Обществознание 8 класс
- Задания для работы с текстом
- 2. Тест "Развитие общества"
- текст "Личность и общество"
- Вопросы к зачету "Личность и общество"
- Вопросы к зачету "Сфера духовной культуры"
- Схема "Система образования"
- Рабочий лист "Наука"
- Понятия к теме "Духовная жизнь общества"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Текст обществознание | 18.68 КБ |
Тест "Развитие общества" | 22.81 КБ |
Личность и общество Текст -вар.1,2 | 18.34 КБ |
Вопросы часть С "Личность и общество" | 133.37 КБ |
Вопросы к зачету "Сфера духовной культуры" | 137.2 КБ |
Рабочий лист "Наука" | 43.57 КБ |
Понятия к зачету "Духовная жизнь" | 14.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Прочитайте текст и выполните задания 1—3.
Сегодня имеются вполне объективные теоретические концепции, достоверно описывающие те или иные стороны развития общества. В середине XX века наиболее популярной теоретической концепцией стала теория модернизации.
По определению одного из создателей этой теории, модернизация — это процесс адаптации традиционного общества к новым условиям, порождённым научно-технической революцией.
В интеллектуальной сфере модернизация — это прежде всего научная революция. В политической сфере модернизация несёт с собой централизацию, усиление регулирующей роли государства, установление непосредственной связи между государством и обществом. В экономической сфере научно-техническая революция приводит к механизации производства и к резкому ускорению промышленного роста, к специализации и к развитию торговли. В социальной сфере отмечаются переход основной массы населения из сельскохозяйственной сферы в промышленную, тенденции к относительному выравниванию уровня доходов, эмансипации женщин, к всеобщей грамотности, к распаду больших семей, уменьшению смертности в связи с развитием медицины.
(С. Нефёдов)
- Составьте план текста. Для этого выделите смысловые фрагменты и озаглавьте каждый из них.
- Какие сферы общественной жизни называет автор? Назовите четыре сферы.
- Как автор определяет понятие «модернизация»? Какой тип общества является результатом описанной модернизации?
Прочитайте текст и выполните задания 1—3.
Теория модернизации утверждает, что традиционное общество должно смениться современным обществом (капитализмом). Само по себе интенсивное изучение процессов перехода от традиционного общества к современному показало колоссальные масштабы происходивших перемен.
Так, оно показало, что история традиционного общества и история современности имеют очень мало общего, что устройство общества и его функционирование напрямую зависят от техники и технологий, что перемены в технологиях сразу же отражаются на общественной структуре. Отсюда непосредственно следовал вывод, что в условиях происходящих в мире непрерывных и подчас неожиданных технических перемен социальные процессы приобретают непредсказуемый характер и споры о будущем обществе теряют всякий смысл.
В ходе развития теории модернизации была доказана роль технологий в формировании общественных систем не только современности, но и традиционного общества. В этом контексте вопрос о распространении различных общественных систем, очевидно, сводился к проблеме распространения технических инноваций.
(С. Нефёдов, текст адаптирован)
- Составьте план текста. Для этого выделите смысловые фрагменты и озаглавьте каждый из них.
- Какие типы общества названы в тексте? Назовите два типа общества.
- Какой фактор изменения общества выделяют авторы теории модернизации? Почему этот фактор универсален для всех типов общества?
Предварительный просмотр:
ТЕСТ 3 РАЗВИТИЕ ОБЩЕСТВА
ЧАСТЬ 1
- Радикальное, коренное, глубокое, качественное изменение, скачок в развитии природы, общества или познания, открытый разрыв с предыдущим состоянием
- Регресс 3) революция
- Прогресс 4) эволюция
- Термин «научная революция» был введен
- Томасом Куном
- Николаем Коперником
- Галилео Галилеем
- Альбертом Эйнштейном
- Процесс постепенного изменения, развития природы и общества
- Регресс 3) революция
- Прогресс 4) эволюция
- Изменение какой-либо части системы без затрагивания существующих основ
- Реформа 3) революция
- Прогресс 4) эволюция
- В предложенном списке государственным реформатором можно назвать
- Перта Столыпина
- Анну Иоанновну
- Ореста Кипренского
- Илью Мечникова
- Переход человеческих общин от примитивной экономики охотников и собирателей к сельскому хозяйству, основанному на земледелии и/или животноводстве
- Промышленная революция
- Неолитическая революция
- Культурная революция
- Научно-техническая революция
- Переход от преимущественно аграрной экономики к индустриальному производству, в результате которого происходит трансформация аграрного общества в индустриальное, называется
- Промышленной революцией
- Аграрной революцией
- Культурной революцией
- Научно-технической революцией
- Переход от менее совершенных форм организации человеческой деятельности к более совершенным, называется
- Общественным регрессом
- Общественным прогрессом
- Революцией
- Реформой
- Начало промышленной революции связывают с изобретением
- Эффективного парового двигателя
- Ядерной энергии
- Компьютера
- электричества
- Процесс всемирной экономической, политической и культурной интеграции и унификации
- Идентификация 3) глобализация
- Персонализация 4) монополизация
ЧАСТЬ 2
- Прочтите приведённый ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.
