Олимпиады

Тугушева Марина Александровна

Подготовка к Олимпиаде требует дополнительного времени и усилий как ученика, так и учителя. Я осуществила небольшую подборку олимпиадныз заданий разного уровня и на разных этапах. Считаю, что эта работа поможет мне и моим коллегам. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МАТЕРИАЛЫ

Муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по истории в 2009/10 учебном году

СОДЕРЖАНИЕ

Сопроводительная записка        

7 класс        

8 класс        

9 класс        

10 класс        

11 класс        

Темы сочинений-эссе        

Сопроводительная записка

При разработке заданий учитывались принципиальные установки учебного стандарта нового поколения и основные нормативные документы, определяющие проведение Всероссийской олимпиады школьников.

Настоящий этап занимает второе место в вертикали олимпиад: школьный муниципальный региональныйвсероссийский.

Сроки проведения муниципального этапа ноябрь-декабрь 2009 г.

Количество заданий по различным возрастным группам: 7-й класс – 9, 8-й – 10, 9-й – 11, 10-й – 12, 11-й – 13. Кроме того учащиеся 9-11-х классов пишут и устно защищают сочинение-эссе.

Время выполнения заданий: в 7-8-х классах – до 90 минут, в 9-11-х – до 120 минут.


7 класс

ЗАДАНИЯ

  1. По какому принципу образованы ряды? Дайте краткий ответ.
  1. Дрожки, «эгоистка», одноколка, двуколка. ___________________________
  2. Бойница, флешь, шанец, равелин. ___________________________________
  3. Дымное, мыт, извоз, ясак. __________________________________________

 

  1. Что или кто является лишним в ряду (лишнее слово подчеркните и кратко объясните свой выбор)?
  1. Красноярские храмы: Благовещенская церковь, Богородице-Рождественский собор, Параскевы Пятницы часовня, Покровская церковь, Троицкая церковь. ________________________________________________

________________________________________________________________

  1. Ю.П. Ишханов, Д.И. Каратанов, А.Г. Поздеев, Б.Я. Ряузов, В.И. Суриков.______________________________________________________________________________________________________

  1. Славянскими апостолами называют:
  1. Просветителей Кирилла и Мефодия.
  2. Первых правителей – христиан князя Владимира и княгиню Ольгу.
  3. Первых русских святых Бориса и Глеба.
  4. Первого русского митрополита Иллариона и летописца Нестора.

  1. Определите приблизительное время возникновения документов, по-возможности название, и расположите их в хронологическом порядке.
  1. «… А который крестьянин живет за нем год да пойдет проч, и он платит четверть двора; а два года поживет, и он платит полдвора; а три годы поживет, и он платит три четверти двора; а четыре годы поживет, и он платит весь двор, рубль и два алтына.»_______________________________
  2. «… А отдавать беглых крестьян и бобылей из бегов по писцовым книгам всяких чинов людем без урочных лет….». ____________________________
  3. «.. Которые крестьяне … из поместий и из вотчин … выбежали до нынешняго 106 году за пять лет, и на тех беглых крестьян в их побеге … давати суд и сыскивати накрепко всякими сысками и по суду и по сыску тех беглых крестьян с женами и с детьми … возити назад, кто за кем жил. А которые крестьяне выбежали до нынешняго 106 году лет за шесть и за семь и за десять … суда не давать». _________________________________
  4. «… А христианом отказыватися из волости в волость, из села в село один срок в году, за неделю до Юрьевого дня осеннего и неделя после … Дворы пожилые платить в полех за двор рубль, а в лесах полтина…». _____________________________________________________________

        

  1. Из перечисленных исторических личностей составьте три пары современников. Выпишите эти пары.

Митрополит Алексей, Алексей Михайлович, Александр Невский, Василий II Темный, Дмитрий Донской, Иван IV Грозный, митрополит Макарий, патриарх Никон, Феофан Прокопович. 1._______________________________________________________________2.______________________________________________________________

3._______________________________________________________________

  1. Кто из известных вам русских людей мог бы стать современником знаменитого героя А. Дюма Д’Артаньяна? Назвать не менее трех человек.

________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Установите соответствие между князьями и событиями, связанными с их правлением:
  1. Владимир I
  2. Владимир Мономах
  3. Святослав
  4. Ярослав Мудрый
  1. Ввел христианство как государственную религию; для обороны Руси от печенегов начал строительство городов-крепостей по притокам Днепра;
  2. Разгромил Хазарский каганат; вел войны на территории Византийской империи;
  3. Добился для русских купцов права беспошлинной торговли на византийских рынках;
  4. С деятельностью этого князя связано появление древнейшей части «Русской правды»;
  5. Основатель г. Владимира-на-Клязьме; организатор походов в половецкие степи; один из инициаторов Любеческого съезда князей.

____________________________________________________________________

___________________________________________________________________

  1. Соотнесите имя и прозвище.
  1. Андрей
  2. Василий
  3. Владимир
  4. Всеволод
  5. Иван
  6. Олег
  1. «Александр Македонский русской истории»
  2. Боголюбский
  3. Большое Гнездо
  4. Вещий
  5. Калита
  1. Святослав
  2. Ярослав

  1. Красное Солнышко
  2. Мудрый
  3. «Пардус»
  4. Святой
  5. Темный

____________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Как называлось первое в России высшее учебное заведение? Когда и где оно возникло?_______________________________________________

________________________________________________________________


ОТВЕТЫ

  1. Транспортные средства.
  2. Названия фортификационных укреплений и их элементов.
  3. Разновидности податей и сборов.

По 2 балла за каждый правильно определенный ряд (1 балл за некоторые неточности, не искажающие сути). Всего – 6 баллов.

  1. Богородице-Рождественский собор в Красноярске был взорван в 1930-е гг. Остальные храмы – действующие.
  2. Ю.П. Ишханов – скульптор; остальные – живописцы.

По 1 баллу за верно найденное слово. По 2 балла – за точное объяснение своего выбора (1 балл – за некоторые неточности, не искажающие смысла). Всего – 6 баллов.

