Программы по музыке
Пояснительная записка к завершенной предметной линии учебников «Музыка» для 1—4 классов общеобразовательных учреждений Авторы: Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина
Представленная на экспертизу завершенная предметная линия учебников «Музыка» для 1—4 классов общеобразовательных учреждений создана под руководством заслуженного учителя РФ, кандидата педагогических наук, доцента Г.П. Сергеевой. В учебниках нашло отражение новое направление отечественной музыкальной педагогики, получили развитие лучшие традиции отечественной школы массового музыкального образования и воспитания.
При создании данной линии учебников авторы учитывали потребности современного российского общества и возрастные особенности младших школьников. Направленность содержания этой линии учебников на формирование музыкальной культуры учащихся как неотъемлемой части их духовной культуры определяет его актуальность.
Изначально необходимо отметить установку данной линии учебников на то, что в виду специфики искусства занятия музыкой и достижение предметных результатов неотделимы от достижения личностных и метапредметных результатов. Постижение искусства, прежде всего, связано с развитием музыкально-эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально-ценностном отношении к миру, человеку, к самому себе.
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования Федерального государственного образовательного стандарта учебники для 1—4 классов направлены на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов по музыке.
Личностные результаты
Формирование основ российской гражданской идентичности, чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности.
Учебники для 1—4 классов вводят ребенка в мир музыки через интонации, темы и образы произведений отечественного музыкального искусства, формируют чувства любви и гордости за историческое прошлое страны, героические подвиги русского народа.
Учащиеся 2 класса разучивают Гимн России, знакомятся с государственной символикой (гербом, флагом) (с. 14—15). Это пробуждает и воспитывает в них патриотические чувства, любовь к Родине.
В разделе учебника для 1 класса «Музыка вокруг нас» тема «Азбука, азбука каждому нужна…» (с. 20—21) посвящена первой славянской азбуке, созданной Кириллом и Мефодием. Темы «Музыкальные инструменты» (с. 24—25), «Садко. Из русского былинного сказа» (с. 26—27), «Звучащие картины» (с. 30—31), «Разыграй сказку» (с. 52—53) знакомят ребят с русскими народными инструментами, русским фольклором. Тема «Музы не молчали» (с. 56—57) посвящена музыкальным произведениям об истории России, защитниках Отечества.
В учебниках для 2—4 классов разделы «Россия — Родина моя» (с. 6—15), «День, полный событий» (с. 16—35), «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (с. 52— 69) и др. ориентируют учащихся на знакомство с образцами русского музыкального фольклора, в котором находят отражение факты истории, отношение человека к родному краю, природе, труду, предполагают изучение основных жанров фольклорных сочинений, народных обрядов, обычаев и традиций.
Например, темы в учебнике для 2 класса «Здравствуй, Родина моя», «Моя Россия» (с. 10—13), «Природа и музыка» (с. 20—21), «Музыка в народном стиле» (с. 62—63), «Проводы зимы», «Встреча весны» (с. 66—69) и др.
В учебнике для 3 класса — «Природа и музыка», «Звучащие картины» (с. 8—11), «Виват, Россия», «Наша слава — русская держава», «Кантата «Александр Невский», «Опера «Иван Сусанин, Родина моя! Русская земля. Да будет во веки веков сильна…» (с. 12—21), «Настрою гусли на старинный лад», «Прощание с Масленицей» (с. 56—67) и др. способствуют воспитанию чувства любви к родной природе, гордости за героическое прошлое страны.
В учебнике для 4 класса темы «Ты запой мне ту песню…», «Вся Россия просится в песню…», «Ты откуда, русская, зародилась музыка?» «На великий праздник собралася Русь!» (с. 10—23), «Композитор — имя ему народ» (с. 61—65), «Народные праздники» (с. 68—69), «Троица» (с. 70—71) и др. раскрывают истоки русского народного творчества, красоту русской души.
Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий.
