Тесты, карточки для уроков русского языка 6 класс

Гришина Ольга Юрьевна

Тесты, карточки для уроков русского языка 6 класс 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Контрольная работа по теме «Повторение».

ЧАСТЬ 1

1.Какое слово состоит из приставки, корня, одного суффикса и окончания?

1)   подземный                                       3) рассмотрели

2)   поворот                                            4) учительский

2. В каком ряду записаны все слова одной части речи?

1)   ходьба, идти                                    3) школа, образование

2)   знание, умный                                4) радость, прекрасный

3. У    какого    слова    из    приведённого    ниже    предложения    НЕВЕРНО

определили часть речи?

Все деревья блистают в разноцветном уборе.

1)   деревья — подлежащее                          2)   блистают — глагол

3)   разноцветном — прилагательное            4)   в — предлог

4. Каким примером можно проиллюстрировать следующее правило: «У существительных I склонения в форме Р.п. пишется окончание -И»!

1)   на книжной полк(..)                       3) две сорок(..)

2)   в быстрой речк(..)                          4) за кустиком сирен(..)

5. В каком ряду все слова пишутся с НЕ раздельно?

1)   (не)броский; (не)нависть                             2)   (не)мог; (не)березовый

3)   (не)верный, а ошибочный; (не)глупый       4)   (не)видаль; (не)ответил

6. У какого слова нужно определить часть речи, чтобы правильно написать букву на месте пропуска?

1)   бл..стательный                                3) разбог..теть

2)   испеч..шь                                        4) приг..родный

7. Чем отличаются слова первой группы от слов второй группы?

А) побеждать, соединение, следить                          Б) изложение, подрасти, выбирать

1)   в первой группе — глаголы, во второй — существительные

2)   в первой группе — слова с проверяемой гласной в корне, а во второй — слова с чередующимися гласными в корне

3)   в  первой группе  —  слова,  образованные  приставочным  способом, а во второй — образованные суффиксальным способом

4)   в первой группе — слова исконно русские,  а во второй —  слова заимствованные

8. Среди   приведённых   ниже   предложений   укажите   сложное.   (Знаки препинания не расставлены.)

1)   Ведь мы знаем уже наизусть через год будет новое лето.

2)   Холодно как-то глядит ясность прозрачных небес...

3)   Березы желтою резьбой блестят в лазури голубой.

4)   Заунывный ветер гонит стаю туч на край небес.

9. Укажите предложение с однородными членами. (Знаки препинания не расставлены.)

1)   Поспевает брусника стали дни холоднее.  2)   Прошёл дождь и трава вспыхнула изумрудами.                                                        3)   Ветер в поле воет и дождик моросит.

4)   С криком в воздухе кружится стая галок и ворон.

10. Какое   языковое   явление   проиллюстрировано   примерами:   сильный, могучий, мощный?

1)   антонимы                                       3) устаревшие слова

2)   синонимы                                       4) профессиональные слова

11. У какого фразеологизма НЕВЕРНО определено значение?

1)   ждать у моря погоды — бездействовать

2)   чувствовать  себя  как  рыба  в  воде  —  чувствовать  себя  свободно, естественно

3)   напустить тумана — запутать, внести неясность

4)   попасть пальцем в небо — добиться своего

12. В   каком   примере   выделенное   слово   употребляется   в   переносном значении?

1)   железный прут        2) железное здоровье 3) железный обруч      4) железная руда

                                                             ЧАСТЬ 2

Прочитайте текст и выполните задания к нему.

  1. Пропущенные буквы вставьте в таблицу в соответствии с указанным номером     орфограммы.     При     необходимости     слитное     написание обозначайте знаком /, раздельное — знаком  \, дефисное -  знаком  -  если букву вставлять не нужно, оставьте клетку пустой.

(1)И. А. Крылов сначала сочинял к..{1)медии для театра, но дирекция (не)(2)давала разрешение на их постано..(3)ку. (2)В своих п..(4)есах драматург очень резко критиковал взяточников, глупцов, обманщиков, и такой неприм..(5)римый гнев пугал те..(6)тральное начальство. (З)Тогда Крылов решил бороться с людскими пороками в баснях. (4)Первая книга вышла в 1809 и сразу стала пользоват..(7)ся большим успехом у читательской публик..(8). (5)3а три десятилетия творческой деятельности Крылов создал 204 басни, которые вошли в сокровищницу русской литературы.

(б)Острая и смелая сатира баснописца вызвала (не)(9)довольство императрицы, потому что в персонажах басен — в ж..(10)стоком Волке, в глупом Осле, в коварной Лисе — она узнавала своих приближенных.      (7)_____ Крылову пришлось уехать на шесть лет в провинцию.        (8)Но годы, проведенные в глуши, не пропали для Крылова даром. (9)0н наполнился новыми наблюдениями, его сатирический смех стал еще более грозным, а образы обрели еще большую художественную силу.

№ пропущенной буквы

(1)

(2)

(3)

(4)

(5)

(6)

(7)

(8)

(9)

(10)

Ответ

2. На какой вопрос нет ответа в тексте?

1)   О чем говорилось в комедиях И. Крылова?

2)   Почему Крылов перестал писать пьесы и обратился к сочинению басен?

3)   Как относилась императрица Екатерина к басням Крылова?

4)   Какую басню И. Крылов посвятил войне 1812 года?

3. В каком предложении содержится информация, которую можно использовать для доказательства следующего утверждения: «Создание басен стало для Крылова главным делом всей жизни»? Напишите номер этого предложения.

4. Какую цель ставит перед собой автор этого текста?

1)   Познакомить читателя с жизнью и творчеством И. Крылова.

2)   Доказать,  что  комедии Крылова не уступали по художественным достоинствам его басням.                       3)   Объяснить значение слова «провинция».

4)   Изобразить жизнь простых людей в сельской глуши.

5. Найдите в предложении 3 слово, которым обозначают такие человеческие недостатки, как лень, жадность, жестокость, лживость. Выпишите это слово.

Ответ:

6. Какое   слово   (сочетание   слов)   должно   стоять   на   месте   пропуска в предложении 7?

1)   Хотя          2) Поэтому               3) Вдруг                   4) В то же время

7. Какое   предложение   во   втором   абзаце   связано   с   предыдущим   при помощи местоимения? Напишите номер этого предложения.

8. Какое слово из текста употребляется в переносном значении?

1)   читательский (предложение 4)         2)   гнев (предложение 2)

3)   дирекция (предложение 1)               4)   острая (предложение 6)

9. Каким способом образовано слово наполнился (предложение 9)?

