Эссе "Моя философия дошкольного образования"

Пепеляева Алена Юрьевна

«Моя философия дошкольного образования»

Первоначальное воспитание должно видеть в дитяти не чиновника, не поэта, не ремесленника,

но человека, который мог бы впоследствии быть тем или другим, не переставая быть человеком.

В. Г. Белинский
 

Размышляя над темой эссе, мне пришло в голову множество мыслей, но остановиться хочется на одной: воспитатель – дети  –  родители. Эта связь неразрывна и является фундаментом дошкольного образования. Ведь очень важно, кто находится рядом с ребенком в детстве.

В последнее время произошла заметная революция в образовании: изменился статус дошкольного детства, оно на данном этапе является важнейшим этапом государственного образования.

Что же это значит?

Для меня детство, в первую очередь, обеспечивается поддержкой семьи, как главного института развития и социализации ребенка.

Как никогда взаимодействие детского сада и семьи становится актуальным, так как семейное воспитание играет особую роль в развитии ребенка. Семейный институт - есть институт эмоциональных отношений. Каждый ребенок, ожидает от своих родных безоговорочной любви: его любят не за хорошее поведение и оценки, а просто так и таким, какой он есть, и за то, что он прост есть.

Семья для ребенка - это первый опыт взаимоотношений. В семье он видит примеры для подражания, здесь происходит его рождение, как частички социума. И когда ребенок приходит в детский сад, мы должны понимать, что у него есть определенный багаж: знаний, воспитания. Он не «чистый лист», на котором можно рисовать, что угодно.  Мы не можем навязать ребенку и родителям определенную модель воспитания, но мы можем создать условия, чтобы она была для ребенка эффективной.

   Я, как воспитатель, стараюсь создать в группе атмосферу взаимопонимания, поддержки, доверия и сотрудничества. Учитываю социальный статус, микроклимат семьи и степень заинтересованности родителей. Стараюсь найти подход не только к каждому ребенку, но и к каждому родителю, что в свое время ведет к повышению эффективности образовательного процесса.

               В книге "Главное о воспитании детей 1, авторы  подчеркивают, что не может быть конкретных правил для всех воспитательных ситуаций.

Но можно выделить ряд условий, необходимых для полноценного развития ребенка.

Во-первых, ребенок должен воспитываться в отношениях родительской любви.

Во-вторых, рядом с ребенком должны быть воспитатели, обладающие нравственными качествами.

В-третьих, включение ребенка в регулярный радостный общественно полезный труд.

В-четвертых, гармоническое развитие всех способностей ребенка.

В-пятых, реализация условий постепенности и последовательности.

Итогом такого воспитания является усвоение ребенком ценностей, гармонизация его представлений о правах и обязанностях, свободе и ответственности, доброжелательности, уверенности в себе и эмоциональной устойчивости.

      Таким образом, дошкольное образование это образовательная деятельность, построенная на содействии и сотрудничестве детей и взрослых. Оно играет важную роль при формировании будущей личности, а знания и ценности, заложенные ребёнку в дошкольном возрасте, станут определяющими факторами дальнейшей судьбы человека.

 

 

1 Главное о воспитании детей. М. Монтессори, Я. Корчак, Л. Выготский, А. Макаренко, Э. Эриксон