Введение младших школьников в мир музыки происходит через интонации, темы и образы отечественного музыкального искусства, произведения которого рассматриваются в постоянных связях с произведениями мировой музыкальной культуры. Воспитание любви к своей культуре, своему народу и настроенности на восприятие иных культур обеспечивает осознание ценности своей культуры, развивает самосознание ребенка, а также интерес к культуре других народов мира.
Тема природы, ее восприятия как эстетической, нравственной составляющей жизни человека, выраженного в музыкальных, поэтических образах сквозь призму отношения композитора, поэта к миру, занимает большое место в учебниках, начиная с 1 класса (темы «Повсюду музыка слышна», «Душа музыки — мелодия», «Музыка осени», «Музыка утра», «Музыка вечера», «Сочини мелодию», с. 12—19). В темах для 2 класса «Край, в котором ты живешь», «Поэт, художник, композитор», «Музыка утра», «Музыка вечера» (с. 42—49) и др. музыкальные произведения рассказывают о красоте родной природы, воспитывают любовь и заботливое отношение к ней.
Впервые в учебники для 1—4 классов включены темы, связанные с духовно-нравственным воспитанием учащихся.
Например, в учебнике для 1 класса в темах «Пришло Рождество, начинается торжество», «Родной обычай старины» (с. 34—39), в разделах учебников для 2, 3 и 4 классов «О России петь — что стремиться в храм» раскрываются содержание, смысл основных христианских праздников. В учебниках даются тексты и нотная запись рождественских песен разных народов (1—2 классы, с. 34—37), пасхальных песнопений (3—4 классы, с. 48—51). Дети знакомятся с колокольными звонами во 2 классе в темах «Великий колокольный звон», «Звучащие картины» (с. 38—41), в 4 классе в темах «Ярмарочное гулянье», «Святогорский монастырь» (с. 52—55).
Формирование уважительного отношения к культуре других народов.
В учебниках произведения отечественного музыкального искусства рассматриваются в контексте мировой художественной культуры. В учебниках широко используется принцип диалога культур. Он предполагает знакомство учащихся с народной и профессиональной музыкой различных национальностей на основе ее сопоставления и выявления общности жизненного содержания, нравственно-эстетической проблематики, различия стилей, музыкального языка, творческого почерка представителей разных эпох и культур.
Например, в учебнике для 1 класса — темы «И муза вечная со мной!», «Хоровод муз» (с. 8—11), «У каждого свой музыкальный инструмент» (с. 54—55) знакомят с песнями и танцами народов мира.
В учебнике для 2 класса — сопоставление увертюр к операм «Руслан и Людмила» М.И. Глинки и «Свадьба Фигаро» В.-А. Моцарта в теме «Увертюра» (с. 102—103), мелодий песен, интонаций сочинений этих же композиторов в теме «Печаль моя светла» (с. 122—123). Рассматривается творчество И.-С. Баха, Л. Бетховена и др.
В учебнике для 3 класса в теме «Певцы родной природы» (с. 124—125) раскрываются общие черты музыки русского композитора П.И. Чайковского и норвежского композитора Э. Грига.
В учебнике для 4 класса тема «Композитор — имя ему народ» (с. 60—61) знакомит учащихся с песнями народов мира. Тема «Русский Восток» (с. 102—105) рассказывает о русских композиторах, которые использовали в своих произведениях восточные мелодии. Темы «Не молкнет сердце чуткое Шопена…», «Танцы, танцы, танцы…» (с. 82—85), «Исповедь души», «Революционный этюд» (с. 114—117) посвящены жизни и творчеству польского композитора Ф. Шопена.
Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Содержание данной линии учебников воспитывает художественный вкус школьников, ориентируя их на образное, нравственно-эстетическое постижение основных пластов мирового музыкального искусства: фольклора, духовной музыки, произведений композиторов-классиков (золотой фонд), сочинений современных композиторов.
Например, в 1 классе в темах «Музыка осени» (с. 16), «Музыка вечера» (с. 49) предлагаются такие вопросы и задания:
*Послушай пьесу. Какую осень нарисовал композитор музыкальными красками? Какое стихотворение по настроению близко этой музыке?
