Элективные курсы, факультативы

Гришина Ольга Юрьевна

Элективные курсы, факультативы

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

индивидуально - групповых занятий

                             «Русский язык (подготовка к экзаменам)».

Пояснительная записка

Рабочая программа  индивидуально - групповых занятий «Русский язык (подготовка к ЕГЭ)» составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования в соответствии с  примерной программой по русскому языку  для общеобразовательных школ «Русский язык. 10-11 классы»  под редакцией Н. Г. Гольцовой. Москва. Русское слово, 2012.

Курс индивидуально - групповых занятий «Русский язык (подготовка к ЕГЭ)» призван актуализировать и углубить знания, ранее полученные учащимися в процессе изучения русского языка. Его главная задача - формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся. Особенностью данного курса является то, что он акцентирует внимание на наиболее характерных ошибках, а также на особенно сложных случаях  орфографии и пунктуации. Курс не замещает уроки русского языка, а дополняет их. Несмотря на то, что многие разделы курса русского языка уже повторяли на уроках, не будет лишним акцентировать внимание на трудных случаях, повторить теоретический материал. Занятия  позволяют систематизировать полученные и повторенные во время уроков знания.

Программа индивидуально - групповых занятий  «Русский язык (подготовка к ЕГЭ)» рассчитана  на 35 часов. Она построена на углубленном изучении основных разделов языкознания.

Экзамены по русскому языку – выпускные в школе и вступительные в ВУЗах – уже много лет проходят в виде различного рода тестов. Традиционные тесты включают разделы по орфографии, пунктуации, культуры речи, то есть проверяют практическое знание языка.

          Тесты ЕГЭ имеют более сложную структуру: кроме орфографических и синтаксических заданий, они содержат задания по теории языка, требуют знаний по различным разделам языкознания – от фонетики до текста. Отдельным блоком ЕГЭ является задание, связанное с конкретным текстом. Для его выполнения надо уметь анализировать текст, а также создавать свой текст на основе данного.

          Подготовка к тестированию требует особого подхода. Прежде всего, это постепенное повторение всех разделов лингвистики и постоянная тренировка в выполнении разных тестов.

          Важно воспринимать язык не как свод правил, а как живой организм, систему, которую надо постараться почувствовать, понять, в которой надо разобраться.

          Форма организации работы учащихся в рамках данного курса – практические знания, на которых десятиклассники повторяют все разделы лингвистики, а также тренировки в выполнении разных тестов. Кроме того, предусмотрены практикумы творческого плана: интерпретация и рецензирование научного и

публицистического текстов, что должно стать надежной основной речевой и коммуникативной компетенции ученика. Важно организовать исследовательскую и проектную деятельность обучающихся.

 ЦЕЛЬ курса – представить теоретическое истолкование системы современной русской орфографии и пунктуации с выработкой последующих практических навыков грамотного письма.

 ЗАДАЧИ курса:

  • Акцентировать внимание обучающихся на трудных случаях русской орфографии и пунктуации;
  • Закрепить и развить владение орфографическими и пунктуационными нормами в процессе анализа текстов-образцов, а также при продуцировании собственных текстов.

           Курс позволяет обучающимся закрепить следующие умения и навыки:

  • Умения обосновать орфограмму определенным принципом русской орфографии;
  • Умение подобрать фактический материал, позволяющий установить (доказать) применение определенного принципа орфографии;
  • Умение обосновать пунктограмму определенным принципом русской пунктуации, учитывая синтаксическую структуру как отдельного предложения, так и связного текста в целом;
  • Умение интерпретировать и рецензировать тексты научного и публицистического стилей;
  • Автоматический навык грамотного письма при создании собственного текста.

          Все предлагаемые виды работ должны по возможности обращать внимание обучающихся на необходимость воспитания чувств языка и интуиции.

          В целом курс направлен на анализ трудностей и тонкостей русской орфографии и пунктуации.  Практические занятия факультатива предполагают следующие виды работ:

  • Самостоятельную работу обучающихся с текстами художественного и публицистического стилей;
  • Написание диктантов и контрольных работ;
  • Тестирование по материалам ЕГЭ прошлых лет;
  • Творческую работу – создание текстов публицистического стиля (практикум журналиста);
  • Орфографический и пунктуационный анализ текста (литературное редактирование) с обоснованием сделанных исправлений (указание орфограммы и пунктограммы).

Освоение курса предполагает следующую типологию занятий:
- уроки-лекции;
- уроки применения знаний на практике;
- уроки навыков (тренировочные);

- уроки комплексного применения знаний.
Программа включает в себя теоретический материал, вопросы и задания практического характера.
Программа  разработана на основе многолетнего изучения результатов ЕГЭ. Данный курс нацелен не только на поддержку навыков правописания, но и на расширение знаний учащихся о функционировании слова в речи.

Определяющим фактором при составлении программы является принцип написания слов (раздельное, слитное, дефисное) или принцип написания отдельных частей слов. При анализе трудных случаев орфографии особое внимание уделяется истории и этимологии, правописанию (орфографии и пунктуации).

Одно из приоритетных направлений в обучении русскому языку: усиление речевой направленности в изучении грамматических тем курса и на этой основе - формирование навыков нормативного, целесообразного и уместного использования средств в разных условиях общения. Содержание курса   нацелено на достижение предметных и метапредметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, обеспечивающего формирование и развитие коммуникативной, языковой, лингвистической и культуроведческой компетенций.

                                                    Основные методы и приёмы работы.

- лекция;  

- беседа;  

- объяснение учителя;  

- создание проблемной ситуации;  

- обсуждение, диалог;  

- фонетический и графический анализ текста;

- работа над текстами художественной литературы;

- составление устных и письменных высказываний;

                                                          Способы оценки знаний

•        диктант с языковым анализом;

•        филологический анализ текста;

•        дифференцированный зачет;

•        тесты (задания) в форме ГИА;

•        изложение с творческим заданием;

•        лингвистический анализ текста;

•        лексико-семантический анализ текста.

 Требования к знаниям, навыкам и умениям   учащихся

Обучающиеся должны знать:

  • признаки и особенности правильной речи;
  • виды речевых ошибок и недочетов;
  • языковые особенности текста;
  • языковые нормы и их разновидности, нормы речевого поведения в различных сферах общения;
  • взаимосвязь языка и истории, культуры русского и других народов;
  • основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
  • орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические нормы современного русского языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно - научной, официально - деловой сферах общения.

Обучающиеся должны уметь:

  • использовать основные приёмы информационной переработки устного и письменного текста;
  • осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления,  

    эффективности достижения коммуникативных задач;

  • подбирать фактический материал, позволяющий установить (доказать) применение определенного принципа орфографии, пунктуации;
  • обосновывать орфограмму определенным принципом русской орфографии;
  • обосновывать пунктограмму определенным принципом русской пунктуации, учитывая синтаксическую структуру, как отдельного предложения, так и связного текста в целом;
  • анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления.

Содержание программы

                                                                    Орфография.

Правописание приставок. Правописание гласных и согласных в корне. Употребление Ь и Ъ . Дефисные написания слов разных частей речи. Трудные случаи правописания  суффиксов и окончаний  имен существительных, имен прилагательных, суффиксов наречий, личных окончаний глаголов. Трудные случаи правописания суффиксов и окончаний страдательных и действительных причастий. Трудные случаи правописания  предлогов, союзов. Правописание собственных имен  существительных. Правописание НЕ и НИ с разными частями речи.

Строчная и прописная буква. Роль смыслового и грамматического анализа при выборе строчной или прописной буквы. Работа со словарем «Строчная или прописная?».

