Табличное умножение и деление чисел от 1 до 5
Бычкова Е.В..
учитель начальных классов
МБОУ п. Шатурторф
Космические приключения Биби
Табличное умножение и деление чисел от 1 до 5
(2 класс, УМК «Школа России»)
Цель урока:
закрепление знаний таблицы умножения и деления чисел от 1 до 5.
Задачи урока:
Обучающие: создание условий для закрепления навыков умножения и деления чисел от 1 до 5; развитие навыков решать задачи.
Развивающие: формирование навыков самосознания и самоконтроля, развитие математической речи, внимания, познавательного интереса.
Воспитывающие: воспитание культуры общения, умения работать индивидуально и коллективно.
Оборудование:
1) проектор;
2) интерактивная доска или экран
3) компьютер;
4) мультимедийная презентация.
Тип урока: урок систематизации и обобщения.
Ход урока
1.Организационный момент
Итак, друзья, внимание!
Ведь прозвенел звонок.
Садитесь поудобнее
Начнем мы наш урок.
2.Постановка задачи урока.
У ч и т е л ь: Ребята, на прошлых уроках мы с вами изучали таблицу умножения чисел от 1 до 5. Сегодня мы закрепим знания изученной таблицы умножения и деления. Но урок наш будет необычным, к нам в гости пришли ваши любимые мультипликационные герои – смешарики.
Слайд 2
У ч и т е л ь: Пока звучит музыка, запишите в тетрадях число и «Классная работа»
В один из летних солнечных дней
На день рождения Нюша пригласила всех друзей.
Первым утром рано прибежал Лосяш,
А за ним вприпрыжку прискакал Бараш.
Умница – Совунья с подарочком пришла,
Пин – изобретатель бросил все дела.
Ёжик вместе с Крошем спешат сюда скорей,
Кар – Карыч и Копатыч не бросили друзей.
Вроде все и в сборе, можно начинать,
Но что такое? Биби что - то не видать?
У ч и т е л ь: Ребята, Биби знает, что у Нюши день рождения, он обещал прилететь из космоса, но заблудился и не может найти нашу планету – Земля. Поможем ему?
У ч е н и к и: Конечно, поможем!
У ч и т е л ь: Тогда приступаем, время не теряем, чтобы Биби смог успеть к празднику.
Слайд 3
У ч и т е л ь: Биби находится в открытом космосе, перед ним 5 планет, ближайших к Солнцу, на каждой планете для него приготовлено задание, которое нужно выполнить для того, чтобы продолжить поиски планеты Земли, но так как Биби неграмотный, он сам справиться не может. В путь, друзья, на помощь Биби!
3. Устный счёт
Учитель щёлкает на планету 1.
У ч и т е л ь: На какую планету попал Биби?
У ч е н и к и: На Меркурий.
У ч и т е л ь: Давайте вспомним, что мы знаем об этой планете. (Переход по гиперссылке «вперёд»)
Слайд 4
(1 ученик зачитывает краткую информацию о планете Меркурий со слайда, желающие дополняют). Переход по гиперссылке «далее».
Слайд 9
У ч и т е л ь: Посмотрите, какое задание приготовили для Биби на этой планете. Выполнять его будем устно. Решаем примеры, используя знания таблицы умножения.
(Дети по – очереди решают примеры, учитель осуществляет проверку, нажав на соответствующий «кружок»).
У ч и т е л ь: Сложите все однозначные числа в получившихся ответах, а затем умножьте количество десятков в этом числе на количество единиц
У ч е н и к и: Получилось число 33, 3∙3=9
У ч и т е л ь: Молодцы! Вы справились с заданием первой планеты.
4. Актуализация знаний.
( По гиперссылке «домой» возвращаемся на слайд 3, на нём учитель щёлкает на планету 2)
Слайд 5
У ч и т е л ь: На какую следующую планету попал Биби?
У ч е н и к и: На Венеру.
У ч и т е л ь: Давайте вспомним, что мы знаем об этой планете.
(1 ученик зачитывает краткую информацию о планете Венера со слайда, желающие дополняют). Переход по гиперссылке «далее».
Слайд 10
У ч и т е л ь: Задание будем выполнять в тетради. Отступите 2 клеточки и запишите номер 1. Из чисел 4, 8, 10, 12, 15, 20, 25 сначала выпишите те, которые делятся на2, затем выпишите те, которые делятся на 5, а затем выпишите те, которые делятся и на 2, и на 5.
( Дети выполняют самостоятельно, затем осуществляется проверка по слайду)
У ч и т е л ь: Молодцы! Биби очень доволен!
