Рабочие программы
Рабочая программа по литературе 7 класс Меркин
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
7_klass_lit-ra_merkin.docx | 81.08 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное образование «город Таганрог»
муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
средняя общеобразовательная школа №38 г. Таганрога
ул.Сергея Шило, 182-1,
г.Таганрог, Ростовская область, 347932,
тел./факс 8(8634)333-222,
e-mail: sch38@tagobr.ru
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор МОБУСОШ № 38
Приказ от_______ № ______
___________ Е.А.Монченко
печать
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по литературе
уровень основное общее образование (7 -9класс)
количество часов 277 часов ( 7 класс- 105ч, 8 класс- 70 ч, 9 класс-102ч)
учителя Контарева С.А.
Программа разработана на основе
программы« Литература.5-9 классы общеобразовательной школы» (авторы Г.С. Меркин, С.А. Зинин и др .) М.: Русское слово, 2012
- Пояснительная записка
Данная рабочая программа предназначена для организации процесса обучения литературе учащихся 7-9 классов МОБУСОШ №38 и составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами:
- Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (п. 22 ст. 2; ч. 1, 5 ст. 12; ч. 7 ст. 28; ст. 30; п. 5 ч. 3 ст. 47; п. 1 ч. 1 ст. 48);
- федеральным компонентом государственного образовательного стандарта, утверждённым приказом Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 (при реализации начального общего, основного общего и среднего общего образования);
- федеральным базисным учебным планом, утверждённым приказом Минобразования России от 09.03.2004 № 1312 (при реализации основного общего образования и среднего общего образования);
- порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утверждённым приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015;
- основной образовательной программой основного общего образования (ФК ГОС) МОБУ СОШ № 38;
- федеральным перечнем учебников (приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253) с дополнениями и изменениями от 08.06.2015 № 576, от 28.12.2015 № 1529, от 26.01.2016 № 38;
- Уставом муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения средней общеобразовательной школы № 38;
- Положением МОБУСОШ № 38 о составлении, рассмотрении и утверждении рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей);
- Программой « Литература.5-9 классы общеобразовательной школы» (авторы Г.С. Меркин, С.А. Зинин и др .) М.: Русское слово, 2012
Цели и задачи рабочей программы
Литература - базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом.
Изучение литературы на уровне основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
- воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
- развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
- освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
- овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
Литературные произведения, предназначенные для обязательного изучения
Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и изучение художественных произведений, представляющих золотой фонд русской классики. Их восприятие, анализ, интерпретация базируются на системе историко- и теоретико-литературных знаний, на определенных способах и видах учебной деятельности.
Основными критериями отбора художественных произведений для изучения являются их высокая художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям, а также культурно-исторические традиции и богатый опыт отечественного образования.
В учебном плане предмет «Литература» входит в образовательную область «Филология» и предусматривает изучение литературы на этапе основного общего образования ( 7 -9 класс) в объёме 277 часов ( 7 класс- 105ч, 8 класс- 70 ч, 9 класс-102 ч).
Литература тесно связана с другими учебными предметами и, в первую очередь, с русским языком. Содержание обоих курсов базируется на основах фундаментальных наук (лингвистики, стилистики, литературоведения, фольклористики и др.) и предполагает постижение языка и литературы как национально-культурных ценностей. И русский язык, и литература формируют коммуникативные умения и навыки, лежащие в основе человеческой деятельности, мышления. Литература взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой): на уроках литературы формируется эстетическое отношение к окружающему миру.
Вместе с историей и обществознанием литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, не только способствует освоению знаний по гуманитарным предметам, но и формирует у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру.
Одна из составляющих литературного образования - литературное творчество учащихся. Творческие работы различных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры.
Основное содержание предмета « Литература» на уровне основного общего образования (7-9 класс)
Русский фольклор
Народные песни, загадки, пословицы, поговорки.
Одна былина по выбору (в образовательных учреждениях с родным (нерусским) языком обучения - в сокращении).
Древнерусская литература
«Слово о полку Игореве» (в образовательных учреждениях с родным (нерусским) языком обучения - в сокращении).
Три произведения разных жанров по выбору.
Русская литература XVIII века
М.В. Ломоносов
Одно стихотворение по выбору.
Д.И. Фонвизин
Комедия «Недоросль».
Г.Р. Державин
Два произведения по выбору.
А.Н. Радищев
«Путешествие из Петербурга в Москву» (обзор).
Н.М. Карамзин
Повесть «Бедная Лиза».
В образовательных учреждениях с родным (нерусским) языком обучения литература XVIII века изучается обзорно с чтением фрагментов вышеуказанных произведений.
Русская литература XIX века
В.А. Жуковский
Баллада «Светлана».
Одна баллада по выбору.
Два лирических стихотворения по выбору.
А.С. Грибоедов
Комедия «Горе от ума».
А.С. Пушкин
Стихотворения: «К Чаадаеву», «Песнь о вещем Олеге», «К морю», «Няне», «К***» («Я помню чудное мгновенье...»), «19 октября» («Роняет лес багряный свой убор...»), «Пророк», «Зимняя дорога», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Я вас любил: любовь еще, быть может...», «Зимнее утро», «Бесы», «Туча», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...», а также три стихотворения по выбору.
Одна романтическая поэма по выбору.
«Повести Белкина.
Повесть «Пиковая дама» (Только для образовательных учреждений с русским языком обучения).
«Маленькие трагедии» (одна трагедия по выбору).
Романы: «Дубровский», «Капитанская дочка».
Роман в стихах «Евгений Онегин».
М.Ю. Лермонтов
Стихотворения: «Парус», «Смерть Поэта», «Бородино», «Когда волнуется желтеющая нива...», «Дума», «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал...»), «Три пальмы», «Молитва» («В минуту жизни трудную...»), «И скучно и грустно», «Нет, не тебя так пылко я люблю...», «Родина», «Пророк», а также три стихотворения по выбору.
Поэмы: «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова», «Мцыри».
Роман «Герой нашего времени».
