Рабочая программа. 7 класс
Рабочая программа по Технологии для 7 класса "Черчение с элементами компьютерногй графики"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование | 45.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа для 7 класса ГБОУ Гимназии № 74 «Черчение с элементами компьютерной графики» разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (Приказ Минобрнауки России от 5 марта 2004 г. № 1089) и Примерных программ начального, среднего и среднего (полного) общего образования базового и профильного уровня, рекомендованных (допущенные) Министерством образования и науки Российской Федерации
Модифицированная Программа «Черчение с элементами компьютерной графики» (с использованием программы Coral Draw) является пропедевтическим курсом учебного предмета «Черчение» образовательной области «Технология» и ИКТ, предназначенным для учащихся 7 классов. Её содержание соответствует профильному уровню графической подготовки школьников и представляет собой интеграцию основ графического языка, изучаемого в объёме образовательного минимума (стандарта), и элементов компьютерной графики, осваиваемых на уровне пользователя ПК
Содержание курса предусматривает изучение формы предметов, правил чтения графических изображений, методов и правил графического изображения информации об изделиях; выполнение графической документации при параллельном овладении ручным и машинным способами.
Программа предполагает освоение программы Coral Draw, применяемой при проектировании изделий и выполнении конструкторской документации
Цель программы: Приобщение школьников к графической культуре – совокупности достижений человечества в области освоения ручных и машинных способов передачи графической информации.
Задачи:
- изучение способов создания трехмерных моделей деталей машинными методами;
- формирование умений выполнять чертежи ручным и машинным способами, усвоение правил чтения чертежей;
- развитие логического и пространственного мышления, статических, динамических и пространственных представлений;
- развитие творческого мышления и формирование элементарных конструкторских умений преобразовывать форму предметов в соответствии с предъявляемыми требованиями.
В соответствие с учебным планом Гимназии на изучение предмета «Черчение с элементами компьютерной графики» образовательной области «Технология» выделено 2 часа в неделю, всего 68 часов в год, 1 час - резерв.
Учебно-тематический план
7 класс
№ | Тема | Количество часов | ||
Общее кол-во | Теория | Практика | ||
1. | Правила оформления чертежа | 10 | 1 | 6 |
2. | Способы проецирования | 8 | 3 | 8 |
3. | Чтение и выполнение чертежей деталей | 12 | 5 | 13 |
4 | Эскизы | 5 | 1 | 3 |
Итого: | 35 | 9 | 26 |
Содержание Программы позволяет:
- познакомить учащихся с правилами выполнения простейших геометрических построений ручным и машинным способами;
- систематизировать представления о форме предметов;
- выработать умения анализировать форму, графически отображать её методами проецирования и читать различные изображения;
- освоить ручные и машинные способы построения виртуальных моделей и чертежей деталей (построение простейших геометрических объектов, используемых для выполнения проекций и их редактирования; создание изображений объёмных тел; изменение их положения относительно наблюдателя; получение «проекционной заготовки» чертежа).
- сформирование понятие «изделие»;
- развить умения анализировать форму изделий (деталей), выполнять и читать несложные рабочие чертежи;
- развить техническое, логическое, абстрактное и образное мышление, а также пространственное представление;
- изучить возможности программы Coral Draw по созданию моделей деталей, чертежей деталей, по выполнению несложной технической документации на несложные изделия (детали).
Большое внимание уделяется эргономическим требованиям и санитарно-гигиеническим нормам работы в компьютерном классе. Практика за компьютером не превышает 20 минут непрерывной работы. Через каждые 45 минут пребывания компьютерные классы проветриваются.
Для эффективной организации учебно-воспитательного процесса на занятиях оптимально сочетаются классические и современные методы и приёмы обучения, с учётом сформированных пространственных представлений, способностей к аналитико-синтетической деятельности и других индивидуально-психологических особенностей учащихся.
Работа начинается со знакомства с системой, основными понятиями и приемами работы в программе Coral Draw .
