Методическая копилка
здесь можно найти конспекты занятий и сценарии мероприятий, разработанных автором
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект занятия по истории государства Российского №1,2 | 17.61 КБ |
Конспект занятия о князе Святославе | 13.03 КБ |
Занятие №4 | 14.94 КБ |
занятие №5 | 13.9 КБ |
Занятие №6 | 15.54 КБ |
Продолжение занятий по истории | 21.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие №1
Тема: «Образование Киевской Руси и правление князя Олега ».
Цель: Дать детям элементарные знания о начале Руси.
Развивать мыслительную деятельность, память.
Воспитывать желание знать о далёком прошлом России. Словарь: Киевская Русь, князь, дружина.
Ход занятия
- Знаете ли вы, ребята, как называется наша страна? ( Россия.)
А хотите узнать, как образовалась Россия? Ведь не всегда она была такой, как сейчас.
- Да, хотим.
-Тогда садитесь поудобнее и слушайте.
В давние, давние времена, когда одни народы нападали на другие народы, когда шли войны и захват чужих земель, нашими русскими землями правили чужестранцы (из чужих стран). Но русским князьям это не нравилось. И решили они выбрать своего правителя. Новгородские словены призвали на княжение варяжского (норманнского) князя Рюрика
Долго он правил княжеством. Потом его сменил такой же умный и смелый князь Олег. Он стал великим князем. Стал он собирать дружину (как сейчас солдат). Все дружинники были сильные и смелые. Смелым и бесстрашным был князь Олег и его дружина. Пошла весть о них во все концы. Стали соседи бояться их. А Олег всё больше и больше завоёвывал земель. И стало княжество называться Киевская Русь (показ иллюстраций Киевской Руси). И сказал Олег: «Да будет Киев матерью городов российских».
Очень часто на Киевскую Русь нападали кочевники (люди, которые всё время переезжали с места на место - кочевали). Они хорошо ездили верхом на лошадях. Основным оружием у них были лук и стрелы (показ иллюстраций). Они быстро мчались на своих резвых лошадях, приезжали на русские селения, убивали, забирали в плен, жгли дома и так же быстро исчезали. Никто не знал, где они живут. Большой вред они наносили русской земле. Чтобы защититься от набегов кочевников, Олег приказал селения и города укреплять. Постепенно селения превращались в города, где люди занимались разными ремёслами: шили, делали из глины посуду, выделывали шкуры и мн. др. Занимались торговлей. Денег у них не было, они обменивались товарами. Люди говорили на одном языке - древнерусском. Стали они называть себя русичами, а свою землю - русской землёй. Поклонялись они идолам (высоким фигурам из дерева). И вера у них называлась языческой. После рассказа беседую с детьми. Выявляю, как запомнили они услышанное, что им было интересно в рассказе. Не утомились ли. В свободной беседе повторяем мой рассказ.
древнейшая русская летопись «Повесть временных лет» содержит рассказ летописца о
Занятие №2
Тема: «Правление на Руси князей Игоря, Святослава». Цель: Продолжать знакомить детей с историей древней Руси.
Формировать представление детей о жизни людей разных слоев.
Воспитывать интерес к прошлому России.
Словарь: Бояре, простые люди, дань.
Материал: Карта, слайды с изображением одежды того времени
Ход занятия
- Помните, дети, мы с вами встречались в прошлый раз. Я вам рассказывала об образовании Киевской Руси. Мы говорили с вами о смелом и храбром князе. Как его звали?
Дети: Олег. (показ слайда с изображением князя Олега)
Воспитатель: А чем он прославился?
Дети: Он завоевал другие земли и образовал Киевскую Русь. Если дети испытывают затруднения в ответах, сама напоминаю им. Как назывался главный город? (Киев).
А теперь я предлагаю вам послушать мой рассказ дальше. Итак, отправляемся в путешествие в Киевскую Русь (показываю иллюстрации, место на карте). Правил Олег страной хорошо, хотел, чтобы она сильной была, чтобы кочевники и печенеги не смогли нападать на нашу Русь. Стал он укреплять города, селения. Труднее стало кочевникам нападать на нашу страну. Самыми большими городами стали Киев и Новгород (нынче Новгород). Но вскоре состарился Олег и умер. Смерть его была загадочной. Один странник нагадал ему, что умрёт он от своего коня. Олег тут же отправил своего любимого коня на покой, а себе взял другого. Вскоре конь умер, а Олег уже старым стариком пришёл к месту, где лежал конь и посмеялся над предсказанием странника. Вот послушайте, как написал летописец о смерти князя Олега (читаю отрывок «Песнь о вещем Олеге»).