Поэты пушкинской поры
Е.А. Баратынский, К.Н. Батюшков, А.А. Дельвиг, Д.В. Давыдов, А.В. Кольцов, Н.М. Языков.
Стихотворения не менее трех авторов по выбору.
Н.В. Гоголь
Повести: «Вечера на хуторе близ Диканьки» (одна повесть по выбору), «Тарас Бульба», «Шинель».
Комедия «Ревизор».
Поэма «Мертвые души» (первый том).
А.Н. Островский
Одна пьеса по выбору.
И.С. Тургенев
«Записки охотника» (два рассказа по выбору).
«Стихотворения в прозе» (два стихотворения по выбору).
Одна повесть по выбору.
Ф.И. Тютчев
Стихотворения: «С поляны коршун поднялся...», «Есть в осени первоначальной...», а также три стихотворения по выбору.
А.А. Фет
Стихотворения: «Вечер», «Учись у них - у дуба, у березы...», а также три стихотворения по выбору.
А.К. Толстой
Три произведения по выбору.
Н.А. Некрасов
Стихотворения: «Крестьянские дети», «Железная дорога», а также два стихотворения по выбору.
Одна поэма по выбору.
Н.С. Лесков
Одно произведение по выбору.
М.Е. Салтыков-Щедрин
Три сказки по выбору.
Ф.М. Достоевский
Одна повесть по выбору.
Л.Н. Толстой
Одна повесть по выбору.
Один рассказ по выбору.
В.М. Гаршин
Одно произведение по выбору.
А.П. Чехов
Рассказы: «Смерть чиновника», «Хамелеон», а также 2 рассказа по выбору.
В.Г. Короленко
Одно произведение по выбору.
Русская литература XX века
И.А. Бунин
Два рассказа по выбору.
А.И. Куприн
Одно произведение по выбору.
М. Горький
Два произведения по выбору.
А.А. Блок
Три стихотворения по выбору.
В.В. Маяковский
Три стихотворения по выбору.
С.А. Есенин
Три стихотворения по выбору.
А.А. Ахматова
Три стихотворения по выбору.
Б.Л. Пастернак
Два стихотворения по выбору.
М.А. Булгаков
Повесть «Собачье сердце».
М.М. Зощенко
Два рассказа по выбору.
А.П. Платонов
Один рассказ по выбору.
А.С. Грин
Одно произведение по выбору.
К.Г. Паустовский
Один рассказ по выбору.
М.М. Пришвин
Одно произведение по выбору.
Н.А. Заболоцкий
Два стихотворения по выбору.
А.Т. Твардовский
Поэма «Василий Теркин» (три главы по выбору).
М.А. Шолохов
Рассказ «Судьба человека».
В.М. Шукшин
Два рассказа по выбору.
А.И. Солженицын
Рассказ «Матренин двор».
Русская проза второй половины XX века
Ф.А. Абрамов, Ч.Т. Айтматов, В.П. Астафьев, В.И. Белов, В.В. Быков, Ф.А. Искандер, Ю.П. Казаков, В.Л. Кондратьев, Е.И. Носов, В.Г. Распутин, А.Н. и Б.Н. Стругацкие, В.Ф. Тендряков, В.Т. Шаламов.
Произведения не менее трех авторов по выбору.
Русская поэзия второй половины XX века
И.А. Бродский, А.А. Вознесенский, В.С. Высоцкий, Е.А. Евтушенко, Б.Ш. Окуджава, Н.М. Рубцов.
Стихотворения не менее трех авторов по выбору.
Литература народов России
Героический эпос народов России: «Гэсэр», «Джангар», «Калевала», «Маадай-кара», «Меге Баян-тоолай», «Нарты», «Олонхо», «Урал-батыр».
Одно произведение по выбору во фрагментах.
Г. Айги, Р. Гамзатов, С. Данилов, М. Джалиль, Н. Доможаков, М. Карим, Д. Кугультинов, К. Кулиев, Ю. Рытхэу, Г. Тукай, К. Хетагуров, Ю. Шесталов.
Произведения не менее двух авторов по выбору.
Зарубежная литература
Гомер
«Илиада», «Одиссея» (фрагменты).
Античная лирика
Два стихотворения по выбору.
Данте
«Божественная комедия» (фрагменты).
М. Сервантес
Роман «Дон Кихот" (фрагменты).
У. Шекспир
Трагедии: «Ромео и Джульетта», «Гамлет».
Два сонета по выбору.
Ж.Б. Мольер
Одна комедия по выбору.
И.В. Гете
«Фауст» (фрагменты).
Ф. Шиллер
Одно произведение по выбору.
Э.Т.А. Гофман
Одно произведение по выбору.
Дж.Г. Байрон
Одно произведение по выбору.
П. Мериме
Одно произведение по выбору.
Э.А. По
Одно произведение по выбору.
О. Генри
Одно произведение по выбору.
Д. Лондон
Одно произведение по выбору.
А. Сент-Экзюпери
Сказка «Маленький принц».
Х.К. Андерсен, Р. Бернс, У. Блейк, Р. Брэдбери, Ж. Верн, Ф. Вийон, Г. Гейне, У. Голдинг, В. Гюго, Д. Дефо, А.К. Дойл, Р. Киплинг, Л. Кэрролл, Ф. Купер, Дж. Свифт, Дж. Сэлинджер, В. Скотт, Р.Л. Стивенсон, М. Твен, Э. Хемингуэй.
Произведения не менее трех авторов по выбору.
Основные историко-литературные сведения
Художественная литература как одна из форм освоения мира, отражение в ней богатства и многообразия духовной жизни человека. Литература и другие виды искусства. Влияние литературы на формирование нравственного и эстетического чувства учащегося.
Место художественной литературы в общественной жизни и культуре России. Национальные ценности и традиции, формирующие проблематику и образный мир русской литературы, ее гуманизм, гражданский и патриотический пафос. Обращение писателей к универсальным категориям и ценностям бытия: добро и зло, истина, красота, справедливость, совесть, дружба и любовь, дом и семья, свобода и ответственность. Тема детства в русской литературе и литературе других народов России.
