Табличное умножение и деление чисел от 1 до 5

Бычкова Екатерина Владимировна

 Бычкова Е.В..

учитель начальных классов

МБОУ  п. Шатурторф

 

                              Космические приключения Биби

Табличное умножение и деление чисел от 1 до 5

(2 класс, УМК «Школа  России»)

 

         

          Цель урока:

закрепление знаний таблицы умножения и деления чисел от 1 до 5.

          Задачи урока:

Обучающие: создание условий для закрепления навыков умножения  и деления  чисел от 1 до 5; развитие навыков  решать задачи.

Развивающие: формирование навыков самосознания и самоконтроля, развитие математической речи, внимания, познавательного интереса.

Воспитывающие: воспитание культуры общения, умения работать индивидуально и коллективно.

         Оборудование:

1) проектор;

2) интерактивная доска или экран

3) компьютер;

4) мультимедийная презентация.

         Тип урока: урок систематизации и обобщения.

 

Ход урока

 

1.Организационный момент

 

Итак, друзья, внимание!

Ведь прозвенел звонок.

Садитесь поудобнее

Начнем мы наш урок.

 

2.Постановка задачи урока.

 

          У ч и т е л ь:  Ребята, на прошлых уроках мы с вами изучали таблицу умножения чисел от 1 до 5. Сегодня мы закрепим знания изученной таблицы умножения и деления. Но урок наш будет необычным, к нам в гости пришли ваши любимые мультипликационные герои – смешарики.

 

            Слайд 2

            У ч и т е л ь: Пока звучит музыка, запишите в тетрадях число и «Классная работа»

 

В один из летних солнечных дней

На день рождения Нюша пригласила всех друзей.

Первым утром рано прибежал Лосяш,

А за ним вприпрыжку прискакал Бараш.

Умница – Совунья с подарочком пришла,

Пин – изобретатель бросил все дела.

Ёжик вместе с Крошем спешат сюда скорей,

Кар – Карыч и Копатыч не бросили друзей.

Вроде все и в сборе,  можно начинать,

Но что такое? Биби что - то не видать?

 

           У ч и т е л ь: Ребята, Биби знает, что у Нюши день рождения, он обещал прилететь из космоса, но заблудился и не может найти нашу планету – Земля. Поможем ему?

           У ч е н и к и: Конечно, поможем!

           У ч и т е л ь: Тогда приступаем, время не теряем, чтобы Биби смог успеть к празднику.

 

           Слайд 3

 

           У ч и т е л ь: Биби находится в открытом космосе, перед ним 5 планет, ближайших к Солнцу, на каждой планете для него приготовлено задание, которое нужно выполнить для того, чтобы продолжить поиски планеты Земли, но так как Биби неграмотный, он  сам справиться не может. В путь, друзья, на помощь Биби!

 

3. Устный счёт

 

Учитель щёлкает на планету 1.

 

          У ч и т е л ь:  На какую планету попал Биби?

          У ч е н и к и: На Меркурий.

          У ч и т е л ь: Давайте вспомним, что мы знаем об этой планете. (Переход по гиперссылке «вперёд»)

 

Слайд  4

 

(1 ученик зачитывает краткую информацию о планете Меркурий со слайда, желающие дополняют). Переход по гиперссылке «далее».

 

Слайд 9

 

          У ч и т е л ь: Посмотрите, какое задание приготовили для Биби на этой планете. Выполнять его будем устно. Решаем примеры, используя знания таблицы умножения.

(Дети по – очереди решают примеры, учитель осуществляет проверку, нажав на соответствующий «кружок»).

          У ч и т е л ь: Сложите все однозначные числа в получившихся ответах, а затем умножьте количество десятков в этом числе на количество единиц

          У ч е н и к и:  Получилось число 33, 3∙3=9

          У ч и т е л ь: Молодцы! Вы справились с заданием  первой планеты.

 

4. Актуализация знаний.

 

( По гиперссылке «домой» возвращаемся на слайд 3, на нём учитель щёлкает на планету 2)

 

Слайд 5

 

          У ч и т е л ь: На какую следующую планету попал Биби?