  1. Кирилл и Мефодий (1 балл)

  1. Судебник 1550 г.
  2. Соборное уложение 1649 г.
  3. Указ об урочных летах 1597 г.
  4. Судебник 1497 г.

        

По 1 баллу за приблизительную датировку документа. По 1 баллу – за каждое правильное название. 4 балла за верную хронологическую расстановку (за неверную – 0 баллов). Всего – 12 баллов.

  1. Дмитрий Донской – митрополит Алексей, Иван IV Грозный – митрополит Макарий, Алексей Михайлович – патриарх Никон

За каждую правильную связку – 2 балла. Итого – 6 баллов.

  1. Царь Алексей Михайлович, боярин Морозов, патриарх Иосиф и Никон, Аввакум Петров, Степан Разин и др. люди середины XVII в.

За каждое правильное имя – 1 балл. Всего – 3 балла (возможно – и более).

  1.  1) – А;  2) – Д;  3) – Б;  4) – Г.

За каждую правильную связку – 1 балл. Всего – 4 балла.

  1. 1) – Б;  2) – К;  3) – Е,И;  4) – В;  5) – Д;  6) – Г;  7) – А,З;  8) – Ж.

За каждую правильную связку – 1 балл. Всего – 10 баллов.

  1. Славяно-греко-латинская академия; в Москве; в 1682 г.

За каждый правильный элемент ответа – по 1 баллу. Всего – 3 балла.

Всего за 9 заданий – 51 балл.


8 класс

ЗАДАНИЯ

  1. По какому принципу образованы ряды? Дайте краткий ответ.
  1. 1497, 1550, 1649, 1682. ____________________________________________
  2. Действительный статский советник, титулярный советник, коллежский секретарь, коллежский регистратор. ________________________________
  3. Басма, жезл, «яблоко», пояс. _______________________________________

  1. В этот ряд объединены даты событий, подорвавших то, что считалось опорой власти. Какие события стоят за этими датами? 1700 г., 1721 г., 1722 г., 1761 г.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Кто является лишним в данном ряду (лишнее слово подчеркните и поясните свое решение)?
  1. Бурсак, институтка, кадет, казачок, смолянка. _________________________
  2. А.И. Бибиков, И.И. Михельсон, П.И. Панин, Г.А. Потемкин, А.В. Суворов. ________________________________________________________________

  1. Познакомьтесь с документом и определите время и обстоятельства его появления. Свой ответ кратко обоснуйте.

«… Всем прямым сынам отечества Российского явно оказалось, какая опасность всему Российскому государству начаналася самым делом, а именно: Закон наш Греческий перво всего возчувствовал свое потрясение и истребление своих преданий церковных, так что церковь наша Греческая крайне уже подвержена оставалась… переменою древняго в России православия и принятием иновернаго закона. Второе: Слава Российская, возведенная на высокую ступень своим победоносным оружием, чрез многое свое кровопролитие заключением новаго мира самим ея злодеям отдана… в совершенное порабощение; а между тем внутреннии порядки, составляющие целость всего Нашего отечества, со всем испровержены. Того ради … принуждены были .., видев к тому желание всех Наших верноподданных явное и нелицемерное, вступили на престол Наш Всероссийский самодержавно…»

________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. В Красноярске работают следующие государственные театры:
  1. Драматический
  2. Кукольный
  3. Музыкальной комедии
  4. Оперы и балета
  5. Сатиры и юмора
  6. Современного танца
  7. Эстрадных миниатюр
  8. Юного зрителя

Напишите номера ответов ____________________________________________

  1. Установите соответствие между фамилиями деятелей сценического искусства Красноярского края и сферами их творчества.
  1. Валерий Дьяконов
  2. Дмитрий Хворостовский
  3. Наталья Чеховская
  4. Иван Шпиллер

  1. Балет
  2. Вокал
  3. Музыка органная
  4. Музыка симфоническая
  5. Театр
  1. Установите соответствие между именами художников и их произведениями.
  1. Н.Н. Ге
  2. М.В. Ломоносов
  3. И.Н. Никитин
  4. В.А. Серов
  5. В.И. Суриков
  1. «Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе»
  2. «Петр I на смертном ложе»
  3. «Полтавская баталия»
  4. «Утро стрелецкой казни»

  1. Распределите указанные события из военной истории по векам
  1. Сражение на реке Сити
  2. Битва при Молодях
  3. Взятие Батыем Владимира
  4. Освобождение Москвы II ополчением
  5. Присоединение Казанского ханства
  6. Куликовская Битва
  7. «Ледовое побоище»
  8. Сражение при Лесной
  9. Взятие Москвы Тохтамышем
  10. Кагул
  11. «Стояние на Угре»
  12. Взятие крепости Корфу
  13. Взятие Измаила
  14. Сражение при Кунерсдорфе
  15. Оборона Пскова от войск Стефана Батория
  16. Битва на реке Калке

XIII в.

XIV в.

XV в.

XVI в.

XVII в.

XVIII в.

  1. Восстановите династическую линию царствующего дома Романовых:
  1. Петр I
  2. Екатерина I
  3. _________________
  4. Анна Иоанновна
  5. _________________
  6. _________________
  7. Петр III
  8. _________________
  9. Павел I

  1.  На основе какого принципа налогообложения взимался налог в различные периоды истории страны?

Принципы:

  1. Поземельный
  2. Подушный
  3. Подворный

Время

В первые десятилетия ордынского ига

В XVI – первой половине XVII века.

В конце 1670-х – начале XVIII века.

В последние годы правления Петра I

Принципы налогообложения (поставить нужную цифру)


ОТВЕТЫ

  1. Даты появления важнейших правовых актов.
  2. Гражданские чины по Табелю о рангах.
  3. Символы (регалии) власти в разные времена.

По 2 балла за полный правильный ответ. По 1 баллу за частично правильный ответ. Всего – 6 баллов.