(1) Появление термина «глобализация» связывают с именем американского социолога Р. Робертсона, который в 1985 году дал толкование данному понятию.
(2) Центральной идеей, лежащей в основе глобализации, считается то, что многие проблемы невозможно адекватно оценить и изучить на уровне национального государства, их необходимо формулировать только с точки зрения глобальных процессов.
(3) Некоторые исследователи предсказывают, что глобальные силы (транснациональные компании и другие) станут настолько сильными, что поставят под вопрос дальнейшее существование отдельных национальных государств.
(4) Сторонники глобализации возлагают на неё огромные надежды как на панацею от различных перекосов экономики, а другие — антиглобалисты — ненавидят и всячески ругают всё, что связано с ней.
Определите, какие положения текста
А) отражают факты
Б) выражают мнения
Запишите под номером положения букву, обозначающую характер этого положения
- Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, характеризуют понятие «глобализация». Транснациональные корпорации, национализация, информационное пространство, интеграция, унификация. Найдите и укажите термин, относящийся к другому понятию.
- Вставьте пропущенное понятие: «Согласно марксизму, решающую роль в обновлении общества играют __________ ».
- Прочтите приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов.
«Для определения уровня прогрессивности какого-либо (1) социология использует два основных
критерия: уровень производительности (2) и степень (3) личности в обществе. Первый
отражает, прежде всего, состояние экономической сферы жизни общества, которая, как известно, оказывает прямое воздействие на все остальные сферы общественной жизни. При этом учитывается не только физический, но и интеллектуальный труд, труд в сфере социального обеспечения и обслуживания и др. Второй критерий (4) уровень свободы личности — является показателем уровня развития социально-политических средств, помогающих обеспечить (5) всех членов общества в свободе и (6)».
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.
- общество Д) потребность
Б) прогресс Е) природа
- свобода Ж) Ответственность
Г) труд
В данной ниже таблице указаны номера пропусков. Запишите под каждым номером букву, соответствующую выбранному вами слову.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Предварительный просмотр:
ЛИЧНОСТЬ И ОБЩЕСТВО
Вариант 1
Что такое общество? На этот вопрос даются самые разные ответы. Например, «человеческое общество есть реальная совокупность людей». Но это не есть определение общества, ибо оно не несёт никакой научной и теоретической нагрузки, не раскрывает сущность общества. Совокупностями людей могут быть любые группы людей: студенческие, рабочие, профессиональные, спортивные, политические и т. д. и т. п. Но совершенно ясно, что их нельзя назвать обществами в научном смысле слова.
Некоторые исследователи понятие общества применяют к животному и растительному миру. На мой взгляд, это ошибочное утверждение. Распространение понятия общества на растительный и животный мир может привести к исчезновению качественной разницы между человеком и органическим миром. А это абсолютно недопустимо, если хотим адекватно отражать реальную действительность. Нет общества без сознательной деятельности людей. Ни в растительном, ни в животном мире нет такой сознательной деятельности.
Общество возникло на определённом этапе эволюции природы. В его основе лежит труд, который носит коллективный, т. е. общественный, характер. В процессе совместного производства ценностей люди не могут не взаимодействовать, не могут не вступать в определённые производственные отношения (первобытный человек не мог охотиться в одиночку, нельзя производить в одиночку и современную сложнейшую технику).
В процессе совместной деятельности людей складываются определённые материальные и духовные отношения, без которых ни одно общество не может существовать. Поэтому общество еще можно определить как совокупность материальных и духовных отношений. Конечно, данные отношения меняются на протяжении всего исторического процесса.
- Составьте план текста. Для этого выделите смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них
- Какие определения понятия «общество» приводит автор? Назовите три определения
- Автор считает ошибочным мнение о том, что растительный и животный мир можно считать обществом. С опорой на текст приведите три причины ошибочности такого подхода.