          У ч е н и к и: На Венеру.

          У ч и т е л ь: Давайте вспомним, что мы знаем об этой планете.

 

(1 ученик  зачитывает краткую информацию о планете Венера со слайда, желающие дополняют). Переход по гиперссылке «далее».

 

Слайд 10

 

          У ч и т е л ь: Задание будем выполнять в тетради. Отступите 2 клеточки и запишите номер 1. Из чисел 4, 8, 10, 12, 15, 20, 25 сначала выпишите те, которые делятся на2, затем выпишите те, которые делятся на 5, а затем выпишите те, которые делятся и на 2, и на 5.

( Дети выполняют самостоятельно, затем осуществляется проверка по слайду)

           У ч и т е л ь: Молодцы! Биби очень доволен!

 

( По гиперссылке возвращаемся на слайд 3, на нём учитель щёлкает на планету 3)

 

Слайд 6

 

          У ч и т е л ь: На какую следующую планету попал Биби?

          У ч е н и к и: На Марс.

          У ч и т е л ь: Давайте вспомним, что мы знаем об этой планете.

 

(1 ученик зачитывает краткую информацию о планете Марс со слайда, желающие дополняют). Переход по гиперссылке «далее».

 

Слайд 11

 

          У ч и т е л ь: Нужно помочь Биби решить задачку. Работаем устно.

(Первый раз читает каждый про себя, второй раз – один ученик вслух).

          У ч и т е л ь: Прочитайте условие задачи.

          У ч е н и к и: Дарит бабушка – лисица

                                 Трём внучатам рукавицы:

                                 Это вам на зиму, внуки,

                                 Рукавичек по две штуки.

          У ч и т е л ь: Прочитайте вопрос задачи.

          У ч е н и к и: Сколько всех, пересчитайте?

          У ч и т е л ь: Сможем ли мы одним действием ответить на вопрос задачи? Всё ли у нас известно для этого?

          У ч е н и к и: Да, сможем. Если три лисёнка получат по две рукавички каждый, значит, чтобы узнать, сколько всего рукавичек получат лисята, нужно 2 взять 3  раза.

2 ▪ 3 = 6 (рукавичек)

Ответ: 6 рукавичек подарит бабушка – лисица.

 

(Переход по гиперссылке «далее»)

           

 

 

Физминутка  Слайд 12

 

(Учитель под музыку говорит слова для движений, показывает их, а ребята повторяют движения).

 

Нюша руки подняла,

В разные стороны развела,

А Лосяш руки на пояс,

И наклоны низко в пояс.

Крош на месте скок-скок-скок,

Ставим ногу на носок,

А потом её на пятку,

И танцуем все вприсядку.

Бараш крутит головой,

Потом топает ногой.

Совунья крылья поднимает,

А потом их опускает.

И Кар-Карыч успевает,

Тоже крылья поднимает.

А Копатыч не зевает -

Он наклоны выполняет.

Ёжик с Пином поспешили

И ребят всех насмешили,

Посмеялись и попели,

А потом все дружно сели.

 

 

( По гиперссылке «домой» возвращаемся на слайд 3, на нём учитель щёлкает на планету 4)

 

Слайд  7

          У ч и т е л ь: Биби вновь попал на чужую планету, что это за планета?

          У ч е н и к и: Это Юпитер.

          У ч и т е л ь: Давайте вспомним, что мы знаем об этой планете.

 

(1 ученик зачитывает краткую информацию о планете Юпитер со слайда, желающие дополняют). Переход по гиперссылке «далее».

 

Слайд 13

 

          У ч и т е л ь: На этой планете нам нужно помочь Биби решить примеры в несколько действий и найти, куда должен приземлиться каждый парашют. Что мы должны вспомнить перед тем, как решать эти примеры?

         У ч е н и к и: Порядок действий.  (Дети рассказывают, где в первую очередь нужно выполнять действия).

        У ч и т е л ь: Выполнять будем в тетради. Отступите 2 клетки и запишите номер 2.

