Самоанлиз педагогической деятельности

Головнина Татьяна Витальевна

Самоанализ профессиональной педагогической деятельности по теме "Повышение познавательного интереса школьников через различные формы работы учителя"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagog_analiz.docx158.1 КБ

Предварительный просмотр:

  2. Самоанализ профессиональной педагогической деятельности

  Повышение познавательного интереса школьников через

различные формы работы учителя

                                             

                                                                                        Китайская мудрость гласит –

                                    «Скажи мне, и я забуду, покажи мне,

                                                  и я запомню, дай мне сделать самому

и я пойму».  

Введение  

Модернизация образования направлена на формирование личности нового типа. Обществу необходимы современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, способные к сотрудничеству, мыслящие, творческие и созидающие.   В 1992 году я окончила Томский государственный педагогический институт, факультет иностранного языка по специальности «история и английский язык», но работать в школе я начала с 2006 года. При сложившихся обстоятельствах мне пришлось преподавать предмет «биология» в средних и  старших классах. В первый год работы я увидела, что у школьников интерес к предмету, да и вообще к учению,  не очень высокий. Я наблюдала  снижение интереса к учебе, интеллектуальную пассивность. Этим и объясняется все более настойчивое внимание нас учителей к использованию методов и приемов, требующих активной мыслительной деятельности, с помощью которых формируются умения анализировать, сравнивать, обобщать, видеть проблему, формировать гипотезу, искать средства решения, корректировать полученные результаты (собственно обучение этим умениям и есть приобщение к творческой деятельности). Активизация познавательной деятельности учащихся была и остается одной из вечных проблем педагогики  и передо мной встали вопросы:

 -Как обеспечить успешность каждого школьника в обучении?

 -Как сохранить и укрепить здоровье ребенка при организации учебной  деятельности?

 -Как организовать работу, чтобы школьник стал субъектом учебного процесса?

 -Как повысить интерес к предмету?

Школьная биология - важное звено в общей системе образования, которая направлена не только на овладение учащимися знаниями о живой природе, но и на формирование целостной картины мира как компонента общечеловеческой культуры, на воспитание и формирование здорового образа жизни и экологически грамотных людей. И для  этого, нужно четко определить для  себя: чего я хочу добиться и  какими способами, методами я могу это сделать. Исходя из этого, целью своей профессиональной деятельности считаю:  активизация познавательной деятельности учащихся и формирование  компетентной, мобильной личности средствами своего предмета и внеурочной деятельности.

Как учитель биологии  я решаю следующие задачи:

  • Воспитание самосознания, самостоятельности, инициативности, способности к успешной социализации в обществе.
  • Приобретение опыта разнообразной деятельности (индивидуальной и коллективной): соблюдение правил охраны здоровья, оказание первой помощи, выращивания и размножения растений и животных, практическое природопользование.
  • Формирование навыков биологических исследований, самостоятельного поиска, отбора и анализа необходимой информации.
  • Развитие умения взаимодействия с окружающими людьми, владение  различными социальными ролями, навыков работы в группе.

Теоретическое обоснование опыта

  Исходя из целей модернизации образования, я решила найти такие способы и средства их решения, которые позволили бы создать условия для развития личности обучающегося, его способностей, интересов. Я решила использовать такие технологии, которые позволили бы сделать ученика субъектом познавательного процесса. Для решения поставленных задач мною были проанализированы и обобщены: общие методические проблемы, проблемы развивающего обучения (Эльконин Д.Б. – Давыдов В.В., Занков Л.В.), вопросы проблемного обучения (Лернер И.Я.),  коллективный способ обучения КСО (А.Г. Ривин, В.К. Дьяченко), опыт работы учителей.   Я решила использовать то, что уже   испытанно другими, но применить это к условиям своей школы, с учетом особенностей конкретного детского коллектива  и каждого ребенка в отдельности. Я попыталась тщательно отобрать то, что помогло бы мне достичь наилучших результатов в своей педагогической деятельности.    Анализируя и обобщая опубликованные материалы и педагогический опыт, я пришла к выводу, что обучение в школе – это совместная деятельность, которая должна научить учащегося навыкам общего труда и сотрудничества.  Ведь современный урок- это активное взаимодействие ученика и учителя, а большой объем информации, и быстрое обновление знаний заставляют учителя биологии переходить на новое мышление – критическое, творческое, дивергентное, искать способы воплощения своих идей. Выбирая различные формы обучения, активизирующие познавательную активность обучающихся, я решила, что нужно раскрыть способности учеников, помочь поверить в свои силы. Поэтому  моя педагогическая деятельность включает в себя следующие компоненты:

  • .Система уроков традиционной и нетрадиционной формы обучения, целями которых является не только расширение объема, интегрирование, обобщение предметного материала, но и преобразование наличного опыта каждого обучающегося.
  • Система контроля и оценивания деятельности обучающихся, предусматривающая сочетание внешнего контроля с взаимоконтролем и самоконтролем, посильность требований, перспективы для исправления, гласность результатов.
  • Система  внеурочной деятельности, включающая   проведение  школьных предметных недель и олимпиад, конкурсов  биологической и  экологической направленности, учитывающие все интересы и возможности учащихся для формирования и развития познавательной активности.

