Транслирование опыта
Выступления, открытые занятия, мастер-классы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 226.6 КБ |

Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Советский районный Центр развития творчества детей и юношества «Созвездие»
Муниципальный конкурс
«Педагог года Советского района -2014»
Номинация «Сердце отдаю детям – 2014»
Методическая разработка занятия.
Тема: «Путешествие в Страну бисера».
Автор: педагог дополнительного образования
Власова Наталья Васильевна
Советский
2014
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЗАНЯТИЯ
ПО ТЕМЕ «ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ БИСЕРА»
Наталья Васильевна Власова, педагог дополнительного образования.
МБОУ ДОД Советский районный Центр развития творчества детей и юношества «Созвездие»
628240, Россия, Тюменская обл., ХМАО-Югра,
г. Советский, ул. 50 лет Пионерии, 4
Тел.: (675) 3-07-74
E-mail: sozvezdie62@mail.ru
Аннотация. Приводится описание занятия «Путешествие в страну бисера» по программе «Волшебный мир бисера». Предлагается содержание занятия, формы и методы его проведения, прикладываются необходимые материалы.
Разработка может быть использована в качестве основы для проведения любого занятия по декоративно-прикладному искусству.
Содержание
Ведение | 4 |
| 7 |
| 9 |
| 10 |
Заключение | 17 |
Список использованных источников | 18 |
Приложение 1. Схема плетения цветка. | |
Приложение 2. Инструкция по технике безопасности. | |
Приложение 3. Фотографии. | |
Приложение 4. Мультимедийная презентация занятия | |
Введение
Фантазии полет и рук творенье,
С восторгом я держу в своих руках.…
Не знает, к счастью, красота старенья,
Любовь к прекрасному живет в веках.
Умелец может сделать из железки,
Из камня, дерева- шедевры красоты.
Из разноцветья бисера и лески,
Как в сказке, чудеса творишь и ты.
Я прикасаюсь к броши осторожно,
Она чарует и ласкает взор.
Представить трудно, как это возможно,
Создать невиданной красы узор.
Как результат терпенья и уменья -
Изящество, и цвета чистота,
И совершенство формы.…Нет сомненья,
Наш мир спасут талант и красота.
Зинаида Митрофановна Торопчина
Бисероплетение – плетение поделок из бисера, то есть бусинок, один из старинных и достаточно распространённых видов народного творчества.
Бисероплетение является не только увлекательным, но и полезным занятием для детей. Оно способствует развитию мелкой моторики, координации движений, гибкости пальцев. А все это в свою очередь связано с умственным и речевым развитием ребенка. Техника бисероплетения требует безукоризненного вкуса, тонкого понимания красоты, фантазии, художественного такта и, конечно же, мастерства. К тому же данный вид деятельности воспитывает терпение и усидчивость. Бисероплетение – это весьма кропотливое и сложное занятие, требующее аккуратности и большого внимания.
Данный вид творчества формирует умение работать сосредоточенно, развивает навык самостоятельности. Необходимо долгое время повторять бесконечный ряд типовых движений, не отвлекаясь и находя в этом ритмику и своеобразную красоту.
Бисероплетение - это отличный способ научить детей многим вещам. Дети учатся разбираться в нарисованных схемах изделий. Делая вещь, необходимо постоянно все просчитывать, контролировать выбор цвета, следовательно, дети обучаются различать оттенки цвета. И самое главное - у них постоянно задействован в работе большой и указательный пальцы, которые влияют на развитие речевых центров мозга. Постепенно развивается моторика, появляется правильность и скорость письма, исправляется почерк ребенка, расширяется его словарный запас.
Конспект занятия по теме:
«Путешествие в страну Бисера».
Цель: формирование у воспитанников представлений о бисероплетении.
Задачи:
- познакомить с одним из видов декоративно-прикладного искусства – бисероплетением: материалами, инструментами для работы, правилами техники безопасности на занятиях.
- формировать умения работы со схемами;
- развивать творческое мышление, мелкую моторику;
- способствовать воспитанию эстетического вкуса, аккуратности, целеустремленности.