( По гиперссылке возвращаемся на слайд 3, на нём учитель щёлкает на планету 3)
Слайд 6
У ч и т е л ь: На какую следующую планету попал Биби?
У ч е н и к и: На Марс.
У ч и т е л ь: Давайте вспомним, что мы знаем об этой планете.
(1 ученик зачитывает краткую информацию о планете Марс со слайда, желающие дополняют). Переход по гиперссылке «далее».
Слайд 11
У ч и т е л ь: Нужно помочь Биби решить задачку. Работаем устно.
(Первый раз читает каждый про себя, второй раз – один ученик вслух).
У ч и т е л ь: Прочитайте условие задачи.
У ч е н и к и: Дарит бабушка – лисица
Трём внучатам рукавицы:
Это вам на зиму, внуки,
Рукавичек по две штуки.
У ч и т е л ь: Прочитайте вопрос задачи.
У ч е н и к и: Сколько всех, пересчитайте?
У ч и т е л ь: Сможем ли мы одним действием ответить на вопрос задачи? Всё ли у нас известно для этого?
У ч е н и к и: Да, сможем. Если три лисёнка получат по две рукавички каждый, значит, чтобы узнать, сколько всего рукавичек получат лисята, нужно 2 взять 3 раза.
2 ▪ 3 = 6 (рукавичек)
Ответ: 6 рукавичек подарит бабушка – лисица.
(Переход по гиперссылке «далее»)
Физминутка Слайд 12
(Учитель под музыку говорит слова для движений, показывает их, а ребята повторяют движения).
Нюша руки подняла,
В разные стороны развела,
А Лосяш руки на пояс,
И наклоны низко в пояс.
Крош на месте скок-скок-скок,
Ставим ногу на носок,
А потом её на пятку,
И танцуем все вприсядку.
Бараш крутит головой,
Потом топает ногой.
Совунья крылья поднимает,
А потом их опускает.
И Кар-Карыч успевает,
Тоже крылья поднимает.
А Копатыч не зевает -
Он наклоны выполняет.
Ёжик с Пином поспешили
И ребят всех насмешили,
Посмеялись и попели,
А потом все дружно сели.
( По гиперссылке «домой» возвращаемся на слайд 3, на нём учитель щёлкает на планету 4)
Слайд 7
У ч и т е л ь: Биби вновь попал на чужую планету, что это за планета?
У ч е н и к и: Это Юпитер.
У ч и т е л ь: Давайте вспомним, что мы знаем об этой планете.
(1 ученик зачитывает краткую информацию о планете Юпитер со слайда, желающие дополняют). Переход по гиперссылке «далее».
Слайд 13
У ч и т е л ь: На этой планете нам нужно помочь Биби решить примеры в несколько действий и найти, куда должен приземлиться каждый парашют. Что мы должны вспомнить перед тем, как решать эти примеры?
У ч е н и к и: Порядок действий. (Дети рассказывают, где в первую очередь нужно выполнять действия).
У ч и т е л ь: Выполнять будем в тетради. Отступите 2 клетки и запишите номер 2.
(Ученики самостоятельно решают все примеры, расставив карандашом сверху порядок действий, затем происходит проверка по слайду).
(Переход по гиперссылке «далее»)
Слайд 14
У ч и т е л ь: А теперь задание посложнее. Как вы думаете, что вам нужно сделать? (Поставить знаки действий, чтобы выражение стало верным).
У ч и т е л ь: Подумайте, а может что – то ещё здесь нужно поставить, кроме знаков действий. Запишите пример в тетеради.
(После выполнения задания, учитель щёлкает на слайде по «доске» и появляется верное решение данного задания).
( По гиперссылке «домой» возвращаемся на слайд 3, на нём учитель щёлкает на планету 5)
Слайд 8
У ч и т е л ь: Биби попадает на пятую планету. Что это за планета?
У ч е н и к и: Это Сатурн.
У ч и т е л ь: Давайте вспомним, что мы знаем об этой планете.
(1 ученик зачитывает краткую информацию о планете Сатурн со слайда, желающие дополняют). Переход по гиперссылке «далее».
Слайд 15
У ч и т е л ь: Биби просит нас помочь выполнить последнее задание – это решить задачу. (Первый раз все читают про себя, второй раз – один ученик вслух).
У ч и т е л ь: Прочитайте условие задачи.
У ч е н и к и: В топливный бак летающей тарелки входит 8 л горючего. Во время космического полёта пяти летающих тарелок сгорело 16 литров.
У ч и т е л ь: Прочитайте вопрос задачи.
