Методическая страничка
На этой странице вы можете ознакомиться с разработками уроков, внеклассных мероприятий.
Урок :Колокольность в музыке. Подлинное звучание различных оттенков колокольных звонов (с презентацией)
Урок " Великий король венского вальса"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kolokola_rossii.ppt | 733.5 КБ |
kolokolnyy_zvon_urok_1.doc | 44.5 КБ |
velikiy_korol_venskogo_valsa_urok.doc | 54.5 КБ |
i_zvuki_valsa_vnov_zvuchat....ppt | 2.93 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
1 2 3
1
2
3
1 2 3
Спасибо за внимание Спасибо за урок
Предварительный просмотр:
Тема: Колокольность в музыке. Подлинное звучание различных оттенков колокольных звонов.
Цель: 1. Дать учащимся представление о видах колокольного звона.
2. Развивать образное мышление учащихся
3. Воспитывать культуру слушания музыкальных произведений любви к
прекрасному, пробуждать интерес к колокольным звонам.
Тип урока – формирование новых знаний.
Вид урока – слушание
Оборудование:
- Презентация «Колокола России».
- Репродукции И. Левитана.
- Магнитофон, аудиозапись.
- Словарь для выражений эстетических эмоций.
- Мультимедийный видеопроектор
Ход урока.
1. Оргмомент. Мотивация: звучит колокольный звон, презентация.
11. Сообщение темы и цели урока.
111. Введение новых знаний
1) Знакомство с Пасхальным звоном
- беседа о Пасхе
- отрывок из рассказа А.Куприна «Мой паспорт»
- слушание
- беседа о ритме
2) Знакомство со звоном Софийского собора
- слушание
- беседа о характере произведения
3) Знакомство с русской народной песней «Вечерний звон»
- беседа о картинах И. Левитана
- слушание песни «Вечерний звон»
- беседа
1V. Рефлексия.
V. Итог.
(Колокольный звон (1.21) на фоне видеоряда учитель читает стих).
Чистые, чудные звуки любо душою ловит (слайд1)
Ими тревожные муки в сердце больном хоронить. (слайд2)
Колокол русский, народный. Колокол церкви святой (слайд3)
Чуден твой голос свободный, люб отголосок мне твой.
1. Оргмомент. Мотивация.
- Ребята, вы знаете, каждый колокол обладает своим голосом. Густой и сильный, его называю колокольным звоном.
- Как вы думаете, где находятся колокола?
(На колокольне, в звоннице).
- Правильно.(слайд 4) Колокольня - это башня с колоколами на здании церкви или у церкви. Она является одной из необходимых принадлежностей храма.
- А кто звонит в колокола?
(Звонарь)
- Звонарь – (слайд 5) это очень сильный человек, ведь колокола подчас весят от 320 кг-мов. до 32 тонн, и только сильный человек способен справиться с такими инструментами.
Интересный факт: От сильного и частого звона звонари нередко глохнут, но, чтобы сберечь слух, многие их них кладут в уши круглые ягоды, например рябины, калины или затыкают уши ватой.
И конечно, звонари должны обладать внутреннем чутьём, хорошим чувством ритма, прекрасным знанием звукоряда и владеть техникой исполнения.
Русский народ соединил со звоном свои торжественные и печальные события, потому звон служит выражением и радости, и грусти, и торжества. Отсюда и появились различные виды колокольного звона, и каждый из них имеет своё название и значение.
11. Сообщение темы. Цели урока.
- Сегодня на уроке мы послушаем только некоторые из звонов и откроем для себя удивительный, таинственный мир загадочных созвучий. Наша задача - понять о чём они рассказывают и определить, что главное в колоколах - это ритм и характер.
1. - В конце апреля все православные люди будут отмечать великий праздник – Пасхи. ( слайд 6)
Пасха - это главный праздник в году для всех верующих христианского мира.
Пасха – это церковный праздник, поэтому в ночь с субботы на воскресенье во всех православных церквях проходит служба, где звонарь исполняет пасхальный звон. Этот праздник (слайд 7) есть залог мира, источник примирения, истребления врагов.
В этот святой день в церкви на колокольню разрешено подниматься детям и звонить в колокола. (слайд 8)
Послушайте, как описывает Александр Куприн эти впечатления.
(читает Павлова Н.)
«Колокольня. Какая весёлая, пьянящая, головокружительная пестрота внизу, под моими ногами. Небо страшно близко: вот – вот дотянешься рукой до белого пухлого ленивого облачка. О, верх детского счастья – наконец – то в моих руках верёвка от самого главного, самого большого колокола.
