Проектная деятельность
Педагогические проекты по изобразительной деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Описание работы над проектом | 54.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида «Берёзка»
Описание работы
над педагогическим проектом
«Развитие творческого потенциала дошкольников в процессе приобщения к русскому декоративно-прикладному искусству»
Воспитателя по изодеятельности
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида «Берёзка»
Мельниченко Л.А.
р.п. Первомайский
2010-2011 учебный год
Автор проекта: Мельниченко Л.А., воспитатель по изодеятельности МБДОУ «Детский сад комбинированного вида «Берёзка» р.п. Первомайский
Целевая группа: дети старшего дошкольного возраста (5-6 лет) и их родители.
Тип проекта: педагогический
По числу участников проекта: групповой.
По характеру контактов: открытый (к работе над проектом привлекаются родители, воспитатели, музыкальный работник)
По продолжительности: продолжительный - 1 год.
Пояснительная записка
В «Концепции дошкольного воспитания» говорится о необходимости приобщения детей к непреходящим общечеловеческим ценностям. Знакомство детей с народной культурой является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности. Воспитание гражданина и патриота, любящего свою Родину – задача особенно актуальная сегодня. Произведения прикладного искусства отражают художественные традиции нации, мировосприятие и художественный опыт народа. Сохранить свою культуру, заронить в души детей любовь ко всему русскому народному, как можно раньше приобщить детей к народному творчеству, считаю, одним из важных направлений воспитательно-образовательной работы в МДОУ.
Народное и декоративно-прикладное искусство являются неотъемлемой частью художественной культуры. Величайшая правда и простота мироощущения, большая выразительность и целесообразность, стремление понять окружающее и овладеть им обеспечивало народному искусству все педагогические качества: оно радует, развивает творчество, учит понимать окружающую жизнь, воспитывает стремление сделать мир прекраснее.
Цель: создание условий для развития творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе приобщения их к русскому декоративно - прикладному искусству.
Задачи:
- воспитывать у детей патриотические чувства, любовь к Родине, народным традициям;
- формировать эстетические чувства при восприятии образцов народного искусства;
- обучать детей принципам и основным приёмам декоративной росписи, лепки, аппликации;
- развивать творческие способности детей, поощряя фантазию, воображение;
- сотрудничать с семьями детей, вовлекая их в творческий процесс;
- совершенствовать педагогическое мастерство педагогов МБДОУ.
Основные ожидаемые результаты
I.Обогащение эмоциональной и интеллектуальной сферы детей;
II.Развитие эстетического восприятия, воображения, памяти, мелкой моторики рук дошкольников;
III.Формирование патриотических чувств и развитие духовности;
IV. Улучшение координации работы педагогов разного профиля на основе народного искусства в различных направлениях воспитательно-образовательной работы в МДОУ.
V. Совершенствование педагогического мастерства воспитателей.
VI. Широкое включение выполненных детьми произведений в жизнь дошкольного учреждения: создание эстетической среды в повседневной жизни, оформление и проведение праздников и досугов.
VII. Вовлечение в творческую деятельность родителей воспитанников.
Реализация проекта «Знакомство дошкольников с русским народным творчеством на занятиях ИЗО» проводилась в три этапа.
Первый этап – подготовительный рассчитан на два месяца (август, сентябрь, октябрь) включает:
- изучение педагогической и искусствоведческой литературы по данной теме и определение основных направлений работы над проектом;
- создание творческой группы для реализации проекта;
- диагностику навыков и умений детей старшего дошкольного возраста;
- планирование мероприятий на тему проекта.
Второй этап – практический (ноябрь, декабрь январь, февраль, март)
- творческая работа с детьми, направленная на решение следующих задач:
- развитие творческих способностей, навыков и умений на занятиях и в свободное от занятий время (ИЗО, музыкальных, познавательных, по развитию речи);
- разработка тематических занятий по русскому народному творчеству для старшего дошкольного возраста;
- реализация запланированных мероприятий (открытых занятий, развлечений, народных праздников);
- проведение нетрадиционных родительских собраний, создание информационных стендов по народному творчеству.
Третий этап – итоговый (апрель, май) - анализ результатов работы:
- диагностика навыков и умений детей;
- анализ работы всех участников проекта;
- проведение презентации проекта, анализ его эффективности.
Анализ результативности реализации проекта:
Народное декоративно-прикладное искусство – одно из важнейших средств художественного воспитания детей дошкольного возраста. В народном искусстве обобщены представления о прекрасном, эстетические идеалы и мудрость народа, которые передаются из поколения в поколение. Трудно переоценить значение народного декоративно-прикладного искусства в эстетическом воспитании детей, а также в воспитании нравственных чувств, чувства любви и гордости за свою страну.
Для получения положительных результатов по ознакомлению детей с русским народным творчеством необходимо было создать условия для пробуждения интереса у детей к этому виду деятельности. В процессе обучения декоративному рисованию для активизации детей, осмысленного усвоения материала использовала разные методы и приёмы:
- создание игровой ситуации в начале занятия и во время анализа детских работ («одевание» дымковских игрушек, работа в «мастерских» народных умельцев, игра в магазин и т.д.), что повышает интерес к занятиям;
- использование движения руки (очерчивающий жест) для выделения элементов узора на предмете и определения расположения их на листе бумаги, последовательности его заполнения;
- упражнения на дополнительном листе детьми 5-7 лет при изображении новых или сложных элементов после рассматривания;
- показ изображения новых элементов для детей 4-5 лет, наиболее сложных элементов для детей 5-7 лет;
- называние элемента узора или действия при его рисовании («завиток вверх, теперь вниз»)
- взаимосвязь видов деятельности (рисования, лепки, аппликации)
- показ техники рисования, что помогает в процессе обучения, выработке лёгких ритмичных движений, быстроты в создании узоров.