Возраст детей: 8-9 лет, воспитанники первого года обучения.
Продолжительность занятия: 30 мин.
Тип занятия: изучение нового.
По цели – вводное учебное занятие.
Форма учебной деятельности: групповая.
Форма проведения занятия: нетрадиционная, занятие - путешествие.
Методы обучения:
- Словесные (рассказ, объяснение, инструктаж, фронтальная беседа);
- Наглядные (демонстрация наглядности: фотографии, схемы плетения);
- Практические (практическая работа).
Словарная работа: активизировать в речи детей термины - бисероплетение, низание, приёмы плетения.
Предварительная работа: подбор фото на занятие, подготовка схем, изготовление наглядных пособий.
Оборудование и материалы:
- схемы;
- готовый образец;
- проволока, ножницы;
- бисер, бусины;
- мультимедиа;
- изображения гномов для рефлексии, рисунки полянок.
Межпредметные связи:
- ОБЖ – техника безопасности при работе с колющими и режущими предметами (ножницы, проволока);
- Математика – использование определенного количества бусинок.
План занятия.
Ход занятия | Вид деятельности | Задачи педагога |
1. Организационный этап: (3 минуты). | - Приветствие. - Введение в тему. | Настроить на занятие, познакомиться. |
2. Основной этап (22 минуты): 2.1. Подготовительный: (5 минут). 2.2. Изучение новых знаний и способов деятельности (3 минуты) 2.3. Применение изученного. (12 минут) 2.4. Этап коррекции. (2 минуты) | - Изложение нового материала. - Напоминание о технике безопасности. - Практическое изложение темы. - Выполнение практической работы. - Корректирующие действия учителя. | Формировать представление о бисероплетении. Познакомить с инструментами, правилами их использования. Учить правильно работать по графическим схемам. Оценивать действия воспитанников на разных этапах изготовления изделия. Помочь ребенку реально оценить результаты своей работы. |
3. Этап обобщения и систематизации + рефлексия. (5 минут). | - Мобилизация воспитанников на самооценку и самоанализ. - Оценка работы каждого и группы. - Подведение итогов занятия. | - настроить на дальнейшее творчество. |
Содержание занятия:
№ | Этапы занятия | Задачи | Содержание деятельности педагога | Содержание деятельности детей | Результат |
1. | 1. Организационный этап: (3 минуты). | Создать положительный эмоциональный настрой, хорошее настроение, раскрепостить детей. | Здравствуйте, дорогие друзья! Меня зовут Наталья Васильевна, я руководитель объединения «Бисероплетение» в Центре «Созвездие». Занятие я хочу начать с небольшой загадки. А вы умеете отгадывать загадки? Ну я сейчас проверю… Маленькие бусинки на капельки похожи. На нитку можно их надеть, на проволоку тоже. Из них мы соберем цветок и фенечки сплетем. Скажите, как мы бусинки такие назовем? | Воспринимают информацию. - да - бисер. | Дети отдыхают после учебного дня. Улыбаются перед занятием, у них приподнятое настроение, желание заниматься. |
2. | 2. Основной этап (22 минуты): 2.1. Подготовительный: (5 минут). 2.2. Изучение новых знаний и способов деятельности (3 минуты) 2.3. Применение изученного. (12 минут) 2.4. Этап коррекции. (2 минуты) | Настроить детей на тему занятий. Отвлечь от умственного труда, снять напряжение. - активизировать творческий подход к заданию. - совершенствовать навыки работы со схемой. Исправить ошибки; проанализировать умения детей, похвалить, отметить лучшее; - мобилизация детей на самооценку. Оценивается работа каждого и группы в целом, отмечаются лучшие работы, указывается на ошибки. | А что вы знаете о бисере? Как он появился? Многие думают, что бисер – это просто стеклянные разноцветные бусинки, которые можно нанизать на ниточку или на леску, – и получится красиво. Но это не так! Сейчас я расскажу вам одну интересную легеду. Давным-давно, когда Земля была ещё совсем юной и населяли её не только