Разработка программы оздоровительной деятельности ДОУ
подчеркивается необходимость внедрения здоровье сберегающих технологий с целью укрепления и сохранения здоровья детей дошкольного возраста. а также описывается примерная система средств и методов, направленных на достижение данной цели.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorovesberegayushchie.odt | 21.27 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «СОШ им. Джанибекова с. Растопуловка»
«Разработка программы оздоровительной
деятельности дошкольного учреждения»
Здоровье до того перевешивает все остальные блага жизни,
что поистине здоровый нищий счастливее больного короля.
А. Шопенгауер
С обновлением содержания дошкольного уровня образования связывается, прежде всего, повышение его качества: использование новых форм и методов и перестройку традиционных. Актуально значимым и востребованным сегодня становится создание образовательных программ, поиск средств и методов повышения эффективности оздоровительной работы в доу, создания оптимальных условий для гармоничного развития каждого ребенка. Акцент смещается от простого лечения и профилактики болезней на укрепление здоровья как самостоятельно культивируемой ценности, необходим комплекс эффективных лечебно- профилактических мер, система надежных средств коррекции психофизического развития на протяжении всего дошкольного детства. Другими словами, необходимо использование здоровьесберегающих технологий в ДО, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования- сохранения, поддержания и обогащение здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов, родителей.
Педагогическим коллективом МБОУ «СОШ им. Джанибекова с. Растопуловка» была разработана система педагогических, социально- гигиенических и медицинских профилактических мероприятий. Применение в своей работе здоровье сберегающих педагогических технологий повышает результативность воспитательно- образовательного процесса, сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей при соблюдении следующих этапов:
- проведение комплексного обследования ребенка (медицинское, педагогическое, психологическое);
- внесение необходимых поправок в интенсивность технологических воздействий (физкультурно- оздоровительные мероприятия и новые технологии образования );
- составление рекомендаций по организации режима дня в ОУ;
- формирование положительные мотивации у педагогов ДОУ и родителей детей.
Всю работу строим с учетом диагностических данных, которые позволяют определить первоочередные задачи и перспективы на будущее.
В настоящее время утверждаются новые подходы к формированию физической культуры как общества в целом, так и отдельной личности на основе трех основных направлений:
- Организационно- педагогические технологии, предполагающие получение комплекса теоретических знаний, воспитания валеологической культуры дошкольника;
- Психолого- педагогические технологии, связанные с непосредственной работой педагога с детьми; основная задача этих технологий- обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье.
- Учебно- воспитательные технологии, которые включают программы по обучению здоровья и формированию культуры здоровья учащихся, использования физического потенциала.
Коллективом разработаны схемы физкультурно- оздоровительной работы для каждой возрастной группы, где конкретно определены вид, форма и время проведения мероприятий. Эффективность данной работы в нашем дошкольном учреждении во многом зависила от системности ее проведения и взаимодействия воспитателя со специалистами.