Условия достижения результата:

  • Учет возрастных и психологических особенностей обучающихся.
  • Уважительное, доброжелательное отношение к ученику.
  • Обеспечение стойкой мотивации, заинтересованности к изучаемому материалу.
  • Направленность и организация учебного процесса на формирование познавательной активности.
  • Создание ситуации взаимопомощи, признание за учеником права на ошибку.
  • Взаимосвязь урочной и внеурочной деятельности по предмету.

       Обобщенное описание опыта работы.

 Основная цель моей педагогической деятельности направлена на становление и развитие личности обучающегося нового типа. Подготовка его к комфортной жизни в условиях информационного  общества. Навыки познавательной деятельности являются способом реализации поставленных целей. Цель реализуется, основываясь на ведущие принципы обучения, через методы и приемы, используя учебные средства, формы обучения и организацию познавательной деятельности обучающихся. Учитывая это, я определяю следующие задачи своей педагогической деятельности.

Обучающие:

  • Научить понимать и интерпретировать логику биологической эволюции.
  • Сформировать у обучающихся видение изучаемых событий в глубоких и всесторонних связях и отношениях.
  • Сформировать у обучающихся соответствующий учебно-познавательный аппарат – аппарат описания, объяснения и преобразования – и на этой основе развивать познавательную самостоятельность, творческие возможности и способности.
  • Организовать деятельность обучающихся по самостоятельному применению полученных знаний и умений.

Развивающие:

  • Помочь обучающимся осознать социальную, практическую и личностную значимость изучаемого материала.
  • Обеспечить развитие у школьников умения ставить цели и планировать свою деятельность.
  • Развитие способностей создавать новое.
  • .Создать условия для развития у школьников умений анализировать, сравнивать, выделять главное, классифицировать, а также формулировать проблемы и предлагать пути их решения.
  • Способствовать развитию устной и письменной речи обучающихся.

Воспитательные:

  • Воспитывать активную, творческую личность.
  • Способствовать формированию ценностного, бережного отношения к миру.
  • Способствовать обогащению внутреннего мира обучающихся на основе  их жизненного опыта.

В результате изучения  биологии и экологии учащиеся должны не только получить знания, но и выработать умения, основные из которых:

-поиск  информации в различных источниках;

-критический  анализ источников информации;

-установление причинно-следственных связей между явлениями;

-формулировка собственной позиции по обсуждаемым вопросам;

-оценка собственных действий.

Поставленные задачи обеспечивают системный характер процесса обучения и направлены на повышение мотивации обучения обучающихся.

 Принципы  педагогической деятельности.

В основе моей работы лежат принципы:

- развития, т.е. создание учащемуся условий, в которых он максимально реализовал бы себя, свое мышление, свою деятельность, свои способности, свою личность;

-психологической комфортности, т.е. создание в учебном процессе атмосферы, стимулирующей творческую, познавательную активность обучающихся;

-обучения деятельности, т.е. формирование у обучающихся умений самостоятельной постановки цели и организации своей деятельности для ее достижения;

- ценностного отношения к миру, т.е. формирование ценностей, определяющих отношение к миру, к людям, самому себе;

- группового и коллективного взаимодействия – умение работать в коллективе.

Идеальной системы обучения, как известно, не существует. Поэтому наиболее целесообразным является отбор ряда методов из разных обучающих систем и применение их в определенных сочетаниях, взаимодополняющих друг друга, обогащающих выбранную систему обучения. Преобладающими при этом будут методы, соответствующие типу системы, на основе которой строится урок разнообразными дидактическими элементами. Определяющую роль в выборе учителем типа обучающей системы играет характер изучаемого материала. Немаловажным также является уровень компетентности учащихся (знания, умения, изученность темы) и цели обучения, как общие, так и характерные данному школьному периоду. Для  развития  познавательной   деятельности   учащихся на уроке я освоила  технологию проблемного обучения, которая  активизирует  познавательный интерес  учащихся.   Ведущей педагогической  идеей  проблемного  обучения  является  идея  сотрудничества.   Учитель  становится помощником  ученика  и организатором  самостоятельного  познания,   а так же сотрудником в поиске проблем.
            Целью технологии проблемного обучения является содействие:        
- развитию у детей критического мышления, опыта учебно-исследовательской деятельности,  возможности творчески осваивать новый опыт;
 -поиску и определению учащимися собственных ценностей;
-созданию благоприятной социально-психологической атмосферы, необходимой для признания опыта окружающими.
   
Моя педагогическая система включает:
-проектирование учебно-познавательной деятельности учащихся;
-использование технологии проблемного обучения, как средства саморазвития личности  школьника на разных этапах усвоения учебного материала;
-мотивационная основа саморазвития  личности;
- диагностика уровня сформированности  интеллектуальных способностей учащихся.

Мышление начинается с возникновения проблемы, вопроса, задачи, которые успешно решаются при использовании частично- поискового, или эвристического метода. Его сущность в том, что небольшой подсказкой учителя сокращается поле поиска, либо задача расчленяется на подзадачи и тем самым сохраняется проблемность, облегчается пошаговое движение ученика к конечному решению. Поисковый метод представляет собой высший уровень проблемного обучения. Он характеризуется тем, что ученики самостоятельно, без существенной помощи учителя, открывают и усваивают новые знания и способы действия через постановку учебных проблем и их решение. Для меня эта технология привлекательна еще и своей  гибкостью, ее возможная интеграция  в некоторых плоскостях с другими популярными и интересными технологиями: с технологией дебатов, с проектной технологией, с технологией критического мышления и т.д. Элементы технологии проблемного обучения, я использую на различных этапах усвоения учебного материала:

  • при первичном ознакомлении с новым учебным материалом

Так, при изучении на уроке материала о естественном отборе и других движущих силах эволюции я, сообщив учащимся о сущности представлений Ч.Дарвина о естественном отборе, рассказываю о проявлениях естественного отбора в популяциях каких – либо животных при изменениях условий внешней среды. Затем предлагаю учащимся ответить на вопрос: почему постоянно приходится создавать новые ядохимикаты против насекомых – вредителей сельскохозяйственных культур? Учащиеся, решая поставленную мною проблему, выявляют особенности проявления естественного отбора в популяции насекомых, подвергающихся длительному воздействию какого – то ядохимиката, и дают обоснованный ответ.

