Рабочая программа. 7 класс

Бейлина Юлия Маратовна

Рабочая программа по Технологии для 7 класса "Черчение с элементами компьютерногй графики"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа для 7 класса ГБОУ Гимназии № 74 «Черчение с элементами компьютерной графики» разработана  на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (Приказ Минобрнауки России от 5 марта 2004 г. № 1089) и Примерных программ  начального, среднего и среднего (полного) общего образования базового и профильного уровня, рекомендованных (допущенные) Министерством образования и науки  Российской Федерации

 Модифицированная Программа «Черчение с элементами компьютерной графики» (с использованием программы Coral Draw) является пропедевтическим курсом учебного предмета «Черчение» образовательной области «Технология» и ИКТ, предназначенным для учащихся 7 классов. Её содержание соответствует профильному уровню графической подготовки школьников и представляет собой интеграцию основ графического языка, изучаемого в объёме образовательного минимума (стандарта), и элементов компьютерной графики, осваиваемых на уровне пользователя ПК

           Содержание курса предусматривает изучение формы предметов, правил чтения графических изображений, методов и правил графического изображения информации об изделиях; выполнение графической документации при параллельном овладении ручным и машинным способами.

Программа предполагает освоение программы Coral Draw, применяемой при проектировании изделий и выполнении конструкторской документации

Цель программы: Приобщение школьников к графической культуре – совокупности достижений человечества в области освоения ручных и машинных способов передачи графической информации.

Задачи:

  • изучение способов создания трехмерных моделей деталей машинными методами;
  • формирование умений выполнять чертежи ручным и машинным способами, усвоение правил чтения чертежей;
  • развитие логического и пространственного мышления, статических, динамических и пространственных представлений;
  • развитие творческого мышления и формирование  элементарных конструкторских умений преобразовывать форму предметов в соответствии с предъявляемыми требованиями.

В соответствие с учебным планом Гимназии  на изучение предмета «Черчение с элементами компьютерной графики» образовательной области «Технология» выделено 2 часа в неделю, всего 68 часов в год,  1 час - резерв.

 Учебно-тематический план

7 класс

Тема

Количество часов

Общее кол-во

Теория

Практика

1.

Правила оформления чертежа

10

1

6

2.

Способы проецирования

8

3

8

3.

Чтение и выполнение чертежей деталей

12

5

13

4

Эскизы

5

1

3

Итого:

35

9

26

   

Содержание Программы позволяет:

  • познакомить учащихся с правилами выполнения простейших геометрических построений ручным и машинным способами;
  • систематизировать представления о форме предметов;
  • выработать умения анализировать форму, графически отображать её методами проецирования и читать различные изображения;
  • освоить ручные и машинные способы построения виртуальных моделей и чертежей деталей (построение простейших геометрических объектов, используемых для выполнения проекций и их редактирования; создание изображений объёмных тел; изменение их положения относительно наблюдателя; получение «проекционной заготовки» чертежа).
  • сформирование понятие «изделие»;
  • развить умения анализировать форму изделий (деталей), выполнять и читать несложные рабочие чертежи;
  • развить техническое, логическое, абстрактное и образное мышление, а также пространственное представление;
  • изучить возможности программы Coral Draw по созданию моделей деталей, чертежей деталей, по выполнению несложной технической документации на несложные изделия (детали).

 Большое внимание уделяется эргономическим требованиям и санитарно-гигиеническим нормам работы в компьютерном классе. Практика за компьютером не превышает 20 минут непрерывной работы. Через каждые 45 минут пребывания компьютерные классы проветриваются.

   

Для эффективной организации учебно-воспитательного процесса на занятиях оптимально сочетаются классические и современные методы и приёмы обучения, с учётом сформированных пространственных представлений, способностей к аналитико-синтетической деятельности и других индивидуально-психологических особенностей учащихся.

 Работа начинается со знакомства с системой, основными понятиями и приемами работы в программе Coral Draw .