Грушевидный язык его тяжёл и долго скрипит своим ухом, пока его раскачиваешь. Ба – ам! Теперь уж больше ничего не видишь, не слышишь и не понимаешь. В ушах больно от мощных медных колебаний, Ещё!...ещё».
(Слушаем пасхальный звон 1.30).
- Что вы представляли, когда слушали пасхальный звон?
- Я думаю, вы услышали, что звонили в разные колокола.
- Как вы думаете, какой колокол был ведущий: большой, средний или маленький?
- А какой ритм был у большого колокола? (длительности нот большого колокола были целыми и половинные.)
2. - Но не только по праздникам звучал колокольный звон, каждая церковь имеет свои перезвоны.
-Я предлагаю вам послушать выразительные звоны Софийского собора
(слайд 9) и определить, что лежит в основе этого звона?
(Слушаем Софийский звон 3.11).
- Какой характер передал нам этот колокольный звон? Обратитесь, пожалуйста к своим словарям для выражения эстетических эмоций. (торжественный, гордый, уверенный, жизнеутверждающий).
- Какие колокола исполняли мелодию и какой из колоколов был за основу? (большой колокол – основа, а средние и малые колокола исполняли мелодию.)
3. -Не только музыканты, писатели, но и художники обращались к теме колокольного звона.
- Перед вами три картины известного художника Исаака Левитана. (слайд10) Что объединяет эти картины? (церковь, природа, вода, широта русской природы). (слайды с 11-14)
- Скажите, «тихо » или «громко» звучат они? («тихо»).
- Если бы вы были композиторами и вам предложили написать музыку к этим картинам, какой характер вы бы выбрали для своего произведения: песенный, танцевальный или маршевый? (песенный).
- Я предлагаю вам послушать песню, и подумать: какой картине она созвучна?
(Слушают «Вечерний звон» 2.18).
- Как вы думаете, как называется песня? («Вечерний звон».)
- Да, это русская народная песня «Вечерний звон».
- А какую картину можно назвать также 1, 2 или3? (После утверждения детей слайд15)
- Что добавил колокольный звон в эту песню? Как по - новому зазвучала эта песня с колоколами? (Колокола обогатили песню, украсили её).
1V. Рефлексия.
- Ребята, сегодня на уроке мы слушали различные колокольные звоны. Учились определять их характер, настроение.
- Какой звон вам понравился больше? Почему?
V. Итог.
Наш долг (слайд 16) после многих десятилетий забвения национальных русских святынь позаботиться о возрождении колокольных традиций, вернуть былую славу колокольным звонам. Пусть наши города и сёла заполнятся торжественным перезвонам, с которым рождались, жили и умирали наши отцы и прадеды. Кто знает, может быть, православная музыка поможет очистить наши души от злобы, зависти и нетерпения.
Предварительный просмотр:
Тема: Великий король венского вальса.
Цель: Расширить знания о классической музыке
1.Дать учащимся представление о жизни и творчестве австрийского
композитора Иоганна Штрауса.
2. Развивать образное мышление и воображение учащихся.
3. Способствовать воспитанию у учащихся чувства прекрасного, любви к
музыке, интереса к жизни и творчеству известного композитора.
Тип урока – формирование новых знаний.
Вид урока – урок - концерт
Оборудование:
- Презентация «Король вальсов»
- Музыкальный центр, СД-диски.
- Словарь для выражений эстетических эмоций.
- Мультимедийный видеопроектор
- Музыкальный инструмент (фортепиано)
Ход урока.
- Оргмомент.
- Мотивация: Звучит вальс И.Штрауса
Ш. Сообщение темы и целей урока.
IV. Актуализация знаний: (фронтальный опрос)
(воспроизводятся опорные знания учащихся о характере музыки).
V. Введение новых знаний
1) Знакомство с вальсом И. Штрауса из оперетты «Летучая мышь»
- слушание
- беседа
2) Знакомство с биографией И. Штрауса
3) Знакомство с вальсом «На прекрасном голубом Дунае»
- слушание
- беседа
- разбор произведения
- повторное слушание с дирижированием
- история названия вальса
4) Беседа о происхождении вальса
- определения ритма
- стих
5). Повторение песни о вальсе
- исполнение песни
VI. Рефлексия.
VII Итог.
VIII Домашнее задание
I. Оргмомент.
Дети входят в класс под музыку И. Штрауса «Сказки Венского леса».