1)   приставочным                                                       2)   суффиксальным

3)   приставочно-суффиксальным                             4)   сложением

10.  Среди      предложений      первого       абзаца      найдите      предложения с однородными членами. Напишите номера всех этих предложений.

ОТВЕТЫ

Повторение изученного

Самостоятельная работа № 1. Повторение

Часть 1

№ задания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Вариант 1

1

3

1

-

2

2

2

1

4

2

4

2

Часть 2

1. Вариант 1

№ пропущенной буквы

(1)

(2)

(3)

(4)

(5)

(6)

(7)

(8)

(9)

(10)

Ответ

о

\

в

ь

и

а

ь

и

+

ё



Предварительный просмотр:

Имя прилагательное

1. Укажите предложение, в котором прилагательное может иметь степени сравнения.

а) Учится бегать маленький лосенок.

б) Тепло и уютно в медвежьих берлогах.

в) Ниже и ниже спускается вечернее солнце.

2. Укажите предложения с относительными прилагательными.

а) После ночного разбоя скрываются волки в лес.

б) По волчьим следам тихо идут на лыжах охотники с ружьями и красными флажками за плечами.

в) Я видел, как ловят бурундуков в лесу деревенские ребята.

3. Укажите предложение с притяжательным прилагательным.

а) Доверчиво относятся к людям красивые, смелые олени.

б) На край вырубки вывела свой выводок старая глухарка-мать.

в) Остался Листопадничек в бобровой хатке.

4. Укажите предложения с прилагательными в простой превосходной степени сравнения.

а) Холодный ветер шевелит тончайшие лепестки.

б) Из всех деревьев русского леса милее всех мне наша береза.

в) Звенит под ногами, на мельчайшие кристаллы рассыпается снег.

5. Укажите предложение с прилагательным в форме простой сравнительной степени.

а) Все теплее, шумнее и краше весна.

б) Над полями и лесом все ярче и ярче светит солнышко.

в) Жарче и жарче светит солнце.

 6. Укажите, в каком из выделенных прилагательных пишется одна буква н.

а) Следы выходили из воды, цепочкою тянулись вдоль ледя(н,нн)ой кромки и исчезали.

б) Днем с крыш капают капели, тают на солнце дли(н,нн)ые сосульки.

в) Выше и выше поднимается над лесом осе(н,нн)ее солнце.

7. Укажите, в каком выделенном слове пишется две буквы н?

а) На берегу озера, среди кочек и голых камней, мы обнаружили много гуси(н,нн)ых гнезд.

б) На скатерти снегов видят охотники красивые узоры звери(н,нн)ых и птичьих следов.

в) Известно, что в пусты(н,нн)ых и глухих лесах далекого Севера медведи встают из берлог еще по снегу.

8. Укажите предложение с прилагательным, которое является исключением из правила «В суффиксах прилагательных -ин-, -ан- (-ян-) пишется одна буква н».

а) В углу лежали лохмотья одежды, стоял высокий глиня(н,нн)ый кувшин.

б) Лисичка-сестричка бегает по полям, ищет мыши(н,нн)ые норы.

в) Грохот лебедок, свист и шипение пара, скрип деревя(н,нн)ой эстакады, по которой медленно движется поезд, стук молотков, трепетание флагов, смешение наречий и языков – и над всем этим соленое и кроткое дыхание морского ветра.

9. В каком из кратких прилагательных пишется нн?

а) В мечети пусты(н,нн)о.

б) Ягоды лесной рябины жестки и невкус(н,нн)ы.

10. Укажите прилагательное с окончанием -ем.

а) Мы спрятались под больш_м деревом, стали ждать.

б) Наш соловей так привык к людям и человеческ_м голосам, что шума почти не боится.

в) Тихо ранее утро в зимн_м лесу.

11. О или е? Выберите правильный ответ.

1) В чаще камышей скрывается свирепый хищник, неутомимый враг пернатого мира – камыш_вый кот, дерзость и смелость которого соперничают с его проворством и быстротой.

2) Между белыми стволами берез растет молодой ельник – подсед, и, чем глубже в лес, чаще мураш_вые высокие кучи.

а) В этих предложениях в суффиксах прилагательных после шипящей пишется буква о.

б) В этих предложениях в суффиксах прилагательных после шипящей пишется буква е.

в) В 1-м предложении в суффиксе прилагательного после шипящей пишется буква о, а во втором – е.

г) В 1-м предложении в суффиксе прилагательного после шипящей пишется буква е, а во втором – о.

12. Образуйте краткое прилагательное от выделенного слова. Выберите его правильное написание.

Свернувшегося в колючий клубочек ежа лисица тихонько скатывает с крутого берега в воду, где еж быстро развертывается.

а) С ь на конце слова;

б) без ь на конце слова

13. Слитно или раздельно? Выберите правильный ответ.

(Полу)ночное солнце светит в глаза, нестерпимо отражается в белизне снегов.

а) Слитно;

б) раздельно;

в) через дефис.

14. Укажите, какие из сложных прилагательных пишутся слитно?

а) Вот на стволе дерева уселся (красно)головый черный дятел-желна.

б) Улыбнулось из-за тучи солнышко, и загорелась на небе над рекою (семи)цветная радуга.

в) На вершинах елок грозди (темно)лиловых шишек.

15. Слитно или раздельно? Выберите правильный ответ.

1) На поляне, у лесного разлившегося ручейка, весело играют смешные, (не)уклюжие медвежата.

2) То поймают [рыси] (не)осторожного зайчишку-беляка, то схватят белку или подкрадутся к задремавшему тетереву-косачу, на ходу проглотят лесную мышь.

а) Не с прилагательными пишется слитно в обоих случаях.

б) Не с прилагательными пишется раздельно в обоих случаях.

в) Не с прилагательным пишется слитно в 1-м предложении, а раздельно – во 2-м.

г) Не с прилагательным пишется раздельно в 1-м предложении, а слитно – во 2-м.

16. Укажите предложения с прилагательными, являющимися определениями.

а) Радостна, шумна и пахуча весна.

б) Как хороша, как чудесна над горами звездная ночь.

в) Красные искры уносятся в небо и остывают.

17. Укажите предложение с прилагательными, являющимися сказуемыми.

а) Просторны синие дали, звонки и чудесны песни живущего в ней народа.

б) Ласково пригревает весеннее солнышко.

  



Предварительный просмотр:

Итоговый тест по русскому языку в 6 классе

Вариант 1

1. В каком ряду во всех словах пропущена буква И?

А) ход…т, бре…тся, мечта…те; 
Б) улыба…тся, завис…шь, стро…те; 
В) гон…шь, уч…тся, смотр…те

2. В каком ряду во всех словах пропущена буква Е?

