Педагогическое исследование "Активизация познавательной деятельности через минутки чистописания и словарную работу".

Солгалова Ольга Александровна

В этой работе я постаралась показать, как за 5-7 минут урока можно повторить ранее  изученный материал, узнать новое, отработать каллиграфию, а самое главное воспитать любовь и интерес к родному языку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aktivizatsiya_poznavatelnoy_deyatelnosti.docx28.84 КБ
Файл solgalova.pptx1.54 МБ
Файл solgalova.rar1.4 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

« Средняя общеобразовательная школа№11»

Активизация познавательной деятельности

на уроках русского языка через минутки чистописания и словарную работу.

                                              Учитель МБОУ «СОШ№11»

                          Солгалова О.А.

 

п. Рыздвяный 2016 г.

       Активизация познавательной деятельности учащихся – одна из актуальных проблем на современном этапе развития педагогической теории и практики. Развитие активности, самостоятельности, инициативности, творческого подхода к делу – это требования самой жизни, определяющие во многом то направление, в котором следует совершенствовать учебно-воспитательный процесс. Поиски путей развития активизации познавательной деятельности у младших школьников, развитие их познавательных способностей и самостоятельности – задача, которую призваны решать многие педагоги, психологи, методисты и учителя. Психологические особенности младших школьников, их природная любознательность, отзывчивость, особая расположенность к усвоению нового, готовность воспринимать всё, что даёт учитель, создают благоприятные условия для развития познавательной деятельности. Создание средств обучения находится в тесной связи с развитием техники, науки, уровнем педагогической и психологической мысли, передовым педагогическим опытом. Данный аспект является главным в развитии личности ученика, так как достаточная подготовленность к познавательной деятельности снимает психологические нагрузки в учении, предупреждает неуспеваемость, сохраняет здоровье. Важнейшим фактором в развитии познавательной деятельности является создание действенных и эффективных условий для развития познавательных способностей детей, их интеллекта и творческого начала, расширения кругозора. Существующие объективные потребности педагогической теории и практики обусловили выбор темы педагогического   исследования: «Активизация познавательной деятельности на  уроках русского языка через минутки чистописания и словарную работу».  
Проблема формирования и активизации учебно-познавательной деятельности особенно актуальна для начальной школы, т.к. именно в младшем школьном возрасте формируется и становится ведущей учебно-познавательная деятельность. От того, насколько успешно будет проходить ее формирование, зависит успешность процесса обучения, развитие личности в целом. Вопросы активизации познавательной деятельности были рассмотрены в работах известных педагогов и психологов: Ю.К. Бабанского, Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, Л.В. Занкова, М.И. Махмутова, В.Ф.Паламарчука, П.И. Пидкасистого, Г.И. Щукиной и др. Многообразие подходов к исследованию проблем активизации учебной деятельности, с одной стороны, является свидетельством ее актуальности, а с другой - многоаспектности. Нередко, в практике современной школы у учащихся наблюдается пассивность в учебно-познавательной деятельности, нежелание посещать уроки, неумение самостоятельной организации учебно-познавательной работы, что приводит к необходимости нахождения действенных средств активизации познавательной деятельности.                                                                                                                                 

 Цель исследования: 

определить степень и характер влияния разработанного учебного материала на активизацию познавательной деятельности младших школьников в процессе обучения русскому языку.                                                                                                                  Объект исследования:

 процесс активизации познавательной деятельности младших школьников.                                                                                                                                                Предмет исследования:

 приёмы активизации познавательной деятельности  у младших школьников в учебном процессе на уроках русского языка.      

 Гипотеза исследования: 

эффективность развития активизации познавательной деятельности на уроках русского языка младших  школьников формируется  следующими условиями:                                                                                                    

1. учитываются индивидуальные и типологические условия учащихся;                    

2.предусматривается использование ведущих форм, методов и средств обучения, направленных на активизацию познавательной деятельности;                                                                        3.совместная деятельность всех участников педагогического процесса направлена на осуществление системного развития познавательной деятельности в учебном и внеучебном процессе.                                                                                                                                                        Исходя из цели, гипотезы и учитывая специфику исследования, определены следующие задачи:

1. раскрытие и реализация потенциала личности каждого учащегося;

2. совершенствование речевых способностей.