Русский фольклор
Устное народное творчество как часть общей культуры народа, выражение в нем национальных черт характера. Отражение в русском фольклоре народных традиций, представлений о добре и зле. Народное представление о героическом. Влияние фольклорной образности и нравственных идеалов на развитие литературы. Жанры фольклора.
Древнерусская литература
Истоки и начало древнерусской литературы, ее религиозно-духовные корни. Патриотический пафос и поучительный характер древнерусской литературы. Утверждение в литературе Древней Руси высоких нравственных идеалов: любви к ближнему, милосердия, жертвенности. Связь литературы с фольклором. Многообразие жанров древнерусской литературы (летопись, слово, житие, поучение).
Русская литература XVIII века
Идейно-художественное своеобразие литературы эпохи Просвещения. Нравственно-воспитательный пафос литературы. Классицизм как литературное направление. Идея гражданского служения, прославление величия и могущества Российского государства. Классицистическая комедия. Сентиментализм как литературное направление. Обращение литературы к жизни и внутреннему миру «частного» человека. Отражение многообразия человеческих чувств, новое в освоении темы «человек и природа». Зарождение в литературе антикрепостнической направленности.
Русская литература XIX века
Влияние поворотных событий русской истории (Отечественная война 1812 г., восстание декабристов, отмена крепостного права) на русскую литературу. Общественный и гуманистический пафос русской литературы XIX в. Осмысление русской литературой ценностей европейской и мировой культуры. Романтизм в русской литературе. Новое понимание человека в его связях с национальной историей. Воплощение в литературе романтических ценностей. Соотношение мечты и действительности в романтических произведениях. Конфликт романтического героя с миром. Романтический пейзаж. Формирование представлений о национальной самобытности. А.С. Пушкин как родоначальник новой русской литературы.
Проблема личности и общества. Тема «маленького человека» и ее развитие. Образ «героя времени». Образ русской женщины и проблема женского счастья. Человек в ситуации нравственного выбора. Интерес русских писателей к проблеме народа. Реализм в русской литературе, многообразие реалистических тенденций. Историзм и психологизм в литературе. Нравственные и философские искания русских писателей.
Русская классическая литература в оценке русских критиков (И.А. Гончаров о Грибоедове, В.Г. Белинский о Пушкине).
Роль литературы в формировании русского языка.
Мировое значение русской литературы.
Русская литература XX века
Классические традиции и новые течения в русской литературе конца XIX - начала XX вв.
Эпоха революционных потрясений и ее отражение в русской литературе. Русская литература советского времени. Проблема героя. Тема Родины. Исторические судьбы России. Годы военных испытаний и их отражение в русской литературе. Нравственный выбор человека в сложных жизненных обстоятельствах (революции, репрессии, коллективизация, Великая Отечественная война).
Обращение писателей второй половины XX в. к острым проблемам современности. Поиски незыблемых нравственных ценностей в народной жизни, раскрытие самобытных национальных характеров.
Литература народов России
Мифология и фольклор народов России как средоточие народной мудрости.
Общее и национально-специфическое в литературе народов России. Контактные связи русских писателей с писателями - представителями других литератур народов России.
Зарубежная литература
Взаимодействие зарубежной, русской литературы, отражение в них «вечных» проблем бытия.
Античная литература. Гуманистический пафос литературы Возрождения. Европейский классицизм. Романтизм и реализм в зарубежной литературе. Сложность и противоречивость человеческой личности. Проблема истинных и ложных ценностей. Соотношение идеала и действительности.
Многообразие проблематики и художественных исканий в литературе XX в. Сатира и юмор, реальное и фантастическое. Постановка острых проблем современности в литературных произведениях.
Основные теоретико-литературные понятия
Художественная литература как искусство слова.
Художественный образ.
Фольклор. Жанры фольклора.
Литературные роды и жанры.
Основные литературные направления: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм.
Форма и содержание литературного произведения: тема, идея, проблематика, сюжет, композиция; стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог; лирическое отступление; конфликт; система образов, образ автора, автор-повествователь, литературный герой, лирический герой.
Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: эпитет, метафора, сравнение. Гипербола. Аллегория.
Проза и поэзия. Основы стихосложения: стихотворный размер, ритм, рифма, строфа.
В образовательных учреждениях с родным (нерусским) языком обучения данные теоретико-литературные понятия изучаются с опорой на знания, полученные при освоении родной литературы. Дополнительными понятиями являются:
Взаимосвязь и взаимовлияние национальных литератур.
Общее и национально-специфическое в литературе.
- Тематическое планирование в 7 классе
В 7 классе в инвариантной части учебного плана на изучение предмета отводится 2 часа в неделю и в вариативной части 1 час в качестве компонента образовательного учреждения (всего 3 часов), что при продолжительности учебного года в 35 недель составляет 105 часов.
В программе предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 2 часа, которые распределяются по темам на усмотрение учителя.
В соответствии с календарным учебным графиком на 2016-2017 учебный год, праздничными днями и составленным расписанием программа реализуется в количестве:
7в класс- 103часа
7г класс- 103 часа
Содержание | Кол-во часов | Развитие речи | Контрольные работы |
Введение | 1 | ||
Устное народное творчество | 6 | Мини-соч | |
Древнерусская литература | 4 | Сочинение-рассуждение | |
Литература 18 века | 13 | Сочинение- рассуждение | |
Литература 19 века | 40 | Сочинение-рассуждение Сочинение-эссе | |
Литература 20 века | 31 | Сочинение Изложение с элементами сочинения | |
Зарубежная литература | 7 | Сочинение-рассуждение | КР |
Резервные уроки | 5 | ||
Итого | 105 |
IV. Планируемые результаты освоения литературы на уровне основного общего образования
В результате изучения литературы ученик должен:
знать/понимать:
- образную природу словесного искусства;
- содержание изученных литературных произведений;
- основные факты жизни и творческого пути А.С. Грибоедова, А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя;
- изученные теоретико-литературные понятия;
уметь:
- воспринимать и анализировать художественный текст;
- выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;
- определять род и жанр литературного произведения;
- выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев;
- характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
- сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;
- выявлять авторскую позицию;
- выражать свое отношение к прочитанному;
- выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
- владеть различными видами пересказа;
- строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
- участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою;
- писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения (сочинения - только для выпускников школ с русским (родным) языком обучения).
