Опыт работы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_raboty.docx | 24.34 КБ |
Предварительный просмотр:
«Использование инновационных технологий в работе с детьми с нарушениями речи»
«Без стремления к новому нет жизни,
нет развития, нет прогресса»
В. Г. Белинский
Я, Хасанзянова Люция Накифовнна, работаю учителем-логопедом в МБДОУ «Детский сад №321 комбинированного вида с татарским языком воспитания и обучения» Кировского района г.Казани с 2009г. Свою педагогическую деятельность начала сразу после окончания Татарского государственного гуманитарно-педагогического университета. После окончания университета у меня были сформированы теоретические знания, но не систематизированы практические. И я снова начала «учиться», потому что поняла, что становлюсь для детей человеком открывающим им путь в сложный мир человеческих отношений, немаловажную роль в котором играет речь.
Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.
Дети с нарушениями речи, а именно с диагнозом общее недоразвитие речи, принадлежат к категории обучающихся, которые нуждаются в логопедической помощи в первую очередь. Вне такой помощи они не только испытывают затруднения в процессе общения, но и оказываются в числе стойко неуспевающих по родному языку. Своевременная и системная помощь позволяет преодолеть общее недоразвитие речи и в определенной мере предотвратить обусловленные им отрицательные последствия.
Основная цель моей педагогической деятельности – своевременное выявление, предупреждение и преодоление нарушений устной и письменной речи у детей.
Актуальность проблемы заключается в том, что чем раньше начинается логопедическая коррекция, тем выше результативность устранения собственно речевых недостатков.
Большое значение имеет своевременное выявление обучающихся с речевой патологией, правильная квалификация имеющихся дефектов устной и письменной речи. Современный уровень развития нейрофизиологии, психологии, логопедии даёт возможность более квалифицированно подходить к созданию системы коррекционного обучения с учётом речевого дефекта и психического развития ребенка.
У детей с нарушениями речи имеются отклонения в формировании всех компонентов речевой системы: фонетико-фонематической стороны речи, лексики и грамматического строя. Основная цель методики: создание предпосылок для освоения языка как путём использования инновационных современных технологий и коррекции развития всех сторон устной и письменной речи.
Использование современных технологий в коррекционных процессах, направленных на предупреждение и исправление имеющихся речевых нарушений, а также недостатков в развитии психомоторики у лиц с речевой патологией с целью достижения максимально положительных результатов коррекционно-развивающего обучения.
Таким образом, использование инновационных современных технологий в коррекционно-логопедической работе с детьми с общим недоразвитием речи позволило индивидуализировать процесс коррекции речи, способствовало положительному эмоциональному состоянию детей в процессе занятий. У детей повысилась работоспособность, снизилась утомляемость, активизировались мыслительные, психические процессы. Дети стали более открытыми, активными, уверенными в своих возможностях. Сочетание нескольких методов и приёмов музыкотерапии, биоэнергопластики, кинезиологических упражнений, технологии проблемной ситуации использование ИКТ в коррекционном обучении позволило мне предупредить появление у таких детей нарушений письма и чтения, вторичных по отношению к устной речи.
В дальнейшем моя работа заключается чтоб не допустить отставания в усвоении программного материала в обучении школьной программы.
Можно сделать вывод, что инновационные технологии в коррекционной работе дает положительную динамику в мотивации к учебному процессу у детей с нарушениями речи.
В настоящее время у значительной части детей наблюдается слабость развития зрительно-двигательных и слуховых связей, недостаточное развитие мелкой моторики, графического навыка. Поэтому коррекционная работа включает в себя взаимосвязанные направления. Важной и неотъемлемой частью работы по устранению речевых нарушений у обучающихся является тесное взаимодействие учителя-логопеда, воспитателей и родителей.
Одним из актуальных направлений внедрения инновационных современных технологий в коррекционной работе являются элементы музыкотерапии, использование бионергопластики, технология проблемного изучения, мультимедийные презентационные технологии.