* После смерти Олега начал править страной князь Игорь. На севере жили люди, которые назывались древлянами. Захотели они покорить Киев, подумали, раз князь Олег умер, то князь Игорь не сможет защитить страну. Но князь Игорь доказал, что он умеет тоже воевать не хуже князя Олега. Враги смирились и не стали нападать на Киевскую Русь. Печенеги тоже договорились с князем Игорем, что не будут воевать с Русью.(показ слайда с изображением князя Игоря). Киев стал торговым городом. Со всех земель приезжали и приплывали торговцы-купцы с разными товарами. Но не все люди могли купить эти товары. Были и богатые-бояре, купцы (иллюстраций) и бедные - простые люди (показ иллюстраций). Одни жили очень хорошо, а другим и на хлеб иногда не хватало. Откуда богатые брали богатства? Их одевали и кормили те же бедные люди. Княжеская дружина ездила по городам и селениям и собирала дань с населения (шкуры, мёд, зерно, воск, сало и другие продукты). Князь Игорь и его дружина были очень жадными, им всё было мало и мало.
Однажды князь Игорь и его дружина отправились к древлянам (показ на карте на север - князь покорил эти земли раньше). Он начал собирать дань и слишком много захотел взять с них всего. Древляне разозлились на князя и его дружину и убили их. Всех их закопали в землю.
Жена Игоря - Ольга, стала править страной после его смерти.
Она была мудрой правительницей.
(показ слайда с изображением княгини Ольги). Решила она отомстить древлянам за князя. Притворилась, что согласна выйти замуж за князя древлян - Мала.
Заманила князя и его дружину в Киев и с помощью своей дружины всех
их убила. Затем собрала большое войско и усмирила древлян. Она правила
страною честно и справедливо, верила в бога. Её любили и простые люди,
и богатые. Одни звали её Хитрою, другие — святою, третьи — мудрою. Во
время правления Ольги страна стала известна во всех других странах.
Интересно было вам слушать? Очень хорошо.
С какими же князьями мы с вами уже познакомились?
(дети перечисляют князей, их достоинства, высказывания детей сопровождаю показом слайдов).
На следующей встрече я познакомлю вас с другим правителем Руси - князем
Святославом.
Предварительный просмотр:
Занятие №3
Тема: «Великий князь Святослав».
Цель: Продолжить знакомство детей с развитием государства Российского.
Дать представление о правлении Святослава.
Воспитывать гордость за русских людей. Словарь: Войлок, шатры.
Ход занятия
Воспитатель: Давайте вспомним с вами, о ком я рассказывала вам на прошлом занятии. Если дети затрудняются - даю наводящие вопросы: Кого звали Мудрой, хитрой, святой? За что любили люди княгиню Ольгу?
Дети: За её доброту и честность.
Воспитатель: А почему не любили князя Игоря?
Дети: Он был жадный, собирал большую дань с людей.
Воспитатель: А вам кто больше понравился и за что?
Дети: Олег - за храбрость, Ольга - за доброту.
Воспитатель: Хорошо. А теперь приготовьтесь слушать о том, что же произошло дальше. Когда подрос сын Олега, Святослав, то он стал править страной. Княгиня Ольга давала добрые советы своему сыну. Он её слушал. Часто Ольга и продолжала так править страной, а Святослав занимался войнами. Он очень был храбрым и смелым. Он всегда первым бросался в опасные места, никогда не нападал на врага неожиданно, а посылал воина наперёд сказать: «Иду на вас» (что означает, готовьтесь к бою). Он был крепким закалённым, не боялся никакой погоды, спал на земле, даже без палатки, на войлочной подстилке (это коврик из овечьей шерсти), ел мясо диких зверей, пил простую воду. Он побеждал во всех сражениях, не знал поражений. Покорил новые земли (показ на карте). Видите, какой была сначала Киевская Русь, и какой стала во время правления Святослава. Каждый князь присоединял понемногу других земель и Русь росла. Но однажды князю не повезло и его вместе с войском разбили греки, они не хотели, чтобы грозный и могучий князь был их соседом. Храбро сражались воины князя Святослава и сам Святослав. Грустно ему стало, зато весело было греческому князю.