Ошибки в словообразовании. Трудные случаи  определения способа  образования слова. Разновидность грамматических ошибок.

                                                      Культура речи.

Орфоэпические (произношение, ударение) и морфологические нормы. Лексические и синтаксические нормы.

                                                         Пунктуация.

Простое предложение. Однородные члены предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Обособленные члены предложения. Знаки препинания при вводных словах и конструкциях, обращение. Знаки препинания при прямой речи. Знаки препинания в ССП. Знаки препинания в СПП. Знаки препинания в БСП.

                          Календарно - тематическое планирование.         

Дата

Корр.

Название темы

Требования к уровню подготовки учащихся

Виды деятельности

1

01.09

Основные разделы науки о языке

Раскрыть связь между происхождением языка и появлением общества

Контроль  знаний с целью диагностики, слово учителя

                                                                          Орфография.

2

08.09

 Правописания приставок. Трудные случаи.

Знать виды орфограмм в
приставке:  правописание приставок не изменяемых на письме, приставки, зависящие от ударения, смысла слова, последующей  согласной.

Уметь характеризовать орфограммы,  верно обозначая, аргументируя
написание.

Выполнение орфографического анализа текста, знакомство с особенностями употребления в речи слов с иноязычными приставками

3

15.09

Правописания приставок. Трудные случаи.

4

22.09

Правописание гласных и согласных в корне. Трудные случаи.

Знать виды орфограмм в корне слова: проверяемые гласные и согласные, непроверяемые гласные и согласные. Уметь характеризовать орфограммы корня, верно обозначать на письме гласные и согласные корня, аргументируя написание.

Знакомство с происхождением некоторых  труднопроверяемых слов, проведение этимологического разбора слов с привлечением словарей и справочников, орфографического анализа текста, корректировки текста.

5

29.09

Правописание гласных и согласных в корне. Трудные случаи.

6

06.10

Употребления  Ъ и  Ь.  

Знать правила употребления на письме разделительных Ъ и Ь.

Уметь безошибочно писать слова с данными орфограммами

Знакомство с историей появления Ь и Ъ в русском алфавите, проводить орфографический анализ текста, корректировку текста, подготовка докладов(исторический аспект).

7

13.10

Употребления  Ъ и  Ь.  

8

20.10

Дефисные написания слов разных частей речи

Сформировать представление и соответствующий навык слитного и дефисного  написания.

Уметь определять принцип написания отдельных частей речи через дефис,

Определение принципа написания отдельных частей речи через дефис, уметь выполнять корректировку текста, знать особенности употребления слов с дефисом в научном и художественном стилях речи.

9

27.10

Дефисные написания слов  разных частей речи

10

10.11

Трудные случаи правописания суффиксов имен существительных, имен прилагательных,  наречий.

Знать вызывающие трудности при письме частотные суффиксы существительных   и прилагательных,

 уметь привести примеры слов с данными суффиксами, верно их писать.

Анализ речевых ошибок, связанных с управлением,

выполнение корректировки текста, анализ текстов повествовательного характера с целью определения функций глагольных форм в тексте.

11

17.11

Трудные случаи правописания  окончаний   имен существительных, имен прилагательных,  личных окончаний глаголов.

12

24.11

Трудные случаи правописания суффиксов и окончаний страдательных и действительных

причастий

Уметь определять исходный глагол, видеть семантическую, словообразовательную и грамматическую разницу между причастием, прилагательным и глаголом

Анализ речевых ошибок, связанных с управлением, уметь выполнять корректировку текста, проводить анализ  научных текстов с целью выявления функции причастий, их роли в  текстах с  различными типами речи.

13

01.12

Трудные случаи правописания суффиксов и окончаний страдательных и действительных

причастий

14

08.12

  Трудные случаи правописания предлогов, союзов

Знать, какие предлоги пишутся в одно слово или в два, три; через дефис, уметь правильно писать, справляться в орфографическом словаре об их правильном написании

Знакомство с происхождением некоторых предлогов и союзов, проведение этимологического разбора слов с привлечением словарей и справочников, орфографического анализа текста, корректировки текста, сопоставление производных предлогов и  исходных частей речи, их роли в текстах  разных стилей и типов речи

15

15.12

Трудные случаи правописания предлогов, союзов.

16

22.12

Трудные случаи правописания предлогов, союзов

17

29.12

Правописание собственных имен  существительных.

Строчная и прописная буква. Знать основные случаи употребления прописных букв, уметь употреблять их в тексте и самостоятельно подбирать аналогичные примеры

Работа с разными видами текстов, анализ основных отличий правописания  топонимических названий производного характера, проведение этимологического разбора местных топонимов с привлечением словарей и справочников, орфографического анализа текста, корректировки текста

18

12.01

Трудные случаи правописания НЕ и НИ с разными частями речи

Знать правило и верно писать отрицательные наречия. Осознавать сходство и различие в правописании отрицательных местоимений и отрицательных наречий

Знакомство с историческим происхождением некоторых слов с НЕ в корне, проведение этимологического разбора слов с привлечением словарей и справочников, орфографического анализа текста, корректировки текста;  акцентирование внимания на отличительные нюансы НЕ и НИ в  текстах художественного стилях, выработка собственного алгоритма  этого отличия.

19

19.01

Трудные случаи правописания НЕ и НИ с разными частями речи

20

26.01

Ошибки в словообразовании

Трудные случаи  определения способа  образования слова.

Разновидность грамматических ошибок.

Углубить представление о словообразовании существительных

Знать  способы образования. Уметь различать  морфологический способ от неморфологического.

Практическая работа по  устранению грамматических ошибок в искусственно созданных текстах, проведение всех видов грамматического разбора слов с привлечением словарей и справочников, орфографического анализа текста, корректировки текстов и создание собственных.

                                                Культура речи (нормы произношения).

21

02.02

Орфоэпические (произношение, ударение) и морфологические нормы.

Орфоэпические (произношение, ударение) и морфологические нормы.

Практическая работа по  устранению орфоэпических ошибок в искусственно созданных текстах, проведение всех видов грамматического разбора слов с привлечением словарей и справочников.

22

09.02

Орфоэпические (произношение, ударение) и морфологические нормы.

Орфоэпические (произношение, ударение) и морфологические нормы.

23

16.02

Лексические и синтаксические нормы.

Лексические и синтаксические нормы.

Практическая работа по  устранению лексических и синтаксических ошибок в искусственно созданных текстах, проведение всех видов грамматического разбора слов с привлечением словарей и справочников.

24

01.03

Лексические и синтаксические нормы.

Лексические и синтаксические нормы.

Пунктуация.

25

15.03

Простое предложение. Однородные члены предложения. Тире между подлежащим и сказуемым.

Знать строение простого предложения,

пунктуацию внутри простого предложения.

Уметь различать простое осложненное предложение от сложного. Вставные конструкции. Одиночные и парные знаки препинания.

Анализ и характеристика простых предложений.

Практическая работа «Простое осложненное предложение».

Практическая работа

«Вставные конструкции».

26

22.03

Обособленные члены предложения.

27

05.04

Обособленные члены предложения.

28

12.04

Знаки препинания при вводных словах и конструкциях, обращение.

29

19.04

Знаки препинания при прямой речи.

Слова автора внутри прямой речи. Разделительные и выделительные знаки препинания в предложениях с прямой речью.

Умение составлять предложения со  словами  автора внутри прямой речи.

30

26.04

Знаки препинания в ССП.

Сложносочиненное предложение  его особенности. ССП с союзами (соединительными, противительными, разделительными). Разделительные знаки препинания между частями ССП,  синтаксические синонимы ССП, их текстообразующая роль. Авторское употребление знаков препинания.