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;
поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания методического совета МОБУСОШ № 38 от_________20___г № _____ _________ Моисеенко И.М. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР __________ _______________________________ Подпись ФИО _____________20__г Дата |
Поурочно-тематическое планирование 7 класс | |||
№ урока | Тема урока | Виды деятельности обучающихся | Формы контроля |
Тема 1. Введение (1 час) Знакомство с литературой и особенностями учебника. | |||
1. Знакомство с литературой и особенностями учебника. Литературные роды (эпос, лирика, драма). Жанр и жанровое своеобразие. Личность автора, позиция писателя, труд и творчество. | Чтение вступительной статьи учебника, ответы на вопросы 1,2,3,4,5,6 на стр.5 Работа с презентацией «Литературные роды (эпос, лирика, драма). Жанр и жанровое своеобразие. Личность автора, позиция писателя, труд и творчество». | Ответы на вопросы 1,2,3,4,5,6 на стр.5 | |
Тема 2. УНТ (6 часов) | |||
| 1. Былины. «Святогор и Микула Селянинович». Событие в былине, поэтическая речь былины, своеобразие характера и речи персонажа. | Основные виды деятельности: Работа в группах: По предложенному тезисному плану расскажите о русских былинах: 1 группа: В былинном мире План рассказа: А). сходство и отличия события в былине с реальными событиями прошлого. Б). своеобразие героев и персонажей былин. В). особенности построения былин. 2 группа: Своеобразие художественного мира былины 3 группа: Новая жизнь былин Былины – основа для произведений других искусств: живописи, музыки. | Формы контроля: Рассказ по тезисному плану (устному и письменному), презентация учебного продукта, выполненного группой. |
4-5 | 2. «Илья Муромец и Соловей-Разбойник». А.К. Толстой «Илья Муромец». Конфликт былины, поучительная речь, отражение народных представлений о нравственности (сила и доброта, ум и мудрость). | Основные виды деятельности: Работа с текстом: Поиск постоянных гипербол в тексте былины. Составление цитатного плана на основе предложенных структурных частей былины (вопр.4, с.25). Письменный ответ на вопросы № 1, 5, 6 с.25 (на выбор). Инд. Рассказ о герое-богатыре: Илье Муромце, Добрыне Никитиче, А.Поповиче, Святогоре; | Формы контроля: 1) Письменный ответ на вопросы № 1, 5, 6 с.25 (на выбор); 2) теория; 3) Инд. Рассказ о герое-богатыре: Илье Муромце, Добрыне Никитиче, А.Поповиче, Святогоре; 4). Стр.29 задания 1-4, 5 – письменно. |
6 | 3. Русские народные песни. Обрядовая поэзия («Девочки, колядки!.., «Наша Масленица дорогая…»); лироэпические песни («Солдатская»). Лирическое и эпическое начало в песне; своеобразие поэтического языка. Быт, нравственные представления народа в песне. | Основные виды деятельности: Исследование жанрового многообразия русских песен и своеобразия поэтического языка русской народной песни. | Формы контроля: 1. Сочинение-миниатюра на одну из тем исследования: «Многозначность поэтического образа в народной песне» «Жанровое многообразие русских песен», «Своеобразие поэтического языка русской народной песни» и др. (вопр. 4 с. 37) 2. Сообщение об обряде колядования, масленице, масленичных песнях. Инд. Масленица в живописи (А.М.Васнецов, Б.М.Кустодиев и др.) |
7 | 4. Легенды и предания новгородского края. | Основные виды деятельности: чтение легенд и преданий о былинных героях новгородского края.
| |
Тема 3. Из древнерусской литературы (13 часов) | |||
8-9 | 1. Из «Повести временных лет» («И вспомнил Олег коня своего»), Поучительный смысл древнерусской литературы, мудрость, преемственность поколений, Любовь к родине, образованность, твердость духа, религиозность, верность, жертвенность; семейные ценности. | Основные виды деятельности: Подробный пересказ эпизода из «Повести временных лет» «И вспомнил Олег коня своего» (вопр. 1 с. 40) | Формы контроля: Подробный пересказ эпизода из «Повести временных лет» «И вспомнил Олег коня своего» (вопр. 1 с. 40) |
10-11 | 2. «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Мудрость, твёрдость духа, религиозность как народные идеалы древнерусской литературы. | Основные виды деятельности: Чтение «Повести о Петре и Февронии Муромских» Подготовка развёрнутого рассказа об одном из героев "Повести о Петре и Февронии Муромских». | Формы контроля: Подробный развёрнутый рассказ об одном из героев "Повести о Петре и Февронии Муромских» (вопр. 1 с. 48) |
Тема 4. Из литературы 18 века (7 часов) | |||
12-13 | 1. М.В.Ломоносов. Жизнь и судьба поэта, просветителя, учёного. «О вы, которых ожидает…» (из «Оды на день восшествия…). Мысли о просвещении, вера в творческие способности народа. Особенности поэтического языка оды и лирического стихотворения, поэтические образы. | Основные виды деятельности: чтение вступительных статей учебника «Классицизм», «Михаил Васильевич Ломоносов»; ответы на вопросы учебника с.54, 57; сочинение с элементами рассуждения на тему «Слава науке» (рубрика «Живое слово» с. 59). | Формы контроля: Сочинение с элементами рассуждения на тему «Слава науке» (рубрика «Живое слово» с. 59). Сочинение-описание портрета М.В. Ломоносова (с.62); мозаической картины «Полтавская баталия», выполненной в мастерской Ломоносова. Выразительное чтение наизусть фрагмента на стр.57, 58; |
