Главные вкладки
Галяутдинова Зульфия Абузаровна
«Ничто не остаётся неподвижным, неподатливым, а всегда может быть достигнутым, изменяться к лучшему, лишь бы были осуществлены соответствующие условия» И.П. Павлов. Речь - это сложный многоуровневый процесс. Нарушения речи в той или иной степени (в зависимости от характера речевых расстройств) отрицательно влияют на всё психическое развитие ребёнка (на формирование высших уровней познавательной деятельности), отражаются на его деятельности, поведении. Младший школьный возраст - это особый период в жизни ребенка, когда усваиваются многие виды деятельности, но ведущей и главной среди них является учеб¬ная. Нарушение речи часто является серьёзным препятствием для успешного усвоения школьной программы. Развитие речи обучающихся специального (коррекционного) учреждения VIII вида характеризуется целым рядом отклонений. Для большинства умственно отсталых обучающихся типичны запаздывание и замедленный темп развития речи, ограниченный и не соответствующий возрастным нормам активный и пассивный словарь, отклонения в формировании фонетического, фонематического и грамматического строя. Обучение в коррекционном учреждении оказывает решающее воздействие на психическое развитие умственно отсталых детей. Под влиянием его происходит как общее, так и речевое развитие обучающихся: увеличивается и уточняется словарь, совершенствуется умение пользоваться уже имеющимися грамматическими формами и происходит овладение новыми, уточняется звуковой состав слова, развиваются навыки звукового анализа и синтеза. Но помимо особенностей развития речи, характерных для всех умственно отсталых детей, у значительной части обучающихся коррекционного учреждения имеются те или иные нарушения речи: неправильное произношение звуков - фонетический дефект, дизартрия, ринолалия, алалия, афазия, заикание. Нарушения устной речи еще более усугубляют недоразвитие познавательной деятельности умственно отсталых обучающихся, затрудняют процесс овладения грамотой и в большинстве случаев ведут к нарушениям письменной речи. Коррекция нарушений речи умственно отсталых обучающихся требует организации специальной логопедической работы.