Находить в предложениях смысловые отрезки, которые

необходимо выделить знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и

расставлять их в соответствии с изученными в V—IX классах пунктуационными правилами.

Конструировать  ССП с различными значениями, характеризовать литературного героя с использованием разных видов ССП.

31

10.05

Знаки препинания в ССП.

32

17.05

Знаки препинания в СПП.

Умение использовать в речи СПП и простые с обособленными второстепенными членами как синтаксические синонимы

33

24.05

Знаки препинания в БСП.

БСП и его особенности смысловые взаимоотношения между частями БСП. Разделительные знаки препинания в БСП. Синтаксические синонимы БСП, их текстообразующая роль.

Умение пользоваться синонимическими

союзными и бессоюзными сложными предложениями.

34

31.05

Знаки препинания в БСП.

35

Повторение.

                                                                                     

                           Контрольно - измерительные материалы.

1.  Вакурова О.Ф., .Львова С.И.  Цыбулько И.Н., Готовимся к единому государственному экзамену : Русский язык . М.: Дрофа, 2014.- 72 с.

2. Казакова Л.Ф.  Готовимся к экзаменам по русскому языку: пособие для учащихся 9 - 11 классов и абитуриентов.- М.: АРКТИ,2011.-224с.

3. Львова С.И. , Цыбулько И.Н., ЕГЭ-2013: Русский язык : сборник заданий, -М : Просвещение, Эксмо, 2007-2013годы.

4. Сборник контрольно-тренировочных упражнений по современному русскому языку. Синтаксис . Под общей редакцией А.И.Мельниковой, - Москва :Просвещение,2012 .-112с

5. Тункова И.И. Трудные случаи пунктуации,- М.: Просвещение, 1999.-285 с.

                                           Литература для учителя  

1. Ожегов С. И.  Толковый словарь русского языка: /Под ред. Н. Ю. Шведовой. – М.: Рус. яз., 2003

2. Тихонов А. Н. Словообразовательный словарь русского языка: В 2-х т. – М.: Рус. яз., 1985

3. Д.Н.Ушаков, С.Е.Крючков Орфографический словарь

4. Пучкова Л.И. и др. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. Русский язык. 10-11 кл.. М.: - Издательство «Интеллект-Центр», 2007..

5.  Учебник : Греков В.Ф. , Крючков С.Е., Чешко Л.А.  Пособие для занятий по русскому языку в старших классах. (базовый уровень)- М. Просвещение, 2007.

6. Греков В.Ф. , Крючков С.Е., Чешко Л.А.  Пособие для занятий по русскому языку в старших классах. (базовый уровень)- М. Просвещение, 2007

                                            Литература для учащихся

  1. Граник Г.Г., Бондаренко С.М. Секреты пунктуации, М., Просвещение, 2001.
  2. Мамона Т.Н. и др. ЕГЭ. Русский язык. Практикум по выполнению типовых тестовых заданий ЕГЭ: учебно-методическое пособие, М.: Экзамен, 2009.
  3. Капинос В.И. и др. Единый государственный экзамен. Русский язык. Контрольные измерительные материалы 2004-2005, М.: Просвещение, 2009.
  4. Розенталь Д.Э. Пособие по русскому языку для поступающих в вузы, М.: Оникс, Мир и образование, 2009.
  5. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Русский язык. Сочинения и экзамены на отлично. Стилистика и культура речи, М.: Махаон, 2012.
  6. Цыбулько И.П. и др. Единый государственный экзамен. Русский язык. Контрольные измерительные материалы , М.: Просвещение, 2011.
  7. Цыбулько И.П. и др. Единый государственный экзамен. Русский язык. Контрольные измерительные материалы , М.: Просвещение, 2012.
  8. Цыбулько И.П. и др. ЕГЭ 2008. Русский язык. Тренировочные задания, М.: Эксмо, 2013.
  9. Цыбулько И.П., Львова С.И. ЕГЭ 2008. Русский язык. Репетитор, М.: Эксмо, 2013 .
  10. Цыбулько И.П. и др. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ: 2010: Русский язык, М.: АСТ: Астрель, 2012 .
  11. Различные виды лингвистических словарей.



Предварительный просмотр:

                                      Факультативный курс «Знаю, понимаю, могу».

                                           7 класс, 2015 – 2016 учебный год.

Пояснительная записка.

Данный факультативный курс актуален, открывает новые возможности для углубления содержания лингвистического образования. Он способствует практической подготовке учащихся к сдаче ЕГЭ по русскому языку, к успешному прохождению итогового контроля по завершении основного образования, призван помочь в дальнейшей учебной и профессиональной деятельности, так как грамотность – залог успешности человека.

 Достаточно высокая степень научности (опора на вузовские учебники, специальную литературу) должна обеспечить условия для осознанного усвоения трудных вопросов орфографии, поскольку разговор об уже известных правилах ведется на качественно новом уровне. В ходе работы не просто перечисляются вопросы и даются ответы на них, а описываются отдельные трудности русской орфографии на фоне общей системы русского правописания.

 Цель  курса – прокомментировать ряд орфографических правил, расширяя, углубляя и систематизируя информацию, полученную ранее, для  отработки орфографической зоркости.

 Изучение данного факультативного курса направлено на достижение следующих задач:

• формирование представления о русском языке как целостной      структуре, овладение основными приемами самоконтроля и самоанализа;

• развитие и совершенствование информационных умений и навыков, навыков самоорганизации и саморазвития, готовности к осознанному выбору профиля обучения, познавательного интереса к родному языку;

• углубление знаний о языке как развивающейся системе, языковой норме;

• овладение умениями оценивать языковые явления и факты с точки зрения нормативности;

• применение полученных знаний и умений в собственной практической деятельности;

• совершенствование логического мышления, аналитических навыков.

Изучение орфографии в среднем звене, когда дети не достигли определенного уровня интеллектуального развития и систематизация учебного материала – слишком сложный для них вид деятельности, не дает возможности осознанно понять и усвоить сущность разных типов орфограмм в определенной системе. Кроме того, традиционная программа, разноуровневость класса не позволяют изложить трудные вопросы орфографии на достаточном уровне. В результате при работе с целостным текстом учащиеся не дают желаемых результатов. Задача данного курса – устранить пробелы в знаниях учащихся, повысить грамотность.

 Курс рассчитан на 35 часов.

Изложение трудных вопросов орфографии предлагается вести по разделам (темам) и на основе орфографических принципов, действующих в каждом из отдельных разделов русской орфографии. Курс имеет практическую направленность. Работа над вопросами теории – необходимое звено для осознанного овладения научной информацией и разумного применения полученных сведений в практической деятельности. Поэтому для изучения теоретической информации предлагаются лекции-беседы.

В результате работы, организованной преимущественно как лекционно-практические занятия, учащиеся должны понять и усвоить сущность разных типов орфограмм, приведя их в определенную систему, познакомиться с различными толкованиями одного и того же правила, определить его место в общей системе, расширить представление о возможностях слова и тенденциях развития языка, отработать ряд основополагающих теоретических понятий. Учащиеся, посетившие данный курс, должны повысить свою грамотность. Решить эту задачу помогут предлагаемые формы работы:  тестирование и анализ тестов, мониторинговая работа, самоконтроль, самоанализ, самодиагностика, мозговой штурм.

На семинарском занятии, где планируется обсудить основные вопросу, рассмотренные в ходе работы, учащиеся должны продемонстрировать свое умение отбирать и излагать информацию по определенному вопросу теории на достаточном научном уровне.

