Внеурочная работа. Программа курса "От слова - к тексту"
Данный курс поможет моим молодым коллегам правильно и продуктивно организовать внеурочную работу. Желаю всем успехов!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Эл. курс "От слова - к тексту" | 21.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа элективного курса «От слова – к тексту» для 10 А класса разработана на основе
- Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования;
- Основной образовательной программы ОБОУ «Лицей-интернат №1» г.Курска
Данная программа элективного курса «От слова – к тексту» разработана для обучающихся 10А (социально-гуманитарного) класса, работающих в системе эксперимента – введение ФГОС СОО в старшие классы. На базе профильного класса используется УМК «Русский язык. 10-11 классы» под ред. В.В.Бабайцевой.
Современное российское образование отводит особую роль русскому языку и литературе в ряду гуманитарного просвещения. Исходным материалом гуманитарных дисциплин является слово, а значит, интегрированное изучение русского языка и литературы способствует формированию навыков как письменной, так и устной речи школьников, освоению ими законов родного языка, всестороннему раскрытию его потенциала. Цель – развить у обучающихся умение анализировать текст. Работая над текстом, дети учатся бережному обращению со словом, постигают его ёмкость, ощущают его красоту и силу, адекватно осмысливают и истолковывают точку зрения автора.
В то же время процесс художественного восприятия текстов разных жанров немыслим без одновременного сотворчества автора и читателя. Следовательно, задачи программы - овладение методикой написания сочинения в различных жанровых интерпретациях, что способствует
- развитию творческого потенциала учеников,
- позволяет выработать навыки грамотной устной и письменной речи,
- открывает путь к самопознанию благодаря сотворчеству писателя, ученика и учителя.
Владение умением многоаспектного анализа текста необходимо для успешной сдачи итоговой аттестации в форме ЕГЭ, неотъемлемой частью которой стало написание сочинения на основе данного литературного текста. Следовательно, интеграция русского языка и литературы в данном курсе «От слова – к тексту» становится обоснованно оправданной и важной в контексте современных требований, предъявляемых к сдаче итоговой аттестации в новой форме.
Курс рассчитан на 34 часа, 1 час в неделю. Основной вид деятельности – практикум, учитывающий специфику подготовки старшеклассников к итоговой аттестации в форме ЕГЭ.
Весь материал элективного курса скомпонован вокруг центральных проблем филологии: от анализа слова к многоаспектному анализу текста. В план включены отрывки из художественных произведений, периодической печати и научных статей, написанные соответственно в художественном, публицистическом или научно-популярном стилях, что способствует вырабатыванию у старшеклассников УУД.
Формой контроля, предусмотренной курсом, является написание обучающимися творческих работ в различных формах и жанрах, что способствует развитию творческого мышления, расширению словарного запаса, повышению культуры письма, развитию эстетического вкуса, воспитанию нравственно здоровой личности. Внимание уделяется этической стороне дела: обучающиеся должны уметь не только правильно оценивать чужие творческие опыты, но и высказывать свою точку зрения с учётом авторского самолюбия, морально-этических норм.