Святослав со своим войском поплыл назад в Киев. Но на пути к Киеву на них напали печенеги. Они добили войско Святослава и убили самого князя. Лишь воевода Свенельд и малая кучка воинов спаслись от гибели. Они - то и рассказали киевлянам о гибели смелого князя.
Воспитатель: Итак, князь Святослав был прекрасным воином. Он присоединил к Руси много земель. И было у него три сына: Ярополк, Олег и Владимир. После смерти Святослава они стали править страной. Что из этого вышло, вы узнаете на следующем занятии. А теперь можно подойти ближе и рассмотреть изображение князей на слайдах.
Предварительный просмотр:
Занятие №4
Тема: «Правление великого князя Владимира».
Цель: Познакомить детей с приходом на Русь новой веры - христианской.
Учить детей связно выражать свои мысли в речи.
Воспитывать желание быть похожими на положительных героев. Словарь: Христианство, казна.
Материал: слайды, карта.
Ход занятия
Воспитатель: Давайте мы с вами вспомним о последнем правителе, Святославе. Вспомните, за что любил его народ?
Дети: За храбрость, простоту.
Воспитатель: Он умер сам или его убили?
Дети: Убили печенеги.
Воспитатель: Сколько у него было сыновей?
Дети: Три.
Воспитатель: Я их сейчас всех назову это: Ярополк, Олег и Владимир.(показ слайдов). Я на прошлом занятии сказала, что они стали править страной. А когда правят страной много князей, толку от этого мало. Вот я расскажу вам, как правили эти князья после смерти Святослава. Остались три сына править страной. Ярополк остался князем в Киеве (показ на карте), Олег - у древлян на севере (показ на карте по реке Оке) и Владимир - в Новгороде. Каждый князь хотел править всей Русью. Они ссорились, нападали друг на друга. Злые бояре натравили их друг на друга. И вот что получилось. Князь Владимир победил своих братьев Олега и Ярополка, убив их, стал сам править страной.
Раньше, до князя Владимира, вера была языческой, и поклонялись люди кому?
Дети: Идолам, сделанным из дерева.
Воспитатель: Кто покажет на иллюстрации, где изображены идолы? (показ). Иногда люди требовали, чтобы идолам подносились жертвы не только животных, но и людей. Кому же охота отдавать сына или дочь, сестру или брата на смерть. Многим такая вера не нравилась. А у соседей (показ на карте) греки, евреи - у них была христианская вера. Греки больше всех хвалили христианскую веру. И князь Владимир решил принять христианскую веру, да к тому же и жену себе выбрал христианку. Всех русских он насильно крестил, идолов приказал сжечь. Князь приказал строить красивые храмы, в церквях стали учить богатых людей грамоте. Народ крепко любил князя Владимира. А враги -печенеги опять хотели покорить Русь. Один раз, когда печенеги решили идти на Русь, кликнули сначала клич: выставить для поединка богатырей. Если победит русский - печенеги три года не будут нападать на Русь, а если победит печенег, то они будут грабить три года русские селения. Князь собрал воевод, чтобы кликнули клич и нашли богатыря. Но никто не откликнулся. Опечалился князь. Но тут подходит к нему старик и говорит: «Князь, я привёл на поле боя четверых сыновей, а вот пятый ещё есть — он дома сидит, его никто в нашей деревне не может победить, разреши ему состязаться с печенегом». Князь обрадовался и приказал привести юношу.
Он был коренастый и сильный, а печенег был огромного роста, свирепый. Вышли на поле, посмотрел печенег на русского и громко расхохотался. Но русский так сдавил руками печенега, что тот сразу и умер. Печенеги в страхе разбежались, и русская дружина прогнала их далеко от своих границ.
Князь хорошо относился как к богатым, так и к бедным. Поэтому, все его любили и ласково называли «Красно солнышко»- всех обогревает. У него было двенадцать сыновей и один племянник Святополк. Ещё когда он был жив, разделил между сыновьями и племянником города. И опять они начали ссориться за власть, кто главней, кому подчиняться. А подчиняться не хотелось никому. Не слушали они наказы князя Владимира. Больше всех любил князь Владимир своего сына Бориса. Он был добрым, справедливым. Но он был после смерти князя Владимира далеко от Киева и не смог приехать быстро. А Святополк был в Киеве и провозгласил себя великим князем. Но он боялся других детей князя Владимира, и поэтому решил хитростью заманить их
по одному в Киев и расправиться с ними. Так он убил трёх братьев, а вот Ярослава, который сидел в Новгороде не смог победить. Весь народ встал на защиту Ярослава и победил Святополка. Тот бежал из Киева и умер в пустыне.