В ходе работы будут  использованы традиционные учебные пособия (В.Ф.Грекова, Н.Г.Гольцова), которые имеются в школьной библиотеке. Большое внимание предлагается уделить индивидуальной работе. Предполагается выполнение разноуровневых заданий, рассчитанных как на учащихся, находящихся на репродуктивном уровне, так и на учащихся с творческим уровнем обучаемости (тестовый контроль, контрольная работа, творческая переработка и подача материала). Таким образом, работа, осуществляемая учащимися во время занятий и дома, организуется по традиционным учебникам, заданиям индивидуального и дифференцированного характера.

 Курс будет считаться завершенным успешно, если будет выполнена одна из работ, соответствующих уровню обучаемости каждого слушателя курса. Уровень обучаемости и обученности, выбирая тот или иной вид итогового контроля (контрольная работа, индивидуальное выступление, тестовый контроль, объяснение учебного материала учащимся среднего звена), учащиеся определяют самостоятельно.

Формы, методы работы и виды деятельности учащихся:

  • тренировочные упражнения,
  • практикум,
  • работа со словарями,
  • знакомство с многоаспектностью существования слова,
  • викторины, творческие работы,
  • исследовательская и проектная деятельность

В ходе изучения данного курса дети должны уметь:

  • Осуществлять самоконтроль и самоанализ
  •  Конспектировать звучащую речь, печатный текст;
  • Составлять план, таблицы, развернутой схемы;
  • Публично выступать.

В ходе изучения данного курса дети должны знать:

  • Системное устройство языка, взаимосвязь его единиц;
  • Языковые нормы, их функции;
  • Взаимосвязь фактов языка и истории.


                                                                                Учебно-тематическое планирование.

Тема

Количество часов

     Всего

Теория

Практика

1.

Основные разделы науки о языке.

1

1

2.

Правописание безударных гласных, сомнительных и непроизносимых согласных.

1

1

3

Правописание удвоенных согласных.

1

1

4

Правописание чередующихся гласных в корне слова.

1

1

5

Правописание приставок.

1

1

6 - 7

Орфограммы в окончаниях разных частей речи.

2

1

1

8 - 9

Орфограммы в корне слова

2

1

1

10

Функции Ъ и Ь знаков.

1

1

11

Правописание одного и двух «н» в словах.

2

1

1

12

Труднее вопросы орфографии, связанные с употреблением строчных и прописных букв.

2

1

1

13

Трудные вопросы орфографии, связанные со слитным, полуслитным и раздельным написанием. Общие принципы слитных, полуслитных (дефисных) и раздельных написаний.

2

1

2

14

Слитное и раздельное написание НЕ. Разграничение приставки НЕ и частицы НЕ.

3

1

2

15

Слитое и дефисное написание сложных прилагательных. Слитное, раздельное и дефисное написание наречий.

3

1

2

16

Трудные вопросы орфографии, связанные с правописанием служебных частей речи.

2

1

1

17

Трудные вопросы орфографии, возникающие вследствие смешения самостоятельных и служебных частей речи.

2

1

1

18

Занимательный русский язык.

3

3

19

Стили и типы тексов.

2

1

1

20

Орфографический ринг.

2

1

21

Игра «Знаю, понимаю, могу»

1

2

35

13

22

                                                           

                                                               Календарно- тематическое планирование.

                                                                     

Дата

Тема

Требования к уровню подготовки    учащихся

Виды деятельности

По плану

Факт

1.

04.09

Основные разделы науки о языке.

Знать краткие сведения обосновных разделах русского языка, основные единицы каждого раздела. Из истории русской графики и орфографии. Толкование понятий «орфограмма» и «варианты орфограммы».

2.

11.09

Правописание безударных гласных, сомнительных и непроизносимых согласных.

Знать известные способы проверки безударной гласной в корне, использовать разные приёмы проверки безударной гласной,  сомнительной и непроизносимой согласных,  о правописании разделительных ъ и ь,  совершенствовать навык употребления их на письме. Основные орфографические правила. Уметь рспознавать орфограммы. Находить орфограмму согласную и применять соответствующее правило для её выбора. Уметь характеризовать орфограммы корня, верно обозначать на письме гласные и согласные корня, аргументируя написание.

Знакомство с происхож-дением некоторых труднопрове-ряемых слов, проведение этимологи -ческого разбора слов с привлечением словарей и справочников, орфографического анализа текста, корректировки текста. Знакомство с историей появления Ь и Ъ в русском алфавите, проводить орфогра- фический анализ текста, корректировку текста, подготовка докладов(исторический аспект). Выполнение упражнений,тестирование

3

18.09

Правописание удвоенных согласных.

4

25.09

Правописание чередующихся гласных в корне слова.

5

02.10

Правописание приставок.

6

09.10

Орфограммы в окончаниях разных           частей речи.

7

16.10

Орфограммы в окончаниях разных частей речи.

8

23.10

Орфограммы в корне слова

9

30.10

Орфограммы в корне слова

10.

13.11

Функции Ъ и Ь знаков.

11.

20.11

Правописание одного и двух «н» в словах.

Знать вызывающие трудности при письме частотные суффиксы прилагательных, уметь привести примеры слов с данными суффиксами, верно их писать.

Орфографический анализ    текста.Восстановленный диктант. Словарные диктанты.

12.

27.11

Правописание одного и двух «н» в словах.

13.

04.12

Труднее вопросы орфографии, связанные с употреблением строчных и прописных букв.

Названия организаций, учреждений, предприятий. Наименования должностей и званий. Названия орденов, медалей, знаков отличия. Названия литературных произведений и средств массовой информации. Сложносокращенные слова и аббревиатуры.

Собственные имена лиц, клички животных. Географические и административно-территориальные названия.

14.

11.12

Труднее вопросы орфографии, связанные с употреблением строчных и прописных букв.

15.

18.12

Трудные вопросы орфографии, связанные со слитным, полуслитным и раздельным написанием.

 Слитное и раздельное написание НЕ с формами на «-мый». Правописание НЕ с глаголами, причастиями, деепричастиями. Правописание НЕ с существительными, прилагательными, наречиями на О.

Знакомство с историческим происхождением некоторых слов с НЕ в корне, проведение этимологического разбора слов с привлечением словарей и справочников, орфографического анализа текста, корректировки текста;  акцентирование внимания на отличительные нюансы НЕ и НИ в  текстах художественного стилях, выработка собственного алгоритма  этого отличия.

16.

25.12

Общие принципы слитных, полуслитных (дефисных) и раздельных написаний

17.

15.01

Слитное и раздельное написание НЕ. Разграничение приставки НЕ и частицы НЕ.

Знать правило и верно писать отрицательные местоимения и наречия. Осознавать сходство и различие в правописании отрицательных местоимений и отрицательных наречий.Уметь различать частицы не и ни.

18.

22.01

Слитное и раздельное написание НЕ. Разграничение приставки НЕ и частицы НЕ.

19.

29.01

Употребление и правописание частиц НЕ и НИ.

20.

05.02

Слитое и дефисное написание сложных прилагательных.

Основные правила слитого и дефисного написания сложных прилагательных. Слитное, раздельное и дефисное написание наречий.

Орфографический анализ    текста.Восстановленный диктант. Словарные диктанты.

21.

12.02

Слитное, раздельное и дефисное написание наречий.

22.

19.02

Слитное, раздельное и дефисное написание наречий.

23.

26.02

Трудные вопросы орфографии, связанные с правописанием служебных частей речи.

 Основные отличительные признаки самостоятельных частей речи и служебных. Характерные особенности служебных частей речи. Морфологический состав предлогов и морфологическая характеристика союзов.