  1. Эти даты событий, связанных с изменением положения Церкви в государстве:
  • Отмена патриаршества.
  • Учреждение Синода.
  • Указ о доносе священников на прихожан.
  • Указ о ликвидации церковного землевладения.

За правильную общую идею – 2 балла; за «расшифровку» одной даты – 1 балл. Всего – 6 баллов.

  1. В ряду обучающихся в разных учебных заведениях лишние слово – казачок, то есть – мальчик-прислуга, обычно постриженный в кружок, по-казацки, в казачине.
  2. В подавлении восстания Е.И. Пугачева не принимал участие Г.А. Потемкин.

По 1 баллу за верно найденное слово; по 2 балла – за точное объяснение своего выбора (1 балл – за некоторые неточности, не искажающие смысла). Всего – 6 баллов.

  1.  Манифест о восшествии на престол Екатерины II от 28 июня 1762 года (в день переворота). Время определяется по характеру обвинений в адрес низверженного Петра III: (1) гонение на православную церковь (секуляризация; политика веротерпимости, в том числе в отношении к старообрядцам; предоставления известных свобод протестантам); (2) заключение мира с Фридрихом II, по которому последнему были возвращены все сделанные завоевания – преподнесено как национальное оскорбление; (3) обвинения в непорядках во внутреннем управлении. Екатерина II представлена как спасительница Отечества, вступающая на престол по молению всех подданных.

2 балла – за определение времени и обстоятельств появления документа. По 2 балла – за каждый полный аргумент (1 балл – за некоторые неточности, не искажающие смысла). Всего – 8 баллов.

  1. 1;2;3;4;8.

За каждый правильный ответ – 1 балл. Всего – 5 баллов. За включение ошибочного номера – 0 баллов.

  1.  1) – Д;  2) – Б;  3) – А;  4) – Г.

За каждую правильную связку – 1 балл. Всего – 4 балла.

  1.  1) – А;  2) – В;  3) – Б; 5) – Г.

За каждую правильную связку – 1 балл. Всего – 4 балла.

XIII в.

XIV в.

XV в.

XVI в.

XVII в.

XVIII в.

1,3,7,16

6,9

11

5,2,15

4,10

8,12,13,14

За каждое правильно указанное событие военной истории – 1 балл. Всего – 16 баллов.

  1. 3) Петр II; 5) Иван Антонович; 6) Елизавета Петровна; 8) Екатерина II.

За 1 имя – 1 балл. Всего – 4 балла. За неправильную последовательность – 0 баллов.

Время

В первые десятилетия ордынского ига

В XVI – первой половине XVII века.

В конце 1670-х – начале XVIII века.

В последние годы правления Петра I

Принципы налогообложения (поставить нужную цифру)

2

1

3

2

За каждое правильное соответствие – 1 балл. Всего – 4 балла. За ошибку в последовательности номеров – 0 баллов.

Всего за 10 заданий – 53 балла.


9 класс

ЗАДАНИЯ

  1. По какому принципу образованы ряды? Дайте краткий ответ.
  1. 1589, 1721, 1918 гг.________________________________________________
  2. 1774, 1791, 1812, 1829, 1878 гг.____________________________________
  3. Антон Фрязин, Петр Фрязин, Марк Фрязин, Алевиз Новый.

___________________________________________________________________

 

  1. Что или кто является лишним в ряду (лишнее слово подчеркните и кратко объясните свой выбор)?
  1. Земский собор, коллегия, министерство, приказ. ______________________

_______________________________________________________________

  1. 1852 г. стал годом больших потерь для русской культуры. Тогда из жизни ушли: К.П. Брюллов, М.И. Глинка, Н.В. Гоголь, В.А. Жуковский, П.А. Федотов. ________________________________________________________

________________________________________________________________

  1. О ком идет речь?
  1. Родился в 1656 г, но только в 1702 г. грамотой Петра I пожалована фамилия … вместо прозвища Антуфьев. Главный поставщик оружия для русской армии. Пожаловал несколько тысяч рублей на строительство Санкт-Петербурга. Построил четыре завода на Урале и один на Оке. В 1720 году получил дворянское звание. Умер в год смерти Петра I._______________________________________________________________
  2. Она застрелила губернаторского советника в Тамбове. За что провела 11 лет на каторге. Возвратившись с каторги, она стала активным членом левого крыла партии эсеров. В романе «10 дней, которые потрясли мир» Джон Рид писал о ней: «Эта самая популярная и влиятельная женщина в России». В феврале 1918 г. она поддержала В.И. Ленина в вопросе о Брестском мире, а уже в июне назвала этот документ «похабным договором». Была расстреляна большевиками в сентябре 1941г.___________________________________________________________

  1. Предположите, когда и кем эта программа могла быть создана?
  1. Весь российский народ составляет одно сословие – гражданское; все нынешние сословия уничтожаются и сливаются в одно сословие – гражданское. Все различные племена, составляющие Российское государство, признаются русскими и, слагая различные свои названия, составляют один народ русский.
  2. Вся земля … разделяется на две части: волостную и частную. Первая принадлежит обществу, вторая – частным людям.
  3. Верховная власть разделяется на законодательную и верховно-исполнительную. Первая поручается народному вечу, вторая Державной Думе. Власть блюстительная поручается Верховному собору.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Иноземный гость, посетив Москву в 1819 г., мог бы:
  1. Послушать оперу М.И. Глинки «Жизнь за царя».
  2. Посетить Третьяковскую галерею.
  3. Полюбоваться памятником Минину и Пожарскому.
  4. Послушать литургию в Храме Христа Спасителя.
  5. Закупить товары в ГУМе.
  6. Пройтись по магазинам Кузнецкого моста.
  7. Купить сочинения И.А. Крылова.

Напишите номер(а) ответа _____________________________________________

  1. С Красноярским краем тесно связаны жизни и творческая деятельность следующих писателей (нужное подчеркнуть): Виктор Астафьев, Василий Белов, Сергей Залыгин, Петр Проскурин, Михаил Успенский, Алексей Черкасов, Анатолий Чмыхало.

