформируют его личностное развитие».

  Цель воспитания по ФГОС— это личность, способная строить свою жизнь, достойную Человека.

Как реализовать эту цель на практике?

Действительно, каким правилам должен подчинить свои действия педагог с тьюторской позицией, формируя у своих  учеников образ жизни, достойной Человека?! Этих правил много.

Научить школьников искусству поиска смысла жизни — профессиональный долг истинного педагога с тьюторской позицией. Основная задача педагога с тьюторской позицией  - научить ребенка понимать   себя и самостоятельно    разрешать проблемные ситуации.

Одним из направлений опытно – экспериментальной работы в школе – является использование тьюторских практик во внеурочной  деятельности и в работе классного руководителя.

В этом году я  - классный  руководитель 5 класса. В своей работе с классом  использую огромное количество адаптационных игр, АМО, которые направлены на адаптацию учащихся, воспитанию в них добра, их социализацию.

Какие же это приёмы и  методы? Это Волшебный стул, Проблема на ладошке, Паутина, Веер, Лучшее качество соседа слева, Найди похожих, Комплименты, Вижу разницу, Правда или ложь, Мой цветок, Давайте знакомиться, Волшебная лавка, Какой он?, Лукошко и т.д.

А также это тесты, незаконченные предложения, синквейны и другие.

Тьюторские практики  в пути  самостроительства  человека.

                         Упражнение   «Давайте знакомиться»

Ребята встают в круг и называют по очереди фамилию, имя, интересы, увлечения (учитель начинает первым).

Следующий повторяет, что запомнил ос воём однокласснике, добавляет что – то новое, рассказывает о себе.

Мне, как классному руководителю, это упражнение даёт возможность определить, какие интересы, увлечения у моих учеников, насколько одноклассники знают о них, открыть новое в каждом ребёнке для других.

                                    Упражнение «Что важно для меня?»
Ребятам необходимо представить, что они с родителями надолго уезжают, чтобы провести каникулы на необитаемом острове. Родители предлагают детям взять с собой чемодан и упаковать в него ровно три вещи, самые важные для них.
Что вы выберете? Названия этих вещей напишите на листе бумаги (3минуты).
Далее ребятам необходимо прочитать список и рассказать, почему они выбрали именно эти три вещи.
Обсуждение
· Кто-нибудь выбрал то же, что и ты?
· Чьи записи тебя удивили?
· Есть ли на свете такие вещи, которые интересны и важны большинству из нас?
· Какой предмет из тех, которые кому-нибудь захотелось взять с собой, был, на твой взгляд, самым необычным?
· О ком ты узнал что-нибудь новое?

Мне это упражнение открывает черты характера, какие – то увлечения ребят.
Упражнение «Проблема на ладошке»

 Методика проведения занятия проста. Дети  садятся в круг или располагаются  полукругом.  Каждый ребенок поочередно держит на ладошке предмет, символизирующий Жизнь (или проблему), и высказывает свое личностное отношение к ней.

Процесс коллективного размышления, личностного  «взросления» каждого участника возможен при условии соблюдения педагогом двух условий.

   Во-первых, наличие предмета, символизирующего проблему. Это может быть свеча, цветок, орех, шишка…Предмет должен быть ярким, отвечать  требованиям эстетического вкуса. Предъявив предмет, исходя из его нравственно- ценностного  назначения, педагог может организовать процесс духовного усилия каждого воспитанника в «коридоре культуры». Тогда маленькое «чудо» начинается сразу: не мячик (размеры и красота могут быть различны), собственная Жизнь и ребенок – субъект собственного  жизненного пути. Свеча – огонь, свет, человеческая мысль, разум. Цветок – не  растение, вырабатывающее  кислород, а Красота мира.

Во-вторых, целью занятия не является поиск «единственно правильной» истины. Здесь вообще не может быть «правильных»  и «неправильных» ответов. Есть движение  мысли, есть эстафета личностных смыслов: что значит предъявленная ценность лично для меня?

  Цель – создание ситуации, порождающей потребность в философствовании. Результат- мысль каждого участника, которую нельзя сдержать. Не важно, будет ли она изложена ясно, логично или у кого-то будет похожа на нечленораздельный лепет. Важно для каждого ребенка то, что это прозрение  будет касаться всего того, что связывает человека с миром, другими людьми и будет непременно адресовано не только себе, но и им.

Наши проблемы не могут  существовать только внутри нас, если существование понимать как жизнь в мире людей.

Мне ценно это упражнение из – за того, что ребята учатся говорить, размышлять порой о каких – то своих проблемах, о которых в другой ситуации, в другой обстановке промолчат.

Упражнение «Мой цветок»

Всем раздаются заранее подготовленные лепестки цветка, сердечки. Участники заполняют их, отвечая на вопросы: мой лозунг, моя цель в жизни, моя работа, мои увлечения, что я ценю в людях, что не люблю. Вопросы могут быть разными.

Когда работа закончена. Каждый участник выходит в центр и делает презентацию о себе. Все цветки прикрепляются на стену.

Мне это упражнение даёт возможность узнать очень многое о каждом ребёнке, чтобы потом знать, в каком направлении вести воспитательную работу, о каких ценностях говорить.

Используя данные приёмы и методы тьюторской технологии, можно говорить с ребятами на любую тему.