(Ученики самостоятельно решают все примеры, расставив карандашом сверху порядок действий, затем происходит проверка по слайду).

 

(Переход по гиперссылке «далее»)

 

Слайд 14

 

        У ч и т е л ь:  А теперь задание посложнее. Как вы думаете, что вам нужно сделать? (Поставить знаки действий, чтобы выражение стало верным).

        У ч и т е л ь: Подумайте, а может что – то ещё здесь нужно поставить, кроме знаков действий. Запишите пример в тетеради.

 

(После выполнения задания, учитель щёлкает на слайде по «доске» и появляется верное решение данного задания).

 

( По гиперссылке «домой» возвращаемся на слайд 3, на нём учитель щёлкает на планету 5)

 

Слайд 8

 

          У ч и т е л ь: Биби попадает на пятую планету. Что это за планета?

          У ч е н и к и: Это Сатурн.

          У ч и т е л ь: Давайте вспомним, что мы знаем об этой планете.

 

(1 ученик зачитывает краткую информацию о планете Сатурн со слайда, желающие дополняют). Переход по гиперссылке «далее».

 

Слайд 15

 

          У ч и т е л ь: Биби просит нас помочь выполнить последнее задание – это решить задачу. (Первый  раз все читают про себя, второй раз – один ученик вслух).

          У ч и т е л ь: Прочитайте условие задачи.

          У ч е н и к и: В топливный бак летающей тарелки входит 8 л горючего. Во время космического полёта пяти летающих тарелок сгорело 16 литров. 

          У ч и т е л ь: Прочитайте вопрос задачи.

          У ч е н и к и: Сколько всего литров горючего осталось в топливных баках летающих тарелок?

          У ч и т е л ь: Сколько летающих тарелок летало в космосе?

          У ч е н и к и: Пять летающих тарелок летало в космосе.

          У ч и т е л ь: Сколько литров входит в топливный бак?

          У ч е н и к и: Входит 8 литров.

          У ч и т е л ь: Что из этого можно узнать? Каким действием?

          У ч е н и к и: Сколько литров умещается в пяти топливных баках. Для этого 8 литров возьмём пять раз. Записываем:

  1. 8 • 5 = 40 (л)

          У ч и т е л ь: Что ещё сказано в задаче?

          У ч е н и к и: 16 литров горючего сгорело.

          У ч и т е л ь: Сгорело – значит стало больше или меньше?

          У ч е н и к и: Значит стало меньше, будем вычитать. Записываем:

  1. 40 -  16 = 24 (л)

    У ч и т е л ь: Мы ответили на вопрос задачи?

    У ч е н и к и: Да, ответили. Записываем:

Ответ: в баках осталось 24 литра горючего.

 

(Учитель щёлкает на слайде по «доске» и появляется решение задачи и ответ, дети сверяют свои записи с записями на слайде).

 

(Переход по гиперссылке «далее»)

 

Слайд  16

 

         У ч и т е л ь: Ребята, вы молодцы! Помогли Биби справиться со всеми заданиями на пяти планетах. Теперь его путь открыт, и он направляется к нашей планете Земля.

 

(Переход по гиперссылке «далее»)

 

Слайд 17

 

Ребята! Вам Биби «Спасибо!» говорит

И вот на день рождения он скорей спешит!

 

(Переход по гиперссылке «далее»)

 

Слайд 18

 

(Учитель делает музыку потише и говорит на фоне музыки).

 

        У ч и т е л ь: Вот Биби и приземлился, все очень рады!      

 

5. Итог урока. Рефлексия деятельности.

 

     У ч и т е л ь: Что Вам запомнилось на уроке?

                           С какими трудностями столкнулись?

                           А что оказалось самым интересным для вас?

     У ч и т е л ь: Дома придумайте для смешариков свои задания, используя знания таблицы умножения и деления от 1 до 5.

 

 

 

Использованные ресурсы:

Задания составлены автором работы на основе учебника «Математика, 2 класс» Т.Е.Демидова, С.А.Козлова, А.П.Тонких, Москва «Баласс», 2010.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Бычкова Е.В..

