Статья

Статья "Основные направления профилактической работы с учащимися с ОНР в начальных классах массовых школ"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon статья65.5 КБ

Предварительный просмотр:

Статья.

Основные направления профилактической работы с учащимися с ОНР в начальных классах массовых школ.

На современном этапе развития логопедии остро стоит вопрос о резком росте речевых нарушений у детей младшего школьного возраста. Количество детей  с ОНР с каждым годом растет. Под общим недоразвитием речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом следует понимать такую форму речевой аномалии, при которой нарушено формирование всех компонентов речевой системы. И дети с нарушениями восприятия звуков, звукопроизношения и несформировавшимися процессами языкового анализа и синтеза приходят в общеобразовательные школы. Кроме того, в школы попадают и выпускники речевых групп. С некоторыми из них требуется продолжение коррекционно-логопедической работы.

 По результатам обследования состояния словарного запаса и грамматического строя речи у учащихся 1-х классов, в первые две недели сентября, выявлено:

  1. Словарный запас отставал от возрастной нормы у каждого пятого ребенка.
  2. Функция словоизменения оказалась не сформированной приблизительно у половины учащихся.
  3. Функция словообразования у большинства детей также отставала от возрастной нормы.

4) У некоторых детей еще сохраняются недостатки произношения звуков и нарушения структуры слова, что создает большие трудности в овладении звуковым анализом и синтезом.

Вполне понятно, что дети с несформированными грамматическими системами словоизменения и словообразования не смогут употреблять на письме грамматические формы более правильно, чем они делают это в своей устной речи. А это значит, что они совершенно неизбежно будут страдать дисграфией, которая «во всем цвете» проявится у них, когда потребуется запись развернутых фраз, предполагающая правильное согласование входящих в их состав слов. Учебный материал будет восприниматься слабо, степень его усвоения будет очень низка. Проблема письменной речи к концу обучении в начальной школе станет первостепенной, т.к. часто будет служить камнем преткновения в усвоении учебного материала по другим предметам, приносить массу отрицательных эмоций.

  Если попытаться подвести итог всему сказанному, то самое первое и очень серьезное обстоятельство, которое всем нам необходимо до конца осознать, состоит в том, что примерно половина детей, поступающих в первые классы общеобразовательных школ, не готова к началу систематического изучения русского языка ввиду явного отставания в речевом развитии. Пора, наконец, воспринять это как реально существующий факт, с которым нельзя не считаться. Поистине катастрофическая неуспеваемость слишком большого числа учащихся общеобразовательных школ по русскому языку уже давно беспокоит учителей и логопедов. Всем ясна не случайность столь массового явления и его тесная связь с недостаточным уровнем речевого развития детей, обусловленного довольно серьезными причинами.

    Это заставляет, прежде всего логопедов, все более и более настойчиво говорить о необходимости проведения возможно более ранней коррекционно-профилактической работы.

 Исходя из этой концепции, в условиях ПМС Центра Приморского района разработана и экспериментально проверена организационно-педагогическая система логопедического воздействия при общем недоразвитии речи. И основными направлениями этой работы, на наш взгляд, должны стать следующие:

  1. Перенесение сроков начала логопедической работы по предупреждению дисграфий у первоклассников с начала второго полугодия на начало первого полугодия. В связи с этим в ПМС Центре разработана и утверждена программа «Предупреждение нарушений письменной речи» автором, которой являются Л.З.Савченко и А.В.Тишкова.
  2. Дифференцированный, с учетом уровня речевого развития детей, подход к комплектованию первых классов общеобразовательных школ.
  3. Значительное увеличение сроков до букварного периода в соответствующих первых классах, без чего дети с отставанием в речевом развитии не имеют реальной возможности полноценно овладеть грамотой.
  4. Строгое соблюдение педагогами начальных классов принципа индивидуального подхода к детям рассматриваемой категории.
  5. Проведение целенаправленной и систематической разъяснительно-обучающей работы с родителями с целью превращения их в активных помощников логопеда. В связи с этим направлением, для установления связи «родитель-логопед», разработана « Тетрадь для домашних заданий».
  6. Вооружение необходимыми специальными знаниями педагогов общеобразовательных школ, что может быть сделано через просветительную  деятельность, которой занимаются логопеды школ. В связи с этим направлением, для установления связи «педагог-логопед», разработана серия интегрированных занятий к программе «Предупреждение нарушений письменной речи».

 Поскольку все предлагаемые здесь мероприятия не требуют никаких дополнительных финансовых затрат, то мы практически реализуем их в пределах нашего района. Считаем, что более «частными» мерами, рассчитанными лишь на помощь «отдельным неуспевающим», эту глобальную проблему решить невозможно.

Таким образом, целевое назначение логопедической деятельности заключается в практической подготовке учащихся с общим недоразвитием речи 1-х классов массовых школ к сознательному усвоению первоначальных элементов грамоты, то есть в обучении детей навыками анализа и синтеза звукового состава слова, развитию ритмической и звуко-слоговой структуры слова, формированию лексико-грамматического строя речи…

  А так как, причины речевых трудностей часто остаются непонятыми как школьными учителями, так и родителями ребенка, и непонимание проблемы не успешности ребенка нередко приводит к конфликтным ситуациям между школой и родителями, то данная логопедическая деятельность должна протекать в теснейшей взаимосвязи «родитель-логопед» и «педагог-логопед».

