Главные вкладки
Левицкая Лариса Леонидовна
Взаимосвязь петербурговедения с различными видами детской деятельности
Ознакомление детей дошкольного возраста с петербурговедением позволяет решать практически все воспитательно-образовательные задачи. Развитие речи. Значимость ознакомления детей с петербурговедением для развития речи в том, что она предоставляет детям возможность широкой наглядной и прикладной практической деятельности (сюжетно-ролевые игры, инсценировки, ознакомление с художественной литературой, иллюстративным материалом, беседы и т. п.), накопления жизненного опыта, развития психических функций, свободного речевого общения, закрепления речевых и коммуникативных навыков. Развитие лексики. Овладение лексикой составляет основу речевого развития детей дошкольного возраста, поскольку слово является важнейшей языковой единицей. Усвоение словаря решает задачу накопления и уточнения представлений, формирований понятий, развития содержательной стороны мышления. Одновременно с этим происходит развитие операциональной системы мышления, так как овладение лексикой происходит на основе операций анализа, синтеза, обобщения. Формируется освоение значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, и ситуацией, в которой происходит общение. Сформированная лексика – один из важнейших факторов подготовки к школьному обучению. Ознакомление с петербурговедением в полной мере отвечает поставленным задачам: в речи отражаются названия объектов, предметов, их свойства, действия, признаки и т. п. Формирование грамматического строя речи. Грамматика – «система систем», объединяющая словообразование, морфологию, синтаксис. Она облекает наши мысли в материальную оболочку, делает речь организованной и понятной для окружающих. Установление разнообразных связей, понимание логической зависимости между наблюдаемыми явлениями сказывается в заметном изменении структуры детской речи: в увеличении числа предлогов и наречий, употребление союзов и союзных слов, распространенных, сложноподчиненных и сложносочиненных предложений. Ребенок, воспринимая произведение, речь воспитателя, запоминает и, воспроизводя в речи, интуитивно подчиняет свою речь грамматическим правилам. Воспитание звуковой культуры речи. Воспитание звуковой культуры речи – одна из важных задач развития речи. В процессе ознакомления с Санкт-Петербургом еще раз закрепляется и совершенствуется правильность звукопроизношения и словопроизношения, воспитывается правильная речь (близкая к норме литературного языка), формируется плавность речи, её выразительность и, дикция, воспитывается культура речевого общения. Развитие связной речи. В связной речи детей, формирующейся посредством восприятия литературных произведений, происходит отражение существенных сторон всего предметно-действенного пространства, развивается коммуникативная функция, как основная форма связной речи – (диалог и монолог). Петербурговедение в дошкольном возрасте позволяет успешно совершенствовать речевые умения и навыки детей: • беседа, как метод обучения диалогической речи; • обучение рассказыванию по предмету, из опыта, по воссоздающим наблюдениям; • обучение творческому рассказыванию; • формирование связных высказываний типа суждений; • ознакомление с литературными произведениями: различные поговорки, пословицы, загадки, рассказы, стихи. Экологическое и нравственное воспитание. Нравственное воспитание – целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества. С течением времени ребенок постепенно овладевает принятыми в обществе людей нормами и правилами поведения и взаимоотношения; выражения отношений к людям, к природе, к самому себе. Результатом нравственного воспитания являются появление и утверждение в личности определенного набора нравственных качеств. Чем прочнее сформированы данные качества, чем меньше отклонений от принятых в обществе моральных устоев наблюдается у личности, тем выше оценка её нравственности со стороны окружающих. Основным средством нравственного воспитания дошкольников является природа, в частности Санкт-Петербурга и исторических пригородов, памятники, которые дают возможность воспитывать у детей гуманные и патриотические чувства. Изобразительная деятельность. Связь петербурговедения, развития речи и экологического воспитания с изобразительной деятельностью двухсторонняя. Чем сильнее развиты изобразительные способности ребенка, тем точнее будет сформирован результат восприятия увиденного, услышанного, прочитанного и осмысленного произведения (героя, сюжета и т. п.). Изучение истории города влияет на разностороннее воспитание личности: 1.Активирует нравственные процессы: воспитывает чувство гордости, формирует любовь к городу, уважение к людям, живущим в настоящее время и тем, кто стоял у истоков строительства Санкт-Петербурга. 2.Способствует развитию речи (звуковой культуре речи, составлению рассказов, запоминанию, умению пересказывать, вести беседу, а также обогащает словарь, формирует понятия). 3.Развивает ФЭМП (построение отношений, часть и целое, ориентировка, количественный счет, геометрические формы). 4.Способствует развитию навыков учебной деятельности (памяти, внимания, рациональному способу решения задач, анализу, синтезу (найди целое, такую же). 5.Активирует сенсорное воспитание дошкольников (что сделано из дерева, а что из камня, природа). Использование различных видов дидактических игр: Словесные игры. При использовании словесных игр активизируется словарь, развивается фонематический слух, воображение, быстрота реакции, сообразительность, внимание. Важно правильно подобрать игры в соответствии с возрастными и психологическими особенностями каждого ребёнка. («Пять названий», «Прибавь слово», «Петербургская азбука», «Закончи предложение», «Назови имя», «Петербургский телефон», «Назови улицы микрорайона» и т. д.) Настольно-печатные игры. Настольно - печатные игры вызывают у детей живой интерес, побуждают к деятельности, воспитывают умение предвидеть результат. Для этих игр дети должны иметь определенный объём знаний, учиться уточнять и систематизировать эти знания. Дети любят играть в кубики, собирать разрезные картинки. Игры с картами - схемами даются детям не просто, т. к. ориентировка в пространстве и на карте требует внимания, сосредоточенности, сообразительности. Дидактические игры. Дидактические игры развивают творческие способности детей и являются одной из основных форм работы с детьми. Санкт – Петербург всегда считался культурной столицей России. Жители Петербурга всегда отличались высоким уровнем культуры, и нынешние маленькие петербуржцы должны стать достойными их преемниками.