- Назовите общее понятие для материальных и духовных отношений. С опорой на текст и знания обществознания проиллюстрируйте конкретными примерами материальные и духовные отношения.
Вариант 2
Определяющими факторами развития личности (её существенным основанием) являются не её природные качества (например, тот или иной тип высшей нервной деятельности), а качества социально значимые — взгляды, способности, потребности, интересы, моральные убеждения.
Понятие «личность» знаменует собой факт наиболее полного выделения человека из природы. В качестве личности человек относится к природе не как тело природы, а через призму социальных установок. Подчёркивается, что «индивидом рождаются, а личностью становятся». Появляясь на свет как индивид, человек «постепенно обретает особое социальное качество, становится личностью». Индивид с момента рождения постепенно включается в исторически сложившуюся систему общественных отношений, которую он застаёт уже готовой.
Дальнейшее развитие человека в обществе создаёт такое переплетение отношений, которое формирует его как личность. Происходит неизбежный, но довольно разный для каждого человека процесс социализации. В наиболее общем виде понятие социализации есть процесс объединения элементов социальной среды с индивидуальными началами личности с целью формирования у неё социальных и духовных качеств, способствующих её адаптации в обществе, с одной стороны, и воспроизводства личностью социальной среды — с другой.
- Составьте план текста. Для этого выделите смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них
- Какие факторы формирования личности называет автор?
- Какое определение социализации дано в тексте? С опорой на знания обществоведческого курса назовите два любых агента социализации.
- Используя знания из обществоведческого курса, приведите три примера малых групп, которые в наибольшей степени влияют на социализацию подростка.
Предварительный просмотр:
Рабочий лист «НАУКА В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ»
- Запишите слово, пропущенное в таблице
Сфера культуры | Характеристика |
Наука | Получение, обоснование и систематизация объективных знаний о мире |
Целенаправленный процесс обучения и воспитания |
- Составьте кластер на тему «Образование в Российской Федерации»
- Отличительной чертой науки является
- Воздействие на чувства людей
- Обращение к сверхъестественным силам
- Стремление к достижению истины
- Опора на обыденный опыт
- К гуманитарным наукам относится
- История
- Физика
- Биология
- Химия
- К техническим наукам можно отнести
- Этнологию
- Геологию
- Математику
- Кибернетику
- Верны ли следующие определения понятия «наука»?
- Наука – это область человеческой деятельности, вырабатывающая объективные знания о мире.
- Наука – это наблюдение, классификация, описание, экспериментальные исследования и теоретическое объяснение естественных явления
- Верно только А
- Верно только Б
- Верны оба суждения
- Оба суждения неверны
- Особый вид деятельности человека, система исследований, направленных на получение новых знаний
- Наука
- Образование
- Культура
- Искусство
- Что из перечисленного не является методом научного познания?
- Наблюдение
- Эксперимент
- Выдвижение гипотезы
- Факт
- Одним из признаков научного знания является
- Доказательность
- Примерность
- Использование методов
- сложность
- Какое слово пропущено?
«Сила науки в ее обобщениях, в том, что за случайным, хаотичным она находит и исследует объективные _________________________________, без знания которых невозможна осознанная, целенаправленная практическая деятельность»
- Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного, характеризуют понятие «наука»
Познание, эксперимент, традиция, анализ, патент
Найдите и укажите термин, относящийся к другому понятию
- Прочтите приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов.
Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
Коренные изменения в системе научных знаний в XX веке превратили ________________(1) в непосредственную производительную силу общества. Произошло коренное, качественное преобразование _________________(2) и сельского хозяйства. Определяющими направлениями ________________________ (3) оказываются знания и информация. Научные разработки становятся главной движущей силой __________________(4).
Наиболее ценными качествами являются уровень ______________(5), профессионализм, обучаемость и способность работника к творчеству в своей деятельности.
В мире возрастают требования к уровню образования и квалификации, в геометрической прогрессии возрастает использование компьютерной техники в __________________(6).
Обратите внимание на то, что в списке больше слов, чем вам потребуется
- Наука
- Промышленность
- Политика
- Экономика
- Производство
- Образование
- Прогресс
- К каким областям научного знания относятся изучаемые в школе предметы?
Область научного знания | Школьные предметы ( по 3 предмета) |
Гуманитарные науки | |
Естественные науки | |
Технические науки |
- Методы научного познания:
- ________________
- ________________
- ________________
- ________________
- ________________
- В систему научного знания входят:
- ________________
- ________________
- ________________
- ________________
- Особенность науки заключается в использовании __________________________________________ .