Проект " В ГОСТЯХ У РАДУГИ" в средней группе
Познакомиться с таким удивительным явлением, как радуга, и запомнить цвета спектра поможет данный проект.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v_gostyah_u_radugi.docx | 287.43 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 30 «Золотая рыбка» г. Туапсе
ПРОЕКТ
«КРАСКИ ВОКРУГ НАС, или В ГОСТЯХ У
РАДУГИ»
Составила:
Воспитатель первой категории МБДОУ №30
Минаева А.А.
2016
Содержание:
- Актуальность
- Проблема
- Цель проекта
- Задачи проекта
- Тип проекта
- Сроки реализации
- Участники проекта
- Этапы реализации проекта
- Ожидаемые результаты
- Продукты проекта
- Приложение
Актуальность
- На сегодняшний день актуально стоит проблема цвето изучения у детей дошкольного возраста
- Цвет – это одна из первых характеристик окружающего мира, которую дети познают с первых дней жизни.
- Важно не упустить возрастную особенность и не загубить в ребенке способность к цветовому восприятию.
Интересна и увлекательна практика «В гости к радуге». Дети знакомятся с цветовой гаммой, выбирается цвет «Радуги» и ему посвящается целый день: с цветом знакомятся, рассматривают, играют, воспроизводят в рисунках, лепке, аппликации, создают постройки. В цветовом пространстве подробно выделяется каждый цвет по отдельности: в группе собираются игрушки определенного цвета. Заранее договорившись с родителями о назначенной по цвету одежде: «Завтра у нас - «желтый день», мы будем жить в желтом цвете. Предусмотрите, пожалуйста, в одежде какой-нибудь элемент желтого цвета».
Дидактические игры, исследовательская деятельность, творчество, конструирование направленные на сенсорное развитие детей, (в частности, на развитие чувства цвета) обладают большими возможностями: позволяют знакомить детей с качествами и свойствами предметов, в данном случае с цветом.
Дети оперируют имеющими знаниями о цвете, которые в ходе игры усваиваются, систематизируются, обогащаются. С помощью игры ребёнок получает новые знания о том или ином цвете. В то же время в процессе игры у детей активизируется цветовой словарь. В результате реализации данного проекта ребенок чувствует себя «своим» в удивительном мире цвета.
Развитая сенсорика - основа для совершенствования практической деятельности современного человека. Поэтому сенсорному развитию дошкольников должно уделяться значительно больше времени в воспитательном процессе.
Проблема
Не так часто мы можем наблюдать
на небе полную радугу – половину дуги,
упирающуюся обоими концами в землю.
К 5 годам у детей уже хорошо сформированы сенсорные эталоны – образцы основных цветов, с которыми он сопоставляет окружающие предметы. Ребенок уже может в «уме», т.е. мысленно различать цвета и называть их.
После формирования у детей цветового восприятия необходимо формировать умение определять оттенки цветов. Считается, что младшим дошкольникам достаточно усвоить изменяемость цветовых оттенков по светлоте, т.е. яркости (темно-зеленый, светло-зеленый), мы же считаем, что ребенок может научиться различать гораздо большее количество оттенков одного цвета, путем ассоциации его с образом предмета (огуречный, яблочный, укропный
• Значение сенсорного развития в дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
• С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания - запоминание, мышление, воображение - строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.
• Недостаточное сенсомоторное развитие детей дошкольного возраста приводит к возникновению различных трудностей в ходе начального обучения.
Таким образом, возникла необходимость разработки проекта «В гостях у радуги», направленного на формирование представлений дошкольника о сенсорных эталонах цвета.
Цель проекта:
- Расширение, уточнение представлений о таком явлении природы, как радуга.
- Формирование цветовосприятия у детей среднего дошкольного возраста.
- Закрепление всех цветов и умений находить предметы заданого цвета вокруг себя.
- Формировать у детей дошкольного возраста представления о сенсорных эталонах цвета.
Задачи проекта:
- Формировать у детей представления о разных цветах спектра.
- Развивать творческое воображение, эстетическое отношение к цвету и краскам.
- Помочь детям открыть многоцветие мира.
- Учить детей выполнять элементарные продуктивные действия. •Развивать у детей речевую активность.
- Формировать у детей познавательные потребности.
- Активизировать родителей к совместной деятельности.
Тип проекта:
Краткосрочный, общий, творчески – исследовательский
Сроки проведения:
с 21 марта по 2 апреля 2016 г.
Участники проекта:
Воспитанники средней группы «Ромашки»
Педагоги группы
Музыкальный руководитель МБДОУ
Родители воспитанников.
Ожидаемые результаты
- Дети правильно называют и различают цвета.