  Конечно же, данная инновация имеет культурно-исторические аналоги. О необходимости заниматься профилактикой, предупреждением нарушений процессов письма и чтения ранее говорили и разрабатывали направления работ такие логопеды как Л.Н.Ефименкова, Г.Г.Мисаренко.

  А теперь, остановимся более подробно на системе логопедического воздействия при общем недоразвитии речи. И рассмотрим,  как реализуются основные направления работы.

  1. Логопедами ПМС Центра Приморского района Л.З.Савченко и А.В.Тишковой была создана и утверждена программа «Предупреждение нарушений письменной речи». Данная программа позволяет начать логопедическую работу с учащимися по предупреждению нарушений процессов письма и чтения уже с первого полугодия учебного года.

Итак, программа адресована учащимся 1-х классов общеобразовательных школ, имеющих общее недоразвитие речи, в основе которых лежит несформированность фонетико-фонематических и лексико-грамматических сторон речи.

Основными задачами программы являются:

А) Развитие пространственных представлений.

Б) Развитие навыков анализа и синтеза звукового состава слова.

В) Развитие ритмической и звуко-слоговой структуры слова.

Г) Формирование лексико-грамматического строя речи.

Целевое назначение программы заключается в практической подготовке учащихся с ОНР 1-х классов массовых школ к сознательному усвоению первоначальных элементов грамоты.

Дети, прошедшие специальный курс занятий по такой программе, намного успешней справляются со школьной программой.

  1. И как раз мною, в соавторстве с логопедом ПМС Центра Ю.В. Дубровской  разработана и внедрена в практику серия интегрированных занятий к темам данной программы.

  1. И в соавторстве с Ю.В.Дубровской разработана и внедрена в практику к  серии данных уроков «Тетрадь для домашних заданий»  в двух частях.

Данные этих двух направлений работы позволяют устанавливать  взаимосвязь между логопедом и учителем, логопедом и родителем, делая учителей и родителей активными помощниками логопеда.

И как раз, в этих двух направлениях логопедической  работы заложены непосредственно личные преобразования в ходе инновационной деятельности.

Схематически можно отобразить это следующим образом:

1.

Программа «Предупреждение нарушений письменной речи».

     

Серия интегрированных занятий к данной программе.

Тетрадь для домашних заданий к данным занятиям.

  2.

Логопед.

Учитель.                                                                                     Родитель.

Предлагаемые  мероприятия, эти основные направления работ не требуют никаких дополнительных финансовых затрат. Поэтому мы уже приступили к их практической реализации в пределах нашего района: в ПМС Центре и на школьных логопунктах.

Своевременное устранение фонетико-фонематических нарушений у школьников на самых начальных этапах обучения- это предотвращение дисграфии и дислексии; формирование навыков связной речи учащихся; более успешное усвоение школьной программы; устранение отрицательных эмоций. Все это, выше перечисленное можно отнести к ожидаемому результату инновационной педагогической деятельности.

 

  Если говорить о результатах коррекционной работы, то она проводится в несколько этапов. На первичной консультации ребенку предлагается ряд вопросов, позволяющих выяснить состояние его устной речи и вынести логопедическое заключение. По результатам обследования дети с однотипными заключениями определяются в группу коррекции. Выстраивается классификатор ошибок на каждого ребенка и группу в целом (логопедическое обследование учащихся 1кл.(начало года)).

   После прохождения каждой темы проводятся самостоятельные и проверочные работы в тетрадях, где учащиеся при помощи схем и символов выполняют задания. Результаты записываются в итоговый классификатор и речевую карту ребенка. На основании итоговых результатов коррекции выстраивается дальнейший план работы. Здесь возможны следующие действия:

А) Коррекционная работа достигла нужных результатов, и ребенок в логопедической помощи в данный момент не нуждается.

Б) Коррекция успешна, но некоторые темы требуют доработки (продолжение занятий индивидуально, можно в форме консультаций или же переход ребенка на другую программу коррекционных занятий).

В) Коррекционная работа не достигла нужных результатов. Подготовка ребенка на РМПК с целью выяснения образовательного маршрута.

 

  А вот необходимость данной педагогической деятельности, данного направления работы можно проследить на следующей диаграмме:

  По этой диаграмме, можно проследить то, что действительно количество детей с речевыми проблемами  с каждым годом растет, и речь идет, именно о резком росте речевых нарушений (вторые столбцы).

   По возможности, мы стараемся взять больше учеников 1-х классов на коррекционные занятия по программе «Предупреждение нарушений письменной речи», однако ограничены мы тем, что обслуживаем еще и вторые, и третьи, и четвертые классы ( третьи столбцы).

   Если мы посмотрим на данный график, то увидим, что количество учащихся, выпущенных с улучшением, будет немалым, больше половины учеников, занимавшихся по данному курсу (четвертые столбцы).

  Таким образом, данное направление работы: по программе «Предупреждение нарушений письменной речи», по серии интегрированных занятий и по «Тетради для домашних заданий» мы считаем эффективным и результативным. Мы уже, работаем по этому направлению, и в дальнейшем будем следовать этому пути. Потому что, это направление работы позволяет исправить речевые ошибки, с которыми ребенок пришел в массовую школу и предотвратить возникновение дисграфии в дальнейшем.