Рабочая программа.
Рабочая программа по изобразительной деятельности для детей от 3до7 лет
на 2010-2015г.г.
Анализ реализации программы в 2011-2012 учебном году.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
рабочая программа по ИЗО | 45.15 КБ |
Анализ реализации программы (диагностика) | 44.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида «Берёзка»
Утверждаю:
Заведующий МБДОУ
Кинжалова В.А.__________________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по изобразительной деятельности
для детей от 3до7 лет
на 2010-2015г.г.
воспитателя по изодеятельности
Мельниченко Л.А.
р.п. Первомайский
2010г.
Пояснительная записка
Художественно-эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса дошкольного образовательного учреждения и является его приоритетным направлением. Основой художественного воспитания и развития является искусство. Освоение этой области знаний – часть формирования эстетической культуры личности. Изобразительная деятельность помогает усвоению знаний, умений, навыков, развивает способности к изобразительному творчеству. Программа служит для построения эффективной структуры для реализации основной программы детского сада и содействия успешному решению задач эстетического воспитания детей дошкольного возраста.
«Рабочая программа по изодеятельности на 2010-2015г.г.» разработана мною в соответствии с «Образовательной программой МБДОУ «Детский сад комбинированного вида «Берёзка» на 2010-2015г.г.», основанной на «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой . Дополнительно я использовала программу по изодеятельности И.А. Лыковой «Цветные ладошки».
Рабочая программа предусматривает курс подготовки по изобразительной деятельности (рисованию) детей дошкольного возраста 3-7 лет (II-младшая, средняя, старшая, подготовительная группы) и разработана на основе обязательного минимума содержания по рисованию для ДОУ с учётом обновления содержания по парциальным программам.
Целью курса является формирование у детей умений и навыков в рисовании, развитие их творческих способностей, фантазии, воображения.
Задачи:
- Формировать сенсорные процессы, обогащать сенсорный опыт, обобщенное представление об однородных предметах и сходных способах их изображения;
- Знакомить детей с изобразительным искусством (живописью, графикой, скульптурой, декоративно-прикладным, дизайном) и жанров, учить понимать выразительные средства искусства;
- Обучать приёмам модульного рисования
- Развивать эстетическое восприятие и воображение, формировать эстетические представления и чувства;
- Формировать навыки и умения в области изобразительной деятельности, развивать творческую активность;
- Учить использовать в рисовании разнообразные материалы и техники (графитный карандаш, цветные карандаши, гуашь, акварель, пастель, гелиевая ручка, и др.), различные способы создания изображения;
- Воспитывать умение работать индивидуально и коллективно;
- Формировать умение оценивать созданные изображения (свои и др. детей).
- Развивать творческие способности детей;
- Воспитывать у детей интерес к изобразительной деятельности, формировать навыки сотрудничества.
Программа предполагает проведение одного занятия в неделю в первую половину дня воспитателем по ИЗО для II-младшей и средней групп; два занятия в неделю в первой половине дня для старшего дошкольного возраста.
Продолжительность занятия :
15минут - II-младшая группа;
20 минут - средняя группа;
25минут – старшая группа;
30 минут – подготовительная к школе группа.
Общее количество занятий в год:
II-младшая группа-33;
средняя группа - 33;
старшая группа65;
подготовительная к школе группа - 65.
33. Педагогический анализ знаний, умений и навыков детей (диагностика) проводится два раза в год (вводный – в сентябре, итоговый в апреле).
Программа составлена с учётом реализации межпредметных связей по разделам.
- «Музыкальное воспитание». Использование рисунков в оформлении к праздникам, развлечениям. Музыкального оформления для создания настроения и лучшего понимания образа, выражения собственных чувств.
- «Театрализованная деятельность». Рисование по впечатлению от просмотренных сказок, постановок, гримирование под определенного персонажа, рисование театральных костюмов и героев.
- «Физическая культура». Использование рисунков в оформлении к праздникам и развлечениям.
- «Развитие речи». Использование на занятиях художественного слова, рисование иллюстраций к потешкам, сказкам, стихотворениям; развитие монологической речи при описании репродукций картин художников, собственных работ и работ своих товарищей.
- «Ознакомление с окружающим». Расширение кругозора в процессе рассматривания картин, экскурсий, знакомство со строением и назначением предметов, объектов.