14 | 2. Теория о «трёх штилях» (отрывки). Основные положения и значение теории о стилях художественной литературы. | Основные виды деятельности: Чтение вступительных статей учебника «Предисловие о пользе книг церковных в российском языке», «Учение М.В. Ломоносова о «трёх штилях», ответы на вопросы с.62-63-64. Сбор материала к выставке о М.В. Ломоносове, текст экскурсии по созданной выставке (рубрика «После уроков» с. 64) | Формы контроля: Сбор материала к выставке о М.В. Ломоносове, текст экскурсии по созданной выставке (рубрика «После уроков» с. 64). |
15 | 3. Г.Р.Державин. Биография Державина (по страницам книги В.Ходасевича «Державин»). Державин на Новгородчине. | Основные виды деятельности: составление тезисного плана фрагмента В.Ф. Ходасевича о Державине. Развёрнутый (аргументированный) ответ на вопрос «какие взгляды Державина вызывают у вас наибольшее сочувствие и уважение?» (с.68, вопр 1,2) | Формы контроля: Развёрнутый (аргументированный) ответ на вопрос «какие взгляды Державина вызывают у вас наибольшее сочувствие и уважение?» (с.68, вопр 1,2) |
16 | 4.«Властителям и судиям». Отражение в названии тематики и проблематики стихотворения; своеобразие стихотворений Державина в сравнении со стихотворениями Ломоносова. Тема поэта и власти в стихотворении. | Основные виды деятельности: Чтение стихотворения «Властителям и судиям». Комментарий по четверостишиям. Выделение гражданской темы. Сравнительный анализ стихотворения Г.Р. Державина и оды М. В. Ломоносова, сходства и различия. | Формы контроля: Выразительное чтение стихотворения наизусть. Сравнительный анализ стихотворения Г.Р. Державина и оды М. В. Ломоносова, сходства и различия. Вопр. 11, с. 72 |
17 | 5. Д.И.Фонвизин. Краткие сведения о писателе. Комедия «Недоросль». Своеобразие драматургического произведения. | Основные виды деятельности: Комментированное чтение по ролям 1-го действия комедии «Недоросль.». | Формы контроля: Комментированное чтение по ролям 1-го действия и анализ комедии «Недоросль.». |
18-19 | 6. Основной конфликт пьесы «Недоросль» и её проблематика. Проблема образования и образованности, воспитания и семьи. Социальные вопросы в комедии. Проблема крепостного права и государственной власти в комедии. Позиция писателя. | Основные виды деятельности: Викторина на знание комедии. Анализ любовного и социально-нравственного конфликтов пьесы, Сообщения по теме «Особенности конфликта комедии Д.И.Фонвизина». | Формы контроля: Цитаты-характеристики героев, рассказ о герое: 1 в. Вральман (3/8, 5/5) 2 в. Цыфиркин (2,3/6, 5/6) 3 в. Кутейкин ( 2,3/6, 5/6) 4 в. Софья (2/2, 3/2) 5 в. Милон (1/6, 2/1) 6 в. Стародум 3/1.2, 5/1) по плану: 1)Родословная Стародума. 2) Воспитание Стародума. 3) На военной службе. Отставка. 4) Отношение к службе при дворе, к власти. 5) Рассуждения о современной жизни: а) о подлинной знатности; б) о воспитании молодого дворянина; в) о добродетели и благонравии как нравственных основах личности; г) о крепостном праве. Инд. Подготовить сообщение «историка» о законе « О вольности дворян…»(1762 г.) |
20 | 7. «Недоросль». Образы комедии (портрет и характер, поступки, мысли и язык героев). | Основные виды деятельности: Викторина на знание комедии. Составление речевой характеристики героев. Сообщения по теме « Система образов в комедии Д.И.Фонвизина», | Формы контроля: Викторина на знание комедии. Составление речевой характеристики героев. |
Тема 5. Из литературы 19 века (40 часов) | |||
21-22 | 1.А.С.Пушкин. Свободолюбивые мотивы в стихотворениях поэта: «К Чаадаеву», «Во глубине сибирских руд» | Основные виды деятельности: Чтение вступительной статьи «После лицея» и составление тезисного плана, работа с иллюстрациями, презентации учащихся. Анализ стихотворений. | Формы контроля: Стр.32 вопросы и задания. Анализ стихотворений и выразительное чтение наизусть. |
23 | 2. Человек и природа в поэзии Пушкина. «Туча». | Основные виды деятельности: Анализ стихотворения, составление статьи «Аллегория в стихотворении «Туча» | Формы контроля: Анализ стихотворения, составление статьи «Аллегория в стихотворении «Туча» (с.135, задание 2). |
24 | 3. «Песнь о вещем Олеге»: судьба Олега в летописи и балладе Пушкина. Мотивы судьбы, предсказания, предзнаменования. Вера и суеверие. | Основные виды деятельности: чтение и исторический комментарий к балладе поэта. Работа с иллюстрациями, рисунки учащихся | Формы контроля: Поиск материала по темам «Творческая история создания произведения «Песнь о вещем Олеге», «Судьба Олега в летописи и балладе Пушкина» + создание презентаций. |
25-26 | 4. Поэма «Полтава» (в сокращении). Образ Петра и тема России в поэме. Своеобразие поэтического языка. Гражданский пафос поэмы. | Основные виды деятельности: Исследование на тему « Образ Петра и тема России в поэме «Полтава», «Своеобразие поэтического языка поэмы «Полтава» (через элементы сопоставительного анализа). | Формы контроля: С. 152, вопр. 2 - сравнительные характеристики персонажей — Петра I и Карла XII. Отрывок наизусть или подбор цитаты к пунктам плана: 1) Начало боя. 2) Появление Петра. 3)Карл XII. 4) Битва в разгаре. 5) Победа. 6) Пир Петра |
27 | 5.М.Ю.Лермонтов. Стихотворение «Родина». Родина в лирическом и эпическом произведении. | Основные виды деятельности: Выразительное чтение наизусть стихотворения «Родина» , составление словаря лексики стихотворения. отработка навыка анализа стихотворения; сочинение–эссе по стихотворению М.Ю. Лермонтова «Родина» | Формы контроля: Выразительное чтение стихотворения наизусть. Сочинение–эссе по стихотворению М.Ю. Лермонтова «Родина». |