* Послушай, как музыку вечера нарисовали разные композиторы.
* О чем рассказала тебе эта музыка?
* Передай красками настроение вечера.
Во 2 классе в теме «Природа и музыка» (с. 21) — «Как звуками фортепиано можно показать простор между небом и землёй, облаками и травой?» и т.п.
Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; навыков сотрудничества с учителем и сверстниками.
С этой целью во все учебники включено большое количество игр и заданий, разнообразных по форме и содержанию. Целый ряд заданий связан с созданием пластических этюдов, участием в драматизации музыкальных пьес, в сценическом воплощении фрагментов музыкальных спектаклей; с формированием навыков свободного дирижирования; элементарного музицирования на детских музыкальных инструментах.
Например, в 1 классе в темах «Музыкальная азбука» (с. 22—23), «Музыкальные инструменты» (24—25), во 2 классе в темах «Плясовые наигрыши» (с. 56—57), «Музыка в народном стиле» (62—63), «Сказка будет впереди» (с. 72—73), в 4 классе в темах «Ярмарочное гулянье» (с. 53), «Оркестр русских народных инструментов» (с. 64—65) и др.
Задания предполагают индивидуализацию их выполнения. Детям предоставляется возможность выбора заданий в соответствии cо своими интересами и предпочтениями, даются задания на интеграцию различных видов творческой деятельности и взаимодействие со сверстниками при решении музыкально-творческих задач. Например: представь себя в роли композитора, дирижера, режиссера, разыграй песню, сочини мелодию, подбери аккомпанемент. Участвуя в играх, драматизации музыкальных произведений дети получают навыки работы в группе.
В 1 классе в теме «Родной обычай старины» (с. 36) предлагается сочинить колядку с пожеланиями тем людям, к которым идешь в гости. В теме «Мамин праздник» (с. 61) дается задание выучить и спеть маме и бабушке песенки о весеннем празднике и т.п. В теме «Чудесная лютня» (с. 65) предлагается представить, «что в школу приехали дети из другой страны, которые не знают твоего языка. С какой музыкой ты бы их познакомил, чтобы они лучше узнали и почувствовали твою страну?» В темах «У каждого свой музыкальный инструмент» (с. 55), «Разыграй сказку», (с. 53), «Опера-сказка» (с. 73) и др. предлагается разыграть по ролям песню, сказку, сценку из музыкального спектакля.
Развитие этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
С этой целью в учебниках представлен разнообразный материал, нацеленный на воспитание человека, душевную отзывчивость, понимание чувств других людей и сопереживание им.
Изучение произведений композиторов-классиков, например: Глинки (3 класс, с. 70—75), Глюка (3 класс, с. 76—77), Чайковского (3 класс, с. 86—87), Грига (3 класс, с. 104—105), Бетховена (3 класс, с. 106—107) способствует воспитанию у детей эмоциональной отзывчивости, сопереживанию героям музыкальных произведений, обогащает чувства, развивает душевные качества.
Изучение произведений духовной музыки базируется на культурологическом подходе, дающим возможность учащимся осваивать духовно-нравственные ценности как неотъемлемую часть мировой музыкальной культуры. Вопросы и задания в учебниках направляют учебную деятельность детей на активное, прочувствованное и осознанное восприятие лучших образцов мировой музыкальной культуры прошлого и настоящего — от народной песни, духовной музыки до фрагментов из кантат и опер героико-патриотического характера. Разнообразный материал нацелен на воспитание в ребенке душевной отзывчивости, развитие способности думать о чувствах близких людей и сопереживать им.
Например, во 2 классе в темах «Молитва» (с. 47), «Мама» (с. 34), «Детский музыкальный спектакль» (с. 77), в 3 классе в темах «Севера песня родная» (с. 104—105), «Героическая» (с. 106—107), в 4 классе в темах «»Я пойду по полю белому…» (с. 20—21), «Прелюдия» (с. 112—113), «Революционный этюд» (с. 116—117) и др.