Педагогическая диагностика
Уровень подготовки воспитанников ДОУ можно определить, воспользовавшись разработкой доктора педагогических наук профессора Т.С. Комаровой «Критерии оценки овладения детьми изобразительной деятельностью и развития их творчества»
Анализ продукта деятельности
- Содержание изображения (полнота изображения образа)
В этом критерии не выделяют показатели уровня. Анализ детских работ представлял собой краткое описание созданного каждым ребёнком изображения.
- Форма:
- форма передана точно;
- есть незначительные искажения;
- искажения значительные, форма не удалась.
- Строение предмета:
- части расположены верно;
- есть незначительные искажения;
- части предмета расположены не верно.
- Передача пропорции предмета:
- пропорции предмета соблюдаются;
- есть незначительные искажения;
- пропорции предмета переданы неверно.
- Композиция:
- расположение по всему листу, соблюдается пропорциональность в изображении разных предметов;
- на полосе листа, в соотношении по высоте есть незначительные искажения;
- композиция не продумана, носит случайный характер, пропорциональность предметов передана неверно.
- Цвет:
- передан реальный цвет предмета, цветовая гамма разнообразна;
- есть отступления от реальной окраски, преобладание нескольких цветов или оттенков;
- цвет передан неверно, безразличие к цвету, изображение выполнено в одном цвете.
- Проявление творчества:
- самостоятельность замысла, оригинальность изображения;
- нуждается в помощи взрослого в поиске замысла;
- творчества не проявляет.
Анализ процесса деятельности
1.Характер линии:
- слитная;
- прерывистая;
- дрожащая (жесткая, грубая).
2. Нажим:
- средний;
- сильный, энергичный;
- слабый.
3. Раскрашивание (размах):
- мелкими штрихами, не выходящими за пределы контура;
- крупными размашистыми движениями, иногда выходящими за пределы контура;
- беспорядочными линиями (мазками), не умещающимися в пределах контура.
4. Регуляция силы нажима:
- регулирует силу нажима, раскрашивание в пределах контура;
- регулирует силу нажима и размах не всегда;
- не регулирует силу нажима, выходит за пределы контура.
Содержание программы
Блоки | II-младшая группа | Средняя группа | Старшая группа | Подготовительная группа |
Знакомство с искусством | Готовить детей к восприятию произведений искусства, выделению их из окружающей действительности. Знакомить с элементарными средствами выразительности в разных видах искусства (цвет, звук, форма, движение, жесты). | Приобщать детей к восприятию искусства, развивать интерес к нему. Поощрять выражение эстетических чувств, проявление эмоций при рассматривании предметов народного и декоративно-прикладного искусства. Формировать умение выделять жанры и виды искусства. Учить выделять и называть основные средства выразительности (цвет, форма, величина, ритм) и создавать свои художественные образы в изобразительной деятельности. | Учить выделять, называть, группировать произведения по видам искусства (литература, музыка, изобразительное искусство, архитектура, балет, театр, цирк, фотография). Познакомить детей с жанрами изобразительного искусства. Познакомить с произведениями живописи и изображением родной природы в картинах художников. Расширять представления о графике (её выразительных средствах). Знакомить с творчеством художников – иллюстраторов детских книг. Развивать эстетические чувства, эмоции, эстетический вкус, эстетическое восприятие, интерес к искусству. Формировать умение соотносить художественный образ и средства выразительности. | Формировать основы художественной культуры. Продолжать развивать интерес к искусству. Закреплять знания об искусстве как творческой деятельности людей, о видах искусства. Расширять знания детей об изобразительном искусстве, развивать художественное восприятие произведений искусства. Продолжать знакомить детей с произведениями живописи Расширять представление детей о художниках-иллюстраторах детской книги. Продолжать знакомить детей с народным декоративно-прикладным искусством . Продолжать знакомить с архитектурой. Учить детей передавать в художественной деятельности образы архитектурных сооружений, сказочных построек. |