II. Сообщение темы, Целей урока.
- Здравствуйте, садитесь. Я приглашаю вас на концерт классической
музыки. (слайд)
Цели:
- Мы познакомимся с музыкой Иоганна Штрауса, с его вальсами. Они то лиричные и мягкие, то сияющие и жизнерадостные, пробуждают
воспоминания по старому доброму XIX веку.
- Вспомним песню о вальсе, которую вы разучивали на уроке.
III. Актуализация знаний.
- Давайте вспомним, какая бывает музыка по характеру звучания?
Для этого вы можете использовать словарь эстетических эмоций, он
лежит у вас на столе. (весёлая, спокойная, торжественная, грустная.)
- Да, ребята, вы правы: музыка может передавать и создавать образы. Если мы слышим спокойную музыку, какие образы рисует ваше воображение? (образы природы, образ спокойствия, образы ночи.)
- Давайте поменяем характер музыки: зазвучала весёлая, зажигательная, радостная музыка. Какие картины теперь рисует ваше воображение? (образ праздника, образ торжества.)
- Вот в этом и состоит «сила музыки».
IV. Введение новых знаний
1. Знакомство с вальсом из оперетты «Летучая мышь»
- Итак, мы начинаем наш концерт. Сейчас зазвучит музыка, а вы постарайтесь понять, какие чувства, мысли и переживания охватили вас?
(Звучит вальс из оперетты «Летучая мышь» 3.07)
- Мы попали на концерт современной танцевальной музыки или классической музыки? (классической музыки.)
- Охарактеризуйте музыку. Обратитесь к словарям (светлая, радостная, танцевальная)
- В минуты радости и веселья люди танцуют. Какой танец хотелось танцевать под эту музыку? (вальс.)
- Правильно, ребята, на нашем концерте прозвучал вальс из оперетты «Летучая мышь» Иоганна Штрауса.
- Что же такое оперетта? Может быть кто – нибудь из вас знаком с этим жанром? (оперетта – музыкальная комедия. В отличие от оперы, актёры в оперетте не только поют, но и говорят.)
- Что хотел передать композитор этой музыкой (лёгкость, изящество, красоту, грациозность, свежесть.)
- Вы знаете, особенность вальсов этого композитора состоит в том, что вторая и третья доли такта «оттягиваются», расширяются. Этот приём придаёт вальсам особенную красоту, размашистость, элегантность.
(исполнение учителем на фортепиано учителем фрагмент вальса.)
- После премьеры «Летучей мыши» респектабельная газета «Морген Пост» опубликовала рецензию. В ней были такие слова: (слайд) «Здесь очевиден композиторский гений, а мелодическое богатство вдохновит множество новых французских авторов оперетт».
- Как вы думаете, о каком гении говорит газета?
(Иоганн Штраус слайд.)
2. Знакомство с биографией И. Штрауса
- И. Штраус родился в Вене 26 октября 1825г. Его отец тоже Иоганн Штраус известный композитор и дирижёр не хотел, чтобы сын стал музыкантом и отдал его в коммерческое училище, мечтая, что тот сделает карьеру банкира. Но сын брал тайком уроки игры на фортепиано и скрипке. В один прекрасный день Штраус-отец узнает и отбирает скрипку, но любовь к музыке оказалась сильнее отцовского гнева. Он бросает коммерцию и создает небольшой оркестр. Оркестр «молодого Штрауса» получает выгодные заказы, ни один бал в Вене не обходится без его вальсов.
(интрига!) - А сейчас, ребята, внимание!
3.Знакомство с вальсом «На прекрасном голубом Дунае»
«Лёгкий поклон с одной стороны - и шквал оваций с другой. Взмах палочки, быстрый взгляд направо, потом налево - и оркестранты вступают. Из праздничной толпы выделяется высокая прямая фигура дирижёра. Он медленно поднимает и опускает палочку. Это движение как будто передается его кисти, плечу, и, наконец, все тело начинает двигаться в такт звучащей музыке. Движение становится всё быстрее, дирижёрская палочка рассекает воздух зигзагами: вправо-влево, вправо-влево… »
(звучит вальс «На прекрасном голубом Дунае» 4.15)
…Звуки последних аккордов тонут в аплодисментах. Полуоборот, лёгкий поклон - и маэстро исчезает.
- Для какой обстановки больше подходит этот вальс: для бала, балета или симфонического концерта? (для бала).(слайд)
- Какие образы, какие картины возникали в вашем воображении, когда вы слушали этот вальс? (Бал, большой зал, свечи. Дамы в роскошных, длинных платьях, элегантные кавалеры в черных фраках. И музыка - от спокойной, неторопливой темы, до драматургического звучания).