Знать, какие предлоги пишутся в одно слово или в два, три; через дефис, уметь правильно писать, справляться в орфографическом словаре об их правильном написании

Практическая работа по  устранению грамматических ошибок в искусственно созданных текстах, проведение всех видов грамматического разбора слов с привлечением словарей и справочников, орфографического анализа текста, корректировки текстов и создание собственных.

24.

04.03

Трудные вопросы орфографии, связанные с правописанием служебных частей речи.

25.

11.03

Трудные вопросы орфографии, связанные с правописанием служебных частей речи.

26.

18.03

Трудные вопросы орфографии, возникающие вследствие смешения самостоятельных и служебных частей речи.

27.

25.03

Трудные вопросы орфографии, возникающие вследствие смешения самостоятельных и служебных частей речи.

28.

08.04

Занимательный русский язык

Практическая работа,   работа с упражнениями.

29.

15.04

Занимательный русский язык.

30.

22.04

Занимательный русский язык.

31.

29.04

Стили и типы тексов.

Работа с текстами.    

Тестирование.

32.

06.05

Стили и типы тексов.

33.

13.05

Орфографический ринг.

 Доклады. Мини исследо –  вательские проекты.

34.

20.05

Орфографический ринг.

35.

27.05

Игра «Знаю, понимаю, могу».

Содержание и формы организации курса.

 Тема 1.  Основные разделы науки о языке.

Теоретическое занятие. Краткие сведения обосновных разделах русского языка, основные единицы каждого раздела. Из истории русской графики и орфографии. Толкование понятий «орфограмма» и «варианты орфограммы».

Практическое занятие. Выполнение упражнений.

Тема 2.  Правописание безударных гласных, сомнительных и непроизносимых согласных.

Теоретическое занятие. Соотношение между русской фонетикой и графикой. Особенности русской графики. Слоговой принцип русской графики. Ограниченность действия слогового принципа и отступления от слогового принципа русской графики. Основные орфографические правила. Варианты формулировок.

Практическое занятие. Выполнение упражнений  

Тема 3.  Выбор гласных после шипящих и «ц». Употребление букв «е» и «э» в различных позициях.

Теоретическое занятие. Варианты формулировок правил правописания гласных после шипящих и «Ц».

Практическое занятие. Выполнение упражнений ,тестирование

Тема 4.  Функции Ъ и Ь знаков.

Теоретическое занятие.  Употребление Ь знака. Употребление Ъ знака. Обозначение мягкости на письме.

Практическое занятие. Составление схемы употребления Ъ и Ь знаков. Выполнение упражнений, тестирование

Тема 5. Трудные вопросы орфографии, связанные с буквенным обозначением фонем в составе значимых частей слова.

Теоретическое занятие

Понятие «орфографический принцип». Морфологический принцип русского правописания. Отступления от морфологического принципа правописания. Фонетические написания. Традиционные и дифференцирующие написания. Принцип морфолого-графических аналогий. Трудные случаи орфограмм из числа написаний, отвечающих морфологическому принципу.

Тема 6. Употребление букв «е» («ё») и «о» после шипящих. Правописание одного и двух «н» в словах.

Теоретическое занятие. Правописание о/е после шипящих в корне слова. Правописание о/е после шипящих в суффиксах и окончаниях слов. Правописание Н и НН в прилагательных, образованных от существительных, в отглагольных прилагательных  и причастиях, в кратких прилагательных и причастих, в суффиксах существительных.

Практическое занятие. Выполнение упражнений. Употребление букв «е» («ё») и «о» после шипящих. Правописание одного и двух «н» в словах. Употребление и правописание частиц НЕ и НИ.

 Употребление букв «е» («ё») и «о» после шипящих. Правописание одного и двух «н» в словах.

Тема 7.  Употребление и правописание частиц НЕ и НИ.

Теоретическое занятие. Различение частиц НЕ и НИ. Правописание НЕ с глаголами, причастиями, деепричастиями.

Практическое занятие. Выполнение упражнение, составление схемы правила, тестирование.

Тема 8. Труднее вопросы орфографии, связанные с употреблением строчных и прописных букв.

Теоретическое занятие. 

Названия, связанные с религией Названия организаций, учреждений, предприятий, иностранных фирм. Названия документов, памятников старины, произведений искусства.

Наименования должностей и званий. Названия орденов, медалей, знаков отличия.

Названия литературных произведений и средств массовой информации. Сложносокращённые слова и аббревиатуры. Условные имена собственные. Прописные буквы в начале текста.  Прописные буквы после знаков препинания. Клички животных, наименования видов растений, сортов вин. Имена действующих лиц в баснях, сказках, пьесах.

Имена прилагательные и наречия, образованные от индивидуальных названий. Географические и административно-территориальные названия. Астрономические названия. Названия исторических эпох и событий, геологических периодов

Практическое занятие. Выполнение упражнений, тестирование.

Тема 9. Трудные вопросы орфографии, связаннее со слитным, полуслитным и раздельным написанием.

Теоретическое занятие. Общие принципы слитных, полуслитных (дефисных) и раздельных написаний. 

Практическое занятие.  Слитное и раздельное написание НЕ. Разграничение приставки НЕ и частицы НЕ. Слитное и раздельное написание НЕ с формами на « - мый». Слитное и дефисное написание сложных прилагательных. Слитное, раздельное и дефисное написание наречий.

Тема 10. Слитное и раздельное написание НЕ. Разграничение приставки НЕ и частицы НЕ.

Теоретическое занятие. Слитное и раздельное написание НЕ с формами на «-мый». Правописание НЕ с глаголами, причастиями, деепричастиями. Правописание НЕ с существительными, прилагательными, наречиями на О.

Практическое занятие.  Выполнение упражнений.

Тема 11.

Слитое и дефисное написание сложных прилагательных. Слитное, раздельное и дефисное написание наречий.

Теоретическое занятие. Основные правила слитого и дефисного написания сложных прилагательных. Слитное, раздельное и дефисное написание наречий.

Практическое занятие.  Выполнение упражнений.

Тема 12. Трудные вопросы орфографии, связанные с правописанием служебных частей речи. 

Теоретическое занятие. Основные отличительные признаки самостоятельных частей речи и служебных. Характерные особенности служебных частей речи. Морфологический состав предлогов и морфологическая характеристика союзов.

Практическое занятие. Выполнение упражнений.

Тема 13.  Трудные вопросы орфографии, возникающие вследствие смешения самостоятельных и служебных частей речи.

Теоретическое занятие. Смешение самостоятельных и служебных частей речи.

Практическое занятие. Выполнение упражнений.

Тема 14. Занимательный русский язык. 

Практическое занятие. Выполнение упражнений

Тема 15.  Стили и типы тексов.

Тема 16.  Орфографический ринг.

Практическое занятие. Разноуровневый контроль.

Тема 17.  Игра «Знаю, понимаю, могу»

Литература для учащихся

1. Иванова В.Ф. Трудные вопросы орфографии. – М., Просвещение, 1982

2. Валгина Н.С., Розенталь Д.Э., Фомина М.И. Современный русский язык. – М., «Высшая школа», 1987

3. Виноградов В.В. Русский язык. – М., «Высшая школа», 1986 

4. Русский язык. Лексика. Фонетика. Словообразование (для подготовительных отделений вузов). – М., «Высшая школа», 1986 

5. Энциклопедический словарь юного филолога. – М., 1984

6.  Шанский Н.М. Русский язык на «отлично». Ростов н/Д, 1998.

7. Шанский Н.М., Боброва Т.А. Снова в мире слова.  М, 2001.

8. Успенскийй Л. В. Слово о словах. Ты и твое имя.  М, «Детская литература». 1962.