Предметноеи сюжетное рисование | Предлагать детям передавать в рисунках красоту окружающих предметов и природы Продолжать учить правильно держать карандаш, фломастер, кисть, не напрягая мышц и не сжимая сильно пальцы; добиваться свободного движения руки с карандашом и кистью во время рисования. Учить набирать краску на кисть: аккуратно обмакивать её всем ворсом в баночку с краской, снимать лишнюю краску легким прикосновением ворса, хорошо промывать кисть прежде, чем набрать краску другого цвета. Приучать осушать промытую кисть о мягкую тряпочку. Закреплять знания основных цветов (красный, синий, зелёный, желтый, белый, черный), познакомить с оттенками (розовый, голубой, серый). Обращать внимание детей на подбор цвета, соответствующего изображаемому предмету. Подводить детей к изображению предметов разной формы (округлая, прямоугольная) | Продолжать формировать у детей умение рисовать отдельные предметы и создавать сюжетные композиции. Формировать и закреплять представление о форме предметов (круглая, овальная квадратная, прямоугольная, треугольная), величине, расположению их частей. Помогать детям, при передаче сюжета располагать изображения на всём листе в соответствии с содержанием действия и включёнными в действие объектами. Направлять внимание детей на передачу соотношения предметов по величине. Продолжать закреплять и обогащать представления детей о цветах и оттенках окружающих предметов и объектов природы. К уже известным оттенкам добавить новые (коричневый, оранжевый, светло-зелёный); формировать представление о том, как можно получить эти цвета, учить смешивать цвета и получать нужные цвета и оттенки. Закреплять умение правильно держать карандаш, кисть, фломастер, цветной мелок, использовать их при создании изображения. Учить детей закрашивать рисунки кистью, карандашом, проводя линии и штрихи только в одном направлении. Закреплять умение чисто промывать кисть перед использованием другого цвета краски. Формировать умение правильно передавать расположение частей при рисовании сложных предметов (кукла, зайчик) и соотносить их по величине. | Продолжать совершенствовать умение передавать в рисунке образы предметов, явлений действительности и литературных произведений. Обращать внимание детей на отличия предметов по форме, величине, пропорциям частей , побуждать их передавать эти отличия в рисунках. Учить передавать положение предметов в пространстве на листе бумаги, обращать внимание детей на то, что предметы могут по- разному располагаться на плоскости (стоять, лежать менять положение: живые существа могут двигаться, менять позы, деревья – наклоняться от ветра). Учить передавать движения фигур. Способствовать овладению композиционными умениями, способами и приёмами рисования различными изобразительными материалами. Вырабатывать навыки рисования контура предмета простым карандашом с легким нажимом на него. Учить рисовать акварелью в соответствии с её спецификой: прозрачностью и легкостью цвета, плавностью перехода одного цвета в другой. Учить детей рисовать кистью разными способами: широкие линии – всем ворсом, тонкие концом кисти; наносить мазки, прикладывая кисть всем ворсом к бумаге, и рисовать концом кисти мелкие пятнышки. Закреплять знания об уже известных цветах, знакомить с новыми цветами (фиолетовый) и оттенками (голубой, розовый, светло-зелёный, сиреневый), развивать чувство цвета. Учить смешивать краски для получения новых цветов и оттенков (при рисовании гуашью) и высветлять цвет, добавляя в краску воду (при рисовании акварелью). При рисовании карандашами учить передавать оттенки цвета, регулируя нажим на карандаш. | Совершенствовать умение изображать предметы по памяти и с натуры; развивать наблюдательность, способность замечать характерные особенности предметов и передавать их средствами рисунка (форма, пропорции, расположение на листе бумаги). Продолжать учить детей сюжетному рисованию: размещать изображения на листе в соответствии с их реальным изображением (ближе или дальше), передавать различия в величине изображаемых предметов. Формировать умение строить композицию рисунка; передавать движения людей и животных. Совершенствовать технику изображения. Продолжать развивать свободу и одновременно точность движений руки под контролем зрения, их плавность, ритмичность. Расширять набор материалов, которые дети могут использовать в рисовании. Предлагать детям соединять в одном рисунке разные материалы для создания выразительного образа. Учить новым способам работы с уже знакомыми материалами. Продолжать формировать умение свободно владеть карандашом при выполнении линейного рисунка, учить плавным поворотам руки при рисовании округлых линий, при