28-29 | 6. «Песня про купца Калашникова». Проблематика и основные мотивы произведения (родина, честь, достоинство, верность, любовь, мужество и отвага, независимость, личность и власть) | Основные виды деятельности: Проект « Образ Ивана Грозного в живописи», «Фольклорные элементы в произведении». «Художественное богатство «Песни...». «Опричнина» и др. | Формы контроля: Создание проекта. |
30 | 7. «Песня про купца Калашникова». Центральные персонажи «Песни…» и художественные приёмы их создания; речевые элементы в создании характера героя. | Основные виды деятельности: анализ художественных особенностей произведения; сравнение с народным творчеством. | Формы контроля: Письменный ответ на вопрос «Почему Иван Грозный казнил купца Калашникова?» |
31 | 8. «Песня про купца Калашникова». Фольклорные элементы. Художественное богатство произведения. | Основные виды деятельности: Беседа по вопросам. Сбор материала к сочинению. | Формы контроля: Составление плана, подбор цитат к итоговому сочинению «Художественное богатство произведения». Рецензия на любой эпизод. (с. 182, зад. В рубрике «Живое слово»). |
32-33 | 9. Н.В.Гоголь. Гоголь в Петербурге. Новая тема – изображение чиновничества и «маленького человека». Разоблачение угодничества, глупости, бездуховности. | Основные виды деятельности: Сообщения на тему « Гоголь в Петербурге» | Формы контроля: Сообщение о Гоголе |
34-35 | 10. Повесть «Шинель»: основной конфликт, трагическое и комическое. Образ Акакия Акакиевича. Авторское отношение к героям и событиям. | Основные виды деятельности: Чтение повести «Шинель». Пересказ эпизодов. Подготовка к устному сочинению по теме «Образ Акакия Акакиевича» Исследование по теме «Трагическая судьба маленького человека в повести Н.В.Гоголя «Шинель», «Роль сквозного образа шинели в произведении», «Символический смысл образа шинели» | Формы контроля: Задания № 1-6 (на стр. 221 на выбор) – письменно. |
36 | 11. И.С.Тургенев. Рассказ о жизни писателя в 60-е годы. Общая характеристика книги «Записки охотника». Многообразие и сложность характеров крестьян. | Основные виды деятельности: Сведения из жизни И.С. Тургенева , чтение и анализ идейного своеобразие рассказов из цикла «Записок охотника»; аргументированная защита прочитанного (сообщения, презентации) – работа в группах. | Формы контроля: Письменный ответ на вопр. 4 стр.229. |
37 | 12. Рассказ «Хорь и Калиныч». Природный ум, трудолюбие, талант, смекалка, сложные социальные отношения в деревне. | Основные виды деятельности: Письменные характеристики Хоря и Калиныча, (особенности их отношения друг к другу, к окружающим людям, к занятиям). | Формы контроля: Письменные характеристики Хоря и Калиныча. |
38 | 13. «Певцы»: талант и чувство достоинства крестьян, отношение автора к героям. Стихотворение в прозе «Нищий»: тематика, художественное богатство. | Основные виды деятельности: Комментированное чтение отрывков. Подготовка к аналитической беседе. | Формы контроля: Комментированное чтение отрывков. Подготовка к аналитической беседе. |
39-40 | 14. Н.А.Некрасов. Краткие сведения о поэте. «Вчерашний день часу в шестом…», «Железная дорога», «Размышления у парадного подъезда». Доля народа – основная тема произведений, чванство, равнодушие, покорность судьбе. Своеобразие поэтической музы поэта. Писатель и власть. | Основные виды деятельности: Знакомство со страницами жизни и творчества Н.А.Некрасова. Выразительное чтение стихотворения наизусть. Инд. Сообщение «историка» на тему «Сенная площадь» Инд. Сообщение «литературоведа» об образе музы в поэзии Н.А. Некрасова | Формы контроля: Литературная викторина (с.299, вопр.1)Выразительное чтение стихотворения наизусть. |
41-42 | 15. Поэма «Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»). Судьба русской женщины, любовь и чувство долга, верность, преданность, независимость, стойкость. | Основные виды деятельности: Изучение нового материала с выступлениями учащихся. Работа с книгой. Н.А. Некрасов и художники-передвижники | Формы контроля: Письменный ответ на вопр.1 стр. 291: Есть такой замечательный фильм «Звезда пленительного счастья». В этом фильме использован сюжет из главы «Княгиня Трубецкая» |
43 | 16. М.Е.Салтыков-Щедрин. Краткие сведения о писателе. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Своеобразие сюжета. Проблематика сказки: труд, власть, справедливость. | Основные виды деятельности: Беседа с включением индивидуальных выступлений учащихся о личности и творчестве писателя. | Формы контроля: Различные виды пересказа, письменный отзыв о прочитанной сказке. |
44-45 | 17.«Дикий помещик». Приёмы создания образа помещика. Позиция писателя. | Основные виды деятельности: С.303-311, пересказ, отв. на вопросы. Работа с иллюстрациями. | Формы контроля: Различные виды пересказа, письменный отзыв о прочитанной сказке. |
46-47 | 18. Л.Н.Толстой – участник обороны Севастополя. Творческая история «Севастопольских рассказов». Литература и история. | Основные виды деятельности: Чтение С.324-339, ответ на вопр.2,3 с 341. Рассказ очевидца обороны Севастополя в форме письма с фронта. Литературно-музыкальная композиция | Формы контроля: Рассказ очевидца обороны Севастополя в форме письма с фронта. |
48 | 19. Рассказ «Севастополь в декабре месяце»: человек и война, жизнь и смерть, героизм, подвиг, защита Отечества – основные темы рассказа. Образы защитников Севастополя. Авторское отношение к героям. | Основные виды деятельности: С.342, в.8-9 подбор материалов для ответа по плану, составление цитатного плана, устное сочинение-рассуждение. | Формы контроля: Письменный ответ на вопр. 8-9 на с. .342. |