3.совершенствование орфографического навыка в процессе активной умственной деятельности.

4. развитие внимания, памяти и наблюдательности.

5. развитие личностного творческого потенциала, способности к нестандартным подходам и решениям.                                                                                                                                       

Методы исследования: теоретический анализ философской, психолого-педагогической литературы; научно-методической литературы; материалов научных исследований; учебных планов и программ; изучение педагогического опыта; прямое и косвенное наблюдение за деятельностью учащихся.

                                                         Основная часть

Как известно, способности, в том числе и познавательные, не только проявляются, но формируются и проявляются в процессе деятельности. Учебная деятельность младших школьников создаёт большие возможности для становления психических качеств, которые могут составлять основу тех или других способностей.

 Роль русского языка в развитии интеллектуальных способностей ребёнка исключительна велика.

 Условием для эффективной реализации способностей детей лежит  принцип сотрудничества, делового партнерства учителя и учащихся.

 Практически каждый урок русского языка,  у меня начинается с мобилизующего этапа. Он длится 3-4 минуты, в течение которых одновременно решается несколько задач:

в нетрадиционной форме повторяется ранее освоенный материал, необходимый для изучения новой темы,  далее учащихся формулируют тему и цели урока.

Благодаря этим упражнениям совершенствуются речевые способности, один из видов мышления (наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического) и одновременно развиваются внимание, память, наблюдательность школьников.

Дети читают на доске пословицу.

Книга поможет в труде, выручит и в беде.

  • Учитель задает вопрос, какие орфограммы  вам не известны?
  • Что не известно?
  • Как вы думаете, чем мы сегодня заниматься?

 Сразу вслед за темой учащиеся формируют цели урока. При ответе обращают внимание на слова ориентиры (познакомиться, учиться…) и т. д.

 Самостоятельное формирование учащимися темы и цели урока способствует развитию речевых и умственных способностей, и что особенно важно, обеспечивает их включенность в учебную ситуацию, создает готовность к усвоению материала.

Ценность такого типа упражнений, как всей методики в целом, состоит в том, что учащиеся овладевают языковым материалом в процессе активной речевой деятельности. Это в свою очередь интенсифицирует работу таких важных качеств, как внимание, память, мышление и непосредственно влияет на результат обучения русскому языку.

 Для реализации системы комплексного индивидуального развития младших школьников используются традиционные типы уроков с сохранением всех  их основных этапов. Однако существенно меняется методика проведения каждого этапа урока.

 С первого класса вводится новый этап – мобилизующий. На минутки чистописания изменения претерпели его структура и методика проведения. Что касается структуры, то в ней выделяются две части:

определение и сформирование учащимися темы минутки чистописания;

формирование детьми плана предстоящих действий по написанию букв и элементов;

На первой части подготовительной фазы учащиеся с помощью специально разработанных приёмов самостоятельно определяют букву, предназначенную для письма.

Все приемы связаны с учебным материалом. От урока к уроку они меняются, увеличивается их развивающее воздействие.

На первом году обучения используются относительно простые речемыслительные упражнения,  но каждым годом сложность повышается.

Минутки чистописания

Первая группа упражнений – составление характеристики искомой буквы и звуков, которые она обозначает. «Определите букву, которую мы будем писать на минутке чистописания; она есть в каждом  из данных слов и может разделить их на две равные группы».

 якорь, яблоко, мяч, месяц

Вторая группа упражнений – осуществление неполного морфологического разбора.

              доска, гиря,  ряд

 «Определите букву, которую мы сегодня мы будем писать на минутке     чистописания. В одном из слов она обозначает парный звонкий мягкий согласный звук. Какая это буква? В каком слове она находится?»

Третья группа упражнений – осуществление слова по составу. «Определите букву, которую мы напишем на минутке чистописания. Она имеется в корне каждого из данных слов».

  закваска, подснежник, мостовой

Постепенно увеличивается количество слов и усложняется их состав.