рисовании завитков в разном направлении. Учить видеть красоту созданного изображения и в передаче формы, плавности, слитности линий или их тонкости, изящности , ритмичности расположения линий и пятен, равномерности закрашивания рисунка, чувствовать плавные переходы оттенков цвета, получившиеся при равномерном закрашивании и регулировании нажима на карандаш. Развивать представление о разнообразии цветов и оттенков, обучать созданию цветов и оттенков. Учить замечать изменение цвета в природе в связи с изменением погоды (небо в солнечный день – голубое; в пасмурный – серое). Учить детей определять названия цветов, различать оттенки и передавать их в рисунке, развивать восприятие, способность наблюдать и сравнивать цвета окружающих предметов, явлений. |
Декоратив-ное рисование | Приобщать к декоративной деятельности: учить украшать дымковскими узорами силуэты игрушек, вырезанных воспитателем. Учить ритмичному нанесению линий, штрихов, пятен, мазков (листочки, снежок, капли дождя). Учить изображать простые предметы, рисовать прямые линии в разных направлениях, перекрещивать их. | Продолжать формировать у детей умение создавать декоративные композиции по мотивам дымковских, филимоновских узоров. Использовать дымковские и филимоновские изделия для развития эстетического восприятия прекрасного и в качестве образцов для создания узоров в стиле этих росписей. Познакомить детей с городецкими изделиями. Учить выделять элементы городецкой росписи (бутоны, купавки, розаны, листья); видеть и называть цвета, используемые в росписи. Приучать детей к аккуратности. | Продолжать знакомить детей с изделиями народных промыслов, закреплять и углублять знания о дымковской, филимоновской игрушке и их росписи. Создавать изображения по мотивам народной декоративной росписи, знакомить с её цветовым строем и элементами композиции, добиваться большого разнообразия используемых элементов, тщательности исполнения. Продолжать знакомить с городецкой росписью, её цветовым решением, спецификой создания декоративных цветов (оттенков), учить использовать для украшения оживки. Познакомить с росписью Похлов-Майдана. Включать городецкую и похлов-майданскую роспись в творческую работу детей. | Продолжать развивать декоративное творчество детей, развивать умение создавать узоры по мотивам народных росписей, уже знакомых детям и новых (городецкая, гжельская, хохломская и др.). Закреплять умение создавать композиции на листах бумаги разной формы, силуэтах предметов и игрушек, а также расписывать вылепленные детьми игрушки. Закреплять умение при составлении декоративной композиции на основе народного искусства, использовать характерные для него элементы узора и цветовую гамму. |
Нетрадицион-ная техника рисования | Развивать абстрактно-образное мышление, творческое воображение, целостное и структурное восприятие, выделять предмет из фона, видеть образ в пятне, абстрактном рисунке. Учить передавать своё настроение, состояние природы в эмоциональном характерном нанесении линий, пятен на лист. Учить экспериментировать с нетрадиционными художественными материалами и техниками. Помочь воспринимать звуки музыки и передавать их в красках, рисунках. |
Тематическое планирование
сентябрь | неделя | занятия | Вид деятельности | Название занятия | Задачи занятия |
1 | 1 | Рисование | Знакомство с карандашом и бумагой | Обучение правильному положению карандаша в руке, регуляция нажима. | |
2 | 2 | Рисование | Разноцветные шарики | Рисование овальных предметов: создание контурных рисунков, замыкание линии в кольцо, и раскрашивание, повторяющее очертания нарисованной фигуры. | |
3 | 3 | Рисование ватными палочками | Ягодка за ягодкой (на кустиках) | Создание ритмической композиции. Рисование ягодок ватными палочками гуашью. | |
4 | 4 | Рисование предметное | «Мой весёлый, звонкий мяч» | Рисование круглых двуцветных предметов: создание контурных рисунков, замыкание линии в кольцо и раскрашивание, повторяющие очертания нарисованной фигуры. | |
октябрь | неделя | занятия | Вид деятельности | Название занятия | Задачи занятия |
5 | 5 | Рисование предметное | «Цветные карандаши» | Рисование прямых линий сверху вниз. Обучение работе с красками. | |
6 | 6 | Рисование | «Падают, падают листья» | Рисование осенних листьев приёмом «примакивания» теплыми цветами на голубом фоне (небе). Развитие чувства цвета и ритма. | |