Я в своей работе использую элементы музыкотерапии, бионергопластики, мультимедийные презентации. Средствами всех пособий комплекта создается единая художественная и коммуникативно-игровая среда, которая разворачивается вокруг событий дидактической волшебной сказки. Благодаря интриге, сохраняется интерес детей к занятиям. Термин “биоэнергопластика” состоит из двух слов: биоэнергия и пластика. По мнению И. В. Курис, автора методики психофизической саморегуляции биоэнергопластики, биоэнергия – это та энергия, которая находится внутри человека. Пластика – плавные, раскрепощённые движения тела, рук, которые являются основой биоэнергопластики. Для коррекционной работы учителей – логопедов наиболее значимым является соединение биоэнергопластики (движений кистей рук) с движениями органов артикуляционного аппарата. В момент выполнения артикуляционного упражнения рука показывает, где и в каком положении находится язык, нижняя челюсть или губы.
Основная идея методики заключается в гармоничном соединении современных инновационных технологий с традиционными средствами развития обучающихся. Наблюдения показали, что формирование речевого развития у обучающихся с нарушениями речи можно рассматривать как средство формирования положительной мотивации у учебной деятельности.
Как и все учителя-логопеды в своей работе с успехом применяю артикуляционную гимнастику, включающую совокупность специфических упражнений, направленных на развитие основных движений органов артикуляции. Но ежедневные занятия гимнастикой, к сожалению, снижают интерес детей к этому процессу, что, в свою очередь, приводит к уменьшению эффективности выполнения артикуляционных упражнений. Поэтому моё обращение к нестандартному выполнению артикуляционной гимнастики с использованием биоэнергопластики вполне закономерно. Использование презентационных инструментальных средств позволяет мне привнести эффект наглядности в занятия и помогает обучающемуся, нуждающемуся в коррекционном обучении, усвоить материал быстрее и в полном объеме. Презентации дают возможность подать в привлекательном виде тщательно подготовленную информацию. Наглядность – это ключевой аргумент использования мультимедийных презентаций.
Все презентации, дидактические игры и упражнения разрабатываю в программе PowerPoint в соответствии с перспективным планом по лексическим темам и задачам. Деятельность логопеда состоит из нескольких направлений:
Диагностическая работа включает:
-своевременное выявление обучающихся, нуждающихся в коррекционной помощи;
-выявление его резервных возможностей;
-системный контроль за уровнем и динамикой и развития обучающихся;
-анализ успешности коррекционно-развивающейся работы.
Коррекционно-развивающая работа включает:
-коррекция и развитие высших психических функций, лежащих в основе процесса письма и чтения (слухоречевого восприятия, зрительного внимания, памяти и мыслительных процессов);
-коррекция недостатков развития фонематических и лексико-грамматических компонентов речи; -развитие фонематического восприятия и навыков языкового анализа и синтеза. Консультативная работа включает:
-рекомендации по основным направлениям коррекционной работы с обучающимися для участников образовательного процесса;
-консультативная помощь семье в вопросах выбора приёмов коррекционного обучения обучающихся.
Информационно-просветительная работа предусматривает:
-беседы, информационные стенды, направленные на разъяснение коррекционного процесса;
-проведение тематических выступлений для педагогов и родителей по разъяснению индивидуально-типологических особенностей различных категорий обучающихся.
Во время выполнения артикуляционной логопедической гимнастики звучит музыка, т.е. используется один из элементов арттерапии – это музыкотерапия.
Цель – создание положительного эмоционального фона реабилитации.
Одновременное выполнение логопедической гимнастики с использованием бионергопластики и музыкотерапии эффективно развивают познавательную активность, внимание, память, образное мышление, что крайне важно в работе с обучающимися с речевой патологией, с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью , с задержкой психического развития.