  1. Установите соответствие между прежними и нынешними названиями улиц Красноярска.
  1. Благовещенская
  2. Воскресенская
  3. Гостинская
  4. Садовая

  1.  Бограда
  2.   Кирова
  3.   Ленина
  4.   Маркса
  5.   Мира

__________________________________________________________________

  1. Установите соответствие между именами скульпторов и их произведениями:
  1. М.М. Антокольский
  2. П.К. Клодт
  3. М.О. Микешин
  4. Б.К. Растрелли
  5. Ф.И. Шубин

  1.  «Петр Великий»
  2.   «Анна Иоановна с арапчонком»
  3.   «Елизавета Петровна»
  4.   «Екатерина Вторая»
  5.   «Павел Первый»
  6.   «Николай Первый»

____________________________________________________________________

  1. Расположите в хронологическом порядке следующие события:
  1. «Битва народов»;
  2. Битва под Аустерлицом;
  3. Взятие Плевны;
  4. Кавказская война;
  5. Оборона Севастополя;
  6. Отечественная война;
  7. Присоединение Средней Азии.

____________________________________________________________________

  1.  Назовите не менее 3 литературных произведений XIX в., посвященных Кавказу. Почему эта тема была так популярна?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Найдите несколько ошибок и подчеркните их.

В средние века русский крестьянин возделывал следующие сельскохозяйственные культуры: картофель, огурцы, помидоры, репу, баклажаны, морковь, капусту, зеленый перец, фасоль, петрушку.


ОТВЕТЫ

  1. Даты, связанные с учреждением и отменой патриаршества в РПЦ.
  2. Мирные договоры, подписанные по окончании войн с Турцией.
  3. Итальянские архитекторы, участвовавшие в создании ансамбля Московского Кремля.

По 1 баллу за 1 правильный ответ. Всего – 3 балла.

  1. В ряду исполнительных органов власти лишнее словосочетание – Земский собор.
  2. М.И. Глинка (скончался в 1857 г.)

По 1 баллу за верно найденное слово; по 2 – за точное объяснение своего выбора (1 балл – за некоторые неточности, не искажающие смысла). Всего – 6 баллов.

  1. 1) Н. Демидов; 2) М.А. Спиридонова.

По 2 балла за 1 правильный ответ. Всего – 4 балла.

  1. Предложенный текст – фрагмент «Конституции» Н. Муравьева.

За правильный ответ – 3 балла.

  1.  3,6,7

За каждый правильный ответ – 1 балл. (один ошибочный ответ – 0 баллов). Всего – 3 балла.

  1. В. Астафьев, М. Успенский, А. Черкасов, А. Чмыхало.

За 1 правильный ответ – 1 балл. Всего – 4 балла. (За один неправильный ответ – 0 баллов)

  1. 1 – В; 2 – Д; 3 – Г; 4 – А.

За каждую правильную связку – 1 балл. Всего – 4 балла.

  1. 1 – А; 2 –Е; 3 – Г; 4 – Б; 5 – Д.

За каждую правильную связку – 1 балл. Всего – 5 баллов.

  1.  2 – 6 – 1 – 4 – 5 – 3 – 7.

За правильную хронологическую последовательность – 7 баллов; за неправильную – 0 баллов.

  1. Возможны следующие варианты ответа:

А.С. Пушкин «Кавказский пленник»;

М.Ю. Лермонтов «Мцыри», «Демон»;

Л.Н. Толстой «Хаджи-Мурат», «Кавказский пленник»

В XIX в. Россия вела длительную ожесточенную войну за присоединение Кавказа

За каждый правильный ответ -1 балл. Всего – 4 балла (не исключено, что их может быть больше)

  1. В средние века крестьяне на Руси не культивировали картофель, помидоры, баклажаны, зеленый перец, фасоль, петрушку.

За 1 найденную ошибку – 1 балл. Всего – 6 баллов.

Всего за 11 заданий 45 баллов.


10 класс

ЗАДАНИЯ

  1. По какому принципу образованы ряды? Дайте краткий ответ.
  1. 1551, 1666-1667, 1917-1918._______________________________________
  2. А.Н. Голицын, С.С. Уваров, А.В. Головнин, Д.А. Толстой, А.В. Луначарский._____________________________________________________
  3. В.В. Маяковский, Д.Д. Бурлюк, В.В. Каменский, В.В. Хлебников. _______________________________________________________________

  1. По какому принципу образованы ряды (дайте краткий ответ)? Завершите ряды.
  1. А.В. Козырев, Е.М. Примаков, И.С. Иванов__________________________
  2. Единая Россия, КПРФ, ЛДПР______________________________________

________________________________________________________________

  1. В годы горбачевской перестройки основными лозунгами, соответствующими понятию «гласность», были:
  1. «Больше демократии, больше социализма!»
  2. «Долой монополию КПСС на власть!»
  3. «За нашу и вашу свободу!»
  4. «За советы без коммунистов!»
  5. «Назад к Ленину»

  1. Что является лишним в ряду (лишнее слово/словосочетание подчеркните и кратко поясните свой выбор)?
  1. Бахтерец, визитка, капот, однорядка, охабень, сюртук, ферязь.___________

_______________________________________________________________

  1. Какую должность в годы войны И.В. Сталин не занимал?
  1. Верховный Главнокомандующий Вооруженными силами СССР.
  2. Генеральный секретарь ЦК ВКП(б).
  3. Председатель Верховного Совета СССР.
  4. Председатель Государственного Комитета Обороны СССР.
  5. Председатель Совета Народных Комиссаров СССР.

____________________________________________________________________

  1. Предположите кому принадлежит эта программа, когда она могла быть создана?

«… наша цель – отнять власть у существующего правительства и передать ее Учредительному собранию, которое должно пересмотреть все наши государственные и общественные учреждения и перестроить их согласно инструкциям своих избирателей.