- У детей сформируются представления о сенсорных эталон цвета.
- Повысится интерес к сенсорной культуре, и желания принимать участие в совместной деятельности.
- Обогатиться речь детей.
- Изменение отношения родителей к проблеме сенсорного воспитания.
Этапы реализации проекта
Дата / этапы | Мероприятия |
Подготовительный | Вовлечение в деятельность, объявление родителям о начале реализации проекта «В гости к радуге», подбор материалов, игр, стихов, музыки. |
Основной / практический | |
Понедельник 21.03 | Красный день 1.Рисование ладошками и пальчиками. 2. Д.игра «Овощи и ягоды» |
Вторник 22.03 | Оранжевый день 1.Беседа об осени. 2.П.игра – эстафета «Витамины и мы» |
Среда 23.03 | Желтый день 1.Правила дорожного движения «Внимание дорога малыш» 2.Рисование «Лучики солнца» |
Четверг 24.03 | Зеленый день 1.Заседание «Зеленого совета» 2.Музыкальное представление «В траве сидел кузнечик» |
Пятница 25.03 | Голубой день 1.Лепка «Незабудки для мамы» 2. Разноцветные загадки |
Понедельник 28.03 | Синий день 1.Экспериментально исследовательское занятие «Тонет не тонет» 2.Беседа «Черное море» и все моря на нашей планете |
Вторник 29.03 | Фиолетовый день 1.Д.игра «Летает не летает» путешествие в фиолетовую страну. 2.Аппликация «Фиалки на подоконнике» 3.Подбери цвет к музыке |
Среда 30.03 | Белый цвет 1.Коструирование «Кораблики» 2.Изучение свойств бумаги различной плотности. 3.Викторина «Разноцветные загадки» |
Четверг 31.03 | Смешивание цветов 1.Рисование на молоке 2. Палитра красок. 3.Заучивание спектра красок |
Пятница 01.04 | Вкусный день у радуги 1.Мармелад своими руками 2.Вкусная мозаика 3.Групповая аппликация «Наша радуга» |
Заключительный | Оформление материала. Показ презентации коллективу педагогов и родителям |
Достигнутые результаты
- Сформировано умение различать предметы по цвету, называть цвета, подбирать сходные по цвету предметы и использовать в изобразительной деятельности такие цвета: красный, синий, оранжевый, голубой, зеленый, желтый, белый.
- Приобретен опыт видения многоцветья мира.
- Дети радовались многообразию цветов, восхищались ими.
- Расширилась, обогатилась палитра изобразительных средств, с помощью которых дети смогут более тонко выражать свои чувства и отношения в процессе творчества.
- Улучшилось мышление, активная речь, память, внимание, воображение.
В процессе разнообразных дидактических игр дети учились выделять цвет предметов, называть оттенки и цвета, сравнивать предметы по цвету, группировать их по сходству в цвете. Все эти действия развивают и закрепляют знания и представления детей о цвете, способствуют формированию чувства цвета. Дидактические игры, предшествующие изобразительной деятельности, готовили детей к более свободному и точному отражению цветов и оттенков в рисовании, аппликации.
Дети оперируют имеющими знаниями о цвете, которые в ходе игры усваиваются, систематизируются, обогащаются. С помощью игры ребёнок получает новые знания о том или ином цвете. В то же время в процессе игры у детей активизируется цветовой словарь.
В заключении хочется отметить, что все поставленные задачи успешно решены, дети и родители приняли активное участие в реализации проекта. Результат достигнут.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Разноцветные загадки
Сам алый, сахарный,
Кафтан зеленый, бархатный. (Арбуз.)
Черен, а не ворон,
Рогат, да не бык,
Шесть ног без копыт. (Жук.)
С ветки на тропинку,
С травки на былинку
Прыгает пружинка –
Зеленая спинка. (Кузнечик.)
Зимой белый, летом серый. (Заяц.)
Русская красавица
Стоит на поляне
В зеленой кофточке,
В белом сарафане. (Береза.)
Беседа «Что такое радуга»
- Ребята, сегодня мы отправимся с вами в необыкновенное путешествие, в котором встретимся с явлениями природы. Мы уже знаем с вами: что такое Солнце, что такое ветер, что такое дождь. И сегодня нам предстоит познакомиться с еще одним очень красивым явлением. Я предлагаю вам встать и последовать за мной.
Светит солнышко, поют птички и мы с вами отправляемся в лес. Послушайте как дует ветер и шелестят листики на деревьях. Давайте покажем как ветер качает ветки (дети поднимают руки вверх и качают вправо и влево).