После освоения геометрических построений на плоскости выполняется чертеж «плоской» детали, содержащей сопряжения.
Получив необходимые знания по аксонометрическим проекциям, отрабатываются формообразование в трехмерном пространстве.
Умение оперировать построенными трехмерными объектами, позволяет перейти к выполнению комплексных чертежей. На завершающем этапе ребята выполняют задание на преобразование формы объекта.
Далее изучается трехмерное моделирование простых и сложных деталей, имеющих различные конструктивные элементы.
Итоговой работой по Программе «Черчение с элементами компьютерной графики является проектная работа по выполнению чертежа сложного предмета машинным способом и его модели из бумаги.
Предполагается равное количество часов на освоение ручного и машинного способов выполнения чертежей. За учителем сохраняется право на обоснованное изменение соотношения в ту или иную сторону.
Изучение теоретического материала необходимо сочетать с выполнением графических работ, содержание которых должно быть направлено:
- на отработку методов, способов и приёмов выполнения чертежей различного назначения ручным и машинным способами, а также на формирование умения читать графическую документацию;
- на развитие умения преобразовывать форму геометрических тел и несложных изделий по заданным требованиям.
Усвоение оценивается на основе наблюдений за текущей работой школьников, результатов проверки графических работ.
Требования к уровню подготовки обучающихся
Учащиеся должны знать основные понятия и термины:
- основные правила оформления и выполнения чертежей ручным и машинным способом;
- условные обозначения материалов на чертежах;
- особенности выполнения чертежей общего вида;
- место и роль черчения в процессе проектирования и создания изделий;
- компьютерная графика
Учащиеся должны уметь:
- правильно выбирать - главное изображение, оптимальное количество изображений;
- выполнять необходимое количество видов;
- выполнять чертежи простейших стандартных деталей с нанесением размеров;
- читать чертежи несложных деталей;
- пользоваться государственными стандартами (ЕСКД), учебником, учебными пособиями (основными и дополнительными), справочной литературой;
- выражать средствами компьютерной графики свои идеи, намерения, проекты.
Обязательный минимум графических работ
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Требования к знаниям и умениям школьников
Учащиеся должны иметь представления:
• об использовании компьютеров и множительной аппаратуры в создании и изготовлении конструкторской документации;
Учащиеся должны знать:
• основы метода прямоугольного проецирования;
• способы построения в системе прямоугольных проекций;
• способы построения прямоугольной изометрической и косоугольной диметрической проекций и технических рисунков;
• изображения на чертеже;
• условности и упрощения на чертежах;
• чертежи различного назначения;
Учащиеся должны уметь:
• использовать геометрические построения при выполнении чертежей;
• наблюдать и анализировать форму предметов (с натуры и по графическим изображениям), выполнять технический рисунок;
• выполнять чертежи в соответствии с ГОСТом ЕСКД, выбирая необходимое количество изображений (видов, разрезов, сечений и т. д.);
• читать и выполнять чертежи несложных изделий;
• применять полученные знания при решении задач с творческим содержанием (в том числе с элементами конструирования).
Оценка работ учащихся
За устные ответы, графические работы и решение задач учащимся выставляются отметки по пятибалльной системе. Графические работы рекомендуется оценивать двумя отметками, дифференцированно отражающими правильность выполнения и качество графического оформления чертежа. Такой критерий удобен при подведении итогов сформированности знаний и умений. В конце учебного года проводится итоговая аттестация, целью которой является проверка сформированности пространственных представлений, пространственного, логического, абстрактного мышления, графической грамотности учащихся. Содержание итоговой аттестации, тестовых заданий и критерии их оценивания по пятибалльной системе разрабатываются учителем***.
Средства, используемые на уроках
1. Машинные средства
• ПК с объемом оперативной памяти не менее 16 Мб;
• периферийные устройства: принтер или плоттер;
• программное обеспечение: Windows, Corel Draw (версия).