учитель начальных классов

МБОУ  п. Шатурторф

 

                              Космические приключения Биби

Табличное умножение и деление чисел от 1 до 5

(2 класс, УМК «Школа  России»)

 

         

          Цель урока:

закрепление знаний таблицы умножения и деления чисел от 1 до 5.

          Задачи урока:

Обучающие: создание условий для закрепления навыков умножения  и деления  чисел от 1 до 5; развитие навыков  решать задачи.

Развивающие: формирование навыков самосознания и самоконтроля, развитие математической речи, внимания, познавательного интереса.

Воспитывающие: воспитание культуры общения, умения работать индивидуально и коллективно.

         Оборудование:

1) проектор;

2) интерактивная доска или экран

3) компьютер;

4) мультимедийная презентация.

         Тип урока: урок систематизации и обобщения.

 

Ход урока

 

1.Организационный момент

 

Итак, друзья, внимание!

Ведь прозвенел звонок.

Садитесь поудобнее

Начнем мы наш урок.

 

2.Постановка задачи урока.

 

          У ч и т е л ь:  Ребята, на прошлых уроках мы с вами изучали таблицу умножения чисел от 1 до 5. Сегодня мы закрепим знания изученной таблицы умножения и деления. Но урок наш будет необычным, к нам в гости пришли ваши любимые мультипликационные герои – смешарики.

 

            Слайд 2

            У ч и т е л ь: Пока звучит музыка, запишите в тетрадях число и «Классная работа»

 

В один из летних солнечных дней

На день рождения Нюша пригласила всех друзей.

Первым утром рано прибежал Лосяш,

А за ним вприпрыжку прискакал Бараш.

Умница – Совунья с подарочком пришла,

Пин – изобретатель бросил все дела.

Ёжик вместе с Крошем спешат сюда скорей,

Кар – Карыч и Копатыч не бросили друзей.

Вроде все и в сборе,  можно начинать,

Но что такое? Биби что - то не видать?

 

           У ч и т е л ь: Ребята, Биби знает, что у Нюши день рождения, он обещал прилететь из космоса, но заблудился и не может найти нашу планету – Земля. Поможем ему?

           У ч е н и к и: Конечно, поможем!

           У ч и т е л ь: Тогда приступаем, время не теряем, чтобы Биби смог успеть к празднику.

 

           Слайд 3

 

           У ч и т е л ь: Биби находится в открытом космосе, перед ним 5 планет, ближайших к Солнцу, на каждой планете для него приготовлено задание, которое нужно выполнить для того, чтобы продолжить поиски планеты Земли, но так как Биби неграмотный, он  сам справиться не может. В путь, друзья, на помощь Биби!

 

3. Устный счёт

 

Учитель щёлкает на планету 1.

 

          У ч и т е л ь:  На какую планету попал Биби?

          У ч е н и к и: На Меркурий.

          У ч и т е л ь: Давайте вспомним, что мы знаем об этой планете. (Переход по гиперссылке «вперёд»)

 

Слайд  4

 

(1 ученик зачитывает краткую информацию о планете Меркурий со слайда, желающие дополняют). Переход по гиперссылке «далее».

 

Слайд 9

 

          У ч и т е л ь: Посмотрите, какое задание приготовили для Биби на этой планете. Выполнять его будем устно. Решаем примеры, используя знания таблицы умножения.

(Дети по – очереди решают примеры, учитель осуществляет проверку, нажав на соответствующий «кружок»).

          У ч и т е л ь: Сложите все однозначные числа в получившихся ответах, а затем умножьте количество десятков в этом числе на количество единиц

          У ч е н и к и:  Получилось число 33, 3∙3=9

          У ч и т е л ь: Молодцы! Вы справились с заданием  первой планеты.

 

4. Актуализация знаний.

 

( По гиперссылке «домой» возвращаемся на слайд 3, на нём учитель щёлкает на планету 2)

 

Слайд 5

 

          У ч и т е л ь: На какую следующую планету попал Биби?