А) стреля…те, зажига…т, стел…шь; 
Б) прыга…шь, дыш…те, сверка...м; 
В) верт…м, вер…м, дума…м

3. В каком ряду во всех словах пропущена буква А (Я)?

А) кле…т, стел…т, исследу…т; 
Б) вар...т, разруб…т, леч…т; 
В) сдвин…т, порт…т, служ…т

4. В каком примере на месте скобок не нужно писать Ь?

А) Твоя красота разгорает (?) ся только сильней. 
Б) Твоя красота будет разгорат (?) ся только сильней. 
В) Ты идёш (?) по земле молодой – зеленеет трава за тобой. 
Г) Необходимо береч (?) и охранять нашу природу.

5. В каких примерах на месте пропусков пишется И?

А) Встретившиеся в океане корабли приветств…вали друг друга продолжительными гудками. 
Б) Небольшие стаи чаек след…вали за кораблём. 
В) Мы выпил…вали фигурки для тира. 
Г) Друзья внимательно рассматр…вали чертежи.

6. В каких рядах на месте пропусков пишется А?

А) Тебя это не к…сается. 
Б) Нам предл…гают пойти в поход. 
В) Тебя это не к…снётся. 
Г) Нам предл…жили пойти в поход.

7. В каком примере НЕ с глаголом пишется слитно?

А) Мне (не) хотелось от вас уезжать. 
Б) Я другой такой страны (не) знаю. 
В) Я (не) навижу сплетен в виде версий.

8. Укажите примеры с ошибкой в употреблении глагола.

А) Мои родители ложат деньги в банк. 
Б) Мои родители кладут деньги в банк. 
В) Сестра надевает брата. 
Г) Сестра одевает брата.

9. В каких примерах допущена ошибка в употреблении прилагательного?

А) Эта девушка более стройная. 
Б) Байкал – самое глубочайшее озеро в мире. 
В) Более громкая песня зазвучала впереди.

10. В каком ряду во всех прилагательных пишется Е?

А) алыч…вый, камыш…вый; 
Б) груш…вый, ситц…вый; 
В) холщ…вый, свинц…вый.

11. Какое прилагательное нельзя просклонять?

А) сильный; 
Б) мрачный; 
В) умна.

12. В каких словах пишется Н?

А) песча…ый; 
Б) деревя…ый; 
В) хозяйстве…ый; 
Г) ветре…ый.

13. В каких словах пишется НН?

А) воробьи…ый; 
Б) оловя...ый; 
В) были…ый; 
Г) кожа…ый.

14. В каких словах пишется – К - ?

А) низ…ий; 
Б) францу…ий; 
В) грец…ий.

15. В каком ряду все прилагательные с НЕ пишутся слитно?

А) (не) брежный; (не) лёгкий, а тяжёлый; 
Б) (не) здоровый; (не) глубокий; 
В) (не) весел; (не) высокий, а низкий.

16. В каком ряду все прилагательные пишутся слитно?

А) русско (немецкий), народно (хозяйственный); 
Б) тёмно (зелёный, древне (русский); 
В) восточно (европейский), дальне (восточный) .

17. В каком ряду во всех числительных в середине пишется Ь?

А) пят (?) сот, шест (?) десят, восем (?) надцать; 
Б) сем (?) десят, девят (?) сот, восем (?) десят.

18. В каком ряду допущена ошибка в употреблении числительных?

А) с двадцатью девятью машинами; 
Б) около семиста килограммов; 
В) к тридцать шестому километру.

19. В каком ряду во всех наречиях на конце пишется А?

А) слев…, направ…, затемн…; 
Б) издалек…, справ…, досух…

20. В каком ряду во всех наречиях на конце пишется О?

А) влев…, засветл…, занов… 
Б) издавн…, насух…, снов…

21. В каком ряду во всех наречиях на конце после шипящих пишется Ь?

А) невтерпёж (?), вскач (?); 
Б) сплош (?), наотмаш (?) .

22. В каком ряду все наречия пишутся через дефис?

А) (В) глубь, (во) первых, (по) моему; 
Б) (по) этому, (по) товарищески, (еле) еле; 
В) мало (помалу), (по) своему, (В) третьих.

23. В каких предложениях выделенное слово является наречием?

А) (По) весеннему небу плывут облака.

Б) Я оделся (по) весеннему. 
В) Мы поднялись (на) верх горы. 
Г) Поднимите руки (В) верх.

24. В каком ряду во всех наречиях на конце после шипящих пишется О?

А) горяч…, свеж…; 
Б) ещ…, певуч…

25. В каком ряду все местоимения пишутся через дефис?

А) кое (с) кем, кое (кого), кто (нибудь); 
Б) кое (как), кем (то), когда (либо) .

26. В каких предложениях на месте пропуска пишется Е?

А) Мне н…кого винить. 
Б) Я н…кого не виню. 
В) Здесь н…когда был сад. 
Г) Здесь н…когда не было сада.

27. В каком ряду НЕ-НИ с местоимениями пишется раздельно?

А) (не) кому, ни (к) кому; 
Б) кое (у) кого, ни (с) кем.

28. В каких предложениях допущены ошибки в употреблении местоимений?

А) Ихние тетради не проверили. 
Б) Я надел евоные коньки. 
В) Их тетради не проверили. 
Г) Я надел его коньки.

29. В каком ряду правильно указаны морфологические признаки выделенного слова?

Группа пробиралась через болота и леса.

А) глагол изъявительного наклонения, 1-го спряжения, несов. вида, невозвратный, стоит в прошедшем времени, 1-ом лице, ед.числе, муж. роде; 
Б) глагол изъявительного наклонения, 1-го спряжения, несов. вида, возвратный, стоит в прошед. времени, ед. числе, жен. роде.

30. В каком ряду правильно указаны морфологические признаки выделенного слова?

Мне интересно наблюдать за играющими животными.

А) местоим.-прилаг., личное, 2-го лица, ед. числа, в твор. падеже; 
Б) местоим.-сущ., личное, 1-го лица, ед. числа, в дат. падеже.

Итоговый тест по русскому языку за курс 6 класса

Вариант 2

1. В каком ряду во всех словах пропущена буква И?

А) улыба…тся, маш…шь, увид…те; 
Б) смотр…шь, удерж…т, дыш…те; 
В) охраня…шь, верт…т, ненавид…м.

2. В каком ряду во всех словах пропущена буква Е?

А) стел…м, бре…шь, кол…т; 
Б) каса…тся, терп…м, слуша…т; 
В) интересу…тся, обид…м, брос…те.

3. В каком ряду во всех словах пропущена буква У (Ю)?