После освоения геометрических построений на плоскости  выполняется чертеж «плоской» детали, содержащей сопряжения.

Получив необходимые знания по аксонометрическим проекциям, отрабатываются формообразование в трехмерном пространстве.

Умение оперировать построенными трехмерными объектами, позволяет перейти к выполнению комплексных чертежей. На завершающем этапе ребята выполняют задание на преобразование формы объекта.

Далее изучается трехмерное моделирование простых и  сложных деталей, имеющих различные конструктивные элементы.

Итоговой работой по Программе «Черчение с элементами компьютерной графики является проектная работа по выполнению чертежа сложного предмета машинным способом и его модели из бумаги.

 Предполагается равное количество часов на освоение ручного и машинного способов выполнения чертежей. За учителем сохраняется право на обоснованное изменение соотношения в ту или иную сторону.

  Изучение теоретического материала необходимо сочетать с выполнением графических работ, содержание которых должно быть направлено:

  • на отработку методов, способов и приёмов выполнения чертежей различного назначения ручным и машинным способами, а также на формирование умения читать графическую документацию;
  • на развитие умения преобразовывать форму геометрических тел и несложных изделий по заданным требованиям.

Усвоение оценивается на основе наблюдений за текущей работой школьников, результатов проверки графических работ.

Требования к уровню подготовки обучающихся

 

     Учащиеся должны знать основные понятия и термины:  

  • основные правила оформления и выполнения чертежей ручным и              машинным способом;
  • условные обозначения материалов на чертежах;
  • особенности выполнения чертежей общего вида;
  • место и роль черчения в процессе проектирования и создания изделий;
  • компьютерная графика

    Учащиеся должны уметь:        

  • правильно выбирать - главное изображение, оптимальное количество изображений;
  • выполнять необходимое количество видов;
  • выполнять чертежи простейших стандартных деталей с нанесением размеров;
  • читать чертежи несложных деталей;
  • пользоваться государственными стандартами (ЕСКД), учебником, учебными пособиями (основными и дополнительными), справочной литературой;
  • выражать средствами компьютерной графики свои идеи, намерения, проекты.

Обязательный  минимум графических работ

  1. Линии чертежа.
  1. Чертеж «плоской» детали.
  1. Моделирование по чертежу.
  1. Чертежи и аксонометрические проекции предметов.
  1. Построение третьей проекции по двум предметам.
  1. Чертеж детали.
  1. Устное чтение чертежей.
  1. Выполнение чертежа предмета в трех видах с преобразованием его формы.
  1. Эскиз и технический рисунок.
  1. Выполнение чертежей детали с включением элементов конструирования.
  2. Выполнение чертеж предмета (контрольная работа)

Требования к знаниям и умениям школьников

Учащиеся должны иметь представления:
      • об использовании компьютеров и множительной аппаратуры в создании и изготовлении конструкторской документации;
Учащиеся должны знать:
      • основы метода прямоугольного проецирования;
      • способы построения в системе прямоугольных проекций;
      • способы построения прямоугольной изометрической и косоугольной диметрической проекций и технических рисунков;
      • изображения на чертеже;

      • условности и упрощения на чертежах;
      • чертежи различного назначения;      

Учащиеся должны уметь:
      • использовать геометрические построения при выполнении чертежей;
      • наблюдать и анализировать форму предметов (с натуры и по графическим изображениям), выполнять технический рисунок;
      • выполнять чертежи в соответствии с ГОСТом ЕСКД, выбирая необходимое количество изображений (видов, разрезов, сечений и т. д.);
      • читать и выполнять чертежи несложных изделий;

      • применять полученные знания при решении задач с творческим содержанием (в том числе с элементами конструирования).