Стали его в народе звать окаянным, за его злодеяния. А Ярослав ещё долго правил страной, воевал. Он написал также Законы - русскую правду. Он тоже, как и Владимир строил училища, церкви. И его прозвали мудрым, так о нём и в летописях пишут.(показ слайда с изображением Ярослава Мудрого). Вот и весь мой рассказ.
Видите, как много мы уже с вами узнали об истории нашей родины.
Вам нравится слушать мои рассказы?
Кто в этом рассказе вам больше всех понравился, за что?
Кто в Руси ввёл христианскую веру? Лучше она или хуже языческой?
Я считаю, что лучше - языческая вера очень жестокая. Помните, жертвы
приносились в языческой вере, а в христианской нет. Сейчас в России тоже
христианская вера, благодаря князю Владимиру.
Предварительный просмотр:
Занятие №5
Тема: «И пошёл войной брат на брата».
Цель: Познакомить детей с тем, как быстро сменялась власть.
Дать знания о том, как важно жить дружно, и что получается из того, когда нет согласия между братьями.
Учить на примере ссор князей жить дружно, помогать в беде своим близким и друзьям.
Словарь: дворцы, законы.
Материал: Карта, иллюстрации, слайды
Ход занятия
Воспитатель: Дети, давайте вспомним, сколько было у князя Владимира сыновей?
Дети: 12.
Воспитатель Кто же стал править страной?
Дети: Ярослав.
Воспитатель: Как его прозвали в народе?
Дети: Мудрый.
Воспитатель: За что?
Дети: Он написал законы (если затрудняются дети, вспоминаю сама).
Воспитатель: У Ярослава остался в живых ещё один брат Мстислав. Как вы думаете, Мстислав хотел править страной?
Дети: Конечно, хотел, кто откажется от власти.
Воспитатель: И что он сделал?
(Заставляю детей самим сделать вывод о борьбе за власть силовым путём). Ну, что делали братья после смерти Владимира?
Дети: Воевали.
Воспитатель: Вот и Мстислав решил пойти на Ярослава войной. Но они были оба храбрые и сильные, и не было победителя. Тогда Мстислав и говорит: «Хватит нам с тобой кровь лить, давай разделим Русь пополам. Ты будешь в Киеве (показ по карте), а я в Чернигове (показ), а река Днепр будет нам границей». Так и решили. Но вскоре князь Мстислав умер от болезни и Ярослав сделался государем Российским. Он был умным, справедливым, богобоязным (любил и верил в бога).
Он велел переводить книги с греческого языка на русский, заводил училища в городах своих, вызывал иностранных художников для того, чтобы они украшали церкви и дворцы киевские (показ иллюстраций). Слава о Ярославле распространилась далеко, в дальние страны. Государи других стран стремились дружить с князем, короли женились на дочерях Ярослава. Ярослав правил страной один. Как вы думаете, лучше править одному или многим князьям?
Дети: Одному.
Воспитатель: А почему?
Дети: Так они воюют между собой и не приносят пользы.
Воспитатель: И было у Ярослава пять сыновей. Когда Ярослав умер, стали сыновья опять воевать за власть, стали опять проливать русскую кровь. Это очень плохо, когда брат убивает брата. Правда? Три брата погибли от рук своих же братьев, а двоих остальных убили племянники. Как это жестоко. Ссоры князей не приносили русской земле ничего хорошего. Половцы и печенеги, видя, что в стране идёт война, обнаглели и снова начали нападать на Русь. Вы заметили, как только правит один князь, так враги боятся нападать, как правят много князей, так враг не боится их. Вот это-то и плохо. Половцы и печенеги стали убивать, жечь, грабить страну. Никто не смог их победить. Но когда они подошли к Чернигову (показ) им дал отпор молодой князь Владимир Мономах. Это был смелый воин, он очень любил Родину и не хотел, чтобы его грабили враги. Он прогнал печенегов с русской земли. Но об этом смелом князе мы поговорим на следующем занятии, а пока давайте вспомним, о чём и о ком мы говорили с вами сегодня. Как звали князя, который издал Законы? -Ярослав Мудрый.