А) кол…т, бор…тся, плещ…т; 
Б) игра…т, копа…т, кле…т; 
В) рассматрива…т, стреля…т, дыш…т.

4. В каком примере не нужно писать Ь?

А) Иные места покидаеш (?) и всё же думаеш (?), что когда-нибудь сюда вернёш (?) ся. 
Б) Мама велела мне подстрич (?) ся. 
В) Голодной курице всегда зёрна снят (?) ся. 
Г) Мне долго будет снит (?) ся море.

5. В каких примерах на месте пропусков пишется О (Е)?

А) Вода волн…валась под порывами ветра. 
Б) Рабочие расклад…вали инструменты. 
В) Через толстое стекло иллюминатора видно было, как буш…вало море. 
Г) С особенным удовольствием мы уклад…вали походные пожитки.

6. В каких рядах на месте пропусков пишется А?

А) Мы прил…жили максимум усилий к тому, чтобы победить. 
Б) Мы прил…гали максимум усилий к тому, чтобы победить. 
В) Тебя мои проблемы не к…саются. 
Г) Тебя мои проблемы не к…снутся.

7. В каком примере НЕ с глаголом пишется слитно?

А) В воскресенье мне (не) здоровилось. 
Б) Соловей (не) поёт, и дергач (не) кричит. 
В) В оконной раме (не) хватает одного стекла.

8. В каком ряду нет ошибки в употреблении глагола?

А) Утром мама помогает мне надеваться. 
Б) Утром мама помогает мне одеваться. 
В) Покладите вещи на место. 
Г) Я ложу тетрадь в портфель.

9. В каком примере допущена ошибка в употреблении прилагательных?

А) Песня зазвучала более громче. 
Б) Байкал – глубочайшее озеро в мире. 
В) Море было менее спокойным, чем вчера.

10. В каком ряду во всех прилагательных пишется Е?

А) песц…вый, парч…вый; 
Б) кумач…вый, еж…вый; 
В) реч…вой, лиц…вой.

11. Какое прилагательное нельзя просклонять?

А) туманный; 
Б) сильна; 
В) зелёный.

12. В каких словах пишется Н?

А) гуси…ый; 
Б) ветре…ый; 
В) стекля…ый; 
г) стари…ый.

13. В каких словах пишется НН?

А) деревя…ый; 
Б) серебря…ый; 
В) тума…ый; 
Г) голуби…ый.

14. В каких словах пишется – К - ?

А) вя…ий; 
Б) матрос…ий; 
В) немец…ий.

15. В каком ряду все прилагательные с НЕ пишутся слитно?

А) (не) взрачный; (не) далёкий, а близкий; 
Б) (не) вежливый; (не) громкий; 
В) (не) грустен; (не) радостный, а печальный.

16. В каком ряду все прилагательные пишутся слитно?

А) красно (щёкий), средне (азиатский; 
Б) шахматно (шашечный, средне (европейский); 
В) бело (крылый), юго (западный).

17. В каком ряду во всех числительных в середине пишется Ь?

А) девят (?) надцать, сем (?) сот, сем (?) десят; 
Б) восем (?) сот, восем (?) десят, шест (?) сот.

18. В каком ряду допущена ошибка в употреблении числительных?

А) у двадцати семи девочек; 
Б) от шестиста девяти; 
В) с пятнадцатью килограммами.

19. В каком ряду во всех наречиях на конце пишется А?

А) влев…, слев…, издавн…; 
Б) допоздн…, издалек…, справ…

20. В каком ряду во всех наречиях на конце пишется О?

А) снов…, затемн…, направ…; 
Б) вправ…, засветл…, наскор…

21. В каком ряду во всех наречиях на конце после шипящих пишется Ь?

А) проч (?), сплош (?); 
Б) замуж (?), вскач (?).

22. В каком ряду все наречия пишутся через дефис?

А) давным (давно), (по) братски, (по) новому; 
Б) (на) верх, (во) вторых, едва (едва); 
В) (по) тому, (В) десятых, (по) своему.

23. В каких предложениях выделенное слово является наречием?

А) Мы сели (на) конец скамейки. 
Б) (На) конец, все сели. 
В) (Во) время урока мне стало плохо. 
Г) Нужно (во) время готовить уроки.

24. В каком ряду во всех наречиях на конце после шипящих пишется Е?

А) певуч…, могуч…; 
Б) ещ…, горяч…

25. В каком ряду все местоимения пишутся через дефис?

А) кое (где), где (либо), когда (нибудь); 
Б) кое (у) кого, кое (с) кем, кое (что).

26. В каких предложениях на месте пропуска пишется И?

А) Нам н… о чём говорить. 
Б) Мы н… о чём не говорили. 
В) Я н…где не мог найти эту книгу. 
Г) Мне н…где было найти эту книгу.

27. В каком ряду НЕ-НИ с местоимениями пишется слитно?

А) (ни) кто, (не) кого; 
Б) ни (у) кого, не (с) кем.

28. В каких предложениях допущены ошибки в употреблении местоимений?

А) Мне не нужны ейные игрушки. 
Б) Мне не нужны её игрушки. 
В) Я хорошо к ему отношусь. 
Г) Я хорошо к нему отношусь.

29. В каком ряду правильно указаны морфологические признаки выделенного слова?

Листок закружился устало.

А) глагол изъявительного наклонения, 2-го спряжения, сов. вида, возвратный, стоит в прошед. времени, ед. числе, муж. роде; 
Б) глагол повелительного наклонения, 2-го спряжения, невозвратный, сов. вида, стоит в наст. времени, в 3-ем лице, ед. числе, муж. роде.

30. В каком ряду правильно указаны морфологические признаки выделенного слова?

Мне купили спортивный костюм.

А) качественное прилагательное, стоит в ед. числе, жен. роде, имен. падеже, в полной форме; 
Б) относительное прилагательное, стоит в ед. числе, винит. падеже, муж. роде.



Предварительный просмотр:

Тестирование по русскому языку в 6 классе

Часть А

Из предложенных вариантов необходимо выбрать один правильный ответ

  1. В каком слове ударение падает на первый слог?
  1. Навзничь          2. Подолгу            3. Портовый                 4.Жалюзи

  1. Какое из слов образовано приставочным способом?
  1. Буквенный        2. Испытатель      3. Морозный                4. Сыграть

  1. Какое из данных слов является профессионализмом?
  1. Орден              2. Кашпо                 3. Фиксаж                     4. Цех

  1. Какая из данных пар слов не является антонимами?
  1. Тихо – глухо     2. Основательный – поверхностный       3. Ум – глупость   4.Добрый – жадный

  1. Значение какого фразеологизма объяснено неверно?