9. Львова С. И. Этимология на  службе орфографии.  М, 2002.

10.Львова С.И. Там, где кончается слово... (О слитных, дефисных и раздельных написа¬ниях).  М., 1998.

11. Граник Г. Г., Бондаренко, Концевая Л.А. Секреты орфографии.  М., 1996.

12.Пахнова Т.М. Готовимся к устным и письменным экзаменам по русскому языку. 9-11 классы. Москва, «Просвещение», 1997.

13. Мурашко А.С. Краткий орфографический справочник. Архангельск. 1995.

                                             Литература для педагогов.

1. Баранов М.Т., Костяева Т.А., Прудникова А.В. Русский язык. Справочные материалы. М., «Просвещение», 1987.

2. Скобликова Г.П. Обобщающая работа по орфографии.  М., 2001.

3. Волгина Н. С., Светлышева В.Н. Орфография и пунктуация. Справочник. М, «Просвещение», 1993.

4. Иванова В.Ф. Трудные вопросы орфографии.  М., 1982.

5. Богданова Г.А., Кириченко Г.И. Материалы для подготовки к экзаменам по 5. русскому языку. 9 класс. Пособие для учащихся. М., «Мнемозина», 1997.

6. Хлебникова А.В., Плотникова Е.Ф. Сборник текстов для закрепления навыков правописания. Пособие для учителей. М., «Просвещение», 1976.

7. Штильман С.Л Как избавиться от безграмотности. // Русский язык и литература для школьников. 2002. №1, с.41-49; 2002. №2, с.21-27; 2003. №2, с.17-26; 2003. №3, с. 25-36.

8. Гусарова И.В. Тренинг грамотного письма. // Русский язык и литература для школьников. 2002. №1, с. 50-54.

9. Сорокина Н.Г., Юрьева М.Г. Русский язык. Экспресс-курс практической грамотности. // Русский язык и литература для школьников. 2002. №2, с. 28-37; 2003. №1, с. 14-26.

10. Вишневская Л.Л., Старикова И.В. Схемы и таблицы по орфографии и пунктуации. // Русский язык и литература для школьников. 2003. №2, с. 27-32; 2003. №3, с. 37-40.



Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ  УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА.

Факультатив «Знатоки русского языка»

в 5 классе

Пояснительная записка

Русский язык - сложный учебный предмет, но в то же время и социально значимый: он является и средством общения, и инструментом познания, и основой нашей культуры. Без хорошего знания языка невозможно добиться успехов в учебе, в профессиональной деятельности. Тем не менее, до сих пор одним из "больных мест" нашего общества остается недостаточная грамотность. В школьных программах по русскому языку придается большое значение лексической работе, которая, в основном, направлена на практические упражнения в связи с изучением ряда правил, а не обобщением теоретических основ.

Актуальность программы – в реализации новой идеи, предусматривающей учёт в преподавании многофункциональности самого языка.

Успешность обучения во многом зависит от интереса к изучаемому предмету. К сожалению, нечасто можно встретить учеников, которые называют любимым предметом русский язык. Главной задачей школы считается научить грамотно писать. Между тем в языке есть чудесные превращения слов, красивая логика, даль истории и разнообразие стран и народов, но на уроках обо всем этом не говорится.

Цель программы «Знатоки русского языка» - сделать обучение русскому языку увлекательным и приносящим радость, а, следовательно, эффективным; помочь ученикам познать сложное устройство русского языка, постичь его многочисленные тайны и секреты, превращая серьезную учебу в интересное путешествие в сказочную страну Занимательную Грамматику.

Строгие рамки урока и насыщенность программы по русскому языку не всегда позволяют это сделать. В этом случае на помощь приходят внеклассные занятия.

Внеклассная работа по русскому языку помогает восполнить этот пробел, т.к. она побуждает узнавать что-то новое о русском языке, развивать самостоятельность учащихся, их творческую инициативу.

Отличительной особенностью данной программы является деятельностный подход к воспитанию, обучению и развитию учащихся средствами русского языка. На всех этапах обучения предусмотрены разнообразные знания, которые связаны с учебной программой. Занятия строятся на игровых методах работы. Игровая методика помогает вовлечь учащихся в творческий процесс, активизирует познавательную активность, способствует общей заинтересованности учащихся предметом.

На занятиях данного  курса используются мультимедийные презентации, забавные стихи, загадки, кроссворды, игры, пословицы и др., которые способствуют повышению активности и работоспособности учащихся, влияют на качество успеваемости, развивают логическое и абстрактное мышление.

Не стоит забывать и о том, что богатый словарный запас, высокий уровень речевой компетенции в родном языке является предпосылкой для успешного овладения разными видами компетенций в русском языке.

В этой связи, данная программа способствует совершенствованию языкового мышления, речевой культуры.

Во время проведения занятий решается проблема дифференциации обучения, расширяются рамки учебной программы.

Задачи данной программы:

 - содействовать интеллектуальному, нравственно-эстетическому развитию школьников через совершенствование их языкового мышления, речевой культуры, детского речевого творчества;

- помочь ощутить предмет - русский язык, как стройную гармоничную систему;

 - убедить ребят в необходимости постоянного совершенствования своего словарного запаса.

Данная цель достигается через

  • знакомство с основными разделами языкознания,
  • совершенствование навыков лингвистического анализа,
  • знакомство с различными словарями, и правилами работы с ними,
  • уточнением и обогащением словарного запаса
  • проведение интегрированных занятий.

В доступной и увлекательной форме ученики знакомятся с удивительным миром слов и их значений, происхождением и историей фразеологизмов, законами образования и изменения слов русского языка.

Внеклассные занятия с младшими школьниками важны для осуществления преемственности в работе по русскому языку между начальными и старшими классами. 

К концу обучения учащиеся должны иметь представления об основных терминах и понятиях языкознания;

знать:

  • основные лингвистические термины и понятия; 
  • происхождение некоторых слов и выражений;
  • опознавательные признаки орфограмм;
  • иметь представление о русском языке как системе;

уметь:

  • правильно употреблять слова в речи;
  • различать слова-паронимы, антонимы, синонимы, архаизмы, неологизмы и т.д;
  • составлять предложения разных видов;
  • вести наблюдения над явлениями языка;
  • разъяснять значения разных слов и правильно употреблять их, пользоваться различными словарями;

Программа рассчитана на 35 часов.

Учебно-тематический план

№ п/п

Наименование раздела

Количество часов

всего

теория

практика

1.

Организационное занятие.

1

1

0

2.

Поговорим о языке.

10

4

6

3.

Почему мы так говорим?

6

3

4

4.

Орфография.

10

3

9

5.

Лингвистические задачи

7

1

6

6.

Заключительное занятие.

1

1

0

Итого:

35

13

22

Содержание программы

Раздел 1. Организационное занятие (1 час).

Цели и задачи факультатива. Великий, могучий, волшебный язык. Его роль в развитии личности.

Раздел 2. Поговорим о языке (10 часов).

Знаешь ли ты свой язык? Звук и буква. Звуковые явления в языке.

Можно ли писать без букв? Клинописное письмо шумеров.

Буквы понятные, потерянные, редкие и когда-то страшные. Кириллица. Весёлая буква. Лишние буквы. Загадочный папирус. Словесные раскопки.

Происхождение слов. Знакомство с этимологическим словарем. Увлекательное вокруг нас. Топонимика и ономастика. Что это такое?

Бывают ли у слов родственники? Можно ли сломать язык? Редактирование текста.

«Тёзки наоборот». О словах одинаковых, но разных. Поговорим о культуре речи.