          У ч е н и к и: На Венеру.

          У ч и т е л ь: Давайте вспомним, что мы знаем об этой планете.

 

(1 ученик  зачитывает краткую информацию о планете Венера со слайда, желающие дополняют). Переход по гиперссылке «далее».

 

Слайд 10

 

          У ч и т е л ь: Задание будем выполнять в тетради. Отступите 2 клеточки и запишите номер 1. Из чисел 4, 8, 10, 12, 15, 20, 25 сначала выпишите те, которые делятся на2, затем выпишите те, которые делятся на 5, а затем выпишите те, которые делятся и на 2, и на 5.

( Дети выполняют самостоятельно, затем осуществляется проверка по слайду)

           У ч и т е л ь: Молодцы! Биби очень доволен!

 

( По гиперссылке возвращаемся на слайд 3, на нём учитель щёлкает на планету 3)

 

Слайд 6

 

          У ч и т е л ь: На какую следующую планету попал Биби?

          У ч е н и к и: На Марс.

          У ч и т е л ь: Давайте вспомним, что мы знаем об этой планете.

 

(1 ученик зачитывает краткую информацию о планете Марс со слайда, желающие дополняют). Переход по гиперссылке «далее».

 

Слайд 11

 

          У ч и т е л ь: Нужно помочь Биби решить задачку. Работаем устно.

(Первый раз читает каждый про себя, второй раз – один ученик вслух).

          У ч и т е л ь: Прочитайте условие задачи.

          У ч е н и к и: Дарит бабушка – лисица

                                 Трём внучатам рукавицы:

                                 Это вам на зиму, внуки,

                                 Рукавичек по две штуки.

          У ч и т е л ь: Прочитайте вопрос задачи.

          У ч е н и к и: Сколько всех, пересчитайте?

          У ч и т е л ь: Сможем ли мы одним действием ответить на вопрос задачи? Всё ли у нас известно для этого?

          У ч е н и к и: Да, сможем. Если три лисёнка получат по две рукавички каждый, значит, чтобы узнать, сколько всего рукавичек получат лисята, нужно 2 взять 3  раза.

2 ▪ 3 = 6 (рукавичек)

Ответ: 6 рукавичек подарит бабушка – лисица.

 

(Переход по гиперссылке «далее»)

           

 

 

Физминутка  Слайд 12

 

(Учитель под музыку говорит слова для движений, показывает их, а ребята повторяют движения).

 

Нюша руки подняла,

В разные стороны развела,

А Лосяш руки на пояс,

И наклоны низко в пояс.

Крош на месте скок-скок-скок,

Ставим ногу на носок,

А потом её на пятку,

И танцуем все вприсядку.

Бараш крутит головой,

Потом топает ногой.

Совунья крылья поднимает,

А потом их опускает.

И Кар-Карыч успевает,

Тоже крылья поднимает.

А Копатыч не зевает -

Он наклоны выполняет.

Ёжик с Пином поспешили

И ребят всех насмешили,

Посмеялись и попели,

А потом все дружно сели.

 

 

( По гиперссылке «домой» возвращаемся на слайд 3, на нём учитель щёлкает на планету 4)

 

Слайд  7

          У ч и т е л ь: Биби вновь попал на чужую планету, что это за планета?

          У ч е н и к и: Это Юпитер.

          У ч и т е л ь: Давайте вспомним, что мы знаем об этой планете.

 

(1 ученик зачитывает краткую информацию о планете Юпитер со слайда, желающие дополняют). Переход по гиперссылке «далее».

 

Слайд 13

 

          У ч и т е л ь: На этой планете нам нужно помочь Биби решить примеры в несколько действий и найти, куда должен приземлиться каждый парашют. Что мы должны вспомнить перед тем, как решать эти примеры?

         У ч е н и к и: Порядок действий.  (Дети рассказывают, где в первую очередь нужно выполнять действия).

        У ч и т е л ь: Выполнять будем в тетради. Отступите 2 клетки и запишите номер 2.