Руководящие принципы действий Исполнительного комитета определяются отношением лиц и общественных групп к делу революции. Таким образом:

  1. по отношению к правительству, как врагу, цель оправдывает средства, т.е. всякое средство, ведущее к цели, мы считаем дозволительным;
  2. все оппозиционные элементы, даже не вошедшие с нами в союз, найдут в нас помощь и защиту…»

____________________________________________________________________

  1. Прочитайте отрывок из обращения и назовите фамилию его автора.

«8 декабря 1991 г. в Минске руководители Беларуси, РСФСР и Украины заключили соглашение по созданию Содружества Независимых Государств. Для меня, как Президента страны, главным критерием оценки этого документа является то, что он отвечает интересам безопасности граждан, задачам преодоления нынешнего кризиса, сохранения государственности и продолжения демократических преобразований»

____________________________________________________________________

  1. Соотнесите дату и событие.
  1. 1989 г.
  2. 1990 г.
  3. 1992 г.
  4. 1994 г.
  5. 2002 г.
  6. 2008 г.
  1. Признание Российской Федерацией суверенитета Южной Осетии и Абхазии.
  2. «Парад суверенитетов».
  3. Вывод советских войск из Афганистана.
  4. Начало военных действий в Чечне.
  5. Кэмпи-Девидская декларация между СССР и США о прекращении холодной войны.

____________________________________________________________________

  1. Укажите термины, соответствующие следующим определениям:
  1. Договор на сдачу иностранным фирмам предприятий или участков земли с правом производственной деятельности;
  2. Наем за обусловленную плату на определенный срок земли, предприятий, помещений и т.п. для самостоятельного использования;
  3. Возврат государством национализированного имущества бывшим владельцам;
  4. Обязательная сдача крестьянами государству всех излишков сельскохозяйственной продукции по твердым ценам;
  5. Установленная государством обязательная плата, взимаемая с крестьянских хозяйств.
  1. Аренда
  2. Денационализация
  3. Концессия
  4. Приватизация
  5. Продналог
  6. Продразверстка

  1. Расположите события в хронологической последовательности.
  1. Образование СССР.
  2. Выступление в Кронштадте («Кронштадтский мятеж»).
  3. Смерть В.И. Ленина.
  4. Начало коллективизации.
  5. Советско-финская («зимняя» война).
  6. Пакт Риббентропа-Молотова.
  7. Высылка Л.Д. Троцкого за границу.
  8. Включение территорий Западной Украины и Западной Белоруссии в состав СССР.

  1. Чем знамениты эти корабли? С какими событиями отечественной истории они связаны?
  1. «Аврора»-_______________________________________________________
  2. «Азов»-_________________________________________________________
  3. Ботик Петра I - __________________________________________________
  4. «Князь Потемкин Таврический» - __________________________________
  5. «Варяг»-______________________________________________________
  6. «Восток» и «Мирный»-__________________________________________
  7. «Ленин»-_______________________________________________________

  1. Назовите сходные черты в реформаторской деятельности Н.С. Хрущева и М.С. Горбачева.

  1. В Кижах рядом со знаменитой Преображенской церковью в том же XVIII в. была построена Покровская, поменьше. Зачем небольшому острову понадобилось 2 храма?

ОТВЕТЫ

  1. Даты церковных соборов, сыгравших важную роль в развитии РПЦ.
  2. Министры просвещения царского и советского правительств.
  3. Поэты-футуристы.

По 2 балла за полный правильный ответ (1 балл за некоторые неточности, не искажающие сути). Всего – 6 баллов.

  1. Министры иностранных дел в правительстве РФ. Лавров С.В.
  2. Политические партии, представленные в современной Государственной Думе. «Справедливая Россия»

По 2 балла за определение принципа (1 балл за некоторые неточности в его определении, не искажающие сути). По 1 баллу за верное продолжение ряда. Всего – 6 баллов.

  1. 1);5).

За каждый правильный ответ – 1 балл. Всего – 2 балла. Включение 1 ответа иного варианта – 0 баллов.

  1. В ряду одежды лишний «бахтерец» – воинский доспех.
  2. Председатель Верховного Совета СССР (Им всю войну был М.И. Калинин).

За каждый правильный ответ – 1 балл. По 2 балла за точное объяснение своего выбора (1 балл – за некоторые неточности, не искажающие смысла). Всего – 6 баллов.

  1. Предложенный текст – фрагмент программы «Народной воли», середины 1870-х гг.

За правильный ответ – 3 балла.

  1. М.С. Горбачев.

Всего – 2 балла.

  1. 1 – В; 2 – Б; 3 – Д; 4 – Г; 6 – А.

За каждую правильную связку – 1 балл. Всего – 5 баллов.

  1. 1 – В; 2 – А; 3 – Б; 4 – Е; 5 – Д.

За каждую правильную связку – 1 балл. Всего – 5 баллов.

2

1

3

7

4

6

8

5

За правильно выстроенную цепочку – 3 балла. При одной ошибке – 0 баллов.

  1. «Аврора»- участвовала в Цусимском сражении; В октябре 1917 года дал сигнал к захвату Зимнего дворца; в советский период – символ революции.
  2. «Азов»- Участвовал под командованием М.П. Лазарева в Наваринском сражении. Первый корабль в русском флоте, награжденный Георгиевским флагом за проявленный героизм.
  3. Ботик Петра I – небольшое судно найденной Петром I  в Измайлово. Впоследствии назван царем «дедушкой русского флота».
  4. «Князь Потемкин Таврический» - броненосец, на котором в июне 1905 года вспыхнуло стихийное восстание матросов. Выступление свидетельствовало о втягивании в первую русскую революцию армии и флота.
  5. «Варяг»- крейсер 1-го ранга, вступивший в неравное сражение с японской эскадрой в начале русско-японской войны. Стал символом мужества русских моряков.
  6. «Восток» и «Мирный»- эти суда (шлюпы) под командованием Ф. Беллинсгаузена в 1821 году участвовали в кругосветной антарктической экспедиции, в результате которой была открыта Антарктида.
  7. «Ленин»- первый в мире атомный ледокол, построенный в СССР в 1957 году.