У ч е н и к и: Сколько всего литров горючего осталось в топливных баках летающих тарелок?
У ч и т е л ь: Сколько летающих тарелок летало в космосе?
У ч е н и к и: Пять летающих тарелок летало в космосе.
У ч и т е л ь: Сколько литров входит в топливный бак?
У ч е н и к и: Входит 8 литров.
У ч и т е л ь: Что из этого можно узнать? Каким действием?
У ч е н и к и: Сколько литров умещается в пяти топливных баках. Для этого 8 литров возьмём пять раз. Записываем:
- 8 • 5 = 40 (л)
У ч и т е л ь: Что ещё сказано в задаче?
У ч е н и к и: 16 литров горючего сгорело.
У ч и т е л ь: Сгорело – значит стало больше или меньше?
У ч е н и к и: Значит стало меньше, будем вычитать. Записываем:
- 40 - 16 = 24 (л)
У ч и т е л ь: Мы ответили на вопрос задачи?
У ч е н и к и: Да, ответили. Записываем:
Ответ: в баках осталось 24 литра горючего.
(Учитель щёлкает на слайде по «доске» и появляется решение задачи и ответ, дети сверяют свои записи с записями на слайде).
(Переход по гиперссылке «далее»)
Слайд 16
У ч и т е л ь: Ребята, вы молодцы! Помогли Биби справиться со всеми заданиями на пяти планетах. Теперь его путь открыт, и он направляется к нашей планете Земля.
(Переход по гиперссылке «далее»)
Слайд 17
Ребята! Вам Биби «Спасибо!» говорит
И вот на день рождения он скорей спешит!
(Переход по гиперссылке «далее»)
Слайд 18
(Учитель делает музыку потише и говорит на фоне музыки).
У ч и т е л ь: Вот Биби и приземлился, все очень рады!
5. Итог урока. Рефлексия деятельности.
У ч и т е л ь: Что Вам запомнилось на уроке?
С какими трудностями столкнулись?
А что оказалось самым интересным для вас?
У ч и т е л ь: Дома придумайте для смешариков свои задания, используя знания таблицы умножения и деления от 1 до 5.
Использованные ресурсы:
Задания составлены автором работы на основе учебника «Математика, 2 класс» Т.Е.Демидова, С.А.Козлова, А.П.Тонких, Москва «Баласс», 2010.
Бычкова Е.В..
учитель начальных классов
МБОУ п. Шатурторф
Космические приключения Биби
Табличное умножение и деление чисел от 1 до 5
(2 класс, УМК «Школа России»)
Цель урока:
закрепление знаний таблицы умножения и деления чисел от 1 до 5.
Задачи урока:
Обучающие: создание условий для закрепления навыков умножения и деления чисел от 1 до 5; развитие навыков решать задачи.
Развивающие: формирование навыков самосознания и самоконтроля, развитие математической речи, внимания, познавательного интереса.
Воспитывающие: воспитание культуры общения, умения работать индивидуально и коллективно.
Оборудование:
1) проектор;
2) интерактивная доска или экран
3) компьютер;
4) мультимедийная презентация.
Тип урока: урок систематизации и обобщения.
Ход урока
1.Организационный момент
Итак, друзья, внимание!
Ведь прозвенел звонок.
Садитесь поудобнее
Начнем мы наш урок.
2.Постановка задачи урока.
У ч и т е л ь: Ребята, на прошлых уроках мы с вами изучали таблицу умножения чисел от 1 до 5. Сегодня мы закрепим знания изученной таблицы умножения и деления. Но урок наш будет необычным, к нам в гости пришли ваши любимые мультипликационные герои – смешарики.
Слайд 2
У ч и т е л ь: Пока звучит музыка, запишите в тетрадях число и «Классная работа»
В один из летних солнечных дней
На день рождения Нюша пригласила всех друзей.
Первым утром рано прибежал Лосяш,
А за ним вприпрыжку прискакал Бараш.
Умница – Совунья с подарочком пришла,
Пин – изобретатель бросил все дела.
Ёжик вместе с Крошем спешат сюда скорей,
Кар – Карыч и Копатыч не бросили друзей.
Вроде все и в сборе, можно начинать,
Но что такое? Биби что - то не видать?
У ч и т е л ь: Ребята, Биби знает, что у Нюши день рождения, он обещал прилететь из космоса, но заблудился и не может найти нашу планету – Земля. Поможем ему?
У ч е н и к и: Конечно, поможем!
У ч и т е л ь: Тогда приступаем, время не теряем, чтобы Биби смог успеть к празднику.
