Требования к современному уроку по ФГОС

Глебов Александр Александрович

Требования к современному уроку по ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trebovaniya_k_sovremennomu_uroku_po_fgos.docx25.3 КБ

Предварительный просмотр:

Требования к современному уроку по ФГОС

(ИСТОЧНИК: http://pedsovet.su/fgos/6048_typy_urokov_po_fgos 

Федеральный Государственный Образовательный Стандарт (ФГОС) во главу угла ставит развитие личности ребенка. Данная задача требует от учителя нового подхода к организации процесса обучения. Урок, как и было раньше, остается основной единицей обучающего процесса. Но теперь изменились требования к проведению урока, предложена другая классификация уроков. Специфика системно-деятельностного подхода предполагает и другую структуру урока, которая отличается от привычной, классической схемы. Рассмотрим, какие типы уроков по ФГОС предложены в методике, в чем их предназначение и какие виды и формы предлагают нам новые требования. 

Требования к современному уроку по ФГОС

  • Урок обязан иметь личностно-ориентированный, индивидуальный характер.
  • В приоритете самостоятельная работа учеников, а не учителя.
  • Осуществляется практический, деятельностный подход.
  • Каждый урок направлен на развитие универсальных учебных действий (УУД): личностных, коммуникативных, регулятивных и познавательных.
  • Авторитарный стиль общения между учеником и учителем уходит в прошлое. Теперь задача учителя — помогать в освоении новых знаний и направлять учебный процесс.

Основные типы уроков в школе по ФГОС

НовыЕ образовательныЕ стандартЫ предлагают выделять четыре основных типа уроков в зависимости от поставленных целей:

Тип №1. Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков

Цели:

Деятельностная: научить детей новым способам нахождения знания, ввести новые понятия, термины.

Содержательная: сформировать систему новых понятий, расширить знания учеников за счет включения новых определений, терминов, описаний.

Структура урока обретения новых знаний

  • Мотивационный этап.
  • Этап актуализации знаний по предложенной теме и осуществление первого пробного действия
  • Выявление затруднения: в чем сложность нового материала, что именно создает проблему, поиск противоречия
  • Разработка проекта, плана по выходу их создавшегося затруднения, рассмотрения множества вариантов, поиск оптимального решения.
  • Реализация выбранного плана по разрешению затруднения. Это главный этап урока, на котором и происходит "открытие" нового знания.
  • Первичное закрепление нового знания.
  • Самостоятельная работа и проверка по эталону.
  • Включение в систему знаний и умений.
  • Рефлексия, включающая в себя и рефлексию учебной деятельности, и самоанализ, и рефлексию чувств и эмоций.

Тип №2. Урок рефлексии

  • Цели:
  • Деятельностная: формировать у учеников способность к рефлексии коррекционно-контрольного типа, научить детей находить причину своих затруднений, самостоятельно строить алгоритм действий по устранению затруднений, научить самоанализу действий и способам нахождения разрешения конфликта.
  • Содержательная: закрепить усвоенные знания, понятия, способы действия и скорректировать при необходимости.

Структура урока-рефлексии по ФГОС

  • Мотивационный этап.
  • Актуализация знаний и осуществление первичного действия.
  • Выявление индивидуальных затруднений в реализации нового знания и умения.
  • Построение плана по разрешению возникших затруднений (поиск способов разрешения проблемы, выбор оптимальных действий, планирование работы, выработка стратегии).
  • Реализация на практике выбранного плана, стратегии по разрешению проблемы.
  • Обобщение выявленных затруднений.
  • Осуществление самостоятельной работы и самопроверки по эталонному образцу.
  • Включение в систему знаний и умений.
  • Осуществление рефлексии.

Тип №3. Урок систематизации знаний (общеметодологической направленности)

Цели:

Деятельностная: научить детей структуризации полученного знания, развивать умение перехода от частного к общему и наоборот, научить видеть каждое новое знание, изученный способ действий в рамках всей изучаемой темы.

Содержательная: научить обобщению, развивать умение строить теоретические предположения о дальнейшем развитии темы, научить видению нового знания в структуре общего курса, его связь с уже приобретенным опытом и его значение для последующего обучения.

Структура урока систематизации знаний

  • Самоопределение.
  • Актуализация знаний и фиксирование затруднений.
  • Постановка учебной задачи, целей урока.
  • Составление плана, стратегии по разрешению затруднения.
  • Реализация выбранного проекта.
  • Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону.
  • Этап рефлексии деятельности.

Тип №4. Урок развивающего контроля

Цели:

Деятельностная: научить детей способам самоконтроля и взаимоконтроля, формировать способности, позволяющие осуществлять контроль.

Содержательная: проверка знания, умений, приобретенных навыков и самопроверка учеников.

Структура урока развивающего контроля

  • Мотивационный этап.
  • Актуализация знаний и осуществление пробного действия.
  • Фиксирование локальных затруднений.
  • Создание плана по решению проблемы.
  • Реализация на практике выбранного плана.
  • Обобщение видов затруднений.
  • Осуществление самостоятельной работы и самопроверки с использованием эталонного образца.
  • Решение задач творческого уровня.
  • Рефлексия деятельности.

Виды уроков для каждого типа урока по ФГОС

Тип урока по ФГОС

Виды уроков

1.

Урок открытия нового знания

Лекция, путешествие, инсценировка, экспедиция, проблемный урок, экскурсия, беседа, конференция, мультимедиа-урок, игра, уроки смешанного типа.

2.

Урок рефлексии

Сочинение, практикум, диалог, ролевая игра, деловая игра, комбинированный урок.

3.

Урок общеметодологической направленности

Конкурс, конференция, экскурсия, консультация, урок-игра, диспут, обсуждение, обзорная лекция, беседа, урок-суд, урок-откровение, урок-совершенствование.

4.

Урок развивающего контроля

Письменные работы, устные опросы, викторина, смотр знаний, творческий отчет, защита проектов, рефератов, тестирование, конкурсы.

Нюансы построения уроков по ФГОС в начальной и средней школе

Структура ФГОС вводит новое понятие — "учебная ситуация". То есть учитель должен теперь не преподносить готовое знание, а строить на уроках такую ситуацию, в ходе которой дети сами учатся находить предмет изучения, исследовать его, сравнивать с уже имеющимся опытом, формулировать собственное описание.

Создание учебной ситуации строится с учетом возрастных и психологических особенностей учеников, степени сформированности их УУД, специфики учебного заведения.

Так, если в старших классах можно оперировать уже накопленными знаниями, то в начальной школе учебные ситуации строятся на основе наблюдений, житейского опыта, эмоционального восприятия.

Таким образом, уроки в свете требований ФГОС предполагают основательную реконструкцию учебного процесса. Изменились требования не только к содержанию учебного процесса, но и к результатам образования. Более того, ФГОС предлагает не только новую типологию уроков, но и новую систему реализации внеурочной деятельности. Таким образом осуществляется комплексный подход в обучении ребенка.