За каждый относительно полный ответ – 2 балла (за менее точный ответ – 1 балл). Всего максимум – 14 баллов.

  1. Сходные черты:
  1. Стремление к либерализации политической жизни;
  2. Сходные подходы к поднятию сельского хозяйства;
  3. Сокращение армии;
  4. Налаживание новых взаимоотношений с западноевропейскими странами и с США.

За один правильный ответ – 2 балла. Всего – 8 баллов.

  1. Преображенская церковь была летняя, неотапливаемая, а Покровская – зимняя, с печью.

За правильный ответ – 3 балла.

Всего за 12 заданий – 63 балла.


11 класс

ЗАДАНИЯ

  1. Кто был первым в истории страны (нужное имя подчеркни)?
  1. Кавалером первого русского ордена Святого Апостола Андрея Первозванного: Ф.А. Головин, Ф.Я. Лефорт, А.Д. Меншиков, Петр I, А.С. Шеин
  2. Четырежды Героем Советского Союза: Л.И. Брежнев, Г.К. Жуков, И.Н. Кожедуб, А.И. Покрышкин, И.В. Сталин.

  1. По какому принципу образованы ряды? Дайте краткий ответ.
  1. 1755, 1804, 1835, 1863, 1884 гг._____________________________________
  2. С.Ю. Витте, В.И. Ленин, В.М. Молотов, А.Н. Косыгин._________________
  3. «Суд о холопах», «Суд о крестьянах», «О службе всяких ратных дел».__________________________________________________________

  1. По какому принципу образованы ряды (дайте краткий ответ)? Заполните пропуски.
  1. 1918 г., 1924 г., 1936 г., 1977 г., ____________ г.
  2. ____________, Г.С. Титов, А.Г. Николаев, П.Р. Попович, В.Ф. Быковский.

  1. Что и кто является лишним в ряду (подчеркните его и объясните свой выбор)?
  1. Во время Великой Отечественной войны в числе новых наград были учреждены так называемые «именные» ордена: Дмитрия Донского, М.И. Кутузова, П.С. Нахимова, Александра Невского, А.В. Суворова, Ф.Ф. Ушакова, Богдана Хмельницкого. __________________________________
  2. И.А. Бродский, И.А. Бунин, Б.Л. Пастернак, А.И. Солженицын, М.А. Шолохов. _______________________________________________________

________________________________________________________________

  1. Что и кто является лишним в ряду (лишнее словосочетание подчеркните и кратко поясните свое решение)?
  1. В Красноярске функционирует самостоятельно: Архитектурно-строительная академия, классический университет, технический университет, торгово-экономический институт, университет цветных-металлов и золота. ________________________________________________

______________________________________________________________

  1. Красноярск прославили олимпийские чемпионы: Любовь Бережная, Сергей Ломанов, Елена Каймрина, Буйвайсар Сайтиев, Иван Ярыгин _______________________________________________________________

______________________________________________________________

  1. Перед вами отрывки из «Воспоминаний и размышлений» маршала Г.К. Жукова, относящихся к событиям Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

Заполните пропуски в текстах.

Запишите порядковые номера этих отрывков в хронологической последовательности.

  1. В октябре ___________ года стало ясно, что немецкое командование вынуждено будет перейти к стратегической обороне на всем Восточном фронте… Чем же определялась сложность положения для верховного главнокомандования немецких вооруженных сил в тот период? С одной стороны, незавершенность стратегических целей, чрезмерная растянутость войск от Черного моря через Северный Кавказ, Сталинград, Дон и до Баренцева моря, отсутствие свободных стратегических резервов на фронте и в тылу страны, тяжелое морально-политическое состояние в немецких войсках. С другой стороны, все явственнее проявлялась возрастающая мощь Советского государства, успешное преодоление им экономических и военных трудностей.
  2. 30 июня ____________ года был создан чрезвычайный орган - _____________________ во главе с ____________________. Он стал авторитетным органом руководства обороной страны, сосредоточившим в своих руках всю полноту власти. Гражданские, партийные, советские организации были обязаны выполнять все его постановления и распоряжения.
  3. В середине мая __________ года вернулся в Москву А.М. Василевский. В это время в Генштабе заканчивалась разработка проектов всей документации к плану операции _______________ (такое кодовое наименование получила Белорусская операция) и ее материально-техническому обеспечению.
  4. Я понимал, что означали два слова «сдать Киев» для всех советских людей… Но я не мог поддаваться чувствам, а как начальник ____________________ обязан был предложить единственно возможное и правильное стратегическое решение в  сложившейся обстановке. «Киев придется оставить», – твердо сказал я.
  5. В 3 часа 50 минут 1 мая на командный пункт 8-й гвардейской армии был доставлен начальник генерального штаба германских сухопутных войск генерал пехоты. Он заявил, что уполномочен установить непосредственный контакт с Верховным Главнокомандованием Красной Армии для переговоров о перемирии. В 4 часа генерал В.И. Чуйков доложил мне по телефону, что генерал сообщил ему о самоубийстве _______________, которое произошло _______________ в 15 часов 50 минут.
  6. К концу _________ года мы окончательно преодолели тяжелую обстановку и прочно удерживали в своих руках стратегическую инициативу. Мы уже не так нуждались в открытии второго фронта в Европе. Однако в целях быстрейшего разгрома фашистской Германии и окончания войны всем нам хотелось, чтобы второй фронт был открыт в ближайшее время. Несомненно, нас радовали победы в Италии, у Эль-Аламейна, в районе Туниса и других местах. Но все же это было не то, чего мы так долго ждали от союзников, чтобы почувствовать их достойный вклад в войну.
  7. Ставке стало известно о восстании чехов в _______________ и боях с немецкими войсками. Ставка приказала, 1,2 и 4-му Украинским фронтам ускорить движение наших войск, чтобы поддержать восставших и не дать гитлеровцам подавить восстание. Выполняя приказ Ставки, фронты бросили туда свои подвижные войска. В ночь на _________ мая они вышли в район города, а утром вошли в город, горячо приветствуемые населением.
  8. Положение ______________ с 8 сентября _________ года стало крайне опасным. Сообщение с Большой землей могло осуществляться только через ____________________________ озеро и по воздуху, под прикрытием нашей авиации. Начались бомбежки и варварские артиллерийские обстрелы города. Фашистские войска нажимали со всех сторон.
  9. 23 ______________ __________________ года взятием ______________________ завершилось это крупнейшее сражение Великой Отечественной войны в районе Курска, Орла, Белгорода… Закончилось оно разгромом главной группировки немецких войск, на которую Гитлер возлагал так много военно-политических надежд.