Метапредметные результаты
Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.
С этой целью в учебниках предлагаются задания, связанные с пением (1 класс, с. 15, 17, 19, 23, 35; 2 класс, с. 21, 123; 3 класс, с. 15, 21, 27, 47, 83 4 класс, с. 79, 85, 104), пластическим интонированием (1 класс, с. 24, 59, 61; 3 класс, 17; 4 класс, 75), драматизацией музыкальных произведений, участием в сценическом воплощении их фрагментов (1 класс, с. 33, 53, 55, 73; 2 класс, с. 59, 61, 3 класс, с. 33; 4 класс, с. 53), формированием навыков свободного дирижирования (1 класс, с. 39; 2 класс, с. 81, 4 класс, с. 13); сочинением — «представь себя в роли композитора» (1 класс, с. 25; 2 класс, с. 65, 69; 4 класс 69, 106), элементарным музицированием на детских музыкальных инструментах, воображаемой клавиатуре (1 класс, с. 58—59; 2 класс, с. 57, 63, 69; 3 класс, с. 61; 4 класс, с. 65, 89).
Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
С этой целью в учебниках предлагаются задания, рассчитанные на совместную деятельность: разучивание песен, пение, разыгрывание песен, сцен из музыкальных произведений, аккомпанирование, игра на простейших музыкальных инструментах и т.п. (В 1 классе — с. 15, 19, 21, 23, 55; во 2 классе — с. 10, 21, 33, 57, 59, 61, 63; в 3 классе — с. 7,47, 51; в 4 классе — с. 10—11, 18—19, 68—69 и др.).
Совместное музицирование воспитывает ответственность каждого учащегося за достижение общего художественно-эстетического результата; формирует умение контролировать и оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
Начиная с 1 класса, учащиеся анализируют прослушанную музыку: как она звучит, какое настроение передает, какие чувства вызывает. Например, в 1 классе в темах «Музыкальные инструменты» (с. 28—29), «Разыграй песню» (с. 32—33), во 2 классе в темах «Симфоническая сказка» (с. 90—93), «Все в движении» (с. 113, 115) и др. Сравнивают различные музыкальные произведения, выявляя их сходство и различия. Например, в 1 классе в теме «Пришло Рождество, начинается торжество» (с. 34—35), «Музыкальные инструменты» (с. 63), во 2 классе в теме «Опера «Руслан и Людмила» (с. 83, 85, 87), в 3 классе в темах «Святые земли русской» (с. 53), «Севера песня родная» (с. 105), в 4 классе в теме «Ангел вопияше» (с. 34—35), «Родной обычай старины» (с. 36—37), «Зимний вечер» (с. 46—47) и др.
Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
С этой целью в учебниках представлено большое количество стихов и отрывков прозы с заданиями выразительно прочитать, сопоставить с соответствующими музыкальными произведениями, придумать рассказ и т.п.
Например, в 1 классе в теме «Сочини мелодию» (с. 18—19), «Музыкальные инструменты» (с. 24—25), во 2 классе — «Сочини песенку» (с. 65), в 3 классе — «Игры и игрушки» (с. 32), «На прогулке (с. 35), «Вечер» (с. 37), «Древнейшая песнь материнства (с. 45), «Настрою гусли на старинный лад…» (57), «Вербочки» (с. 50—51); в 4 классе — «Как сложили песню» (с. 14—15), «Звучащие картины» (с. 16—17), «Зимнее утро» (с. 44—45), «Приют, сияньем муз одетый… (с. 56), «Старый замок (с. 79) и др.
Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий.
В целом эмоциональное восприятие музыки, размышление о ней и воплощение образного содержания в исполнении дают возможность овладевать приемами сравнения, анализа, обобщения, классификации различных явлений музыкального искусства по жанрам и стилям; видам исполнительского творчества, формируют у младших школьников универсальные учебные действия и, тем самым, — одну из важнейших граней культуры человека — способность схватывать, устанавливать связи и отношения отдельных явлений жизни и искусств.