Четвёртая группа упражнений – осуществление  неполного морфологического разбора. «Определите, какую букву мы  будем писать на минутке чистописания. Она обозначает одинаковую орфограмму во всех существительных данного ряда:

         детский, тростник, лестница, вестник, местность.

Какая это буква?»

Постепенно увеличивается количество слов и разнообразие частей речи.

Пятая группа упражнений - осуществление неполного фонетического разбора и разбора слова по составу.

«Определите, какую букву мы  будем писать на минутке чистописания. Она находится в корне одного из данных слов и обозначает в нём парный глухой мягкий согласный звук.

     резинка, кидал, кот

 Какая это буква? В каком слове она находится?»

Шестая группа упражнений - осуществление неполного фонетического разбора и анализа слова по составу, морфологическогого разбора в нетрадиционной форме.

«Определите, какую букву мы  будем писать на минутке чистописания. Она находится в корне глагола и обозначает в нем непарный звонкий мягкий согласный звук.

        лист, лесной, полёт

 Какая это буква? В каком слове она находится?»

Седьмая группа упражнений – на повышение орфографической зоркости. «Определите, какие буквы мы  будем писать на минутке чистописания. С их помощью можно разделить данные слова на равные группы.

Праз… ник, ст…лица, сер…це, ур…жай,  ч…нил, с…бака, н…зина, звёз…ный, л…цо.

Какие это буквы?  По какому признаку вы разделили слова на группы?»

Восьмая группа упражнений – подбор синонимов. «К словам левого столбика надо подобрать слова, близкие по значению, оканчивающиеся на букву ч.

доктор – врач            зов –                              

    рёв -                             ураган

Правильно сформулировав и выполнив задание, вы определите тему минутки чистописания»

Девятая группа упражнений – подбор антонимов.

Большой –                        

Сухой –

Война –

Глубокий –

Гладить -

Твёрдый  

«К словам левого столбика надо подобрать слова, противоположные по смыслу, начинающиеся с буквы м».

    На таких минутках чистописания от учащихся требуется развёрнутый, доказательный ответ, что совершенствует речемыслительный процесс и даёт возможность осуществлять творческую работу на столь непривычной для этих целей части урока. Они становятся наиболее развивающиеся и интересные.

Словарная работа

 Одним из важнейших этапов урока русского языка в начальных классах является словарно-орфографическая работа. Традиционно в ней выделяются следующие составные части: представление нового слова из «Словарика», с которым учащиеся знакомятся на уроке; формулирование лексического значения; освоение его орфографии; введение нового слова в активный словарь детей, этимологический анализ слова.

 С помощью специальных упражнений, школьники самостоятельно определяют слово, с которым им предстоит детально познакомиться на данном уроке, и сами формулируют тему словарно-орфографической работы. Все упражнения объединены в несколько групп, которым присуща единая функциональная установка: обеспечение возможности самостоятельного определения школьниками нового слова и занимательно-развивающий характер предлагаемых заданий. Внутри каждой группы от урока к уроку задания видоизменяются и усложняются. Вместе с тем у каждой группы есть свои отличительные, характерные черты.

 В первую группу входят упражнения, предусматривающие выявление искомого   слова через работу с составляющими его буквами. При их выполнении у детей развивается устойчивость, распределение и объем внимания, кратковременная произвольная память, речь, аналитико-синтетическое мышление, сообразительность.

. Например, он предлагает учащимся: «Внимательно посмотрите на данную запись и назовите два слова из «Словарика», с которыми мы познакомимся на уроке:

  .         .       .         .        

ОЗАБВТЕРАДК

  .      .  .   . .   .

Какие это слова? Как вы их нашли?» Возможный ответ: «Сегодня мы познакомимся со словами завтрак и обед. Чтобы их определить, надо вначале соединить буквы, у которых точки стоят вверху. Затем соединить буквы, у которых точки стоят внизу».

