Мои публикации
Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad._rostov.docx | 25.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы.
Контарева Светлана Анатольевна (e-mail:kontarevasa@mail.ru)
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа № 38 ( МОБУСОШ 38), г. Таганрог.
В данной статье рассматриваются информационно-коммуникативные технологии как один из лучших способов повышения качества усвоения информации и повышения интереса к предмету.
Без стремления к новому нет жизни, нет развития, нет прогресса. В.Г. Белинский.
Процессы обновления системы образования, целью которых является поиск наиболее эффективных форм её функционирования, связаны с целым рядом тенденций, определяемых современной действительностью.
Реализация ФГОС требует серьезной материальной базы, высокого уровня культуры, квалифицированных педагогических кадров, но без обновления методов обучения невозможно решение задач, стоящих перед школой, поэтому нам, учителям, необходимо совершенствовать мастерство, идти в ногу со временем. Век компьютерных технологий набирает обороты и уже, пожалуй, нет ни одной области человеческой деятельности, где они не нашли бы свое применение, безусловно, и педагогические технологии не остались в стороне от всеобщего процесса компьютеризации. В связи с этим возникла необходимость в новой модели обучения, построенной на основе современных информационных технологий, реализующей принципы личностно-ориентированного образования. Поэтому я считаю, что использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе является актуальной проблемой современного школьного образования. Сегодня необходимо, чтобы каждый учитель мог подготовить и провести урок с использованием ИКТ, так как теперь нам, учителям, представилась возможность сделать урок более ярким и увлекательным.
Применение современных технических средств обучения позволяет добиться желаемого результата, а именно:
- развить у учащихся творческие способности, навыки исследовательской деятельности, умение принимать оптимальные решения;
- усилить мотивацию учения;
- активно вовлекать учащихся в учебный процесс;
- дать ребенку максимально возможный для него объем учебного материала;
- расширить наборы применяемых учебных задач;
- качественно изменить контроль за деятельностью учащихся.
Но достичь этого можно только при системном и целесообразном применении информационно-коммуникационных средств обучения в образовательном процессе, что позволит оптимизировать деятельность учителя на уроке, т.е. повысить качество обучения школьников за счёт улучшения качества деятельности учителя (преподавания предмета).
Я считаю, что введение ИКТ в учебный процесс не только расширяет возможности преподавателя, но и обеспечивает его такими средствами, которые позволяют решать не решавшиеся ранее лингводидактические проблемы:
- совершенствование организации преподавания, повышение индивидуализации обучения (максимум работы с каждым учащимся);
- ИКТ могут помочь в ликвидации пробелов, возникших из-за пропуска уроков;
- повышение продуктивности самоподготовки учащихся после уроков;
- ускоряется тиражирование и доступ ко всему тому, что накоплено в педагогической практике;
- возможность собрать данные по индивидуальной и коллективной динамике процесса обучения. Информация будет полной, регулярной и объективной.
В старших классах учащиеся осваивают азы научной работы: учатся отбирать материал и выделять главное и второстепенное, находить интересные иллюстрации и факты, создавать презентации научных проектов в программе Power Point. Я считаю, что презентация позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в долговременную память учащихся.
На сегодняшний день мною разработан ряд презентаций по отдельным темам для уроков русского языка и литературы. Кроме того, есть материал, созданный учениками, который можно использовать в ходе подготовки и проведения уроков. Планирую создать банк презентаций для дальнейшего их использования.
Специфика подготовки урока-презентации, безусловно, определяется типом урока.
В своей практике использую:
уроки-лекции, на которых информационно-коммуникационные технологии (на этом типе урока) делают лекцию более эффективной и активизируют работу класса. Презентация позволяет упорядочить наглядный материал. На большом экране можно иллюстрацию показать фрагментами, выделив главное, увеличив отдельные части, ввести анимацию, цвет. Иллюстрацию можно сопроводить текстом, показать ее на фоне музыки. В среднем звене презентация позволяет научить создавать опорные схемы и конспекты в более комфортном коммуникативном режиме (тезисы оформляются на слайдах, есть образец создания опорных положений лекции для учеников). Проблемный характер лекции может задаваться не самим учителем (проблемный вопрос), а самостоятельно осознается ребятами в ходе работы с разными материалами: портрет, карикатура, полярные критические оценки и т.д. В ходе такого урока ребята обязательно ведут записи в своих рабочих тетрадях, то есть ИКТ не отменяют традиционную методику подготовки и проведения такого типа урока, но в некотором смысле облегчают и актуализируют (делают практически значимыми для учащихся) технологию его создания.