                  1. море по колено – неглубокое море                2. петь дифирамбы – восхвалять кого-либо

        3. обобрать как липку – обмануть кого-либо    4. как две капли воды – сильное сходство

  1. Найдите ошибку в определении грамматических признаков.
  1. О себе – возвратное местоимение
  2. Каким-то – неопределенное местоимение
  3. Трое – собирательное числительное
  4. Серебряный браслет – качественное прилагательное

  1. Найдите грамматическую ошибку
  1. Двоих приятелей.    2. Более тише.       3. Вспомнить историю    4. Двадцатью семью тетрадями.

  1. В каком ряду во всех словах пропущена проверяемая ударная гласная корня?
  1. К..рман, астр..ном, оч..ровать                                           2. К..никулы, пл..кат, п..лисадник

3.Препод..ватель, посв..тить фонарем, уд..лился                 4. Пок..заться, м..лодия, м..рмелад

  1. В каком ряду во всех словах пропущена чередующаяся гласная?
  1. К..никулы, изб..рательный, заг..рел              2. Безотл..гательный, фил..рмония,  к..морка

3.Расст..ласться, к..сательная, заг..р                    4. Оз..рение, зан..маться, в..риант

  1. В каком ряду пропущена одна и та же буква?
  1. Выр..щивать, отр..сль, р..стовщик            2. Прож..вать пирожок, прож..вать в городе, выт..снять

3.Изл..гать, р..сток, подр..стет                     4. Заст..лать, подб..рать, отт..рать

  1. В каком случае неправильное объяснение орфограммы  ведет к орфографической ошибке?
  1. Ц..кнуть – в корне после ц пишется буква и
  2. (Не)суразный – не с прилагательными пишется слитно, так как прилагательное без не- не употребляется.
  3. Пост..лить – в корне с чередованием пишем букву е, так как в слове нет суффикса -а-
  4. Прин.. ла – в прошедшем времени глагола перед суффиксом  -л- пишется та же гласная, что и в неопределенной форме принять.

  1. В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква е?
  1. На лекци.., в деревн..,  посе..л                                  2. Ед..шь, завис..л, звоноч..к

3.Заноч..вал, привед..те, на свеж..м воздух…               4. Перц..м, на ступен.., дыш..шь

  1. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется Ь знак?
  1. Мощ..ный, заяч..ий, медвеж..я берлога                      2. Подстереч.., мыш.., пят..десят

3.Подъедеш.., выжимаеш.., горюч…                                4. Руч..ка, новосел..е, поймеш..

  1.  В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква е?
  1. Пр..ветливый, пр..ятель, пр..терпевать                       2. Пр..забавный, пр..хотливый, пр..лечь

3.Пр..пятствовать, пр..красный, пр..небречь                    4. Пр..парат, пр..теснение, пр..зидент

  1. В каком варианте ответа указаны все слова, где пишется две буквы Н?
  1. Деревянный, безветре..ый, серебря..ый                            2. Поле..ица, бара..ий, пусты..ый

3.Карма..ый, исти..ый, лимо…ый                                      4. Весе…ий, комари…ый, овся..ый

  1. В каком варианте ответа указаны все слова, которые пишутся через дефис?
  1. (сине) глазый, (девяти)этажный, чьим(нибудь)
  2. (иссиня) черный, кое(о)чем, (светло)синий
  3. О чем(нибудь), какого(то), (горько)соленый
  4. Чего(то), (древне)римский, кое(у)кого

  1. В каком случае НЕ пишется слитно?
  1. (не)лепый поступок, (не)глубокое озеро                   2.(не)принес, (не)затейливое угощение

3.Вовсе (не)занимательная история, сказал (не)правду   4.(не)лень, а трудолюбие; (не)броская окраска

  1. Укажите правильное объяснение постановки запятой или ее отсутствие.

Цепями льдистыми покорный пруд окован (?) и синим зеркалом сравнялся в берегах.

  1. Сложное предложение, перед союзом И нужна запятая
  2. Сложное предложение, перед союзом И запятая не нужна
  3. Простое предложение с однородными членами, пред союзом И запятая не нужна.
  4. Простое предложение с однородными членами, пред союзом И запятая нужна.
  1. Укажите предложение, в котором нужно поставить только одну запятую.
  1. Я приказал ехать на незнакомый предмет который тотчас и стал подвигаться нам навстречу.
  2. Утром Чагатаев заметил по местности что здесь должна быть вода и он нашел заглушенный колодец который был забит песком.
  3.  В то утро в Москве стояла малооблачная погода со слабым юго-восточным ветром.
  4. Это было полутемное и неуютное помещение но веселая зелень за окнами отражалась в выношенном паркете и тяжелом нависающем потолке чем несколько рассеивалось первое впечатление академического холода и неприязни.

Прочитайте текст и выполните задания А20-21; В1-3

  1. По дороге топал маленький еж. (2) Он меня заметил и свернулся клубком. (3) Закатил я колючего зверька в кепку. (4) Принес домой и назвал Фомкой.

(5)В комнате Фомка развернулся, громко забарабанил ножками по полу. (6) В скорее  гость нашел за печкой старый валенок и забрался в него. (7) А на том валенке любил дремать рыжий кот Барин.

 (8) Всю ночь до рассвета кот гулял, а утром прыгнул за печь. (9) Вдруг Барин выгнул спину и выскочил на середину комнаты. (10) А из валенка выкатился колючий клубок. (11) Со страху кот прыгнул на шкаф, и я подумал: «Теперь тебе, Барин, спокойной жизни не будет». (12) Но через неделю еж и кот уже частенько ужинали вместе. (13) И такая дружба завязалась у кота и ежика!

  1. Определите стиль речи
  1. Художественный   2. Научно-популярный     3. Разговорный          4.Официально-деловой
  1. Определите тип речи
  1. Повествование       2. Описание                       3. Рассуждение          4. Рассуждение и описание

Часть В

  1. Укажите слово из 4 предложения, образованное приставочным способом.
  2. Укажите предложения, в которых есть указательные местоимения.
  3. Укажите предложения с однородными членами.



Предварительный просмотр:

                              Не с существительным. Не с  прилагательным.

                                                      Карточка № 1

1.Раскройте скобки, объясните графически орфограмму.

(Не)везение преследовало меня.(Не)везение, а труд и настойчивость приведут к

успехам в учении. Дружба крепка (не)лестью, а правдой и честью.  Ученье- красота, а (не)ученье  слепота.С (не)правдой весь свет обойдешь, а назад (не) воротиш?ся. Воля губит, а  (не)воля изводит.