Вторую группу составляют упражнения, предусматривающие работу учащихся с символами, шифрами, кодами. Они позволяют формировать абстрактное мышление и наряду с ним совершенствовать ряд других качеств интеллекта. Здесь также просматривается тенденция постепенного уменьшения конкретных указаний учителя, помогающих детям в определении слова. Пример задания, выполняемого на основе полных указаний учителя: «Назовите два слова, с которыми мы познакомимся на уроке. Они зашифрованы с помощью чисел.

Первое слово: 2 1 4 3 6 1

Второе слова: 5 7  3 4 8 6 3 9 1

1   2  3  4  5  6  7  8 9

а  м   и  л  з  н  е  я  к

В третью группу входят упражнения, так или иначе связывающие искомое слово с изучаемым лингвистическим материалом. В этом случае значительно возрастает их универсальность и эффективность использования. В зависимости от содержания учебного материала, от дидактической цели, которая ставится учителем на уроке, здесь могут быть самые разные варианты. Пример задания, предусматривающего закрепление знаний по фонетике: «Зачеркните

пфбкхешсрчёщзца

 буквы, обозначающие глухие согласные звуки в данной цепочке, и вы узнаете слово, с которым мы познакомимся на уроке» (искомое слово берёза):

     В целях совершенствования орфографической зоркости в процессе изучения различных тем курса русского языка можно использовать такое задание: «Прочитайте написанные на доске слова: выд...витъ, охр..мять, б...лезнь, кр...ситель, зн...чение, умн...жать, аб...жур, сл...мался, л...екает. Соедините первые буквы слов, в корне которых пишется гласная а, и вы узнаете слово, с которым мы познакомимся на уроке». (Искомое слово вокзал.)

Для дальнейшего развития основных свойств внимания, оперативной памяти задания такого типа постепенно усложняются за счет плавного увеличения количества ориентиров при поиске искомого слова.

Для дальнейшего увеличения учебной инициативы и повышения интеллектуальной активности детей применяются упражнения пятой группы. Они предусматривают нахождение нового словарного слова и формулирование темы словарно-орфографической работы на основе установления детьми смысловой связи в используемом на уроке лингвистическом материале или выявления закономерности образования нового слова.

м...г...зин -  прод...вец

б...льница- врач...

т...атр - ...ктёр

космический к'...рабль - ?

При выполнении такого типа заданий у школьников развивается логическое мышление, аналитико-синтетические способности, устойчивость внимания, языковая интуиция, связная аргументированная речь. Учащиеся называют не просто искомое слова, но одновременно строят простейшие рассуждения, умозаключения.

Заключение.

Начало обучения в школе значительно влияет на характер протекания психических процессов, изменяет восприятие, память, воображение, мышление – все те формы психической деятельности, уровнем и качественным своеобразием которых характеризуется умственное развитие младших школьников. В процессе начального обучения повышаются возможности детей к анализу, дифференцировке воспринимаемого на уроках, что оказывает положенное влияние на познавательную активность школьников. В условиях интенсификации общего развития младших школьников через организацию у них деятельности наблюдения, мыслительной деятельности, практического действия на уроках русского языка у них формируется внутреннее побуждение к учению. Учение становится захватывающим процессом познания, активности школьников. Систематическое выполнение целенаправленно подобранных нестандартных заданий, задач и упражнений  оказывает положительное влияние не только на качество знаний учащихся по программному материалу, но и на активизацию познавательной деятельности; значительно расширяет объём и концентрацию внимания. Учащиеся овладевают простыми, но необходимыми для них приёмами зрительного запоминания и сохранения увиденного в памяти. Значительно обогащается запас и умение оформлять в словесной форме свои рассуждения, объяснения. Интерес ребёнка – важнейший источник его активности в познавательном процессе, один из наиболее эффективных побудителей внимания. Наличие познавательного интереса к предмету способствует повышению активности учеников, повышению успеваемости, самостоятельности. Совершенствование процесса обучения определяется стремлением учителей активизировать учебно-познавательную деятельность учащихся.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Д А И Б В Ж Е З К А Б В Ж З Е К http://aida.ucoz.ru Методический семинар Педагогическое исследование « Активизация познавательной деятельности на уроках русского языка через минутки чистописания и словарную работу» . Подготовила: учитель начальных классов Солгалова Ольга Александровна Учитель МБОУ«СОШ № 11» ИМРСК

