Методическая тема
Образование, полученное в начальной школе, служит базой, фундаментом для последующего освоения знаний. Основная задача государственного стандарта нового поколения состоит в том, чтобы обеспечить ребенка качественным образованием на первой ступени обучения.В современной начальной школе ребенка недостаточно обучить только чтению, счету и письму. Его необходимо обеспечить новыми умениями. Это универсальные учебные действия, составляющие основу умения учиться, а также сформированная сознательная мотивация к обучению, самоорганизация и саморазвитие. Метод исследований и проектов отвечают этим требованиям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_tema.docx | 19.36 КБ |
Предварительный просмотр:
В настоящее время в нашей стране реализуется Стратегии развития личности с активной жизненной позицией, только такие граждане могут быть достойными членами современного общества. Поэтому использование метода исследования и проектов, а также ИКТ является одним из приоритетов образования. Федеральные стандарты образования предъявляют новые требования к педагогу и его профессиональной компетентности (данный выпуск не попадает под ФГОС, но в своей работе старалась применять новые технологии). Коммуникативная компетентность педагога и его учеников предполагает способность выстраивать коммуникации в различных форматах: устном, письменном, дискуссионном, визуальном, компьютерном, электронном. Педагог должен не только сам уметь пользоваться компьютером и современным мультимедийным оборудованием, но и учить этому своих учеников и их родителей. Педагог сам должен быть активным и учить детейбыть исследователями и соискателями, видеть в обычном- необычное. Это определило тему методической работы «Методика формирования исследовательских навыков в образовательном процессе»
Образование, полученное в начальной школе, служит базой, фундаментом для последующего освоения знаний. Основная задача государственного стандарта нового поколения состоит в том, чтобы обеспечить ребенка качественным образованием на первой ступени обучения.В современной начальной школе ребенка недостаточно обучить только чтению, счету и письму. Его необходимо обеспечить новыми умениями. Это универсальные учебные действия, составляющие основу умения учиться, а также сформированная сознательная мотивация к обучению, самоорганизация и саморазвитие. Метод исследований и проектов отвечают этим требованиям.
Необходимо создать такие условия, которые позволят повысить у детей интерес к учебе, научить осознавать, что осталось непонятным, а в конечном итоге научить учиться. И тогда ученик начнет получать радость от процесса самостоятельного познания и от результата своего учебного труда.
В решении этих проблем ведущая роль отводится учителю.Очень важно, чтобы ученики умели и, самое главное, имели желание заниматься проектно-исследовательской работой и принимали активное участие в конкурсах разного уровня. Одно из главнейших условий успеха реализации данной проблемы заинтересовать детей, а также и их родителей проектно-исследовательской работой. Увлечь конкурсами различного уровня.Однако мы столкнулись с проблемой – нехваткой времени у родителей и плохой самоорганизацией детей.
Для успешной работы по данной проблеме изучила и проанализировала: методическую литературу, статьи по данной проблеме из журнала «Начальная школа», педагогические новинки изинтернет – ресурсов и сделала вывод: что наряду с традиционными методами и формами работы, применение ИКТ и метода проектов может дать наиболее хорошие результаты. Работаю в данном учебном заведении с 1990 года. Стараюсь идти в ногу со временем и использовать в своей работе новые методики и программы. Для этого своевременно прохожу курсы повышения квалификации и встречаюсь с авторами учебников и программ (Бунеевы, Виноградова, Поташник).
Применяю современные образовательные технологии и методики в практической деятельности:
- Виноградова Н. Ф. Проект «Начальная школа21 век» Программы четырехлетней начальной школы «Вентана-Граф» 2003г: эта работа результат многолетних исследований коллектива сотрудников Центра начальной школы общего среднего образования РАО,а также ряда сотрудников Российской академии образования, разделяющих заявление концептуальные подходы. Предпосылками для его создания стали: основные положения теории Л. С. Выготского, научные идеи развивающего обучения Д. Б. Эдьконина В. В, Давыдова, концепция перспективной начальной школы.