                                                         КАРТОЧКА № 2

1.Напиши слитно или раздельно и обозначь орфограмму:

(Не) запамятный; (не) дорогая, а дешевая вещь; (не) правдивый, а лживый; калач?  вовсе (не) свеж? ; (не) интересная книжка; (не) свежий, а черствый хлеб; (не) глубокая, а мелкая река; (не) уклюжий малыш? ; (не) лепый случай; (не)веселый ребенок; ( не) честный, а лживый; (не) пробудный сон; ничуть (не) горячий чай;(не) стерпимая боль;(не) блестящ? ,а тускл.

                                                        КАРТОЧКА № 3

1.Запишите, раскрывая скобки и графически обозначая орфограмму:

(Не) брежное выполнение; (не) добросовестное отношение; (не) вежественный человек; (не) верный друг; (не) внимательный ученик; (не) внятный ш…пот; (не) громкий, а тихий стук; (не) далекий человек; (не) добрый взгляд; (не) большая поляна;  далеко (не) близкая дорога.



Предварительный просмотр:

6 КЛАСС I ВАРИАНТ

Часть1

Прочитайте предложения А, Б, В, Г и выполните задания А1 –А2

А. Каждый год мы путешествуем вокруг Солнца.

Б. В пути мы пересекаем двенадцать месяцев, словно двенадцать разных стран.

В. Мы летим на нашей Земле, как на огромной ракете.

Г. Проплывают мимо зеленое лето, золотая осень, белая зима, и лазоревая весна.

А1 В каком порядке должны следовать предложения, чтобы получился текст?

1)А,Г,Б,В

2) А, В, Б, Г

3)А,Г,Б,В

 4) А, В, Г, Б

А2  Найдите предложение, соответствующее характеристике: повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространенное, с однородными членами.

1)А         2)Б      3)В         4)Г

А3 У какого слова неправильно определены морфологические признаки?

1 ) Земле - существительное, собственное, 1 -го склонения.

2) Летим - глагол, несовершенного вида, 1-го спряжения.

3) Мы - личное местоимение, 1-гб лица, множественного числа.

4) (На) огромной - прилагательное, в полной форме, относительное.

А4 Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.

1)А         2)Б          3)В      4) Г

А5  В каком ряду во всех словах пишется буква о?

1) к...саться, наг...р, р...стов

2) неприк.. .сновенность, сг.. .ранив, р.. .стовщик

3) разг.. .реться, подр.. .стающий, к.. .сательная

4) дог.. .рать, к.. .снуться, р.. .стение

А6 Найдите слово с орфографической ошибкой.

1) благословить

2) безоблачный

3) предистория

4) исчезнуть

А7 В каком ряду пропущена одна и та же буква?

1) пр...балтика, пр...тензия, пр...чуда

2) пр...лестный, пр...града, пр...одолевать

3) пр.. .вычка, пр.. .рода, пр.. .людия

4) прекратить, пр...вязать, пр...готовить

А8  В каком слове пишется буква е?

1) посв...щение

2) неув.. .дающий

3) увл.. .кательный

4) вы...снять

А9  Выберите фразеологизм, имеющий значение «человек с очень плохой памятью».

1) ветреная голова

2) голова садовая

3) дырявая голова

4) голова соломой набита

А10 Укажите слово с нулевым окончанием.

1) всегда

2)дисциплина

3) байдарка

4) учился

А11 В каком ряду все слова профессионализмы?

1) художник, пилотирование, ангар

2) кризис, финансы, декларация

3) ландшафт, рельеф, равнина

4) этимология, лингвистика, слово

А12 В каком ряду все слова однокоренные?

1) беседа, бес, беседовать

2) гора, горевать, гористый

3) вода, водяной, водянистый

4) знаменитый, знамя, знаменитость

А13 В каком слове пишется непроизносимая согласная буква?

1) древес... ный

2) словес... ный

3) извес...ный

4) тел ее... ный

А14 В каком словосочетании слово употреблено в прямом значении?

1) широкий кругозор

2) широкая общественность

3) широкая улица

4) широкая известность

А15  В какой строчке во всех словах пишется буква е?

1) в ярост..., о времен..., завис...шь, узна...шь

2) в ине..., к свобод..., тян...т, расцвета...т

3) по тревог..., на машин..., гуля...т, пен...тся

4) о нежност..., в семен..., обгон...шь, тревож.. .т

А16 В каком предложении допущена пунктуационная ошибка?

1) Около санатория есть озеро, и из него вытекает ручей.

2) Уж сколько раз твердили миру, что лесть гнусна, вредна.

3) Сплеча, да сгоряча ничего не делай.

4) Солнце теплое ходит высоко и душистого ландыша ждет.

А17 Укажите предложение, в котором нужно поставить тире (знаки препинания не расставлены).

1) Ночь тиха и безлунна.

2) Хороший вкус это прежде всего чувство меры.

3) Правда в огне не горит и в воде не тонет.

4) Кузнец Архип сказал теперь все ладно, хорошо горит.

А18 Найдите предложение с прямой речью (знаки препинания не расставлены).

1) Я говорил вам что нынче будет непогода.

2) Вы переведены сюда из города.

3) Казбич нетерпеливо прервал его где тебе ездить на моем коне.

4) Паустовский утверждал что в русском языке есть великое множество хороших слов.

Прочитайте текст и выполните задания А19 – А21, В1— В5,  С

(1) Я сидел на террасе и смотрел вниз на голубое море, расстилавшееся до горизонта живой пеленой.

(2) Пышное летнее солнце садилось за горами, но тени ложились только внизу.

(3) Безлюдное море, на котором только изредка медленно проходил черный морской пароход, казалось мне безжизненным и пустынным, вечные вздохи прибоя отзывались в сердце надрывной, тоскливой болью.

(4)  Над головой высились скалистые, серые, лишенные растительности горы, давили душу каменной тяжестью своей. (5) Мне казалось, что судьба загнала меня на край земли, на котором сижу я, свесивши ноги в море, и вот-вот брошусь туда в необъяснимой тоске.

(6) Блекло золото солнечных красок. (7) Быстрее расползались тени под горой, падая на мерно вздыхающее, опечаленное море, темнела его яркая лазурь. (8) Весь берег охватила мягкими объятиями своими предвечерняя тонкая печаль

.

А19 Какое утверждение противоречит точке зрения автора?

1) Море казалось безжизненным.

2) Над головой высились черные уступы.

3) Золото красок меркло.

4) Море мерно вздыхало.

А20 Укажите, чем является словосочетание «тонкая печаль» (предложение 8).

1) олицетворение

 2)гипербола

3) метафора

4) эпитет

А21 Определите стиль и тип речи.