В подготовительный период рабочей группой разработано интегрированное занятие «Весёлая ярмарка» В работу по его подготовке включились воспитатели групп общеразвивающей направленности для детей 5-6 и 6-7 лет, музыкальный руководитель, учитель-логопед, родители. Ознакомление с народными промыслами на занятиях ИЗО проводилось на основе тематических блоков: «Хохлома», «Городец», «Дымково», «Гжель». Эти основные промыслы были представлены выставками детских работ на ярмарке. В кружковой и индивидуальной работе дети лепили фигурки из глины, расписывали, созданные игрушки, деревянные доски и солонки. Прекрасные работы получились у «умельцев»: объёмные формы, пластилиновая живопись, рельефная лепка, аппликация, роспись контуров. Дети были увлечены подготовкой к ярмарке. Не отстали от них и родители, перед праздником в четырёх группах детского сада были проведены нетрадиционные родительские собрания совместно с детьми. Дети показывали мамам и папам приёмы росписи, рассказывали об особенностях того или иного промысла, его колорите.
В феврале состоялся музыкальный фольклорный праздник «Масленица», работы детей по народному творчеству оживили оформление музыкального зала. Дети с удовольствием участвовали в народных играх и забавах. К ещё одному народному празднику «Сороки», который традиционно проводиться в детском саду в конце марта, приурочили творческий конкурс совместных работ родителей и детей «Народная игрушка». Предварительно с детьми и родителями проведена работа по ознакомлению с особенностями народной игрушки, традицией её создания. Обогатилась предметно-развивающая среда изостудии: создан мини -музей «Русская изба», куда вошли детские поделки и экспонаты конкурса «Народная игрушка, мной создано методическое пособие по народным промыслам «Весёлая деревенька»
В результате проведённой работы по художественному развитию детей и нравственному воспитанию средствами народного декоративно-прикладного искусства у детей появился интерес к образцам русского народного искусства, обогатился словарный запас. Если в начале года дети повторяли одну из пройденных росписей или некоторые её элементы, то к концу года виден осознанный подход к использованию полученных знаний и проявление индивидуальности в этом виде деятельности. Дети почувствовали, что человек – часть природы, так как декоративно-прикладное искусство по своим мотивам близко к природе. Ведь художники веками наблюдали мир животных, красоту птиц, разнообразие растений, видели и чувствовали гармонию природы. Следовательно, воспитываются и нравственные и патриотические качества.
Результативность
Обогащение эмоциональной и интеллектуальной сферы личности детей.
Развитие эстетического восприятия, воображения, памяти, мелкой моторики рук дошкольников.
Улучшение координации работы педагогов разного профиля на основе народного искусства в различных направлениях воспитательно-образовательной работы в МБДОУ.
Совершенствование педагогического мастерства воспитателей.
Широкое включение выполненных детьми произведений в жизнь дошкольного учреждения: создание эстетической среды в повседневной жизни (выставки детского и совместного творчества).
Активное участие родителей в творческой деятельности детей.
Можно сделать вывод, что конечный результат совпал с планируемым. Цель, поставленная в начале проекта, была достигнута. На будущее планирую продолжать работу по знакомству детей с народным декоративно-прикладным искусством, включать больше занятий творческого характера. Продолжать использовать разные формы работы по ознакомлению детей с народным искусством: занятия-путешествия, посиделки, занятия-экскурсии, совместное творчество детей и родителей, презентации – представление детьми своих изделий взрослым и сверстникам, где дети высказывают своё мнение, дают оценку своим работам.
Приложение №1
Сравнительный анализ уровня развития художественно-творческих способностей детей 6-7 лет ( по Т.С. Комаровой,
О.А. Соломенниковой)
Анализ диагностических данных показал развитие творческого потенциала дошкольников. Высокий уровень на конец учебного года больше 50%.
Информационные ресурсы
- Комарова Т.С. Обучение дошкольников технике рисования –М.»Педагогическое общество России» -2007г.
- И.В. Штанько Воспитание искусством в детском саду интегрированный подход - М. «Сфера» 2007г.
- Е.В. Котова, С.В. Кузнецова , Т.А. Романова Развитие творческих способностей дошкольников - М. «Сфера» 2010г.
- Казакова Т.Г Развивайте у дошкольников творчество - М. «Просвещение» - 1985г.
- Дошкольное воспитание №2 2006г.
- Корчинова О.В. Декоративно-прикладное творчество в детских дошкольных учреждениях - Ростов - на - Дону «Феникс» - 2002г.
- Н.Б Халезова Народная пластика и декоративная лепка в детском саду - М. «Просвещение» - 1984г.
- http://knowledge.allbest.ru/pedagogics/2c0a65625b2ac78a4c43a89421306d27_0.html
- http://festival.1september.ru/articles/416056/
- http://www.moi-detsad.ru/konsultac619.html