люди, но и разные волшебные сказочные народы, бисер и чудеса из него могли создавать только гномы. Сегодня, я предлагаю вам, отправится в Волшебную Страну Бисера и ненадолго превратится в гномов. В этом нам помогут волшебные колпачки! (Одевает колпаки на детей). Мы готовы отправится в путешествие, а сейчас встаем, и повторяем за мной. Встаем и держимся руками Сейчас потопаем ногами Глаза закроем Раз! Два! Три! Волшебная поляна нас прими. - Посмотрите, где мы оказались? - Мы с вами в Волшебной стране на поляне грибов, давайте соберем их. -грибы эти не простые и мы не сможем путешествовать дальше пока не повторим правила безопасной работы. - Читаю правила ТБ при работе с бисером. С проволокой нужно работать очень аккуратно, не берите проволоку в рот, не подносите близко к глазам, не размахивайте руками, чтобы не поранить соседа, не перегибайте проволоку, а то она сломается и придется начинать все сначала. - Будем соблюдать правила? - Нам пора отпраляться дальше. Встаем и держимся руками Сейчас потопаем ногами Глаза закроем Раз! Два! Три! Волшебная поляна нас прими. - Смотрите какая красивая поляна. Давайте присядем. - Пришло Время открыть Вам Самую Главную Тайну! Я приглашаю вас в волшебный мир бисера. Ведь у нас есть бисер, есть чудо-проволока, которая умеет принимать любые формы. Сейчас мы создадим себе самого настоящего Помощника. Это Волшебный Цветочек, с которым возможно почти всё! 1. Берем проволоку, нанизываем на неё 5 бисеринок и на серединке скручиваем проволочки 2 раза 2. На вторую проволочку набираем 5 бисеринок, складываем два длинных кончика и скручиваем два раза. 3. Вам необходимо сделать 5 лепестков Пока дети работают, можно рассказать о качестве бисера. Очень важно, чтобы выбранный Вами бисер не был сделан наследниками ленивых гномов, которые, к сожалению, тоже иногда встречались. Эти гномы утратили волшебную силу и стали изготавливать бисер «дешёвыми производственными методами с использованием ускоренных технологий и низкокачественных материалов пятьдесят шестого сорта». Представляете, как может выглядеть подобный бисер? К счастью, его можно легко узнать: * и по тонким стенкам, которые очень хрупки и часто ломаются; * и по непрочному покрытию, которое стирается. Наиболее распространённая форма такого бисера выглядит очень ярко и нарядно, но если присмотреться, то можно увидеть, что цвет бисера определяет краска, находящаяся внутри бисеринки. Стоит сквозь такую бисеринку продеть проволоку – и краска слущивается, превращая цветной бисер в грязно-прозрачный. Ещё одним из недостатков покрытия бывает его нестойкость на самих бисеринках. Если потереть такой бисер пальчиками, то цветная бисеринка превратится в прозрачную или существенно поменяет свою яркость. А нестойкое жемчужное покрытие превратит ваш бисер из сокровищ русалочки в некрасивые поцарапанные шарики. «Ленивый» бисер также можно различить: * по маленьким отверстиям в бисеринках. Проволока (0,315 мм в диаметре) должна проходить в бисеринку хотя бы четыре раза! В крайнем случае – три. * по неодинаковому размеру бисера одного вида, когда в одном пакетике встречаются бисеринки высотой от 0,5 мм до 1,5 мм. Я, советую Вам не поощрять леность неумёх, а дружить только с хорошими здоровыми светлячками-бисеринками. Помогает оценивать действия воспитанников на разных этапах изготовления изделия. Поощряет. У всех получилось? Здорово! А теперь свершится чудо… Складываем серединку и лепестки, и плотно скручиваем все проволочки. Аккуратно расправьте лепестки вокруг серединки. Я вас поздравляю, ваши руки вас не подвели! Вы стали немного волшебниками и создали свое первое маленькое Чудо! | - это шарики. -Готовятся к занятию, воспринимают информацию и настраиваются на работу. Дети активно участвуют в