- Давайте обратимся к таблице, которая находится в ваших тетрадях, и проанализируем это произведение.
а). австрийская
б). композитор
в). симфонический оркестр
г). танцевальная
д). 5 частей
е). темповое
ж). законченное произведение
з). И. Штраус
- Я предлагаю ещё раз послушать это произведение и обратить внимание на те вопросы, на которые мы с вами затруднились ответить. И давайте на нашем концерте выступим в качестве дирижеров симфонического оркестра и продирижируем фрагмент вальса.
(слушаем 2раз и дирижируем)
- Итак, сколько частей в произведении? (5)
- В 1867г. руководитель венского хорового общества попросил Штрауса написать для него вальс. Композитор в то время жил на берегу Дуная – и, возможно, именно поэтому назвал вальс «На прекрасном берегу Дуная.» В Вене премьера прошла незамеченной, а в Париже на выставке этот вальс ждал оглушительный успех. Ему аплодируют Дюма-сын, Готье, Тургенев. Венцы сначала «не разглядевшие» его, теперь вмиг влюбляются, и вскоре вальс стал символом Вены, её неофициальным гимном.
4. Беседа о происхождении вальса
- Ребята, мы с вами на нашем концерте постоянно говорим: «Вальс, вальс»
Что же это за наваждение такое – вальс? Откуда он взялся? Почему так устойчивы и прочны его владения? Как вы думаете, к музыке какого народа можно отнести вальсы? (варианты ответов)
- Его родиной считают сразу 3 страны: Францию, Чехию, Австрию. Сначала это был народный танец. Он был слишком неприличен. Кавалер при всех обнимает даму. Но во II половине 18 века вальс вышел из сельских кабаков и деревенских свадеб и, пройдя по дорогам всей Европы, переступил пороги аристократических танцевальных зал и даже дворцов.
- Вальсы бывают разные: вальсы-«минутки», вальсы – «гиганты», двучастные и трехчастные, весёлые и грустные, бравурные и таинственные, поэтические и даже трагические. Но у всех есть одно общее свойство: они написаны …
- В каком размере написаны все вальсы? (трехдольном).
- Посмотрите, пожалуйста, на экран и определите, где написан ритм вальса? (слайд)
О вальсе сказано немало, (слайд)
Он в песнях и стихах воспет.
И сколько б танцев не бывало
А лучше, право, вальса нет.
(Танцевальная пара танцует вальс Штрауса.)
- И конечно, очень хочется, чтобы и на нашем концерте прозвучала песня о вальсе.
(исполнение песни «Вальс» сл. В. Суслова, муз. Я. Дубравина).
V. Рефлексия.
- Ребята, сегодня на нашем концерте мы слушали разные вальсы великого австрийского композитора И. Штрауса. Учились определять их настроение, характер. Пели песню о вальсе.
- Какой из вальсов вам больше понравился и запомнился? Почему? (ответы детей).
VI. Итог.
-Прошло полтора столетия, а музыка жива. В чём причина её долголетия? В чём сила её воздействия на слушателей?
Наверное, в таланте композитора, (слайд) в его даровании, в том, что в его музыке сама жизнь, мир души человека. В ней заложена огромная вера в счастье, жизненная энергия, подобная солнцу, которая оживляет, восстанавливает силы, даёт надежду, окрыляет. В ней столько любви к людям и жизни. А это – шаг в бессмертие!
VII. Домашнее задание.
- Вашим домашним заданием будет описать или нарисовать музыку, которая вам сегодня запомнилась.
Оценки.
Я хочу пожелать вам добра и подарить на память о нашем концерте маленькие афиши, которые будут напоминать вам о музыке великого короля венского вальса - Иоганна Штрауса!
На этом на концерт закончен. И я предлагаю вам выйти из зала под вальс Штрауса «Сказки Венского леса».
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель: Расширить знания о классической музыки Задачи: Дать представление о жизни и творчестве австрийского композитора И. Штрауса Развивать образное мышление учащихся Способствовать воспитанию чувства прекрасного, любви к музыке. Тип урока: Формирование новых знаний
Учитель музыки средней общеобразовательной школы Белодедова Татьяна Вячеславовна. Среда 15 октября 200 9 г. Приглашает на концерт Классической музыки «Великий король венского вальса» В программе: Вальсы, вальсы, вальсы … Вход бесплатный для всех ценителей классической музыки.
Газета «Морген Пост». «Здесь очевиден композиторский гений, а мелодическое богатство вдохновит множество новых французских авторов оперетт».
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ СПАСИБО ЗА УРОК