  • при анализе и обобщении изученного материала

Так,  при изучении материала об эволюции органического мира задаю вопросы: Почему, несмотря на разнообразие живых организмов, говорят о единстве органического мира? В чем причина разнообразия живых организмов? Для решения поставленных проблем учащимся необходимо привлечь знания, полученные ими ранее, систематизировать, обобщить их и самостоятельно сформулировать ответы на вопросы.

  • при контроле  над результатом учебной деятельности

В качестве контроля  за усвоением знаний предлагаю учащимся решить такую проблему (методический прием рассмотрение проблемы с ролевой позиции):  по преданию, перед всемирным потопом Ной с сыновьями построил огромный ковчег, куда и поместил «всякой твари по паре». Ответьте:

1. Почему (для чего) он так поступил?

2. Если бы вы были Советником Ноя, каких тварей (и почему) вы бы посоветовали взять только одну особь.

Решение данной проблемы можно предложить в дискуссионной форме или в форме индивидуальной письменной работы.

Мотивация в проблемном обучении – созданная учителем проблемная ситуация, вызывающая у детей познавательное затруднение,  которое они и стараются преодолеть.

Проблемная ситуация - с дидактической точки зрения:

-  моделируемая учителем (или учениками) ситуация, отражающая наличие тех или иных противоречий объективной реальности. Это проектируемое средство, организованная форма учебной деятельности учащихся, вызывающая у них познавательное затруднение.

В психологическом плане:

-  проблемная ситуация - это осознанное затруднение, которое требует творческого поиска. Без осознания наличия затруднений не возникает потребности в поиске, а без необходимости поиска не  развивается творческое мышление.

Классификация проблемных ситуаций:

-  по интересности  (мотивации)  содержания;

-  по характеру неизвестного (х);

-  по уровню проблемности;

-  по виду рассогласования информации;

-  по методическим особенностям;

-  по типу действий, требующихся для решения.

Особенности  технологии:

Проблемное обучение осуществляется в  несколько этапов:

1    этап.  Постановка педагогом проблемы.

2    этап. Перевод педагогически организованной проблемной ситуации в психологическую.

3    этап.  Поиск решение проблемы.

4    этап.  «Ага - реакция»- появление идеи решения.

5    этап.  Реализация найденного решения.

6    этап.  Отслеживание отдаленных результатов обучения.

 Обязанности  участников учебного процесса  на различных этапах урока можно проследить по таблице:

Деятельность учителя

  Деятельность учащихся

1 этап. Формулирует проблему, направляет учащихся  на восприятие

ее проявления.

1 этап,  Определяют проблему, формулируют вопросы по ней.

2 этап. Переводит педагогическую ситуацию в разряд психологической. Оказывает необходимую помощь в форме наводящих вопросов.

2 этап. Начинают активный поиск ответа, осознают сущность противоречий, формулируют неизвестное.

3 этап. Организует деятельность учащихся, оказывает необходимую помощь.

3 этап. Поиск решения проблемы, выхода из тупика противоречий. Проверка различных гипотез.

4 этап. Не участвует, но консультирует.

4 этап. Выдвижение идей решения проблемы, переход к решению. Консультируются по необходимости.

5    этап. Принимает ответы.

5 этап. Реализуют найденные ответы в форме материального или духовного продукта. Демонстрируют понимание проблемы, умение решить ее

6 этап. Контроль (отслеживание) отдаленных результатов обучения. Акцент на воспитательный момент, на умение работать  индивидуально и в группе, на общий результат.

6 этап. Рефлексия деятельности и результата.

Методические приемы,  используемые для создания проблемных ситуаций:

  • излагаю различные точки зрения на один и тот же вопрос (тема урока «Возникновение жизни на Земле»)
  • побуждаю обучающихся делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации;
  • ставлю конкретные вопросы на обобщение, обоснование,  конкретизацию, логику рассуждений (например «Как повлияло эволюционное учение Ч.Дарвина на мировоззрение людей»);
  • определяю  проблемные теоретические и практические  задания (например, исследовательские);
  • формулирую проблемные задачи (например, с недостаточными или избыточными исходными данными, с неопределенностью в постановке вопроса, противоречивыми данными, заведомо допущенными ошибками, ограниченным временем решения проблемы и т.д.).

Например:

Задача 1. На уроке в 8 классе при изучении темы «Поведение и психика» предлагаю следующую задачу:  «Известный литературный герой Маугли вырос среди зверей. При этом он был высокоразвитым мыслящим существом: руководил стадами диких животных, умел разговаривать на языках разных зверей и обладал всеми человеческими качествами. Оцените реальность описанного Киплингом облика Маугли с позиций современной науки».