49 | 20. Н.С.Лесков. Биография писателя. «Лесков – писатель будущего». Повесть «Левша». | Основные виды деятельности: Краткий пересказ. | Формы контроля: Краткий пересказ. |
50 | 21. «Левша»: особенность проблематики и центральная идея повести. | Основные виды деятельности: Выписать неологизмы Лескова. Написать отзыв о проблематике в сказе Лескова. | Формы контроля: Написать отзыв о сказе Лескова. |
51-52 | 22. Левша»: образный мир произведения. | Основные виды деятельности: Написать отзыв об образах в сказе Лескова. | Формы контроля: Написать отзыв о сказе Лескова. |
53 | 23. А.А.Фет. Русская природа в стихотворениях «Вечер», «Зреет рожь над жаркой нивой…» | Основные виды деятельности: читать стихи, определять тему, идею стихотворения; находить тропы. | Формы контроля: Выразительное чтение стихотворения наизусть. |
54-55 | 24. Общечеловеческое в лирике Фета; наблюдательность, чувства добрые, красота земли; стихотворение-медитация. | Основные виды деятельности: выразительное чтение, аналитическая беседа, устное рисование. | Формы контроля: выразительное чтение, аналитическая беседа, устное рисование. |
56-57 | 25. А.П.Чехов «Хамелеон»: разоблачение беспринципности, корыстолюбия. Своеобразие сюжета | Основные виды деятельности: Чтение рассказа Чехова «Хамелеон», пересказ, близкий к тексту; составление словаря языка персонажа. | Формы контроля: пересказ, близкий к тексту (с.399-403), составление словаря языка персонажа. |
58-59 | 26. «Смерть чиновника»: разоблачение чинопочитания, самоуничижения. Способы создания образов. Социальная направленность рассказов. Позиция писателя | Основные виды деятельности: работа по учебнику, выразительное чтение, аналитическая беседа. | Формы контроля: пересказ, близкий к тексту (с.404 - 406), составление словаря языка персонажа. |
60 | 27. Произведения русских поэтов 19 века о России (Пушкин, Языков, Никитин) | Основные виды деятельности: выразительное чтение, аналитическая беседа, устное рисование. | Формы контроля: Выразительное чтение стихотворения наизусть. |
Из литературы ХХ века (31 час) | |||
61-62 | 1. М. Горький. Повесть «Детство» (выборочные главы). Основные сюжетные линии в автобиографической прозе и рассказе. Становление характера мальчика | Основные виды деятельности: Сообщения учащихся по биографии писателя. Комментированное чтение отдельных глав повести. Выборочный пересказ содержания повести. | Формы контроля: Выборочный пересказ С.12-38 , чтение всей повести. Обсуждение наиболее запомнившихся эпизодов. |
63-64 | 2. «Легенда о Данко» (из рассказа «Старуха Изергиль») Проблематика рассказа (личность и обстоятельства, близкий человек, жизнь для людей, героизм, зависть, непокорность, гордость, жалость). Авторская позиция. Контраст как основной приём раскрытия замысла. | Основные виды деятельности: Художественный пересказ легенды о Ларре. Сообщение о значениях имён Данко и Изергиль. Сообщение о символическом значении красного цвета. Различные виды пересказа, цитатный план. | Формы контроля: Развернутые ответы на вопросы. |
65 | 3. И.А.Бунин. Стихотворение «Догорел апрельский светлый вечер…» Образ природы. | Основные виды деятельности: Анализ стихотворения. | Формы контроля: Выразительное чтение стихотворения наизусть. Анализ стихотворения С.73 |
66-67 | 4. Рассказ «Кукушка». Смысл названия, доброта, милосердие, справедливость, покорность, смирение. Образы животных и зверей и их значение для понимания художественной идеи рассказа. | Основные виды деятельности: выр.чтение, с.77-93, содержание. Подготовка вопросов для дискуссии, выразительное чтение, различные виды пересказа. Диспут. | Формы контроля: выр.чтение, с.77-93, содержание. Подготовка вопросов для дискуссии, выразительное чтение, различные виды пересказа. |
68-69 | 5. А.И.Куприн «Куст сирени». Взаимопонимание, взаимовыручка, чувство локтя в понимании автора и его героя. Основная сюжетная линия рассказа и подтекст, художественная идея. | Основные виды деятельности: С.98-104, пересказ, отв.на вопр. Отзыв на эпизод, составление плана ответа. | Формы контроля: Отзыв на эпизод, составление плана ответа. |
70-71 | 6. В.В.Маяковский «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Проблематика стихотворения: поэт и общество, поэт и поэзия. Приёмы создания образов. Художественное своеобразие стихотворения. | Основные виды деятельности: С.114-116 пересказ, отв.на вопр. Выразительное чтение стихов. Анализ стихотворения. Умение определять особенности его поэзии; находить тропы. | Формы контроля: Выразительное чтение стихотворения наизусть. |
72-73 | 7. С.А.Есенин «Отговорила роща золотая…», «Я покинул родимый дом…» Тема лирических стихотворений; лирическое «я» и образ автора. | Основные виды деятельности: Выразительное чтение. Анализ стихотворения. Инд. Сообщение о цветовой символике поэзии С.Есенина Инд. Сообщение об образе клёна в его лирике | Формы контроля: Выразительное чтение стихотворения наизусть. |
74-75 | 8. Человек и природа в поэзии Есенина, чувство родины, эмоциональное богатство лирического героя в стихотворениях поэта. | Основные виды деятельности: Беседа, анализ стихов. Сообщение о фотографиях Есенина, помещенных в учебнике. | Формы контроля: Анализ стихов, устная рецензия или отзыв о стихотворении. |
76-77 | 9. И.С.Шмелёв «Русская песня». Основные сюжетные линии рассказа. Проблематика и художественная идея. Национальный характер в изображении писателя. | Основные виды деятельности: С.134-138 пересказ, устное рисование Работа со словарями, отзыв. Составить план рассказа и приготовить пересказ по нему. | Формы контроля: Составление плана рассказа и пересказ по нему. |