Раздел 3. Почему мы так говорим?(6 часов).

Фразеологические  обороты.

Фразеологизмы в окружающей жизни.

Крылатые слова. Не в бровь, а в глаз. История пословиц и поговорок.

В руках умелых слово творит чудеса. Редактирование текста.

Откроем ещё одну шкатулку с богатствами русского языка.

Раздел 4. Орфография. (10 часов).

  1. Опознавательные признаки орфограмм. Части речи в русском языке.

Цель: расширить и углубить понятия об орфограммах и нахождении их в словах разных частей речи.

2. Орфограммы в корнях:

- гласные, проверяемые ударением;

- гласные, непроверяемые ударением;

- чередующиеся гласные;

- правописание согласных в корне;

- О, Ё после шипящих в корне.

Цель: отработать умения «видеть» орфограмму в корне и объяснять её написание. Формировать умения дифференцировать орфограмму корней, обогащать словарный запас слов.

3.        Правописание приставок:

- не изменяющиеся на письме приставки (морфологический принцип орфографии)

- изменяющиеся на письме приставки:

а) фонетический принцип орфографии

б) написание приставок, зависящее от значения.

Цель: закрепить умения учащихся находить орфограмму в приставках, объяснять правильность выбора.

4.        Орфограммы в суффиксах:

- О, Ё после шипящих в суффиксах

- буквы ч, щ в суффиксах существительных

Цель: закрепить и углубить умения учащихся проводить орфографический разбор, обосновывать свой выбор.

5.Орфограммы в окончаниях

- О, Ё после шипящих в окончаниях слов

- падежные и родовые окончания

- правописание личных окончаний глаголов

Цель: закрепить и углубить умения учащихся находить орфограмму в окончании и объяснять её написание

6. Правописание сложных слов

- сложные слова с соединительной гласной

- сложные слова без соединительной гласной

- сложные существительные. Слитное написание.

- сложные существительные. Дефисное написание

- сложные прилагательные. Слитное написание.

- сложные прилагательные. Дефисное написание

Цель: знать условия выбора употребления дефиса в сложных словах,  научить различать слитное и раздельное написание сложных слов.

V. Лингвистические задачи  (7 часов)

VI. Подведение итогов работы.

Календарно-тематический план

№ п/п

Тематический план

Методическое обеспечение раздела

Даты проведения занятий

Тема занятий

Кол-во часов

Формы занятий

Формы подведения итогов  по разделу

Техническое оснащение раздела

Дидактический материал раздела

По плану

Факт

I.

Богатство русского языка.

1

Беседа.

Решение ребусов и кроссвордов

Тест

II.

Поговорим о языке.

10

1.

Знаешь ли ты свой язык? Звук и буква.

Звуковые явления в языке.

1

Игры

Презентация

2.

Можно ли писать без букв? Клинописное письмо шумеров.

1

Составление задач

Рисунки

3.

Буквы понятные, потерянные, редкие и когда-то  страшные. Кириллица. Весёлая буква. Лишние буквы.

1

Краткие сообщения

Презентация

Карточки с буквами

4.

Загадочный папирус. Словесные раскопки.

Увлекательное вокруг нас.

1

Исследование текста

Игры

Карточки

5.

Топонимика и ономастика. Что это такое?

1

Сценки-миниатюры

Защита творческих работ

Презентация

Карта России

6.

Бывают ли у слов родственники?

Можно ли сломать язык?

1

Игры

Карточки

7.

Редактирование текста.

1

Практическая работа

Сообщения кружковцев

Карточки и фишки

8.

«Тёзки наоборот».

1

Решение кроссвордов

9.

О словах одинаковых, но разных.

  1

Работа со словарём

10.

Поговорим о культуре речи.

1

Сценки-миниатюры

Буклет

III.

Почему мы так говорим?

6

1.

Фразеологические

обороты.

1

Лингвистический эксперимент

Презентация

2.

Фразеологизмы в окружающей жизни.

1

Практическая работа

Карточки, тесты

3.

Крылатые слова. Не в бровь, а в глаз.

1

Викторина

Презентация

4.

История пословиц и поговорок.

1

Игра

Карточки

5.

«В руках умелых слово творит чудеса». Редактирование текста.

1

Практическая работа

6.

Откроем ещё одну шкатулку

с богатствами русского языка.

1

КВН

Защита творческих работ

IV.

Орфография.

10

1.

Опознавательные признаки орфограмм.

2

Карточки

2.

Орфограммы в корнях.

2

Практическая работа

Карточки

3.

Правописание приставок.

3

Практическая работа

Карточки

4.

Орфограммы в суффиксах.

3

Практическая работа

Карточки

5.

Правописание сложных слов.

2

Практическая работа

Карточки

V.

Лингвистические задачи

5

Практическая работа

Карточки

VI.

Игра «Великий и могучий…»

1

Игра

ИТОГО:

35

Условия реализации программы

1. Наличие аудитории (кабинет русского языка и литературы).

2. Разнообразная тематика исследовательской работы.

3. Теоретический  блок:

а)  работа со словарями;

б)  работа с энциклопедией и ресурсами Интернета;

в) сообщения на лингвистическую тему.

4.Исследовательский блок:

а) анализ текста (редактирование);

б) лингвистический эксперимент;

в) составление задач.

5. Материальная база  программы:

а) словари всех типов;

б) энциклопедии;

в) компьютер и электронные программы;

г) дидактический материал.

6. Наличие методической литературы по предмету обучения.

Список литературы для педагога

1. Волина В. В. Занимательное азбуковедение. М.: Просвещение, 1991 г.3.Баранов М.Т., Костяева Т.А., Прудникова А.В. Русский язык. Справочные материалы. М., «Просвещение», 1987.

4. Скобликова Г.П. Обобщающая работа по орфографии.  М., 2001.

5. Волгина Н. С., Светлышева В.Н. Орфография и пунктуация. Справочник. М, «Просвещение», 1993.

6. Иванова В.Ф. Трудные вопросы орфографии.  М., 1982.

7. Хлебникова А.В., Плотникова Е.Ф. Сборник текстов для закрепления навыков правописания. Пособие для учителей. М., «Просвещение», 1976.

8. Штильман С.Л Как избавиться от безграмотности. // Русский язык и литература для школьников. 2002. №1, с.41-49; 2002. №2, с.21-27; 2003. №2, с.17-26; 2003. №3, с. 25-36.

9. Гусарова И.В. Тренинг грамотного письма. // Русский язык и литература для школьников. 2002. №1, с. 50-54.

10.Сорокина Н.Г., Юрьева М.Г. Русский язык. Экспресс-курс практической грамотности. // Русский язык и литература для школьников. 2002. №2, с. 28-37; 2003. №1, с. 14-26.

11. Вишневская Л.Л., Старикова И.В. Схемы и таблицы по орфографии и пунктуации. // Русский язык и литература для школьников. 2003. №2, с. 27-32; 2003. №3, с. 37-40.

12. Бондаренко С.М., Борисенко Н.А. Масло масляное, или сочетания ЧК, ЧН, НЧ, НЩ, ЩН. // Русский язык и литература для школьников. 2003. №3, с. 21-25.

13. Бондаренко С.М., Борисенко Н.А. Ваши старые знакомые: ЖИ, ШИ, ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ. // Русский язык и литература для школьников. 2003. №4, с. 27-31.

Список литературы для обучающихся

1. Александрович, Н.Ф. Занимательная грамматика. [Текст] / Н.Ф. Александрович. – Минск, Народная  асвета, 1965. – 157 с.

2. Арсирий, А.Т.  Занимательные материалы по русскому языку. [Текст] / А.Т. Арсирий  – М.: Просвещение, 1995. – 245 с.