1) публицистический, рассуждение

2) художественный, рассуждение

3) художественный, описание

4) публицистический, описание

Часть 2

Ответы к заданиям В1 – В3  запишите словом (-ами)

В1 Назовите часть речи, к которой принадлежит слово блекло (предложение 6).

В2 Из предложения 5  выпишите относительное местоимение.

В3 Из предложения 8  выпишите грамматическую основу.

Ответы к заданиям 64 — В5 запишите цифрами

В4 Укажите номера простых предложений с однородными сказуемыми.

В5 Сколько грамматических основ в предложении 3?

Часть 3

(С)_ Напишите сочинение, опираясь на данный текст. Как при наблюдении за природой изменилось ваше настроение?

П ВАРИАНТ Часть1

Прочитайте предложения А, Б, В, Г и выполните задания А1- А4

А. Для чего белке мухомор ядовитый?

Б. Белка сушит осенью на сучках грибы сыроежки, опята, моховики.

В. Грибы все хорошие и съедобные.

Г. Но вот среди хороших и съедобных находишь вдруг мухомор.

А1 В каком порядке должны следовать предложения, чтобы получился текст?

 1)А,Г,В,Б

 2) В, А, Г, Б

3)Б,В,Г,А

4) Г, А, Б, В

А2  Найдите предложение, соответствующее характеристике: повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространенное, осложнено однородными сказуемыми.

1)А    2)Б    3)В   4)Г

А3 У какого слова неправильно определены постоянные морфологические признаки?

1) Сушит - глагол несовершенного вида, 2-е спряжение.

2) Вдруг — наречие.

3) Белка - существительное, собственное, I склонение.

4) Ядовитый - прилагательное, в полной форме, качественное.

А4 Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.

1)А      2) Б          3)В         4) Г

А5  В каком ряду во всех словах пишется буква а?

1) сг... реть, к... сательная, обг... релый

2) г.. .релка, р.. .сток, пор.. .ель

3) отр...сль, заг...р, к...сающийся

4) водор.. .ели, заг.. .релся, соприк.. .сновение

А6 Найдите слово с орфографической ошибкой.

1) сберечь

2) беспредельный

3) растилаться

4) просвещение

А7 В каком ряду пропущена одна и та же буква?

1) пр...морский, привилегия, пр...одолеть

2) президиум, пр...вычка, пр...ключение

3) пр...мудрый, пр...старелый, пр...шить

4) пр...дание, преступление, пр...образование

А8 В каком слове пишется буква и?

1)потр...сение

2) зам... нательный

3) уд.. .вительный

4) осв.. .тигельная

А9 Выберите фразеологизм, имеющий значение «человек, много возомнивший о себе».

\) Человек с головой.

2) Горячая голова.

3) Голова варит.

4) Голова вскружилась.

А10Укажите слово с двумя приставками.

1) посоветовать

2) непобедимый

3) непогрешимый

4) обнажить

А11 В каком ряду все слова общеупотребительные?

1) иллюминатор, путешествие, земля

2) материк, невесомость, высота

3) очертание, рельеф, океан

4) вершина, корабль, тишина

А12 В каком ряду все слова однокоренные?

1) побороть, борона, борьба

2) виновник, вино, виноватый

3) зарисовка, рисуют, рисунок

4) колоть, колотить, колотый

А13 В каком слове пишется удвоенная л?

1) гал...ерея

2) тал...ант

3) мол...екула

4) ил.. .юстрация

А14  В каком словосочетании слово употреблено в переносном значении?

1) золотые изделия

2) золотой слиток

3) золотая монета

4) золотое сердце

А15 В какой строчке во всех словах пишется буква и?

1)раду...шься, об открыт..., валле..., кжизн...

2) стел.. .шь, реша...шь, в эскадриль..., на станци...

3) в облает..., о словосочетани..., дыш...т, слыш...шь

4) в пустым..., о наук..., жалу...шься, смотр...шь

А16В каком предложении допущена пунктуационная ошибка?

1) На дереве дрожит один листок, и лес молчит.

2) Учитель вернулся в класс чтобы взять журнал.

3) Каштанка ни о чем не думала и только плакала.

4) Я не спал, но чувствовал необыкновенную бодрость.

А17 Укажите предложение, в котором нужно поставить двоеточие (знаки препинания не расставлены).

1) Что ты здесь притаился спросил Дубровский кузнеца.

2) Ожили и леса и пруды и степи.

3) В корзинке была дичь два тетерева и утка.

4) Литература учебник жизни.

А18 Укажите предложения с обращениями (знаки препинания не расставлены).

1) Друзья познаются в беде.

2) Друзья мои прекрасен наш союз.

3) Пишите друзьям.

4) Если с другом вышел в путь веселей дорога.

Прочитайте текст и выполните задания А19—А21, В1 — В5,  С

Какая бывает роса на траве

(1) Когда в солнечное утро пойдешь в лес, то на полях, в траве, видны алмазы. (2) Все алмазы эти блестят и переливаются на солнце разными цветами - и желтым, и красным, и синим. (3) Когда подойдешь ближе и разглядишь, что это такое, то увидишь, что это капли росы собрались в треугольных листах травы и блестят на солнце.

(4) Листок этой травы внутри мохнат и пушист, как бархат. (5) И капли катаются по листку и не мочат его.

(6) Когда неосторожно сорвешь листок с росинкой, то капелька скатится, как шарик. (7) Бывало, сорвешь такую чашечку, потихоньку поднесешь корту и выпьешь росинку. (8) Росинка эта вкуснее всякого напитка кажется

.

А19  Какое утверждение противоречит точке зрения автора?

1) Капли росы собрались в треугольных листах.

2) Роса переливается на солнце желтым цветом.

3) Капелька скатится, если неосторожно сорвешь листок.

4) Роса вкуснее всякого напитка.

А20  В каком предложении автор употребляет слово в переносном значении?

1)2      2)4         3)6          4)8

А21Определите стиль и тип речи.

1) научный стиль, описание

2) научный стиль, рассуждение

3) художественный стиль, описание

4) художественный стиль, повествование

Часть 2

Ответы к заданиям В] — В3 запишите словом (-ами)

В1 Выпишите из текста прилагательные в краткой форме.

В2 Из предложения б выпишите слово, в котором ь служит для обозначения мягкости согласных.

В3 Выпишите из текста глагол-исключение в форме 2-го лица единственного числа.

Ответы к заданиям В4 - В5 запишите цифрами

В4 Укажите номера сложных предложений, состоящих из двухпростых.

В5 Сколько грамматических основ в предложении б?

Часть 3

(С) Напишите сочинение, опираясь на данный текст. Расскажите о своих наблюдениях за явлениями природы в любое время года (суток).