(Ученики самостоятельно решают все примеры, расставив карандашом сверху порядок действий, затем происходит проверка по слайду).

 

(Переход по гиперссылке «далее»)

 

Слайд 14

 

        У ч и т е л ь:  А теперь задание посложнее. Как вы думаете, что вам нужно сделать? (Поставить знаки действий, чтобы выражение стало верным).

        У ч и т е л ь: Подумайте, а может что – то ещё здесь нужно поставить, кроме знаков действий. Запишите пример в тетеради.

 

(После выполнения задания, учитель щёлкает на слайде по «доске» и появляется верное решение данного задания).

 

( По гиперссылке «домой» возвращаемся на слайд 3, на нём учитель щёлкает на планету 5)

 

Слайд 8

 

          У ч и т е л ь: Биби попадает на пятую планету. Что это за планета?

          У ч е н и к и: Это Сатурн.

          У ч и т е л ь: Давайте вспомним, что мы знаем об этой планете.

 

(1 ученик зачитывает краткую информацию о планете Сатурн со слайда, желающие дополняют). Переход по гиперссылке «далее».

 

Слайд 15

 

          У ч и т е л ь: Биби просит нас помочь выполнить последнее задание – это решить задачу. (Первый  раз все читают про себя, второй раз – один ученик вслух).

          У ч и т е л ь: Прочитайте условие задачи.

          У ч е н и к и: В топливный бак летающей тарелки входит 8 л горючего. Во время космического полёта пяти летающих тарелок сгорело 16 литров. 

          У ч и т е л ь: Прочитайте вопрос задачи.

          У ч е н и к и: Сколько всего литров горючего осталось в топливных баках летающих тарелок?

          У ч и т е л ь: Сколько летающих тарелок летало в космосе?

          У ч е н и к и: Пять летающих тарелок летало в космосе.

          У ч и т е л ь: Сколько литров входит в топливный бак?

          У ч е н и к и: Входит 8 литров.

          У ч и т е л ь: Что из этого можно узнать? Каким действием?

          У ч е н и к и: Сколько литров умещается в пяти топливных баках. Для этого 8 литров возьмём пять раз. Записываем:

  1. 8 • 5 = 40 (л)

          У ч и т е л ь: Что ещё сказано в задаче?

          У ч е н и к и: 16 литров горючего сгорело.

          У ч и т е л ь: Сгорело – значит стало больше или меньше?

          У ч е н и к и: Значит стало меньше, будем вычитать. Записываем:

  1. 40 -  16 = 24 (л)

    У ч и т е л ь: Мы ответили на вопрос задачи?

    У ч е н и к и: Да, ответили. Записываем:

Ответ: в баках осталось 24 литра горючего.

 

(Учитель щёлкает на слайде по «доске» и появляется решение задачи и ответ, дети сверяют свои записи с записями на слайде).

 

(Переход по гиперссылке «далее»)

 

Слайд  16

 

         У ч и т е л ь: Ребята, вы молодцы! Помогли Биби справиться со всеми заданиями на пяти планетах. Теперь его путь открыт, и он направляется к нашей планете Земля.

 

(Переход по гиперссылке «далее»)

 

Слайд 17

 

Ребята! Вам Биби «Спасибо!» говорит

И вот на день рождения он скорей спешит!

 

(Переход по гиперссылке «далее»)

 

Слайд 18

 

(Учитель делает музыку потише и говорит на фоне музыки).

 

        У ч и т е л ь: Вот Биби и приземлился, все очень рады!      

 

5. Итог урока. Рефлексия деятельности.

 

     У ч и т е л ь: Что Вам запомнилось на уроке?

                           С какими трудностями столкнулись?

                           А что оказалось самым интересным для вас?

     У ч и т е л ь: Дома придумайте для смешариков свои задания, используя знания таблицы умножения и деления от 1 до 5.

 

 

 

Использованные ресурсы:

Задания составлены автором работы на основе учебника «Математика, 2 класс» Т.Е.Демидова, С.А.Козлова, А.П.Тонких, Москва «Баласс», 2010.