Оценка работ учащихся

      За устные ответы, графические работы и решение задач учащимся выставляются отметки по пятибалльной системе. Графические работы рекомендуется оценивать двумя отметками, дифференцированно отражающими правильность выполнения и качество графического оформления чертежа.     Такой критерий удобен при подведении итогов сформированности знаний и умений.  В конце учебного года проводится итоговая аттестация, целью которой является проверка сформированности пространственных представлений, пространственного, логического, абстрактного мышления, графической грамотности учащихся.       Содержание итоговой аттестации, тестовых заданий и критерии их оценивания по пятибалльной системе разрабатываются учителем***.

Средства, используемые на уроках

      1. Машинные средства
      • ПК с объемом оперативной памяти не менее 16 Мб;
      • периферийные устройства: принтер или плоттер;
      • программное обеспечение: Windows, Corel Draw (версия).
      2. 
Ручные средства
      • готовальня;
      • доска чертежная с пантографной системой;
      • трафареты для вычерчивания эллипсов;
      • карандаши марок «ТМ», «М», «Т»;
      • мягкий ластик для карандаша;
      • инструмент для заточки карандаша.

Перечень учебно-методического обеспечения

  • Черчение. Учебник для 7-8 кл. общеобразоват. учреждений А.Д. Ботвинников и др. – М.: Просвещение, 2010
  • Баранова И.В. Черчение и компьютерная графика. Учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: ДМК Пресс, 2009.
  • Программа «Черчение с элементами компьютерной графики»  под ред. проф. В.В. Степаковой.- М.: Просвещение, 2005.                                                                                
  • Гервер В.А. Творчество на уроках черчения. – М.: Владос, 1998.
  • Бабулин Н. А. Построение и чтение машиностроительных чертежей: Учеб. пособие для профессионального обучения рабочих на производстве. — М.: Высшая школа, 1999.
    Баранова Л. А., Боровикова Р. Л., Панкевич А. П. Основы черчения: Учеб. для ср. спец. учеб. заведений. — М.: Высшая школа, 1996.
    Владимиров Я. В., Ройтман И. А. Черчение: Учеб. пособие. — М.: Владос, 1999.
    Методика обучения черчению: Учеб. пособие для студентов и учащихся худож.-граф. спец. учеб. заведений / Под ред. Е. А. Василенко. — М.: Просвещение, 1990.
    Ройтман И. А. Основы машиностроения в черчении. — М.: Владос, 2000.
     Чертёжные инструменты, чертёжная бумага формата А4, комплект карточек с упражнениями, комплект объёмных деревянных моделей.
  • Программа Coral Draw

Календарно – тематическое планирование

7 класс

№ ур.

п/п

К-во час.

Тема урока

Дом. задан.

Правила оформления чертежей (20 час.)

1

Учебный предмет «Черчение». Значение черчения в практической деятельности людей. Краткие сведения об истории развития чертежей.. Современные методы выполнения чертежей. Использование ЭВМ, графопостроителей. Инструменты, принадлежности. Материалы для выполнения чертежей.

Введение.

Проекты – Интересные факты из жизни учён., сдел. вклад в разв.чертежей

1

Правила поведения в компьютерном классе. Техника безопасности

ТБ

1

Графические изображения

§.1

1

Компьютерная графика. Растровые  редакторы

1

Рациональные приемы работы чертежными инструментами.

Задание в тетради

1

Компьютерная графика. Векторные редакторы.

1

ГОСТ 2.303 – 68. Линии чертежа

§2

Составление таблицы

1

Проверочная работа. Компьютерная графика. Векторные редакторы

1

Графическая работа №1. «Линии чертежа»

1

Векторный редактор. Основные понятия

1

Сведения о чертежном шрифте. Буквы, знаки и цифры на чертежах.

§2

А 4

1

Создание, сохранение, открытие изображений в векторном редакторе

1

Сведения о чертежном шрифте. Буквы, знаки и цифры на чертежах.

§2 задан. в тетр.

1

 Векторные редакторы. Знакомство с рабочим пространстивом.

1

Нанесение размеров. Масштабы.

§2 Рис.34

1

 Векторные редакторы. Набор инструментов.