-Кто нападал на Русь после смерти князя Ярослава?
-Почему они нападали?
-Что случилось с сыновьями князя?
Почему бывает плохо и стране и людям от войн между братьями? Нужно жить в мире, не убивать никого, правда?
Предварительный просмотр:
Занятие №6
Тема: «Великий князь Владимир Мономах».
Цель: «Дать детям представление о правлении Владимира Мономаха, воспитывать у детей нравственные качества на примере деятельности князя: любовь к людям, своему Отечеству, доброта».
Словарь: мужество, поучения, лишения.
Материал: карта, иллюстрации, слайды
Ход занятия
Воспитатель: Дети, мы с вами уже много знаем о прошлом нашей Родины. И кто начал править на Киевской Руси, кто правил хорошо, кто плохо, кого-то мы уже успели полюбить.
Я хочу, чтобы вы сейчас мне рассказали немного о том, что мы уже знаем. Дети по желанию рассказывают о любом князе, его правлении, делают самостоятельные выводы, суждения о том или ином правителе, в помощь им служат иллюстрации.
Воспитатель: Я очень рада, что вы столько много уже знаете о прошлом нашей страны. Это очень хорошо, когда люди хотят знать и помнить историю нашей Родины, любить её и беречь, прославлять. Быть может, когда вы вырастете большими, тот станете учёными или космонавтами, героями и о вас тоже напишут в книге истории.
А пока я предлагаю вам рассказ о великом князе Владимире Мономахе. Вы,
наверное, заметили, что я всё время говорю великий, это потому, что не о
каждом правителе говорят, что он великий. Не о каждом правителе пишут
добрые и хорошие слова. А лишь о тех, кто этого заслужил.
Итак, мы с вами очутились на Руси во время правления князя Владимира
Мономаха, посмотрите, какой он величественный и мудрый (показываю
Слайд с изображением князя Владимира Мономаха)).
Но сначала он был таким же маленьким мальчиком как и вы. С раннего детства его приучили переносить лишения (холод, голод, разные неудобства). Когда ему исполнилось 8 лет, его посадили на коня. С тех пор он стал считаться воином. Он мог охотиться на дикого зверя, участвовать в военных походах. Вся жизнь его прошла на коне. Князь был очень умным и грамотным: много читал и сам писал. Он написал «Летопись своей жизни», «Поучение» (завещание своим детям), «Письмо князю Олегу». Посмотрите, как художник изобразил князя, пишущим своё завещание детям (книга «Летопись временных лет»). А хотите узнать, что в той летописи написано? (читаю отрывок).
Имя князя Владимира Мономаха гремело во всём мире, соседние страны трепетали перед могущественным соседом.
И было у князя 10 детей (сыновей). В конце своей жизни собрал он их и зачитал завещание. Послушайте и вы это завещание (читаю медленно).
«Летопись жизни».
С 13 лет я начал трудиться в разъездах и охоте. Был и в Ростове, ходил к Смоленску. Из Смоленска попал во Владимир. Затем был я и в Польше, был и в Турове. Бился с половцами и печенегами. Усмирял Торков и берендеев. Всех походов моих было 83, а других маловажных и не упомню. Люблю охоту, в густых лесах взял я диких коней штук по нескольку, два раза буйвол метал меня на рогах, олень бодал, лось топтал ногами, медведь прокусил седло. Сколько раз я падал с лошади. Но господь хранил меня.
Завещание сыновьям.
-Приближаясь ко гробу, благодарю бога за долгие дни мои.
Рука его довела меня до глубокой старости.
Дети мои, хвалите Бога! Любите людей.
Не забывайте бедных, кормите их.
Будьте отцами сиротам.
Не давайте сильным обижать слабых.
Не убивайте ни правого, ни виноватого: жизнь и душа христианина священны.
Не оставляйте больных.
Не имейте гордости ни в уме, ни в сердце.
Бойтесь всякой лжи.
Не бойтесь смерти, будьте мужественными.Уважайте старых людей, как отцов, любите младших, как братьев. В хозяйстве всё сами смотрите, чтобы гости ни осудили дома, ни обеда вашего.
На войне будьте храбрыми, леность - мать пороков, берегитесь её. Кланяйтесь каждому человеку, когда идёте мимо.
Из этого завещания мы видим, каким умным, добрым был князь. Правда, хорошо быть добрым? И был Владимир Мономах князем великим 13 лет, прожил 73 года. Славен он был победами за русскую землю и благими нравами - так говорят древние летописцы (люди, которые описывали важные события того времени).