7 | 7 | Рисование | «Цветные клубочки» | Рисование слитных линий круговыми движениями, не отрывая карандаша от бумаги. | |
8 | 8 | Рисование | «Колечки» | Передача в рисунке округлой формы, отработка кругообразного движения руки. |
ноябрь | неделя | занятия | Вид деятельности | Название занятия | Задачи занятия | ||
9 | 9 | Рисование ватными палочками | «Град, град!» | Изображение тучи и града ватными палочками с изменением частоты размещения пятен (пятнышки на туче – близко друг к другу, град на небе – более редко, с просветами) | |||
10 | 10 | Рисование декоративное | Светлячок (по мотивам стихотворения Г. Лагздынь) | Знакомство с явлениями контраста. Рисование светлячка на бумаге черного или тёмно-синего цвета). Развитие воображения. | |||
11 | 11 | Рисование на удлинённых листах бумаги | Сороконожка в магазине | Рисование сложных по форме изображений на основе волнистых линий. Согласование пропорций фона (листа бумаги) и задуманного образа. | |||
12 | 12 | Рисование декоративное | Полосатые полотенца для лесных зверюшек | Рисование узоров из прямых и волнистых линий на длинном прямоугольнике. Развитие чувства ритма (чередование в узоре 2-3 цветов или разных линий). | |||
декабрь | неделя | занятия | Вид деятельности | Название занятия | Задачи занятия | ||
13 | 13 | Рисование декоративное | Вьюга-завирюха | Рисование хаотичных узоров в технике по-мокрому. Раскрепощение рисующей руки: свободное проведение кривых линий. Развитие чувства цвета. | |||
14 | 14 | Рисование | Серпантин | Свободное проведение линий разного цвета и различной конфигурации. Раскрепощение рисующей руки. | |||
15 | 15 | Рисование | Праздничная ёлочка | Рисование и украшение пушистой нарядной ёлочки. Освоение формы и цвета как средств образной выразительности. | |||
январь | неделя | занятия | Вид деятельности | Название занятия | Задачи занятия | ||
16 | 16 | Рисование | Дерево в снегу | Рисование предмета из длинных и коротких прямых вертикальных и наклонных линий. | |||
17 | 17 | Рисование | Бублики-баранки | Рисование кругов, контрастных по размеру (диаметру). | |||
18 | 18 | Рисование сюжетное | Колобок покатился по дорожке | Создание сказочного образа «Колобка». Самостоятельное использование таких выразительных средств как линия, форма, цвет. | |||
февраль | неделя | занятия | Вид деятельности | Название занятия | Задачи занятия | ||
19 | 19 | Рисование по замыслу | В некотором царстве | Рисование по мотивам сказок. Самостоятельный выбор темы, образов сказочных героев и средств выразительности. Развитие воображения. | |||
20 | 20 | Рисование | Снеговик | Передача в рисунке строения предметов округлой формы. | |||
21 | 21 | Рисование предметное | Большая стирка (платочки и полотенца) | Рисование предметов квадратной и прямоугольной формы. Создание композиции на основе линейного рисунка(бельё сушится на верёвочке). | |||
22 | 22 | Нетрадиционная техника рисования | Зимушка-зима | Рисование снега, заснеженных деревьев с помощью печати, трафаретов, тычков. |
март | неделя | занятия | Вид деятельности | Название занятия | Задачи занятия |
23 | 23 | Рисование | Цветок для мамочки | Подготовка картин в подарок мамам на праздник. Освоение техники рисования тюльпанов в вазе. Самостоятельный выбор материала. | |
24 | 24 | Рисование | Сосульки | Создание изображений в форме вытянутого треугольника. Сочетание изобразительных техник (воск. карандаши и акварель) | |
25 | 25 | Рисование предметное | Неваляшка | Изображение неваляшки в движении (в наклонном положении). Развитие чувства формы и ритма. | |
26 | 26 | Рисование | Солнышко, солнышко, раскидай колечки! | Самостоятельный выбор материалов и средств художественной выразительности для создания образа солнышка. | |
апрель | неделя | занятия | Вид деятельности | Название занятия | Задачи занятия |
27 | 27 | Рисование с натуры | Почки и листочки | Рисование ветки и почек цветными карандашами, листочков примакиванием кистью гуашью. | |
28 | 28 | Рисование по литературному произведению | Цыпленок и утёнок | Использование нетрадиционной техники рисования (тычок) и дорисовывание деталей кистью (глазки, лапки, клювики) | |
29 | 29 | Рисование | Божья коровка | Рисование выразительного эмоционального образа жука на основе зелёного листика. Развитие чувства цвета и формы. | |
30 | 30 | Рисование | Флажки | Рисование флажков разной формы (прямоугольных, пятиугольных и т.д.) |
май | неделя | занятия | Вид деятельности | Название занятия | Задачи занятия |