1

Нанесение размеров. Масштабы.

§2

1

 Векторные редакторы. Построение изображений

1

Графическая работа №2. «Чертеж плоской детали»

1

 Векторные редакторы. Порядок. Заливка.

Способы проецирования (16 час)

1

Проецирование.

§.3

1

 Векторные редакторы. Создание объекта.

1

Прямоугольное проецирование.Проецирование на 1 и 2 плоскости проекций.

§.4.

Рис. 51 в тетр.

1

 Векторные редакторы. Создание объекта.

1

Проецирование на 3 плоскости проекций. Расположение видов на чертежах. Местные виды.

§.5 Рис.56.

В тетради. Пр.3.

Рис. 58 а, б

1

 Векторные редакторы. Создание объекта.

1

Аксонометрические проекции. Получение и построение.

§.6, 7

1

 Векторные редакторы. Создание объекта.

1

Аксонометрические проекции .плоских фигур

§.7.табл. 1

1

 Векторные редакторы. Создание чертежа

1

Аксонометрические проекции плоскогранных предметов.

§.7 Рис.63

1

 Векторные редакторы. Чертеж плоской детали.

1

Аксонометрические проекции предметов, имеющих круглые поверхности.

§.8.Рис. 65.

.  В тетради

1

 Векторные редакторы. Масштабирование чертежа.

1

Технический рисунок.

§.9

1

 Векторные редакторы. Установка размеров.

Чтение и выполнение чертежей (24 часа)

1

Анализ геометрической формы предмета.Чертежи и аксонометрические проекции геометрических тел.

§.10-11 тетр.- заним. задачи

1

 Векторные редакторы. Чертеж  детали.

1

Анализ геометрической формы предмета. Чертежи и аксонометрические проекции геометрических тел.

§.11-12 рис.87,88,96

1

 Векторные редакторы. Чертеж  детали.

1

Проекция вершин, ребер и граней предмета.

§.12 рис.97

1

Графическая работа №4 «Чертежи и аксонометрические проекции предметов»

Рис.98

1

 Векторные редакторы. Чертеж  детали.

1

Порядок построения изображений на чертежах.

§.13 р.112 - 114

1

 Векторные редакторы. Анализ чертежа.

1

Графическая работа №5.«Построение третьей проекции по двум данным»

А4

1

Проектирование детали.

1

Нанесение размеров с учетом формы предмета.

§. 14 р.119

1

Проектирование детали. Создание чертежа.

1

Геометрические построения необходимые для выполнения чертежей.

§.15 А4

1

Проектирование детали. Создание чертежа.

1

Графическая работа №6.«Чертежи детали с использованием геометрических построений и сопряжений»

Рис.137 с.106

1

Проектирование детали. Создание чертежа.

1

Чертежи разверток поверхностей геометрических тел.

§.16

1

Проектирование детали. Изготовление детали из бумаги.

1

Порядок чтения чертежей, деталей.Практическая работа №7. «Устное чтение чертежа»

§.17 р.145

1

Проектирование детали. Изготовление детали из бумаги.

1

Графическая работа № 8 Выполнение чертежа предмета с преобразованием его формы.

Повторить §.13

1

Проектирование детали. Анализ результатов

Эскизы (10 час)

1

Выполнение эскизов деталей.

§.18 р.155

1

Проектирование детали. Анализ результатов

1

Графическая работа № 9.«Эскиз и технический рисунок детали».

А4

1

 Векторные редакторы.  Выполнение чертежа сложного предмета.

1

Графическая работа № 10. «Выполнение чертежей детали с включением элементов конструирования»

А4 Повторение изуч. мат-ла

1

 Векторные редакторы.  Выполнение чертежа сложного предмета.

1

Итоговая Графическая работа №11. «Выполнение чертежа и модели предмета».

Повторение изуч. мат-ла

1

Анализ Итоговой  Графической работы № 11

    68.

1

Резерв