Разработка программы оздоровительной деятельности ДОУ

подчеркивается необходимость внедрения здоровье сберегающих технологий с целью укрепления и сохранения здоровья детей дошкольного возраста. а также описывается примерная система средств и методов, направленных на достижение данной цели.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorovesberegayushchie.odt21.27 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «СОШ им. Джанибекова с. Растопуловка»

«Разработка программы оздоровительной

деятельности дошкольного учреждения»

Здоровье до того перевешивает все остальные блага жизни,

 что поистине здоровый нищий счастливее больного короля.

А. Шопенгауер

С обновлением содержания дошкольного уровня образования связывается, прежде всего, повышение его качества: использование новых форм и методов и перестройку традиционных. Актуально значимым и востребованным сегодня становится создание образовательных программ, поиск средств и методов повышения эффективности оздоровительной работы в доу, создания оптимальных условий для гармоничного развития каждого ребенка. Акцент смещается от простого лечения и профилактики болезней на укрепление здоровья как самостоятельно культивируемой ценности, необходим комплекс эффективных лечебно- профилактических мер, система надежных средств коррекции психофизического развития на протяжении всего дошкольного детства. Другими словами, необходимо использование здоровьесберегающих технологий в ДО, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования- сохранения, поддержания и обогащение здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов, родителей.  

Педагогическим коллективом МБОУ «СОШ им. Джанибекова с. Растопуловка» была разработана система педагогических, социально- гигиенических и медицинских профилактических мероприятий. Применение в своей работе здоровье сберегающих педагогических технологий повышает результативность воспитательно- образовательного процесса, сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей при соблюдении следующих этапов:

- проведение комплексного обследования ребенка (медицинское, педагогическое, психологическое);

- внесение необходимых поправок в интенсивность технологических воздействий (физкультурно- оздоровительные мероприятия и новые технологии образования );

- составление рекомендаций по организации режима дня в ОУ;

- формирование положительные мотивации у педагогов ДОУ и родителей детей.

Всю работу строим с учетом диагностических данных, которые позволяют определить первоочередные задачи и перспективы на будущее.

В настоящее время утверждаются новые подходы к формированию физической культуры как общества в целом, так и отдельной личности на основе трех основных направлений:

  1. Организационно- педагогические технологии, предполагающие получение комплекса теоретических знаний, воспитания валеологической культуры дошкольника;
  2. Психолого- педагогические технологии, связанные с непосредственной работой педагога с детьми; основная задача этих технологий- обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье.
  3. Учебно- воспитательные технологии, которые включают программы по обучению здоровья и формированию культуры здоровья учащихся, использования физического потенциала.

Коллективом разработаны схемы физкультурно- оздоровительной работы для каждой возрастной группы, где конкретно определены вид, форма и время проведения мероприятий. Эффективность данной работы в нашем дошкольном учреждении во многом зависила от системности ее проведения и взаимодействия воспитателя со специалистами.

Формы организации здоровьесберегающей работы, которые мы используем в своей работе, заключаются в следующем:

Виды здоровье-

сберегающих технологий

Время проведения в режиме дня

Особенности методики проведения

Ответственный

Физкультурное занятие

3 раза в неделю в с\з или на свежем воздухе

Проводятся в соответствии с программой, в хорошо проветриваемом помещении

Инструктор по физической культуре

Динамические паузы

Во время занятий, 2-5 мин, по мере утомляемости детей

Во всех группах, включают в себя элементы зрительной, дыхательной гимнастики.

Воспитатели, психолог, дефектолог, логопед

Самомассаж

В различных формах физкультурно- оздоровительной работы

Дать детям элементарные валеологические знания

Инструктор по физической культуре, психолог, дефектолог, воспитатели

Пальчиковая гимнастика

Ежедневно, начиная с младшего возраста

Проводится со всеми детьми, особенно для детей с речевыми проблемами

Инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, логопед, психолог, дефектолог воспитатели

Зрительная гимнастика

Ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время

Рекомендуется использовать наглядный материал, показ воспитателя

Инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, логопед, психолог, дефектолог, воспитатели

Дыхательная гимнастика

В разных формах физкультурно- оздоровительной работы

Обеспечить проветривание помещения, педагог дает детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры

Инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, логопед, психолог, дефектолог воспитатели

Бодрящая гимнастика

Ежедневно после дневного сна, 5- 10 мин.

Упражнения в кроватках, возле них,  умывание, ходьба по ребристым дощечкам, легкий бег из спальни в группу.

Воспитатели

Ортопедическая гимнастика

В различных формах физкультурно- оздоровительной работы

Рекомендуется в качестве профилактики плоскостопия

Воспитатели, инструктор по физической культуре

Коммуникативные игры

1-2 р в неделю по 30 мин в старшей группе

В них входят беседы, этюды, игры разной степени подвижности, занятиия рисованием, лепкой и т.д.

Воспитатели, психолог

Самомассаж

В различных формах физкультурно- оздоровительной работы

Необходимо объяснить ребенку серьезность процедуры и дать элементарные знания о том, как не нанести вред своему организму

Воспитатели, инструктор по физической культуре, мед сестра

Технологии музыкального воздействия

В различных формах физкультурно- оздоровительной работы или отдельные занятия 2-3 р в мес

Используются в качестве вспомогательного средства, для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя идр.

Музыкальный руководитель, воспитатели

Сказкотерапия

2-4 р в мес по 30 мин в старшей группе

Занятия используют для психологической терапевтической и развивающей работы.