 Задача 2. Эту задачу можно использовать при изучении темы «Наследственные заболевания» В книге Романовы “История династии” на странице 436 имеется следующая запись: “ Цесаревич унаследовал гемофилию от матери – Анны Федоровны. Эта болезнь передается только через женщин, которые сами не болеют, но являются носителями вируса. Поражает гемофилия исключительно мужчин”.Какую ошибку допустил автор?

Задача 3. У каких растений – болотных, луговых или пустынных - корневая система должна уходить в землю на большую глубину? Почему вы так считаете?

Условия, необходимые для успешной реализации технологии проблемного обучения:

-  построение оптимальной системы проблемных ситуаций  и средств их создания

(устного и письменного слова, мультимедиасредств),

-  отбор  для использования самых актуальных, сущностных проблемных задач;

-  учет особенностей проблемных ситуаций в различных видах учебной работы;

- высокое мастерства учителя, способное вызвать активную познавательную деятельность

Формы организации познавательной деятельности при проблемном обучении:

- индивидуальная работа, как отдельная, самостоятельная работа учащихся, подобранная в соответствии с уровнем их подготовки (например, работа по карточкам, работа у доски, заполнение таблиц, написание рефератов, сообщений, докладов и других творческих работ, работа с учебником и т.д.);

Например: При изучении темы «Химический состав клетки» в 6 классе использую сравнительную таблицу:

Название химического вещества

 Состав %

Особенности характеристики

Значение и роль в клетке

 При  изучении темы «Деление клетки» в 6 классе  использую сравнительную таблицу 2х делений мейоза:

Название фазы

Мейоз-І

Мейоз-ІІ

Создаю  проблемные ситуации, разрешаемых на уроке путем самостоятельной работы с учебником. Дается инструкция  о том, как работать с текстом параграфа, какое задание следует выполнить по прочтении его. (Задания, как правило, даются с целью выделения главного, обобщения прочитанного и направлены на закрепление изученного). Например, на уроке «Класс паукообразные. Особенности строения и жизнедеятельности».

Задание: заполните графу таблицы о строении паукообразных, отметьте черты сходства и различий с ракообразными, сделайте вывод о том, какие приспособления есть у паукообразных для жизни на суше.

Анализ результатов работы с учебником активизирует мыслительную деятельность учащихся, которые приходят к выводу, что членистоногие (ракообразные и паукообразные) имеют черты сходства (двусторонняя симметрия, сегментирование тела, хитиновый покров и членистые конечности) и отличия. У паукообразных,  в связи с жизнью на суше,  усложнилось строение дыхательной, выделительной и нервной систем, появилось  внеполостное  пищеварение, сложное  (по сравнению с ракообразными)  поведение.

- фронтальная работа. Общая, одновременная работа  всего класса (например, дебаты, беседы, конференции.). Например, дебаты по теме «Влияние алкоголя и никотина на наследственность»

- групповая форма предусматривает разделение класса на группы, которые получают задание  (либо одинаковые, либо дифференцированные) и выполняют его совместно. Количественный состав групп зависит от величины класса и от «сценария урока». Оптимальное количество учеников в группе от 3 до 6 человек.

Группы должны формироваться учителем таким образом, чтобы в каждой находились ученики разного уровня подготовки, что существенно увеличивает возможную помощь слабым ученикам. Проблемных заданий может быть достаточно много в курсе “Живой организм”, “Общебиологические закономерности”, “Физиология человека”. Методы проблемного обучения желательно использовать каждый раз, когда требуется освоение базовых знаний, понятий, законов, теорий, объясняющих широкий круг явлений и фактов в живой природе.    Скажем в теме “Введение в экологию” проблемные задания предъявляются для формулирования определений таких понятий как “биогеоценоз” “экологическая система”, “пищевая цепь”. А  в теме, например,  “Сенсорные системы” мы сначала знакомимся с различными классификациями рецепторов (по положению, функциям). Затем ученикам предлагается объяснить, почему терморецепторы кожи не называют органом чувств, а глаз или ухо можно так назвать. На первый взгляд, очень простое задание, но после нескольких высказываний ребята приходят к выводу, что для объяснения им не хватает точного определения понятию “орган чувств”. Вот этот вопрос о сути понятия “орган чувств” и является проблемным. Он отражает внутреннее субъективное противоречие между тем объемом знаний, которые имеются у ребят и недостаточностью этих знаний для объяснения предложенного факта. Отсюда  возникает необходимость в поиске дополнительного знания – познавательная мотивация. И когда поиск завершается на основе этого нового определения можно уже выполнить первоначальное задание, которое и является проблемным.

В  своей   практике  применяю   различные  способы  создания   проблемной  ситуации  в  зависимости  от  содержания   учебного  материала  и  психолого - возрастных особенностей учащихся.
1.Индуктивный, аналитико-синтетический  способ:
Учащиеся  самостоятельно  исследуют  явления   и  факты  и  делают  необходимые  научные выводы. Так,  при  изучении   темы  «Лишайники»  учащиеся из  рассказа  учителя  узнают, что  долгое  время   ученые   принимали   лишайники   за   обычное  растение  и относили их к мхам. Лишь в 1867г.   удалось  выделить  зеленые   клетки  из   лишайника  ксантории  и установить, что  они  не  только  могут  жить  вне  тела   лишайника,  но  и   размножаться делением и спорами. Следовательно, зеленые клетки лишайника - самостоятельные растения, водоросли.
Формулируется проблемная задача: что же такое лишайники?