Слайд 2

Тема исследования Условия возникновения и становления педагогического исследования Гипотеза. Задачи и методы исследования. Цель и объект исследования. Визитная карточка Диссеминация педагогического опыта Разделы

Слайд 3

Солгалова Ольга Александровна Родилась в п. Рыздвяный 03.03.1970 года. В 1987 году закончила среднюю школу в селе Донском Ставропольского края. В 1988 году поступила в Карачаево-Черкесский педагогический институт. С 1992 года работаю в МБОУ "СОШ №11" ИМРСК - учителем начальных классов. С 2008 года – высшая квалификационная категори я . 29.11.2016 3

Слайд 4

Педагогическое исследование «Активизация познавательной деятельности на уроках русского языка через минутки чистописания и словарную работу »

Слайд 5

Активизация познавательной деятельности учащихся – одна из актуальных проблем на современном этапе развития педагогической теории и практики. Развитие активности, самостоятельности, инициативности, творческого подхода к делу – это требования самой жизни, определяющие во многом то направление, в котором следует совершенствовать учебно-воспитательный процесс. Поиски путей развития активизации познавательной деятельности у младших школьников, развитие их познавательных способностей и самостоятельности – задача, которую призваны решать многие педагоги, психологи, методисты и учителя. Психологические особенности младших школьников, их природная любознательность, отзывчивость, особая расположенность к усвоению нового, готовность воспринимать всё, что даёт учитель, создают благоприятные условия для развития познавательной деятельности.

Слайд 6

Цель исследования: определить степень и характер влияния разработанного учебного материала на активизацию познавательной деятельности младших школьников в процессе обучения русскому языку. Объект исследования: процесс активизации познавательной деятельности младших школьников. Предмет исследования: развитие познавательной деятельности и её активизация у младших школьников в учебном процессе на уроках русского языка.

Слайд 7

Гипотеза исследования: эффективность развития активизации познавательной деятельности младших школьников обеспечивается следующими условиями: 1.учитываются индивидуальные и типологические условия учащихся. 2.предусматривается использование ведущих форм, методов и средств обучения, направленных на активизацию познавательной деятельности. 3.совместная деятельность всех участников педагогического процесса направлена на осуществление системного развития познавательной деятельности в учебном и внеучебном процессе.

Слайд 8

Задачи исследования: 1.раскрытие и реализация потенциала личности каждого учащегося; 2.совершенствование речевых способностей; 3.совершенствование орфографического навыка в процессе активной умственной деятельности; 4.развитие внимания, памяти и наблюдательности. 5.развитие личностного творческого потенциала, способности к нестандартным подходам и решениям. Методы исследования : теоретический анализ философской, психолого-педагогической литературы; научно-методической литературы; материалов научных исследований; учебных планов и программ; изучение педагогического опыта; прямое и косвенное наблюдение за деятельностью учащихся.

Слайд 9

Доска гиря ряд Определите букву, которую мы сегодня мы будем писать на минутке чистописания. В одном из слов она обозначает парный звонкий мягкий согласный звук. Минутка чистописания

Слайд 10

Минутка чистописания Буква которую мы будем писать на минутке чистописания есть в каждом из данных слов - Якорь яблоко мяч месяц и может разделить их на две равные группы . 29.11.2016 10

Слайд 11

Минутка чистописания Буква, которую мы будем писать на минутке чистописания находится в корне одного из данных слов и обозначает в нём парный глухой мягкий согласный звук. Резинка кидал кот Какая это буква? В каком слове она находится ?

Слайд 12

Минутка чистописания Определите, какие буквы мы будем писать на минутке чистописания. С их помощью можно разделить данные слова на равные группы. Праз … ник, ст …лица, сер… це , ур … жай , ч… нил , с…бака, н… зина , звёз … ный , л… цо . Какие это буквы? По какому признаку вы разделили слова на группы?