Формы организации здоровьесберегающей работы, которые мы используем в своей работе, заключаются в следующем:
Виды здоровье- сберегающих технологий | Время проведения в режиме дня | Особенности методики проведения | Ответственный |
Физкультурное занятие | 3 раза в неделю в с\з или на свежем воздухе | Проводятся в соответствии с программой, в хорошо проветриваемом помещении | Инструктор по физической культуре |
Динамические паузы | Во время занятий, 2-5 мин, по мере утомляемости детей | Во всех группах, включают в себя элементы зрительной, дыхательной гимнастики. | Воспитатели, психолог, дефектолог, логопед |
Самомассаж | В различных формах физкультурно- оздоровительной работы | Дать детям элементарные валеологические знания | Инструктор по физической культуре, психолог, дефектолог, воспитатели |
Пальчиковая гимнастика | Ежедневно, начиная с младшего возраста | Проводится со всеми детьми, особенно для детей с речевыми проблемами | Инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, логопед, психолог, дефектолог воспитатели |
Зрительная гимнастика | Ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время | Рекомендуется использовать наглядный материал, показ воспитателя | Инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, логопед, психолог, дефектолог, воспитатели |
Дыхательная гимнастика | В разных формах физкультурно- оздоровительной работы | Обеспечить проветривание помещения, педагог дает детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры | Инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, логопед, психолог, дефектолог воспитатели |
Бодрящая гимнастика | Ежедневно после дневного сна, 5- 10 мин. | Упражнения в кроватках, возле них, умывание, ходьба по ребристым дощечкам, легкий бег из спальни в группу. | Воспитатели |
Ортопедическая гимнастика | В различных формах физкультурно- оздоровительной работы | Рекомендуется в качестве профилактики плоскостопия | Воспитатели, инструктор по физической культуре |
Коммуникативные игры | 1-2 р в неделю по 30 мин в старшей группе | В них входят беседы, этюды, игры разной степени подвижности, занятиия рисованием, лепкой и т.д. | Воспитатели, психолог |
Самомассаж | В различных формах физкультурно- оздоровительной работы | Необходимо объяснить ребенку серьезность процедуры и дать элементарные знания о том, как не нанести вред своему организму | Воспитатели, инструктор по физической культуре, мед сестра |
Технологии музыкального воздействия | В различных формах физкультурно- оздоровительной работы или отдельные занятия 2-3 р в мес | Используются в качестве вспомогательного средства, для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя идр. | Музыкальный руководитель, воспитатели |
Сказкотерапия | 2-4 р в мес по 30 мин в старшей группе | Занятия используют для психологической терапевтической и развивающей работы. | Воспитатели, психолог, дефектолог |
Психогимнастика | 1-2 р в нед по 25-30 мин в старшей группе | Занятия проводятся по специальным методикам | Воспитатели, психолог |
Фонематическая ритмика | В физкультурном зале, младший возраст- 15 мин., старший возраст- 30 мин | Рекомендуется как профилактические меры. Цель занятий- фонематическая грамотная речь без движений | Воспитатели, инструктор по физической культуре, логопед |
Подвижные игры | Как часть физкультурного занятия, на прогулке, в группе. Ежевдневно для всех возрастных групп | Игры подбираются в соответсвии с возрастом | Воспитатели, инструктор по физической культуре |
Релаксация | Для всех возрастных групп | Используется спокойная классическая музыка или звуки природы | Инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, логопед, психолог, дефектолог воспитатели |
Главным критерием результативности здоровьесберегающих технологий мы считаем их влияние на развитие личности ребенка, увеличение резервов его здоровья и, как следствие, легкая степень адаптации к школьным нагрузкам. Важно, чтобы каждая из применяемых технологий имела оздоровительную направленность, а используемая в комлексе здоровьесберегающая деятельность в итоге сфоримровала у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.
Для применения в практической деятельности нами были:
- отобраны и апроборованы инновационные методики проведения физкультурных и оздоровительных занятий(отобраны включены элементы);
- задействовани механизм интеграции при организации занятий эстетического и познавательного циклов;
- разработан план летнией оздоровительной работы по принципу тематических недель;
- большое внимание уделено включению физкутминуток разной направленности на всех видах занятий;
- (продумана система закаливающих мероприятий- утр гим, прог на св возд, соответствующая условиям нашего дошкольного учреждения)
- создана здоровьесберегающая среда, которая постоянно дополняется и изменяется;
- согласована деятельность всех специалистов ДОУ по применению здоровьесберегающих технологий;
- разработан план работы с родителями.