К какой группе растений их нужно было отнести?
2. Отыскание причин, обусловливающих то или иное изучаемое явление, на основе проделанных опытов, анализа изучаемого материала.
Приведу примеры таких заданий:
▪ На  одном  из  заводов  был  такой  случай.  Один  кузнец  в  обеденный  перерыв  захотел отдохнуть  и  улегся  на  станину   кузнечного пресса. Его товарищ решил пошутить - легко напугать спящего. Он  забрался  на  станину  и,  что  было  силы,  ударил  по  ней молотком. Шутка оказалась плачевной: спящий кузнец мгновенно оглох. В чем причина наступления глухоты?
•  Амёб поместили  в  две  колбы: одну с родниковой водой, а другую с кипячёной. В одной из  колб  через некоторое время амёбы погибли. Как  вы  объясните, почему в одной из колб погибли амёбы?
3.Выдвижение проблемного вопроса.
Этот прием используется тогда, когда для решения проблемы и овладения новыми знаниями нужно творчески применить какой-то ранее изученный принцип или закономерность.
Например:
• Почему у зародыша птицы закладываются жаберные щели, если газообмен идет через скорлупу яйца, а не через них?
4. Сообщение парадоксального факта, выдвижение гипотез, предположений.
Факт первый.  В прошлом  веке  на  одном  из островов Атлантического океана вспыхнула эпидемия  кори, которую  завез  человек,   заразившийся  в  Европе.  Из 7 тысяч населения остались  здоровыми только 98 самых старых людей,  которые переболели корью 65 лет назад.
Факт второй. В 1967 году молодой хирург из Кейптауна Христиан Барнард впервые сделал пересадку  сердца  от  одного  человека  другому. Операция  была  выполнена стерильно, с высоким мастерством. Однако  надёжного  приживления   не   произошло,  спасти   жизнь больного не удалось. Как ни парадоксально, но эти два факта связаны между собой.  Как?
 5. Создание проблемной ситуации на основе высказывания учёного.

   Предлагаю учащимся прокомментировать высказывания:

1).Известный географ и путешественник А.Гумбольдт утверждал, что «человеку предшествуют леса, а сопровождают пустыни». Почему так считал ученый?

2). «Кто не любит природу, тот не любит человека». Ф. Достоевский

3). «Грандиозные вещи делаются грандиозными средствами. Одна природа делает великое дело даром». А. Герцен

4). Великий русский ученый М.В.Ломоносов Утверждал: «Умеренное употребление пищи – мать здоровья». Верно ли это утверждение?

5). Древнегреческий  философ  Аристотель  говорил:  «Ничто  так  сильно  не  разрушает человека,  как  продолжительное  безделье». Обосновать данное высказывание с научной  точки  зрения.
По  мере   развития     учащихся  может   применяться   и   такой    способ  проблемного обучения,  когда   учащимся   предлагается   самим    найти    в    излагаемом   учителем   материале   проблему,   четко   сформулировать   ее   и   аргументировать  ее решение.
      Используя   проблемные    ситуации,   создается   осознанное    затруднение   учащегося, преодоление которого требует творческого поиска, заставляет ученика мыслить, искать  выход,   рассуждать, переживать   радость от правильно   найденного решения,  что  способствует  развитию активных познавательных интересов к предмету.
      Элементы технологии проблемного обучения можно использовать на различных этапах усвоения учебного материала:
1) Прием новизны, предполагающий включение в содержание учебного материала интересных фактов, сведений.
Например:
▪В 1560 году французский посланник при лиссабонском дворе Жан Нико приобрёл семена табака у прибывшего из Америки купца и подарил их королевскому дворцу в Португалии и французской королеве Екатерине Медичи.
К.Линней, описывая позже растение табака, дал ему имя «никотино табакум». Родовая часть  названия  в  честь Нико, а  видовая «табакум» - от острова Тобаго в Карибском море, где был распространен  этот  вид. В  России  был  введен  строгий  запрет  на  курение, нарушителей  его били кнутами и ссылали. Только Петр I снял ограничения и наказания.
2) Прием семантизации,  в  основе  которого  лежит  возбуждение  интереса  благодаря раскрытию смыслового значения слова, названия. Например:
  •Мать и мачеха. Русский народ  дал  этому цветку меткое название. Возьмите  в  руки листок растения. Нежный пушок, которым покрыты листья с нижней стороны,   ласково прикасается к вашей руке, словно мать приголубила. А дотронешься до верхней стороны листа - холодно, мачеха.
 Раскрытие  смыслового значения  слова, помогает учащимся понять смысл, заложенный  в  него, способствует развитию воображения, смекалки, фантазии. Удивление, желание узнать больше об изучаемом объекте с помощью дополнительной литературы - характерные показатели познавательного интереса  в  данном случае.
3) Прием  значимости  изучаемого  материала, при  котором  создаётся  установка  на необходимость изучения материала в связи с его биологической, ценностью, практической значимостью для учащихся.

Например:
  •Леса называют «зелеными лёгкими» планеты. Ученые подсчитали, что при нынешних темпах вырубки к 2010 году леса будут уничтожены на 40%, а через 100 лет будут вырублены полностью. В нашем районе тоже вырубают лес. Вырубка лесов влечет за собой исчезновение сотен тысяч животных и растений, изменение климата и многие другие бедствия. Но не рубить лес нельзя, он нужен для многих целей.