Хронологическая последовательность __________________________

  1. Ниже приводятся выдержки из двух документов по разному характеризующих одно и то же событие. Постарайтесь определить, о каком именно событии прошлого идет речь? Какие силы стояли за этими двумя документами?
  1. «… в целях преодоления глубокого и всестороннего кризиса … , гражданской конфронтации, хаоса и анархии, которые угрожают жизни и безопасности граждан … заявляем:
  1. … ввести чрезвычайное положение … на срок 6 месяцев …
  2. … временно ограничить перечень выпускаемых центральных, московских, городских и областных общественно-политических газет … и изданий».
  1. «Солдаты и офицеры России! В эту трагическую для России минуту я обращаюсь к вам. Не дайте поймать себя в сети лжи, обещаний и демагогических рассуждений о воинском долге! Не станьте слепым орудием преступной группы авантюристов…»

  1. Определите авторов приведенных ниже поэтических отрывков и исторических деятелей, о которых в них идет речь. Запишите напротив буквы, обозначающей поэтический отрывок, порядковый номер автора и исторического деятеля из приведенного списка. Вы не должны использовать имена всех поэтов и всех исторических деятелей.

Поэты:

  1. В.Я. Брюсов
  2. В.А. Жуковский
  3. М.Ю. Лермонтов
  4. В.В. Маяковский
  5. А.С. Пушкин

Исторические деятели

  1. М.Б. Барклай де Толли
  2. М.И. Кутузов
  3. В.К. Кюхельбекер
  4. Наполеон I
  5. Н.Н. Раевский
  1.    Поэт, которому было поручено разработать план обучения наследника престола, писал об этом историческом деятеле:

… слава наших дней.

Хвала! Перед рядами

Он первый грудь против мечей

С отважными сынами.

  1. Поэт, отдаленным родством с которым гордился П.А. Столыпин, писал об      этом историческом деятеле:

Один,  – он был везде, холодный, неизменный.

Отец седых дружин, любимый сын молвы,

В степях египетских, у стен покорной Вены.

В снегах пылающей Москвы!

  1. Поэт, утверждавший, что человеку просвещенному гордиться славою предков не только можно, но и должно, писал об этом историческом деятеле:

И на полпути был должен наконец

Безмолвно уступить и лавровый венец,

и власть, и замысел, обдуманный глубоко, -

И в полковых рядах сокрыться одиноко.

Там, устарелый вождь, как ратник молодой,

Свинца веселый свист заслышавший впервой,

Бросался ты в огонь, ища желанной смерти, -

Вотще!..

  1. Поэт, после Октябрьской революции 1917 г. ставший членом Коммунистической партии, в одном из стихотворений напомнил имя этого исторического деятеля:

И заглушат ли гулы славы

Вопль здесь встающих голосов,

Где первой вольности предтечи

Легли под взрывами картечи!

Иль слабый стон, каким душа

Вильгельма плачет с Иртыша!

  1. Установите соответствие между фамилиями скульпторов и их произведениями.
  1. М.И. Козловский
  2. И.П. Мартос
  3. Б.И. Орловский
  4. Б.К, Растрелли
  5. Ф.И. Шубин
  1. Памятник генералу-фельдмаршалу М.И. Кутузову в Санкт-Петербурге
  2. Скульптурный портрет генералиссимуса А.Д. Меншикова
  3. Памятник генералиссимусу А.В. Суворову в Санкт-Петербурге
  4. Мраморный бюст генерала-фельдмаршала З.Г. Чернышова

  1. Соотнесите кодовое наименование операции и ее цель. Вычеркните лишнее наименование, обосновав свой выбор.
  1. «Багратион»
  2. «Кутузов»
  3. «Румянцев»
  4. «Уран»
  5. «Цитадель»

  1. Освобождение Сталинграда
  2. Освобождение Белоруссии и Литвы
  3. Освобождение Белгорода и Харькова
  4. Освобождение Орла
  5. Разгром войск под Курском

  1. Расположите имена исторических деятелей и исторические факты в хронологической последовательности.
  1. А. Адашев
  2. А.М. Горчанов
  3. Н.П. Победоносцев
  4. Г.А. Потемкин
  5. М.М. Сперанский

__________________________________________________________________

  1. Семибоярщина
  2. Правление Василия Шуйского
  3. Избрание на царство Бориса Годунова
  4. Гибель в Угличе царевича Дмитрия
  5. Восстание Хлопка

__________________________________________________________________

  1. Что общего можно найти в реформах, проводимых П.А. Столыпиным, и реформах, проводимых правительством Е.Т. Гайдара?

  1. Когда и где в СССР прошла первая телевизионная передача? Чему она была посвящена?

ОТВЕТЫ

  1.  1) Ф.А. Головин 2) Г.К. Жуков

За каждый правильный ответ – 1 балл. Всего – 2 балла.

  1. Принятие университетских уставов.
  2. Председатели правительства Российской империи – СССР.
  3. Главы Соборного Уложения 1649 г.

По 2 балла за полный правильный ответ. По 1 баллу за частично правильный ответ. Всего – 6 баллов.

  1. Годы принятия конституций в нашей стране. 1993 г.
  2. Первый отряд космонавтов в СССР. Ю.А. Гагарин

По 2 балла за определение принципа (1 балл за некоторые неточности в его определении, не искажающие сути). По 1 баллу за верное заполнение пропуска. Всего – 6 баллов.

