консультация для педагогов
Педагогические условия полоролевого развития детей.
В своих работах И. В. Атюскина, С. Г. Ашикова, Н. Е. Татаринцева и другие подчеркивают значение особой социокультурной среды в полоролевой социализации детей: такая среда дает ребенку возможность проявить мужские и женские качества, способствуют развитию спецефических видов деятельности мальчиков и девочек. Общепринят факт, что окружающие ребенка люди служат для него моделью, образцом полоспецефического поведения и источником информации о половой Следовательно, одно из значимых условий формирования у детей позитивной полоролевой идентичности-создание специальной педагогической полоразвивающей среды как целостного воспитательно-образовательного пространства, обеспечивающего развитие личности ребенка как мальчика или девочки.
Кроме того, значимое условие успешной педагогической работы по полоролевому воспитанию детей – соблюдение определенных принципов ее организации, в частности, социокультурного, комплексного и дефференцированнного.
Социокультурный подход к организации педагогической работы предполагает необходимость учета социально-нравственных ценностей, установок, норм, традиций, обычаев и стереотипов социальных функций мужчин и женщин, сложившихся в обществе на данном этапе. Согласно одному из законов развития ребенка, сформулированному Л. С. Выготским, высшие психические функции ребенка возникают первоначально как форма коллективного поведения, как форма сотрудническтва с другими людьми, и лишь в последствии становятся внутренними индивидуальными функциями личности. Поэтому воспитатель должен создать такие условия деятельности и обращения детей, включаясь в которые ребенок мог бы постепенно усваивать способы маскулинного и феминного поведения.
Комплексный подход предусматривает включение в процесс педагогическое взаимодействие всех участников образовательного процесса: воспитателей, детей, родителей, решение задач полоролевого воспитания посредством различных видов деятельности ребенка и разнообразных форм его активности, а также целостное воздействие на его интеллектуально-когнитивную, эмоциональную и поведенческую сферу.
Дифференцированнный подход означает учет социально-психологических особенностей детей, что позволяет определить специфику содержания и форм рабоиты с ними. Дифференциация в педагогическом взаимодействии предполагает изучение особенностей полоролевого развития мальчиков и девочек конкретной группы детского сада и работу с ними с использованием специфических методов и приемов.
Организация педагогического сопровождения полоролевого развития ребенка с позицией указанных подходов предполагает соблюдение принципов природосообразности, косвенного педагогического вмешательства, культуросообразности, интеграции, цчета психологических особенностей.
Реализация принципа природосообразности означает использование закономерностей полоролевой идентичности и естественных механизмов становления психологического пола ребенка с целью выявления и предупреждения возможных проблем в полоролевом развитии.
Принцип косвенного педагогического вмешательства требует от воспитателя тонкого, мягкого, ненавязчивого взаимодействия с ребенком, не нарушая естественный процесс полоролевого арзвития, применения таких методов и приемов с каждым ребенком и детской группой в целом, которые не задевают чувтсва гордости, собственного достоинства и самоуважения.
Принцип культуросообразности предполагает воспитание в мальчиках и девочках прежде всего таких маскулинных или феминных качеств, ценностям.
полоспецефических форм и методов в сочетании с общепедагогическими способами взаимодействия с детьми при организации различных видов детской деятельности и общения в процессе решения задач полоролевого воспитания.
Принцип учета психологических особенностей мальчиков и девочек определяет адекватность выбора форм и способов взаимодействия с ребенком того или иного пола при оказании ему помощи и поддержки в процессе полоролевого развития.
Одним из ведущих условий для формирования позитивной полоролевой идентичности и закрепления у девочек и мальчиков положительных стереотипов маскулинных и феминных качеств в поведении выступает предметно-развивающая среда. Деятельность ребенка и его взаимодействие с детьми своего и другого пола в такой среде способствуют актуализации, воспроизведению и закреплению имеющегося у него опыта, а также формированию новых способов полоролевого поведения.
Полоразвивающую предметную среду составляют: мини-центры, содержащие материалы, необходимые для выполнения мужских и женских дел: для мальчиков – «мастерские» с набором простых инструментов и пр; для девочек – уголок «маленькая хозяйка», где есть столы для разделки продуктов и приготовления пищи, доски для глажения кукольного белья, тазики для стирки кукольного белья, шкафы с посудкой и др.
Значимое условие формирования позитивной половой идентичности – сюжетно-ролевая игра. Именно игра позволяет закрепить гендерные стереотипы, зародить основы эмоционально положительного отношения к будущей социальной роли мужчины или женщины, папы или мамы.
Целью педагогического сопровождения сюжетно-ролевой игры должна быть не «коллективная проработка знаний», а формирование умений обеспечивающих самостоятельную игру, в котрой мальчики и девочки реализуют свои полоролевые представления и предпочтения, свободно взаимодействуя со сверстниками.
Педагогическое сопровожедение сюжетно-ролевой игры дошкольников при формировании у них позитивной половой идентичности будет успешным, если соблюдается ряд требований. В частности, воспитатель:
Понимает спецефические задачи игры;
Осознает развивающие возможности сюжетно-ролевой игры в формировании у детей представлений о социально половых ролях в обществе и закреплении в поведении позитивных гендерных стереотипов;
Избегает позиции учителя, предпочитая позицию «играющего тренера», не допускает негативных оценок, подчеркивая только позитивные моменты;
Играет вместе с детьми, показывая им способы маскулинного и феминного поведения либо акцентрируя внимание на првильном сточки зрения плоролевой идентичности поведении мальчиков и девочек;
Ориентирует мальчиков и девочек на выбор ролей в соответствии со своим полом, акцентрирует внимание на смысле полоролевого поведения ребенка с партнером по игре;
Сюжетно-ролевые игры детей 5-7 лет по сравнению с играми младших дошкольников отличаются многотемностью, становятся разнообразнее и сложнее; появляется коллективная форма, причем и мальчики и девочки стремятся играть со сверстниками как своего, так и противоположного пола.
Для закрепления в поведении старших дошкольников позитивных гендерных стереотипов предпочтительнее выбирать сюжетно-ролевые игры, в которых отражаются разнообразные события из жизни мужчин и женщин, их взаимоотношения в семье и обществе.
Формирование позитивного полоролевого поведения в процессе сюжетно-ролевых игр может осуществляться следующим образом: совместное припоминание известных событий из жизни мужчин и женщин; частичное преобразование известных событий с целью обыгрывания позитивных мужских и женских качеств в сюжетно-ролевой игре; придумывание новых историй на основе реальных событий.
Показателями успешного становления полоролевого поведения у детей будут выполнение в самостоятельной сюжетно-ролевой игре спецефических полоролевых функций, отражающих позитивные гендерные стереотипы; подгрупповое или коллективное взаимодействие со сверстниками как своего, так и противоположного пола.