2. Ручные средства
• готовальня;
• доска чертежная с пантографной системой;
• трафареты для вычерчивания эллипсов;
• карандаши марок «ТМ», «М», «Т»;
• мягкий ластик для карандаша;
• инструмент для заточки карандаша.
Перечень учебно-методического обеспечения
- Черчение. Учебник для 7-8 кл. общеобразоват. учреждений А.Д. Ботвинников и др. – М.: Просвещение, 2010
- Баранова И.В. Черчение и компьютерная графика. Учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: ДМК Пресс, 2009.
- Программа «Черчение с элементами компьютерной графики» под ред. проф. В.В. Степаковой.- М.: Просвещение, 2005.
- Гервер В.А. Творчество на уроках черчения. – М.: Владос, 1998.
- Бабулин Н. А. Построение и чтение машиностроительных чертежей: Учеб. пособие для профессионального обучения рабочих на производстве. — М.: Высшая школа, 1999.
Баранова Л. А., Боровикова Р. Л., Панкевич А. П. Основы черчения: Учеб. для ср. спец. учеб. заведений. — М.: Высшая школа, 1996.
Владимиров Я. В., Ройтман И. А. Черчение: Учеб. пособие. — М.: Владос, 1999.
Методика обучения черчению: Учеб. пособие для студентов и учащихся худож.-граф. спец. учеб. заведений / Под ред. Е. А. Василенко. — М.: Просвещение, 1990.
Ройтман И. А. Основы машиностроения в черчении. — М.: Владос, 2000.
Чертёжные инструменты, чертёжная бумага формата А4, комплект карточек с упражнениями, комплект объёмных деревянных моделей. - Программа Coral Draw
Календарно – тематическое планирование
7 класс
№ ур. п/п | К-во час. | Тема урока | Дом. задан. | |
Правила оформления чертежей (20 час.) | ||||
1 | Учебный предмет «Черчение». Значение черчения в практической деятельности людей. Краткие сведения об истории развития чертежей.. Современные методы выполнения чертежей. Использование ЭВМ, графопостроителей. Инструменты, принадлежности. Материалы для выполнения чертежей. | Введение. Проекты – Интересные факты из жизни учён., сдел. вклад в разв.чертежей | ||
1 | Правила поведения в компьютерном классе. Техника безопасности | ТБ | ||
1 | Графические изображения | §.1 | ||
1 | Компьютерная графика. Растровые редакторы | |||
1 | Рациональные приемы работы чертежными инструментами. | Задание в тетради | ||
1 | Компьютерная графика. Векторные редакторы. | |||
1 | ГОСТ 2.303 – 68. Линии чертежа | §2 Составление таблицы | ||
1 | Проверочная работа. Компьютерная графика. Векторные редакторы | |||
1 | Графическая работа №1. «Линии чертежа» | |||
1 | Векторный редактор. Основные понятия | |||
1 | Сведения о чертежном шрифте. Буквы, знаки и цифры на чертежах. | §2 А 4 | ||
1 | Создание, сохранение, открытие изображений в векторном редакторе | |||
1 | Сведения о чертежном шрифте. Буквы, знаки и цифры на чертежах. | §2 задан. в тетр. | ||
1 | Векторные редакторы. Знакомство с рабочим пространстивом. | |||
1 | Нанесение размеров. Масштабы. | §2 Рис.34 | ||
1 | Векторные редакторы. Набор инструментов. | |||
1 | Нанесение размеров. Масштабы. | §2 | ||
1 | Векторные редакторы. Построение изображений | |||
1 | Графическая работа №2. «Чертеж плоской детали» | |||
1 | Векторные редакторы. Порядок. Заливка. | |||
Способы проецирования (16 час) | ||||
1 | Проецирование. | §.3 | ||
1 | Векторные редакторы. Создание объекта. | |||
1 | Прямоугольное проецирование.Проецирование на 1 и 2 плоскости проекций. | §.4. Рис. 51 в тетр. | ||