разговоре, слушают, сравнивают, анализируют. Вспоминают правила работы с острыми предметами. - на грибной полянке. - собирают грибы и видят что на них информация. - вспоминают ТБ - да. - собирают цветы, видят схему., рассаживаются по местам Дети работают со схемой, пытаются самостоятельно разобраться, доработать, подобрать цветовую гамму. Проверяют наличие необходимого материала. Изготавливают лепестки с помощью схем и объяснений педагога. | У детей возникает заинтересованность в предстоящей деятельности, они готовы воспринимать информацию. Мобилизация желания на изготовление изделий и потребности в дальнейшем знакомстве с бисероплетением. Активизация творческого подхода к работе, поиска новых решений, индивидуальности. Правильно подобранные упражнения снимают напряжение, дают отдых глазам и всему телу. |
3. | Этап обобщения, систематизации + рефлексия. | Отмечается, что с задачами справились. Объявляется тема следующего занятия. | Сейчас вы познакомились с одним из направлений декоративно-прикладного творчества: бисероплетением. А значит, нам пора возвращаться: Встаем и держимся руками Сейчас потопаем ногами Ручки подняли, сели-встали Покружились Раз! Два! Три! Волшебная поляна нас прими. - Где мы теперь? -На поляне ягод. - Сейчас мы будем собирать ягоды. Кому понравилось занятие берите красные зрелые ягоды, кому было скучно собирайте зеленые ягоды. Скажите, что вам показалось самым интересным на нашем занятии? А что трудным? Что самое главное при работе с бисером и проволокой? Чему научились? Ребята, пока мы собирали ягоды и подводили итоги, мы снова оказались в кабинете школы. Но как же нам опять попасть в Волшебную страну? Если вы снова захотите попасть в Волшебную страны Бисера, вам нужно просто найти меня. В этом вам помогут вот эти гномики (раздает гномиков – визитки). Я буду очень рада новым гостям и непременно научу Вас всему, что умею сама... Спасибо за внимание! До новых встреч! | Используют подсказку педагога в своей работе. Корректируют свою деятельность, исправляют ошибки. Приводят в порядок рабочие места, возникает желание придти на следующее занятие, доделать работу. | - Самооценка; - Анализ уровня качества выполнения задания; |
Заключение
Данная тема является введением в блок «Плетение на проволоке» по программе «Волшебный мир бисера», рассчитана на одно занятие.
Для развития интереса к дальнейшему изучению бисероплетения предлагается провести занятие в форме путешествия.
На занятии воспитанники вспоминают правила техники безопасности при работе с проволокой, ножницами. Знакомятся с легендой появления бисера.
Разработка может быть использована в качестве основы для проведения любого занятия по декоративно-прикладному искусству.
Список использованных источников
- Ковалько В. И. Школа физкультминуток. – М: изд-во Вако, 2013. – 224 с.
- Ляукина М. В. Бисер. Техника. Приёмы. Изделия. – М. : АСТ-Пресс, 2010. – 288 с.
- Татьянина Т. И. «Энциклопедия бисера. Главные правила сочетания цветов». – СПб.: изд-во «Астрель», 2011. – 80 с.
- Шнуровозова Т. В. «Цветы из бисера. Делаем сами». – М.: ВЛАДОС, 2012. – 64 с.
- Легенды и мифы о номах. https://qna.center
- Изображения гномов. http://www.lenagold.ru/fon/clipart/g/gnom.html
Приложение 1
Схема плетения лепестка. | Сборка цветка |
Приложение 2
Общие правила 1. Работу следует начинать только с разрешения педагога. 2. Пользоваться только исправными инструментами. 3. Нельзя пользоваться инструментами правила работы, с которыми не изучены. 4. Использовать инструменты только по назначению. 5. Каждый должен содержать свое рабочее место в чистоте и порядке. | Правила поведения на занятии:
|
Правила безопасной работы с ножницами.
| Правила безопасной работы с проволокой.
|
Правила безопасной работы с бисером.
|
Приложение 3
Фотографии.