Без такого умного завещания мы не знали бы всей прекрасной души князя. Он не нападал на чужие государства, он был защитою, славою, утешением своего государства. Никто из древних князей не был так любим народом, как Мономах.
Вот и рассказу конец.
Воспитатель: Вспомните, что сделал для страны князь Владимир Киевский?
Дети: Ввёл христианскую веру на Руси, основал училища, хотел, чтобы люди были грамотными.
Воспитатель: А великий князь Владимир Мономах?
Дети: Он берёг русскую землю от врагов, много знал, сам писал.
Предварительный просмотр:
Викторина (Занятие №7).
Тема: «Путешествие по Древней Руси».
Цель: Закрепить полученные знания о Древней Руси.
Учить детей высказывать своё мнение об услышанном.
Воспитывать патриотические чувства на положительных примерах из жизни князей русских.
Материал: Карта Древней Руси, магнитофонная запись колоколов, иллюстрации, слайды с изображением князей.
Ход игры.
Воспитатель: Сегодня мы с вами поиграем. Игра заключается вот в чём. Я задаю вопрос, вы думаете полминуты и кто знает ответ, поднимает руку. Если ответ будет правильным, то на экране появится портрет названного князя, я даю этому ребёнку фишку, если неправильный, то ничего. Кто соберёт больше всех фишек - тот и победит. Да, ещё одно условие, отвечать только после того, как выйдет время.
Вопрос. Как звали князя после Олега?
Ответ Игорь.
Вопрос: Каким был князь Игорь?
Ответ: Смелым, но жадным и его за это убили древляне.
Вопрос: Кто отомстил за смерть князя Игоря?
Ответ: Жена - княгиня Ольга
Вопрос: Как народ называл княгиню?
Ответ: Хитрой, умной, святой, мудрой.
Вопрос: Какая вера была на Руси?
Ответ: Языческой, поклонялись идолам.
Вопрос: Кто привил христианскую веру на Руси?
Ответ: Князь Владимир.
Вопрос: Кто нападал на Русь постоянно?
Ответ: Печенеги, половцы.
Вопрос: Как вы думаете, когда на Руси правил один князь - это было хорошо или плохо и чем?
Ответ: Один правит - это хорошо, больше порядка.
Воспитатель: Кого из князей больше всех любил народ?
Ответ: Владимира Мономаха.
Воспитатель: Ну что, подведём итог нашей викторины.
Посчитайте свои фишки, я пройду и спрошу у кого больше фишек. Выявляю победителей. Дарю сувениры на память всем участникам.
Занятие №8
Тема: «Правление князя Андрея Боголюбского».
Цель: Продолжить знакомить детей с историей государства, его новым
Князем Андреем Боголюбским.
Словарь: злодеяние, смятение, заговор. Материал: карта, иллюстрации.
Ход занятия.
На прошлой встрече с вами мы играли. Я очень рада, что вам интересно слушать о прошлом нашей Родины, много вы запомнили. А сегодня я вас познакомлю с историей дальше.
После смерти Владимира Мономаха страной стали управлять его сыновьям, помните, сколько сыновей у него было? (пять).
Наверное, вы догадываетесь, что борьба за престол продолжалась. Теперь за власть ссорились сыновья князя Владимира с сыновьями князя Олега. Эти ссоры длились 100 лет и приносили одни страдания нашему народу и нашему Отечеству. Победили в этой борьбе сыновья и внуки князя Владимира Мономаха. Но и между собой они также не смогли договориться, кто будет править страной. Умнее всех оказался князь Андрей. Он заступался за обиженных князей, не давал их в обиду. Жил князь Андрей во Владимире (показ на карте) или селе Боголюбове, от того и прозвали его Боголюбский. Он Честно и справедливо правил своим княжеством. Хотел, чтобы ему подчинялись и другие князья - его братья и племянники. Князь Андрей покорил Новгород, его позвали княжить в Киев. Но ему там не нравилось. Вечные склоки, войны. Братья и бояре озлобились на него за то, что Андрей не позволял им своевольничать (т.е. делать, что хотят) и притеснять простых людей и решили они его убить. Да к тому же князь Андрей позволил своим воинам разгромить золотые ворота в Киеве, а во Владимире построил точно такие же ворота и провозгласил Владимир столицей русского государства. Всё это обернулось против него. В Киеве погублено было много народа. Часто князь Андрей в старости стал задумываться, что он виноват в гибели простых людей в Киеве, его мучила совесть, он каялся. Вскоре он отдал власть боярам, они от его имени стали грабить и унижать людей. Народ перестал верить князю. А боярам только этого и надо было. Они сделали заговор против князя и убили его. Убийцы князя разграбили казну (где хранилось золото, драгоценности). Убитого князя выбросили на огород, где он лежал никому не нужный. Верный слуга его - Козьма завернул князя в ковёр и громко плакал над ним. А в это время убийцы и грабители грабили и разоряли богатые дома, другие прятались от них.