3. Вартаньян,  Э.А. Путешествие в слово. [Текст] / Э.А. Вартаньян.– М.: «Просвещение», 1987. – 183 с.

4. Григорян, Л.Т. Язык мой – друг мой. [Текст] / Л.Т. Григорян.– М.: Просвещение, 1976. – 207 с.

5. Успенский, Л.В. Имя дома твоего. [Текст] / Л.В. Успенский. –  Л.: Детская литература, 1976. – 191 с.

6. Шанский Н.М. Русский язык на «отлично». Ростов н/Д, 1998.

7. Шанский Н.М., Боброва Т.А. Снова в мире слова.  М, 2001.

8. Успенскийй Л. В. Слово о словах. Ты и твое имя.  М, «Детская литература». 1962.

9. Львова С. И. Этимо¬логия на  службе орфографии.  М, 2002.

10. Львова С.И. Там, где кончается слово... (О слитных, дефисных и раздельных написа¬ниях).  М., 1998.

11. Граник Г. Г., Бондаренко, Концевая Л.А. Секреты орфографии.  М., 1996.

12.Пахнова Т.М. Готовимся к устным и письменным экзаменам по русскому языку. 9-11 классы. Москва, «Просвещение», 1997.

13.Мурашко А.С. Краткий орфографический справочник. Архангельск. 1995.

Приложение 1

Словарь терминов

Антонимы (от греч. апti — против + опуmа — имя). Слова, имеющие противоположное значение.

Архаизмы (от греч. агсhаiоs — древний). Устарелые для определенной эпохи, вышедшие из употребления слова и выражения, заменённые другими: вотще (напрасно, тщетно), сей (этот), выя (шея), живот (в значении «жизнь»), сущий (в значении «существующий»), зерцало (зеркало).

Историзмы. Устаревшие слова, вышедшие из употребления в связи с исчезновением тех реалий, которые они обозначали. Боярин, дьяк, опричник, урядник, арбалет.

Неологизм (от греч. пеоs НОВЫЙ + 1оgоs — слово, понятие). Слово или оборот речи, созданные для обозначения нового предмета или выражения нового понятия. Астронавт, космодром, лавсан.

Омонимы (от греч. Hоmоs - одинаковый + опуmа — имя). Слова, принадлежащие к одной и той же части речи и одинаково звучащие, но различные по значению. Брак (супружество) — брак (испорченная продукция); ключ (для замка) — ключ родник).

Паронимы* (от греч. рага — возле + опуmа, опоmа — имя). Однокорневые слова, близкие по звучанию, но разные по значению или частично совпадающие в своём значении. Ароматный — ароматический — ароматичный; банковский — банковый; встать — стать;  героический — геройский, драматический — драматичный; значение — значимость; интеллигентный — интеллигентский, кабинетный — кабинетский; надеть — одеть.

Синонимы (греч. sупопушоs — одноименный). Слова близкие или тождественные по своему значению, выражающие одно и то же понятие, но различающиеся или оттенками значения, или стилистической окраской, или и тем и другим. Горячий, жаркий, жгучий, знойный, обжигающий, палящий.

Фразеологизм (от греч. рhгаsis — выражение). Лексически неделимое, устойчивое в своем составе и структуре, целостное по значению словосочетание, воспроизводимое в виде готовой речевой единицы. Бить баклуши, ничтоже сумняшеся, остаться с носом,  попасть впросак, зарыть талант в землю, ломаться в открытую дверь.

Приложение 2

Дидактический материал

Карточка №1

Задание. Исправьте ошибки в предложениях, отредактируйте стиль.

  1. Сегодня холодно, поэтому я одела шубу.  
  2. К праздничному столу купили пять кило банан.
  3. Врачиха выписала мне лекарство.
  4. Я познакомился с ужасно красивой девушкой.
  5. В Индии живут индейки, а в Корее – корейки.
  6. На концерте мы видели знаменитых артистов, ихние наряды потрясные.
  7.  Отсюдова было хорошо видно море.
  8. Я предъявил оплоченный чек.
  9. Мальчик добился пересиления чувства страха.
  10.  Бабушка восьми лет отвезла внука на Кавказ.
  11. Столяр сделал эту этажерку из дуба с четырьмя ножками.

Карточка №2

Задание. Расставьте ударения.

Карточка для 1-й команды 

Карточка для 2-й команды 

баловать

звонит

каталог

квартал

облегчим

повторим

средства

хозяева

феномен

закупорить

упрочение

обеспечение

досуг

приговор

вы правы

на выборах

августовский

кухонный

завидно

исчерпать

щавель

столяр

ходатайствовать

осведомиться

Карточка №3

Задание. Дайте ответы на вопросы задачи-шутки «И с той стороны, и с другой стороны».

…Шёл по дороге старик, а навстречу ему боец. «Здравствуй, отец», - говорит боец. А старик ему в ответ: «Здорово, служилый! Только зовут меня не отец, а так, что с любого конца это слово читай – всё значение одинаковое. А имя у меня такое же: хочешь, слева направо читай, хочешь наоборот – всё одинаково. И живу я в таком домике, что значение не изменится, хоть как читай. Около домика растёт растение с чудным названием, что можно как угодно читать. А имя моей бабки с тем же свойством. А когда я в армии служил, то меня называли тоже таким именем, что читай хоть справа, хоть слева – всё одинаково. Вот и разгадай». Задумался боец. Может, вы ему поможете?

Приложение 3

Тесты для проведения контроля знаний

Вариант теста по лексике

1. Допишите рядом слова для уточнения лексического значения слова:

2. Проверьте правильность определения грамматических значений у слов*:

3. Выделите окончания у слов, укажите грамматические значения:

а) травой
б) красивые

в) замучилась

4. Докажите, опираясь на грамматические значения, что среди данных слов есть слова с одинаковыми окончаниями. Соедините их стрелкой:

5. Запишите указательные слова в нужной падежной форме:

он ___________________________
она __________ у кого? _________
мы __________________________
я ____________________________
вы ___________________________

6. Поставьте любой знак возле слов в форме им. п., называющих предмет:

лапшой
стену
лось
брось
кочка
думала
озеро

          морской

         тень

7. Найдите слова одного склонения, называющие предметы, лишнее слово подчеркните:

тень
корабль
жизнь

на ушке
на избушке
на ступеньке

у речки
у лошади
у карусели

окно
бревно
какао

8. Допишите слово в форме родительного падежа множественного числа:

носк_____________
яблок____________
слив_____________
мандарин_________
сапог____________
ручь_____________
брать____________

9. Выделите окончания в словах:

ложек, коньков, веток, дочерей, окон

10. Найдите слова, с помощью которых можно проверить орфограмму в окончании слова тропочк_й. Вставьте букву:

Москва, слеза, злой, сумка, степь, моря.

11. Укажите те слова, в окончании которых орфограмму можно проверить словом гора. Вставьте букву:

на лун_, над лес_м, на кроват_, под столик_м, прекрасн_й, в корзинк_

12. Соедините стрелками те словосочетания, которые находятся в одной и той же падежной форме. Вставьте буквы:

остр_й карандаш у летн_ кафе
о красив_й игрушке в син_м море
в маленьк_м доме летн_ платья
у зелен_ берега о син_й ленте

13. Соотнесите грамматические значения слов, называющих признаки, с грамматическими значениями слов, называющих предметы:

кофе (черная) ________________
тюль (ажурные) ______________
на пианино (белый) ____________
у пальто (теплое) _____________

* Условные обозначения:

– слово, называющее предмет;

– слово, называющее действие;

   – слово, называющее признак.