1 | Векторные редакторы. Создание объекта. | |||
1 | Проецирование на 3 плоскости проекций. Расположение видов на чертежах. Местные виды. | §.5 Рис.56. В тетради. Пр.3. Рис. 58 а, б | ||
1 | Векторные редакторы. Создание объекта. | |||
1 | Аксонометрические проекции. Получение и построение. | §.6, 7 | ||
1 | Векторные редакторы. Создание объекта. | |||
1 | Аксонометрические проекции .плоских фигур | §.7.табл. 1 | ||
1 | Векторные редакторы. Создание чертежа | |||
1 | Аксонометрические проекции плоскогранных предметов. | §.7 Рис.63 | ||
1 | Векторные редакторы. Чертеж плоской детали. | |||
1 | Аксонометрические проекции предметов, имеющих круглые поверхности. | §.8.Рис. 65. . В тетради | ||
1 | Векторные редакторы. Масштабирование чертежа. | |||
1 | Технический рисунок. | §.9 | ||
1 | Векторные редакторы. Установка размеров. | |||
Чтение и выполнение чертежей (24 часа) | ||||
1 | Анализ геометрической формы предмета.Чертежи и аксонометрические проекции геометрических тел. | §.10-11 тетр.- заним. задачи | ||
1 | Векторные редакторы. Чертеж детали. | |||
1 | Анализ геометрической формы предмета. Чертежи и аксонометрические проекции геометрических тел. | §.11-12 рис.87,88,96 | ||
1 | Векторные редакторы. Чертеж детали. | |||
1 | Проекция вершин, ребер и граней предмета. | §.12 рис.97 | ||
1 | Графическая работа №4 «Чертежи и аксонометрические проекции предметов» | Рис.98 | ||
1 | Векторные редакторы. Чертеж детали. | |||
1 | Порядок построения изображений на чертежах. | §.13 р.112 - 114 | ||
1 | Векторные редакторы. Анализ чертежа. | |||
1 | Графическая работа №5.«Построение третьей проекции по двум данным» | А4 | ||
1 | Проектирование детали. | |||
1 | Нанесение размеров с учетом формы предмета. | §. 14 р.119 | ||
1 | Проектирование детали. Создание чертежа. | |||
1 | Геометрические построения необходимые для выполнения чертежей. | §.15 А4 | ||
1 | Проектирование детали. Создание чертежа. | |||
1 | Графическая работа №6.«Чертежи детали с использованием геометрических построений и сопряжений» | Рис.137 с.106 | ||
1 | Проектирование детали. Создание чертежа. | |||
1 | Чертежи разверток поверхностей геометрических тел. | §.16 | ||
1 | Проектирование детали. Изготовление детали из бумаги. | |||
1 | Порядок чтения чертежей, деталей.Практическая работа №7. «Устное чтение чертежа» | §.17 р.145 | ||
1 | Проектирование детали. Изготовление детали из бумаги. | |||
1 | Графическая работа № 8 Выполнение чертежа предмета с преобразованием его формы. | Повторить §.13 | ||
1 | Проектирование детали. Анализ результатов | |||
Эскизы (10 час) | ||||
1 | Выполнение эскизов деталей. | §.18 р.155 | ||
1 | Проектирование детали. Анализ результатов | |||
1 | Графическая работа № 9.«Эскиз и технический рисунок детали». | А4 | ||
1 | Векторные редакторы. Выполнение чертежа сложного предмета. | |||
1 | Графическая работа № 10. «Выполнение чертежей детали с включением элементов конструирования» | А4 Повторение изуч. мат-ла | ||
1 | Векторные редакторы. Выполнение чертежа сложного предмета. | |||
1 | Итоговая Графическая работа №11. «Выполнение чертежа и модели предмета». | Повторение изуч. мат-ла | ||
1 | Анализ Итоговой Графической работы № 11 | |||
68. | 1 | Резерв |