31 | 31 | Рисование декоративное | Филимоновские игрушки | Знакомство с филимоновской игрушкой. Оформление силуэтов фигурок освоенными декоративными элементами (точки, линии, «примакиванием», полоски). Воспитание интереса к народному декоративно-прикладному искусству. | |
32 | 32 | Рисование | Цыплята и одуванчики | Создание монохромной композиции на цветном фоне. Рисование цыплят нетр.способами (пальчиками, тычками, ватными палочками). Создание условий для экспериментирования с худ. материалами. Воспитание интереса к природе. | |
33 | 33 | Рисование по замыслу | Нарисуй, что ты хочешь. | Воспитание самостоятельности и интереса к своему творчеству. |
Основные требования к уровню подготовки воспитанников
Возрастная группа | Должны знать | Должны уметь |
II-младшая группа | Знать и называть материалы, которыми можно рисовать; цвета, заданные программой; названия народных игрушек. | Уметь изображать отдельные предметы, простые по композиции и незамысловатые по содержанию сюжеты; подбирать цвета, соответствующие изображаемым предметам; правильно пользоваться карандашами, фломастерами, кистью и красками. |
Средняя группа | Знать и называть материалы, которыми можно рисовать; цвета, новые оттенки,заданные программой; названия народных игрушек. | Изображать предметы и явления, используя умение передавать их выразительно путём создания отчётливых форм, подбора цвета, аккуратного закрашивания, использования разных материалов: карандашей, красок (гуашь), фломастеров, цветных жирных мелков и др. Передавать несложный сюжет, объединяя в рисунке несколько предметов, располагая их на листе в соответствии с содержанием сюжета. Украшать силуэты игрушек элементами дымковской и филимоновской росписи. |
Старшая группа | Называть основные выразительные средства. Высказывать эстетические суждения о произведениях искусства. | Создавать изображения предметов (по представлению, с натуры); сюжетные изображения (на темы окружающей жизни, явлений природы, литературных произведений); использовать разные композиционные решения, изобразительные материалы. Использовать различные цвета и оттенки для создания выразительных образов. Выполнять узоры по мотивам народного декоративно-прикладного искусства; использовать разнообразные приемы и элементы для создания узора, подбирать цвета в соответствии с видом росписи. |
Подготовительная к школе группа | Знать виды изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство и народное искусство. Называть основные выразительные средства. Высказывать эстетические суждения о произведениях искусства. | Создавать индивидуальные и коллективные рисунки, декоративные, предметные и сюжетные композиции на темы окружающей жизни, литературных произведений. Использовать в рисовании разные материалы и способы создания изображения. |
Библиографический список:
Т.С.Комарова,А.И.Савенков «Коллективное творчество детей»
-Т.С.Комарова «Обучение дошкольников технике рисования»
-Н.П.Сакулина,Т.С.Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду»
-Г.С.Швайко «Занятия по изо.деятельности в детском саду»
Предварительный просмотр:
Сравнительный анализ усвоения программы по изобразительной деятельности групп общеразвивающей направленности для детей 3-4 лет
Сравнительный анализ усвоения программы по изобразительной деятельности групп общеразвивающей направленности для детей 4-5 лет
Сравнительный анализ усвоения программы по изобразительной деятельности групп общеразвивающей направленности для детей 5-6 лет
Сравнительный анализ усвоения программы по изобразительной деятельности групп общеразвивающей направленности для детей 6-7 лет
Проведённая в апреле 2012 года текущая диагностика (анализ продукта деятельности) по Т.С. Комаровой, О.А. Соломенниковой показала, что в целом по МБДОУ 83, 5% детей имеют высокий и средний уровень усвоения программы по изобразительной деятельности. В группах общеразвивающей направленности для детей 3-4 лет – 52%, в группах общеразвивающей направленности для детей 4-5 лет - 94%, в группах общеразвивающей направленности для детей 5-6 лет - 91%, в группах общеразвивающей направленности для детей 6-7 лет – 97%. По данным, полученным в результате диагностирования, можно сделать вывод, что дети старшего дошкольного возраста успешно освоили программу по изобразительной деятельности и имеют высокий уровень подготовленности к обучению изобразительному искусству в школе.