Предварительный просмотр:

Задания в форме ГИА 6 класс

ВАРИАНТ 1.

Прочитайте текст и выполните задания 1–12.

РАЗГОВОР ДЕРЕВЬЕВ

(1) Почки раскрываются, шоколадные, с зелеными хвостиками, и на каждом зеленом клювике висит большая прозрачная капля. (2) Возьмешь одну почку, разотрешь между пальцами, и потом долго все пахнет тебе ароматной смолой березы, тополя или черемухи.

(3) Понюхаешь черемуховую почку и сразу вспомнишь, как, бывало, забирался наверх по дереву за ягодами, блестящими, черно-лаковыми. (4) Ел их горстями прямо с косточками, но ничего от этого, кроме хорошего, не бывало.

(5) Вечер теплый... (6) Но такая тишина, словно должно что-то в такой тишине случиться. (7) И вот начинают шептаться между собой деревья: береза белая с другой березой белой издали перекликаются; осинка молодая вышла на поляну, как зеленая свечка, и зовет к себе такую же зеленую свечку-осинку, помахивая веточкой; черемуха черемухе подает ветку с раскрытыми почками. (8) Если с нами сравнить – мы звуками перекликаемся, а у них – аромат.

(По М.Пришвину)

1) Какое высказывание соответствует содержанию текста?

1. Рассказчик, очарованный красотой осеннего леса, любуется природой.

2. Рассказчик удивлен очарованием весеннего утра, такого не похожего на остальные утра.

3. Рассказчик испуган разговором деревьев.

4. Рассказчик представляет природу живой, одушевленной, поэтому сравнивает деревья с людьми.

2) Как характеризует рассказчика содержание прочитанного вами текста?

1. Рассказчик – человек нелюдимый, одинокий, не хочет разговаривать с людьми.

2. Рассказчик – человек с тонкой душой, любящий природу, понимающий окружающий мир.

3. Рассказчик – человек любопытный: он хочет знать, кто о чем говорит.

3) В каком значении употреблено слово шоколадные (предложение 1)?

1) Сделанный из шоколада;

2) цвета шоколада;

3) сладкий;

4) милый, любезный сердцу.

4) В какой паре предложений содержание второго предложения противопоставлено содержанию первого?

1) 1–2;

2) 2–3;

3) 4–5;

5) 5–6.

5) Какое средство выразительности использовано во фрагменте предложения 7?

И вот начинают шептаться между собой деревья: береза белая с другой березой белой издали перекликаются; осинка молодая вышла на поляну, как зеленая свечка, и зовет к себе такую же зеленую свечку-осинку, помахивая веточкой; черемуха черемухе подает ветку с раскрытыми почками.

1) Сравнение;

2) синонимы;

3) однородные члены предложения;

4) олицетворение.

6) Из предложений 7–8 выпишите слово(а) с орфограммой «Буквы зс на конце приставок».

7) Из предложений 3–4 выпишите слово(а), правописание корня в котором(ых) определяется правилом: «В этих корнях пишется гласная е, если после корня нет суффикса -а, и гласная и, если после корня следует суффикс -а».

8) Замените словосочетание «смолой березы» синонимичным. Запишите это словосочетание.

9) Из предложения 5 выпишите грамматическую основу.

10) В приведенном ниже предложении из текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(ы), обозначающую(ие) запятые между однородными членами предложения.

Возьмешь одну почку,1 разотрешь между пальцами,2 и потом долго все пахнет тебе ароматной смолой березы,3 тополя или черемухи.

11) Выпишите номера сложных предложений, части которых соединены союзом и.

12) Укажите количество грамматических основ в предложении 6.

 

ВАРИАНТ 2.

Прочитайте текст и выполните задания 1–12.

 

СТАРЫЙ ДЕД

(1) У старого огромного пня я сел прямо на землю, пень внутри – совершенная труха. (2) Но эту труху держит твердая крайняя древесина. (3) А из трухи выросла березка и распустилась. (4) И множество цветущих трав поднимается с земли к этому огромному пню, как собираются внуки к любимому деду...

(5) На самом пне, на одном только светлом солнечном пятнышке, на горячем месте, я сосчитал десять кузнечиков, две ящерицы, шесть больших мух, две жужелицы. (6) Вокруг высокие папоротники собрались, как гости. (7) А когда в гостиную у старого пня ворвется самое нежное дыхание ветра, один папоротник наклонится к другому, шепнет что-то, и тот шепнет третьему, и все гости обменяются мыслями.

(8) И снова тишина...

(По М.Пришвину)

 

1) Какое высказывание соответствует содержанию текста?

1. Рассказчик описывает своего старого деда, которого он все время вспоминает.

2. Рассказчик пересказывает рассказы своего старого деда о деревьях в лесу.

3. Рассказчик представляет природу живой, одушевленной, поэтому сравнивает старый пень с любимым внуками дедом.

4. Рассказчик испуган встречей с любимым дедом в лесу, потому что рассказчику не разрешали уходить из дому.

2) Как характеризует рассказчика содержание прочитанного вами текста?

1. Рассказчик очень любит своего деда и ни о ком другом не хочет говорить.

2. Рассказчик – человек нелюдимый: кроме своего деда, он не знает никого.

3. Рассказчик – человек с тонкой душой, любящий природу, понимающий окружающий мир.

3) В каком значении употреблено слово крайняя (предложение 2)?

1) Находящаяся на самом краю;

2) виноватая;

3) составляющая верхний слой.

4) последняя в очереди.

4) В какой паре предложений содержание второго предложения противопоставлено содержанию первого?

1) 1–2;

2) 2–3;

3) 3–4;

4) 6–7.

5) Какое средство выразительности использовано во фрагменте предложения 6?

Вокруг высокие папоротники собрались, как гости.

1) Метафора;

2) синонимы;

3) однородные члены предложения;

4) олицетворение.

6) Из предложений 3–4 выпишите слово(а) с орфограммой «Чередующиеся гласные в корне слова».

7) Из предложения 8 выпишите слово(а), правописание приставок в котором(ых) определяется правилом: «В этих приставках написание гласных букв постоянно».

8) Замените словосочетание «на солнечном пятнышке» синонимичным. Запишите это словосочетание.

9) Из предложения 8 выпишите грамматическую основу.

10) В приведенном ниже предложении из текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(ы), обозначающую(ие) запятые между однородными членами предложения.

А когда в гостиную у старого пня ворвется самое нежное дыхание ветра,1 один папоротник наклонится к другому,2 шепнет что-то,3 и тот шепнет третьему,4 и все гости обменяются мыслями.

11) Выпишите из текста номера сложных предложений.

12) Укажите количество грамматических основ в предложении 5.