Логопедическая служба
Развитие речи обучающихся специального (коррекционного)
учреждения VIII вида характеризуется целым рядом отклонений. Для
большинства умственно отсталых обучающихся типичны запаздывание и
замедленный темп развития речи, ограниченный и не соответствующий
возрастным нормам активный и пассивный словарь, отклонения в
формировании фонетического, фонематического и грамматического
строя.
Обучение в коррекционном учреждении оказывает решающее
воздействие на психическое развитие умственно отсталых детей. Под
влиянием его происходит как общее, так и речевое развитие
обучающихся: увеличивается и уточняется словарь, совершенствуется
умение пользоваться уже имеющимися грамматическими формами и
происходит овладение новыми, уточняется звуковой состав слова,
развиваются навыки звукового анализа и синтеза.
Но помимо особенностей развития речи, характерных для всех
умственно отсталых детей, у значительной части обучающихся
коррекционного учреждения имеются те или иные нарушения речи:
неправильное произношение звуков - фонетический дефект, дизартрия,
ринолалия, алалия, афазия, заикание.
Нарушения устной речи еще более усугубляют недоразвитие
познавательной деятельности умственно отсталых обучающихся,
затрудняют процесс овладения грамотой и в большинстве случаев
ведут к нарушениям письменной речи.
Коррекция нарушений речи умственно отсталых обучающихся
требует организации специальной логопедической работы. Поэтому в
учебном плане специального (коррекционного) образовательного
учреждения VIII вида предусмотрены часы логопедических занятий,
которые проводятся учителем - логопедом, имеющим соответствующее
образование.