Учебно-тематический план
элективного курса «От слова – к тексту»
Тема | Базовый материал |
Аналитическая беседа. Практический анализ текста (лексический) | «Повесть временных лет» (подлинный текст и перевод) |
Практическая работа обучающихся в группах | «Слово о полку Игореве» |
Написание развёрнутой рецензии с последующим обсуждением и анализом | Курские страницы «Слова» |
Чтение и анализ текстов художественного стиля | Ода Горация «К Мельпомене» и её свободные переводы (М.Ломоносов, Г.Державин, А.Пушкин) |
Анализ текста художественного стиля (индивидуальная работа) | А.С.Грибоедов «Горе от ума» (язык грибоедовских афоризмов) |
Редактирование творческих работ обучающихся | А.С.Пушкин «Евгений Онегин» (композиционные особенности романа в стихах) |
Практическая работа обучающихся в группах | Поэма «Мцыри» (сочинение в форме С1 – С4 ЕГЭ по литературе) |
Аналитическая беседа. Практический анализ текста (языковой) | Гоголь «Мёртвые души» (отрывок о «толстых» и «тонких») |
Анализ текста публицистического стиля (лингвистический эксперимент) | Д.С.Лихачёв «Письма о добром и вечном» |
Практическая работа обучающихся в группах | Н.Некрасов «Кому на Руси жить хорошо» |
Семинар: «Многоаспектный анализ текста» | Ф.И.Тютчев, А.А.Фет, А.К.Толстой |
Анализ текста научно-популярного стиля | И.Андроников «Я хочу рассказать вам…» |
Практическая работа обучающихся в группах | А.Григорьев «После «Грозы» Островского. Письма к И.С.Тургеневу» (фрагм.) |
Аналитическая беседа. Практический анализ текста (стилевой) | Сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина. Сказы Н.С.Лескова |
Аналитическая беседа. Практический анализ текста (многоаспектный) | Ф.М.Достоевский «Идиот» |
Итоговое занятие: КАТ (комплексный анализ текста, индивидуальная работа) | Л.Н.Толстой «Севастопольские рассказы» |
Календарно-тематический план
№ | Тема | часы | форма | дата |
1 | Аналитическая беседа. Практический анализ текста (лексический) | 2 | Лекция, практикум | |
2 | Практическая работа обучающихся в группах | 2 | Практикум | |
3 | Написание развёрнутой рецензии с последующим обсуждением и анализом | 2 | Сочинение-рецензия | |
4 | Чтение и анализ текстов художественного стиля | 2 | Исследование. практикум | |
5 | Анализ текста художественного стиля (индивидуальная работа) | 2 | Самостоятельная работа | |
6 | Редактирование творческих работ обучающихся | 2 | Редактирование | |
7 | Практическая работа обучающихся в группах | 2 | Исследование, практикум | |
8 | Аналитическая беседа. Практический анализ текста (языковой) | 2 | Лекция, практикум | |
9 | Анализ текста публицистического стиля (лингвистический эксперимент) | 2 | Самостоятельная работа | |
10 | Практическая работа обучающихся в группах | 3 | Исследование, практикум | |
11 | Семинар: «Многоаспектный анализ текста» | 2 | Защита исследоват. работ | |
12 | Анализ текста научно-популярного стиля | 2 | Лекция с элемен. эвристич. беседы | |
13 | Практическая работа обучающихся в группах | 2 | Исследование, практикум | |
14 | Аналитическая беседа. Практический анализ текста (стилевой) | 2 | Лекция, практикум | |
15 | Аналитическая беседа. Практический анализ текста (многоаспектный) | 2 | Лекция, практикум | |
16 | Итоговое занятие: КАТ (комплексный анализ текста, индивидуальная работа) | 3 | Итоговая творческая работа | |
Итого | 34 ч. |
Требования к уровню подготовки обучающихся;
ожидаемые результаты элективных занятий:
В процессе изучения тем элективных занятий «От слова – к тексту» в старших классах совершенствуются основные УУД:
- коммуникативные,
- интеллектуальные,
- речевые
Содержание элективного курса в свете современных требований переориентировано на достижение метапредметных и предметных целей обучения через реализацию компетентностного подхода, призванного обеспечить формирование и развитие у обучающихся
- языковой,
- лингвистической (языковедческой),
- коммуникативной
- культуроведческой компетенций.
В результате изучения курса учащиеся должны знать:
- общие сведения о филологическом анализе текста;
- признаки и особенности употребления в речи основных единиц языка.
Учащиеся, применяя полученные знания, должны уметь:
- создавать высказывания на филологическую тему в устной и письменной форме,
- анализировать особенности употребления основных единиц языка в устной и письменной речи с точки зрения соблюдения норм и требований,
- соблюдать языковые нормы в устных и письменных высказываниях;
- владеть приёмами редактирования текста,
- анализировать текст с точки зрения содержания, структуры, стилевых особенностей и использования изобразительно-выразительных средств языка (ФАТ)
ЛИТЕРАТУРА:
- Н.С. Болотова Филологический анализ текста. ТГУ, -Томск, -Ч.1.2004
- Николина Н.А Филологический анализ текста: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. -М., «Академия», 2003.
- Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. -Л., 1972 и др. изд
- Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. -М., 1981.
- Е. М. Виноградова, Е. А. Яблоков, А. М. Антипова
Слово-образ-смысл. Филологический анализ литературного произведения. 10-11 классы. Серия: Элективные курсы