Слайд 13

На таких минутках чистописания от учащихся требуется развёрнутый, доказательный ответ, что совершенствует речемыслительный процесс и даёт возможность осуществлять творческую работу на столь непривычной для этих целей части урока. Они становятся наиболее развивающие и интересные .

Слайд 14

Словарная работа 29.11.2016 14 Первое слово: 2 1 4 3 6 1 Второе слова: 5 7 3 4 8 6 3 9 1 1 2 3 4 5 6 7 8 9 а м и л з н е я к

Слайд 15

Словарная работа 29.11.2016 15 В…гон, охр… нять , б… лезнь , кр … ситель , зн … чение , умн …жать, аб … жур , сл … мался , л… скает . Соедините первые буквы слов, в корне которых пишется гласная а, и вы узнаете слово, с которым мы познакомимся на уроке.

Слайд 16

На таких минутках чистописания от учащихся требуется развёрнутый, доказательный ответ, что совершенствует речемыслительный процесс и даёт возможность осуществлять творческую работу на столь непривычной для этих целей части урока. Они становятся наиболее развивающие и интересные.

Слайд 17

Словарная работа 29.11.2016 17 Задание 1 . Первая буква искомого слова является согласной третьего слога в слове солома. Задание 2. Вторая буква является непроверяемой безударной гласной в слове обед. Задание 3. Третья буква обозначает непарный звонкий мягкий согласный в слове ракета. Задание 4. Четвёртая буква – это окончание в слове яблоко. Задание 5 . Пятая буква является первой буквой в корне слова капуста. Задание 6 . Шестая буква является окончанием в слове малина.

Слайд 18

Словарная работа 29.11.2016 18 м...г... зин – прод .. вец б… льница – врач т.. атр - … ктёр космический к.. рабль - ?

Слайд 19

При выполнении такого типа заданий у школьников развивается логическое мышление, аналитико-синтетические способности, устойчивость внимания, языковая интуиция, связная аргументированная речь. Учащиеся называют не просто искомое слова, но одновременно строят простейшие рассуждения, умозаключения. .

Слайд 20

Успеваемость за четыре года по русскому языку



Подписи к слайдам:

Слайд 1
Д А И Б В Ж Е З К А Б В Ж З Е К http://aida.ucoz.ru Методический семинар Педагогическое исследование « Активизация познавательной деятельности на уроках русского языка через минутки чистописания и словарную работу» . Подготовила: учитель начальных классов Солгалова Ольга Александровна Учитель МБОУ«СОШ № 11» ИМРСК

Слайд 2
Тема исследования Условия возникновения и становления педагогического исследования Гипотеза. Задачи и методы исследования. Цель и объект исследования. Визитная карточка Диссеминация педагогического опыта Разделы

Слайд 3
Солгалова Ольга Александровна Родилась в п. Рыздвяный 03.03.1970 года. В 1987 году закончила среднюю школу в селе Донском Ставропольского края. В 1988 году поступила в Карачаево-Черкесский педагогический институт. С 1992 года работаю в МБОУ "СОШ №11" ИМРСК - учителем начальных классов. С 2008 года – высшая квалификационная категори я . 29.11.2016 3

Слайд 4
Педагогическое исследование «Активизация познавательной деятельности на уроках русского языка через минутки чистописания и словарную работу »

Слайд 5
Активизация познавательной деятельности учащихся – одна из актуальных проблем на современном этапе развития педагогической теории и практики. Развитие активности, самостоятельности, инициативности, творческого подхода к делу – это требования самой жизни, определяющие во многом то направление, в котором следует совершенствовать учебно-воспитательный процесс. Поиски путей развития активизации познавательной деятельности у младших школьников, развитие их познавательных способностей и самостоятельности – задача, которую призваны решать многие педагоги, психологи, методисты и учителя. Психологические особенности младших школьников, их природная любознательность, отзывчивость, особая расположенность к усвоению нового, готовность воспринимать всё, что даёт учитель, создают благоприятные условия для развития познавательной деятельности.