    Какой выход предлагаете вы из сложившейся ситуации?

Данный прием заставляет учащихся почувствовать не только значимость материала, но и причастность к явлению. Однако занимательность и яркость изложения должны быть не самоцелью,  а  всецело  подчинены  возбуждению  мыслительной  активности  учащихся.
Постановка на уроке перед учащимися проблемных вопросов, самостоятельное решение познавательных задач, формирование у школьников умения доказывать и обосновывать свои суждения все это способствует активизации мыслительной и исследовательской деятельности.
Учебная   работа   по   закреплению  и  осмыслению  знаний  заключается  в том, что после изложения   нового  материала  и  формулирования  выводов  и   обобщений учащиеся подводятся к новым фактам и примерам, для их более глубокого уяснения и выработки умения применять изучаемый материал на практике. Этот процесс, с одной стороны, облегчает учение, а с другой - вносит трудности, так как всякий перенос знаний осуществляется не механически, а путем умственного и физического напряжения.
Я, согласно теме обобщения своего опыта, придерживаюсь принципов формирования познавательных способностей обучающихся, используя  различные методы и приемы:
Моделирование - это один из самых широко применяемых способов познания в естественных науках, а значит, он должен осознано вводится учителем в образовательный процесс.
      В качестве
примера можно привести следующее задание:
• Учащиеся получают набор  ( в  пакет е) организмов,     обитающих на   определенной территории.
Задание:   смоделируйте, используя  набор,  все возможные пищевые цепи.

А вот другой пример: ученики, сталкиваются с необходимостью моделирования, работы с моделями процессов, при изучении законов наследования в теме “Основы генетики”. Законы наследования признаков – статистические, на их основе нельзя дать точного ответа, можно только определить вероятность того или иного результата. Как показывает мой опыт, учащиеся с большим трудом понимают эту особенность. Поэтому в основе изучения данной темы должны быть некоторая общая модель, которая достаточно понятна учащимся. А дальше процесс изучения материала строится вокруг этой модели, в ходе ее уточнения, развертывания.   Такой базовой моделью становиться общая модель передачи наследственной информации при половом размножении, которая строится в ходе решения определенного проблемного задания. К этому моменту ребята уже хорошо усвоили значение процесса размножения (сохранение вида во времени в результате передачи наследственной информации от родителей потомкам), смоделировали процесс передачи наследственной информации при бесполом размножении, познакомились с процессом митоза, дали определение понятию “половое размножение”. А далее они сталкиваются с неприменимостью модели передачи наследственных признаков, которую рассмотрели в теме “Бесполое размножение”. Возникает проблемная ситуация и формулируется проблемный вопрос о необходимости поиска принципа передачи наследственной информации при половом размножении. Создается модель, на основе которой последовательно вводятся основные понятия генетики: диплоидные, гаплоидные клетки (организмы), гомологичные, негомологичные хромосомы, аллель и т. д. Далее рассматриваются законы Г. Менделя и др. Каждый раз мы обращаемся к этой модели как фундаменту, надстраивая новые этажи знаний, уточняя ее.

    Таким образом, учащиеся могут получить представление о значении моделирования в познании и опыт по работе с абстрактными научными моделями. А ведь это довольно значимый результат школьного образования, обеспечивающий будущую успешность личности, т. к. многие профессии предполагают выполнение таких действий.
 Составление схем, таблиц:
  Развитию познавательного интереса способствует использование на уроках биологии  заданий по построению схем, работе с таблицами.

Например:
  •Заполните таблицу: Лягушка - земноводное животное.
 Выясните, какие особенности лягушки указывают на то, что она земноводное животное.                          

Метод инструктажа реализуется с целью разъяснения ученикам последовательности выполнения определенных действий, способов и условий их осуществления. Для него характерна однозначность, определенность, четкость и логика выполнения действий. Работа по карточкам-инструкциям помогает учащимся организовывать и планировать свою деятельность, прогнозировать ее результат, нести ответственность за выполняемую работу.

Например, карточка инструкция по теме «Покрытосеменные»:

Прочтите текст и заполните схему:

Все органы покрытосеменных растений различают на вегетативные и генеративные. Вегетативные – это органы, составляющие тело растения – корень, стебель, лист.  Генеративные – это органы, связанные с половым размножением – цветок и плод с семенами.

                                                            Органы

                          Вегетативные                                   генеративные

 Таким образом, процесс овладения новыми знаниями не сводится к обычному заучиванию правил, выводов и обобщений. Он основывается на улучшении самостоятельной работы школьников, на анализе того фактического материала, который лежит в основе формирования научных понятий.