Воспитатели, психолог, дефектолог

Психогимнастика

1-2 р в нед по 25-30 мин в старшей группе

Занятия проводятся по специальным методикам

Воспитатели, психолог

Фонематическая ритмика

В физкультурном зале, младший возраст- 15 мин., старший возраст- 30 мин

Рекомендуется как профилактические меры. Цель занятий- фонематическая грамотная речь без движений

Воспитатели, инструктор по физической культуре, логопед

Подвижные игры

Как часть физкультурного занятия, на прогулке, в группе. Ежевдневно для всех возрастных групп

Игры подбираются в соответсвии с возрастом

Воспитатели, инструктор по физической культуре

Релаксация

Для всех возрастных групп

Используется спокойная классическая музыка или звуки природы

Инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, логопед, психолог, дефектолог воспитатели

Главным критерием результативности здоровьесберегающих технологий мы считаем их влияние на развитие личности ребенка, увеличение резервов его здоровья и, как следствие, легкая степень адаптации к школьным нагрузкам. Важно, чтобы каждая из применяемых технологий имела оздоровительную направленность, а используемая в комлексе здоровьесберегающая деятельность в итоге сфоримровала у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.

Для применения в практической деятельности нами были:

  • отобраны и апроборованы инновационные методики проведения физкультурных и оздоровительных занятий(отобраны включены элементы);
  • задействовани механизм интеграции при организации занятий эстетического и познавательного циклов;
  • разработан план летнией оздоровительной работы по принципу тематических недель;
  • большое внимание уделено включению физкутминуток разной направленности на всех видах занятий;
  1. (продумана система закаливающих мероприятий- утр гим, прог на св возд, соответствующая условиям нашего дошкольного учреждения)
  • создана здоровьесберегающая среда, которая постоянно дополняется и изменяется;
  • согласована деятельность всех специалистов ДОУ по применению здоровьесберегающих технологий;
  • разработан план работы с родителями.

 

Работа с родителями

Месяц

Вторая младшая группа

Средняя группа

Старшая группа

Сентябрь октябрь

Родительское собрание: выступление инструктора по физической культуре, ознакомление родителей с задачами программы, физкультурно- оздоровительной работы на новый учебный год, анкеты для родителей, письменная информация на тему «Физкультурно- оздоровительная работа с детьми дошкольного возраста»

Статья в родительский уголок «Предупреждение простудных заболеваний»

Папка- передвижка «Осуществления закаливания болеющего ребенка»

Консультация «Профилактика плоскостопия»

Ноябрь

День открытых дверей  (показ занятий, консультации)

Декабрь

Январь

Спортивный праздник с активным участием родителей

Февраль

Оформление папки- передвижки

Гимнастика для малышей

Дышим правильно

Тренируем наши пальчики

Март

Консультация

«Как сделать прогулку ребенка интересной и содержательной». Выставка литературы.

«Одежда и здоровье детей».

«Роль зрительного анализатора при подготовке к обучению в школе. Комплексы зрительной гимнастики»

Апрель

День открытых дверей.

Привлечение родителей к ремонту физкультурно- спортивной площадки.

Май

Общее родительское собрание «Об итогах работы за год».

Подготовка к летней оздоровительной работе.

Июнь

Физкультурный праздник «День защиты детей»

июль, август

Оформление папки передвижки «Летние забавы»

Перспективный план физкультурно- оздоровительной работы

Виды здоровье-

сберегаю

щих технологий

Группа

Время проведения  

Ответственный

Примечания

Утренняя гимнастика

Все

8.30 — 8.45

Инструктор по физкультуре, воспитатели

По плану

Физкультурное занятие

Все

3 раза в неделю в с\з или на свежем воздухе

Инструктор по физической культуре

По сетке занятий

Динамические паузы

Все

2-5 мин, по мере утомляемости детей

Воспитатели, психолог, дефектолог, логопед

По ходу занятия

Самомассаж

Средняя, старшая группа

В различных формах физкультурно- оздоровительной работы

Инструктор по физической культуре, психолог, дефектолог, воспитатели

По ходу занятия или в свободное время

Пальчиковая гимнастика

Все

Ежедневно,

Инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, логопед, психолог, дефектолог воспитатели

Во время занятия или в свободное время

Зрительная гимнастика

Все

Ежедневно по 3-5 мин.

Инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, логопед, психолог, дефектолог, воспитатели

Во время занятия или в свободное время

Дыхательная гимнастика

Все

Ежедневно

Инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, логопед, психолог, дефектолог воспитатели

Во время занятия или в свободное время

Бодрящая гимнастика

Все

Ежедневно по 5- 10 мин.

Воспитатели

После дневного сна

Ортопедическая гимнастика

Все

Ежедневно по 5-10 мин

Воспитатели, инструктор по физической культуре

Комплекс менять через 2 нед

Подвижные игры

Все

 Ежедневно

Воспитатели, инструктор по физической культуре

Комплекс менять по мере изучения

Обще развивающие упражнения

Все

2 р в неделю

Инструктор по физической культуре,  воспитатели

С изменением на 2 неделю

Физкультурный досуг

2 младшая средняя старшая

1 раз в месяц

Инструктор по физической культуре

Физкультурный праздник

2 младшая средняя старшая

2 р в год

Инструктор по физической культуре

Элементы футбола, баскетбола, хоккея

Старшая

1-2 р в неделю

Инструктор по физической культуре

По плану

Основные виды движений

Все

Ежедневно

Инструктор по физической культуре

В течение года

Искусственная тропа здоровья

Средняя старшая

1 раз в неделю

Инструктор по физической культуре

В течение года

Игры- соревнования

Средняя старшая

ежедневно

Инструктор по физической культуре

Комплекс менять по мере изучения

Бодрящая гимнастика

Все

ежедневно

Инструктор по физической культуре

Комплекс менять 1 раз в месяц

Закаливающие мероприятия