Слайд 6
Цель исследования:  определить степень и характер влияния разработанного учебного материала на активизацию познавательной деятельности младших школьников в процессе обучения русскому языку. Объект исследования:   процесс активизации познавательной деятельности младших школьников. Предмет исследования: развитие познавательной деятельности и её активизация у младших школьников в учебном процессе на уроках русского языка.

Слайд 7
Гипотеза исследования:  эффективность развития активизации познавательной деятельности младших школьников обеспечивается следующими условиями: 1.учитываются индивидуальные и типологические условия учащихся. 2.предусматривается использование ведущих форм, методов и средств обучения, направленных на активизацию познавательной деятельности. 3.совместная деятельность всех участников педагогического процесса направлена на осуществление системного развития познавательной деятельности в учебном и внеучебном процессе.

Слайд 8
Задачи исследования: 1.раскрытие и реализация потенциала личности каждого учащегося; 2.совершенствование речевых способностей; 3.совершенствование орфографического навыка в процессе активной умственной деятельности; 4.развитие внимания, памяти и наблюдательности. 5.развитие личностного творческого потенциала, способности к нестандартным подходам и решениям. Методы исследования :  теоретический анализ философской, психолого-педагогической литературы; научно-методической литературы; материалов научных исследований; учебных планов и программ; изучение педагогического опыта; прямое и косвенное наблюдение за деятельностью учащихся.

Слайд 9
Доска гиря ряд Определите букву, которую мы сегодня мы будем писать на минутке чистописания. В одном из слов она обозначает парный звонкий мягкий согласный звук. Минутка чистописания

Слайд 10
Минутка чистописания Буква которую мы будем писать на минутке чистописания есть в каждом из данных слов - Якорь яблоко мяч месяц и может разделить их на две равные группы . 29.11.2016 10

Слайд 11
Минутка чистописания Буква, которую мы будем писать на минутке чистописания находится в корне одного из данных слов и обозначает в нём парный глухой мягкий согласный звук. Резинка кидал кот Какая это буква? В каком слове она находится ?

Слайд 12
Минутка чистописания Определите, какие буквы мы будем писать на минутке чистописания. С их помощью можно разделить данные слова на равные группы. Праз … ник, ст …лица, сер… це , ур … жай , ч… нил , с…бака, н… зина , звёз … ный , л… цо . Какие это буквы? По какому признаку вы разделили слова на группы?

Слайд 13
Словарная работа 29.11.2016 13 Первое слово: 2 1 4 3 6 1 Второе слова: 5 7 3 4 8 6 3 9 1 1 2 3 4 5 6 7 8 9 а м и л з н е я к

Слайд 14
Словарная работа 29.11.2016 14 В…гон, охр… нять , б… лезнь , кр … ситель , зн … чение , умн …жать, аб … жур , сл … мался , л… скает . Соедините первые буквы слов, в корне которых пишется гласная а, и вы узнаете слово, с которым мы познакомимся на уроке.

Слайд 15
На таких минутках чистописания от учащихся требуется развёрнутый, доказательный ответ, что совершенствует речемыслительный процесс и даёт возможность осуществлять творческую работу на столь непривычной для этих целей части урока. Они становятся наиболее развивающие и интересные.

Слайд 16
Словарная работа 29.11.2016 16 Задание 1 . Первая буква искомого слова является согласной третьего слога в слове солома. Задание 2. Вторая буква является непроверяемой безударной гласной в слове обед. Задание 3. Третья буква обозначает непарный звонкий мягкий согласный в слове ракета. Задание 4. Четвёртая буква – это окончание в слове яблоко. Задание 5 . Пятая буква является первой буквой в корне слова капуста. Задание 6 . Шестая буква является окончанием в слове малина.

Слайд 17
Словарная работа 29.11.2016 17 м...г... зин – прод .. вец б… льница – врач т.. атр - … ктёр космический к.. рабль - ?

Слайд 18
При выполнении такого типа заданий у школьников развивается логическое мышление, аналитико-синтетические способности, устойчивость внимания, языковая интуиция, связная аргументированная речь. Учащиеся называют не просто искомое слова, но одновременно строят простейшие рассуждения, умозаключения. .

Слайд 19
Успеваемость за четыре года по русскому языку