Бог принял на небо душу набожного князя, прогневался на русскую землю, так писали летописцы.
Наконец священники решились молить бога о прощении великого злодеяния, сделанного на земле русской. Помолясь в церкви, они одели церковные одежды и с молитвами и пением пошли по улицам. Бунтовщики испугались, вспомнили о боге, успокоились. Тогда священники владимирские пришли за телом князя и повезли его через Золотые ворота в г. Владимир. Люди с плачем провожали князя. Похоронили его в церкви святой Богоматери (показ иллюстраций), когда - то им построенной. Вот так правил и погиб князь Андрей.
Он прославился тем, что очень был справедливым, бога любил, он перенёс столицу из Киева в г. Владимир.
Занятие №9
Тема: «Нашествие татар».
Цель: Познакомить детей с 300 - летним игом татаро - монгол на Русь.
Воспитывать у детей любовь к Родине, желание защитить её.
Словарь: иго, орда, хан.
Материал: карта Киевской Руси, слайды с изображением боев с татарами.
Ход занятия.
-Милые дети, когда вы слушали о нападениях половцев и печенегов на русские земли, то узнавали, сколько много несчастий и бед приносили они нашей стране и народу.
-Давайте вспомним, что делали печенеги и половцы, когда нападали на русские земли? (жгли, разоряли, угоняли в плен, убивали, грабили). Как только русские князья начинали воевать за власть, так на нас и нападали разные враги, правда? А если бы князья дружно правили страной, то она была бы сильной и могучей и никто не смог бы её победить. -Самое большое горе постигло нашу страну тогда, когда нападали на нас степные жители (показ на карте степей за Волгой) кочевники татаро -монголы. Татары и монголы были очень злыми, любили мучить своих врагов. Больше всего они любили войну, с малых лет они привыкли отлично ездить верхом. Главным у них был Чингизхан (т.е. великий хан, как у нас великий князь). Задумал он покорить весь мир и царствовать самому. Сначала они напали на наших врагов половцев и разбили их. Половцы пришли к русским за помощью, но лишь три князя вышли на татар. Но татары были хитрые, кони у них быстрые, сабли острые, налетели они на русские войска и разбили их. Кто остался жив вернулись в Киев. А татаро -монголы напали на Россию и начали убивать, грабить страну. Так продолжалось 19 лет.
Но вскоре татары вернулись к себе в степи. Нашим бы князьям взять да и объединиться против грозного врага, а они снова начали враждовать между собой за власть. 14 лет татаро - монголы не приходили в русские земли, русские люди дивились, пришли какие - то неведомые люди грабили, убивали, уводили в плен, потом исчезли неизвестно куда. Но напрасно успокоились русские. Чингизхан умирая, приказал своему внуку хану Батыю захватить все земли. Собрал Батый 600 тысяч войска и опять пришёл в русскую землю. А русские князья решили по одиночке защищаться от хана Батыя. А тот их и разгромил по одиночке. И только Новгород он не успел взять. Были у наших и смелые воины, которые сражались один с сотней татар. И хотя сами умирали в битве, но и враги не уходили от них. Это боярин Епатий Коловрат, это и жители маленького городка Козельска, это и Александр Невский, князь Георгий и другие. Новгород спасли болота и непроходимые леса. Батый не пошёл к нему. И началась над нашей страной 300 - летнее татаро - монгольское иго. Русские князья как и простой народ очень страдали от татар. Многие князья погибли, но не склонили головы перед ханом.