 Интеграция технологии  проблемного обучения и проектно-исследовательской  обеспечивает овладение методами научного познания в процессе поиска и является условием формирования интереса и потребности этого вида деятельности. Дети уже по природе своей исследователи, поэтому в любом возрасте у них наблюдается стремление к самостоятельному поиску, заинтересованность в познании нового, выходящего за рамки учебника. Для формирования активной жизненной   позиции в решении экологических проблем родного края, оздоровления нашей среды обитания необходимо с самого раннего возраста прививать ученикам экологическую компетентность, ведь именно от них, нынешних школьников, завтра будет зависеть развитие региона. В этом помогает методика проектного обучения. Выполнение проектов  биологической, экологической направленности, связанных с тематикой урока, позволяет на практике применить полученные знания, расширяет кругозор учащихся. В результате учебный процесс направлен не на механическое запоминание, а на усвоение знаний с творческим подходом. Мой опыт работы со школьниками показал результативность метода проектов. В них ученики выражают собственное отношение к проблеме, ищут пути ее решения, полученные знания применяют на практике. Это метод как нельзя лучше подходит для реализации основного принципа развивающего обучения – демонстрации учащимися конструктивных путей решения актуальных проблем.   В процессе работы над научно-исследовательскими проектами учащиеся не только углубляют свои предметные знания, но и развивают личностные и интеллектуальные способности. У них формируется умение сотрудничать в коллективе, работать самостоятельно, грамотно использовать разные источники научной информации, правильно выбирать целевые и смысловые установки, адекватно использовать речевые средства для дискуссии и т.д. Исследовательская деятельность учащихся, основанная на самостоятельности, оригинальности, умении объяснить наблюдаемые явления на основе знаний биологии, способствует развитию мышления, потребности научного поиска. Проектно-исследовательская естественно -научная деятельность невозможна без широкого использования различных методов и средств обучения, в том числе информационных технологий, которые ориентированы на личностный подход к обучению и позволяют качественно повысить уровень познавательного интереса у школьников, индивидуализируя образовательный процесс.

В старшей школе самая популярная и любимая деятельность – создание презентаций. Темы весьма разнообразны: «Химический состав клетки», «Происхождение человека», «Расы человека и несостоятельность расизма» и др. –  Докладчик должен предельно точно сформулировать цели и задачи выполненной работы, представить информацию визуально, донести до слушателей свое видение проблемы, предугадать, какое впечатление на окружающих произведет его презентация.  

Метапредметный подход к процессу освоения проектно-исследовательской деятельности школьниками предполагает осмысливание (а не запоминание) важнейших понятий учебного предмета, переоткрывание имеющихся знаний из разных учебных предметов, формирование собственной позиции на основании самостоятельно проведенного исследования. Так, проводя  Всероссийский урок экологии, ребятам было предложено подготовить проекты по теме «Человек как часть природы».

На этапе выполнения проекта мною:

  • оказывалась помощь по оформлению проекта.
  • проводилось консультирование по выполнению задания.

Результат:

Ребята представили проекты в виде сообщений: «Кедр- жемчужина Сибири», «Болото Томской области», «Животные Томской области» и др.

Оценивание проводилось самими ребятами по номинациям:      

  • оригинальность оформления;
  • познавательная ценность материала;                                                                  
  • красочность работы;                                                        
  • яркость, эмоциональность выступления.

  Использование инновационных образовательных технологий, методов, организационных форм и средств обучения, т.е. переход к информационной образовательной среде на базе средств информационных и коммуникационных технологий, активизирующие познавательную деятельность – одно из важнейших условий современного образования.

Я считаю, что система предлагаемых методов и приемов стимулирует интерес и любознательность учащихся, повышает их познавательную активность, что способствует развитию и саморазвитию их личности. 

Названные приемы и методы обучения использую на различных уроках, учитывая при этом возрастные особенности детей, содержание материала и степень сложности.
Таким образом, реализовать идею развития продуктивного мышления в рамках проблемного обучения можно, опираясь на единое планирование учебного материала и на организацию педагогического процесса, включающую различные формы и методы проведения урока. Американские специалисты выделили в познавательной деятельности школьников три взаимосвязанные и взаимообусловленные стадии. Стадия первая называется
вызов. Вторая стадия – осмысление содержания. Третья стадия - размышление или стадия рефлексии. Она необходима не только для того, чтобы учитель проверил память своих учеников, но и для того, чтобы они сами проанализировали, удалось ли им достичь поставленных целей и решить возникшие в начале урока или в процессе знакомства с новым материалом проблемы и противоречия. Рефлексия, взгляд на себя со стороны, обеспечивается в том случае, если создаются условия для соотнесения своих знаний со знаниями других учеников, с теми представлениями, которые имелись ранее. На этой стадии урока использую следующие приемы и методы: написание синквейна, заполнение кластеров, таблиц, возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям, ответы на поставленные вопросы, написание творческих работ. Один из приемов, который я чаще использую в среднем звене, это написание синквейна. Работа по написанию синквейна может быть как индивидуальной, так и парной. Во время работы в паре  ученики пытаются из двух наборов слов составить один, наиболее выразительный. Такая деятельность позволяет им обсудить данную тему, критически оценить подобранные слова. Кроме того, во время обсуждения школьники учатся слушать друг друга, извлекать близкие к собственным взглядам, критически относиться к своим взглядам. Это творческая форма рефлексии. Способность резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах - важное умение. Оно требует вдумчивой рефлексии, основанной на богатом понятийном запасе. Например:

1.  Вирус,

    опасный, коварный

    пугает, заражает, уничтожает

    необъяснимая загадка природы  

    враг.