Слайд 3
У ч и т е л ь: Биби находится в открытом космосе, перед ним 5 планет, ближайших к Солнцу, на каждой планете для него приготовлено задание, которое нужно выполнить для того, чтобы продолжить поиски планеты Земли, но так как Биби неграмотный, он сам справиться не может. В путь, друзья, на помощь Биби!
3. Устный счёт
Учитель щёлкает на планету 1.
У ч и т е л ь: На какую планету попал Биби?
У ч е н и к и: На Меркурий.
У ч и т е л ь: Давайте вспомним, что мы знаем об этой планете. (Переход по гиперссылке «вперёд»)
Слайд 4
(1 ученик зачитывает краткую информацию о планете Меркурий со слайда, желающие дополняют). Переход по гиперссылке «далее».
Слайд 9
У ч и т е л ь: Посмотрите, какое задание приготовили для Биби на этой планете. Выполнять его будем устно. Решаем примеры, используя знания таблицы умножения.
(Дети по – очереди решают примеры, учитель осуществляет проверку, нажав на соответствующий «кружок»).
У ч и т е л ь: Сложите все однозначные числа в получившихся ответах, а затем умножьте количество десятков в этом числе на количество единиц
У ч е н и к и: Получилось число 33, 3∙3=9
У ч и т е л ь: Молодцы! Вы справились с заданием первой планеты.
4. Актуализация знаний.
( По гиперссылке «домой» возвращаемся на слайд 3, на нём учитель щёлкает на планету 2)
Слайд 5
У ч и т е л ь: На какую следующую планету попал Биби?
У ч е н и к и: На Венеру.
У ч и т е л ь: Давайте вспомним, что мы знаем об этой планете.
(1 ученик зачитывает краткую информацию о планете Венера со слайда, желающие дополняют). Переход по гиперссылке «далее».
Слайд 10
У ч и т е л ь: Задание будем выполнять в тетради. Отступите 2 клеточки и запишите номер 1. Из чисел 4, 8, 10, 12, 15, 20, 25 сначала выпишите те, которые делятся на2, затем выпишите те, которые делятся на 5, а затем выпишите те, которые делятся и на 2, и на 5.
( Дети выполняют самостоятельно, затем осуществляется проверка по слайду)
У ч и т е л ь: Молодцы! Биби очень доволен!
( По гиперссылке возвращаемся на слайд 3, на нём учитель щёлкает на планету 3)
Слайд 6
У ч и т е л ь: На какую следующую планету попал Биби?
У ч е н и к и: На Марс.
У ч и т е л ь: Давайте вспомним, что мы знаем об этой планете.
(1 ученик зачитывает краткую информацию о планете Марс со слайда, желающие дополняют). Переход по гиперссылке «далее».
Слайд 11
У ч и т е л ь: Нужно помочь Биби решить задачку. Работаем устно.
(Первый раз читает каждый про себя, второй раз – один ученик вслух).
У ч и т е л ь: Прочитайте условие задачи.
У ч е н и к и: Дарит бабушка – лисица
Трём внучатам рукавицы:
Это вам на зиму, внуки,
Рукавичек по две штуки.
У ч и т е л ь: Прочитайте вопрос задачи.
У ч е н и к и: Сколько всех, пересчитайте?
У ч и т е л ь: Сможем ли мы одним действием ответить на вопрос задачи? Всё ли у нас известно для этого?
У ч е н и к и: Да, сможем. Если три лисёнка получат по две рукавички каждый, значит, чтобы узнать, сколько всего рукавичек получат лисята, нужно 2 взять 3 раза.
2 ▪ 3 = 6 (рукавичек)
Ответ: 6 рукавичек подарит бабушка – лисица.
(Переход по гиперссылке «далее»)
Физминутка Слайд 12
(Учитель под музыку говорит слова для движений, показывает их, а ребята повторяют движения).
Нюша руки подняла,
В разные стороны развела,
А Лосяш руки на пояс,
И наклоны низко в пояс.
Крош на месте скок-скок-скок,
Ставим ногу на носок,
А потом её на пятку,
И танцуем все вприсядку.
Бараш крутит головой,
Потом топает ногой.
Совунья крылья поднимает,
А потом их опускает.
И Кар-Карыч успевает,
Тоже крылья поднимает.
А Копатыч не зевает -
Он наклоны выполняет.
Ёжик с Пином поспешили
И ребят всех насмешили,
Посмеялись и попели,
А потом все дружно сели.
( По гиперссылке «домой» возвращаемся на слайд 3, на нём учитель щёлкает на планету 4)
Слайд 7
У ч и т е л ь: Биби вновь попал на чужую планету, что это за планета?
