Конспект НОД по развитию речи "Этот жужжащий звук "ж"

Москалева Лариса Витальевна

конспект по развитиюзвуковой культуры речи для детей средней группы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД по развитию речи в средней группе.

Тема: «Этот жужжащий звук «Ж».

Цель: познакомить детей со звуком «ж».

Задачи:

Учить выделять на слух и правильно произносить звук «ж», изолированный, в словах и фразах.

Упражнять детей в определении наличия звука в слове; закрепить правильное произношение звука «ш» в словах.

Развивать фонематический слух, общую и мелкую моторику рук, умение передавать разнообразные интонации (высота, сила голоса), развивать  зрительное и слуховое внимание, память.

Воспитывать умение слушать собеседника не перебивая.

Материал: кукла Буратино, картинки: еж, жук, жираф, ножницы, лыжи, флажок, ножик, гриб, шар, белка, шарф.

Индивидуальная работа: с Женей К. на развитие слухового внимания.

Ход занятия:

Воспитатель.  Дети, в гости к нам пришел Буратино. Вспомните и покажите ему, как шипит сердитый гусь.

Дети.  Ш-ш-ш.

Игра «Кто внимательный?».

Воспитатель. Сейчас я буду говорить слова. Если в слове есть песенка сердитого гуся – звук «ш», хлопните в ладоши, если нет –  не хлопайте.

Слова:  школа, шуба, кино, шоколад, шкаф, пальто, корова, машина,  кошка, вода, душ, лодка, мошка, сушка, буфет.

Буратино. Отгадайте загадки:        Жу-жу-жу, жу-жу-жу,

                                                            Я на ветке сижу,

                                                            Я на ветке сижу

                                                            И звук «Ж» твержу.    (Жук).

Не портной, а всю жизнь с иголками ходит.  ( Ежик).

Буратино.   Послушайте рассказ.

Жил маленький ежик.  Он любил гулять. Однажды, когда ежик собирал цветы на лужайке, он увидел,  как с ромашки слетел большой жук и зажужжал: «ж-ж-ж». Ежик засмотрелся на жука и не сорвал ромашку.

Воспитатель. Как зажужжал жук?

Дети. Ж-ж-ж.

Воспитатель. Песенка большого жука – звук «ж» - поется так же, как песенка сердитого гуся – звук «ш», только звонко, с голосом.

Буратино. Какой звук слышится в словах жук и ежик?

Пальчиковая гимнастика. Правая рука сжата в кулачок, указательный палец вытянут вперед (жук). Левая ладошка раскрыта (листик). Жук летит – дети производят вращательные движения указательным пальцем и жужжат. Затем кладут палец на ладошку (жук отдыхает). Выполнить движения и другой рукой.                                        

Буратино. Я хочу  с вами поиграть в игру «Закончи фразу».

Солнце светит ярко,

Бегемоту стало … (жарко).              С. Маршак.

А рядом бегемотики

Схватились за … (животики).

А слониха, вся дрожа,

Так и села на … (ежа).                        К. Чуковский.

Как на тоненький ледок

Выпал беленький …(снежок).

Физкультминутка.

Давайте вместе поиграем. Вы будете маленькими жуками. День - маленькие жуки полетели. Как они будут жужжать?  (Тихо). Ночь – присели на корточки. А теперь вы большие жуки. День - большие жуки тоже полетели и зажужжали (громко). Ночь – присели на корточки.

Чистоговорки.

Воспитатель показывает картинку ежа с  грибом и произносит:

Жа-жа-жа – мы видели ежа.

Жу-жу-жу – мы грибок дадим ежу.

Жи-жи-жи – где грибы берут ежи?

Воспитатель просит детей повторить их громко. Тихо.

Заучивание стихотворения. Буратино предлагает послушать стихотворение:

Есть иголки у ежа,

Клюв и крылья у чижа.

Молоко дадим ежу,

Крошки вкусные – чижу.

- У кого есть иголки? ( Есть иголки у  ежа).

- У кого есть клюв и крылья? (Клюв и крылья у чижа).

- Кому дадим молока? ( Молока дадим ежу).

- Кому дадим вкусные крошки?  (Крошки вкусные – чижу).

Прочитать стихотворение еще раз с установкой на запоминание.

Воспитатель. У ели тоже есть иголки. Послушайте, что написал о ели и еже С. Маршак:                 Ель на ежика похожа:

                                 Еж в иголках, елка тоже.

Буратино проводит игру «Громко – шепотом».  

Дети повторяют стихи медленно и быстро, громко и шепотом.

Воспитатель. Буратино очень понравилось, как вы занимались, он принес картинки, вам надо найти предметы, в названиях которых есть звук «ж». Дети называют слово и интонационно выделяют в  нем этот звук.

Буратино прощается.

Итог занятия: С каким звуком вы сегодня познакомились? Что было труднее всего? Что понравилось?  Кто может похвалить себя?