Но тут, небо покрылось серыми тучами и пошел дождь. Как же капает дождик? (показывают дождь на ладони). И вот мы вышли на полянку. Дождик закончился и появилась разноцветная радуга.
- Радуга- это одно из самых красивых явлений природы. Это разноцветная дуга на небесном своде.
Кто построил радугу в небе над землею
Семь цветов, семь мостиков и загнул дугою?
Она появляется во время ливня, когда идет дождь и светит солнце.
Давайте вместе создадим радугу.
В радуге все цвета расположены в определенном порядке, послушайте в каком…..( заранее подготовлено семь разноцветных полосок и магнитная доска; полоски поочередно крепятся на доску)
Стихи о цветах радуги для заучивания
Красный
Красная редиска выросла на грядке,
Рядом помидоры - красные ребятки.
Красные тюльпаны на окне стоят,
Красные знамена за окном горят.
Оранжевый
Оранжевой лисице,
Всю ночь морковка снится -
На лисий хвост похожа:
Оранжевая тоже.
Зеленый
У нас растет зеленый лук
И огурцы зеленые,
А за окном зеленый луг
И домики беленые.
С зеленой крышей каждый дом,
И в нем живет веселый гном,
В зеленых брючках новых.
Желтый
Из листиков кленовых.
Желтое солнце и желтый песок.
Жадно я пью апельсиновый сок.
В знойном дыхании летней поры
Желтые даже глаза у жары!
Голубой
Глаза голубые у куклы моей,
А небо над нами еще голубей.
Оно голубое, как тысячи глаз.
Мы смотрим на небо, а небо - на нас.
Синий
В синем море - островок,
Путь до острова далек.
А на нем растет цветок -
Синий-синий василек.
Фиолетовый
Фиолетовой фиалке надоело жить в лесу.
Я сорву ее и маме в день рожденья принесу.
С фиолетовой сиренью будет жить она,
На столе в красивой вазе около окна.
Игра «Что такого цвета?»
Воспитатель называет цвет, а дети должны вспомнить предметы, которые могут иметь данный цвет. Предварительная работа: Чтение художественной литературы, просмотр фото и видео материалов, иллюстраций с изображением радуги. Прогулки в лес, парк, во время которых проводятся наблюдения и развитие представления детей о цвете и форме предметов, наблюдение радуги в природе.
Игра «Бывает – не бывает»
Воспитатель называет предмет и его цвет. Если такое бывает, то дети хлопают в ладоши и подпрыгивают три раза, если предмета такого цвета в природе нет, то дети стоят на месте.
Например: красный бант, рыжий кот, зелёный тигр, серая кошка, желтый одуванчик, розовый гвоздь, и т.д.
Игра изучение «Где сидит фазан?»
Ведущий: Давайте проверим! Радуга придумала шутку-подсказку: "Каждый охотник желает знать, где сидит фазан!" Первая буква каждого слова такая же, как и первая буква названия цвета. Каждый - красный, Охотник - оранжевый, Желает - желтый, Знать - зеленый, Где - голубой, Сидит - синий, Фазан - фиолетовый.
Зелёный
Зелёная травка – весенний ковёр,
Зелёные листья – деревьев убор.
Зелёный кузнечик песню поёт.
Зелёный огурчик на грядке растёт
Голубой
Глаза голубые у куклы моей,
А небо над нами еще голубей.
Оно голубое, как тысячи глаз.
Мы смотрим на небо, а небо — на нас.
Синий
Синее море играет волнами,
Синее небо прямо над нами,
Синие тени легли на песок.
И синий-синий расцвёл лепесток.
Фиолетовый
Фиолетовой фиалке надоело жить в лесу.
Я сорву ее и маме в день рожденья принесу.
С фиолетовой сиренью будет жить она.
На столе в красивой вазе около окна.
Дидактическая игра «Подбери цвет к музыке»
С.Прокофьев. Симф. сказка «Петя и волк» тема волка
Р. Шуман. Грёзы М. Мусоргский. «Картинки с выставки» Баба-Яга
П.И.Чайковский «Шум дождя»
Дидактическая игра: «Палитра»
Выяснить, сочетания каких цветов при рассматривании вызывают ощущение радости, а какие грусти.
Научить создавать цельность цветового впечатления путем поиска разнообразия оттенков для выражения определенного настроения
Опыт исследование «Рисование на молоке»
Дать детям представление о творчестве нетрадиционным способом.
1.Наливаем молоко в плоскую тарелку.
2. Добавляем краску.
3. Обмакиваем палочку в жидкость для мытья посуды, и опускаем ее в краску.
4. Держим палочку, и наблюдаем что получается.
5. Продолжаем добавлять мыльный раствор в разные места на молоке.