- Селевко Г.К.Современные образовательные технологии: Учеб.пособие. М.: Народное образование, 1998. Необходимость разработки образовательных технологий, их внедрения в учебный процесс в отечественной педагогике была осознана в середине восьмидесятых годов прошлого века. В своей работе автор описал огромное количество разнообразных дидактических идей, концепций, подходов и методических систем.
С целью определения уровня подготовки детей изучила образовательные навыки учащихся с помощью:
- анкетирования;
- индивидуального собеседования;
- диагностик
Результаты анкетирования учащихся
При анализе результатов анкетирования и собеседования были выделены три группы учащихся:
Группа 1 – уровень подготовки низкий – нулевой (65%)
Группа 2 – уровень подготовки средний – базовый (умеют частично планировать свою работу, есть навык чтения) (27%)
Группа 3 – уровень подготовки выше среднего – высокий (умеют частично планировать свою работу, владеют навыком осознанного чтения, могут с помощью взрослых вычленять главное и второстепенное) (8%)
Таким образом, для обучения детей работе над проектами и развитием исследовательских навыков я использовала такие формы работы:
- работа в паре;
- работа в группе;
- тематические консультации;
- работа с родителями;
- проектная работа.
Данную работу начала с 3-ей группой постепенно включая 2-ю, заинтересовывая 1-ю и подключая ее к работе.
2.Достижения в профессиональной деятельности
2.1. Проведенная работа по формированию активной жизненной позиции учащихся, посредством проектной деятельности и участия в конкурсах различного уровня дала свои результаты, а именно – учащиеся:
- умеют формировать группы и пары – 69%;
- умеют выбирать лидера и обосновывать свою точку зрения -34%;
- умеют применять жизненный опыт и полученные знания в своей работе – 56%;
- владеют навыками поиска информации в Интернете и справочной литературе -13%
- используют информационные технологии в работе над проектами;
- владеют программой PowerPoint для создания презентаций (с помощью родителей) – 10%
- умеют помогать и научать своих сверстников -43%.
Данная работа будет продолжаться в 3-м классе, и мы планируем добиться более высоких результатов, которые будут необходимы в среднем звене.
В рамках ФГОСов приходится менять многие методы и приемы в работе с детьми, но эти изменения дают хорошие результаты. Учащиеся стали более активны и самостоятельны. Используя в урочной и внеурочной работе деятельностный метод, увлекая детей своим примером, добиваемся призовых мест в конкурсах различного уровня. Творческий конкурс «Вперед в прошлое» г. Казань 2012году в номинации «Сказочное превращение» Юля и Катя Синицкие заняли 1 место. На протяжении трех лет принимаем участие в республиканской научно-практической конференции «Александровские чтения» г. Йошкар-Ола, где в 2011 году на секции «юный богослов» Вика Алгаева с проектом «Хрустальный звон колоколов» получила диплом лауреата(2 место).Учащиеся моего класса имеют активную жизненную позицию. Активно работая в разных направлениях и применяя полученные знания и умения,ребята, занимают призовые места на уровне города. Каждый год мы принимали участие в городских конкурсах и мероприятиях. Так в 2012 году принимали участие в первом сетевом конкурсе научно-исследовательских работ учащихся начальной школы города Волжска. Из четырех представленных работ две заняли призовые места: диплом 1-й степени в области гуманитарных наук была награждена Субботина Наталья с работой, «Какая ты русская кукла?», дипломом 3-й степени- Сорокина Юля с работой «Надо, надо умываться по утрам и вечерам», в 2011 году в рамках работы научно-практической конференции «Наследники победы» группа ребят моего класса заняли 2-ое место с работой «Чудо марийской вышивки».
Чтобы ребенок развивался всесторонне, работаю по разным направлениям формирования личности ребенка: так в 2010году Сильков Дмитрий занял 1-ое место в городском конкурсе «Безопасное колесо» на этапе «Медицина», 1-ое место на этапе «Фигурное вождение велосипеда».Ежегодно участвуем в «Кроссе наций» в 2011 году Юдина Полина заняла 1-ое место, а в2012 -3-е место. «Юннат- года» тоже наш любимый конкурс: Игряшов Родион и в 2010 и в 2011годах занимал первые места.