На каждом занятии обязательно присутствует физкультминутка, тесно связанная с темой занятия и являющаяся как бы переходным мостиком к следующей части занятия. Основные задачи физкультминутки – это снять усталость и напряжение, внести эмоциональный заряд, совершенствовать общую моторику, выработать координированные действия во взаимосвязи с речью.
В процессе проведения физкультминуток, во время которых движения сочетаются со словом, естественно и ненавязчиво воспитывается поведение детей, развивается мышечная активность, корригируются недостатки речи, активизируется имеющийся словарный запас.
Кинезиологические методы влияют не только на развитие умственных способностей и физического здоровья, они позволяют активизировать различные отделы коры больших полушарий, что способствует развитию способностей человека и коррекции проблем в различных областях психики. В частности, применение данного метода позволяет улучшить у ребенка память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю. Кинезиология – это методика сохранения здоровья путём воздействия на мышцы тела, т.е. путём физической активности.
Исследователи выявили, что в ходе систематических занятий по кинезиологическим программам у обучающихся исчезают явления дислексии, развиваются межполушарные связи, улучшается память и концентрация внимания. Вот почему следует помнить, что неподвижный ребёнок не обучается!
Важную роль в коррекционной работ играет использование на занятиях ИКТ: Дидактический материал подаётся посредством презентации, демонстрируется на мониторе компьютера или реализуется в виде компьютерной игры. Цель - повысить эффективность коррекционно-образовательного процесса. Результат - слуховое восприятие обучающимися информации сочеталось с опорой на зрительный контроль, что позволило сохранить у обучающихся анализаторы и способствовало активизации у них компенсаторных механизмов. Применение ИКТ позволяет расширить осведомленность родителей в вопросах воспитания и обучения обучающихся с недоразвитием речи. Одним из актуальных направлений внедрения информационных технологий в коррекционной работе являются мультимедийные презентационные технологии. Презентации дают возможность подать в привлекательном виде тщательно подготовленную информацию. Наглядность – это ключевой аргумент использования мультимедийных презентаций.
Появление компьютера в кабинете логопеда, активное применение его в учебной деятельности значительно экономит силы учителя при подготовке к уроку, ведь многие задания можно заранее выполнить на компьютере и в нужный момент продемонстрировать их для выполнения ученикам. Ранее приходилось готовить их в качестве раздаточного или демонстрационного материала для каждого ученика в отдельности. Кроме того, благодаря высокой скорости обновления дидактического материала на экране значительно экономится время на уроке и появляется возможность получить лучший результат. Использование информационных компьютерных технологий в коррекционно-логопедической работе с обучающимися с общим недоразвитием речи позволяет индивидуализировать процесс коррекции речи, способствует положительному эмоциональному состоянию детей, в процессе занятий у обучающихся повышается работоспособность, снижается утомляемость, активизируется мыслительные, психические процессы. Обучающиеся становятся более коммуникабельными, учатся общаться, дружить и работать в коллективе.
Таким образом, вариативность использования в логопедической практике разнообразных методов и приемов инновационных технологий в коррекции речи, развития ручного праксиса и стимуляция систем соответствия речевых зон коры головного мозга, выявляет явные преимущества: сокращаются сроки коррекционной работы, повышается качество работы, снижаются энергетических затраты, налаживается преемственность в работе всех заинтересованных в коррекции речи детей.
Литература
1.Акименко В.М. Новые педагогические технологии: учебно-метод. пособие .- Ростов н/Д; изд. Феникс, 2008.
2. Акименко В.М. Развивающие технологии в логопедии.- Ростов н/Д; изд. Феникс, 2011.
3. Баннов А. М. Учимся думать вместе: Материалы для тренинга учителей. — М.: ИНТУИТ.РУ, 2007.
4.Башева Т.В. Развитие восприятия детей 3-7 лет. Ярославль,2001. 5. Поволяева М.А. Полный справочник. Настольная книга логопеда. Астрель, 2010.