У ч е н и к и: Это Юпитер.
У ч и т е л ь: Давайте вспомним, что мы знаем об этой планете.
(1 ученик зачитывает краткую информацию о планете Юпитер со слайда, желающие дополняют). Переход по гиперссылке «далее».
Слайд 13
У ч и т е л ь: На этой планете нам нужно помочь Биби решить примеры в несколько действий и найти, куда должен приземлиться каждый парашют. Что мы должны вспомнить перед тем, как решать эти примеры?
У ч е н и к и: Порядок действий. (Дети рассказывают, где в первую очередь нужно выполнять действия).
У ч и т е л ь: Выполнять будем в тетради. Отступите 2 клетки и запишите номер 2.
(Ученики самостоятельно решают все примеры, расставив карандашом сверху порядок действий, затем происходит проверка по слайду).
(Переход по гиперссылке «далее»)
Слайд 14
У ч и т е л ь: А теперь задание посложнее. Как вы думаете, что вам нужно сделать? (Поставить знаки действий, чтобы выражение стало верным).
У ч и т е л ь: Подумайте, а может что – то ещё здесь нужно поставить, кроме знаков действий. Запишите пример в тетеради.
(После выполнения задания, учитель щёлкает на слайде по «доске» и появляется верное решение данного задания).
( По гиперссылке «домой» возвращаемся на слайд 3, на нём учитель щёлкает на планету 5)
Слайд 8
У ч и т е л ь: Биби попадает на пятую планету. Что это за планета?
У ч е н и к и: Это Сатурн.
У ч и т е л ь: Давайте вспомним, что мы знаем об этой планете.
(1 ученик зачитывает краткую информацию о планете Сатурн со слайда, желающие дополняют). Переход по гиперссылке «далее».
Слайд 15
У ч и т е л ь: Биби просит нас помочь выполнить последнее задание – это решить задачу. (Первый раз все читают про себя, второй раз – один ученик вслух).
У ч и т е л ь: Прочитайте условие задачи.
У ч е н и к и: В топливный бак летающей тарелки входит 8 л горючего. Во время космического полёта пяти летающих тарелок сгорело 16 литров.
У ч и т е л ь: Прочитайте вопрос задачи.
У ч е н и к и: Сколько всего литров горючего осталось в топливных баках летающих тарелок?
У ч и т е л ь: Сколько летающих тарелок летало в космосе?
У ч е н и к и: Пять летающих тарелок летало в космосе.
У ч и т е л ь: Сколько литров входит в топливный бак?
У ч е н и к и: Входит 8 литров.
У ч и т е л ь: Что из этого можно узнать? Каким действием?
У ч е н и к и: Сколько литров умещается в пяти топливных баках. Для этого 8 литров возьмём пять раз. Записываем:
- 8 • 5 = 40 (л)
У ч и т е л ь: Что ещё сказано в задаче?
У ч е н и к и: 16 литров горючего сгорело.
У ч и т е л ь: Сгорело – значит стало больше или меньше?
У ч е н и к и: Значит стало меньше, будем вычитать. Записываем:
- 40 - 16 = 24 (л)
У ч и т е л ь: Мы ответили на вопрос задачи?
У ч е н и к и: Да, ответили. Записываем:
Ответ: в баках осталось 24 литра горючего.
(Учитель щёлкает на слайде по «доске» и появляется решение задачи и ответ, дети сверяют свои записи с записями на слайде).
(Переход по гиперссылке «далее»)
Слайд 16
У ч и т е л ь: Ребята, вы молодцы! Помогли Биби справиться со всеми заданиями на пяти планетах. Теперь его путь открыт, и он направляется к нашей планете Земля.
(Переход по гиперссылке «далее»)
Слайд 17
Ребята! Вам Биби «Спасибо!» говорит
И вот на день рождения он скорей спешит!
(Переход по гиперссылке «далее»)
Слайд 18
(Учитель делает музыку потише и говорит на фоне музыки).
У ч и т е л ь: Вот Биби и приземлился, все очень рады!
5. Итог урока. Рефлексия деятельности.
У ч и т е л ь: Что Вам запомнилось на уроке?
С какими трудностями столкнулись?
А что оказалось самым интересным для вас?
У ч и т е л ь: Дома придумайте для смешариков свои задания, используя знания таблицы умножения и деления от 1 до 5.
Использованные ресурсы:
Задания составлены автором работы на основе учебника «Математика, 2 класс» Т.Е.Демидова, С.А.Козлова, А.П.Тонких, Москва «Баласс», 2010.