Работа с родителями
Месяц | Вторая младшая группа | Средняя группа | Старшая группа | ||
Сентябрь октябрь | Родительское собрание: выступление инструктора по физической культуре, ознакомление родителей с задачами программы, физкультурно- оздоровительной работы на новый учебный год, анкеты для родителей, письменная информация на тему «Физкультурно- оздоровительная работа с детьми дошкольного возраста» | ||||
Статья в родительский уголок «Предупреждение простудных заболеваний» | Папка- передвижка «Осуществления закаливания болеющего ребенка» | Консультация «Профилактика плоскостопия» | |||
Ноябрь | День открытых дверей (показ занятий, консультации) | ||||
Декабрь | |||||
Январь | Спортивный праздник с активным участием родителей | ||||
Февраль | Оформление папки- передвижки | ||||
Гимнастика для малышей | Дышим правильно | Тренируем наши пальчики | |||
Март | Консультация | ||||
«Как сделать прогулку ребенка интересной и содержательной». Выставка литературы. | «Одежда и здоровье детей». | «Роль зрительного анализатора при подготовке к обучению в школе. Комплексы зрительной гимнастики» | |||
Апрель | День открытых дверей. Привлечение родителей к ремонту физкультурно- спортивной площадки. | ||||
Май | Общее родительское собрание «Об итогах работы за год». Подготовка к летней оздоровительной работе. | ||||
Июнь | Физкультурный праздник «День защиты детей» | ||||
июль, август | Оформление папки передвижки «Летние забавы» |
Перспективный план физкультурно- оздоровительной работы
Виды здоровье- сберегаю щих технологий | Группа | Время проведения | Ответственный | Примечания |
Утренняя гимнастика | Все | 8.30 — 8.45 | Инструктор по физкультуре, воспитатели | По плану |
Физкультурное занятие | Все | 3 раза в неделю в с\з или на свежем воздухе | Инструктор по физической культуре | По сетке занятий |
Динамические паузы | Все | 2-5 мин, по мере утомляемости детей | Воспитатели, психолог, дефектолог, логопед | По ходу занятия |
Самомассаж | Средняя, старшая группа | В различных формах физкультурно- оздоровительной работы | Инструктор по физической культуре, психолог, дефектолог, воспитатели | По ходу занятия или в свободное время |
Пальчиковая гимнастика | Все | Ежедневно, | Инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, логопед, психолог, дефектолог воспитатели | Во время занятия или в свободное время |
Зрительная гимнастика | Все | Ежедневно по 3-5 мин. | Инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, логопед, психолог, дефектолог, воспитатели | Во время занятия или в свободное время |
Дыхательная гимнастика | Все | Ежедневно | Инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, логопед, психолог, дефектолог воспитатели | Во время занятия или в свободное время |
Бодрящая гимнастика | Все | Ежедневно по 5- 10 мин. | Воспитатели | После дневного сна |
Ортопедическая гимнастика | Все | Ежедневно по 5-10 мин | Воспитатели, инструктор по физической культуре | Комплекс менять через 2 нед |
Подвижные игры | Все | Ежедневно | Воспитатели, инструктор по физической культуре | Комплекс менять по мере изучения |
Обще развивающие упражнения | Все | 2 р в неделю | Инструктор по физической культуре, воспитатели | С изменением на 2 неделю |
Физкультурный досуг | 2 младшая средняя старшая | 1 раз в месяц | Инструктор по физической культуре | |
Физкультурный праздник | 2 младшая средняя старшая | 2 р в год | Инструктор по физической культуре | |
Элементы футбола, баскетбола, хоккея | Старшая | 1-2 р в неделю | Инструктор по физической культуре | По плану |
Основные виды движений | Все | Ежедневно | Инструктор по физической культуре | В течение года |
Искусственная тропа здоровья | Средняя старшая | 1 раз в неделю | Инструктор по физической культуре | В течение года |
Игры- соревнования | Средняя старшая | ежедневно | Инструктор по физической культуре | Комплекс менять по мере изучения |
Бодрящая гимнастика | Все | ежедневно | Инструктор по физической культуре | Комплекс менять 1 раз в месяц |
Закаливающие мероприятия |