Участник XVII Южно-Российской межрегиональной научно-практическая конференции-выставки «Информационные технологии в образовании» «ИTO-Ростов-2017» 23-24 ноября 2017 года, г. Ростов-на-Дону
http://rostov.ito.edu.ru/2017/section/229/100440/i...
23 - 24 ноября 2017 года в г. Ростове-на-Дону на базе КВЦ «ВертолЭкспо» состоялась XVII Южно-Российская межрегиональная научно-практическая конференция - выставка «Информационные технологии в образовании» (ИТО-Ростов-2017).
Конференция организована министерством общего и профессионального образования Ростовской области при поддержке: АНО «ИТО», ООО «Компания ГЭНДАЛЬФ», Ростовского областного института повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, Южного федерального университета.
В рамках конференции проведены пленарные заседания, компьютерные презентации, круглые столы, семинары, творческие мастерские, областной конкурс творческих работ с использованием информационных технологий среди детей и молодежи, областной конкурс среди педагогических работников образовательных организаций по разработке и применению электронных ресурсов в образовательном процессе «Школа будущего», работа секций.
Более 200 авторов прислали свои работы для размещения в сборнике тезисов XVII Южно-Российской межрегиональной научно-практической конференции-выставки «Информационные технологии в образовании – 2017».
РЕЧЕВЫЕ IT-ТЕХНОЛОГИИ В КОРРЕКЦИИ ЛОГОНЕВРОЗА |
Речевые IT-технологии давно и прочно заняли место в коррекционной работе учителей-логопедов. Мы применяем их при автоматизации поставленных звуков, обогащении словаря, формировании навыка правильного словообразования и словоизменения, развития связной речи, а так же для исправления дисграфии и дислексии.
Я работаю в ГКОУ РО Волгодонской специальной школе-интернате «Восхождение», где обучаются дети с детским церебральным параличом и нарушениями опорно-двигательного аппарата. Известно, что у детей с ДЦП и НОДА отмечаются множественные речевые нарушения, обусловленные органическим поражением центральной нервной системы. Для этих детей характерны многочисленные психо-эмоциональные нарушения. В связи с этим в моей практике все чаще стали появляться дети со сложной структурой дефекта, отягощенной проявлениями заикания различной этиологии и степени тяжести.
Проводя коррекционные занятия по развитию навыка чтения, используя мультимедийное приложение «Метод Сметанкина», я заметила, что детям с логоневрозом легче прочитывать и произносить слова опираясь на зрительные ориентиры, используемые в программном обеспечении, так как все тексты и упражнения имеют речевую разбивку. Индикатор речевого дыхания задаёт оптимальный ритм для эффективного усвоения материала, а также оздоравливает и обеспечивает условия для формирования правильной и красивой речи у моих воспитанников с заиканием. Произведения и упражнения в приложении озвучены профессиональными чтецами и проиллюстрированы яркими, интересными картинками. Наличие текстов различной сложности, а также возможность их проговаривания с различной скоростью позволяет мне успешно обучать плавной речи детей с различным уровнем тяжести заикания.
На первом этапе обучения плавному говорению, я даю обучающимсязнания о дыхании человека и формирую у них умение использовать возможности программы для овладения навыком правильного дыхания.
На данном этапе я показываю и рассказываю ребенку, что правильное дыхание — это дыхание животом, и формирую у него навык диафрагмального (речевого) дыхания:
•сидим прямо, опираясь на спинку стула;
•на вдохе живот надувается, как шарик, на выдохе - сдувается;
•вдох делай через нос, выдох через рот; вдох легкий, короткий; выдох длинный и плавный;
•для контроля правильности дыхания одну руку положи на живот;
•дыши в ритме движения столбика: столбик поднимается вверх - делай вдох, столбик вниз - делай выдох;
•дыши плавно, без задержек на вдохе и выдохе.
Обучение дыханию по программе я провожу с помощью столбика.В приложении он активируется при включении опции «Дыхание» — отображенной в левой части экрана индикатором речевого дыхания, выполненного в виде движущегося столбика (столбик поднимается — вдох, опускается — выдох). Для каждого ребенка, согласно тяжести его дефекта, я устанавливаю индивидуальный ритм дыхания. Эта функция в приложении доступна в меню «Настройки».
На следующем этапе коррекции я знакомлю ребенка с эталонным звучанием текста. Для этого даю ему прослушать произведение при включенной опции «Иллюстрация» с возможным добавлением опции «Текст» и с выделением прочитанного текста подчеркиванием или закрашиванием, используя опцию «Речевая разметка».
Основным этапом своей работы, я считаю, задачу научить ребенка речевому дыханию, равномерному при проговаривании слогов, слов, предложений, стихов и неравномерному при проговаривании прозы. Даю ему понятие, что голос должен звучать только на выдохе (на вдохе — молчание). Учу зрительному контролю произносимого текста.
Включаю программу в режиме «Читаем» и объясняю воспитаннику, что закрашивание столбика вверх (вдох) теперь заменяется значком ↑, а закрашивание вниз (выдох) заменяется подчеркиванием в тексте. Подчеркивание позволяет сформировать у ребенка навык зрительного контроля за текстом. Через некоторое время столбик выключаю и даю ребенку возможность «продышать» текст. Дыхание в ритме ЧД (свой ритм) позволяет создать у ребенка комфортное состояние (дыхание в этом ритме осуществляется без усилий). После того как ребенок привыкает к дыханию, прослушиваем и «дышим» с ним несколько раз предлагаемые тексты, активировав опции «Текст» и «Звук».
Работу по обучению плавной речи я провожу по принципу «от простого к сложному», переходя от проговаривания слогов, слов, предложений, текстов меньшей сложности к большей (сложность – это количество слогов произносимых на одном выдохе, указана под каждым произведением). Далее учу проговаривать стихи (стихи – это ритмичное дыхание, как правило, с одним и тем же количеством слогов на выдохе) на скорости комфортной для ребенка (режим с разбивкой и подчеркиванием). Когда ребенок осваивает проговаривание на комфортной скорости, учу его говорить на более высоких скоростях. Постепенно я подвожу ребенка к проговариванию стихов и прозы, увеличивая сложность текстов и увеличивая скорость говорения до необходимого уровня.
И на последнем этапе работы по мультимедийному приложению я учу ребенка проговаривать тексты без индикации и речевой разбивки.
Для контроля за плавностью речи ребенка я использую функцию «Запись», которая помогает мне, сохраняя записанные файлы на компьютере, сравнивать речь ребенка в начале курса занятий и в конце. А ребенку эта запись даёт дополнительнуюмотивацию и повышает интерес к обучению и формированию плавности речи.
Таким образом, использование речевых IT-технологий в коррекции речи у детей с ДЦП и НОДА со сложной структурой дефекта улучшает качество и объем оказываемой логопедической помощи.
Вид представления доклада | Публикация |
Уровень | Дополнительное образование детей |