Но некоторые князья водили дружбу с ханом Батыем, а потом и с ханом Мамаем, угождали ему, воевали со своими князьями за власть. Но был в то время в Москве умный князь Дмитрий. Он решил вокруг себя собрать всех русских князей и выгнать татаро - монгол с русской земли. Не все поддержали его. Однажды, когда татаро - монголы недовольные на князя Дмитрия, пошли на него. И завязалась великая битва между ними. Много было пролито крови как русской, так и татаро - монгольской. Но русские войска наконец - то победили татар. Велика была радость русских. Повсюду славили князя Дмитрия. А так как битва была на реке Дон, то и прозвали его Дмитрий Донской. Этот мужественный князь сделал большое добро русской земле - дал отпор татарам. Вот посмотрите на экран, здесь художник показал на холсте Куликовскую битву. На переднем плане – князь Дмитрий Донской. Посмотрите, какое у него грозное выражение лица. Он и его войско смело шли на смертный бой. Многие из них не вернутся домой, они падут смертью храбрых, защищая свою родную землю
Занятие №10
Тема: «Первый русский царь ИОАНН ГРОЗНЫЙ».
Цель: Познакомить детей с жизнью и деятельностью первого русского
царя ИОННА ГРОЗНОГО.
Материал: Картина «Иван Грозный и сын его Иван», слайды с изображением царя.
Словарь: царь, стрельцы.
Ход занятия
Воспитатель: Дети, все время мы с вами беседовали о князьях русских. Много их было. Давайте вспомним их: /дети вспоминают любого князя, вспоминают, какими делами прославил он Россию. Помогаю детям в трудных ситуациях, показываю слайды с изображением князей русских.
Но сегодня речь пойдет не о князьях, а о царях. Чем же они отличаются друг от друга? А вот чем. У каждого князя был свой город и селения.
А у царя вся страна. Он правит страной. Все ему подчиняются. А что общего у князей и царей?
Может, кто и сам догадается? И князья, и цари были богатыми, и князьям и царям подчинялись все.
Давайте еще вспомним, какой город был самым главным на Руси?
Дети: Киев.
Воспитатель: Потом Андрей Боголюбский перенес столицу в город Владимир. Но вот на Руси появился новый правитель-царь. И главным городом надолго стала Москва.
Самым первым царем у нас был ИОАНН ГРОЗНЫЙ. Почему его так прозвали, я сейчас вам расскажу. Когда родился ИОАНН, была большая гроза. Потом в детстве он был злым, сердитым, мучил бедных животных, когда ехал верхом на лошади сбивал людей с ног. И ему это нравилось.
Ему было три года, когда умер отец. Страной стала править его мать Елена. Но она не долго была на престоле, ее отравили, и она умерла. Остался
семилетний Иоанн совсем сиротой. Стали дяди его за престол бороться. Пока был маленьким царь, он не мог править страной. Дядям было выгодно, чтобы маленький мальчик рос жестоким, ни чему не учился. Но когда исполнилось ему 17 лет, решил он венчаться на престол и жениться на русской девушке. Привели к нему на смотрины боярских дочерей. Больше всех понравилась ему Анастасия Романова. Она была не только красивее всех, но и всех разумнее и добрее. Она и стала его женой. Анастасия много труда приложила к перевоспитанию Иоанна. Сделала его добрее, приучила ходить на службу, верить в бога. Иоанн стал намного лучше и сделал много добра для России и ее народа.
Но Анастасия жила не долго. После смерти ее Иоанн снова стал жестоким. Однажды в порыве гнева он железным посохом убил своего сына Иоанна. Царевич упал, обливаясь кровью. Иоанн закричал: «Я убил своего сына!». Бросился целовать его, удерживая кровь, текущую из раны. Плакал, рыдал, молил Бога о прощении. Через четыре дня царевич умер.
Но не изменился царь и после смерти сына. Он продолжал также обращаться со всеми жестоко. Слайд «Царь Иоанн и сын его Иван»
Но Иоанн Грозный сделал для России и пользу. Он создал постоянное войско пехотное и конное. Пехотное называлось стрельцами, главным у них был полковник. Они жили в городе, царь платил им жалование /зарплату/. Конное войско было из казаков и бояр.
Как только кто-либо пытался напасть на страну - войско уже было готово к бою. Помните, как князья собирали воинов. Пока соберут, а враг уже полстраны завоевал.
Во время царствования Иоанна Грозного также велись войны с немцами, татарами, поляками. Но из Иоанна Грозного был плохой воин. Он был нерешителен и труслив, не доверял своим воеводам. Видел везде измену. Многих храбрых князей он погубил. Вот так царствовал Иоанн Грозный.