  1. Орден Дмитрия Донского учрежден не был
  2. Здесь может быть два правильных варианта ответа: 1) И.А. Бродский – единственный поэт среди отечественных лауреатов нобелевской премии по литературе; 2) М.А. Шолохов – единственный из литераторов – нобелевских лауреатов, кто не вступал в конфронтацию с властными структурами.

По 1 баллу за верно найденное слово; по 2 балла за точное объяснение своего выбора (1 балл – за некоторые неточности, не искажающие смысла). Всего – 9 баллов.

  1. Торгово-экономический институт в Красноярске является ныне самостоятельным высшим учебным заведением. Остальные перечисленные вузы сегодня находятся в составе Сибирского Федерального Университета.
  2. Хоккей с мячом не является пока олимпийским видом спорта. Поэтому оба Сергея Ломанова – отец и сын – не олимпийские чемпионы.

По 1 баллу – за верно найденное слово; по 2 балла – за точное объяснение своего выбора (1 балл – за некоторые неточности, не искажающие смысла). Всего – 6 баллов.

  1.  1 – 1942. 2 – 1941, ГКО, Сталин. 3 – 1944, «Багратион». 4 – Генштаба. 5 – Гитлер, 30 апреля. 6 – 1943. 7 – Прага, 9 мая. 8 – Ленинграде, 1941, Ладожское. 9 – август, 1943, Харьков

2 – 4 – 8 – 1 – 6 – 3 – 5 – 7.

  1. По 1 баллу за каждый правильный элемент. Всего – 18 баллов
  2. За правильную последовательность – 8 баллов. За нарушенную последовательность – 0 баллов.

Итого – 26 балла.

  1. Августовский путч 1991 г.

1) ГКЧП; 2) Б.Н. Ельцин

По 1 баллу за каждый правильный элемент. Всего – 3 балла.

  1.  А – 2,V; Б – 3, IV; В – 5, I; Г – 1, III.

По 1 баллу за правильное определение поэта и по 2 балла за верное определение исторического деятеля. Всего – 12 баллов.

  1.  1) – В; 3) – А; 4) – Б; 5) – Г.

За каждую правильную связку – 1 балл. Всего – 4 балла.

  1.  1) – Б; 2) – Г; 3) – В; 4) – А; 5) – Д.

Лишнее наименование «Цитадель», так как это операция немецкого командования.

За каждую правильную связку – 1 балл. 2 балла за точное объяснение своего выбора (1 балл – за некоторые неточности, не искажающие смысла). Всего – 7 баллов.

  1.  
  1. Д,А,Г,В,Б.
  2. Г,В,Д,Б,А.

По 2 балла за каждый блок (за нарушение последовательности – 0 баллов). Всего – 4 балла.

  1. Общие черты в реформах П.А. Столыпина и Е.Т. Гайдара:
  1. Создали класс мелких и средних собственников.
  2. Реформировали аграрные отношения
  3. Реформировали государственные структуры (у Столыпина – встраивание институтов парламентаризма в систему самодержавия, у Гайдара – создание противовесов представительной власти).
  4. Неудачные итоги реформ.

По 2 балла за каждый правильный ответ. Всего – 8 баллов.

  1. Регулярное электронное телевизионное вещание началось в Москве и Ленинграде 10 марта 1939 г. Был показан фильм об открытии XVIII съезда ВКП(б).

За каждый правильный элемент ответа по 2 балла. Всего – 6 баллов.

Всего за 13 заданий – 99 баллов.


7. Темы сочинений-эссе

  1. «Татары не посмели перейти наши западные границы и оставлять нас в тылу. Они отошли к своим пустыням, и христианская цивилизация была спасена…»

(А.С. Пушкин)

  1. «Не было подозрения и нарекания, которого народная молва не была бы готова повесить на его (Бориса Годунова) имя».

(В.О. Ключевский)

  1. «Петр – первая свободная великорусская личность… С неудержимой, ужасающей силой и верой в свой идеал он пересоздает весь наш быт от азбуки до синода, от бороды до платья, от ассамблеи до сената».

(К.Д. Кавелин)

  1. «Если мой век меня боялся, то был глубоко не прав… Я хотела, чтобы меня любили и уважали, поскольку я этого стою…»

(Екатерина II)

  1. «Во Франции сапожники и тряпичники хотели сделаться графами и князьями, у нас же графы и князья хотели сделаться сапожниками и тряпичниками».

(Ф.В. Ростопчин)

  1. «Одинокие в мире, мы миру ничего не дали, ни чего у мира не взяли».

(П.Я. Чаадаев)

  1. «У нас западников и славянофилов была одна любовь … – и мы, как Янус или как двуглавый орел, смотрели в разные стороны, в то время, как сердце билось одно».

(А.И. Герцен)

  1. «Октябрьской революции не было. Был октябрьский переворот… Он был преддверием драпирующийся в красные цвета, но самой доподлинной контрреволюции».

(В.М. Чернов)

  1. «Когда меня спрашивают, что больше всего запомнилось из минувшей войны, я всегда отвечаю: битва за Москву».

(Г.К. Жуков)

  1. «Сохранение государственной геральдики – это признак стабильности государства, а герб и флаг – то же, что и название государства. Это – знаковое обозначение нашей общности».

(Г.В. Вилинбахов)

Дорогие участники олимпиады! Желательно чтобы Вы при написании эссе продемонстрировали членам жюри:

  1. Обоснованность выбора темы (объяснение выбора темы и задач, которые ставит перед собой в своей работе участник).

  1. Творческий характер восприятия темы, ее осмысления.

  1. Грамотность использования исторических фактов и терминов.

  1. Четкость и доказательность основных положений работы.

  1. Знание различных точек зрения по избранному вопросу.

Желаем удачи!

Критерии оценивания сочинения-эссе.

За каждый полный и правильный критерий – по 5 баллов. Всего – максимум 25 баллов.