Например, в 1 классе — с. 33, 45, 57, 63; 2 класс — с. 19, 27, 79, 83; 3 класс — с. 21, 25, 26, 29, 31, 35, 45; 4 класс —17, 35, 37, 45, 47, 85 и др.
Умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации.
Отличительной особенностью данной линии учебников является охват широкого культурологического пространства, выход за рамки музыкального искусства и включение в учебники сведений из истории, привлечение произведений литературы (поэтических и прозаических) и изобразительного искусства. Зрительный ряд выполняет не только функцию эмоционально-эстетического фона, усиливающего понимание детьми содержания музыкального произведения, но и способствует развитию ассоциативно-образного мышления.
С этой целью, начиная с 1 класса, в учебниках предлагаются задания на сопоставление музыкальных сочинений с произведениями литературы и изобразительного искусства. Например, в 1 классе — с. 45, 47, 49, 60; во 2 классе — с. 20, 29, 31, 41, 83; в 3 классе — с. 11, 37, 65, 99; в 4 классе — с. 17, 71, 101,107 и др.
Разнообразие материала и заданий помогает учащимся легче и быстрее запоминать музыку, понять ее образный строй, формирует их музыкально-слуховой опыт, интонационный словарь.
Предметные результаты
Сформированность первичных представлений о роли музыки в жизни человека, ее роли в духовно-нравственном развитии человека.
Содержание учебников ориентирует учащихся младших классов на понимание роли музыки с жизни каждого человека с самых первых уроков. Например, в учебнике 1 класса — первый раздел «Музыка вокруг нас» дает возможность школьникам понять, что музыка окружала человека во все времена: «И Муза вечная со мной!» «Хоровод муз», «Повсюду музыка слышна» /фольклор/ (с. 8—13).
Линия «Природа и музыка» дает возможность ребенку понять неразрывное единство человека с природой. Например, «Рассвет на Москве-реке» М. Мусоргского (2 класс, с. 8—9, 4 класс, с. 126—127), «Утро», «Вечер» С. Прокофьева (2 класс, с. 20—21), «Вечерняя песня» М. Мусоргского, «Заход солнца» Э. Грига (3 класс, с. 36—37) «Утро» Э. Грига, «Доброе утро» Д. Кабалевского (1 класс, с. 44—47, 3 класс, с. 24—25), «Океан — море синее» Н. Римского-Корсакова (3 класс, с. 84—85)», «Весна. Осень» Г.Свиридова (2 класс, с. 120—121), «Снег идет» Г. Свиридова (3 класс, с. 120—121), русские народные песни «Ты река ль, моя реченька» (4 класс, с. 10), «У зари-то у зореньки» (4 класс, с. 18), троицкие песни (4 класс, с. 68—69), песни о природе народов мира (4 класс, с. 60—61), пьесы из цикла «Времена года» П. Чайковского (4 класс, с. 42—43) «Зимнее утро», «Зимний вечер» (4 класс, с. 44—47), «Сирень» С. Рахманинова (4 класс, с. 80—81).
В учебниках образы родной природы раскрываются не только в музыке, но и в произведениях литературы (стихи И. Никитина, А. Фета — 1 класс, с. 45, 48; А. Пушкина — 1 класс, с. 16, 4 класс, с. 42—49 и др.), изобразительного искусства (Ф. Васильев — 1 класс, с. 45, 49), И. Левитан — 1 класс, с. 46, 2 класс, с. 40, 3 класс, с. 36—37), Б. Кустодиев — 2 класс, с. 52; В. Борисов-Мусатов — 2 класс, с. 120—121 и др. Широкие ассоциативно-образные связи музыки с другими видами искусства помогают ребенку познавать мир, созданный музыкальными звуками, красками, словами.