2. Гипотеза самозарождения

   Абсурдная, смешная

   Вырастают в пробирке, возникают при гниении

   Живые организмы зарождаются самопроизвольно

    Луи Пастер

После того, как первый синквейн написан, предлагаю своим ученикам заслушать поэтический опыт друг друга. Как показывает практика, ученикам очень нравится этот вид учебной деятельности. Написание синквейна становится всеобщим увлечением. Синквейны являются быстрым и мощным инструментом для рефлексирования, синтеза и обобщения понятий и информации, развития речи. На стадии рефлексии осуществляется анализ, творческая переработка, интерпретация изученной информации. Совсем не обязательно, чтобы все три стадии были осуществлены на одном уроке. Приемы и методы технологии проблемного обучения я использую на своих уроках для достижения конкретных целей. Для меня является важным приоритет мнения каждого ученика, важность каждого суждения, опора новых знаний на имеющийся опыт. Я в ходе урока по необходимости в зависимости от состояния и возможностей учащихся могу переходить на метод более низкого или высокого уровня проблемности, а соответственно и самостоятельности моих учеников. При выполнении всех условий и требований к организации проблемного обучения.  урок приобретает четкую, логическую, многолинейную структуру,  а учащиеся приобретают навыки применения ранее усвоенных знаний и умений в новых ситуациях, учатся видеть проблемы  в знакомой ситуации, структуру объекта (условие задачи), усматривать новую функцию объекта, искать альтернативные решения проблемы  из известных способов решения,  комбинировать новые. В результате и закладывается тот прочный « фундамент», на котором и базируется «крепость» под названием  «ЧЕЛОВЕК ОБРАЗОВАННЫЙ»

Оценивание  успеваемости:

Результатом проблемного обучения являются, с одной стороны, прочные знания по исследуемой проблеме, а  с другой – отметка, оценивающая эти знания.  

В рамках  технологии применяются все ведущие методы контроля:

-   устный  (в виде индивидуального, уплотненного, фронтального опросов, диспутов и т. д.);

-  письменный  (контрольные работы, диктанты и т. д.);

- практическая проверка (задания, требующие проведения опытов, трудовых операций, измерений.);

-  контроль домашних заданий;

- программированный контроль (другие названия: альтернативный метод, метод выбора, тестирование).

     Постоянная постановка перед ребенком проблемных ситуаций приводит к тому, что он не «пасует» перед проблемами, а стремится их разрешить, тем самым мы имеем дело с творческой личностью всегда способной к поиску. И войдя в жизнь, ребенок будет более защищен от стрессов.

  Таким образом, проблемное обучение оказывает позитивное влияние на усвоение учащимися  всех компонентов содержания образования: знаний, умений и навыков, опыта творческой деятельности и опыта эмоционально-ценностного отношения к миру, природе и изучению биологии.

Формы организации учебно-познавательной деятельности обучающихся.

  Успешность учебного процесса зависит не только от выбранных учителем средств и приемов обучения, но и от формы организации учебно-познавательной деятельности обучающихся. Исследования психологов говорят, что знания и умения наиболее успешно формируются в процессе самостоятельной  деятельности, к которой ученик должен стремиться во время обучения.

При организации урока, я использую различные формы организации учебно-познавательной деятельности: фронтальную, индивидуальную, групповую и парную.

При использовании групповой и парной формы деятельности создается атмосфера взаимной ответственности, внимательности, повышается интерес к работе друг друга. Эффективна работа в паре при организации взаимоконтроля по терминам, законам. Организация групповой работы эффективна при изучении нового материала.

Можно сделать вывод, что возникновение интереса к предмету у значительного числа обучающихся зависит в большей степени от методики её преподавания, от того, насколько умело будет построена учебная работа. Для меня важно, чтобы на уроке каждый ученик работал активно и увлечённо. И это, по моему мнению, будет служить начальной точкой для возникновения и развития у детей любознательности, глубокого познавательного интереса.

Формы обучения. Формы обучения – это внешнее выражение согласованной деятельности учителя и обучающихся, осуществляемое в определенном порядке и режиме. Результатами моего сотрудничества с учениками стали следующие формы обучения:

  • уроки проблемного изложения;
  • уроки-исследования;
  • уроки - КВН;
  •  уроки-путешествия;
  • уроки-лекции с элементами беседы
  • уроки - лабораторные работы;
  • уроки-практикумы
  • уроки с групповыми формами работы.

Большинство форм обучения на уроках являются активными. Я считаю, что эти формы дают возможность  эффективной организации взаимодействия с обучающимися, продуктивной формы общения. Наибольшее удовлетворение дети испытывают от работы, позволяющей им открывать свои способности, возможности.

Использование разнообразных форм организации учебных занятий позволяет активизировать познавательную деятельность учеников, вовлечь их в образовательный процесс в качестве его субъекта.

Вывод

Активизация познавательной деятельности в обучении биологии, позволяет мне достигать определенных результатов:

  • активизируется познавательная деятельность,
  • возникают новые мотивы познавательной деятельности и, как следствие, растет интерес к предмету;
  • формируется творческое мышление;
  • развиваются коммуникативные способности;
  • выполняют задания исследовательского характера;
  • применяют полученные знания в жизни;
  • работают с дополнительной литературой.

Я смело могу сделать следующие выводы:

1. Только стимулируя познавательную деятельность самих ребят, и повышая их собственные усилия в овладении знаниями на всех этапах обучения, можно добиться развития познавательного интереса к биологии;

2. В обучении надо активно работать над развитием  всех учащихся, как сильных по успеваемости, так и слабых;

3. Использование рассмотренных приемов в учебном процессе способствует развитию познавательного интереса, углублению знаний учащихся по курсу биология;

4. Педагогическая теория приобретает действенную силу только тогда, когда она воплощается в методическое мастерство учителя и стимулирует это мастерство. Поэтому система методических средств и приемов активизации познавательной активности школьников нуждается в практическом освоении каждым учителем, в выработке соответствующих умений и навыков.