Например, интерпретируя текст ( на уроке анализа текста)ученик может и должен видеть разнообразие трактовок понятий и определений. Проблемно-исследовательское обучение становится ведущим на таких уроках. На слайдах размещается не только дополнительный материал, но и формулируются задания, фиксируются промежуточные и итоговые выводы. Но необходимо помнить, что на таком уроке главным всегда остается работа с текстом, а ИКТ лишь разнообразят методы, приемы и формы работы, развивающие разные стороны личности ученика, помогают достичь целостности рассмотрения произведения в единстве содержания и формы, увидеть содержательность, смысловую значимость каждого элемента формы. (Обучение способам сжатия текста при подготовке к ГИА в 9 классе)
Задача обобщающего урока: собрать все наблюдения, сделанные в процессе анализа, в единую систему целостного восприятия темы, но уже на уровне более глубокого понимания, выйти за пределы уже затронутых проблем, эмоционально охватить всю тему. Схемы, таблицы, тезисное расположение материала позволяют сэкономить время и, самое главное, представить изученный материал целостно. Учитель благодаря презентации может все время контролировать работу класса.
Таким образом, у учащихся формируются ключевые компетентности, предъявляемые Государственными стандартами образования:
- умение обобщать, анализировать, систематизировать информацию по интересующей теме;
- умение работать в группе;
- умение находить информацию в различных источниках;
- коммуникативная компетентность;
- осознание полезности получаемых знаний и умений.
Применение интерактивных досок также открывает множество дополнительных возможностей. Использование интерактивной доски при изучении русского языка - это ещё один шаг к повышению интереса к предмету, повышению орфографической зоркости и грамотности в целом.
Преимущества для преподавателя:
- позволяет преподавателям объяснять новый материал из центра класса;
- позволяет сохранять и распечатывать изображения с доски, включая любые записи, сделанные во время занятия, не затрачивая при этом много времени и сил и упрощая проверку усвоенного материала;
Преимущества для учащихся:
- делает занятия интересными и развивает мотивацию;
- предоставляет больше возможностей для участия в коллективной работе, развития личных и социальных навыков;
- учащиеся начинают понимать более сложный материал в результате более ясной, эффективной и динамичной подачи материала;
- учащиеся начинают работать более творчески и становятся уверенными в себе.
Работа с использованием ИКТ не только сохраняет структуру общеобразовательного цикла, полностью соответствует требованиям обязательного минимума содержания образования, но и:
- способствует повышению познавательного интереса к предмету;
- содействует росту успеваемости учащихся по предмету;
- позволяет учащимся проявить себя в новой роли;
- формирует навыки самостоятельной продуктивной деятельности;
- способствует созданию ситуации успеха для каждого ученика.
ИКТ работает на конкретного ребенка. Ученик берет столько, сколько может усвоить, работает в темпе и с теми нагрузками, которые оптимальны для него. Несомненно, что ИКТ относятся к развивающимся технологиям, и должны шире внедряться в процесс обучения.
Таким образом, использование компьютера повышает мотивацию обучения, самостоятельность, развивает мышление, расширяет наглядность, вносит личностно-ориентированный аспект дифференцированного обучения. Однако ведущая роль на уроке остается за учителем, а компьютер является многофункциональным помощником, методическим инструментом наряду с другими средствами обучения. Но я убеждена, что современный педагог обязательно должен научиться работать с новыми средствами обучения хотя бы для того, чтобы обеспечить одно из главнейших прав ученика - право на качественное образование.
Литература:
- Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М.: Народное образование, 1998
- Розов Н.Х. Некоторые проблемы применения компьютерных технологий и технологий при обучении в средней школе // Вестник МГПУ. Серия «Информатика и информатизация образования». № 1 (1). – М.: МГПУ, 2003. С. 102-106.