Духовно-нравственному совершенствованию личности младшего школьника способствуют музыкальные сочинения, запечатлевшие исторические личности, образы защитников земли Русской (1 класс, с. 56—57; 2 класс, с. 42—43; 3 класс, с. 12—13 — Петр I, 16—17 — А. Невский; с. 44—45 — С. Радонежский, c. 52—53 — святые земли русской, с. 18—21 — Иван Сусанин; 4 класс, с. 26—27 — княгиня Ольга и князь Владимир, с. 94—99 — Сусанин; 4 класс, с. 30—31 — славянские просветители Кирилл и Мефодий, с. 28—29 — Илья Муромец, а также образы материнства (1 класс, с. 60—61, 2 класс, с. 35—35, 3 класс, с. 40—47), детства (1 класс, с. 72—73, 2—3 классы, раздел «День, полный событий», соответственно с. 18—35, 24—37), традиции народных и религиозных праздников (Рождество Христово — 1 класс, с. 34—35, 2 класс, с. 48— 51, колядование — 1 класс, с. 36—37; Масленица, встреча весны — 2 класс, с. 66—69, 3 класс, с. 66—67; Вербное воскресение — 3 класс, с. 48—51, Троица — 4 класс, с. 69—71).
Отдельные развороты учебников раскрывают перед школьниками тайны исполнительского мастерства, знакомят с музыкальными инструментами, исполнительскими коллективами и исполнителями—инструменталистами, вокалистами, дирижерами (1 класс, с. 24—31, 54—55, 58—59, 62—67; 2 класс — с. 28—29, 80—81, 124—127, 3 класс, с. 94—101, 4 класс, с. 14—15, 62—67, 74—75, 90—94, 112—113, 118— 119, 122—123) и др.
Сформированность основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности.
В учебниках «Музыка» реализуется широкая трактовка понятия «музыкальная культура школьников». Это и культура восприятия музыки различных стилей, жанров — музыкального фольклора (1 класс — народные песни и музыкальные инструменты, с. 24—23, 36—37, 52—55, 64—65; раздел «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» в учебниках 2 класса, с. 52—69; 3 класса, 54—67; 4 класса, с. 58—71); музыки религиозной традиции (раздел «О России петь, что стремиться в храм» — 2 класс, с. 36—51; 3 класс, с. 40—43; 4 класс, с. 26—39); музыки золотого фонда русской и зарубежной классики (композиторы М. Глинка, М. Мусоргский, А. Бородин, Н. Римский-Корсаков, С. Рахманинов, И. Стравинский, С. Прокофьев, Г. Свиридов, Д. Кабалевский, А. Рыбников и др.; И.-С. Бах, В.-А. Моцарт, Л. Бетховен, Э. Григ, Ф. Шопен, Ф. Шуберт, Дж. Гершвин, Ф. Лоу, Р. Роджерс и др.), современной академической и популярной (джаз, авторская песня, мюзикл, песни современных отечественных композиторов).
Разнообразные виды музыкальной деятельности представлены на каждом развороте учебников (1 класс, с. 21 — «Разучи песни об азбуке и спой их на своем школьном празднике»; с. 39 — «Передай выразительными движениям вальс снежинок»; с. 61 — «Исполни мягкими движениями руки пульс колыбельной, а потом, напевая мелодию, запиши его. Как должна звучать музыка?»; 2 класс, с. 59 «Разыграй песню «Выходили красны девицы». В сопровождении каких народных инструментов можно исполнить эту песню?»; с. 81 — «Представь себя в роли дирижера и попробуй продирижировать разными маршами из опер и балетов»; 3 класс, с. 60 — «Сыграй аккомпанемент /былины/ на воображаемых гуслях»; 4 класс, с. 69 — «Попробуй сочинить мелодию на текст народной песни «Березонька кудрявая» и спеть ее» и др.
Музыкальный вкус младших школьников формируется под воздействием общения с лучшими образцами мирового музыкального искусства (включая популярную музыку), представленными на страницах учебника (1 класс — с. 12—13, 18—19, 60—61; 2 класс — с. 14, 22, 26—29, 40—41, 82—83, 114—115, 118—121; 3 класс — с. 29, 45, 104—105, 108—109; 4 класс — с. 76, 108—109, 112, 114—117, 127); усвоению основных понятий (терминов) музыкального искусства в опоре на жизненно-музыкальный опыт (1 класс, с. 76—77, 78—79; 2—4 классы — термины по нижнему полу разворотов) и др.
Умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям.
C этой целью в учебниках представлены вопросы и комплексы заданий, направленные на проникновение учащихся в интонационно-образную природу музыки, ее жанрово-стилистические особенности, на осознание интонации как носителя образного смысла музыкального произведения и в широком смысле слова — как важнейшего свойства человеческого общения.
Например, в теме «Музыка утра» (1 класс, с. 46—47): «Послушай, как наступление нового дня нарисовали музыкальными красками русский композитор П.И. Чайковский и норвежский композитор Э. Григ… Нарисуй … картину утра к тому произведению, которое тебе больше понравилось. Красками передай настроение музыки… Скажи слова «Доброе утро» с разной интонацией. Послушай музыку о добром утре… Как звучит музыка в начале и в конце произведения? Жизнерадостно, стремительно, светло, восторженно, мягко, нежно? Спой песни о наступлении нового дня. Вспомни песни, стихи или рассказы об утре».
В теме «Детский музыкальный театр» (2 класс, с. 74—77): «Мечты Золушки о счастье выражены в звуках знакомого тебе танца. Какого? Какими словами можно передать состояние Золушки в сцене бала?» (с. 77); в теме Опера «Руслан и Людмила»: «Сравни песню Баяна, которая открывает первое действие оперы М. Глинки с началом поэмы А. Пушкина «Руслан и Людмила». В чем их сходство. А в чем различие?» (с. 83)
В теме «Балет «Спящая красавица» (3 класс, с. 86—89): «С какими персонажами сказки знакомит вступление к балету? ... Предвещает ли вступление счастливое завершение балета-сказки? Если да, то почему? (с. 87); Послушай финал первого действия балета. Представь себе все происходящее на сцене. Расскажи, чем заканчивается действие. Как ты понимаешь слова «Зло мгновенно в этом мире, неизбывна доброта»? (с. 89).
В темах 4 класса «Мелодия» (с. 8—9), «Что не выразишь словами, звуком на душу навей…», (с. 12—13), «Исповедь души» (с. 114—115), «В интонации спрятан человек» (с. 120—121) и мн. др.
Использование музыкальных образов при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизации.
С этой целью в учебниках представлены разные формы общения ребенка с музыкой, виды исполнительской деятельности.
Например, в учебнике для 1 класса на с. 18—19 (разворот «Сочини мелодию») предлагаются задания на интонационно выразительное прочтение стихотворений, передачу разного настроения и импровизацию мелодий на стихи; на с. 32—33 (разворот «Разыграй песню») предлагается исполнить с одноклассниками песни, изображая ее персонажей; в учебнике для 2 класса — разыграть с друзьями народную песню-игру (с. 60—61), украсить мелодию «Камаринской» звучанием народных инструментов (с. 62—63), сочинить мелодию к песенке-закличке (с. 68—69), в учебнике для 3 класса — представить себя дирижером оркестра и найти жесты, соответствующие характеру музыки (с. 110—111), в учебнике для 4 класса (тема «Балет «Петрушка», с. 106—107) — представить себя режиссером спектакля и определить характер отдельных эпизодов сцены.
В целом, содержание учебников и разноуровневые задания дают возможность детям проявить творческое начало в размышлениях о музыке; в импровизациях (речевых, вокальных, ритмических, пластических); нацеливают учащихся на самостоятельную работу в классе и дома (при наличии у ребенка домашней фонотеки по программе), на взаимодействие ребенка и взрослых в семье, в сфере досуга, во внеурочной работе (посещение концертов, театров, музеев), а также на организацию проектной музыкально-эстетической деятельности учащихся (на предметной и межпредметной основе).
Руководитель Центра Стандартов
Льняная Л.В.