78-79 | 10. М.М.Пришвин «Москва-река». Тема и основная мысль рассказа. Родина, человек и природа. Образ рассказчика. | Основные виды деятельности: С.140-148, пересказ, история села. Составление тезисов. | Формы контроля: Составление тезисов. |
80 | 11. К.Г.Паустовский. Повесть «Мещерская сторона» (гл. «Обыкновенная земля», «Первое знакомство», «Леса», «Луга», «Бескорыстие» - по выбору). Чтение и обсуждение фрагментов. | Основные виды деятельности: С.149-159 пересказ, беседа с комментированным чтением отрывков. Ответы на вопросы учебника. | Формы контроля: С.149-159 пересказ |
81-82 | 12. Человек и природа, малая родина в творчестве Паустовского. Образ рассказчика в произведении. | Основные виды деятельности: С.161-162 в.10-11 Изложение с элементами рассуждения. | Формы контроля: Изложение с элементами рассуждения. |
83 | 13. Н.А.Заболоцкий «Не позволяй душе лениться…» Тема стихотворения и его художественная идея. Духовность, духовный труд – основное нравственное достоинство человека | Основные виды деятельности: Составление словаря лексики стихотворения по заданной тематике | Формы контроля: Выразительное чтение стихотворения наизусть. |
84 | 14. А.Т.Твардовский «Прощаемся мы с матерями…», «На дне моей жизни…». Сыновняя память – основные мотивы военной лирики поэта. | Основные виды деятельности: знакомство с поэзией поэта по теме Великой Отечественной войны Анализ текста. | Формы контроля: С.167-170, отв.на вопр., выучить стих. |
85-86 | 15. «Василий Тёркин». Война, жизнь и смерть, героизм, чувство долга. | Основные виды деятельности: Анализ текста. | Формы контроля: Выразительное чтение стихотворения наизусть. |
87-88 | 16. Б.Л. Васильев «Экспонат №…». Название рассказа и его роль для понимания художественной идеи произведения; проблема истинного и ложного. Разоблачение равнодушия, нравственной убогости, лицемерия. | Основные виды деятельности: Прочитать рассказ Б. Васильева «Экспонат №…» Составить цитатный план рассказа о судьбе Анны Федотовны Пересказ содержания. Комментирование эпизода. | Формы контроля: Отв. на в.8 |
89-90 | 17. В.М.Шукшин. Краткие сведения о писателе. «Чудаки» и «чудики» в рассказах Шукшина. «Микроскоп». Внутренняя простота и нравственная высота героя. | Основные виды деятельности: Составление словаря персонажа, сочинение - рассуждение | Формы контроля: С.235-245 пересказ |
91 | 18. Русские поэты ХХ века о России. (Ахматова, Цветаева, Смеляков и др.) Своеобразие раскрытия темы России | Основные виды деятельности: Анализ поэтического текста | Формы контроля: Выразительное чтение стихотворения наизусть. |
Из зарубежной литературы (7 часов) | |||
92 | 1. У.Шекспир. Краткие сведения об авторе. Сонеты: «Когда на суд безмолвных, тайных дум…», «Прекрасное прекрасней во сто крат…» « Уж если ты разлюбишь…», «Люблю, - но реже говорю об этом…» | Основные виды деятельности: Краткие сведения об авторе. Чтение стихов. Анализ поэтического текста. | Формы контроля: Выразительное чтение стихотворения наизусть. |
93 | 2. М. Басё. Образ поэта. Основные биографические сведения. Знакомство со стихотворениями, их тематикой и особенностями поэтических образов. | Основные виды деятельности: Сообщения учащихся, выразительное чтение, поисковая работа | Формы контроля: Выразительное чтение стихотворения наизусть. |
94 | 3. Р.Бёрнс. Краткие сведения об авторе. Стихотворения «Возвращение солдата» (или «Джон ячменное зерно») Основные мотивы стихотворений: чувство долга, воинская честь, народное представление о добре и силе. | Основные виды деятельности: Сообщения учащихся, выразительное чтение, поисковая работа по зад. 1-5 с. 282 | Формы контроля: Сообщения учащихся, выразительное чтение, поисковая работа по зад. 1-5 с. 282 |
95 | 4. Р.Л.Стивенсон. Краткие сведения об авторе. Роман «Остров сокровищ» (часть третья «Мои приключения на суше») Приёмы создания образов. Находчивость, любознательность - наиболее привлекательные качества героев. | Основные виды деятельности: Чтение С.286-305 | Формы контроля: Стр. 305, вопр.2,3. |
96 | 5. А. де Сент-Экзюпери. Краткие сведения о писателе. «Планета людей» (или «Маленький принц»). | Основные виды деятельности: Чтение вступительной статьи учебника об основных биографических сведениях А. де Сент-Экзюпери, изучение произведений в рамках темы.
| Формы контроля: Рисунки детей по мотивам «Маленького принца». |
97 | 6. А. де Сент-Экзюпери. «Планета людей» (или «Маленький принц»). Добро, справедливость, мужество, порядочность, честь в понимании писателя и его героев. | Основные виды деятельности: Чтение С.306 – 322. | Формы контроля: Сочинение-рассуждение (с.322 в рубрике «Живое слово») |
98 | 7. Янка Купала Основные биографические сведения. Отражение судьбы белорусского народа в стихах «Мужик», «А кто там идет?», «Алеся». М. Горький и М. Исаковский — переводчики Я. Купалы. | Основные виды деятельности: Чтение вступительной статьи учебника об основных биографических сведениях, изучение поэтических произведений в рамках темы С.323-325 Возможные виды внеурочной деятельности: Сообщения: «Образ Янки Купалы в творчестве художников», «Произведения Янки Купалы в музыке». | Формы контроля: Письменный развёрнутый ответ на вопрос «В чём жизненный путь поэта схож с биографиями других известных вам писателей?» стр. 326 вопр.2 |
99 | Контрольная работа за год | ||
100 101-105 | Заключительный урок. Резервные уроки | Подведение итогов, задание на лето. |